Семья является первичным институтом социализации, обладающим широким диапазоном воздействия на личность и испытывающим определённое влияние различных институтов воспитания.
Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие .
Феномен "родительство" неразрывно связан с понятием "отцовство".
Отцовство - свойственное отцу сознание родственной связи его с детьми; чувство, испытываемое отцом по отношению к своим детям .
Отец - мужской родитель ребёнка .
Родители - отец и мать по отношению к своим детям .
Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.
Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.
Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.
Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания .
В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).
В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике .
Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:
ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
родительские установки и ожидания;
родительское отношение;
родительские чувства;
родительские позиции;
родительскую ответственность;
стиль семейного воспитания .
Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.
Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.
Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.
Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее .
Рассматривая данный компонент в плане его формирования, важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентаций .
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.
Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности.
Таким образом, родительство включает в себя не только появление и развитие родительских чувств, отношений и позиций, но и родительской ответственности и правильно подобранного стиля воспитания. Родительство - единое целое обоих супругов, матери и отца.
Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль - значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: "Папа будет недоволен тобой!". Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей - передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний .
Элизабет Бадинтер утверждает, что роль отца, матери и ребенка устанавливается в соответствии с общественными потребностями и преобладающими в обществе представлениями о ценностях. Если основное внимание идеологии направляется лишь на мужа и отца, наделяя его всеми полномочиями, то мать отступает в тень, а ее статус приравнивается к статусу ребенка. Напротив, если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать, которая в ущерб отцу становится главным персонажем. Последнее более характерно для современного общества .
Многие проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют исторические корни и социальные причины. И во многом современный кризис отцовства обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешение отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.
Таким образом, определены понятия такие, как родительство, отцовство, родитель, отец, выделены основные составляющие родительства, в частности отцовства - ценностные ориентации родителя, установки и ожидания, родительские чувства, отношения и позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания.
Чернов Глеб Игоревич
В последние годы в обществе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.
Как отмечает Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наибо-
лее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи, с чем супружество становится основной линией внутри семейных отношений, тогда как родительство -второстепенной».
Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой:половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этомродители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил.
Изучая основные причины данных явлений, уместно говорить не
только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем
себя в современном мире. Поэтому сложившаяся ситуация требует внимательного изучения феноменов родительства в российском обществе.
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Современная социологическая литература, посвященная исследованиям семьи и детства достаточно обширна.Более того, наблюдается заниженное значение самой ценности родительства. Как отмечает С.П. Акутина, у современных молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи«гражданский брак», «гостевая семья» и др.; внебрачное рождение детей и др.» (5)
По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова.
Итогом всему этому становится родительское поведение современных
молодых россиян, которые характеризуются низким уровнем психолого-
педагогической культуры, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и
вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.
Что же касается социального регулирования становления родительства, на сегодняшний день мы можем выделить два процесса: с одной стороны, в последние годы государство предприняло ряд шагов по повышению
рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребенка, так
называемый «материнский капитал». В 2007 году была разработана и при-
нята «Концепции демографической политики Российской Федерации на пе-
риод до 2025 года», где в числе главных факторов устойчивого развития
страны назвалось «укрепление института семьи, возрождение и сохранение
духовно-нравственных традиций семейных отношений» (4.)
Однако, с другой стороны, неформализованное общественной влияние массовой культуры продолжает возвеличивать ценность самоутверждения в обществе и гедонизма, ставя ее гораздо выше родительского призвания человека.
Как отмечает М.Н. Симоненко: «Роль родительства особой популярностью не пользуется скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, - ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (7)
Образ родителей (отца и матери) также не представляет собой целост-
ного явления, что еще раз свидетельствует о «размытости» социальных
представлений об отцовстве и материнстве в современной российской
Культуре.
Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни
как каждого отдельного человека, так и всего человечества.
По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как
«биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как
социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство
и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспита-
нию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с
Момента зачатия ребенка.(1.)
В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологическое (А.И. Антонов, Н.В. Богачева, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С.Кон) и педагогическое (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимание феномена «родительство».
