Материалы по половому воспитанию детей (3-5 лет)
Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы сопереживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы, став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?
Процесс формирования полового самосознания у ребенка проходит через разные периоды. Уже в первые годы жизни ребенок учится не только различать и называть людей, но и противопоставлять их по полу. Годовалый малыш определяет почти безошибочно, кто к нему подошел — дядя или тетя.
Ну, а затем идет становление понятия «Я», и оно совпадает у ребенка со становлением полового самосознания. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я — мальчик» или «Я — девочка». Родители чисто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике — мужские, а в девочке — женские черты характера. Например, мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» или: «Покажи, как ты качаешь свою лялю». И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. К сожалению, иногда (это чаще наблюдается в неполной семье, когда мать одна воспитывает сына) в ребенке неосознанна начинают поощрять черты характера, свойственные противоположному полу. Мальчика одевают как девочку, развивают в нем чрезмерную нежность, впечатлительность, мягкость. Все это в дальнейшем может привести к серьезной психологической перестройке, связанной с недовольством своим полом, и появлению упорного стремления изменить свой пол (транссексуализм). Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее глубокое воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием.
Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем, этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?», и так же невинен. Обычно это происходит в 3-4 года. Часто ребенка интересует не тайна деторождения и даже не пол, а просто жизнь во всем ее разнообразии. Так он нащупывает пути поисков причин. В ответ на вопрос: «Почему ты об этом спрашиваешь?» можно услышать иногда совершенно неожиданную интерпретацию самого вопроса. Например: «Коля известно откуда появился — он из Березников приехал, а Лариса родилась в Перми, а я откуда?». Вот и все. И на этот-то вопрос он и ждет ответа. Однако так бывает не всегда. Нередко ребенок интересуется тайнами деторождения именно в том смысле, в каком мы этот вопрос понимаем.
И это часто вызывает растерянность родителей, их нерешительность. Мама посылает ребенка к папе, папа — к бабушке. Дело часто кончается тем, что ребенок, так и не получив надлежащего ответа, настолько заинтригован молчанием или отговорками родителей, что ищет ответа на стороне и без труда находит его у «просвещенных» мальчиков или девочек — «знатоков». Как же отвечать на подобные вопросы?
Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего, соответствующего его опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что он в ближайшем будущем должен узнать.
Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не оттого, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддержать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне. Можно просто сказать, что ребенок растет в животике у мамы. Вполне возможно, что ему для начала будет достаточно такой информации. Если затем он поинтересуется, как он туда попал, можно сказать, что он вырос из маленького семечка, которое было в маме. Пусть ваши ответы не предвосхищают вопросов. Через некоторое время ребенок, возможно, задаст вам вопросы посложнее. Он спросит: «А при чем тут папа?» или поинтересуется, как дети выбираются из маминого живота. Первый из этих двух вопросов особенно важен: от того, как вы ответите на него, во многом будет зависеть самосознание мальчика или отношение девочки к отцу. Можно привести в таком случае пример с рыбками. Вот рыбка-мама, из ее икринок разовьются и вырастут детки, но случится это лишь после того, как рыбка-папа польет икру специальным соком — молокой. Если у вас есть аквариум, то это объяснение легко сделать наглядным, если нет — при случае можно продемонстрировать малышу икру и молоку рыб и тут же перейти к аналогии с человеком.
Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Вы установите таким образом нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же вы поймете, что именно малыш уже знает, сможете выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.
В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными, у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства.
Нагота сама по себе нравственна, ибо естественна, и поэтому порицать ее красоту, ее естественность как нечто низкое и греховное — это все равно, что считать человеческое тело и самого человека носителями греха. Необходимо ценить естественность природы в нас самих, ценить красоту природы в красоте человеческого тела и воспитывать в ребенке уважение к этой красоте и восхищение ею.
Порицая с раннего детства наготу («Томочка, как тебе не стыдно, нельзя же папе показываться в таком виде!»), мы призываем это чувство постыдности, как нечто совершенно естественное. И ребенок часто спрашивает, если в состоянии возразить взрослому: «А почему мне должно быть стыдно?». Воспитание с малых лет чувства стыдливости может пробудить в ребенке интерес к запретному голому телу, а, следовательно, и особый интерес к противоположному полу, непонятно почему запретный и порицаемый. Поэтому в воспитании стыдливости могут быть использованы, главным образом, косвенные, мягко действующие ограничения. Можно сказать девочке или мальчику, бегающим неодетыми, скажем, в присутствии посторонних людей, что это нехорошо, некрасиво, поскольку на людях нужно (принято) быть одетым, опрятным, подтянутым, и не выказывать того, что только для тебя одного и должно существовать и никого больше не касается. Избыточный, ненужный упор на воспитание стыдливости может в дальнейшем привести к несчастьям. Стыдливость приходит сама, в том числе и к детям, у которых стыдливость вообще не пытались специально воспитывать.
