Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста. Литотерапия.
В настоящее время для нас, педагогов и психологов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. В нашем саду из 60 обследованных детей 9,3 % имеют выраженную агрессивность, у 23,1 % детей высокий уровень тревожности, наличие страхов отмечается у 21 % из обследованных детей. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад. О литотерапии в психологической практике, в том числе и о применении методов литотерапии в детских садах какой-либо информации в педагогической и психологической литературе я не нашла. Стала изучать данное направление более глубоко, изучать и применять литотерапию в собственной практике. В средние века философия считала, что камни соединяют мир Вселенной (макрокосмом) с миром души и тела человека (микрокосмом). Каждый камень в представлении астролога был в подчинении одному из небесных тел и, получая от него космическую энергию, мог оказывать прямое воздействие на человека, врачуя его организм и помогая в делах. Современная наука это отрицает. Однако учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам - природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой - ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания - эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека - медитация. Поэтому в моей практике камни лишь вспомогательные предметы, вокруг которых все строится. Камни - разноцветные, поэтому упражнения с ними можно использовать совместно с цветотерапией, как более изученным в психологии направлением (например, «Цветовой игротренинг» Погосовой Н. М.). Кроме того, с 2011 году совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии в нашем саду внедряется программа оздоровления детей по теме «Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка». Чтобы работать в направлении ДОУ, я в свою практику литотерапии включила упражнения дыхательной гимнастики. А без сказки нет общения с детьми! Сказкотерапия - помощник всех специалистов, работающих с детками. В результате появилась рабочая программа под названием «Самоцветы», направленная на снятие у детей эмоциональных проблем. Рабочая программа состоит из занятий. Каждое занятие строится вокруг одного определенного цвета.
Примеры упражнений, включенных в программу. - Разноцветные камешки (литотерапия - внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения) - Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе. Упражнения на развитие речи и познавательных процессов - Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение - визуальное, слух - аудиальное, ощущение - кинестетическое). - Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер? - Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания). Упражнения дыхательной гимнастики - Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т. е. производим «хватательные» движения.
Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко. - Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох - ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. - Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз. Упражнения на снятие мышечного напряжения Все упражнения повторяются 3–4раза. - Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони. - Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т. д. - Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.
Камнетерапия в работе с детьми и подростками
Stone therapy work with children and adolescents
*Столярова С. С., **Назметдинова И. С.
*ГБОУ СОШ № 000 г. Москва,
**Астраханский государственный университет, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, г. Астрахань
Россия
*Stolyarova S., **Nazmetdinova I.
*Secondary school № 000 Moscow,
**The Astrakhan state university, Astrakhan institute of in-plant training and retraining, Astrakhan
Russia
Игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникации, при психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности и для оптимизации психического развития.
Games with pebbles it is possible widely to use for providing of psychological help children and teenagers, to experiencing difficulty in communication, at a psychocorrection and psychoprophylaxis of conflict, reserve, to the anxiety and for optimization of psychical development.
В магические свойства камней люди верили и верят и в наши дни. Камнетерапию можно широко использовать в целях оказания психологической помощи как взрослым, так и детям, подросткам в индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
В работе с детьми и подростками можно использовать камушки, с которыми дети, так и подростки с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, да и некоторым подросткам, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.
Считаем, что игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникативных навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском и подростковом возрасте.
Камни, камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка и подростка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.
Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3-5 человек, если возраст детей от 3 до 9 лет) или индивидуально. В группе подростков количество можно увеличить. Охотно с камушками работают и взрослые.
Показания для применения игр с камушками:
− трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков;
− психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
− невротические и эмоциональные расстройства;
− кризисные состояния;
− развитие собственного представления о себе;
− оптимизация психического развития в детском возрасте.
Игры-упражнения для работы с детьми и подростками:
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
«Разложи камушки». Необходимое время: минут.
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности , связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней.
Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабляющей атмосферы.
Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились. Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой, одинакового размера. Разложите камушки в следующем порядке:
− один большой, за ним 2 маленьких;
− один серый, три беленьких впереди и т. д.
Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Разложи камушки по бутылочкам. Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т. д.), разложив их на столе.
Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.
«Каменная картина» . Необходимое время: минут.
Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.
Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.
«Волшебный камень» . Необходимое время: 30-40 минут.