При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.Внимание большинства отечественных социологов семьи сосредоточено на рождаемости, поскольку демографическое развитие России многими исследователями оценивается как кризисное ввиду прогрессирующей депопуляции. В этой группе ученых необходимо отметить труды А. И. Антонова, М. Ю. Арутюнян, В. Н. Архангельского, Е. В. Бестужева-Лады, В.В. Бойко, В А Борисова, В. В. Елизарова, О.М. Здравомысловой, А. Г. Харчева.
А. И. Антонов, В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, рассматривают предпосылки, закономерности и следствия уменьшения рождаемости, а также репродуктивное поведение и его факторы, установки на число детей в семье, мотивы и причины ограничения рождаемости и многое другое А. И. Антонов вводит в своих трудах понятие «потребность в детях» и многие свои исследования посвящает анализу динамики этой потребности.
А. Г. Вишневский, С. И. Голод, М.С. Мацковский отмечают, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, что плюрализм форм брака и семейных структур не должны интерпретироваться однозначно, как отклонение от нормы и/или «кризис» По их мнению, это скорее является признаком существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи А. Г. Вишневский отмечает важность достижения не количественных, а качественных целей, не того или иного уровня рождаемости, а определенной системы ценностей, которая обеспечит длительную устойчивость необходимого уровня рождаемости Следует отметить также важность трудов С. И. Голода, использующего исторический подход для анализа динамики взаимоотношения родителей и детей
Однако следует заметить, что социологических исследований, посвященных социальному аспекту родительства значительно меньше.
Наиболее авторитетными являются работы И. С. Кона, в которых на широком, преимущественно зарубежном, материале анализируются этнографические, социокультурные и тендерные аспекты родительства, говорится о важности комплексного подхода к его изучению, необходимости рассматривать его в сравнительно-исторической перспективе.(3)
Комплексному анализу тенденций развития института родительства в целом посвящены работы Т.А. Гурко, которая рассматривает, изменения родительского поведения в процессе трансформации семьи и отношений мужчин и женщин
Проблемы семейного воспитания, компетентности родительства, последствий неправильной семейной социализации, социального сиротства также привлекают внимание исследователей Среди них, например, изучение содержания социальных конструктов семьи, детства, родительства, материнства, отцовства в конкретный исторический момент с акцентом на тендерное измерение Е.А. Здравомыслова, Т.А. Гурко, Л. Г. Кураева, М.М. Малышева, А. А. Темкина, Е.Р. Ярская-Смирнова. Еще одна группа исследователей стремится прояснить современное смысловое содержание понятий, тесно связанных с родительством «хорошие родители», «проблемная семья», «ребенок группы риска» Л.И. Алексеева, А. И.Антонов, АЛ Арефьев, И. Ф. Дементьева. Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения родительства: Р. В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, А. Спиваковская, А. А. Бодалёв, В. В. Столин и И. Ю. Хамитова
Современная социология, психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального социально-психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.
Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. Родительство как социально-психологическое явление является сложной структурой, которую рассматривают с точки зрения системного и феноменологического подходов.
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:
Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:
* как сложную комплексную структуру индивида
*как надындивидуальное целое
Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:
* план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство
* план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе
* план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями
*план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ
Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях:
*макроуровень - уровень общества;
* мезоуровень - уровень родительской семьи;
* микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.
Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.
Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого социально-психологического явления.
Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.
Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться
Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя
Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.
Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный социально-психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития.
Литература:
- Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.
- Всероссийская перепись населения 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.perepis2002.ru
- Кон И. С. Этнография родительства. - М., 2000
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru
- Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические идемографические аспекты. Новосибирск, 2001.
- Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988
- Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой ин-формации // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. Рязань, 2008.
Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами. Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает...
Родительство как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По этой гипотезе наибольшие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью.
Вторая гипотеза — дети относятся к другим, так же как родители относились к нему.
С точки зрения И. В. Дубровиной, только семья — родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины.
Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и другим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях.
Однако И. В. Дубровина и М. И. Лисина не придают фатального значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным считают они характер контактов, складывающихся у ребенка с взрослыми, которые о нем заботятся.
В.Н. Дружинин отмечает, что ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери.
Воспитание в неполной семье сказывается на будущих брачно-семейных отношениях. Имеющиеся данные показывают, что процент распада брака у детей из неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях.
