Разделы: Школьная психологическая служба , Социальная педагогика
Цель: повышение профессиональной компетенции классных руководителей
Задачи:
- актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»:
- обратить внимание педагогов на типологию родителей «группы риска»,
- помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями «группы риска»;
- способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями «группы риска», развитию эмпатии по отношению к родителям «группы риска».
Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.
План семинара
1. Организация пространства
2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему.
Приветствие ведущего.
Упражнение «Имя+ настроение руками»
Упражнение «Продолжи предложение»
3. Основная часть. Блок 1
Упражнение «Солнце-воздух – вода»
Упражнение «Ассоциации»
Мини-лекция «Типы неблагополучных семей.
Психологические особенности родителей «группы
риска»
Упражнение «Графическое изображение
взаимодействия классного руководителя и
родителя «группы риска»
Упражнение «Мозговой штурм» «Позиции родителей
«группы риска» по отношению к школе, педагогам.
Причины. Трудности взаимодействия»
Упражнение «Где моя пара?»
Упражнение в парах «Чувства родителей «группы
риска» при взаимодействии с классными
руководителями, педагогами»
4. Перерыв
5. Основная часть. Блок 2
Упражнение «Разгоняем паровоз»
Мини-лекция с демонстрацией практических
упражнений «Психологические методы и приемы
эффективного взаимодействия классного
руководителя с родителями «группы риска»
Упражнение «Здравствуйте!»
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария
Ивановна»
Знакомство с памятками «Техники установления и
поддержки эмоционального контакта с родителем»,
«Техники и приемы привлечения внимания,
пробуждения интереса собеседника», «Техники и
приемы, способствующие ориентации в проблемах,
интересах, мотивах и позициях собеседника
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения
эмоционального напряжения».
Упражнение « Нас с тобой объединяет»+
«Подчеркивание значимости»
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и
«Я-сообщение» как эффективные способы
взаимодействия классного руководителя с
родителем «группы риска».
Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО
СЛУШАНИЯ».
Мини-тест «Умеем ли мы слушать»
Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Упражнение «Правила эффективного
взаимодействия классного руководителя с
родителем «группы риска».
6. Заключительная часть
Упражнение «Приемы «психологической
самоочистки» педагога»
Упражнение «Солнце: лучики резерва»
«Круг обратной связи»
Заполнение анкет обратной связи
Ритуал завершения.
ХОД СЕМИНАРА
1. Организация пространства
2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему
Приветствие ведущего
Упражнение «Имя + настроение руками»
Ведущий предлагает педагогам познакомиться, назвать свое имя и показать свое настроение сейчас с помощью рук, без слов. Следующий участник называет имя и показывает настроение предыдущего, а затем представляется сам и показывает свое настроение. И так как «снежный ком» до последнего участника. Первым представляется ведущий и показывает свое настроение.
Упражнение «Продолжи предложение»
Участникам раздаются карточки с началом
фразы«Родители «группы риска» - это…». Задание:
быстро, не раздумывая в течение 1 минуты
продолжить фразу и передать ведущему. Листочки
не подписываются. Ведущий обобщает
представления участников о родителях «группы
риска» (на уровне сознания): раскладывает их,
советуясь с участниками, на три группы –
«нейтральное отношение», «негативное
отношение», «позитивное отношение».
Как правило, негативного отношения, восприятия
родителей «группы риска» бывает в разы больше,
чем в остальных группах.
Далее проводиться обсуждение результатов
выполнения данного задания и причин негативного
восприятия большинством педагогов родителей
«группы риска».
3. Основная часть
1 блок
Упражнение «Солнце – воздух – вода»
(деление на 3 подгруппы).
Ведущий просит участников разделиться на три
подгруппы с помощью расчета на
солнце-воздух-воду. А затем размещает группы
«Солнце», «Воздух», «Вода» в разных частях
аудитории.
Упражнение «Ассоциации»
Каждая подгруппа придумывает свои ассоциации с
«родителями группы риска» и записывает их на
своем листе.
1 – ассоциация «растения» («Если бы родители
«группы риска» были растениями, то это были бы…»)
2 – ассоциация «транспортное средство» («Если бы
родители «группы риска» были бы транспортными
средствами, то это были бы…»)
3 – ассоциация «животное» («Если бы родители
«группы риска» были бы животными, то это были
бы…»).
Время выполнения – 2 минуты.