На все повесить фиговые листки нельзя. Все равно жизнь переполнена тем, в чем можно, при желании, усмотреть неприличное и безнравственное. Поэтому существует только одна программа для воспитания неприятия грязи — воспитание с раннего детства в духе уважения к человеческому достоинству, в чем бы оно ни выражалось: в духовном или телесном. Поэтому очень важно, чтобы еще в детском возрасте ребенок научился относиться к обнаженному телу как к чему-то совершенно естественному.
Пока ребенок изучает свой нос, руки, ноги, родители спокойны, но как только его внимание переключается на половые органы, взрослые начинают тревожиться, подозревая в своем малыше задатки, испорченности. И приходят просто в ужас, когда дочь, вернувшись из детского сада, серьезно рассказывает родителям о строении половых органов мальчиков или когда застают сына в компании сверстников за рассматриванием или демонстрацией этих частей тела. Сразу же следует подчеркнуть — в этом интересе нет ничего нездорового. В возрасте 3-5 лет подобным образом ведет себя детвора всего мира. Это так называемая «фаза половой игры», в процессе которой малыши утверждаются в понятии половых различий. В большинстве случаев дети не осознают сексуального характера содержания этих игр. Оно ограничивается, в общем, осмотром и ощупыванием внешних половых органов других детей своего и другого пола, а также показом своих половых органов. Эти наблюдения и манипуляции встречаются, например, в так называемых играх «в доктора», «папы и мамы». Подобные игры служат для детей, преимущественно, способом ознакомления или удовлетворения любопытства. Опытные педагоги и психологи знают, что чем больше шума поднимают родители из-за дурных наклонностей и привычек маленького ребенка, тем сильнее те укореняются. Это касается не только сексуальных игр, но и многих других осуждаемых взрослыми действий. Ребенок не может понимать и оценивать свои поступки как взрослый, потому и не следует фиксировать его внимание, преувеличивать их значение.
Ну, а как все-таки быть, если вы застали сына или дочь «на месте преступления», если ребенок дошкольного возраста занимается онанизмом? Под онанизмом (мастурбацией) понимают искусственное раздражение половых органов (вне полового акта) с целью вызвать сладострастное ощущение. Сексуальное самоудовлетворение — так еще иногда называют эту вредную привычку. Онанизмом могут заниматься как мальчики, так и девочки.
Прежде всего, необходимо избрать правильную линию поведения. Ругать и наказывать ребенка в этом случае совершенно бессмысленно и даже вредно. Необходимо проанализировать ситуацию. Причин, способствующих развитию попыток к онанизму, в детском возрасте может быть несколько. Во-первых, наличие глистов (остриц) или воспалительных кожных заболеваний, вызывающих кожный зуд. Желание освободиться от него путем расчесывания, приводит к вредной привычке постоянно притрагиваться к половым органам. В дальнейшем, пока еще неосознанно, у детей при расчесывании кожи наружных половых органов появляется сладострастное ощущение. В этих случаях лучше обратиться к врачу.
Особого внимания требуют гигиеническое содержание ребенка и режим его жизни. Не надо одевать ребенка в слишком тесную, сдавливающую или трущую промежность одежду; плохо, если кожа ребенка грязная, если грязным и неопрятным оказывается нижнее и постельное белье. Грязь раздражает кожу, ребенок почесывается, и это может перерасти в привычку. Ночная одежда должна быть свободной и легкой. Это особенно касается мальчиков, которым нередко, стремясь избежать раздражения гениталий, одевают тесные трусики, добиваясь при этом прямо противоположного эффекта. Ребенок должен спать отдельно, в своей постели. Нахождение его в одной постели с братьями или сестрами, особенно со взрослыми, может способствовать раннему появлению полового чувства. Привычка залеживаться в слишком мягкой и теплой постели по утрам и вечерам плохо сказывается на формировании ребенка. Шумные, бурные игры перед сном, просмотр эмоционально заряженных, а тем более «взрослых» телепередач возбуждают ребенка, и он может, в попытках заснуть, искать успокоения и удовлетворения в ощущениях от собственного тела (сосать палец, трогать гениталии и т. д.).