Нередко мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье, уступающие все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они были чрезвычайно привязаны к матери, с удовольствием ей подчинялись, и от своей семейной жизни ждут только повторений отношений с матерью.
Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами.
Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает влияние на развитие отношения к детям, к себе как родителю.
Многочисленные исследования доказывают влияние родительской семьи на стиль воспитания реализуемый мужчинами в своей собственной семье (отношение к будущему ребенку, отношение к себе как будущему родителю, родительской роли).
В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.
Заключение На основании проведённого исследования мы можем сделать такие выводы. Родительство — это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.
Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством .
Функции и задачи родителей — это динамическое явление. Изменение функций и задач родителей напрямую зависят от возраста ребёнка. Например, тотальный контроль важен на этапах раннего младенчества и раннего детства, затем он ослабляется, проявляясь на последующих этапах только в форме косвенного контроля.
Но существует и такие функции и задачи родителей, которые остаются неизменными на разных этапах. Этими функциями и задачами являются: создание благоприятной обстановки в доме; забота, уважение, внимание и любовь по отношению к детям.
Именно выполнение этих функций и задач ведёт к формированию чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и складыванию положительной самооценки на этапе школьного периода. Именно внимание, забота, уважение и любовь являются основополагающими элементами в построении доверительных и теплых отношениях между родителями и детьми.
1. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. — 98с.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — Казань: Изд-во КГТУ, 2004. — 22 с.
4. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — - КГУ, 2004. — 26 с.
5. Ильин В. А. Археология детства. — М.: Класс, 2002.- 180 с.
6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1
8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.
9. Овчарова Р. В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005, 368 с.
10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. — 512 с.
Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1, с.24
Список литературы
- Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. - 98с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи . - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
- Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 22 с.
- Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - - КГУ, 2004. - 26 с.
- Ильин В. А. Археология детства . - М.: Класс, 2002.- 180 с.
- И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
- Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. - Курган, 2005. - № 1
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства . - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. - 295 с.
- Овчарова Р. В. Психология родительства .- М.: Академия, 2005, 368 с.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений . Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.
ИЛИ
↓
Другие работы
Авторы подводят итог работе, формулируя следующие основные результаты и выводы: и дизиготных парах близнецов от частотного распределения аллелей в популяции. Таким образом, проведённое исследование сообщает о степени влияния генетических и средовых факторов на интеллект. Возникает вопрос: насколько широко можно обобщить результаты применительно к другим испытуемым? Мы считаем, что сравнение...
В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа» или «психика». Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала...
ОглавлениеВведениеГлава 1. Цели и задачи экопсихологииГлава 2. Понятие глобальных проблемГлава 3. Проблема коэволюции человека и природы в трудах Н. Н. МоисееваГлава 4. Основные проекты решения глобальных проблемЗаключениеСписок литературы Глобальные экологические порблемы на пороге ХХI века. Под ред. Яншина А. С. - М., 1998. Громыко А. Н. Гали Б., Макнамара Р. Выживут ли земляне....
Курсовая
Полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность...
Курсовая
% Имеют низкий уровень самооценки (Рисунок 2.2.).Рис 2.2. Распределение уровня самооценки у испытуемыхРассмотрим далее оценку испытуемыми из это группы частных компонентов самооценки, выявляемых с помощью методикиБудасси. Особенно высокими оказались результаты по таким шкалам как «Внешность» - 76 баллов, «Уверенность в себе» - 79 баллов, «Умственные способности» - 80 баллов. По указанным шкалам...
Курсовая
По методике, определяющей уровень выраженности лидерских качеств первый респондент, набрав по методике 32 балла, обладает средней выраженностью лидерства. У руководителя второй группы лидерство выражено в сильной степени, т.к. он набрал 37 баллов. Третий респондент, хотя и попадает в группу баллов от 36 до 40 и, таким образом демонстрирует выраженность лидерства в сильной степени, набрал 39...
В результате вылазок сепаратистов на юге Таиланда 51 человек погиб // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=587 852. Европейский сепаратизм: Корсика // URL: http://www.eastwest-review.com/rus/article/evropeiskii-separatizm-korsika. Кеохейн Р.О.б Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение). //Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5. Китай, Тибет, олимпиада. Ваше мнение? //...
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развитии. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.
Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д.Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности - неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» - с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка.
