Маланья
Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Та, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.
У Маланьи, у старушки Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Складывают руки углом, показывая «избушку».
Семь сыновей, Показывают пальцы.
Все без бровей, Очерчивают брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони подносят к ушам.
Вот с такими носами, Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такой головой, Очерчивают большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показывают руками большую окладистую бороду.
Они не пили, не ели, Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».
На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.
И все делали вот так... Показывают загаданное действие.
У бабы Фроси
У бабы Фроси пяток внучат. Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»
Все каши просят.
Все криком кричат.
Акулька в люльке,
Аленка в пеленке,
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке. По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.
Баба тесто месила, Руки «месят тесто».
Кашу варила, Левая рука «помешивает кашу».
Молоко топила, Руки «ставят корчагу в печь».
Внучат кормила. Руки «раздают миски».
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.
На постой
Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Ночь, в избе все спят.
Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети . Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.
Солдаты Постукивают указательные пальцы.
Дети. Спросим у мамы, Мама! Постукивают мизинцы.
Мама . Что, дети? Постукивают безымянные пальцы.
Дети. Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Мама . Спросите у папы! Постукивают безымянные.
Дети. Папа! Постукивают мизинцы
Папа . Что дети? Постукивают средние.
Дети . Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Папа . Впустите! Постукивают средние.
Дети . Входите! Постукивают мизинцы.
Солдаты . Ах, какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)
Гости
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
Мама, мама! Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга.
Что, что, что? 3 раза постукивают указательные пальцы.
Гости едут! Постукивают мизинцы.
Ну и что? Постукивают указательные.
Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок- чмок!) повторяются дважды.
Воздушный шарик
Шарик, шарик мой воздушный, Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.
Непоседа непослушный.
Шарик круглый, «Обрисовывают» руками круг.
Шарик гладкий, Имитируют поглаживание шарика.
Шарик легкий,
Шарик мягкий. Ладонями имитируют легкое сдавливание.
Из-под рук он улетает, Поднимают руки вверх.
Но я его поймала, Опускают вниз.
Нитку к пальцу привязала. Имитируют натягивание нитки на палец.
Вправо шарик, влево шарик - Плавно поднимают руки вправо, затем влево.
Мой светящийся фонарик.
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму. Прижимают воображаемый шарик к щеке.
Ты меня не покидай, Поглаживают воображаемый шар.
Будь со мной, не улетай!
Дождик
Капля раз, капля два, Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап, Хлопки ускоряются.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап, кап, кап, кап, Хлопки в быстром темпе.
Зонтик поскорей раскроем, Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.
От дождя себя укроем.
Петушок
Петушок, петушок. Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями, руки-крылья выполняют махи.
Золотой гребешок,
Масляна головушка, Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.
Шелкова бородушка, Правой рукой гладят воображаемую бородку.
Что так рано встаешь, Грозят пальчиком.
Деткам спать не даешь? Складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.
На полянке у реки
На полянке у реки петушки гуляли, Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.
На полянке петушки зернышки клевали. Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.
Цып-цып-цып-цып-цып,
Зернышки клевали.
И водицей ключевой Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.
Горло полоскали. Подбородок поднимают вверх.
Нагулялись петушки, Обхватывают щеки руками, качают головой.
Крылышки устали, ах-ах, Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.
Крылышки устали.
Ночь настала, спать пора, Приседают на корточки.
Баю-баю-баю.
Спать ложатся петушки, Ладошки под щечку.
Глазки закрывают. Закрывают глазки.
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята — Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.
Дружные ребята.
Ходят весело гуськом Топают ножками.
Без сапожек, босиком.
Лапками затопали,
Топ-топ-топ,
Крыльями захлопали, Хлопают ладошками за спиной.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Дети ходят ножками, Выпрямляются, шагают, маршируя.
Топ-топ-топ,
Хлопают ладошками, Хлопают в ладоши перед собой.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Утка
На своих коротких ножках Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вразвалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.
Ходит утка по дорожке,
Вперевалочку похаживает,
Куцым хвостиком помахивает. Имитируют помахивание хвостиком.
Утка плавать мастерица, Имитируют плавательные движения руками.
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
По воде легко плывет.