Раздражение может возникнуть и из-за того, что ребенка кормят на ночь слишком обильно, дают острую или соленую пищу, которая вызывает жажду, а потом обильно поят. К утру или ночью, в связи с переполнением мочевого пузыря и кишечника, может произойти раздражение половых органов. Поэтому нужно приучить ребенка ложиться спать в определенное время, добиваясь, чтобы он быстро засыпал. Хорошо, если малыш спит на боку, а не на животе, так как это может создавать условия для раздражения половых органов. Нужно стремиться к тому, чтобы руки ребенка находились поверх одеяла, чтобы он не накрывался одеялом с головой. Постель ребенка должна быть чистой и в меру жесткой.
Таким образом, о предупреждении онанизма у ребенка родителям надо беспокоиться не тогда, когда он стал уже подростком, а гораздо раньше, когда он, как говорят, «от горшка два вершка».
Половое воспитание дошкольников - непростой вопрос. Родители всегда затягивают с «этим» разговором.
Многие ждут подросткового возраста, чтобы поговорить с детьми о сексе и сопутствующих ему вещах.
Однако уже в дошкольный период малыши имеют право знать некоторые подробности, иначе они рискуют оказаться в глупом положении среди сверстников.
Современная история идет семимильными шагами, и дети взрослеют раньше. Уже в первом классе у половины есть смартфон с неограниченным доступом в интернет. Некоторые энтузиасты умудряются накачать картинок эротического содержания и шокировать ими одноклассниц.
Шепотом в уголках девочки рассказывают тайны о зачатии и родительской спальне, а по ночам пытаются потрогать себя в интимных местах.
Особо наивные думают, что их младших братиков принес аист или подкинул кочан капусты, пока им не открывает глаза учитель биологии.
Мальчишки смеются над девочками, у которых раньше всех начинается менструация, как будто в этом есть нечто постыдное. Все это – огрехи родительского воспитания. Ведь ребенок дошкольного возраста имеет право знать, как он появился на свет .
В три года особо интересующийся малыш может услышать от вас сказку о маминой и папиной любви, неожиданно случившейся в волшебном королевстве. И после этого в животе у мамы появился крохотный ребенок. Он кушал все, что кушала мама, и рос, рос… Пока вдруг ему не стало ужасно тесно.
Тогда он постучал, и мама срочно побежала в родильный замок. Там врачи открыли специальную дверцу в мамином теле и малыш смог выйти. И все очень обрадовались. Совместите биологическую правду и сказочный вымысел, но никаких аистов, магазинов и капусты!
Половое воспитание детей 4-6 лет начинается с книг . Есть много красочных томов с названиями «Как я появился» и «Откуда берутся дети». Они – отличное подспорье для родителей в этой нелегкой беседе.
Главное дождаться нужного вопроса и вовремя подсунуть чаду этот фолиант.
Анатомические подробности и порнографические картинки здесь, само собой, не нужны. Все, что вам понадобится – честность, живое воображение и детское любопытство. Позвольте малышу самостоятельно полистать книгу и подождите, пока возникнут вопросы.
Вполне нормально, если ребенок дошкольного возраста услышит слово секс. Ведь на дворе давно не 50-е годы, и естественно, что мама и папа любят друг друга и у них периодически бывает секс, от которого и берутся дети.
Занятие это – исключительно для взрослых, потому что за него приходится нести ответственность. Получившихся детей надо кормить и воспитывать, а для этого нужно много работать и вообще быть большим.
Некоторые книги упоминают названия половых органов, другие же выдумывают им удобоваримые «клички». Например, у папы есть «краник», в котором живет много семян. А внутри мамы живет яйцеклетка («волшебная горошина»). Когда они сталкиваются, появляется малыш. Он растет в мамином животике, а потом выходит наружу.
Если вам делали кесарево сечение, вы можете продемонстрировать малышу место разреза и объяснить, что выходить ребенку помогали добрые врачи.
Как именно называть причинные места, решать вам. Разумеется, ребенок должен понимать, что, хоть это и не ругательства, но кричать их на улице и обзывать ими девочек не нужно.
К семи – восьми годам важно также осветить вопрос менструаций и поллюций . Коснитесь его вскользь, мол, к 12-14 годам девочка становится девушкой, а мальчик – юношей.