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов.
Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.
Для подростков и взрослых
«Этот камушек похож на меня, потому что» Необходимое время: 40-60.
Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.
Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.
«Моя семья» . Необходимое время: минут.
Цель: диагностика семейных взаимоотношений , раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.
Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.
Мы предложили только несколько игр-упражнений для работы с детьми, подростками и взрослыми, но их может быть намного больше, и эта тема требует подробного изучения.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в основном направлена на смягчение эмоционального дискомфорта, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В то же время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые любят рисовать, лепить, конструировать. С ними коррекцию нужно вести с использованием именно данных видов деятельности. А еще дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Игры с песком, глиной, камнями и другим природным материалом как бы «оживляют» генетическую память ребенка. Известно, что первые игры появились в результате взаимодействия человека с природой. Целительные силы природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны и могут широко использоваться для работы с детьми.
Литотерапия - (от греческого lithos - камень и therapia - лечение) лечение минералами.
Виды литотерапии:
Гемматерапия - лечение драгоценными камнями.
Кристаллотерапия - лечение с помощью ношения кристаллов.
Гастролитотерапия - лечение камнями, образующимися во внутренних полостях животных и др.
Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается массаж и медитация. Литотерапия и гемматерапия применяются в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Есть программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии «Самоцветы» Елены Прокопьевны Пляскиной, педагога-психолога г. Читы. В книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М.Грабенко «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» большое внимание уделяется играм с песком и камнями.
Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей.
На примере одного занятия познакомимся с некоторыми приемами работы с камнем.
Алгоритм занятия.
Разминка- приветствие и упражнения на установление контакта, мотивирующий элемент (сказка, беседа).
2. Основная часть - игры, упражнения, элементы психогимнастики, проективный рисунок, эксперимент.
3. Подведение итогов занятия - рефлексия, ритуал прощания.
Занятие «Обыкновенное в камне».
2 часть.
Путешествие в мир камня - очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты. На земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок. Отправимся в путешествие по миру камней? (Да.)
(Слайд «Витязь на распутье»).
Направо пойдёшь - большой камень найдёшь. Прямо пойдёшь - много камней найдёшь. Налево пойдёшь - с красотой встретишься. И куда мы отправимся сначала? Налево? Что мы нашли? Большой камень.
Игра «Обыкновенное чудо».
Давайте сядем поудобнее, чтобы видеть друг друга, и поиграем с этим камнем. Этот камень не простой - волшебный. С его помощью можно сотворить чудо.
У меня в руке камень. Он тяжёлый (имитация взвешивания), холодный, неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе,…(называет имя ребенка).
Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу. (камень передается соседу слева).
Что ощущаешь? Какой камень на вес? Правда, тяжёлый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый. Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста:ты держишь в руке холодный камень? (для сравнения дать в другую руку камень, который не был в руках). Конечно, теплый. Почему? О чём я просила камень? (Ответ). Сейчас мы с тобой совершим чудо - согреем камень твоим теплом. Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу». (Камень передается соседу слева, и так каждому ребенку).
Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо (камень возвращается).
Я держу в руке камень. Он тяжёлый, шершавый, у него острые грани, но его очень приятно держать в своих руках, потому что он теплый, ведь он передает тепло ваших рук. Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.
Игра «Гора и камешки».
Звучит музыка из серии «Звуки природы».
Про камни есть история. Хотите, я вам ее расскажу, а вы поможете мне её изобразить.
Жила-была большая-большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с её поверхности. (музыка ветра). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий м(еще часть детей по очереди отходит от центра). Гора становилась всё меньше и меньше и в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днём и победили большую гору.
Ребята, а как вам больше нравится быть одинокими камешками или жить всем вместе в одной горе? (Ответы детей.)
Все дети собираются в центре.
Итак, гора - это дружба. А что такое ветер, вода и мороз? (Ответы детей). Я вам подскажу: это то, что мешает дружбе. Чтобы дружба была крепкой, нужно быть добрыми, уметь прощать и помогать друг другу. А теперь отправимся дальше искать чудеса!
Игра «Разноцветные камешки».
Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, как щедра матушка-природа на краски! Какие цвета вы здесь видите? (Ответы детей).