Далее представитель каждой подгруппы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет «почему» сравнили с тем или иным. Ведущий предлагает проанализировать участникам, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных- и почему. Причиной данной ситуации многие педагоги считают свой отрицательный опыт, накопленный в общении с родителями «группы риска» в своей деятельности.
Обобщение: все родители очень разные. И даже родители «группы риска» при казалось бы однозначном критерии отнесения к этой группе – тоже разные.
Мини-лекция «Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей «группы риска»
Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»
Каждому участнику предлагается выполнить следующее задание: на предложенном листе с помощью двух кругов изобразите себя и типичного для вас родителя «группы риска» во взаимодействии, отразите на рисунке именно свой тип взаимодействия с родителями. Затем каждый участник показывает группе свой рисунок и поясняет свой вариант. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия КР (кл. руководителя) с Ргр (родителем «группы риска»).
Упражнение «Мозговой штурм» (Приложение 1 )
Выполняется на листах в образованных в предыдущем упражнении подгруппах. Тема: «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия». Представление каждой подгруппой своей работы. Обсуждение.
Упражнение «Где моя пара?»
Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу «Размер ладони у нас похож» (измеряем только путем накладывания «ладонь-ладонь»)
Упражнение в парах «Чувства родителей «группы
риска» при взаимодействии с классными
руководителями, педагогами» (Приложение
2
)
В парах распределяются роли: один – «классный
руководитель», другой – «родитель «группы
риска». Каждой паре дается карточка с ситуацией.
Необходимо в парах согласно ролям проиграть
предложенную ситуацию. Задача каждого: понять,
какие чувства в данной ситуации испытывает
родитель «группы риска». (Предположить причину).
Далее идет обмен ролями и проигрывание другой
ситуации. Обсуждение: чувства родителей «группы
риска» при общении с классным руководителем.
4. Перерыв 5 минут
5. Основная часть
2 блок
Упражнение на снятие психоэмоционального и физического напряжения «Разгоняем паровоз»
Участникам предлагается по очереди совершать по два хлопка ладонями так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков. Упражнение проходит очень активно и снижает напряжение от усталости.
Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска» (Приложение 3 )
С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова «Здравствуйте». И оно может происходить по разному и иметь в результате различный результат.
Упражнение «Здравствуйте!» (Приложение 4 )
Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?
Обобщение: все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть. Но не все так просто: порой мы настолько переполнены своими чувствами (чаще негативными) по поводу родителя «группы риска», что, как бы мы не пытались соблюдать все необходимые рекомендации для эффективного общения, родитель «группы риска» (а он тоже человек!) в первые секунды «считывает» все наши эмоции и чувства на невербальном уровне, вне зависимости от того, какие бы «сладкие» речи мы не говорили при этом.
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна» (Приложение 5 )
Среди участников выбирается 5 человек, которые будут «классными руководителями» и произносить предложенную фразу так, как написано у них в карточке. Задача еще 5-ых - они«родители «группы риска»: отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.
Обобщение: ЧУВСТВА РОДИТЕЛЯ «ГРУППЫ РИСКА» И ЕГО НАСТРОЙ В ОБЩЕНИИ С КЛ. РУКОВОДИТЕЛЕМ, ОЧЕНЬ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО НАСТРОЯ (ПРИНЯТИЕ – ПОНИМАНИЕ-ПОДДЕРЖКА), НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Знакомство с памятками «Техники установления и поддержки эмоционального контакта с родителем», «Техники и приемы привлечения внимания, пробуждения интереса собеседника», «Техники и приемы, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседника (Приложение 6 )
Важно – с какими чувствами пришли к нам родители «группы риска». От нас – умение снижать эмоциональное напряжение у партнера по общению. Эта способность является также очень важной для разрешения любой психологической проблемы, для выхода из стрессовой ситуации.
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения» (Приложение 7 ).
Предлагаю активно проработать некоторые приемы снятия напряжения.
Упражнение «Нас с тобой объединяет» + «Подчеркивание значимости»
Каждый участник по кругу, обращаясь по очереди к трем другим участникам (третий справа сосед, третий слева сосед и сосед напротив), находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…» + «Мне нравится в тебе…»
- Проговаривание своих эмоций, открытое их предъявление (и, тем самым, их «обесточивание»),
- Ответное противостояние (вербальное, взглядом, позой…),
- Обесценивание ситуации, снижение ее значимости,
- «изменение» ситуации (представление прозрачного экрана, от которого отскакивают слова, «уменьшение», «отдаление» обидчика, представление его ребенком…),
- озадачивание, сбивание с толку неожиданными репликами, жестами,
- «дзюдо» (благодарить за критику, соглашаться с ней, записывать слова «нападающего», просить повторить),
- телесные реакции (глубокое дыхание, разворот плеча, «пропуская» мимо себя агрессию…).