Зайка по лесу скакал
Зайка по лесу скакал, Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки зайчика
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке Ладони-«ушки» приставляют к голове.
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается, Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо, прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, Выполняют прыжки с движением вперед.
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся, Прыжок в сторону, оборачиваются назад, приседают и сгруппировываются.
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб никто найти не смог.
Игра со снегом
Под релаксационную музыку (фонограмма) дети представляют, закрыв глаза, как падают снежинки, подставляют ладошки, ловят их, затем имитируют лепку снежков и игру в снежки.
Мышки
Маленькие мышки Дети встают в круг.
Собрались возле норки.
Маленькие мышки
Доели сыра корку.
Стали мышки бегать, Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.
Резвиться, играть,
Маленькими лапками
Тихо шуршать.
Мишки
Мишка косолапый Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.
По лесу идет,
Шишки собирает Имитируют собирание шишек.
И... в карман кладет. Выполняют соответствующие движения.
Вдруг упала шишка Кулачком дотрагиваются до лба.
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился Делают рассерженное выражение лица.
И ногою — топ! Топают ногами.
Котята
Гуляют котятки, мягкие лапки, Дети ходят мягким шагом,
руками имитируют лапки.
Тихонько ступают, мышек не пугают.
Котятки погуляли, немножко устали, Останавливаются, ложатся на пол, расслабляются.
Спать легли котятки, спрятали царапки,
Лошадка
Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.
Вдруг наша лошадка подкову потеряла. Останавливаются, удивленно разводят руками, опускают голову.
Грустной стала лошадка —
Ей подкову очень жалко. Делают грустное выражение лица.
Подкуем лошадку снова, Стучат кулачком по пятке.
Хороша теперь подкова.
Веселая лошадка по полю гуляла, Выполняют прямой галоп, руки на поясе.
По полю гуляла, весело скакала.
Лиса
У лисицы острый нос, Дети показывают рукой острый нос.
У нее пушистый хвост, Движением руки показывают хвост.
Шуба рыжая лисы Проводят ладонями по телу.
Несказанной красоты.
Я — охотница за птицей, Грозят пальчиком, резко сжимают кулачки.
Кур ловить я мастерица, Смотрят «под козырек».
Как увижу — подкрадусь Идут мягким шагом, крадучись, затем приседают.
И тихонько затаюсь,
После прыгну и схвачу, Прыгают, руками выполняют хватательное движение.
К деткам в норку унесу! Быстро идут мягким шагом.
Медведь по лесу бродит
Медведь по лесу бродит, Дети ходят на внешней стороне стопы, руки согнуты перед собой.
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мед Выполняют зачерпывающее движение правой рукой.
И в рот к себе кладет,
Облизывает лапу Имитируют облизывание лапы.
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, Отгоняют от себя руками воображаемых пчел.
Медведя прогоняют.
Обезьянки
Рано утром на полянке Дети прыгают с одной ноги на другую.
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ-топ! Притопывают левой ногой.
Правой ножкой топ-топ! Притопывают правой ногой.
Руки вверх, вверх, вверх, Поднимают руки вверх.
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз — и наклонись, Опускают руки, наклоняются вперед.
На пол руки положили, Встают на четвереньки.
А теперь на четвереньках,
Погуляли хорошенько, Ходят на четвереньках.
А потом мы отдохнем, Садятся по-турецки.
Посидим, играть пойдем.
Волк
Серый волк — зубами щелк, Дети изображают грозное выражение лица, оскал зубов.
По лесу рыщет, добычу ищет. Двигаются крадущимся шагом, руками имитируют лапы.
Рыбка
Плавают рыбешки Дети делают извивающееся движение рукой.
В нашей речке чистой, Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой.
Плавают рыбешки
Быстро, быстро, быстро! Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно.
Рыбки-рыбешки,
Все хороши:
Папы, и мамы, и малыши.
Ежик
Мы — маленькие ежики, Дети ходят на четвереньках.
Идем мы по тропинке, Поворачивают головы влево и вправо.
Нас провожают ягодки,
Грибочки и травинки.
« Дружба »
Пальцы делают зарядку,
(Четыре ритмичных хлопка ладошками.)
Чтобы меньше уставать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
А потом они в альбомах
(Трясем ручками в воздухе.)
Будут снова рисовать.