Все процессы и изменения – лишь признаки взросления, и ничего постыдного в них нет. В 9-10 лет поговорите об этом подробно, а к 12 купите энциклопедию.
В консервативных вас, конечно, не поддержат. Они предпочитают держать коллектив в неведении и не замечать, что, когда воспитательница отворачивается, ребятня скидывает друг перед другом трусики и пытается понять, чем мальчики отличаются от девочек.
Ваша задача – лишить ребенка неоправданного стыда, объяснить половые различия , принципы зачатия, суть гендерной психологии. В конце концов, почему мальчикам нравятся девочки, а не мальчики? Ведь так задумано природой, только в паре они могут продолжать свой род.
Вовремя не получив нужного ответа, малыш может начать собственные эксперименты и ступить на хрупкий лед гомосексуальных исследований.
Кроме прочего, ребенок дошкольного возраста должен понимать, что такое презерватив – он часто сталкивается с ним на улице и может случайно поднять. Объясните, что это не игрушка, и трогать его не следует.
Границы дозволенного в беседе с дошкольником о сексе определяете вы сами. Обычно взрослые гораздо болезненнее реагируют на смелые ответы, чем дети. Все объясняется нашим сексуальным воспитанием.
Еще 20 лет назад никто и не подумал бы сказать шестилетней дочке: «Не заходи к нам в спальню, мы с папой занимаемся сексом». Все шли на хитрости, на выдумки, а то и вовсе отказывались от плотских удовольствий.
Как бы ни было смешно или страшно, сохраняйте серьезный вид . Ваше лицо должно говорить: «над этим не нужно хихикать, это нормально, но об этом не разговаривают в садике и не кричат на улице, только и всего». Именно вы знаете своего ребенка лучше, и понимаете, когда тот готов к разговору о половых различиях.
Чувствуя, что вы общаетесь с ним, как с равным , он со своими вопросами всегда будет бежать к вам, а не к интернету или продвинутому однокласснику.
В дальнейшем, если возникнет какая-то проблема, вы первым узнаете о ней – ведь вы дали правильное половое воспитание ребенку дошкольного возраста.
Консультация для родителей для родителей детского сада
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям, его можно использовать как тему для родительского собрания.
Тема полового воспитания достаточно сложная, я знаю, что не часто педагоги решаются на подобную беседу. Она сложна в подготовке, в правильном подборе материала, слов, примеров; немаловажен и собственный настрой на выступление. Все должно быть до мелочей корректно и тактично.
Я проводила эту консультацию в подготовительной группе, когда у детей сильно возрос интерес к противоположному полу. Предварительно было проведено анонимное анкетирование родителей по данной теме. Должна сказать, что некоторые родители отреагировали спокойно, другие с недоумением, но по доброму сказали: «Ну, такой анкеты мы еще нигде не заполняли». Все зависит от того, на сколько хорошо установлен контакт с родителями, доверительные ли между Вами отношения.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати?
Смотрите ли Вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Часто ли Ваш ребенок задает вопросы на интимные темы?
Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?
Занимается ли Ваш ребенок онанизмом?
Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?
Ответы родителей были обработаны, и результаты озвучены на собрании.
Цель консультации:
Помочь родителям осознать свою роль в половом развитии ребенка.
Ход консультации:
Психолог (педагог): Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас на родительском собрании. Тема нашей встречи «Половое воспитание дошкольников».
Тема достаточно серьезная и неслучайная. Причиной этого выступления послужил повышенный интерес мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам в Вашей группе. Давайте сегодня наберемся храбрости, и поговорим об ЭТОМ.
Половое воспитание, как и любое другое, необходимо начинать как можно раньше. В 3 года ребенка уже считают личностью, он хорошо осознает свою половую принадлежность и четко отвечает на вопрос мальчик он или девочка. Конечно, беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" достаточно сложно. Родители не всегда сразу могут подобрать нужные слова, беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или наоборот, слишком мало. Как уловить тот самый нужный момент, чтобы все произошло во время. Сложность вопроса состоит еще и в том, что нас, взрослых, обычно не готовят к таким беседам, а самим спросить неловко, а иногда и не у кого, потому что так в народе принято – эта тема стыдная и говорить о ней неприлично.
Сегодня мне хочется сломать этот стереотип и призвать Вас к обсуждению такой важной и нужной темы.
