Одной из важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Кроме того, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души.
Не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Все это подтверждает актуальность и приоритетность духовно-нравственного воспитания детей.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки современных малышей) выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты, отодвинуты на задний план.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.
Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
Занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т. д.
Комплексные блочно-тематические занятия
Интеграция:
o частичная (одно из направлений программы интегрируется с другим);
o полная (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы)
Метод проектов:
o форма организации образовательного пространства;
o метод развития творческого познавательного мышления.
Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
На протяжении последних лет наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Вадского муниципального района Нижегородской области пытается в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания в семье, тесно при этом с семьей сотрудничая. Особое внимание в нашей работе уделяется проектной деятельности. Так, например, в работе с детьми нашей группы за текущий год были разработаны и реализованы следующие проекты: «В каждой семье свои традиции» и «Гость на порог – радость в дом».
Проект «В каждой семье свои традиции» направлен на формирование у детей 4-5 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи. Почему была взята именно эта тема для проектной деятельности?
Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября – Дня октябрьской революции 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же, появились новые.
Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
В нашей группе была проведена опрос-беседа с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?
В связи со всем выше сказанным возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на приобщение детей к семейным традициям и на просвещение родителей по данному вопросу.
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность («Колыбельные», «Папа, мама, я…»), беседа («Моя семья», «Мой день рождения», «Счастливый выходной»), дидактическая («Мамины помощники», «Любовь, доброта, забота») и сюжетно-ролевая («Семья», «Семейный праздник») игра.
В процессе взаимодействия с семьями воспитанников было проведено родительское собрание «В каждой семье свои традиции», подобран и разработан информационный и консультативный материал («Как организовать семейный праздник», «Не забывайте народные игры»,
Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.
Основным направлением проекта «Гость на порог – радость в дом» является формирование у детей 4-5 лет навыков культуры поведения, посредством приобщения к народной традиции – «гостеприимство». Причиной для выбора темы послужило то, что в настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Гостеприимство – одна из самых исконно русских народных традиций. Русский народ издревле славился своим гостеприимством, слыл народом хлебосольным.
С детьми нашей группы была проведена опрос-беседа по следующим вопросам:
Вы любите ходить в гости? Почему?
Часто ли к вам приходят гости?
Как вы их встречаете?
Что такое «гостеприимство»?
Опрос-беседа была проведена и с родителями воспитанников.
Изучив ответы, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных детей и их родителей затрудняются рассказать о традициях гостеприимства, о том, что такое гостеприимство и очень редко ходят в гости. Так возникла необходимость в разработке данного проекта.
На практическом этапе проекта дети учились правилам гостеприимства, педагоги способствовали развитию у детей умения общаться, мыслить, повышению уровня педагогической культуры родителей по теме проекта.
Продукт проекта «Гость на порог – радость в дом» – музыкально-театрализованная постановка сказки «Муха-цокотуха на новый лад».
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Добившись определенных результатов в работе с детьми по данной теме, мы не стоим на месте. Наш педагогический коллектив ищет новые формы работы, обновляет содержание используемых. В перспективе намечено разработать и реализовать следующие проекты: «Моя малая родина», «Семейное чтение».
Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.
Ирина Ополяр
Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Почему мы отдаём предпочтение проектному методу ?
На сегодняшний день особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Проект позволяет выделить главные знания : история, литература, естествознание, мораль, этика, т. е. гуманитарные науки, которые дают «человеческое» образование. Проектный метод предполагает подачу материала в определенной последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребенок прочно и надолго запомнил, «принял» в себя навечно. Кроме того, материал подается частично или полностью интегрированный, что позволяет расширить его объем, не создавая при этом дополнительной нагрузки на ребёнка.
Полученными знаниями можно сразу пользоваться. «Живая» подача материала, активное участие в накоплении и усвоении знаний; практическое овладение детьми нравственно-этическими нормами и правилами поведения.
Работу начинаем с формирования в сознании ребенка области идеального : наполняем эту область идеалами (мама, папа, родной очаг, Родина, друзья, русские богатыри, мир природы, Пушкин А. С., Великая Победа, полет Гагарина; праздники Рождества и Пасхи и т. д). Все это создает внутреннюю среду ребенка.
