С самого рождения малыш учится оценивать себя и свою жизнь с точки зрения субъективных оценок взрослого человека, живущего рядом. Любое негативное проявление со стороны родителей вызывает у малыша страх разрыва социальных связей, и приводит к внутреннему конфликту «я — общество», закладывая ряд комплексов, а то и вовсе причиняя вред детской психике. Зачастую негативные оценки сопровождаются физическим воздействием, в виде шлепков. Нарушение прав ребенка встречается гораздо чаще, чем может показаться. А необходимость восприятия маленького члена общества в качестве полноценной личности, зачастую игнорируется. Исправить ситуацию и оградить маленьких граждан от посягательств призвано законодательство в сфере защиты семьи и детства.
Основные права ребенка по российскому законодательству и нормам международного права
Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.
В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:
- на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
- на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
- на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
- на выбор и исповедование религии;
- на помощь и защиту государства;
- на социальное обеспечение и здравоохранение;
- на образование и отдых.
За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение. Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление. В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.
Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.
Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу
С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.
Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего. Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства.
Какие права ребенка чаще нарушаются
Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье. Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности. Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях.
Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.
Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав. Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно. Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться. Страдает детское здоровье, наносится вред развитию ребенка. При этом его права на защиту от насилия, жестокого обращения и злоупотреблений со стороны близких лиц злостно нарушаются.
Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками. В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера. В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов. Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.
Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего.
Несовершеннолетний в силу своего возраста, наивности и возрастных особенностей развития не в состоянии осознать степень нарушения своих прав. Зачастую, находясь в зависимом положении от нарушителя, ребенок оказывается в ситуации беспомощности, единственным выходом из которой является вмешательство государственных органов.
Примеры нарушения прав детей
Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.
Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.
Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.
Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.
Нарушение прав ребенка в школе
Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения. В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.
Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.
Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.
Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.
Защита прав ребенка в России
Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:
- Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
- Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
- Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
- Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
- Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.
Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.
Ответственность за нарушение прав детей
Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.
В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.
При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
Законодательное регулирование
Забота о молодом поколении входит в обязанность любого правового государства. Вклад государства в защиту несовершеннолетних, в том числе путем, введения санкций за нарушения прав, проведения своевременной профилактической работы и законодательного закрепления ответственности является залогом здорового общества будущего.
Многочисленные отечественные и зарубежные психологические исследования выделили факторы, обеспечивающие предрасположенность семьи для попадания в группу риска по нарушению прав детей. К их числу относятся:
Тесное жильё и большая скученность проживающих, что порождает серьёзные проблемы у всех членов семьи; -низкие доходы сказываются на реализации права ребёнка на образование и всестороннее индивидуальное развитие способностей;
Низкий образовательный уровень родителей также влияет на реализацию права ребёнка на развитие; -неполнота семьи, в частности, отсутствие отца - источника уверенности и авторитета создаёт предпосылки к формированию у ребёнка таких черт характера, как агрессивность в отношении взрослых, недисциплинированность, асоциальность, которые могут провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребёнком;
Многодетность, многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.
Таким образом, при первичном знакомстве с семьёй необходимо предложить родителям заполнить социально-демографическую анкету, которая отразит социальные параметры жизни семьи и позволит выделить для более внимательного знакомства психолога и педагогов те семьи, у которых есть объективные основания попасть в группу риска.
Диагностика нарушений прав ребёнка в семье может проводится в 3 этапа.
Первый этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные проблемы в адаптации (проблемы в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство и т.п.). Метод - экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.
Второй этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, т.е. применяющих к ним физическое или психическое насилие. Проводится диагностика агрессивности детей, имеющих трудности в адаптации, а также выделяются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей. При приёме детей в ДУ родителям можно предложить анкету для выяснения их отношения к физическим наказаниям. Затем с целью более глубокого изучения родителям предлагается опросник Басса-Дарки.
Оригинальный вариант опросника включает восемь шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребёнка, выбраны только те, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители.