Наблюдая за детьми, Вы можете видеть, как они играют в «маму и папу» сами или с куклами, как часто они вкладывают в эту игру поведение конкретных взрослых, имитируют их поступки, раздеваются сами или раздевают кукол, укладываются вместе «спать» или укладывают кукол, обследуют друг друга или кукол. У взрослых в такие моменты нарастает негодование, возникает ощущение, что у ребенка какие-то проблемы сексуального характера и начинают запрещать, кричать, ругать или еще хуже наказывать детей. А этого делать категорически нельзя. Сексуальных проблем у ребенка нет, есть чисто познавательный интерес, любопытство, познание окружающего мира и людей в нем. Он просто физиологически еще не созрел для сексуальных проблем. Детей интересует: «Почему мы отличаемся, почему у девочки длинные волосы, а у мальчика короткие, почему я в платье, а он в рубашке и шортах, почему девочка не может писать, как мальчик, стоя и так далее», на все эти и другие вопросы дети должны увидеть
ответ. У них нет такого жизненного опыта и умения как у взрослых, получать, в случае надобности, информацию из книг или каких-то других источников. Наша задача: помочь получить им этот опыт правильно, не наделав самим взрослых ошибок.
Вы помните, я предлагала Вам заполнить анкету. Хочу поблагодарить всех родителей, которые приняли участие в анкетировании и помогли мне тем самым построить сегодняшнее выступление. Реакция на предложенные вопросы была у всех разная. Я предлагаю сейчас всем вместе разобраться в основных моментах этой анкеты.
Вопрос 1. Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати?
Уважаемые родители, сейчас ни для кого не секрет, что жилищные условия не всегда позволяют ребенку иметь отдельную комнату, но Вы можете продумать, где сделать ему отдельный угол и спальное место. Почему это так важно? Дети могут стать свидетелями того, что происходит между супругами ночью и зачастую не говорят Вам, что они что-то видели, но когда приходят в детский сад рассказывают и показывают все в подробностях другим детям, не понимая смысла. Я думаю, это в Ваших интересах обезопасить свою личную жизнь и защитить интересы ребенка.
Вопрос 2.Смотрите ли вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Почему был задан этот вопрос?! Некоторые дети в группе обсуждают сцены из фильмов, где «дяденька и тетенька валялись на кровати и напрыгивали друг на друга». Мамы и папы, помните, что даже самые маленькие дети, которые, как Вам кажется, еще ничего не понимают, должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса или страха. Я рекомендую ограничить просмотр телевизора в целом, особенно тех каналов, на которых часто показывают ужастики и фильмы для взрослых. Вообще, я должна сказать, что телевидение в последнее время стало неотъемлемой частью дома и семьи, ребенок стал получать гораздо меньше родительского внимания. В результате Вы получаете двойную порцию капризов и истерик. Отсюда правило:
телевизор – не член семьи; дети заслуживают Вашего внимания гораздо больше, чем он.
Вопрос 3. Часто ли вам дети задают вопросы на «интимные» темы?
Если да, то Ваши ответы обязаны соответствовать действительности. Ответы: "нашли в капусте", "купили в магазине" "аист принес" больше отражают Ваше смущение и вносят сумятицу в сознание ребенка. Ответы должны быть адаптированы возрасту и сознанию ребенка.
Дети могут задать вопрос: «Почему мама и папа спят вместе». Вы можете ответить, что обычно родители все дела делают вместе: воспитывают ребенка, ведут хозяйство, спят и так далее. Главное в таких вопросах не теряться и сохранять спокойствие. Старайтесь не повышать голос и не прибегать к наказаниям за повышенное любопытство. Ребенку интересно: «Раз я есть, значит, я откуда-то взялся».
Если Вы понимаете, что ребенок застал Вас врасплох с вопросом, просто спокойно скажите ему: «Дай мне немножко времени, я подумаю, как тебе ответить» или «Подожди чуточку, я закончу свои дела и обязательно отвечу тебе». Так Вы выиграете несколько минут для обдумывания. Если же у ребенка такие вопросы пока не возникают, то лучше самим разговор на эту тему не начинать. Любую информацию мы должны давать детям своевременно и в определенных количествах соответственно возрасту.
Вопрос 4. Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?
Первое, о чем нужно подумать в этом вопросе – о доверии между Вами и ребенком. Если оно есть – замечательно, если оно утрачено, надо его восстановить, иначе ответы на волнующие вопросы ребенок пойдет искать в другом месте, и не известно какие ответы он там получит.