Пьянкова Л. А. 1 , Пинкас И. И. 2
1 Кандидат педагогических наук, доцент, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке; 2 студентка филиала КузГТУ в г. Новокузнецке
КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА
Аннотация
В статье проанализирован феномен родительства с культурологической, социально-психологической и педагогической стороны, объясняющий причины деформации современных семейных устоев. Делается попытка исследовать феномен отцовства в психологических изысканиях, его отличие от материнства, что позволяет избежать проблем в современной семье: неоднозначность отношения мужчины и женщины к своей роли родители, различные способы её проявления.
Ключевые слова : родительство, материнство, отцовство.
Pyankova L. A. 1 , Pinkas I. I. 2
1 Сandidate of pedagogic Sciences, docent, KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk; 2 student branch of KuzGTU in the city of Novokuznetsk
CONTEXTS OF PARENTHOOD PHENOMENON
Abstract
We have analyzed the phenomenon of parenthood with the cultural, social, psychological and pedagogical side, explaining the causes of the distortion of modern family values. We have also made attempts to explore the phenomenon of paternity in psychological research, unlike motherhood that avoids problems in the modern family: the ambiguity of the relationship of man and woman to his role as parents, different ways of manifestation.
Keywords : parenting, motherhood, fatherhood.
Анализ теоретических исследований по проблеме культуры брачно-семейных отношений, различных контекстов феномена родительства позволяет утверждать, что семейные проблемы универсальны. Именно семья и схожесть процессов происходящих в ней у людей разных национальностей и вероисповеданий, делает всех нас людьми одной эпохи, землянами, гражданами государств, представителями цивилизаций и выдвигает одни и те же проблемы. Никогда еще нравственные устои семьи не подвергались такому испытанию во всем мире, как сейчас, и никогда, пожалуй, мир не нуждался во всеобщем осмыслении таких понятий как единство, гуманизм, честность, открытость, порядочность, которые во всей совокупности прочих показателей не только ускоряют общественный прогресс, но и выступают сдерживающим фактором для человека .
Культура брачно-семейных отношений – это особый вид нравственной культуры. Умение жить в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, транслируемой родителями.
Процесс преодоления негативных тенденций в экономике, политике, социальной жизни и в нравственном развитии общества предполагает активизацию деятельности всех общественных ресурсов, и в первую очередь семьи. Причем процесс этот не может быть растянутым во времени. Упрочение брака, активизация функции семьи требуется сегодня, немедленно, чтобы уже в следующем поколении получить заметный позитивный сдвиг в сторону формирования непреходящих ценностей.
Культурологический угол зрения на семью заключается в уяснении ее социального смысла, как духовной ценности. Будучи атрибутом внутреннего мира, частью личной жизни и индивидуального бытия семья и события, происходящие в ней, обладают определенной повторяемостью и, следовательно, массовидностью. На уровне семьи формируется менталитет нации, государства, целой группы сообществ. В этой повторяемости как раз и проявляется социальная природа семьи. Семья есть связующее звено между обществом и личностью. Различные стороны общественной жизни, внешние условия и внутренние побуждения людей, объективные и субъективные воздействия разнообразных факторов проявляются и переплетаются в семье самым неожиданным образом, порождая подчас непредвиденные результаты.
Связанная с обществом семья, с одной стороны, своими основаниями уходит в способ производства, структуру производственных отношений, с другой, – целиком и полностью построена на сознании индивида, включая его когнитивные, аксиологические, мотивационные и другие компоненты личности, способы волеизъявления.
Тем самым, через семью устанавливается связь между материальным и духовным, между общественным бытием и общественным сознанием. Благодаря семье материальные отношения переходят в духовные и, наоборот, ценностные ориентации людей, их идеи, настроения, планы и мечты трансформируются в практические действия. Следовательно, в семье отражается объективный мир эпохи с ее противоречиями и субъективные позиции, желания и настроения индивида. На этом фоне феномен родительства, как результат развития брачных, нравственных и иных отношений в семье претерпевает серьезные трансформации: алкоголизация родителей, фактически приводящая к девиантному отцовству и материнству, рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; рост количества семей с единственным ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; увеличение числа разведенных мужчин и женщин, которые затем не могут или не хотят повторно вступать в брак; значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной несовместимости супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.