Шкала 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
Шкала 2. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Шкала 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Шкала 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
При составлении опросника учитывались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, ситсематически занимающимися воспитанием ребёнка. Если ребёнок из полной семьи, то обе методики заполняют оба родителя. Показатели нарушения прав ребёнка
1. Высокий балл по любой из шкал опросника Басса-Дарки.
2. Констатация факта использования физических наказаний.
По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права детей. Это семьи, где хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки.
Третий этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в семьях, в которых нарушаются права детей.
Для выявления особенностей семейного воспитания и отношений между родителями используется методика измерения родительских установок и реакций (PARY, Т. Архиреева). Это опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей.
Методика PARY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому методика позволяет провести многостороннюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также построить коррекционную программу.
Проведя анализ полученных при диагностике результатов, психолог СПЦ и педагоги составляют коррекционную программу для работы с семьями и детьми.
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которого вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.
Семья - важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.
Для решения правовых задач в ДОУ необходимо: во-первых, убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, определённый уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов, и в-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:
- Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
щите детей от жестокого обращения. - Профилактика жестокого обращения с детьми:
- трансляция родителям положительного образа ребенка
- работа по коррекции детско-родительских отношений.
- Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
взрослыми.
Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности и посещение неблагополучных семей на дому.
Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако она наиболее эффективна в работе с родителями.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку: употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). А также на ответную реакцию детей (их настроение, содержание обращений, тон, мимику).
Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).
После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребёнка.
Необходимость решения этой задачи определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.
Родители, которые изо дня видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребёнка.
Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:
Использование папок-передвижек с темами, например «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»;
Уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;
Рисунки детей на тему «Мои права».
Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов. Темы семинаров разнообразны: «Что такое наказание и запрет?», «Типы родительской любви», «Мама, папа, я – дружная семья» и др.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен в этих вопросах.
С этой целью выпущен сборник методических материалов «Каждый имеет право» - результат работы творческой площадки «Содружество», действующей на базе нашего ДОУ. В сборник включены материалы для работы с педагогами, родителями и детьми по правовому воспитанию.
Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!
Рогожина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №8 г.Красноармейска
Основополагающий вопрос
Почему говорят, что яблочки от яблони недалеко падают?
Учебная тема
Семейное право
Цель работы
Анализ положения ребенка в семье, взаимосвязь и взаимозависимость между нарушением прав подростка родителями и противоправным поведением подростков.
Решаемые задачи
- Изучить психолого-педагогическую, юридическую и публицистическую литературу по проблеме нарушения прав ребенка.
- Раскрыть сущностные характеристики противоправного поведения, выявить его причины.
- Выявить степень защищенности подростка в семье на основе анализа его семейного положения.
Проблема нарушения прав ребенка в семье
Важность проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными нуждами во многих странах хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом свидетельствует наличие системы государственных социальных служб, защищающих права детей, и многочисленных благотворительных организаций, оказывающих помощь семье и детям.
Насилие по отношению к детям является следствием того подчиненного, зависимого от взрослых положения как в семье, так и в обществе в целом, которое ребенок всегда занимал ранее и продолжает занимать в настоящее время.
Ребенок порой оказывается очень удобным, а подчас и единственным возможным для родителей объектом демонстрации своей власти и контроля. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их основными нуждами представляет собой устойчивое социальное явление, которое присутствует в любом обществе, поскольку порождается его природой.
Как и преступность, насилие в семье не может быть уничтожено полностью, но распространенность его можно и нужно свести к минимуму. Существует ряд социологических теорий, используя которые можно прогнозировать распространенность жестокого обращения с детьми в обществе.
Современная социология выделяет три основных фактора, способствующие возникновению семейного насилия:
- кризис морали, когда нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям в обществе, а новые еще не распространились;
- кризис культуры, когда массовая культура утверждает как основные символы успеха те ценности, доступ к которым для подавляющей части населения жестоко ограничивается структурой общества;
- несоответствие доли общественных благ, получаемых каждым членом общества, его личным качествам и способностям.
