Идеал красоты в Древнем Египте.
Всевозможные картинки (фрески, рельефы, фотографии скульптур) позволяют сделать выводы о мужском идеале красоты в Древнем Египте: высокий рост, крупные черты лица, узкие бедра, но широкие плечи. По бюсту Нефертити, статуям и изображениям можно судить и о женской привлекательности: тонкие черты лица, миндалевидные глаза, стройное тело, смуглая кожа, черные жесткие волосы.
Древние египтяне считали красавицами обладательниц огромных блестящих глаз, ярких губ и алых щечек. Но не все рождаются с такими данными, поэтому египтянки были вынуждены закапывать в глаза белладонну для придания блеска и расширения зрачков, а лицо постоянно протирать соком ириса. Это было вредно, вызывало сильнейший кожный зуд, но, как следствие, появлялось желанное покраснение щек, поэтому женщины терпели все неудобства.
Тело должно было быть стройным, с небольшой грудью и спортивными длинными ногами.
Древнее царство (2900-2400 гг. до н.э.)
Древнее царство - это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала. Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.
Мужской костюм
Основной одеждой мужчин с древности был передник -«схенти». Схенти носили все - от рабов до вельмож.
Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.
Варианты «схенти».
Женский костюм
Женская одежда гораздо больше закрывала тело. Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» -длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходив-шую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими.
Обувь
Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.
Среднее царство (2000- 1700 гг. до н.э.)
Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.
Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.
Мужской костюм
Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.
Женский костюм
Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды - легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью.
Костюм фараона
Одежду фараона определял старинный придворный церемониал.
Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани.
Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.
Главным символом царской власти был урей - особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство - корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.
Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок - клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху - металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами - так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.
Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте - в виде ступки красного цвета
После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.
Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение - золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей. Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.
Костюм царицы
Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.
Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.
Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей - символ плодородия)
Новое царство (1580-1085 гг. до н.э.)
В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах.
Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени - сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.
Мужской костюм
Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей.
Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и
плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды - «сусх», который состоял из калазириса и «синдона», большого куска прямоугольной ткани.
Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязывали спереди.
К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.
Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него - плиссирова-ный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.
Женский костюм
В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйчатым узором - рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба
(кобчика) - символа Исиды.
На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.
Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели. Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.
Костюм фараона (набедренная повязка с передником и накидкой из тонкой ткани) и костюм царицы (калазирис с передни-ком из прозрачной плиссированной ткани; клафт)
Костюмы знатных египтян.
На мужчине - схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой.
На женщине - калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос.
Обувь
Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.
Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.
Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.
Прически и головные уборы
Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего царства так же, как и обувь, служили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.
С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.
Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором.
Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.
Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием
Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин - с длинными и пышными спиральными локонами. Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы - длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.
Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные - блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.
Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» - небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.
Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами. Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.
Украшения и косметика
Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки - зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет.
Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др.
Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности.
Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров.
Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове - золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.
Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.
Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.
В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.
Традиционным украшением египтян был ускх - широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.
История моды. Египет
Появившееся в начале 20 века направления в моде теперь получило вполне определенное название – этнический стиль, и характерные черты, как то: использование нарядов характерного кроя, определенных материалов, оттенков или декоративных орнаментов. У всех национальных групп есть особые традиции или обычаи, которые часто проявляются именно в манере одеваться.
Основных мотивов, которые используются в современной моде не так уж и много, по сравнению с реальным количеством, которых существуют многие десятки, если не сотни.
Популярен сейчас египетский стиль, который характеризуется определенными цветами – синий и бирюза, желтый и золотой, белый, с возможными черными, зелеными, красными и оранжевыми частями.
Геометрические узоры, такие как иероглифы, изображения богов и фараонов, пирамид и сверхъестественных существ, жуков скарабеев и цветов лотоса.
Лен, бархат, шелк и велюр, а также кожа и шерсть, и их сочетания – вот материалы, которые обычно используются. Для отделки используются металлические пластины или бахрома. Характерными для египетского стиля являются геометрические формы кроя (треугольник, ромб или трапеция).
Мужская одежда – это, в основном, туники и широкие рубашки, а также свободные штаны. Женский гардероб состоит из сильно декорированных облегающих платьев в пол (тяжелая ткань, разнообразные принты), а также туники и топы, и платья на одно плечо.