А так же метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность , их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.
Цель которую поставили в проектной деятельности :
Достижение качества образования воспитанников на основе духовно-нравственного воспитания и развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка.
Для осуществления наших проектов и решения ряда задач с родителями были организованы :
Круглые столы,
Совместные проекты ,
Тренинги,
Беседы на духовно-нравственные темы ,
Семейные конкурсы,
Фотовыставки.
Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей : «Дары Осени» , «Мужчины - наши защитники» , «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.
Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин : наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» ,что способствует сплочению семейных отношений.
Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей , повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями , психологом.
Все проекты осуществляем по схеме :
1 этап- Формирование проблемы (цели) . Введение в игровую
ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие
задачи, вживание в игровую ситуацию
2 этап - Объединение детей для решения задачи, распределение
ролей. Помощь родителей в решении задач.
3 этап - Практическая помощь (по необходимости) . Направление
и контроль осуществления проекта . Формирование
знаний, умений у детей. Совместная
творческая деятельность родителей и детей.
4 этап - Подготовка к презентации. Представление
детьми продукта деятельности, оценка
продукта деятельности.
Основные направления работы, которые мы использовали в работе по проектной деятельности :
Организованная образовательная деятельность.
воспитателя и детей в ходе режимных
моментов.
Совместная образовательная деятельность
воспитателя и детей осуществляемая в
процессе организации различных видов детской
деятельности.
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями (социальными
партнёрами).
Организация развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей
Так же мы использовали различные технологии :
1. Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика,
динамические паузы в сочетании с речевым материалом,
пальчиковая гимнастика.
2. Технология развивающего обучения- ориентация
познавательной деятельности на потенциальные
возможности ребёнка.
3. Технология проблемного обучения- последовательное,
целенаправленное выдвижение перед ребёнком
познавательных задач.
4. Технология игрового обучения.
5. Технология интегрированного обучения.
Применяли различные формы работы.
Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Нельзя обойтись и без методического сопровождение проекта - этоконсультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.
Воспитание у дошкольников духовно - нравственного чувства связывает тонкой нитью с чувством патриотизма –эта задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос : с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.
Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному поселку вместе с родителями оформили патриотический уголок своими руками. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности :
В уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
В уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр : «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» . Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях людей.
В уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
В уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.
Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста , что помогает в реализации различных проектов .
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. А также незаменимым орудием труда.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне совершенствовать воспитательно -образовательный процесс, а использование мультимедийных презентаций побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развитию памяти, воображения, творчества детей. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Мною был составлен план мероприятий, работа над проектами проводилась блоками :
«Отношение к себе» .
«Отношение к другим» .
«Отношение к вещам» .
«Отношение к природе» .
«Отношение к труду» .
«Отношение к малой родине» .
«Отношение к народно – прикладным искусствам»
«Отношение к здоровью» .
На каждый блок были проведены проекты с детьми и родителями :
«Мой герб семьи» ,«Подарки своими руками» , «Моя любимая игрушка»
«Береги природу от огня» , «Все работы хороши, выбирай на вкус» ,
«День победы» ,«Пасхальное яйцо» , «Правильное питание – залог здоровья» .
В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре : дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.
Проектная деятельность помогает мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нравственное развитие дошкольников посредством проектной деятельности»
В последнее время вопросы нравственного воспитания стали особенно актуальны. В настоящее время налицо неопределенность в ценностных ориентациях молодежи, нестабильность в оценках нравственного и безнравственного, расхождения в приоритетах духовного и материального. Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, не могли не затронуть систему образования.
- В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены основные принципы дошкольного образования. При разработке и реализации нашего проекта мы опирались на те принципы, которые выделены в тексте на слайде. Это:
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
– сотрудничество Организации с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В научной литературе подчёркивается, что именно в дошкольном возрасте, благодаря гибкому мышлению ребёнка, его ориентации на подражание окружающим людям, их поведению и поступкам могут быть заложены основы нравственного поведения.
Современные подходы к воспитанию ориентированы на гуманизацию образовательного процесса, удовлетворение интересов личности. Учитывая интересы наших воспитанников к валенкам мы и выбрали тему нашего проекта. «Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью! И вот наши валенки стали визитной карточкой нашей сборной на Универсиаде в Китае в 2009 году, где наши студенты-спортсмены выходили на открытие и закрытие и на олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.