Все указанные выше факторы характерны для нынешнего периода России. Еще одним обстоятельством, способствующим росту распространенности жестокого обращения с детьми в нашей стране, являются ошибки государственной социальной политики. Неадекватные ситуации в стране, ослабление системы государственного контроля и регулирования производства и потребления спиртных напитков привело к беспрецедентному росту злоупотребления алкоголем. По зарубежным данным, более 80% детей, страдающих от жестокого обращения и пренебрежения своими нуждами, живут в семьях алкоголиков и наркоманов. В России около 2/3 тяжких насильственных преступлений, убийств и изнасилований совершается в состоянии алкогольного опьянения. Отказ от принудительного лечения алкоголизма, сокращение сети государственных наркологических учреждений лишило семью возможности защититься от произвола злоупотребления алкоголем отца или мужа.
На сегодняшний день дети, пострадавшие от насилия в семье, могут обратиться в реабилитационные центры, психологические консультации, социальные службы, по телефонам «горячей линии» и, конечно же, в органы МВД и прокуратуру. Прямым показателем семейного неблагополучия является число детей, оставшихся без родительского попечения. В 1999 году таких детей было выявлено около 600 тысяч.
Новый Семейный кодекс обязывает всех граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать о них в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Однако та же статья Семейного кодекса предусматривает ответственность только руководителей воспитательных, лечебных, социальных учреждений, в которых находятся дети, лишившиеся родительского попечения, и только за несообщение сведения о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. Таким образом, вступление в силу этого кодекса не улучшает положения дела о выявлении детей, подвергающихся насилию в семье.
В Уголовном кодексе РФ уголовная ответственность предусмотрена за недонесение только о тяжких преступлениях, тогда как побои, даже истязание к таким преступлениям не относятся. Более того, от этой ответственности освобождаются близкие родственники правонарушителя. Факты свидетельствуют, что женщины достаточно часто стремятся защищать интересы мужей и сожителей, а не детей. В значительной мере выявление детей, пострадавших от жестокого обращения, и последующее оказание им помощи затруднено недостатком знаний по правовым вопросам.
Подводя итог, можно заключить, что в России сложилась неблагоприятная ситуация, когда при росте распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами фактически отсутствует эффективная система выявления пострадавших детей и оказания им необходимой помощи. По моему мнению, выходом из этого положения является создание государственных центров по защите детей от насилия. Существующие в настоящее время специализированные учреждения из-за сохраняющейся ведомственной разобщенности не могут оказать такой помощи. При реализации социальных программ всегда возникают две трудности:
- отсутствие финансирования;
- нехватка специалистов.
Именно из-за отсутствия специалистов многие новые социальные учреждения для детей работают недостаточно эффективно. В такой ситуации особое значение имеет обеспечение надлежащих качества и компетентности оказываемой помощи. Добиться этого применительно к рассматриваемой проблеме можно путем разработки программы деятельности центров по защите детей от насилия.
Причины противоправного поведения подростков
«Трудный ребенок, - писал В.А.Сухомлинский, - это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом … Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей».
В последние годы наблюдается тревожная тенденция к снижению родительского авторитета, обусловленная неправильным поведениям как по отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением родителей (по мнению подростков) жить и т.д.
Ученые-педагоги, психологи и социологи утверждают: главным образом из материнских и отцовских уст, их поведения и поступков ребенок получает до 80% всего того, что требуется для формирования человека как личности, и в первую очередь – для развития нравственно-психологических качеств будущего гражданина. При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи – психологическая защита ребенка. Отсюда отчуждение от родителей, неприятие их жизненных стандартов, и как результат – переход на преступный путь. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводятся стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. Следует также учитывать следующее:
- большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;
- в подобных семьях отсутствует главное – эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;
- особенно острое состояние неопределенности своего положения и ближайшего будущего в неполных семьях;
- группы, в которые уходит подросток или ребенок, в основном играют роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак) как бы заменяет отца или старшего брата.
