Организация: ГБОУ ДО ЛНР« Ясли - сад № 19 Звездочка»
Населенный пункт: ЛНР, Свердловский район, пгт. Бирюково
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «По поселку мы идем»
Составила и провела: Лебединская Ирина Владимировна воспитатель старшей группы, ГБОУ ДО ЛНР «Ясли-сад №19 «Звездочка», пгт. Бирюково, Свердловского района, ЛНР.
E - mail :
Цель: воспитание интереса и любви к Малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным поселком; воспитание чувства гордости за край, в котором живем; формирование представлений о достопримечательностях поселка.
Задачи:
- Расширить представление о родном поселке и его особенностях, познакомить с достопримечательностями.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
- Развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.
Материалы: Презентация Power Point о родном поселке, кукла Аннушка, флажки, дидактическая игра «Подбери предметы по назначению», карта-схема родного поселка, корректурные таблицы, фишки.
Предварительная работа : экскурсии по поселку, посещение школы, библиотеки, почты, дома культуры, аптеки, рассматривание фотоальбома «Моя Малая Родина», беседы, чтение стихотворений и разучивание песен о своем родном крае, накопление и систематизирование краеведческого материала и материала по народоведению, организация выставки творческих работ детей «Мой любимый поселок».
Ход занятия
Дети становятся в круг
Воспитатель : Станем рядышком, по кругу.
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО!
Дети присаживаются не стулья
Воспитатель: Ребята, а теперь покажите какое у вас настроение? Улыбнитесь, друг другу и у всех будет, хорошее настроение. (Дети улыбаются) Вижу у вас все отлично. И с таким прекрасным настроением предлагаю вам, отправится в путешествие по родному поселку. Узнаем о его прошлом, расскажем о настоящем, помечтаем о будущем.
Любое путешествие начинается с выбора маршрута. Для определения нашего маршрута мы будем использовать карту-схему нашего поселка. Сопровождать нас будет как всегда - кукла Аннушка, которая ответит на любые возникшие у вас вопросы.
Воспитатель: чтение отрывка из стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что в поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца.
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина?
Ответы детей (край где мы живем; место где родился человек; это дом где живут наши родители)
Воспитатель: Правильно. Родина – это наш дом, наша улица, наш поселок, родной край. Ребята, как вы думаете, почему родную землю называют по разному «Родина», «Отечество»?
(Ответы детей )
Воспитатель: Ребята, есть на свете много стран и земель, но как одна у человека мама – так, одна у него и Родина. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о поселке в котором мы родились и живем. Ведь для каждого из нас он самый любимый, самый красивый. Вы согласны со мной? (Да)
А как называется наш поселок? (Поселок Бирюково).
Название нашего поселка произошло от фамилии Василия Матвеевича Бирюково. Он был первым председателем сельского совета.
Между холмами, на целый десяток километров расположен наш поселок городского типа Бирюково. Еще издали виднеется прекрасный пейзаж. Дома утонули в зелени. Вербы, опустили свои ветви, и тихо купают их в прохладных водах реки Кундрючья, которая разделила поселок на две половины. Ребята, а может кто-то из вас знает старое название поселка? (Слобода Криничная). Верно. Давным-давно наш поселок назывался слободой Криничной, потому что на ее территории было много криниц с чистой родниковой водой.
В настоящее время осталась только одна, которая находится в конце улицы Щетова. Вода в этой кринице считается целебной, полезной для здоровья.
Ну, что ребята, отправляемся в путь. Начнем путешествие от ворот нашего детского сада. Давайте найдем его на карте-схеме. Как называется наш детский сад? (Детский сад «Звездочка»). На какой улице он расположен? (На улице Ленина).
Улица Ленина – это главная улица. Она самая длинная и проходит через весь поселок. Но есть еще много других улиц, каждая из которых имеет свое название. Напомните кукле Аннушке название этих улиц, вспомнив каждый ту, на которой он живет. (Дети передают куклу и называют улицы)
А что еще, кроме нашего детского сада, находится на улице Ленина?
Ответы детей (центральный Дом Культуры, детская библиотека, здание администрации поселка, аптека, участковая больница, магазины, дома жителей поселка).
Воспитатель: Кстати, ребята, наша участковая больница расположена в бывшем поместье графа Петра Васильевича Орлова.