«Прост как валенок», “Ваньку валяет», “Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!
При соблюдении принципа «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» мы учитываем то, что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда – это известная истина. Детская душа распахнута навстречу всему новому и неизведанному, и именно от нас, взрослых, зависит, чем она наполнится: добротой и красотой или жестокостью и безразличием. Система ценностных ориентаций является, по нашему мнению, важнейшей характеристикой личности, составляет основу её мировоззрения, основы жизненной концепции.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Метод проектов мы рассматриваем как основное средство нравственного воспитания детей. Он позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Работая над проектом, мы определили для себя семь этапов:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- работа над частями проекта, коррекция;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В деятельности нашего ДОУ одной из важных задач в работе коллектива является духовно-нравственное воспитание детей. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод-наиболее целесообразная форма для решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, во-вторых: позволяет объединить детей, родителей и воспитателей. Хочу представить материал проведения проекта «Русское чудо - валенки», который тесно связан с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Наша задача состояла в том, чтобы доступно и красочно рассказать детям историю валеной обуви, показать технологию изготовления валенок и пояснить ее значимость в современном мире.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Постановка проблемы: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русский валенок», который знакомит детей с историей валеной обуви.
Цель проекта: формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к национальным и культурным ценностям русского народа
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, как элемента народного костюма;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- развивать интерес детей к народному быту;
- способствовать развитию нравственных качеств воспитанников;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- сформированы знания об истории русского валенка, технологии изготовления, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления;
- развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям русского народа, культуре;
- развиваются нравственные качества личности воспитанников;
Родители:
Повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе, в познавательно-творческой деятельности;
Приобретение навыков совместной деятельности с ребенком
Проект реализовался по трем напрвлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями воспитанников;
- взаимодействие с социальными институтами детства
- Свою работу мы начали с определения темы и проблемы будущего проекта, постановки цели и задач. Далее мы посетили библиотеку и занялись поисками информации в сети Интернет. Надо сказать, что информации было много, она была достаточно разнообразной и интересной и эту информацию надо было как-то скомпоновать, собрать единое целое, адаптировать для детской и взрослой аудитории.
Формы реализации проекта
1. Тематические занятия по ознакомлению с валеной обувью.
Для изучения истории происхождения валеной обуви, проводились занятия «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были валенки», на которых изучались история создания валенка, их историческое название (название пимы, самокатки, катанки и т.д). Валенки - какое хорошее, простое, какое русское слово. И дети с удовольствием находили определения, эпитеты для этого слова.
2 пункт. В процессе реализации проекта мы посетили районную библиотеку для подбора информации в книгах и журналах, рассмотрели иллюстрации и фотографии разных видов валенок, обсудили их.
- Интересным и познавательным для ребят было прохождение виртуальной экскурсии в музее «Русские валенки» - это единственный музей в Москве, где можно узнать много нового о столь обыденном предмете и осознать всю его значимость. В музее представлены разнообразные модели: от вышитого валенка конца 19-ого века до войлочных сапог, в которые были обуты российские спортсмены - участники олимпиады 2002 года.
Мы также не прошли стороной историко-краеведческий музей нашего поселка. Специалисты музей рассказали нам, как помогала валеная обувь в тяжелые годы нашей страны, и показали нам старинные инструменты для изготовления
Валенок.
Свои творческие способности дети проявили на занятиях по изодеятельности, где они разработали проект и украсили макет своих валенок.
Украшение валенок совместно с родителями. Здесь и ребята, и родители дали волю своей фантазии. Использовали для этого бисер, бусины, цветные шерстяные нитки, кружева, мех, кожу и многое другое.
Подбор детской художественной литературы и народного фольклора: чтение и обсуждение - Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, сказки “Теплые валенки”; отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, слушание и пение песен о валенках (особо им полюбилась песня «Валенки» в исполнении группы «Волшебники двора»).
Оказывается, много подвижных и дидактических игр, связанны с валенками: «Валенки», «Не ботинки, не сапожки», «Гадальный валенок», «Подбери по размеру и рисунку», «Бой с валенками», эстафета с валенками и др. Наши ребята с удовольствием в них играли.