Современные политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста правонарушений, особенно среди порастающего поколения. Дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. Этому способствовали следующие факты:
- разводы. За последние 20-30 лет их было в среднем до 900 тысяч ежегодно. Это значит, что каждый год добавлялось почти 1 миллион детей-полусирот.
- рост социально-психологической напряженности в обществе, порождаемый экономической и политической нестабильностью и, как следствие, межнациональные и этнические конфликты, вооруженные столкновения и локальные войны. В наш быт прочно вошли такие понятия, как беженцы, мигранты и эмигранты (в том числе и дети).
- неправильное, нестабильное питание и обострение экологической ситуации в стране, приведшие к тому, что у 90% детей авитаминоз, здоровые призывники составляют только 10-15%.
- ухудшение демографической ситуации.
К условиям способствующим преступности несовершеннолетних можно отнести следующие факторы:
- безнадзорность – отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей. Нередко причиной тому является занятость родителей.
- безнаказанность. Практика свидетельствует, что во многих случаях путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного реагирования на правонарушение нередко формирует убеждение во вседозволенности, вследствие чего совершаются более серьезные правонарушения (по данным исследований, до 65% несовершеннолетних, совершающих преступления, надеялись на безнаказанность).
- проблемы в правовом воспитании подростков.
- рост токсикомании и наркомании, пьянства и половой распущенности среди подростков и их родителей.
- вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность со стороны взрослых преступников.
- длительная незанятость подростков, особенно в городах, как часть более общей проблемы беззащитности, бесправия детей и подростков.
- резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций.
Анализ положения ребенка в семье и меры по профилактике противоправного поведения подростков
Для того чтобы проанализировать положение ребенка в семье и предложить возможные меры профилактики правонарушений среди подростков, мною было проведено анкетирование в 8-11 классах и получены следующие результаты:
- только у 40% учащихся существуют открытые взаимоотношения с родителями, тогда как у 60% учащихся таких взаимоотношений нет;
- 73% учеников ограничение свободы (экономической, поведенческой) тяготит, тогда как 27% ученикам в семье предоставлены такие свободы;
- конфликтные ситуации присутствуют в отношениях с родителями у 68% учащихся; у 32% учащихся конфликты случаются очень редко;
- 35% учащихся пишут, что их проблемы, интересы и даже вредные привычки не интересуют родителей или они не обращают внимания и им все равно.
Таким образом, проанализировав результаты проведенного теста, я пришла к выводу, что на сегодняшний день проблема положения ребенка в семье стоит наиболее остро. И по моему мнению, дело в неправильном подходе родителей к воспитанию детей, незнании подростками своих прав и неумении их использовать, в упадке нравственности, в стремлении найти более легкий путь достижения намеченной цели. Отсюда, наряду с бродяжничеством, агрессивным поведением наблюдается рост преступлений несовершеннолетних. Многие подростки хотели бы больше времени проводить с родителями, в кругу семьи, но из-за большой занятости взрослые не могут уделить лишней минутки для общения со своими детьми, что способствует отдалению подростков от родителей и непониманию. Возникают ссоры, разногласия и в большинстве случаев даже насилие (моральное и физическое).
Выводы
Незнание детьми своих прав и свобод играет определенную роль в их положении и отношении к ним не только в семье, но и в обществе. На мой взгляд, систематическое изучение своих прав и свобод даст детям большую свободу в своих действиях и большую защиту от любого насилия как в семье, так и за ее пределами.
Я вижу основные направления профилактики преступности несовершеннолетних в: охране прав и законных интересов несовершеннолетних граждан; морально-нравственном оздоровлении среды обитания несовершеннолетних; вовлечении несовершеннолетних в производительный, профессионализированный и хорошо оплачиваемый труд; развитии школьного самоуправления и широкого использования в обучении и воспитании «деловых игр» и тому подобное.