(Хлопаем в ладоши.)
« Веселый гном »
Жил да был веселый гном
(Дети поднимают руки над головой, изображая колпак.)
С круглыми ушами.
(Описывают вокруг ушей большие круги.)
Он на сахарной горе
(Локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник.)
Спал под воротами.
(Пальцы изображают ворота.)
Вдруг откуда ни возьмись
Великан явился.
(Руки высоко подняты над головой.)
Скушать гору он хотел,
(Движения, будто едим руками.)
Только подавился!
(Хватаем воздух ртом и надуваем щеки.)
Ну а что веселый гном?
Так и спит глубоким сном!
(Дети изображают спящего гнома.)
« Мышь и слон »
Игра проходит за столиком. Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом.
Слон огромный, как скала.
Ну а мышка? Ох, мала!
(Опустить руки вниз, пальцы сложить щепоткой.)
Если б стала со слона,
(Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)
Кошку съела бы она!
(Хлопок в ладоши.)
« Погода »
Холодно. Зима. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
(Поднести сложенные пальцы ко рту и согревать их своим дыханием.)
Пальчик-малыш жалуется:
«Ой-ой-ой!
Холод-то какой!»
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках.)
Указательный палец шепчет тихонько:
«Эх-эх-эх!
А вдруг пойдет снег?»
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец на обеих руках.)
Средний палец ворчит:
«Ох-ох-ох!
От ветра я оглох!»
(Сгибать и разгибать средний палец на обеих руках.)
Здоровяк большой палец восклицает:
«Ах-ах-ах!
Жаль, я не в сапогах!
Дайте мне кожух!»
(сгибать и разгибать большой палец на обеих руках.)
« На лужок »
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки.)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
(Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
(Соединяем пальцы обеих рук под текст потешки, стучим друг о друга.)
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики-друзья,
(Кулачки стучат друг о друга.)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмичное сжимание кулачков.)
« Большая стирка »
Буду маме помогать,
(Трем кулачки друг о друга.)
Буду сам белье стирать:
Мылом мою я носки,
(Провести кулачком по ладошке.)
Крепко трутся кулачки,
(Трем кулачками друг о друга.)
Сполосну носки я ловко
(Двигаем кистями вправо и влево.)
И повешу на веревку.
(Поднять руки вверх. Кисти согнуть.)
« Пальчик-мальчик » (объяснение правил поведения за столом)
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
(Дети загибают первый пальчик.)
С этим братцем —
В лес ходил,
(Дети загибают второй пальчик.)
С этим братцем —
Щи варил,
(Дети загибают третий пальчик.)
С этим братцем —
(Дети загибают четвертый пальчик.)
С этим братцем
Песни пел!
Пел, пел и уснул.
(Все пальцы сжаты в кулак.)
« Цветки »
Наши алые цветки
(Ладони соединить лодочкой перед собой — «молитвенная поза».)
Распускают лепестки,
(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)
Ветерок чуть дышит,
(Подуть на руки-»цветки».)
Лепестки колышет.
(Подвигать пальцами вперед-назад.)
Наши алые цветки
(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой — «молитвенная» поза.)
Закрывают лепестки,
(Покачать ладони вправо-влево.)
Головой качают,
Тихо засыпают.
(Положить голову на сложенные ладони.)
« Дружба »
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Руки вниз, встряхнуть кистями.)
« Волшебник »
Если ножницы достану,
(Изобразить пальцами ножницы.)
То волшебником я стану:
(Поднять руки вверх.)
Вырезаю из бумаги
Птиц, машины, башни, флаги,
(Изобразить руками птицу, башню, флаг.)
Их раскрашу, просушу,
Всем знакомым покажу.
(Развести руки от груди в стороны.)
« Гусеница »
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон»,
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо —
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся соня - Сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна —
Стала бабочкой она!
Маленькие дети очень любознательны, и мамы, зная это, изучают методики всестороннего развития ребенка.
Пальчиковая разминка – отличный способ проводить с ребенком свободное время, а также в игровой форме обучать его новым и полезным навыкам, развивать его способность к запоминанию и концентрации внимания.
Вы узнаете о пользе пальчиковых игр для детей 3-4 лет, а также прочитаете несколько интересных упражнений.