Аксессуары, типичные для этого стиля – это широкие пояса, браслеты в виде змей, а также шарнирные браслеты, перстни и ожерелья, изготовленные из небольших пластин, бусы и диадемы.
Типичная обувь – сандалии. В макияже преобладают густо подведенные брови и стрелки, а также темный тональный крем. Прическа обычно средней длины с челкой, предпочтительно темного цвета.
Греческие мотивы
Греческие мотивы строятся на пастельных тонах, а также белом, синем и золотом цветах с растительными , обычно в виде ветвей деревьев (чаще олив). Ткани легкие и струящиеся по телу, например, шелк или тонкий трикотаж. Для одежды характерна асимметрия, когда открывается одно плечо, или создается диспропорция подола или туники.
Как аксессуары используются широкие пояса и браслеты, диадемы, кулоны и серьги – иногда, заколки для волос. Обувь характерная для обоих полов – сандалии со множеством ремешков (для женщин возможно присутствие шпильки).
Макияж используется неброский, очень естественный. Волосы укладываются локонами под обруч или же диадему. Также популярны различные косы, иногда украшенные цветами.
Также существуют подобные стили для индейских, индийских, японских и африканских мотивов. Одежда и аксессуары подбираются максимально аутентичные.
Выбираем платье в греческом стиле
Вечерние платья в греческом стиле не теряют своей популярности. Классическое платье в таком стиле имеет длину в пол, завышенную линию талии, подчеркивает грудь и ниспадает красивыми струящимися складками. Благодаря этому оно подходит всем женщинам, в том числе для полных женщин и тем, кто хочет скрыть недостатки фигуры.
Также оно незаменимо для невест, которые выходят замуж, находясь в интересном положении.
Как правило, под грудью есть пояс или же плиссированная вставка, а плечи всегда открыты. Это может быть асимметричный покрой с одной бретелью или же традиционный с двумя. Шьется такой наряд из легких воздушных тканей: шифон, шелк, атлас, а декорируется различными драпировками, оборками, кружевами, воланами.
Носить греческое платье можно по любому поводу: летом на прогулку, на романтическое свидание, но особенно они подходят для торжественных случаев. В нем женщина будет выглядеть, действительно, как древнегреческая богиня. Особенно в сочетании с прической в греческом стиле: косой, локонами с вплетенными в них лентами, жемчужными нитями.
Выбирая обувь под такое одеяние, отдайте предпочтение сандалиям из натуральной кожи, которые походят на античные. Также можно выбрать босоножки из тонких ремешков на каблуке. Они могут быть в тон платья или также быть кожаного цвета.
К такому наряду как нельзя кстати будут украшения в античном стиле золотого, серебряного или бронзового цветов. Браслеты лучше выбирать широкие, а серьги должны быть длинными, подчеркивающими черты лица. Вместо ожерелий лучше выбрать изящную подвеску с тонкой цепочкой. Очень хорошо в подвесках смотрятся горный хрусталь, изумруды, топазы, бриллианты — прозрачные переливающиеся на свету камни — под стать легкости и воздушности платья нежных цветов.
Для украшения прически можно использовать различные диадемы, а на само платье приколоть брошь или цветок — живой или тканевый. Главное — это знать меру в количестве аксессуаров: чем меньше, тем лучше, а также правильно сочетать их между собой.
Вечерние платья в греческом стиле обязательно придадут вам особого шарма и роскоши на любом торжественном мероприятии.
Платья в греческом стиле можно без зазрения совести назвать неумирающей классикой. Ведь прошло более трех тысяч лет, а этот фасон все еще остается на пике моды. Да, конечно же, каждое творение современного дизайнера может похвастаться собственной изюминкой, но… Платье в греческом стиле, несомненно, является символом женственности, естественной красоты и неброской элегантности. Подобная одежда прекрасно подойдет как для повседневной жизни, так и для роскошного, торжественного праздника.
Ни для кого не секрет, что греки ценили и восхищались красотой человеческого тела. И образ древнегреческой обитательницы Олимпа без сомнений является воплощением совершенства.
Греческое платье было создано лишь с одной целью — демонстрировать достоинства и умело маскировать недостатки фигуры. Легкая, воздушная ткань, завышенная талия и аккуратные складки, неброские, но элегантные декорации — все это просто не может не восхищать.
Кому подойдет платье в греческом стиле?