Реализация проекта- основной этап.
Валенки - удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. И мы решили найти такого мастера в нашем поселке.
Это оказалось достаточно сложно, т.к. мастеров ручного валяния становиться все меньше и меньше. К поискам мастера мы подключили родительский комитет. И нам повезло, такой мастер нашелся в нашем поселке. Он с удовольствием согласился рассказать о технологии изготовления валенок и обучить этому нашу воспитанницу – Елизавету.
Эта уникальная - без начала, баз конца, без шва, без рубца - обувь была в почёте на Руси у всякого чина и сословия.
Валяльщик - в былые времена почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Знакомство с методами и орудиями ручного валяния, этапами промышленного производства валяной обуви и просмотр видео-фильма - позволяют проследить путь рождения валенка от груды овечьей шерсти до готового изделия.
А, наша Елизавета на занятиях продуктивной деятельностью познакомила ребят группы с процессом изготовления (валяния).
Кроме этого на занятиях ребята вместе с родителями собирали пословицы, загадки, частушки, сказки, где речь шла о валенках.
Весь этот материал был представлен в сборнике «Валенки-валенки».
- Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Реализация проекта - заключительный этап
Оценка результативности работы над проектом:
Повысилась активность родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры;
Повысился интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам;
Сформированы знания об истории русского валенка, технологии изготовления, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления;
Приобретены навыки сотрудничества детей, родителей, педагогов, сотрудников учреждений культуры;
- повысились нравственные качества и приоритеты участников проекта.
Виды деятельности : пение русских народных песен, чтение потешек, загадок, сказок, стихов, изготовление валенок (валяние), исследовательская, проектная, беседы, наблюдения и т.д.
Перспективы:
- повышение количества участников проекта (детей, родителей)
- увеличение количества проектов по нравственному воспитанию на основе народной культурной традиции и быта русского народа;
- повышение активности родителей группы в реализации проекта;
- увеличение количества социальных партнеров
Одной из результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным. А вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность даёт эффективные положительные результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
ДОКЛАД
на тему:
«Проектный метод в духовно - нравственном
воспитании старших дошкольников»
(из опыта работы)
Подготовила:
Проскурякова Т.А.
воспитатель
Излучинск, 2018 г.
В настоящее время в нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии. Продолжается разрушение института семьи, не соблюдается историческая преемственность поколений.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей.
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности. Этот период детства, самый благодатный для формирования духовно-нравственных основ.
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей дошкольной группе задачи духовно-нравственного воспитания мы реализуем через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: организованная образовательная деятельность; педагогические проекты; мастер-классы, досуги, развлечения, экскурсии, конкурсы, тематические выставки.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как через систему традиционных мероприятий, так и внедрения новых форм работы. В этом году наши дошкольники приняли участие в конкурсе чтецов, который впервые проводился в учреждении. Родители воспитанников апробируют новую форму работы по духовно-нравственному воспитанию: ресурсный круг.
Система духовно-нравственного воспитания помогает нам заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Родители наших воспитанников являются активными участниками и непременными помощниками в системе духовно-нравственного воспитания. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Поэтому совместные мероприятия, как спортивные соревнования, экскурсии, участие в тематических выставках, конкурсах различного уровня, как никогда объединяют детей и родителей в одну сплочённую, творческую семейную команду, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке.
Подобные мероприятия, на мой взгляд, являются эффективной формой работы с семьями воспитанников. Одной из результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным. А вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность даёт эффективные положительные результаты.
В совместной деятельности, решающей задачи духовно-нравственного развития, дети получают представление: о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему миру. Дети знакомятся с культурой и историей своей страны, учатся создавать, беречь и поддерживать красоту в ближайшем окружении, а также проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание. У дошкольников формируются представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
Темы проектов, решающих задачи духовно-нравственного воспитания в нашем учреждении разнообразны. Так, например, наши воспитанники совместно с родителями приняли активное участие в реализации проектов: «Покормите птиц зимой» и «Сохраним планету от мусора».
Используя метод проектной деятельности, как более востребованный и современный метод работы, мной был разработан и реализован практико-ориентированный проект на тему: «Кукла из бабушкиного сундучка». Целью данного проекта является: «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников через формирование интереса к русской народной кукле».