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВСЕГДА НЕОБХОДИМА ДЕМОНСТРАЦИЯ РАВНОЙ ПОЗИЦИИ!
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска »
Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ».
Мини-тест «Умеем ли мы слушать» (Приложение 8 )
Многие педагоги говорят: «Чувства родителя,
эмоции родителя… А у меня тоже есть чувства и
хорошо бы, чтобы родитель тоже знал о них!».
Сообщать родителю о чувствах, испытываемых
педагогом, можно как эффективно, так и не
эффективно. Различие станет понятным, если
уяснить разницу между конструкциями:
«ТЫ-сообщение», «Я-сообщение».
Знакомство с памяткой «Теория
«Я-высказывания».
Формула «Я-сообщение» оказывается более
эффективной, поскольку она реализует доверие и
уважение, давая родителю возможность сохранить
хорошее самочувствие и желание и дальше
взаимодействовать с педагогом.
ВАЖНО! ПОКАЗ ВЕРЫ В РОДИТЕЛЯ!!!
- забыть о прошлых неудачах родителя,
- помочь родителю обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
- позволить родителю начать с нуля, опираясь на то, что педагог верит в него, в его способность достичь успеха,
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
- каждый на карточке пишет 3 основных по его мнению правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
- Затем объединились в 3 группы, обсуждение, составление общих правил, включающих все предложенные,
- Затем объединение в одну группу: ведущий обобщает и записывает на общем листе группы.
6. Завершение
Взаимодействие с родителями «группы риска»
часто психологически более
тяжело, чем с обычным родителем. Психологических
сил педагога тратится больше. В связи с этим
необходимо владеть приемами «психологической
самоочистки». Участникам предлагается обсудить
приемы, которые они используют. Например, приемы:
– приемы отреагирования – рассказать о ситуации
другому человеку, сделать физическое упражнение,
– ритуалы самоочистки – сменить одежду, умыться,
«стряхнуть грязь» с рук, смотреть на горящую
свечу, «сжигающую» психические загрязнения и т.д.
Упражнение «Солнце: лучики резерва» (Приложение 9 )
Каждый участник получает карточку с изображением солнца. Задание: на кружочке написать свое имя, а на лучиках – свои качества и умения, которые помогают/помогут вам эффективно взаимодействовать при общении с родителями «группы риска». По желанию написанные качества зачитываются всем.
Упражнение «Снежки»
Участникам предлагается из газет сделать путем
активного «сминания» 3 снежка. Затем группа
делится на две подгруппы, которые выстраиваются
в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 2
метров. Ведущий отмечает линию между шеренгами,
за которую переходить нельзя и объявляет
задание: участники будут играть в «снежки», игра
проходит в три тура по 30 секунд каждый, в течении
которых командам необходимо перекинуть как
можно больше «снежков» на сторону противника,
поднимая при этом «снежки» противника на своей
стороне и перекидывая их обратно. По сигналу
ведущего игра прекращается и подсчитывается
количество «снежков» на стороне каждой команды.
По итогам трех туров определяется команда –
победитель, которая получает свои заслуженные
аплодисменты от команды противника и ведущего.
Это упражнение проходит очень весело, активно и,
как говорят его участники, помогает сбросить
напряжение и придает сил и энергии для жизни.
«Круг обратной связи»
Ведущий предлагает участникам семинара обменяться своими ощущениями, чувствами, мнением о семинаре по схеме: «Я сейчас чувствую… я думаю… я хочу сделать…»
Заполнение анкет обратной связи (Приложение 10 )
Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»
Первый участник подходит к любому из остальных, пожимает ему руку со словами: «Спасибо тебе за сегодняшнее общение» и остается с ним за руку. Затем второй участник вместе с первым (за руку) подходит к любому из остальных и тоже пожимает руку с теми же словами и так далее, пока все участники группы не окажутся «связанными» рукопожатиями. В завершении ведущий благодарит всех педагогов за работу и предлагает всем вместе крикнуть во весь голос что-то ободряющее и сплачивающее классных руководителей, например: «Вместе мы – сила!».
Семинар классных руководителей "Воспитание здорового человека"
Форма проведения: групповая
“Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. Сократ
Цели:
1. Рассмотреть понятие здоровый ученик.