Кирпичный, крытый железом, господский дом сохранился до наших времен. Когда-то его окружал большой сад, у речки был обустроен пруд. Дом Орлова - одно из самых старинных зданий в нашем поселке, и является достопримечательностью. Об этом свидетельствует вот этот значок в виде подковки на карте-схеме.
В нашем поселке есть еще одно старинное здание, которое также отмечено подковкой. Попробуйте сами его отыскать на карте-схеме. ( Храм Святого Митрофания). Верно, Храм святого Митрофания, так же является старинным сооружением, архитектурной достопримечательностью. В нем и сейчас, как много лет назад, ежедневно совершается богослужения.Говорят, сюда на Храмовый день приезжал известный писатель А.П. Чехов, с творчеством которого вы уже познакомитесь в школе.
Ребята, кукла Аннушка, приготовила для вас задания. Вот две иллюстрации с изображением больницы и храма, а также много мелких предметов. Вам необходимо разложить их по назначению. Те предметы, которые используют в больнице - к изображению больницы, а те, которые применяют в храме - к иллюстрации храма.
Д/и «Подбери предметы по назначению»
(Дети раскладывают предметы и обосновывают свой выбор)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно все разложили. Давайте еще раз посмотрим на нашу карту-схему. Кроме значков-подковок, здесь еще есть красные огоньки. Это значки памяти, их тоже два. Давайте попробуем вместе определить их местоположение.
Ответы детей (памятник В.М. Бирюкову – первому председателю сельского совета, памятник Родина-Мать).
Воспитатель : Мемориал Родина-Мать воздвигнут в честь воинов - защитников Великой Отечественной Войны. Вокруг памятника – стелы, на них высечены имена тех солдат-односельчан, которые защищали нашу землю от немецких захватчиков. Каждый год 9 Мая мы с вами приходим сюда, чтобы возложить цветы и почтить их память.
Воспитатель: На нашей карте-схеме есть еще один символ в виде чаши. Он указывает нам место расположения криницы (показывает детям). Когда-то была маленькая слобода, а теперь большой красивый поселок. Давайте расскажем о нем. Наш поселок, какой?
Ответы детей (Наш поселок большой, красивый, уютный, современный и пр.)
Воспитатель: А скажите ребята, за что мы любим свой поселок?
Ответы детей (за то, что мы здесь живем; за то, что здесь мы ходим в детский сад, а потом пойдем в школу; за то, что здесь живут наши родные, друзья, соседи).
Воспитатель : Не только мы любим и гордимся своим поселком. Наш односельчанин Виктор Кириллович Лебединский сложил песню «Родное Бирюково». Предлагаю вам, ее исполнить.
Песня «Родное Бирюково»
1.
Ели здесь не растут вековые,
В два обхвата дубы не шумят.
Нет здесь стройных берез, но люблю я до слез
Над Кудрючей рассвет и закат.
Припев:
Родное Бирюково,
Что есть на свете краше
Твоей неброской красоты.
До боли все знакомо
Здесь жили деды наши -
теперь живем и мы.
2.
Ветер здесь не играет волнами
Паруса на морях теребя.
Но ступи за порог
И степной ветерок
Вдруг овеет с любовь тебя.
Припев.
Воспитатель: Поселок Бирюково расположен в сельской местности, поэтому в основном его жители занимаются сельскохозяйственной деятельностью. Выращивают хлеб, овощи, фрукты. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, овец, свиней, а так же домашнюю птицу.
Еще наш край славится угольной промышленностью. Многие мужчины – горняки, в шахте добывают уголь. Ребята, а где работают ваши родители? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы наш поселок был красивым и уютным, мало его, любить нужно о нем еще и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши односельчане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим поселком и родным краем.
Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо стать в круг. Взять в правую руку зеленый флажок, а в левую – красный. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите отвечать, используя флажки определенного цвета. Если «можно» поднимаете зеленый флажок, если «нельзя» - красный.
Варианты вопросов:
Рвать цветы на клумбе?
Любоваться цветущей клумбой?
Сажать деревья и цветы?
Бросать фантики от конфет?
Играть на проезжей части дороги?
Кричать, шуметь в общественном месте?
Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?
Играть на детской, игровой площадке?
Разорять птичьи гнезда?