Красной нитью проекта проходит знакомство дошкольников с русской культурой через историю возникновения народной куклы, ее особенностью и предназначением.
Ведь именно кукла является самой древней и наиболее популярной игрушкой. Эта игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Учитывая то, что игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, то можно смело утверждать, что, играя с куклой ребенок имитирует поведения того или иного человека, как бы апробируя новые способы взаимодействия, приобретая навыки коммуникации. Другими словами, кукла является своеобразным образцом для подражания, служит проводником социальных и нравственных норм между поколениями. Она несет в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, о смысле жизни и предназначении.
Актуальность данного проекта заключается в следующем: в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, а в наших магазинах невозможно найти именно народную игрушку.
Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, его удовлетворяют магазины народного творчества. Но, к сожалению, не в таком объеме, как раньше, когда производили их в семьях, мастерство передавали из поколения в поколение. Возрождением народной куклы в настоящее время увлеченно занимаются народные мастера, художники, искусствоведы. А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я стараюсь помочь дошкольникам найти пути возвращения традиций и обычаев. Многовековой опыт человечества показал, возможность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, а значит, и не будут достигнуты задачи духовно-нравственного воспитания.
При разработке проекта я поставила перед собой следующие задачи:
1. Обогатить знания детей о народных куклах, истории их возникновения, видах кукол.
2. Познакомить детей через народную куклу с жизнеустройством быта и мировосприятием наших предков, тем самым приобщая дошкольников к истокам русской народной культуры.
3. Способствовать формированию и развитию коммуникативных навыков, желание использовать народную игрушку в совместной и самостоятельной деятельности.
Реализация проекта: «Кукла из бабушкиного сундука», состоит из трёх этапов: подготовительный, практический и заключительный.
На первом подготовительном этапе была изучена литература по данной теме и разработан план реализации проекта.
Второй - практический этап был направлен на реализацию поставленной цели и задач. На данной этапе я использовала следующие формы и методы работы с родителями:
- Привлечение родителей воспитанников к пополнению экспонатов русского народного творчества в мини-музее, созданного в группе.
- Мастер-класс «Кукла-закрутка» (из лоскутков ткани). Его провела педагог районного центра творчества детей и молодёжи «Спектр», который мы посетили.
- Участие в выставке «Народная кукла».
С дошкольниками на данном этапе были проведены тематические беседы: «Как выглядели куклы раньше», «В какие куклы играли наши бабушки». Детям была представлена слайдовая презентация «Путешествие в прошлое куклы». С дошкольниками были проведены: Беседы: «Быт русского народа» ; «Праздники на Руси» ; «Чем играли наши бабушки» ; «Зачем нашим предкам были нужны куклы» . Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы» ; «Одень куклу» ; «Народные промыслы» ; «Что бывает из соломы, дерева, ткани» ; «Где что стоит в горнице»; «Составь орнамент» ; «Что лишнее?» . Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину» ; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах» ; «Обереговые куклы» . «Чтение художественной литературы»
Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла» ; И. Рюмина «Куклы наших бабушек» . Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков. Русской народной сказки «Василиса прекрасная»
Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа
«Коляда. Коляда!» ; «Как на Масляной неделе…» ;
На третьем заключительном этапе была организована выставка совместного творчества детей и родителей «Народная кукла»; создан мини-музей «Тряпичная кукла»; оформлена папка-передвижка «Народная кукла», создана слайдовая презентация по итогам реализации проекта.
В ходе реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:
- у дошкольников сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
- изготовлены игрушки своими руками для обыгрывания в театре;
- создана развивающая предметно-пространственная среда – мини-музей «Тряпичная кукла»;
- установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта;
- в своих играх дети стали больше использовать народную игрушку.
Подводя итоги по реализации проекта «Кукла из бабушкиного сундучка», можно сделать вывод, что знакомство с историей народной куклы, а также, технологией её изготовления необходимо начинать с дошкольного возраста. Изготовление народных кукол позволило познакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.
А чтобы интерес у дошкольников к народной кукле не угас, мы будем продолжать использовать игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические; подвижные народные и хороводные игры; сюжетно-ролевые, а также календарно-тематические праздники и развлечения.