Итак, если вопросы появились, то с чего начинать? Лучше с пояснения различий между мужчиной и женщиной. Можете привести в пример образцы поведения мужчины и женщины, или какие дела женские, а какие мужские. Применить описательные характеристики: она - нежная, кокетливая, использует косметику, украшения, ведет домашнее хозяйство и так далее; он – сильный, выносливый, решает проблемы семьи, разбирается в технике и так далее. Вы можете привлечь ребенка к описанию мужчины и женщины.
Наблюдая за родителями в повседневной жизни, дети учатся вести себя с противоположным полом. Будущая семейная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.
Вопрос 5. Занимается ли Ваш ребенок онанизмом?
Давайте с Вами определимся, что такое онанизм – это раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы. В детском саду педагоги это наблюдают постоянно. Поэтому задача родителей, если такая проблема появилась, понять причину.
Причины онанизма.
Медико – гигиенические:
- тесная одежда,
- сужение крайней плоти у мальчиков,
- глисты,
- несоблюдение личной гигиены, особенно у девочек,
- хронические или хирургические причины (паховая грыжа)
Психологические причины:
- недостаток внимания близких людей,
- когда ребенок часто остается один,
- ситуации эмоционального дискомфорта,
- неблагополучие в семье,
- насильное кормление,
- подражание старшим братьям, сестрам, друзьям.
Иногда родители сами провоцируют проблему, например, очень долго подмывают ребенка, акцентируют на этом внимание. Относитесь к половым органам ребенка, как к любому другому органу и, скорее всего, Вы избежите проблемы.
Если есть медицинские проблемы - обратитесь к врачам, психологические – задайте себе вопрос «Что я делаю не так?» Ни в коем случае не угрожайте ребенку, Вы можете ему навредить. Научите ребенка знать и уважать собственное тело, соблюдать гигиену и правильно за собой ухаживать. Займите его разнообразными интересными делами, дайте «пищу» мозгу, чтобы он развивался, как человек мыслящий. Если Вы все-таки застали ребенка за занятием онанизмом, возьмите себя в руки, скажите ему, что он уже большой и должен играть в другие игры и обязательно покажите какие.
Вопрос 6. Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?
Правду говорить стоит, но только ту часть, которую ребенок способен воспринять адекватно. Сейчас огромное множество литературы по половому воспитанию, Вы можете ею воспользоваться. Но… не берите первую попавшуюся книгу, а внимательно ознакомьтесь с предлагаемым автором материалом, если Вас все устраивает - покупайте.
Вы можете сами рассказать о том, откуда берутся дети.
(Здесь педагог может показать короткую презентацию или видеозапись).
Нашим родителям я приводила личный пример.
Когда у моего сына появился интерес к тому, откуда он взялся, а ответ «Я тебя родила» уже не устраивал (ему было почти 5), мне пришлось основательно подготовиться к беседе. Сначала я рассказала, как мы с папой познакомились, затем показала свадебные фотографии, показала на прогулке ЗАГС, где мы поставили подписи, что муж и жена. Потом сказала, что нам стало вдвоем очень скучно, и мы захотели, чтобы у нас появился малыш. У женщины в животе есть специальные клеточки, в которых зарождается малыш, но надо, чтобы мама и папа друг друга сильно любили. Папа маму обнимает, гладит животик, и малыш начинает там расти, живот становится большой, малышу становится там тесно и врач помогает маме родить ребенка. Мама и папа берут малыша на руки и все счастливы. Так появилась на свет твоя сестричка и ты.
Сын эту информацию выслушал и остался доволен ответом, по крайней мере за уточнениями он больше не обращался.
Ну и последний вопрос, которого не было в анкете, но он очень важный.
Что делать, если мой ребенок жалуется на то, что другие дети пристают к нему, пытаются трогать за определенные места?
Здесь совет только один, попытайтесь научить ребенка привлекать к себе внимание окружающих, когда такое происходит. Дети обычно стесняются и всячески отворачиваются. Дайте понять ребенку, что нужно остановить все нехорошие действия других детей и чем громче он (она) об этом заявит, тем меньше посягательств будет в дальнейшем.