Согласно декларации прав ребёнка, дата выхода которой - 1959 год, каждый из детей наделён списком определенных прав. Почему мы сейчас поднимаем данный вопрос? Нарушение прав детей в современном мире - тема весьма и весьма актуальная. О печальных и порой страшных случаях обращения взрослых с детьми мы то и дело получаем информацию со всех сторон - из газет, интернета, включив телевизор. И речь идет отнюдь не только о странах третьего мира - в любом "цивилизованном" государстве с детьми творятся несправедливые и часто трагические вещи. К сожалению, наша страна - далеко не исключение.
Ни умственно, ни физически несовершеннолетний ребёнок никак не может относиться к зрелым разумным людям. Он нуждается во всесторонней заботе и охране. Обязанность соблюдать его права в рамках семьи возлагается на родителей. Всем списком их человек обзаводится непосредственно по факту рождения, и нарушение прав ребенка в мире чревато ответственностью, определенной законодательством любой страны.
О каких правах речь?
К основным из них относятся право жить и воспитываться в своей собственной семье, иметь фамилию, имя, отчество, общаться с родственниками, свободно выражать собственное мнение. Несовершеннолетний обладает правом на защиту и материальное обеспечение. Содержать ребенка входит в обязанности любого из родителей. Его же долг - дать сыну или дочери общее образование.
Ответственность родителей, предусмотренная за поведение несовершеннолетнего, включает его возможные противоправные действия. Таким образом, каждому из родителей есть смысл позаботиться об установлении с собственным ребенком нормальных доверительных отношений, позволяющих должным образом его воспитать и сформировать как личность.
Обязанности взрослых
Обстановка, царящая в семье, зависит целиком и полностью от взрослых ее членов - родителей. В нормальных семьях само собой разумеется, что папа и мама интересуются детской жизнью, участвуют во взрослении малыша, принимают его друзей. Свободное время, которое родитель может уделить сыну или дочери, - необходимая составляющая того, что каждый из нас обязан дать своему ребенку.
Забота о малыше в период его взросления, естественно, подразумевается само собой. Речь идет не только о нормальном питании, обеспечении одеждой и необходимыми принадлежностями. Дело родителей - общаться с малышом и участвовать в решении его проблем.
Самое же главное, что должны четко понимать все отцы и матери: недопустимо наличие какого-либо насилия (ни физического, ни психологического) по отношению к несовершеннолетнему. Это - прямое нарушение прав ребенка. И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь.
Права ребёнка в подробностях
Защита детей - прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням. Основные из них - Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Законодательством зафиксировано, что понятие "ребёнок" подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста. И далее мы подробнее коснемся тех прав, которые даны именно несовершеннолетним.
Право жить и воспитываться в семье
54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием. Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.
При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным. Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь - при отсутствии альтернативных решений.
Право на Ф. И. О.
Иметь документально закрепленные фамилию, имя и отчество также относится к правам ребенка. Согласно закону, выбирают имя ему родители, а фамилия соответствует таковой любого из них. Отчеством же ребёнок наделяется согласно имени отца. Возможны варианты, связанные с традициями различных регионов.
Если же достичь договоренности с определением Ф. И. О. новорождённого родителям не удаётся, к ситуации имеют право подключиться органы опеки. Когда официальный отец отсутствует, выбором имени малышу занимается мать, она же даёт ребёнку и собственную фамилию. Изменить Ф. И. О. ребёнка возможно по согласованию с родителями после того, как он достигнет четырнадцатилетнего возраста.
Право на родственное общение
Каждый ребенок имеет право на общение с родными. Данный момент специально отмечен в той же 54-й статье Семейного кодекса. Если мать с отцом проживают раздельно, степень прав на общение с каждым из них у ребенка одинакова. Нельзя ограничивать его и во взаимодействии с прочими родственниками. Контактировать с родителями несовершеннолетний может, даже находясь в заключении по решению суда.