Молодцы! Возьмите себе по камешку. Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка.(Далее идет расширение словарного запаса, набора прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый он или холодный). Посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий он или нет, прозрачный или нет! Посмотрим на свет! А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож этот звук?
Ответы детей.
Таким образом идет работа по всем трем каналам восприятия: зрение - визуальное, слух - аудиальное, ощущение - кинестетическое.
Игра «Волшебное превращение»
Еще раз внимательно посмотрите на свой камешек. На что он похож? Во что его можно првратить?(В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко…) А теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. (Развитие воображения и творческих способностей.) Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой. Отлично! Положите камешки в коробку, они там будут еще нужны.
Данное упражнение способствует развитию познавательных процессов детей - внимания, восприятия, воображения, речи.
«Картина из камней»
Как вы думаете, что можно сделать. (лежат рамка от картины, камешки и другой бросовый материал). Да, конечно, используя этот материал, мы можем создать разные картины из этих камней. Для этого нам нужно разделиться на пары, выбрать место, где вам будет удобно, договориться о том, что вы будете создавать и дать название вашей картине.
Данное упражнение способствует развитию творчества, спонтанности. Групповая организация решает задачи сплочения детского коллектива, их раскрепощению, развитию коммуникативных навыков. После работы идёт обсуждение: название картины, как вы чувствовали себя, выполняя работу вместе?
В обсуждение вовлекается каждый ребёнок. Каждый должен проговорить свои чувства и переживания.
Третья часть.
Рефлексия. «Камешек в ботинке».
Случалось ли у вас, что в туфлю вам попадал камешек? Что вы при этом испытывали? (Боль, неудобство). Если вы не уберёте камешек и сделаете несколько шагов? (Будет больно). Такие же чувства мы испытываем, когда сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в туфле маленький камешек. Если мы сразу же почувствуем неудобство и вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если ставим камешек в обуви, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям - и взрослым и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Проблемно-игровой эксперимент расширяет задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, развития навыков сотрудничества у детей в процессе коллективного обсуждения.
А сейчас попрошу подумать, не чувствуете ли вы какое-либо неудовольствие, что-то, что вам мешает? Если чувствуете, то скажите нам. Например: «У меня «камешек в ботинке»: мне не нравится, что Ваня меня толкает». Если же вам хорошо и ничего не мешает, можете сказать: «У меня нет «камешка в ботинке»».
Фраза «У меня камешек в ботинке» - отрицательные эмоции, переживания.
Фраза «У меня нет камешка в ботинке» - положительные эмоции, интерес.
Таким образом, используя приемы литотерапии в детском саду, можно развивать у детей коммуникативные навыки, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных нарушений.
Способы лечения минералами
Камни, помимо ювелирных изделий, хорошо работают в виде пластин, шаров из камней, дисков, массажных палочек.
Для лечения камень прогревают (активируют), подержав на Солнце или опустив в теплое ароматическое масло.
Затем можно проводить массаж, акупунктуру, акупрессуру, обеззараживание и лечение ран, аппликации, лечение световым излучением камня, и многое другое. Например, нахождение в подземных соляных пещерах (спелеотерапия) прекрасно лечит астму и различные аллергии.
Примеры различных целительских методик
1. Диски и шары из натуральных камней в сеансах массажа
В течение 12 - 20 минут линейно и кругообразно делается массаж участка тела каменным шариком с последующим укрыванием шерстяной тканью на 20-30 минут.
Например, массаж родонитом, чароитом, розовым кварцем хорошо помогает при функциональных нарушениях нервной системы, мигрени, вегето-сосудистой дистонии и с косметическими целями. Области воздействия стоун-массажа - это лоб, щеки, шейная область, зона надплечий.
А массаж малахитом, змеевиком, ониксом, яшмой рекомендуются при чувствительных, двигательных и трофических нарушениях, при болях нейрогенного характера в области сердца, межреберной невралгии, для похудения.
Дымчатый кварц (раухтопаз), лазурит, оникс, яшму, жадеит можно использовать для массажа при острых респираторных инфекциях, хронических бронхитах, плевритах, артрозах.
Очень хорошо работают нефрит, яшма, обсидиан при массаже для исцеления болезней опорно-двигательного аппарата с выраженным болевым синдромом. Массаж проводится в зонах околосуставных тканей и вдоль позвоночника.