Исследования отечественных социологов, философов, педагогов и психологов объединяет то, что материнства и отцовство – это феномен и микро-, и макросоциальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием. Между тем на проблему отцовства и материнства в науке существуют различные взгляды. Так, феномен отцовства в научной литературе не является достаточно проработанным, вероятно поэтому, нет единого мнения ученых относительно структуры данного феномена, не встретилось в доступной нам литературе и его определения. Феномен отцовства не может исчерпываться такими понятиями как «роль», «статус», «чувства», «мотивации», «потребностно-ценностная сфера» или «самооценка». Ученые сходятся лишь в том, что на формирование феномена отцовства большое влияние оказывает социокультурный аспект, его изучение остается неотъемлемой частью различных наук, в том числе психологией, социологией. Так Бронислав Малиновский в историческом факте социальной роли отцовства называет обеспечение детям законной принадлежности к социуму, независимо от неопределенности установления биологического отцовства. Материнство же согласно взглядам культурологов и психологов, отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. Присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие, прежде всего, отношения между людьми в обществе и семье, должны быть сохранены как устойчивые и приемлемые. Именно здесь материнство выступает как транслятор менталитета общества, консолидирующего в себе и его ценности, и установки и традиции .
Как отмечает Э. Р. Алексеева, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребёнка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребёнка и не заканчивающийся после смерти ребёнка; как отношения кровного родства между родителем и ребёнком; как субъективное восприятие человека себя родителем» .
Продолжая исследование проблемы родительства как социального феномена, обратимся к трудам Н. В. Богачевой, В. В. Бойко, Л. А. Грицай, Л. А. Дубисской, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой и др. Авторы тождественны в том, что отношение к родительству в истории человечества зависит от представлений о нём в каждой конкретной культуре. Следовательно, полагают авторы, причины кризиса современного родительства нужно искать в социальных механизмах процесса его становления в современном российском обществе. Между тем, существует и особенное в их трудах.
По мнению Н. В. Богачевой, родительство представляет собой «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных и потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины», которые могут по-разному влиять на устойчивость семьи . Несмотря на то, что со второй половины XX века семья перестала быть «детоцентрической», тем не менее, роли отца и матери в ней остаются одними из самых важных. Ребенку необходимы оба родителя. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – ведет к нарушению его поведения. Какие бы изменения ни происходили в социокультурных ролях, материнство и отцовство неизменны, постоянны, и здесь исключена взаимозаменяемость мужчин и женщин, должно учитываться лишь их единство и взаимодополняемость в семье.
Между тем, как отмечает австрийский психоаналитик Альфред Адлер, рассматривая отцовство как второй источник по важности влияния на развитие у ребенка социального интереса, у отца должна быть позитивная социальная установка по отношению к жене, работе и обществу. Продолжая свои изыскания, автор отмечает и сформированный социальный интерес к проявляющимся взаимоотношениям с детьми. По А. Адлеру «идеальный отец» тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец, по мнению психотерапевта, должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие себя отчужденными от родителей, обычно в дальнейшем преследуют цель достижения личного превосходства, нежели превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефективному стилю жизни. Так, дети деспотичных родителей, по наблюдениям ученого, учатся бороться за власть, имея в виду личное, а не социальное превосходство.
Эрих Фромм, анализируя традиционную семью, выделил отцовский тип воспитания, отмечая, что отцовская любовь стремится к справедливости, к тому, чтобы любовь ребенка соответствовала его заслугам .
Таким образом, сохранение устойчивости современной семьи возможно только при соблюдении гендерного баланса в исполнении социальных ролей отца и матери. Н. В. Богачёва добавляет к этому также «социальные функции родителей, культурные символы отцовства и материнства, права и обязанности мужчины-отца и женщины-матери по отношению к ребёнку» (там же).
А. С. Спиваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену .
К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль .
В то же время, К.Флэйк-Хобсон полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения .
В современном обществе возникла реальная опасность деформации семейных устоев, наследования культурно-исторического семейного опыта. «Современная превентивная проблема, – пишет Л. Б. Шнейдер – требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем, стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и развитие подлинных достижений культуры, прекращение ее деградации выходит на первый план» .