2. Увидеть реальную картину состояния физического здоровья учащихся и выяснить причины заболеваний.
3. Определить формы обучения и воспитания учащихся при условии сохранения здоровья.
4. Мотивация учащихся на здоровый образ жизни.
Структура семинара
Этап
Методы и формы
Время
Ожидаемые результаты
1. Введение
Постановка проблемы
2 минуты Кл. руководители должны понимать цели семинара
2. Определение понятий
Индивидуальная работа
5 минут Определение понятия “здоровый ученик”
3. Изучение проблемы
10 минут
Кл руководители получают информацию о состоянии здоровья учащихся школы;
Выяснить причины заболеваний
4. Решение проблемы
Работа в малых группах 10 минут
Кл. руководители предлагают пути снижения заболеваний учащихся
5. Итоговая дискуссия
Дебаты 15 минут Здоровье учащихся - забота и родителей, и педагогов, и медиков, и самих учащихся.
6. Заключение
Обобщение 3 минуты
От здорового ученика к здоровой личности.
Ход семинара
I. Введение
Одной из важнейших социальных проблем современности является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это не случайно, потому что дети составляют большую часть молодого поколения, являются нашим будущим, будущим всей страны.
Сегодня мы собрались на семинар, посвященный теме: “Воспитание здорового ученика”. Что вы ожидаете от этого семинара?
(Учителя высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “Наши ожидания”).
II. Определение понятий
Состояние здоровья - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия. Здоровье детей зависит от таких факторов как, состояние окружающей среды, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.
Значительным фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи.
На продолжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности, являющейся важной частью базиса достижений личности.
Вот какие определения понятия здоровье дает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).
“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.
А вот, что говорится в книге Шаталова Г.С. “Философия здоровья”:
“Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способ
Утверждаю
___________
директор СШ№1
Ж.И. Муханова
План проведения
семинара-тренинга для классных руководителей
План:
1. Целевая установка
Сообщение темы, цели, плана
2. Введение в тему
- деловая игра «Газета»
Из опыта организации шефской работы
Субханкулова С.П.
3. Работа в группах
- разработка алгоритма работы классного
Руководителя по формированию коллектива;
Разработка алгоритма коллективного дела
4. Рефлексия
Анкета «Обратная связь»
Сценарий проведения семинара-тренинга
I. Целевая установка
Как вы понимаете значение понятия «климат в коллективе»?
Если люди безразличны друг к другу, если они равнодушны к работе, то как это отражается на коллективе? Какой будет в нем климат?
Значит, от хорошего климат зависит успех любого дела. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе?
Правила сотрудничества
1. Терпение, выдержка, доброжелательность.
2. Распределение обязанностей.
3. Умение подчиняться.
4. Правильная самооценка.
II. Введение в тему
1) Деловая игра «Газета»
А теперь у нас есть возможность применить правила сотрудничества на практике и проверить, можем ли мы создать теплый, хороший климат в нашем коллективе. А успешность вашей работы будем оценивать по результату.
Перед вами лежат фломастеры и лист ватмана. Внимание, начинаем игру «Газета».
Представьте себе, что ваша команда - это редакция газеты или журнала.
Задача каждой редакции - выпустить номер газеты о шефской работе в нашей школе.
Когда работа будет закончена, вы повесите газеты на доску. На работу вам дается 5 минут. Засекаю время - начали! Можно включить тихую музыку.
2) Выступление кл.рук.7В класса Субханкуловой С.П «Из опыта организации шефской работы »
III. Работа в группах
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Стадии развития коллектива.
1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.
Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
2. Стабилизация структуры коллектива.
Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.
На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.
3. Расцвет коллектива.
На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
4. Развитие коллектива.
На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.
Если понадобилось сплотить учащихся в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.
Алгоритм формирования коллектива.
Я создаю коллектив.
1. Я должен понравиться детям.
2. Я должен их изучить.
3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).
6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.
7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.
8.Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.
9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.
10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.
11. Я должен заложить определенные традиции.
12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.
13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.
14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.
15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.
Главные черты, которые любят дети: быть тактичным, добрым, уметь хранить детские тайны, учитывать индивидуальные особенности детей, иметь чувство юмора, доверять детям, спокойно реагировать на все, не отходить от поставленных целей и задач.
Принцип воспитательной работы с детьми:
- не запрещать, а направлять;
- не управлять, а соуправлять;
- не принуждать, а убеждать;
- не командовать, а организовывать;
- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора…
Как организовать коллективное дело?