Оборудовать кормушки для зимующих птиц?
Воспитатель: Местный поэт Василий Емельянович Матейшин написал много стихов о нашем поселке. Сегодня я прочту одно из них, которое называется «Мой край родной»
Я люблю свой край родной,
Люблю широкие поля, зеленые луга.
Я связан с ним судьбой одной
Как с рекой Кундрючьей берега.
Мне дорог каждый холмик на родной земле,
Люблю простор степной,
И запах весны в журавлином крыле,
И этот небосвод голубой.
Воспитатель: Дети, пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастите, начать можно со слов: «Когда я вырасту…» (Ответы детей)
Воспитатель : Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить и воплотить в жизнь.
Чтобызакрепить все, что вы сегодня услышали, Аннушка, предлагает вам объединиться в пары, подойти к столам, на которых лежат корректурные таблицы и выполнить задания.
(Работа за столами)
Задания к корректурным таблицам.
(Прослушать вопрос, найти ответ-картинку и накрыть фишкой)
- Найди картинку, накрой фишкой .
Здание с голубыми куполами
Где проходят концерты и праздники?
Где добывают уголь?
Кого мы поздравляем в День Победы?
2 . Послушай загадку, отыщи отгадку.
Стоит дом
Кто в него войдет
Тот знания приобретет. (Школа)
Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Если кто- то заболел,
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад,
Что же это... (детский сад)
3. Подумай и ответь
Старое название нашего поселка?
Главная улица нашего поселка?
Сколько школ в нашем поселке?
Как называется речка в нашем поселке?
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по поселку. Сегодня мы узнали много нового и интересного о родном крае, Родине. Вместе с куклой Аннушкой прошлись по главной улице Ленина, вспомнили о прошлом, поговорили о настоящем, помечтали о будущем. Доказали, что действительно любим свой поселок. Думаю, что теперь вы вырастите достойными патриотами своей Родины.
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
- Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015.
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
4. Интернет ресурсы
Елена Рудева
Открытое занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России»
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитывать любовь к Родине.
2. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе.
3. Формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природном символе России - березке.
Материал :Видео - презентация (карта России,государственные символы -флаг,герб,достопримечательности Москвы,фото- гор,рек,полей,лесов,березок,наглядно-дидактические пособия,выставка рисунков.
Предварительная работа: Беседы о российской символике;чтение и разучивание стихотворений о Родине,Москве,березке;чтение пословиц и поговорок о Родине;разучивание хороводной песни о березке;рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве,фото лесов,полей,рек,гор, морей,и т. д нашей Родины.
Ход занятия:
1. Воспитатель: -Здравствуйте, дорогие ребята!
Дети,а вы любите путешествовать?(где-то бывать,узнавать что-то новое,интересное,делать новые открытия) .Мы вам предлагаем сегодня отправиться в путешествие. -Ребята,а на чем можно путешествовать? (Ответы детей)
1. Воспитатель: Мы предлагаем вам путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне. Отправляемся. (Дети садятся на стульчики). (На экране изображение поезда).
Звучит музыка"Паровоз"
1. Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая"
На планете много разных стран,но самая большая наша страна. Как она называется?(Россия)
Правильно,Россия. А какая она наша Россия?(Большая,любимая,красивая,огромная,богатая,сильная,мужественная,гордая)
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории,как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран,на карту России). Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать,на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег,а на другом -припекать солнышко. чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней -неделю,а на самолете лететь почти сутки.
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера,реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
В другом снега и вьюга!
(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)
Россия - наша Родина. Ребята,объясните,как вы понимаете,что такое Родина?(Родина-место,где мы родились;страна,в которой мы живем,мой дом.)
1. Воспитатель: Ребята,прочитайте нам стихи о Родине.
Дети читают стихи:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Что мы Родиной зовем?
Дом,где мы с тобой живем,
И березки,вдоль которых,
Вместе с мамой мы идем.
1. Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.
-Жить-Родине служить;
Кто за Родину горой,тот истинный герой;
Родина любимая,что мать родная;
Человек без Родины,что соловей без песни;
Жить-Родине служить;
Родина-мать,умей за неё постоять.
1. Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру,любви к Родине,умению ее защищать от врагов
Анаше путешествие продолжается. занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.