Право иметь и выражать собственное мнение
Регламентирует в этом случае нарушение прав ребенка статья 57-я СК. Несовершеннолетний может свободно высказываться по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Форма выражения собственного мнения при этом не важна. В случае судебного разбирательства представитель закона обязан выслушать ребенка и принять во внимание его пожелания.
Позиция его учитывается по закону по достижении возраста 10 лет. Это касается вопросов замены фамилии, имени, отчества, восстановления родителей в правах, назначения опекуна или при процедуре усыновления, а также других моментах юридического характера.
Право быть защищенным
Необходимость обязательной защиты детских интересов отражена 56-й статьей СК РФ. Говоря о семейном круге, подразумевается, что в роли таких защитников выступают родители либо опекуны. Обязанность абсолютно любого человека, получившего информацию об ущемлении интересов или прав ребёнка (не говоря уже об угрозе здоровью и жизни) - уведомить соответствующие органы. Чаще всего этим занимаются учителя, медперсонал и все прочие, кто имеет постоянный контакт с детьми по роду деятельности.
За несовершеннолетним закреплена также возможность и самостоятельного обращения в органы опеки с целью защиты и получения нужной информации. Достигнув 14-летнего возраста, ребенок имеет право подачи судебного заявления.
Право доходов и материального обеспечения
У ребенка могут быть личные доходы, которые он имеет возможность использовать. Ему положены средства, нужные для нормальной жизнедеятельности. Речь идет об одежде, пище, наборе необходимых материальных ценностей, без которых невозможны нормальная жизнь, рост и образование.
80-я статья СК РФ возлагает содержание ребенка на его родителей. Если семья распалась, и кому-то из родителей пришлось выплачивать алименты, они должны тратиться целенаправленно на обеспечение детских интересов. То же самое относится ко всем видам пенсий и социальных выплат, права на которые у детей возникают в ряде случаев.
К собственным доходам несовершеннолетнего по закону относятся деньги и прочие ценности, заработанные им самостоятельно, унаследованные либо полученные как подарок. Права детей распространяются на имущество семьи, но родители не могут по закону распоряжаться вещами детей. Взаимное пользование общим имуществом старших и младших членов семьи возможно лишь по обоюдному соглашению.
Ответственность по закону
Какая ответственность за нарушение прав ребенка закреплена в Российской Федерации законодательно? Степень ее зависит от тяжести правонарушения и может состоять в предупреждении, штрафе или аресте. Данные меры применяются в случае нарушения детских прав в части воспитания, содержания, защиты интересов или ограничения в общении.
За какие нарушения прав ребенка наказывает Уголовный кодекс? Его статьи затрагивают более серьезные ситуации, касающиеся вовлечения ребенка взрослым лицом в преступную деятельность. А срок будет еще более увеличен, если речь идет о родителе или воспитателе несовершеннолетнего. Аналогичные меры предусмотрены за вовлечение детей в употребление спиртных напитков или наркотических средств, образ жизни, связанный с попрошайничеством и бродяжничеством.
В 156-й статье Уголовного кодекса прописано наказание в виде тюремного заключения сроком до 3-х лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это же касается воспитателей и прочих взрослых, имеющих к детям отношение.
Примеры нарушения прав ребенка
Итак, до сих пор мы говорили о том, что и так ясно - несовершеннолетнего можно назвать точно таким же полноправным членом общества, как и любого из взрослых. В то же время ребёнок зачастую находится в ущемленном положении в связи с тем, что часто не в состоянии заявить о нарушении собственных прав в нужные органы, и даже подростки, владеющие хоть каким-то минимумом юридической информации, часто недостаточно хорошо осведомлены о собственных правах или просто не знают, куда обратиться.
К тому же в большинстве случаев дети боятся наказания со стороны взрослых. В итоге примеры нарушения прав ребенка в нашей стране (и не только в нашей) растут и множатся.