К счастью, этот фасон прекрасно будет смотреться практически на любой представительнице прекрасного пола. С помощью тех или иных вариаций можно придать объема или же, наоборот, скрыть полноту и прочие недостатки фигуры.
Например, воздушное платье без бретелей поможет подчеркнуть изящные плечи и красивую шею, а складки на груди придадут объема этой части тела. Длинные модели помогут скрыть недостатки фигуры, а короткие платьица, наоборот, «оттенят» стройные ножки.
Когда и куда носить греческие платья?
На самом деле этот фасон прекрасно подходит для любых условия, кроме, разве что, занятий спортом.
Легкие платья в греческом стиле из шифона станут прекрасной основой для повседневного образа, ведь придают легкости, небрежности и естественности.
А вот девочки будут смотреться просто изумительно, превратившись в настоящую «королеву выпускного вечера». Роскошные платья в греческом стиле с шелка и более тяжелых, дорогих тканей будут к месту на торжественном вечере, в опере или на любом другом празднике. Кстати, этим фасонов не пренебрегают и мировые знаменитости.
Огромной популярностью пользуются свадебные платья в греческом стиле. Согласитесь, что подобный наряд придает невесте женственности, чистоты и легкости.
С чем носить платье в греческом стиле?
Совершенство кроется в деталях. И для того, чтобы выглядеть на все сто, нужно превратиться в истинную богиню до кончиков ногтей. Так с чем же носить этот наряд?
Обувь — крайне важная деталь и в данном случае к выбору модули необходимо подойти крайне ответственно. Конечно же, идеальным вариантом будут классические греческие сандалии с тонкими, изящными ремешками. Туфли на танкетке прекрасно будут смотреться с длинными платьями. А вот босоножки на тонкой, аккуратной шпильке подойдут к моделям с короткой юбкой, так как сделают ножки более стройными.
Греческий стиль — это в первую очередь безыскусная, естественная красота. Поэтому не стоит «перегружаться» броскими украшениями. Идеальном вариантом будут широкие браслеты на запястья.
Что же касается сумочек, то лучше всего выбрать неброский маленький клатч в тон платью. И, конечно же, немаловажным моментом является удачная прическа. Древнегреческие женщины не остригали волос, вполне оправдано считая их лучшим украшением.
Волнистые волосы, завитки, обрамляющие лица, обручи и ленты — все это поможет создать идеальный образ настоящей богини. Волосы можно распустить или завязать в высокий узел, прихватить несколько пряжей с помощью заколок. Макияж также не должен быть слишком броским — основной целью здесь является легкость и естественность.
На сегодняшний день существует множество фасонов, созданный в традиционном греческом стиле — это платья без бретелек, с длинными широкими руками или же перекрещенным тесемками на спине. В любом случае вы обязательно найдете свой, идеальный вариант.
Национальная одежда египтян в древние времена выполняла не только защитные функции, но и являлась отличительной чертой египетских сословий. Форма, длинна и отделка одежды оттачивалась столетиями, египетская национальная одежда подчинена строгим канонам и имеет разницу между общественными классами. Она делится на женскую и мужскую. Национальная мужская одежда с древних временем практически не изменилась. Традиционно Египтяне носили и носят льняные рубахи из растительного волокна, в основном из льна. Во времена фараонов египтяне уделяли большое значение внешности, особенно богатое сословие.
Они украшали её амулетами, драгоценными камнями, воротниками, поясами, вышивкой и рисунками. Льняная одежда была выбрана не случайно, так как лён обладает целым рядом гигиенических свойств: гигроскопичностью, хорошей капиллярностью и т д. В условиях жары, когда местами температура поднимается до 60 С, одежда из льна как раз то, что нужно. Предпочтение отдаётся белому цвету (по законам физики он хорошо отражает солнечные лучи). В прошлом веке, мужчины носили длинные рубашки с рукавами простого кроя и широкие штаны с кушаком, зауженные к низу, сверху надевалась жилетка или кафтан, на голове платок связанный в чалму. В настоящее время чалму заменяет платок шемаг в клетчатый орнамент (арафатка) с валиком вокруг головы, позаимствованный из Эмиратов и Саудовской Аравии. Современные галабей (длинные рубахи) стали более расширенной, трапециевидной формы, с воротничками, карманами и т.д. Мужская одежда, в связи с канонами мусульманской религией, традиционно не украшается золотом и вышивкой.