1. Воспитатель: Следующая станция на которую мы прибываем называется "Лесная"
Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
1. Воспитатель: Правильно!Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни,ствол,листья,ветки).
Россия-самая богатая лесами страна в мире. Лес-это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле,лиса живет в норе,птицы вьют на ветках гнезда,дятел ищет пищу в коре дерева,под корой живут жучки и т. д.).А в лесу таких деревьев тысячи!Какие деревья вам знакомы?(Дуб,осина,елка,клен,рябина,береза и др.)
Березу милую,родную издавна считают символом России. Россия и береза!эти два символа неразделимы. С чего начинается Родина?Наверное с белых берез. Мы с вами разучили несколько стихотворений о березе. Давайте их послушаем.
(Дети читают стихи)
Опять о них кудрявых и белесых,
А что тут делать,если на Руси
У всех дорог встречаются березы
Хоть день,хоть год,хоть вечность колеси.
Люблю березку русскую
То светлую,то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике
С красивыми застежками
С зелеными сережками
Вся в сережках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза.
Белоствольная береза-
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою - в серебре,
Машет веткой золотою,
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик,как сердечко,
Полюбуйся,погляди.
У родимого крылечка
Ты березку посади.
А теперь встаньте врассыпную,мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.
Это-березы в лесу.
Руки согнули,кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,тоже покажем
Руки согнули назад.
(Дети выполняют движения,в соответствии с текстом)
Песня "Мы вокруг березки встанем в хоровод"
1. Воспитатель: Лес-это наше богатство. Давайте беречь природу.
2. Воспитатель: Следующую станция называется "Государственная"
Мы прибыли в главный город нашей страны - Москву - столицу нашего государства.
Давайте послушаем стихотворение о Москве
Москва - это красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
2. Воспитатель: Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В. - на экране слайд с президентом)
Назовите государственные символы России (Флаг,герб,гимн)
Что же такое флаг и для чего он нужен?
В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран,там слайд с флагами разных государств) .Они могут быть похожи,но двух одинаковых вы никогда не найдете.
У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя,красная. (На экране слайд с российским флагом)
Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том,что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает(Березу, снег,облака,ромашку).
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну,защищает ее,верен ей. Синий цвет нам напоминает(Небо, реки,озера,моря) .
Красный цвет -цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает(Солнце,огонь,тепло) .
Задание для детей с использованием наглядно-дидактического пособия
Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов,ребенок выбирает из предложенных флаг России).
Молодцы!А теперь послушаем стихотворение о флаге.
Белый цвет-березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска-
Огненный рассвет.
2. Воспитатель: А кто знает,что такое герб?Герб -это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов,живущих в России. Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России?(Двуглавый орел,всадник,побеждающий змея).
Как вы думаете,что означает всадник?(воин) .
А змея?(зло,то есть воин побеждает зло - это победа над злом)
Ребята,посмотрите на орла. Это птица-царь. По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице,запряженной двумя птицами. с востока на запад. Но они пролетали так быстро и,казалось,что на одном туловище находится 2 головы,которые смотрят одна на восток,другая на запад,как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.
Давайте послушаем стихотворение о гербе.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный,мудрый,он и гордый.
Он России дух свободный!
А что же такое гимн?(Гимн -это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах,на спортивных соревнованиях,когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)
Правильно!У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).
2. Воспитатель: А наше путешествие продолжается. занимайте места в вагонах. Поехали.
Мы с вами приехали на станцию,которая называется "Праздничная"
В нашей стране много государственных праздников. Ребята,какой праздник наш народ будет отмечать в мае?Самый главный праздник нашей страны? (День победы).
Да,ребята,День победы -великий,важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 70 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех,кто отдал свои жизни за нашу Родину,за нас с вами. Мы говорим слова благодарности ветеранам. (На экране слайды с изображением ветеранов) .Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки). А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. (На экране слайды с салютом).
Давайте послушаем стихотворение.
Все мы гордимся нашей Москвой,
Наша столица - город -герой.
Красные звезды горя над тобой,
Город родной,город-герой.
Смело с врагами ты битву вела
И победила,наша Москва.
Все мы гордимся сегодня тобой,
Город родной,город-герой.
Дети исполняют песню "Салют Победе"
2. Воспитатель: Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось?(Ответы детей) .Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись.