Массаж камнями прекрасно действует при профилактики обострений перечисленных хронически х заболеваний.
Для здоровых людей массаж эффективен для омоложения, повышения общего тонуса и жизненного потенциала.
2. Камни используются при акупрессуре (нажатии на активные точки)
В этом случае применяют массажные палочки с шаровидными наконечником из натурального камня.
Удобно фиксировать бусины из натурального лечебного камня диаметром от 0,3 до 0,8 см на активных точках и потом надавливать бусиной на точки, связанные с больными органами по китайским меридианам.
3. Камни "работают" в сеансах иглорефлексотерапии
Например, кварц (друзы и крупные кристаллы) прикладывается к свободному концу введенной иглы во время сеанса иглотерапии. Это делается для изменения полярности стальной иглы. Время воздействия - по 3 минуты у каждой иглы. Или кристалл попеременно прикладывается к введенным иглам. Считается, что сколы яшмы, например, обладают способностью вызывать на кончик иглы поток духовной энергии шэнь, отличающийся особым напряжением. Яшма при этом годится любая, но лучше зеленая. Красная яшма эффективна против вирусов, черная - при столкновении с деревенской магией. А вот духовной трансформации целителя можно пользоваться синей или голубой яшмой, т.к. она усиливает поступление чистой космической Ци извне.
4. Световое излучение граната
Световое излучение граната очищает организм от шлаков и отмерших клеток тканей, способствует процессам регенерации поврежденных и «постаревших» тканей за счет целевого действия на механизм кроветворения и косвенно на кровообращение.
5. Применение сердолика с белыми прожилками
Интересная методика применение сердолика с белыми прожилками была разработана врачом Е.И. Бадыгиной в 1942 г. для лечения открытых ранений во время Великой Отечественной войны.
В конце тридцатых годов нашего века профессор Е. Бадигина проводила серьезные научные исследования лечебных свойств сердолика.
Она установила, что при малых дозах естественной радиации некоторых видов сердолика важнейшие жизненные процессы организма (например, деление и рост клеток) стимулируются, а при больших дозах - тормозятся.
В годы Второй мировой войны сердоликотерапия по методу профессора Е. Бадигиной широко использовалась в сибирских военных госпиталях. Сердолик с успехом заменял антибиотики, которых в России тогда не было. Многолетний опыт исследования сердолика по этому методу показал, что ускоряется заживление ран, быстрее восстанавливается нервная система, улучшается состав крови, ликвидируются отеки и опухоли. При этом повышается аппетит и улучшается сон.
Тогда это делалось так: камень весом 30 гр. прикладывали к открытой ране на 5 минут два раза в день ежедневно до излечения. Или прибором, состоящим из фена и металлической трубки, удерживающей минерал, прогревали с расстояния 0,5 - 1 см места повреждения. Из 433 больных с открытыми повреждениями — полное излечение наблюдалось у 278 после 1 курса, у 112 — после 2 курса. Без эффекта лечение оказалось лишь в 5 случаях.
6. Нефрит
Особое место в Стоун-терапии занимает нефрит. Он связан с преображением, полной внешней (омоложение) перестройкой. «Золото имеет цену, нефрит же бесценен» - гласит старинная китайская пословица. Независимо друг от друга тысячелетиями нефрит использовался в Китае и в Центральной доколумбовой Америке индейцами. Его называют камнем вечности. Его прикосновение приносит успокоение, предохраняет от усталости, продлевает жизнь. Нефрит излечивает почечные и другие болезни, спасает от землетрясений и поражения молнией, отражает «сглаз», неудачи и несчастья, содействует супружеской жизни и родам.
Обладая эффектом «прибавления» энергии, нефрит активизирует именно меридиан почек. В иглорефлексотерапии считается, что почки - хранилище «чистой энергии» материальной основы роста, развития и размножения человека, они контролируют рост и функцию костного мозга, держат под контролем такие черты характера как решительность и воля, а также половая активность.
В китайской медицине почки считаются «корнями жизни». Максимальная активность меридиана почек 17.00 - 19.00 часов, минимальная с 5.00 до 7.00 часов. Почечный меридиан связан напрямую с 5 и опосредованно с 3 из 8 чудесных меридианов, являющихся своеобразными накопителями -«бассейнами» и «озерами» энергии, где она скапливается при переполнении основных меридианов и возвращается при их опустошении. Несет в себе первичную, прародительскую энергию, влияющую на передачу наследственных признаков. Все остальные основные меридианы передают питательную энергию. С лечебной целью нефрит используется в виде массажных палочек, роликовых массажеров, пластин.