У любого дела есть свои ступени роста – этапы:
1- определение цели и задач дела;
2- планирование работы и распределение обязанностей;
3- коллективная подготовка дела;
4- проведение;
5- подведение итогов, анализ результатов дела.
Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:
Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».
Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.
Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».
Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.
Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».
Нельзя планировать невыполнимые и слишком легкие дела. Всегда помните о талантах вашего коллектива: танцорах, певцах, музыкантах, актерах, юмористах и др.
Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».
Разберите все вместе поручения каждого (микрогруппы). Определите, какими способами можно выполнить поручение, а ответственный пусть сам выберет подходящий ему вариант.
Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».
Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.
Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».
Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.
Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».
Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:
Добились ли вы цели, которую ставили?
Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?
Что нового узнали, чему научились при проведении дела?
Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.
Алгоритм коллективного дела.
1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).
2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).
3. Разбейте всю планируемую работу на части, составьте план выполнения дела (этапы подготовки, проведения дела).
4. Посоветуйтесь с опытными людьми о выполнении этапов дела.
5. Разбейтесь на микрогруппы (экипажи, команды, патрули, звездочки и др.).
6. Распределите обязанности (задания) между микрогруппами, а в них - между отдельными ребятами.
7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.
8. Вносите по ходу работы изменения, если условия требуют этого.
9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).
10. Подведите итоги дела, проанализируйте все его этапы, сделайте выводы на будущее (собрания микрогрупп, общий сбор).
Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят - участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива классный руководитель использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.
Приказание:
Четко ставьте цели и инструктируйте ребят;
Чаще проводите инструктаж;
Уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания;
Кратко с каждым исполнителем уточните его действия;
Проверяйте выполнение заданий;
Отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения;
Будьте требовательны, но тактичны.
Распределение и стимулирование:
Оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят;
Выявляйте общие интересы;
Если необходимо – давайте задания;
Следите за тем, чтобы задания выполнялись точно;
Хвалите в присутствии других;
Недостатки разбирайте наедине;
Поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность.
Участие в принятии решений:
Ставьте цель, не уточняя способов достижения;
Ограничивайте прямые указания и контроль;
Создавайте системы самоконтроля;
Проводите консультации по отдельным проблемам;
Поощряйте высказанные замечания;
Предоставляйте больше самостоятельности;
Не самоустраняйтесь от контроля.
Передача полномочий:
Оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней;
Избегайте вмешательства в дела без особой необходимости;
Не ослабляйте контроль;
Соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания;
Не забывайте хвалить ребят как можно чаще.
Результаты работы классного самоуправления убеждают, что жизнь коллектива становится более интересной, активность каждого, сопричастность к классной жизни улучшает общий эмоциональный настрой. Ученики отмечают, что чувствуют себя в школе комфортно, повышение морального уровня в коллективе, выявление организаторских навыков подростков, учащиеся проявляют самостоятельность в реализации многих программ.
Быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Памятки
Акции для учащихся
Акция № 1. “Дружба для меня…”
Акция является составляющей частью Дня толерантности.
Цель: актуализировать представления участников о толерантности.
Предлагаемые пословицы для размышлений, а также их трактовка.
Высоко сижу, далеко гляжу (трудно сблизиться, так безопаснее).
Как аукнется, так и откликнется (понимаю свою ответственность, вклад в отношения).
Дедка за репку, бабка за дедку…(признание ценности дружбы в коллективе).
По щучьему велению, по моему хотению (в отношения не вкладываюсь).
Акция № 2. “Такие ли мы разные?..”
Акция создавалась по материалам проектной деятельности учащихся многонационального класса.
Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов класса.
Предлагаемый фольклорный материал для исследовательской работы и рефлексии участников акции: большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, написанных на бумаге в форме листьев дерева.
Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе и укрась ею “Дерево дружбы”.
Акция № 3. “В здоровом теле – здоровый дух”.
Акция создавалась для проведения в школе Дня Здоровья.
Цель: закрепить у участников ценность здорового образа жизни.
Предлагаемые пословицы и поговорки, направленные на осознание личной ответственности участников акции за свое здоровье.
Здоровье дороже золота (понимаю ценность собственного здоровья).
Не каждый больной, кто стонет (понимаю, что в болезни может быть выгода).
Болит бок девятый год, не знаю которо место (безответственное отношение к своему здоровью).
Больной лечится, здоровый бесится (не ценю собственное здоровья).
Акции для педагогического коллектива .
Акция № 1. “Классный классный”.
Акция является составляющей тренинга для классных руководителей.