Польза пальчиковых игр для детей
- Развивает речь. В ходе игры малыши стараются подражать взрослым, повторять слова и движения. Этот процесс активизирует речевые центры в головном мозгу. Ребенок слышит взрослую речь, пополняет словарный запас. Как правило, дети, с которыми проводили пальчиковые игры, быстрее начинают говорить.
- Способствует усидчивости и концентрации внимания. Трехлетнему малышу очень сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Пальчиковая гимнастика для ребенка в возрасте 3 лет способствует заинтересованности малыша в игре и концентрации внимания на движениях и словах мамы.
Полностью управлять своим внимание ребенок научится к первому классу, но такая тренировка позволит облегчить этот процесс.
- Развивает способность запоминать. Пальчиковые игры сопровождаются веселыми стишками, которые точно понравятся вашему ребенку. Кроме того, в ходе игры малыш будет запоминать движения руками и слова, что благотворно скажется на развитии памяти.
- Тренирует мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет подразумевает выполнение сложных движений, при которых ребенок задействует мелкую моторику. Частые повторы подобных упражнений позволят вашему малышу быстрее овладеть навыком. Гимнастика способствует гибкости и подвижности кистей и пальцев рук.
- Развивает хорошее воображение. Пальчиковая гимнастика – это творческий процесс, способствующий развитию фантазии у ребенка. В дальнейшем, когда вы , малыш сможет создавать нечто уникальное и необычное.
Обзор пальчиковых игр для детей
«Рыбы»
Посмотри скорей вокруг!
Приложите ладошку ко лбу, как будто глядите вдаль
.
Что ты видишь, лучший друг?
Сомкните большой и указательный пальцы в кольцо и приставьте к глазам.
Здесь прозрачная вода.
Рыбки все плывут сюда.
Сожмите кулачек, затем разгибайте пальчики, начиная с мизинца.
И медуза, и кальмар.
Ну, а это рыба-шар.
И расправив восемь ног,
Нас встречает осьминог.
Вкусные торт
Тесто ручками помнем,
Сжимайте и разжимайте кулачки.
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
Ладошкой рисуйте круги на столе.
А верхушку – сладким кремом.
Потрите ладоши.
И кокосовою крошкой.
Мы присыплем корж немножко
Посыпьте «крошку» пальчиками.
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
Одной рукой пожмите другую.
В гости
К Маше гости прибежали,
Пальчиками рук «пробегите» по столу
.
Ручки всем они пожали,
Одной рукой пожмите другую.
Здравствуй, Миша!
Соедините подушечками большой и указательный пальцы, образуя кольцо.
Здравствуй, Вера!
Повторяйте тоже самое, только со средним и большим пальцем.
Рад, Гриша!
Соедините безымянный и большой пальчики.
Рад, Лера!
Большой пальчик и мизинец.
Хотите пирожок?
Сложите ладошки в виде пирожка.
А может, коржик?
Покажите раскрытые ладошки.
Или же рожок?
Сожмите кулачки.
Вот горох вам на дорожку.
Ребенок должен раскрыть ладошки, слегка постучите по ним.
Вы берите понемножку!
Малыш пощипывает ладони – собирает горох.
С ручек все стряхните крошки.
Потрясите кистями рук и хлопните в ладоши.
Новогодний стишок
Скоро будет Новый год!
Хлопайте ладонями.
Ну-ка, встаньте в хоровод.
Сцепите пальцы кистей между собой, вытяните руки вперед и разверните кисти изнутри наружу.
Висят на елке шарики,
Покажите руками новогоднюю игрушку.
Светятся фонарики.
Покажите руками фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Сжимайте и разжимайте кулачки по очереди,
Кружатся снежинки.
Плавно двигайте руками.
В гости дед Мороз идет,
«Шагайте» пальцами,
Всем подарки принесет.
Потрите ладошки.
Чтоб гостинцы посчитать,
Легонько хлопните в ладоши.
Будем пальцы загибать:
Пошевелите пальчиками и посчитайте до десяти, загибая пальцы.
Много подарков!
Вкусная каша
Кукле кашу я сварю:
Вращайте кистями рук.
В миску молока налью,
Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.