Нефрит обладает тепловым, тонизирующим и стимулирующим воздействием на организм. Применяются лечебные пластины из нефрита диаметром от 2-3 мм до 2-3 см (круглые) или 2x4 см - прямоугольные пластинки. Они фиксируются бинтом или лейкопластырем на пояснице. Длительность аппликации нефритовыми пластинками составляет 3-5 суток, затем хорошо сделать 2-3-х дневный перерыв. Затем процедуру повторяют, накладывая пластины на те же или другие зоны. Иногда такое лечение может быть заменено ношением браслета, кольца, обруча, бус (что приятнее, так как кожа не раздражается от лейкопластыря.
Итак, нефрит лечит заболевания почек, повышение артериального давления, сердечные нарушения, все заболевания опорно-двигательного аппарата, в т.ч. позвоночника, миозиты, нервно-мышечные перенапряжения, заболевания суставов. Успокаивающее и уравновешивающее он действует на центральную нервную систему, дарит омоложение.
Нефрит полезен при лечении остеохондроза позвоночника. Лечебные пластины из нефрита диаметром от 2-3 мм до 2-3 см (круглые) или 2x4 см - прямоугольные пластинки - фиксируются лейкопластырем 6 штук (по 3 с обоих сторон) в шейном отделе и 6 - 8 (по 3 - 4 с каждой стороны) в пояснично-крестцовом отделе.
Аппликации можно носить до 2 - 5 дней. После 2 - 3 дневного перерыва фиксация повторяется на те же или иные точки.
Но камни, которые используют для лечения, нужно обязательно " чистить". и "заряжать".
Чистка нефрита:
При интенсивном использовании один раз в месяц пластинки, шары или бусины погружают в крепкий раствор морской соли на 2 дня. Это делается для внутренней энергетической чистки. Внешнее очищение делается простыми способами - можно протереть камень спиртом или промыть с мылом, ополоснуть кипяченой водой.
Зарядка:
Положите камень на солнечный свет, например на освещенный подоконник, на 2-3 часа. Можно зарядить камень и лунным светом, это лучше делать на растущей Луне.
Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Литотерапия в педагогике
ЛИТОТЕРАПИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями - гемматерапия (от латинского слова «гемма» - драгоценный камень).Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам, и невозможно провести грань между минералами и всем остальным окружающим нас миром.
История знает немало примеров, когда народ обращался к забытым методам, казавшимся почти нелепыми, наивными, и. убеждался в том, что они эффективны. Рассказывают, что знаменитая болгарская певица Илка Папава потеряла голос. Узнав об этой драме, Шаляпин подарил ей свой бриллиантовый пер стень, принадлежавший в свое время Петру I и освященный патриархом Всея Русл Он считал этот перстень своим талисманом и никогда с ним не расставался. Трудно поверить, но певица вновь обрела голос. Еще очень мало научных исследований, посвященных лечебному действию минералов, хотя многие из них с успехом применяются в современной медицине.
Недаром замечательный ученый Д. Бернал (1969) отводил минералам решающую роль в возникновении жизни на Земле. Установлено, что почти все представители мира минералов в той или иной степени обладают биологически активными действиями. Присутствие их в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем, что полностью согласуется с современными представлениями о роли минералов в зарождении и развитии жизни на Земле. Поистине волшебную роль играют во многих процессах восстановления соединения кремния. Он непосредственно участвует в процессе свертывания крови, конкурируя с фосфором, влияет на состояние ногтей и волос.
Установлено положительное влияние кремния на биосинтез белка. При малом содержании кремния на фоне избытка кальция возникает угроза развития «силикозной анемии» , наблюдаемой при рахите, заболеваниях лимфатической системы. Дефицит кремния в организме вызывает не только атеросклероз, но и проказу, туберкулез, диабет, камнеобразование, гепатит, зоб, рожистые воспаления кожи и другие виды дерматитов.