Наш дом (стихотворение)
На карте мира не найдешь
Тот,дом в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но всегда на ней найдем
Свою страну-наш общий дом.
«Я люблю тебя, Россия».
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе
МДОБУ детский сад №3 «Чебурашка»
Воспитатель: Нагайская А.В.
Цель : Познакомить детей с русской культурой.
Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.
Познакомить с традиционными русскими праздниками (Новый год, Пасха, Масленица, Крещение, Троица и другими) .
Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам
Познакомить с разнообразием русских народных промыслов, воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.
Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Задачи :
Воспитывать любовь к величайшим богатствам русской народной культуры –фольклору: сказкам, загадкам, пословицам, потешкам.
Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.
Познакомить с традициями и обычаями россиян, прививать любовь к традиционным праздникам.
Воспитывать любовь к России, чувство гордости за свою страну, развивать интерес к историческому прошлому России
Практическое назначение материала : познавательные занятия с детьми 5 – 6 лет.
Воспитатель встречает детей в русском сарафане, переднике, косынке или кокошнике, в группе, оформленной под русскую избу.
Оборудование : географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, альбомы с иллюстрациями «Русские традиции», «Потешки», «Народные промыслы», изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
Ход занятия:
Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Островского, музыка С. Куликова) .
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно я одета. Кто знает, какой на мне костюм? Почему этот костюм называют русским?
Да, его носили русские женщины. Они сами шили и с любовью украшали одежду для себя и для своей семьи.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны?
(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России.
Примерный рассказ: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы.
Воспитатель: Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок, которые удивляют весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец.
Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей). О чем нам могут рассказать сказки? (о жизни русского народа) . В чем смысл сказок? (добро всегда побеждает зло) .
Чем сказки отличаются от рассказов?
Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)
Много разных потешек, поговорок, пословиц сложил великий русский народ. Как вы понимаете смысл пословиц:
Долог день до вечера, если делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека труд.
Сделал дело – гуляй смело.
Игра «Кто больше знает потешек»
Воспитатель: Наш народ сочинял красивые песни, хороводы.
Русский хоровод «На горе – то калина»
Входит коробейник (ребенок с коробом товаров) .
Коробейник: Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!
(Дети берут изделия народно-прикладного искусства)
Воспитатель: Ребята, в далёкие времена, торговцы развозили товары по стране и люди покупали то, что им было нужно. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках.)
Воспитатель: У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
(Предположения детей)
Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках, празднование Пасхи, Троицы и многие другие. На всех праздниках люди всегда играли в русские народные игры.
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Русская народная игра «Золотые ворота».
Золотые ворота,
Проходите детвора.
Я и сам пройду и ребят проведу.
А последнюю собачку я себе возьму.
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России?
Дети: овощи, пшеницу, рожь, фрукты.
Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай.
(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)
Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей). Ребята, с давних времен дошла до нас традиция засаливать капусту, сейчас мы с вами будем «рубить» капусту.
Инсценировка «Мы капусту рубим»
Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)
Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
Воспитатель: Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша? »
(Из манки – манная, из пшена – пшенная.)
Итог занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях.
Традиций у русского народа очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.
Ребята, сейчас мы с вами будем делать панно «Русский хоровод», которое разместим в уголок России.
Мы – русские люди – с гордостью должны носить своё достойное имя!
Конспект занятия - игры на тему: «Россия - Родина моя»
в старшей группе
Программные задачи:
- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;
- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
- систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
- учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
- воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов
Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус.
Предшествующая работа:
Разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;
Рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, села;
Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
Посещение сельского музея, предприятий села, воинских частей;
Экскурсии по селу.
Ход игры – занятия:
(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)
Воспитатель : - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?
Дети : (о родном месте, о нашей Родине,)
Воспитатель : - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте.
А как называется наша страна, кто знает?
Дети: (Россия)
Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети : (это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна)
Здравствуй, Родина моя!
1 реб. Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй улица моя
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне.
2 реб. Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок, расти.
Подпеваю травам я,
Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица) . Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.
Дети: (дети читают стихи)
Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.
Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Дети России»)
Воспитатель : - Наша игра будет состоять из 5 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги) И первый из них – «Достопримечательности нашего села». Вам необходимо как можно больше назвать достопримечательностей, которыми славиться и гордиться наш село.