Положу туда крупу
Сделайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту.
Раскройте ладони.
Будет каша хороша!
Похлопайте в ладошки.
Кушай, кукла, не спеша.
Пригрозите пальчиком.
Милый зайчонок
Заяц по лесу скакал,
«Прыгайте» пальчиками.
И морковку он искал.
Перебирайте поочередно пальчиками.
Вдруг у зайца на макушке
Навострились ушки.
Поднимите руки и изобразите ушки ладошками.
Тихий шорох раздается:
Где-то волк в лесу крадется.
Медленно «шагайте» пальчиками.
Спутал заяц волку след,
Не догнать его вовек.
Пальчиками быстро «бегайте» по кругу.
Лепим вместе
Займитесь с ребенком Вы можете создать несложные поделки, а также декорации для других пальчиковых игр. Вместо пластилина можно попробовать занять ребенка . Это не только полезно, но и вкусно.
Краски
Существуют специальные безопасные краски для рисования пальцами. Предложите вашему малышу окунуть пальчик в краску и нарисовать что-нибудь на ватмане. Это позволит не только разминать пальцы, но и стимулирует воображение.Рисование для детей 4-6 лет предполагает использование кисточек и акварельных красок. В процессе созидания малыш также разминает запястье и учится удерживать кисточку, что пригодится для письма.
- Вводите пальчиковые игры для детей начиная с раннего возраста. более простые и не требуют сложных движений. Ребенок учится подражать вам, контролировать мышцы рук, а также это отличное начало для более сложных игр.
- Залог успеха – регулярность. Проводите гимнастику для малыша ежедневно не менее пяти минут.
- Со временем усложняйте стишки и движения.
- Старайтесь заинтересовать ребенка. Если малыш противится, лучше занятие отложить.
Пальчиковые игры для детей – видео
Из видео вы узнаете, какие еще бывают пальчиковые разминки для малышей. Чтобы заинтересовать ребенка, проводите пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Таким образом вы отвлечетесь от стихов и уделите больше внимания непосредственно движениям.
Пальчиковая гимнастика – очень полезное и веселое занятие, которое точно понравится вашему малышу. Упражнения способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и воображения, усидчивости и концентрации внимания. Кроме того, вы можете использовать музыкальное сопровождение, пальчиковые краски или, например, пластилин.
Расскажите нам в комментариях, какие игры пальчиками понравились вам и вашему ребенку больше всего?
Ирина Шабан
Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет)
«В гости к пальчику »
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец)
Указательный и средний,
Безымянный и последний. (поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим)
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак )
Вместе пальчики - друзья , (постучать кулачками друг о друга)
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимать и разжимать кулачок)
«Адаптация. Диагностика»
«У Антошки есть игрушки»
Дети поочередно сгибают пальцы , начиная с большого
У Антошки есть игрушки :
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
«Осень. Признаки осени»
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)
Вышел дождик погулять. (руки вверх-вниз)
Шел неслышно, по привычке, (круговые движения кистями рук)
Вдруг читает на табличке : (кисти рук вверх)
«По газону не ходить!» (скрестить кисти рук, изобразить ножницы)
Дождь вздохнул тихонько : «Ох!» (руки плавно вытянуть вверх, потом плавно опустить)
Газон засох. (присесть, закрыть голову ладошками )
«Огород. Овощи»
«Огород»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы .)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно )
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох ?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
«Сад. Фрукты»
«Компот» .
Будем мы варить компот, (левая рука – «ковшик» , правая имитирует помешивание)
Фруктов нужно много вот :
Будем яблоки крошить, (загибать пальцы , начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот - (снова «варить» и «помешивать» )
Угостим честной народ. (развести руки в стороны) .
«Хлеб – всему голова»
«Я слепил пять караваев»
Я слепил пять караваев (растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью)
И несу домой.