Эти и другие примеры свидетельствуют об огромной роли минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека и животных. Литотерапию , а также гемматерапию бесповоротно отнесли к разряду оккультных наук, позабыв о том, что многие элементы этих наук повседневно используются в научной медицине.
Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье, и здоровье. Древнегреческий манускрипт (IV в. до н. э.) содержит сведения о камнях-амулетах мореплавателей : гранате, халцедоне, аквамарине, горном хрустале, агате и других, которые охраняли от ветра, волн, кораблекрушений и гибели в морской пучине. Особенно чтила магическую силу камней медицина Древнего Египта. Об этом свидетельствует самый большой из медицинских папирусов (фиванская гробница, в котором описаны лечебные действия минералов. Специальными исследованиями минералов занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал книгу, гай священную чудесным минералам.
Средства естественной древней медицины тысячелетиями проверялись на людях, готовились и подбирались для человека и во имя человека. Честь и слава врачам-гомеопатам, которые исследовали действие новых препаратов на себе и добровольцах. Мы не можем растянуть апробацию уже проверенных веками лекарств даже на годы. Нужно надежно и умело использовать опыт предшествующих поколений, дополняя его исследованиями на современном уровне. В древних памятниках тибетской медицины целые разделы посвящались лечению минеральными веществами. На основании древнейших источников и собственного опыта Авиценна рекомендовал употреблять в лечебных целях различные соли меди, железа, цинка. Он допускал, что ношение камней в виде украшений также может оказать положительное влияние на организм. Индийские и тибетские медики никогда в этом не сомневались.
Современная наука долго и решительно отвергала представления о лечебных свойствах минералов, а восточные медики спокойно лечили этими минералами болезни и добивались поразительных успехов.
Славянские народы также со времен седой древности почитали камни как источник здоровья и благополучия. В русских, украинских, белорусских рукописях мы находим интересные сведения о лечебных свойствах самых различных минералов.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 минералов. Современной медицине хорошо известно значение таких микроэлементов, как бор, йод, калий, натрий, магний, мышьяк, сулема, ртуть и других, извлеченных из природных минералов, горных пород и соленых вод; лечебные свойства бишофита, озокерита, некоторых видов глин, мумие, минеральных грязей и воды, талька, гипса. Сложившись в земной коре за миллионы лет, минералы могут быть активными агентами, обладающими свойствами, еще не познанными наукой, хотя и известными из многовекового опыта народной медицины.
Медики США ведут успешный поиск причин и особенностей воздействия минералов на человека. Десять американских и два немецких центра по исследованию кристаллов уже готовят профессиональные кадры для работы по литотерапии . Более 500 американских и 50 немецких врачей используют в лечебной практике драгоценные и полудрагоценные камни. В июле 1988 г. в США состоялся конгресс по проблемам кристаллотерапии. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами такой метод никак нельзя сбрасывать со счетов. В странах Востока интерес к лечению минералами не угасал никогда. В Японии пользуются для лечения некоторых нервных болезней таблетками, содержащими ингредиенты жемчуга. Широко применяются минеральные вещества в гомеопатии. Существует целый ряд средств этого многообещающего направления, названного гомеопатической литотерапией .
Необходимо учитывать, что минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым. Подтверждением этой мысли служит утверждение известного немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, что вокруг каждого человека имеется биодинамическое поле, которое может меняться при перемещении человека с одного места на другое. Оно во многом зависит от геологических изменений окружающей нас почвы, что необходимо учитывать в лечебной и коррекционной педагогике .
Если определенная минеральная среда способна вызвать заболевание, то нельзя исключить и возможность ее положительного действия на болезненные нарушения в организме. Это положение подтверждается последними научными данными, полученными в НИИ нетрадиционной медицины России (Москва) .
Разработана методология и создана отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая осуществлять индивидуальный подбор соответствующих минералов и металлов для коррекции функционального состояния человека, а также определение противопоказаний к ним. Подбирать индивидуально желательно не только ювелирные украшения, но и пломбировочный материал, браслеты для часов, оправы для очков, так как в ряде случаев они могут быть причиной развития патологии, угнетая или стимулируя определенные функции в организме. Правильно подобранные вещи или материалы могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям.
Анализ литературных данных и многовекового опыта народа дал нам возможность осуществить классификацию минералов с учетом их влияния на организм человека. Считается, что минералы как бы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами нерационально отбрасывают опыт предшествующих поколений. Литотерапия обладает особыми , неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.