От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с народной игрушкой.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Проектный метод в системе духовно – нравственно го воспитани я старших дошкольников Подготовила: воспитатель Проскуряков а Т.А.
Духо́вно - нра́вственное воспита́ние - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
В рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в качестве ожидаемых результатов духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем ДОУ выступают следующие целевые ориентиры: – приобретение социальных представлений и навыков (об общественных нормах и ценностях, включая моральные и нравственные ценности, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), – формирование позитивных отношений ребенка к базовым ценностям общества (человек, семья, малая родина и Отечество, природа, мир, знания, труд, социокультурные ценности нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира),
Решение задач духовно- нравственного воспитания в ДОУ в процессе различных видов деятельности Тематические выставки д е т с ко - р о д и т е л ьс к о г о творчества Цикл бесед «Уроки доброты» Знакомство и проведение некоторых календарных православных и народных праздников Экскурсии Чтение литературных прои з в е д е н и й Совместные мероприятия с родителями
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Изготовление буклетов для родителей; Проведение ресурсного круга; Консультации по духовно-нравственному воспитанию; Совместные экскурсии; Помощь родителей в создании развивающей среды:
« Куклы из бабушкиного сундука» Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Сроки реализации: среднесрочный. Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.
А к т у а л ьн о с т ь В желании знать, какой была народная кукла, как ею играли, и что она значила, кроется не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. . , .
Цель: Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы. Задачи: 1. Формировать представления о разнообразии и назначении народной куклы. 2. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол. 3. Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками. 4. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. 5. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 6. Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.
Ожидаемый ре з у л ь т а т: дан н ый пр о е к т по мо ж е т в ос п и т а т е л ям рас к р ыть ребенку мир народ н ой ку клы, расширить представление об образе жизни наших предков, их обычаях и традициях на основе познания. Способствовать речевому, художественно- эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа.
Этапы реализации проекта. Подготовительный этап: Планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор литературы, составление планов работы. Основной этап: Подбор и рассматривание игрушек – народных игрушек; Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных кукол; Изготовление воспитателем образцов народных кукол; Подбор природного и бросового материала; Подбор дидактических игр; Подбор сказок, стихов, загадок о кукле. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”; Завершающий этап: Оформление в группе мини-музея, с помощью родителей, «Куклы из бабушкиного сундука»
Мастер класс в доме творчества «спектр» .
Вот и куколка готова! Утешница -наша верная подружка!
Наш мини музей Спасибо родителям за изготовление экспонатов в наш музей! Пример, который показывают родители своими делами и поступками, намного больше дает эффекта в деле воспитания, чем слова.
В перспективе продолжить ра б о т у п о ф о р м и р о в а ни ю у д о ш к о л ь н и к ов д у х о в н о- н ра в с т в е н н ы х ц е нн о с т е й в х о д е ре а л и з а ци и п р ое к т ы по п рое к т н о й д е я т ель н о с т и, и о с у щ е ств и ть следующим темам: « Сказка ложь, да в ней намек…» «Традиции семейного воспитания» «Традиции русского народа»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Метод проекта
как средство духовно-нравственного воспитания
обучающихся
Главной идеей воспитания молодого поколения в России является создание единого воспитательного пространства на основе модернизации подходов, приоритетных направлений, современных педагогических и психологических технологий. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию , которое должно интегрировать весь образовательный процесс : учебную , внеучебную , проектно-исследовательскую деятельность . Совместная проектная деятельность педагогов и воспитанников школ является наиболее актуальной формой современного воспитания , в которой субъекты образовательного процесса получают возможность для наиболее полной самореализации.
Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственно-этической культуры; формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаимодействия ; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой, познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество».
Выпускник общеобразовательной школы рассматривается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» .
Социально-культурные изменения последних десятилетий существенно повлияли на переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания и на организацию педагогической деятельности по его осуществлению.
Проектная деятельность как педагогическая технология направлена на развитие самых разных качеств личности школьника и способствует формированию интегративных характеристик.
Проектную деятельность во многих образовательных учреждениях рассматривают как инновационный метод, позволяющий модернизировать содержание учебного материала, но более всего - по новому взглянуть на организацию всего образовательного процесса.