Этот – папе, (указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)
Этот – маме, (указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке)
Этот – деду, (указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке)
Этот – бабе, (указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке)
Ну а этот – мой. (указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке)
«Лес. Грибы. Ягоды»
«Малинка»
Ягодка по ягодке, (левой рукой изобразить ветку с ягодками,
Я кладу в корзинку. пальцами правой руки «снимать с веточек ягоды
Ягодка по ягодке,
Спелую малинку
1, 2, 3, 4, 5. (загибать пальцы на правой руке )
Любит пальчик рисовать . (показать указательный палец)
«Лес. Дикие животные»
«Пальчики – зверюшки »
Пальчик – зайчик , (загнуть мизинец на правой руке)
Пальчик – волк ,
Серый волк, зубами щелк (загнуть безымянный)
Пальчик – рыжая лиса
Лиса- лисонька краса, (загнуть средний палец)
Пальчик – ежик , (загнуть указательный)
Пальчик – мишка , (загнуть большой палец)
А кулак похож на шишку. (согнуть пальцы в кулачок )
«Осень. Обобщение темы»
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики , начиная с большого)
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем, (загибать пальчики , начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем (поднять ладонь с широко расставленными пальцами )
«Я и моя семья»
«Радуются взрослые и дети»
Выполнение по образцу за педагогом движений : на каждую строку дети загибают пальчик , 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Кто радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется папочка,
Радуется мамочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
«Мой город»
«Наш дом»
Дети разгибают пальцы из кулака , начиная с мизинца
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный :
Он у нас пятиэтажный.
«Моя страна»
«Здравствуй!»
пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой пальцев )
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
пальцы «замочком»
«Достопримечательности моего города. История города»
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу )
Космонавтов - раз, Королева- два,
Улица Победы – три.
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
«Зима. Зимующие птицы»
«Прилетайте, птички!»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев )
Сала дам синичке. (режущие» движения одной ладони по другой)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб» )
Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» )
«Одежда. Обувь. Головные уборы»
«Новые кроссовки»
Загибать на одной руке пальчики по одному , начиная с большого
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки. («шагать» указательным и средним пальчиками по столу )
«Скоро, скоро Новый год!»
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка. (пальцы переплетены , большие подняты вверх)
Шишечки, иголочки, (кулачки, «иголочки» - раздвинуть пальцы )
Шарики, фонарики, (ладошки держать «ковшиком» )
Зайки и свечки, («зайчики» - указательные пальцы )
Звёзды, человечки. (ладошка в виде звезды , «человечки» - походить пальчиками )
«Зимние забавы»
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному )
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, («крошить хлебушек» всеми пальчиками )
С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной , то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки )
Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
«Мой дом. Мебель. Бытовые приборы»
«Мебельный магазин»
Эту мебель мы купили (дети ритмично сжимают и разжимают пальцы рук )
С папой вместе в магазине
Это стул, на нем сидят. (дети разгибают пальцы на руке , перечисляя мебель)
Это стол, за ним едят.
На диване отдыхают,
Книги умные читают.
На кровати крепко спят.
Вещи все в шкафах хранят.
«Мой дом. Посуда»
«Посуда»
Из тарелок, как один, (ладони вместе перед собой «тарелка» )
Суп мы ложками едим. (вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)
Вилкой кушаем котлеты, (указательный и средний пальцы выпрямлены , большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку» )
Ножик режет нам омлеты. («режем» прямой ладонью взад-вперёд)
«Домашние животные и птицы»
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок. (большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши! (показать все пальчики , «играя» ими)
«Транспорт. ПДД.»
«Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем транспорт называть. (сжимать и разжимать пальчики )
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт. (поочерёдно сжать пальчики , начиная с мизинца)
Пять пальцев мы в кулак зажали ,
Пять видов транспорта назвали. (сжимать и разжимать пальчики )
«Знакомство с профессиями»
«Много есть профессий знатных»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных. (сжимать и разжимать кулачки)
Повар, врач, маляр, строитель
И конечно же учитель (последовательно соединять пальцы с большим )
Сразу всех не называю, (сжимать и разжимать кулачки)
Вам продолжить предлагаю. (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
«Есть такая профессия – Родину защищать»
«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты! («шагать» указательным и средним пальцами )
На парад идут солдаты! (поочередно соединять пальцы с большим пальцем )
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«Народная культура и традиции»
«Масленица»
Положи блинок в ладошку : (прочертить пальцем круг на ладошке )
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке. (загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).