Авантюрин - уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума.
Аквамарин - повышает ясность мышления, уравновешивает эмоции, помогает снятию стрессового состояния, страхов, фобий.
Александрит - успокаивает при перевозбуждении, способствует созданию радостного настроения, открытости.
Алмаз - улучшает функции мозга, помогает выравниванию костей черепа, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность человека.
Амазонит - охраняет от головных болей, успокаивает нервную систему, укрепляет сердечную мышцу, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах.
Аметист - снимает головные боли, помогает при ожогах, бессоннице (надо класть его под подушку, снимает стресс, способствует укреплению эндокринной и нервной системы, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики.
Бирюза - способствует уравновешиванию эмоций, создает атмосферу дружеского общения, укрепляет чувство взаи-; мопонимания и преданности.
Жемчуг - помогает против «истечения мозга» (потере памяти на нервной почве, при нервных расстройствах. Созерцание жемчуга благотворно действует на перевозбужденную психику, приносит покой и умиротворение.
Изумруд - считается одним из сильных средств, уравновешивающих процессы возбуждения и торможения, протекающие в нервной системе. Камень мудрости, хладнокровия и терпимости.
«Кошачий глаз» - способствует излечению паралича, бессонницы, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.
Кварц розовый - снижает состояние стресса, устраняет злобность, вспыльчивость.
Кораллы - укрепляют память, избавляют от нервного тика, от «дурного глаза» . Они хорошо и быстро срастаются с костями человека практически без швов. Их широко используют при зубном протезировании.
Кораллы активизируют деятельность центральной нервной системы, контролируют эмоции, повышают низкий ментальный уровень, стимулируют интеллектуальные способности и логическое мышление, способствуют самоконтролю, самоанализу, повышению оптимизма. Они являются, как и жемчуг, одним из диагностических средств.
Лазурит - лечит зрение, дает большую ясность мышления, снимает боли, уменьшает выпадение волос.
Лунный камень - меняет манеру поведения от резкой, прямолинейной к более мягкой и гибкой.
Малахит - полезен для сердца, кровеносных сосудов сердца и легких, успокаивает перевозбужденную нервную систему, улучшает сон.
Нефрит - помогает при заболеваниях почек : снимает боли, вздутия, колики; обладает удивительной теплоемкостью : приложенный к области желудка или почек, он действует, как чрезвычайно мягкий, продолжительно согревающий компресс, постепенно снимающий боль.
Опал - успокаивает нервы, укрепляет сердце, возвращает остроту зрения и блеск глазам, уравновешивает эмоции, усиливает интуицию.
Родонит - укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает состояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов) .
Рубин - врачует сердце, мозг, силу и память человека. Он способствует излечению паралича, заболеваний позвоночника и суставов; помогает избежать параличей после инсульта, хорошо действует на нервную систему, снимает состояние депрессии, полезен при бессоннице. По типу светового излучения рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет. Он благотворно действует на характер людей слабовольных, способствуя проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству. Помогает избавиться от чувства неполноценности.
Сапфир - оказывает положительное действие при лечении почек, диабета; делает более эффективной терапию при поражениях костной системы, параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бессонницы.
Сердолик - при ношении на теле укрепляет зубы, благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, угнетение. Он дарит ораторскую силу, процветание.
Топаз голубой - положительно влияет на щитовидную железу, обеспечивает эмоциональное равновесие.
Турмалин - благотворно влияет на эндокринную систему, улучшает состояние нервной системы, сон, снижая чувство страха и беспокойства, рассеивает страхи. Сильное лечебное средство при онкологических процессах.
Хрусталь - улучшает свойства крови, благотворно влияет на работу мозга (гипофиз, эпифиз, способствует эмоциональному равновесию, снимает негативность окружающей среды по отношению к носящему его человеку, воспроизводит, активизирует, сохраняет энергию.
Янтарь - успокаивает нервную систему, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце, оберегает от «дьявольского глаза» . Янтарная кислота является прекрасным стимулятором нервной системы, укрепляет мышцу сердца, улучшает работу органов дыхания, почек, кишечника, способствует увеличению содержания гемоглобина в крови при анемии.