Женская мусульманская одежда в начале века состояла из абаи, с ручной вышивкой и орнаментом, платка украшенного цветными помпончиками, головного венка из цветов. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством и женщинам не надо было носить традиционную мусульманскую одежду. При Мубараке всё вернулось на свои места и египтянки снова надели хиджаб, абайи и химар. Из Саудовской Аравии пришел никаб из легкой ткани, через которую легче стало дышать. Химар носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.
В настоящее время мусульманки носят модные и современные шёлковые, атласные платки, длинные юбки, длинные платья, плащи, и современные модели хиджаба, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их изготавливают из крепа, шелка, хлопка и синтетики. Для очень богатых египтян существует женская одежда из очень дорогих тканей, украшенные драгоценными камнями. Высокую моду на современную одежду мусульманок можно увидеть на показах моды, проводимые в Египте. Старое поколение египтянок, воспитанные на строгих мусульманских традициях, придерживаются национальной египетской одежды.
Сохранившиеся до наших дней памятники искусства и исторические источники могут рассказать о том, какая была одежда Древнего Египта, кратко о которой пойдет речь в этой статье.
Основным материалом для изготовления одежды египтян был лен. Это обусловлено тем, что именно для выращивания льна были самые благоприятные климатические условия. Древнеегипетские мастера владели особыми техниками ткаческого искусства - материал изо льна был очень тонким и легким, и по этим параметрам ничуть не уступал шелковым тканям. В эпоху Нового царства появились новые технологии изготовления тканей - они стали сеткообразными. Одежду, сшитую из такого материала, украшали с помощью вышивки, бисера, стразов и пряжек. Помимо льна египтяне использовали хлопок, а также кожу. Сохранились сведения и об использовании меха - им расшивали жреческую одежду, предназначенную для религиозных обрядов и ритуалов. Египтяне умели раскрашивать ткани в различные цвета - сначала это были красный, голубой и зеленый цвета. Впоследствии мастера научились получать и другие расцветки и оттенки, например, желтый или коричневый. Для украшения использовали орнаменты, имеющие определенное сакральное значение.
Мужская одежда у древних египтян несет свое происхождение от простой набедренной повязки. Изначально это была рабочая одежда, напоминающая фартук, но по мере своего развития повязка видоизменялась. Например, у более знатных людей и у вельмож повязка украшалась складками и крепилась с помощью пояса, расшитого золотом. Со временем набедренная повязка, именуемая также «схенти» превратилась в элемент нижнего белья, поверх которого надевали трапецевидную, прозрачную повязку.Она также крепилась с помощью пояса и украшалась различными орнаментами. На древнеегипетских рисунках, сохранившихся до наших дней, мужчины изображались в набедренных повязках белого цвета, отсюда можно сделать вывод, что именно этот цвет имел преимущество.
Женская одежда представляла собой кусок ткани, обмотанный вокруг тела. Чтобы платье не спадало, к нему пришивались бретельки. Такое платье называлось «калазирис», и его носили женщины, независимо от социального статуса. Отличие платья госпожи от платья рабыни было лишь в качестве ткани и наличии украшений. Во времена Среднего царства женское платье дополнялось накладным воротником, расшитым драгоценностями. В более поздние времена платье разделилось на юбку и жилет. Юбка доходила до середины икры, сверху украшалась широким поясом, подчеркивающим стройность фигуры. Жилет представлял собой две широкие бретели, их завязывали на плечах. При этом грудь была приоткрыта, но не выставлялась напоказ.
При раскопках гробниц фараонов, исследователи обнаружили там манекены, которые повторяли силуэт правителя. Это говорит о том, что портные тех времен использовали манекены для пошива одежды фараону, не отвлекая его при этом от важных дел.
Что касается обуви, то сначала все египтяне ходили босиком. Даже жены фараонов не носили обуви. Но со временем ситуация изменилась, в эпоху Нового царства стали популярными сандалии, сделанные из пальмовых листьев и скрепленные кожаными ремешками.
Головные уборы в Древнем Египте были не столько практическим элементом одежды, сколько признаком принадлежности к тому или иному сословию. Были распространены парики. Египтяне стриглись наголо из-за жаркого климата, и с помощью париков прикрывали отсутствие волос. Намного позже знатные женщины тоже стали сбривать волосы на голове, а простолюдинки и дамы из средних слоев населения носили длинные, натуральные волосы. В эпоху Нового царства у мужчин появилась традиция носить шапку круглой формы, прилегающую к голове. Придворные фараона носили на голове повязку, спускающуюся к плечам.