Дети : (выполняют задание)
Воспитатель : - Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете свое село. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?
Дети: (дети выполняют задания)
Воспитатель : - У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.
Дети : (Россия, Российская Федерация)
Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?
Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)
Воспитатель : - Всё правильно. А назовите символы страны.
Дети: (гимн, флаг, герб)
Воспитатель : - гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.
(звучит отрывок гимна России все встают)
Дети: (все встают)
Воспитатель : - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.
Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).
Воспитатель : - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.
Воспитатель : - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:
Дети : Родина – это то место, где мы живём.
Воспитатель: Совершенно верно, произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Воспитатель : - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.
Дети : (исполняют танец листочков или цветов, по выбору)
Воспитатель : - А теперь черёд настал задать вам вопросы нашим гостям.
1 Столица нашей Родины?
2 Самый главный человек нашей страны?
3. Назовите какие улицы нашего села вам известны?
4. Как называется наш край?
5. Что изображено на гербе Приморского края?
Гости : Да вы просто молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы!
Воспитатель : - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.
Дети : (исполняют изученные песни)
Реб
Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Воспитатель : Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей) Молодцы ребята, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наше занятие закончилось.
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя семья»
Интеграция образовательных областей : Познание, социально-коммуникативное развитие.
Задачи и цели :
Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
Формирование первоначальных патриотических чувств.
Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Предшествующая работа :
1. Беседы о семейных традициях в семье каждого ребенка.
2. Разучивание стихов о семье.
3. Чтение литературы о семейных взаимоотношениях.
4. Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
5. Рисование древа семьи.
Словарная работа : телестудия, традиции, по наследству, привнести, предки, крепыш, колыбелька, бело-набело.
Материалы к занятию :
1. Иллюстрации с изображением семьи. (Нарисованные самими детьми.)
2. Колыбелька с куклой.
3. Таз с водой и белое полотенце.
4. Монеты, уголь, семена фасоли.
Ход занятия
(На мультимедийной установке картинка семьи.)
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Семейные традиции». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда я приглашаю вас - проходите. Я буду ведущая этой передачи. Сегодня вы узнаете очень много нового и интересного.
У каждого из нас есть семья. И в каждой семье свои традиции. Мы не рождаемся с ними, семейные традиции не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и сберечь. В одной семье любят по выходным всей семьей ходить в лес, кто-то проявляет любовь и уважение к своим бабушкам и дедушкам и это их семейная традиция. А у кого-то семейная традиция называть детей именами предков. Но сегодня я, ведущая передачи, хочу рассказать вам о старинных русских семейных традициях.
(На м/м картинка русской избы.)
Раздается плач ребенка.
Воспитатель:
Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Егор. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?
- Это имя обозначает - хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (Воспитатель рассказывает детям что обозначают их имена.)
Воспитатель:
Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
Нашему Егорушке клали эти вещи когда купали его. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек.
Когда клали уголек говорили:
Привыкай к домашнему теплу.
Воспитатель кладет зернышки.
Когда клали зернышко говорили:
Будь всегда сыт.
Воспитатель кладет денежку.
А когда клали монетку говорили:
Будь всегда богат.
Воспитатель наливает воду в таз.
В старину, когда купали ребенка приговаривали:
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко. (Кладем куклу в таз.)
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли.
Дети вытирают куклу.
Воспитатель: А когда вытирали ребенка говорили:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, Давайте-ка мы положим его спать.
Воспитатель:
А куда кладут спать ребеночка?
Дети:
В кроватку.
(На м/м появляется изображение колыбельки.)
Воспитатель:
В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Егорушки. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям) . В колыбельке лежит хлеб и соль.
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:
Что же это?
Дети:
Хлеб и соль.
Воспитатель:
Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Теперь я вам предлагаю укачать Егорушку. (Включается колыбельная - девочка укачивает ребенка.)
Воспитатель: Ну, вот и все наш Егорушка уснул. И наша передача на этом заканчивается.
Итог работы :
Что вам на занятии понравилось?- Что нового вы узнали сегодня?- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!
ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятия с учащимися по патриотическому воспитанию
ТЕМА УРОКА: «Патриотизм и верность воинскому долгу».