Первоначально чаще всего педагоги обращаются к проектам в учебной деятельности. Формирование компетенций школьника как интегральной характеристики возможно, если он включен в деятельность, которая предусматривает сочетание различных действий и применение знаний разных учебных предметов. Выход учебных проектов за пределы учебной деятельности вполне понятен, поскольку у детей и педагогов появляется потребность не только что-то узнать самим, но и представить это другим, услышать оценку людей, ощутить их эмоциональный отклик.
Большое число проектов носит групповой или коллективный характер. Такие проекты прежде всего направлены на достижение воспитательных задач. Самое главное в них - развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержневой идеей таких проектов могут быть традиции школы, народа, села. Подготовка
традиционных государственных и народных праздников способствует интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвует в них большинство детей, педагогов, а также многие родители и другие люди. Сельская школа активно позиционирует себя как культурный центр, где каждый может найти себе дело по душе. Школа формирует и расширяет свое воспитательное пространство, поскольку оно задает тот главный нравственный ориентир, на который ориентируются не только педагоги, но и все жители села .
При использовании проектной технологии в образовательном процессе педагоги почти сразу начинают понимать, что наиболее эффективной формой совместной деятельности является социальное проектирование. Разрабатывая проекты, направленные на пользу и радость другим людям. Они отмечают, что намного приятнее сделать что-то для других, чем просто для себя. Тем самым социальные проекты способствуют становлению нравственных позиций в личности школьника, развитию главных человеческих качеств - доброты, милосердия, взаимопомощи и других. Это особенно важно на селе, где действие социальных служб ограничено, старики особенно нуждаются в заботе и внимании.
Для разработки социальных проектов приглашаются к сотрудничеству разные социальные партнеры: сельские музеи, библиотеки, учреждения дополнительного образования, правоохранительные органы и т. п. Важной составляющей этих социальных партнеров являются родители и родственники школьников, которые участвуют в разработке проектов и организации по их осуществлению. Это позволяет сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.
Особо хочется отметить стремление педагогических коллективов к организации «событийных проектов». Событийные проекты концентрируются на совместном проживании детьми и взрослыми событий в течение всего года. Важно найти такие темы и события, которые смогли бы объединить педагогов, детей, родителей, вызвать совместные переживания. Опыт показывает, что такими темами могут быть: «Моя родословная», «Дети войны», «Сороковые роковые». В таких проектах могут быть затронуты прошлое и настоящее, целые семьи, разные поколения, что позволяет школьникам увидеть масштабные исторические события через участие в них их родственников, дедушек и бабушек, родителей. Это создает хорошую основу для нравственного, патриотического, гражданского воспитания.
Представляя свой опыт духовно-нравственного воспитания, педагоги не обходят вниманием и поликультурность как один из основных принципов современного воспитания. Одним из важных качеств человека является его религиозная, межнациональная, социальная толерантность. Интересно, что педагогические коллективы в формировании толерантности обращаются к забытым ныне, но очень популярным в недавнем прошлом фестивалям разных стран и народов. Такие фестивали особенно актуальны для сел, где проживают представители разных этносов и культур.
Подготовка к событиям такого рода связана с изучением обычаев и традиций народов своей страны и других стран. Школьники, собирая материалы, знакомясь с жизнью разных народов, убеждаются в большой схожести в системе ценностей, обычаях, нравах народов, что способствует формированию толерантности личности.
Таким образом, анализируя опыт по духовно-нравственному воспитанию, можно видеть, что проводится большая работа в этом направлении. Активный обмен опытом в духовно-нравственном воспитании школьников очень полезен и как распространение педагогического опыта, и как способ выявления и обсуждения насущных проблем в организации воспитательной работы в школах. Это является важным компонентом всего образовательного процесса по достижению главной задачи - развития личности современного человека.
Список литературы
1. Дармодехин С. В. Развитие воспитания в современной России / Институт семьи и воспитания, 2009. www: http://www.niisv.ru/newsection
2. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / Институт семьи и воспитания, 2009.
www: http://www.niisv.ru/newsection
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования, № 17, сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. Федерального государственного стандарта общего образования / Институт семьи и воспитания, 2009.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 96 с.