Литература
- Пьянкова,Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности: моногр. / Л. А. Пьянкова. – Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2014. – 89 с.
- Иорданский,В. Б. Хаос и гармония / В. Б. Иорданский. – Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 343 с.
- Рамих,В. А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих. – Ростов н/ Д., 1997. – 32 с.
- Рамих,В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дисс… докт. филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих-Ростов н/Д., 1997. – 236 с.
- Филиппова,Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие Г. Г. Филиппова. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
- Алексеева,Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Сер. «Философия. Политология. Социология. Культурология». – 2008.- Т. 13. – № 3.- С. 644-646.
- Богачёва,Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дисс. … канд. соц. наук: 22.00.04 / Богачева Н. В. – Казань, 2005. – 245 с.
- Берковиц, Л. Что такое инстинкт? / Л. Берковец. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2001.- 516 с.
- Бойко,В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости): автореф. дис. … д-ра психол. наук.: 19.00.01 / Бойко В. В. – Ленинград, 1981- 632 с.
- Фромм,Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунско, И. И. Каменкович / Ред. В. И. Добренькова. – Москва: Прогресс, 1986. – 238 с.
- Спиваковская,А. С. Психотерапия: игра, детство, семья.- Москва: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2. – 304 с. – (Психология – XX век).
- Витакер,К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер; пер. с нем. – Москва: Издательство Класс, 2004. – 208 с.
- Обухова,Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. – Москва: Жизнь и мысль, 1999.- 168 c.
- Шнейдер,А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. – Москва-Воронеж: Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. – 928 с.
References
- Pyankova, L. A. Motherhood as a phenomenon of the development of society and the individual: waters. / L. A Pyankova. – Novokuznetsk: IZD-vo KuzGTU, 2014. – 89 p.
- Jordan, V. B. Chaos and harmony/ V. B Jordanian. – Moscow: main editorial of Oriental literature publishing house “Nauka”, 1982. – 343 p.
- Ramih, V. A. Motherhood as a sociocultural phenomenon: katege. DICs. … Dr. philos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih. – Rostov n/D., 1997. – 32 p.
- Ramih, V. A. Motherhood as a socio-cultural phenomenon: Diss to … Dott. filos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih-Rostov n/D., 1997. – 236 p.
- Filippova, G. G. Psychology of motherhood: Stud. grant g. Filippov. -Moskva: IZD-Vo, Institute of Psychiatry, 2002. – 240 p.
- Alexeeva, E. R. analysis of family social parenthood in modern Russia/e. E. R. Alexeyeva//Bulletin of the Bashkir University. Cep. “Philosophy. Political Science. Sociology. Cultural Studies “. – 2008.- t. 13. -No. 3 p. 644-646.
- Bogacheva, N. V. Parenthood as a factor in the stability of the family in modern Russian society: DICs. … Cand. Soc. Science: 22.00.04/ N. V. Bogacheva – Kazan, 2005. – 245 p.
- Berkowitz, L. What is instinct? /L. Berkovets. -St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2001. – 516 p.
- Boiko, V. V. reproductive behaviour of the family and the individual (socio-psychological study of fertility): katege. DIS. … Dr. of psychology. Science: 19.00.01/ V. V. Boiko – Leningrad, 1981- 632 p.
- Fromm, E. to have or to be? / Lane. English N. I. Vojskunsko, I. Kamenkovich /Red. V. I. Dobrenkova. – Moscow: progress, 1986. – 238 p.
- Spivakovskaa, А. S. Psychotherapy: game, childhood and the family.-Moscow: April Press; JSC publishing house EKSMO-press, 2000. – Volume 2. -304 p.-(Psychology-XX century).
- Lance Whitaker, K. Are midnight musings of a family therapistik. Lance Whitaker; Lane. with it. – Moscow: Izdatelstvo Class, 2004. – 208 p.
- Obukhova, L. F. Family and child: the psychological aspect of child development/ L. F. Obukhova, O. A. Shagraeva. – Moscow: life and thought, 1999. – 168 p.
- Schneider, A. B. Family Psychology/ A. B. Schneider. – Moskow-Voronezh: Publishing House: Moscow psycho-social University (MPSU), 2010. -928 p.