Учебные цели:
обучения – формирование системы знаний, умений и навыков, а также новых понятий на определенном этапе изучаемой темы;
воспитания – формирование интересов к содержанию урока и необходимых качеств;
развития – формирование умений проблемного учения, а также и видеть проблему в системе изучения;
Тип урока : урок – изучение нового материала.
Вид урока : урок – рассказ с элементами беседы.
Методы обучения : диалогическое изложение.
Метод преподавания : информационно-сообщающий, побуждающий.
Метод учения : репродуктивный.
Метод воспитания : выразительное изложение, прямое воздействие.
Материальное обеспечение : компьютер, мульти-медио-аппаратура.
Ход занятия
Сегодня наша Родина переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Процесс реформирования общества идет непросто. К сожалению, он сопровождается экономическим и социальным кризисом. Начавшаяся военная реформа осуществляется в условиях негативных процессов в духовной сфере общества (безверие, потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров), ограниченных материальных И финансовых возможностей государства.
В этих условиях каждому гражданину, каждому призывнику, встающему в армейский и флотский строй, особенно необходимо хранить и укреплять чувство любви к своему Отечеству, национальные гордость и самосознание.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Во все времена о Родине поэты слагали лучшие стихи и песни. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. Ее именем освящают славные дела рабочие и крестьяне, врачи и учителя... С именем Отчизны в сердце и на устах шли ее лучшие граждане в бой с врагами, совершали беспримерные героические подвиги. А если нужно было - за любимую Родину, за ее честь и независимость они отдавали самое дорогое, что есть у человека, - жизнь.
Ребята, так Что же такое Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия? Марина, Алмаз
Родина - это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Отечество - синоним понятия «Родина».
Антон Николаевич Толстой писал: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер. Это цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории».
Понятие «Родина» включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющий ее народ, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.
Органическая связь человека с Родиной предполагает сознательное и эмоциональное отношение к ней. Так, привязанность к привычному имеется и у животных. Но человек осознает свою привязанность, свои чувства к Родине. Он воспринимает ее не только сердцем, но и умом. Он гордится своим Отечеством.
Ребята, посмотрите, на рисунок и ответе пожалуйста, что вы здесь видите….
Условно различают большую и малую Родину. Большая Родина - это страна, где человек родился, вырос, живет. Она включает малую Родину. Малая Родина - это место (село, город) становления человека как личности. Это место, которое навсегда остается в нашей душе и куда мы будем всю жизнь возвращаться, хотя бы в воспоминаниях.
Осознание своей Родины, чувство любви к ней возникают не сразу. И у каждого по-своему. Одно несомненно - с первым глотком материнского молока начинает зарождаться это объединяющее нас чувство. Вначале, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознает свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин, так формируется патриот.
Ребята, подскажите, что это такое патриотизм
Патриотизм (от греческого ра tris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.
Каждый призывник должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это - целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.
Патриотизм - это и естественное волнение, переживание за успехи и горечи
Отечества, его победы и поражения.
Следует подчеркнуть, что любовь к Родине и служение ей может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, художника или военного. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но у каждого это будет выражаться по-своему.
Ребята, подскажите, что означает – воинский долг
У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, храбрости и героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Для военных людей понятия «патриотизм» и «воинский долг», «подвиг» неразрывно взаимосвязаны, по сути дела являются синонимами.
.
Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина.
И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.
В блокноте, найденном в фашистском концлагере Заксенхаузен, были такие строки:
Что ж, и смертной тревогой опутан,
Не мечтая о лучшей судьбе,
Я до самой последней минуты
Буду верен, Отчизна, тебе.
Только горячо любящий Родину и мужественный человек мог так думать в аду за колючей проволокой. Мы уже никогда не узнаем, кто написал эти строки. Но благодаря именно таким людям, патриотам в самом высоком смысле этого слова, мы победили и будем побеждать.
Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. Патриотом, как и настоящим человеком, надо стать. Необходимо вырасти до этого уровня !
НЕЗЫБЛЕМОЕ ПРАВИЛО СОЛДАТА (МАТРОСА)
Из какой бы республики, края, области ни был призван юноша, он ответственен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за наше Отечество. А безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.
Не случайно легендарный А.А. Брусилов утверждал: «Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».
Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и прежде всего - в верности своему конституционному, воинскому долгу.