Цель: помощь классному руководителю в осознании своей социальной роли.
Предлагаемые роли дают возможность понять, какую позицию выбирает классный руководитель во взаимоотношении с учениками.
Контроль за успеваемостью и дисциплиной.
Вторая мама.
Организатор досуга.
Помощник в трудных обстоятельствах.
Старший товарищ.
Защитник.
Акция № 2. “Сгорая сам …”
Акция создавалась для тренингов с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.
Цель: дать обратную связь педагогам, развить рефлексию.
Инструкция: выберите ту поговорку на тему отношения к работе, которая вам сейчас наиболее близка.
Предлагаемые пословицы и поговорки для диагностики эмоционального состояния педагогов.
Сгорай, а товарища выручай (педагог хочет работать, но есть риск выгорания).
Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит (педагог находится в критическом состоянии).
Кто работает, на том, и везут (педагог находится в начальной стадии выгорания).
Один в поле не воин (педагог занимает разумную позицию).
Акция № 3. “Я и труд”
Акция разработана для педагогического совета школы.
Цель: повысить сплоченность коллектива для решения учебных задач.
Инструкция: выберите то выражение, которое вам сейчас наиболее близко, организуйте группу и объясните что вам в нем важно.
Аффирмации для размышлений.
Труд продлевает нашу молодость.
Можно познать все, кроме самого себя.
Кадры решают все.
Берись за дело, не спеша, начатое доводи до конца.
Безделье ускоряет наступление старости.
Анкета «Обратная связь»
Анкета «Обратная связь»
Ф.И.О.___________________________________________________________________________
Дата_____________________________________________________________________________1. Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________
Что помогало____________________________________________________________________
- Мои основные ошибки в ходе занятия:
А) по отношению к себе____________________________________________________________
Б) по отношению к группе__________________________________________________________
В) по отношению к ведущему_______________________________________________________
3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________
___________________________________________________________________________________
4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Я реализовал(а) себя на занятиях:
На эмоциональном уровне 1 2 3 4 5 6 7
На интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7
На поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7
6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семинар для классных руководителей по теме:
"Воспитанием ли мы занимаемся?"
Цели:
ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля»;
подготовка учителя к анализу (самоанализу) своей педагогической деятельности на предмет ее вклада в воспитание личности;
развитие рефлексивных качеств личности педагога.
Подготовка:
1) Подготовка памятки «Признаки ситуации воспитания».
2) Подготовка листов с признаками ситуации воспитания.
3) Цветные карандаши (красный и зеленый) для каждого педагога.
4) Рулон яркой цветной туалетной бумаги для выполнения демонстрационного упражнения.
Проведение
1. Вступительное слово ведущего.
Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Как?
Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?
2. Что же такое воспитание?
Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?
Воспитательная деятельность – это:
педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;
помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;
организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;
создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;
«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;
создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.
Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности. Научить этикету, передать культурные традиции педагогу проще. А вот как сформировать совесть, внутреннюю нравственную позицию человека?
Чтение отрывка из книги «Педагогика для всех» Симона Соловейчика
«Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным.»
Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело - воспитывать совестливость. Совесть - представление о той общей правде, на которой держится все. Постепенно ребенок начинает подчиняться не высшей морали, а групповой морали близких и уважаемых им людей, морали «эталонной группы». По совести - стыдно воровать, а с точки зрения сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в чужой сад - это признак трусости. Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или девочку, что плохо получать двойки, уговоры не действуют, если в классе презирают не двоечников, а отличников.
Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем не действуют, они лишь укрепляют уверенность ребенка в его правоте и заставляют гордиться - ведь каждый из нас гордится, если страдает за свои убеждения.
Принято считать, что если ребенку постоянно говорить «нельзя, нельзя», то постепенно это внешнее - извне идущее - «нельзя» превратится в моральную привычку, во внутреннее «не могу … иначе». Так ли это? Давайте посмотрим на эту ситуацию наглядно…
Демонстрация последствий множественных запретов.
Один педагог (желающий участвовать в демонстрации) выходит вперед. Стул (стоит в центре, у доски, развернут сиденьем к аудитории)- символизирует позицию школьника – «сел на школьную скамью». Садитесь, пожалуйста. Вы – школьник.