Следует отметить, что одежда Древнего Египта - тема, которая изучается не только историками, но и стилистами и модельерами.
Древний Египет считается одной из самых старых цивилизаций. Она имела собственные культурные ценности, политический строй, мировоззрение, религию. Отдельным направлением была и мода Древнего Египта. Надо отметить, что эволюция этой цивилизации еще полностью не изучена и все еще представляет особенный интерес для многих ученых. Мода Древнего Египта является предметом изучения современных модельеров и дизайнеров. В чем причина такого интереса? Разберемся далее.
Общие сведения
Чем же так привлекает сегодня одежда Древнего Египта? Обсуждение в основном ведется вокруг точного и изящного кроя, а также оригинальной отделки. Все элементы были продуманы до мелочей. Одежда Древнего Египта (женская, мужская, одежда фараонов и простых людей) была удобной, в ней не было ничего лишнего. Но вместе с этим создавалось впечатление вполне завершенного образа.
Одежда Древнего Египта: основные характеристики
Наряды прошлых культур отличаются своей неизменяемостью, однообразием и постоянством. Но даже в те далекие времена можно увидеть техническое усовершенствование элементов, точность расчета выкроек, изящество при обработке тканей. Одежда и были продуманы подробнейшим образом. Несмотря на то что костюм отличается контрастностью, он весьма выразителен, гармоничен. Одежда Древнего Египта делала фигуру человека геометрически стилизованной. Это видно по сохранившимся скульптурам и рисункам. В такой стилизации очень ярко проявлялись замыслы моды. В некоторых случаях даже резче, чем это было на самом деле. Скульпторы и художники Египта обучались искусству стилизации в специальных дворцовых школах. Все они находились при храмах. Искусство стилизации было предписано существовавшими канонами, точными нормами и устоявшимися традициями, которые не нарушались никогда. Такая точность и ясность касалась и причесок, и одежды египтян. Следует сказать, что наряды этой цивилизации оставались неизменными на протяжении продолжительного периода: в четвертом тысячелетии они были такими же, как и во втором. Собственно, речь идет о двух типах одежды: мужском и женском. По ее отделке можно было судить о принадлежности человека к определенному общественному классу.
Совершенствование нарядов
Свое начало история древнеегипетской одежды берет с мужских набедренных треугольных повязок с передником. Их называли "схенти". Эти повязки были украшены многочисленными драпировками. С течением времени эта одежда Древнего Египта совершенствовалась. Драпировки стали сложнее, их начали скреплять на талии поясом, который был украшен золотыми нитями и орнаментом. Надо полагать, что такая отделка свидетельствовала о достаточно высоком социальном положении владельца. Одежда Древнего Египта совершенствовалась далее. Впоследствии схенти стали носить как нижнее белье. Сверху на него надевали прозрачную накидку, похожую по силуэту на трапецию, и подвязывали поясом. В дополнение к наряду шла плиссировка, украшения и головные уборы.
Контрасты
Ткани
Несмотря на то что с давнего времени в долине Нила было распространено овцеводство, шерсть считалась "нечистой" в ритуальном смысле. При изготовлении одежды использовались исключительно льняные полотна. Мастерство прядильщиц того времени не перестает поражать воображение современных историков. Сохранились некоторые образцы полотен, в которых на 1 кв. см приходилось 60 нитей утка и 84 основы, а 240 метров такой пряжи весили всего ничего. Практически прозрачные легчайшие ткани, которые изготавливали египетские прядильщицы, сравнивались с "сотканными воздухом" или "дыханием ребенка". Ценились они очень высоко.
Полотна окрашивали в разные цвета, но преимущественно в зеленый, красный и синий. С начала Нового царства стали появляться и другие оттенки: коричневый и желтый. Полотна не красили черным. Голубой цвет считался траурным. Однако наиболее распространенной и любимой у представителей всех классов общества была белая ткань. Полотна могли быть как узорчатыми, так и однотонными. Излюбленными орнаментами являлись перья. Они были символом Популярны были и узоры в виде цветков лотоса. Рисунки наносились на ткань вышивкой или особым методом окрашивания с использованием разных протрав.