Что означает понятие «воинский долг»? На чем оно основывается? Как и в чем проявляется в процессе военной службы? Осмысление этих вопросов каждым призывником является чрезвычайно важным и необходимым.
В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Человек живет в обществе и не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребностей он пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшимися, проверенными веками нормами и правилами. Часть нз них общество силой государственной власти возводит в ранг законов. Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и, хотя не облачены в форму государственных правовых документов, они не менее значимы. Это - так называемые нормы морали и нравственности. Правовые и моральные нормы теснейшим образом взаимосвязаны.
Подытоживая сказанное, отметим, что долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязанности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товарищеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.
Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных Сил.
Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной, и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.
Ребята, Каждому военнослужащему важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», *нежелаю», «небуду». Свое «хочу «или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.
Воинский долг, в сравнении с другими видами общественного долга, включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных Сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.
Ребята, По-человечески просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И.Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу, ... нанести врагу как можно больший урон» .
Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу. По-другому быть не может. |
Ребята, что связывает этих людей на экране
Эти слова для каждого призывника, каждого воина должны быть руководством в службе.
Испокон веков о человеке судят не потому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.
Ребята, Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ваше мнения.. ..
Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе
«О статусе военнослужащих» (1998 г.).
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, отмечается в законе, составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
- быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
-- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
* * *
Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь. В знаменитом телефильме «Семнадцать мгновений весны» звучит песня »
( звучит песня)
на стихи Роберта Рождественского «Мгновения ». Там есть замечательные, очень точные слова: «А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего». Это главное.
А.П. Аширов
Конспект занятия по патриотическому воспитанию ко Дню Победы. Цель: Воспитательная: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине. Развивающая: развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей. Обучающая: продолжить знакомства с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну. Ход занятия: 9 Мая весь наш народ отмечает великий праздник День Победы. Много лет прошло с тех пор, когда немецкие войска напали на русскую землю. «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска на пали на нашу Родину», такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась великая отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяженный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб. Но люди не испугались, поднялись и пошли на встречу темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества. Фашистские захватчики пришли на нашу землю без предупреждения и объявления войны, бомбили и сжигали города и деревни, уничтожали фабрики и заводы, убивали беззащитных женщин, детей, стариков. Принесли горе, голод, разруху и несчастье нашему народу. Почему празднуют День Победы? Как он проходит в Москве? А как в нашей станице? О чем говорят в этот день в семье? Какие вещи, фотографии, ордена и медали прадедушек и прабабушек хранятся у вас дома? День Победы праздник радостный и грустный. В этот день встречаются те, кто вместе воевал. Они вспоминают о былых сражениях, о своих фронтовых друзьях, приносят цветы к памятникам солдат, погибших на войне. Защищая Родину, погибло много людей, и их подвиги навсегда останутся в памяти народа. Всех героев Великой Отечественной войны не перечесть это Зоя Космодемьянская и Лиза Чайкина, Гастелло и Маресьев и др. Вставай, народ! Услышав клич Земли, На фронт солдаты Родины ушли. Отважно шли солдаты в бой За каждый город и за нас с тобой! Хотели отомстить скорей За стариков, за женщин, за детей! Наш народ от мала до велика, мужчины и женщины, даже дети, стали защищать нашу Родину от врага. Воспитатель читает стихотворение «Навек запомни!» (М. Исаковского): Куда б ни шел, ни ехал ты. Но здесь остановись. Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты - рыбак, шахтер, Ученый иль пастух, Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг, И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберег. Физкультминутка: Раз, два, дружно в ногу, Дети маршируют Три, четыре, тверже шаг. и произносят слова. На парад идут солдаты И чеканят дружно шаг. . А у меня есть одно из писем солдата с войны. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам, Что отстояли мир когдато. В праздник 9 Мая ветераны встречаются у памятников и принимают поздравления. В День Победы, утром рано Выйди в город, погляди: По улице шагают ветераны С орденами на груди. И танкисты, и артиллеристы, И ракетчики, И пехотинцы, и моряки. Пусть дети наши подрастают И в военные игры только играют! Пусть будет мир на всей Земле: «Да» скажем миру! «Нет!» войне! 9 Мая во всех уголках нашей страны, в городахгероях прогремит праздничный салют.