Ведущий берет на себя роль педагога, воспитывающего запретами. Итак…
1. Чтобы школьник привык к своей новой социальной позиции, важно удержать его на стуле:
Где тебя ноги носили? Не смей туда бегать! Чтобы ноги твоей там не было! Если нет ногам покоя, значит что-то с головою! (ведущий перевязывает «школьнику» ноги)
2. Важно чтобы школьник научился самоконтролю:
Не трогай! Не бери! Положи на место! Держи себя в руках! (ведущий перевязывает «школьнику» руки)
3. Важно, чтобы на уроках школьник был сосредоточен на учебном материале:
Сиди спокойно! Развернись к доске! Не крутись! (перевязывают плечи).
Не развешивай уши! В одно ухо влетело, в другое вылетело? На уроке слушай меня! (перевязывают уши)
Не глазей по сторонам! Не заглядывай в чужую тетрадь! Глаза на доску! (завязывают глаза). Вот теперь к школьнику применен весь спектр внешних «нельзя».
Рефлексия после демонстрации:
обсуждение вопросов:
Какие у вас есть чувства, мысли, когда вы смотрите на ученика в системе запретов идущих из вне?
Как вы чувствуете себя, о чем думаете в роли школьника ограниченного запретами? А что вам хочется в этой ситуации? Сделайте то, что хочется.
Насколько крепки эти запреты? Стало внешнее «нельзя» системой внутренних ценностей и руководств к действию? А почему? Пофантазируйте, а что нужно сделать в этом упражнении, чтобы «нельзя» стало «не могу»? (Укрепить путы - ужесточить запреты и систему наказаний – подергается, подергается и смирится). Но тогда «не могу» станет не «не могу по-другому», а «не могу вообще». (Пассивность, безволие, безликость).
Вернемся к Соловейчику:
«Одним детям говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в «не могу», а в других случаях этого превращения почему-то не происходит…Можно заметить, что превращение «нельзя» в «не могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего стыда», стыда разоблачения. Глубинный человеческий стыд при нарушении правды не воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него другой корень - совесть.
Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. Можно тысячу раз повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!» - но ему не стыдно, и он ничего не может с собой поделать, даже если чувствует себя виноватым в том, что ему не стыдно.
Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить - облегчать совесть. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы уважаемы подростком, насколько мы ему близки и дороги».
3. Работа в группах
Задание № 1.
Составьте перечень воспитательных действий педагога, продолжив фразы:
- «В ходе подготовки внеурочного занятия (урока) педагог занимается именно воспитанием, если…»
- «В процессе проведения внеурочного занятия (урока) педагог занят именно воспитанием, когда…»
- «Судя по результатам проведенного мероприятия (урока), можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если…»
После 10 – 15 минут обсуждения представьте размышления от своей группы.
Задание №2.
Индивидуально ознакомьтесь со списком воспитательных действий.
Отметьте зеленым цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете чаще всего.
Отметьте красным цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете редко или не применяете вовсе к своим воспитанникам.
На групповом листе воспитательных воздействий отметьте совпадения с тем, списком, который наработала группа. Что осталось вне поля внимания группы?
Соотнесите свои редко применяемые воспитательные воздействия с теми воспитательными воздействиями, которые были упущены группой?
На что обратить внимание?!
Если многое совпадает, значит выявлена общая тенденция. И нужна дополнительная информация, помощь классным руководителям от администрации, методиста, психолога.
Не совпадает – ситуация локальна. Можно работать над ней в индивидуальном ключе.
Перечень действий педагога
"Я занимаюсь именно воспитанием", если:
Создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;
Создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;
Учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;
Стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;
Привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;
Создаю ситуацию успеха;
Тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;
Помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;
Привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;
Обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;
В общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;
Доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;
Вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;
Проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;
Создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;
Настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;
Поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».
4. Чтение завершающего отрывка
Из книги Симона Соловейчика.
"Воспитание воздействиями - это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде Образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются этим. Чуть реальный ребенок отклонится, мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории поведения, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.
Нравственно-духовное воспитание - это активная педагогика. Мы вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.
Педагогика целей делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... Надо, чтобы... Педагогика средств делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных «должен и должна». Она говорит: чтобы, надо... Чтобы, надо...
Чтобы дети выросли Нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него самого. Будет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет."
В завершении семинара педагогам предлагается использовать признаки ситуации воспитания при конструировании урока и его воспитательного влияния, а также для проведения самоанализа воспитательного потенциала занятия. Раздаются памятки с перечнем признаков ситуации воспитания.
Признаки ситуации воспитания
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Воспитанием ли мы занимаемся?
Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?
Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?