Каким же образом права ребенка нарушаются чаще всего? Ситуаций таких - пруд пруди, и возникают они в жизни, как ни жаль, с завидной регулярностью. Нарушение родителями прав ребенка, как ни странно, составляет их львиную долю. Наказаниям за большинство провинностей малыши подвергаются практически в любой семье. Но это еще полбеды. Множество детей вынуждены терпеть оскорбления, прямую агрессию со стороны взрослых или даже побои.
В определенном типе семей родители считают такое отношение само собой разумеющимся и классифицируют как воспитание. Но на самом деле данное поведение - ярчайший пример насилия по отношению к беззащитному ребёнку. Самое ужасное, что львиная доля всех нарушений детских прав встречается именно в семье, которая, казалось бы, должна стать оплотом безопасности и надежной защиты для любого малыша.
Не только в маргинальных, но и во внешне благополучных ячейках общества взрослые члены их зачастую не задумываются о том, что происходит самое настоящее ущемление детской личности. А в это время дети страдают и не могут никак повлиять на ситуацию. Причина подобного поведения взрослых - выросшие в собственной семье в атмосфере оскорблений и насилия люди даже не предполагают наличия какого-либо иного, более гуманного стиля общения.
Проблемы и последствия
В то же время любой отец или мать, усмотрев нарушение прав и интересов ребенка в учебном учреждении (в школе, детском саду), грудью встанет на его защиту. Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний.
Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом. Такое нарушение прав ребенка чревато ухудшением в физическом состоянии здоровья вплоть до развития тяжелых заболеваний. Но еще хуже психологическое воздействие, которое ведет к искажению личности и формированию у подрастающего человека неправильных и несправедливых представлений об окружающем мире и отношениях в нём.
Такие дети всегда со сниженной самооценкой, замкнутые, чувствуют себя неуверенно и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными к построению нормальных отношений с другими. Помимо агрессивного поведения, часть взрослых страдает и другими замашками - ребёнка порой незаконно ограничивают в его свободе, иногда ломают и портят его личные вещи, в качестве наказания лишают еды и даже воды. Имеет место и нарушение прав ребенка на образование в разных его формах. А порой за закрытыми дверями квартир и домов творятся поистине ужасные вещи.
Нарушение прав ребенка - что можно предпринять?
Каждый имеет право на обращение за собственной защитой в соответствующие органы. Но заявление о нарушении прав ребенка подают лишь единицы, и чаще всего безнаказанность в семье продолжает процветать. Связано это со всеобщей юридической безграмотностью, когда информация о правах детей подается весьма скупыми порциями или вовсе замалчивается.
В большинстве случаев данные о творящемся в семьях насилии (физическом либо психологического характера) попадают в поле зрения правоохранительных органов случайно - когда выявляются вопиющие случаи нарушения прав ребенка. Чаще всего сигнализируют о том, что происходит в проблемных семьях, учителя и социальные работники, реже соседи или друзья детей.
Когда же информация всё же выходит наружу, доказать нарушение прав ребенка в семье порой бывает очень и очень нелегко - если только речь не идет об открытой агрессии с побоями и следами телесных повреждений. В подобных случаях меры административной либо уголовной ответственности принимаются достаточно оперативно, что позволяет улучшить жизнь конкретно взятого ребенка.
Взрослые! Не будьте равнодушны к тем, кто живет рядом с вами! Если вы обладаете любой информацией о творящемся рядом с вами насилии - не проходите безучастно мимо! Помните о том, что нет чужих детей, и на месте малыша, которого сейчас обижают жестокие взрослые, мог бы оказаться ваш собственный ребенок.
Если вам довелось стать свидетелем жестокого обращения взрослых с детьми, не пытайтесь отгородиться от ситуации. Долг любого из нас - в подобных случаях как можно быстрее сообщить об увиденном в органы опеки или в правоохранительные структуры. Завтра может быть поздно!