«Международный женский день»
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. (раскрывать и закрывать кулачок, пальчики , будто лепестки)
От ветерка качается, (движения руками вправо-влево)
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей! (воздушный поцелуй)
«Весенние перемены в природе. Перелетные птицы»
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели! (скрестить большие пальцы , помахать ладошками )
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились : кто скорей?
Ласточка и чиж – (поочередно сгибать пальцы на обеих руках , начиная с мизинца левой руки)
Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы , помахать ладошками )
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами изобразить , как поет птица)
«Весенние перемены в природе. Жизнь животных»
«Детёныши диких животных»
Это зайчонок, это бельчонок, (согнуть пальцы в кулак , начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (вращать большим пальцем .)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
«Мой город. ПДД»
«Дорожные правила»
Дорожных правил очень много (дети сжимают и разжимают кулачки)
Раз - внимание дорога! (загибают пальцы )
Два - сигналы светофора
Три - смотри дорожный знак,
А четыре - переход
Правила всем надо знать (хлопают в ладоши)
И всегда их выполнять.
«Моя страна. Культура и традиции»
«На поляне дом стоит»
На поляне дом стоит (Сложить руки над головой в виде крыши)
Ну а к дому путь закрыт. («ворота» из сложенных ладошек)
Мы ворота открываем, (ладони развернуть друг к другу)
В этот домик приглашаем. (руками показать приглашение)
«Человек. Земля. Вселенная»
«Луноход»
«Луно, луно, луноход, (сжимание, разжимание пальцев )
Отправляемся в полет, (сжимание, разжимание пальцев )
На старт, внимание, зажигание, (хлопки)
1, 2, 3, 4, 5 - взлет» (на каждый счет показать количество пальцев и затем хлопок )
«Знакомство с творчеством детских писателей»
«Кулачки, ладошки »
Есть у любого два кулачка, (пальцы сжать в кулаки , показать)
Хлопнул одним по другому слегка. (слегка ударить одним кулаком по другому)
Ну, а ладошки не отстают , (разжать пальцы )
Следом за ним весело бьют. (хлопки ладонями)
Кулачки быстрее бьют, (быстро ударить одним кулаком по другому)
До чего стараются,
А ладошки тут , как тут, (быстрые хлопки ладонями)
Так и рассыпаются.
«Моя страна»
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой , похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев )
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! (дети переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)
«День Победы»
«Капитан»
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед , прижать руки
По волнам с жемчужной пеной. ладонями друг к другу, слегка приоткрыв)
Я - отважный капитан, (показывать, как лодка качается на волнах,
Мне не страшен ураган., а затем плавными движениями рук сами волны)
«Весенний лес. Насекомые»
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем : (сжимать и разжимать кулачки)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом. (поочерёдно сгибать пальцы в кулачок , начиная
с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! (вращать мизинцем)
Прячьтесь! (спрятать руки за спину)
«Рыбы. Земноводные. Взаимосвязь в природе»
«Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала : - нырять здесь легко. (имитация ныряния)
Вторая сказала : а здесь глубоко. (погрозить указательным пальцем )
Третья сказала : мне хочется спать. (руки сложить под щеку)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (потереть кистями плечи)
Пятая крикнула : здесь крокодил, (руками имитировать пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (спрятать руки за спину)
«Лето.»
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика? (соединить по очереди все пальцы с большим пальцем )
По лужицам скакать!
Что делать после дождика?
Кораблики пускать!
Что делать после дождика?
На радуге кататься!
Что делать после дождика?
Да просто улыбаться! (улыбнуться)
Два – три года - самое важный возраст для развития детской речи. Взрослым нужно помочь малышам освоить этот полезный навык в полной мере. Один из способов активизировать речевые способности ребенка - регулярно проводить с ним гимнастику для пальчиков.
Что это такое
Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные , а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.
Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
- Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель - сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
- Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
- Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
- Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
- Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
- Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
- Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Сказки для пальчиков
Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для , вот пример такого комплекса:
Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.
А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой - поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.
Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).
Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки). Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке). Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).
А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.
Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик - пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.
Упражнения
Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:
Одна из самых простых - это пальчиковая гимнастика про цветы:
Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).
Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)
Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:
Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)
Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:
Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).
Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.
Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.
Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:
Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)