Как привлечь к себе внимание? Нужно громко сказать: «Мне неприятно, когда ты меня трогаешь», если не помогает, ребенок может сказать: «Если ты еще раз меня тронешь - мои родители будут разговаривать с твоими родителями» - это касается не только детского сада, но и общения с дворовыми ребятами. Ребенок должен хорошо понимать, что у него есть защита и эта защита – Вы и взрослый, находящийся рядом.
Есть ли ко мне вопросы по данной теме?
Спасибо за внимание!
Во время консультации родители могут задавать вопросы по любому пункту, вступать в диалог, спрашивать конкретного совета; Вы можете высказывать свое мнение, знакомить их с мнениями авторов книг по половому воспитанию, но принимать решение как поступать родитель должен сам.
Перед родительским собранием, уважаемые педагоги, Вы можете оформить выставку книг, пособий, буклетов, распечаток по теме. Раздаточного материала должно хватить на всех родителей.
Дайте понять мамам и папам, что Вы готовы побеседовать с ними с глазу на глаз, если возникнет такая потребность. Могу сказать из личного опыта, после проведения этой консультации уровень доверия между мной и родителями группы повысился. Сейчас мы можем говорить с ними практически на все темы, но, хочу предостеречь педагогов от ошибки, если человек доверил Вам личную проблему, ни в коем случае не обсуждайте ее со своими коллегами, нянечками и другим персоналом детского сада. Авторитет и уважение заработать сложно, а потерять можно в считанные минуты.
Желаю успехов в Вашем труде!
Уважаемые коллеги, Вы ознакомились с конспектом консультации по половому воспитанию, очень хотелось бы узнать Ваше мнение о прочитанном. Заранее благодарю.
ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой)
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - система психолого-педагогической, медико-биологической, социально-гигиенической и правовой работы с детьми и подростками, призванная обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие с физиологической, нравственной и эстетической точек зрения.
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систэматическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.
Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания
Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем моментам:
I) складывающиеся отношения между родителями;
2) родительские чувства к детям;
3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы.
Существуют различные мнения за рубежом о том, что способствует развитию психических различий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др). В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И. С.Кон, Т. А.Репина, В. С.Мухина, Я. Л.Коломинский. В настоящее время вопросы полового воспитания в семье и в детском саду рассматриваются в работах Д. И.Исаева, В. Е.Кагана, З. С.Кириловой, А. Н.Липник, А. Г.Асмолова, Л. А.Арутюновой, Н. Н.Плисенко.
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать е раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне к др.
Можно выделить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон полового воспитания:
I) это сложная психолого-педагогическая задача, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;
2) социально-гигиеническая сторона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;
3) комплекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полового развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим развитием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генерирование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудняет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и общественной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни.
Данные научных исследований показывают, что мальчики и девочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические Отличия , а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.
Для Девочек характерно;
Более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запахам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;
Игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;
Они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хвалят, они получают больше положительных оценок;
Склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, заботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстников;
Повышенный интерес к своей внешности, они более чувствительные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.
Для мальчиков характерно:
Ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;
Лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;
Больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредоточены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, играх в войну;
Более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;
Ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообразным машинам и механизмам.
Задачи воспитания мальчиков и девочек :
1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками;
2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пода;
3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Основные Направления полового воспитания дошкольников :
Полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности;
Сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;
Подготовка будущих семьянинов.
В раннем возрасте должна осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, элементарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.
Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же игрушки.
На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тематики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые половые представления и поведение.
Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина:
Формирование у детей понятия значения семьи, важности и необходимости для человека;
Формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;
Воспитание любви к родителям;
Подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;
Приучение детей к участию в семейных делах.
В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительной справедливости в - оценке положительных и отрицательных событий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, предупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положительных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все более утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобретает особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто менее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-гражданском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение доставляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понимает мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - слабовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания подают жестокий отец и всепрощающая мать.
Условия Правильного полового воспитания детей в семье:
Согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме;
Педагогическая культура родителей;
Положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми;
Ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качества, на формирование мужественности и женственности.
В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Причем половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).
Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А результаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.
Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.
Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для полового воспитания детей.
Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.
Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.
Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.
Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.
В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.
Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференцирование относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем отца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родственники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится процесс половой социализации.
У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.
Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болезненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о греховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.
Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, доверительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.
С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют.Все это говорит об одухотворенности половой идентификации, повышении эстетической культуры девочек. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.
Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.
Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные переживания ребенка, омрачить и последующую его жизнь.
Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принадлежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Крупская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить забор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.
Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребенок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии половой идентичности детей