Воспитательная деятельность – это: педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни; помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта; организация волевых, нравственных усилий по работе со своим внутренним миром; создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;
«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь с обытий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве; создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно- творческого отношения к образованию, а также для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.
Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности.
«Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить». С. С оловейчик
«В ходе подготовки внеурочного занятия педагог занимается именно воспитанием, если …» « В процессе проведения внеурочного занятия педагог занят именно воспитанием, когда …» « Судя по результатам проведенного мероприятия, можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если …»
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Признаки ситуации воспитания (или воспитательные действия педагога)
Поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по нравственному самоизменению.
Становление ребенка как союзника воспитателя в преодолении собственной недостаточности, в «усилии над собой».
Акцентирование внимания педагога на сфере ценностей и смыслов совершаемых ребенком поступков, а не на внешних атрибутах и регламентации его деятельности.
Побуждение воспитанника к проявлению отношения к другому человеку как самоценности.
Формирование педагогом нравственных способностей воспитанника (к самоотдаче, к свободно избираемому нравственному поступку, к другодоминантности и т.п.).
Включение воспитанника в творческую (созидающую) жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, каждого дела и поступка,
Побуждение воспитанника к проявлению волевого усилия, напряжения, стремления увести себя с «легкого пути»; жить по своему индивидуальному плану; помощь в продвижении по собственной траектории.
Фиксирование учителем-воспитателем внимания не на процессе и результате предметной деятельности, а на том изменении в поведении, сознании, нравственно-смысловой сфере личности (или возможности его), которое ожидаемо.
Формирование активной позиции воспитанников в процессе приобретения знаний, в социальных проектах, вследствие чего в их деятельности реализуются черты добровольности, мотивированности, самоорганизации.
Включение школьника в ситуации-события, ставящие его перед необходимостью проявления личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества, произвольности и др.) при решении экзистенциальных вопросов.
Материалы:
Из опыта воспитательной работы Школы 1210
В соответствии с планом работы Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы 8 декабря в ГБОУ «Школа № 1210» прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя».
В семинаре приняли участие более 100 участников: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители из 89 образовательных организаций города Москвы.
Во вступительном слове директор школы №1210, Терехов Павел Станиславович, обратил внимание на то, что классный руководитель играет большую роль в воспитании личности учащегося, однако, в достижении высоких личностных результатов, обучающихся не малая роль принадлежит технологиям воспитательной работы. Павел Станиславович определил основные принципы, которые лежат во основе взаимодействия классных руководителей Школы №1210 с родителями и педагогами: сотрудничество, взаимопонимание, сотворчество.
В рамках семинара прошел Мастер-класс «Организация работы Детско-родительского клуба «Мы вместе». Клуб активно работает в образовательной организации уже 10 лет. Организаторами и ведущими Клуба являются классные руководители совместно с педагогом-психологом. Тематика Клуба разнообразна и отвечает запросам родителей и детей. Обсуждая важные темы за круглым столом, участвуя в интересных викторинах и играх, создавая совместные проекты, родители и дети выстраивают отношения на основе доверия и принятия друг друга.
Еще одной формой совестной деятельности учащихся, родителей, учителей и классных руководителей Школы №1210 является детско-родительский квест. Мастер-класс по организации и проведению квеста «Путешествие на Северный полюс» по программе развивающего обучения «Золотой ключик» был представлен заместителем директора по воспитанию и социализации ГБОУ Школа №1210 Юртаевой Мариной Павловной. В начале игры дети вместе с родителями, учителями и классным руководителям строят корабль, готовятся к серьезному путешествию, изучают животный и растительный мир, климат Крайнего Севера. А затем, дети проходят различные испытания, в ходе которых им необходимо продемонстрировать определенные знания и умения. Главный принцип построения квеста: от ученика к учебному предмету (а не наоборот). Подобная организация учебных занятий позволяет каждому ребенку продемонстрировать свои возможности, понять, что от его личного результата будет зависеть успех всего класса в достижении цели – покорить Северный полюс.
На мастер-классе «Что за прелесть эти сказки!» была продемонстрирована эффективная практика взаимодействия классного руководителя (Касимовой Т.В.) и педагога дополнительного образования (Бахчиевой В. Г.), основной целью которой является изучение литературных произведений через их театрализацию. Результаты такого взаимодействия были представлены участникам семинара: обучающиеся 3 «В» класса, с большим удовольствием и радостью, под аплодисменты зрителей рассказали сказку А.С.Пушкина (а это большой объем текста и достаточно сложное смысловое содержание), «Сказка о попе и работнике его Балде». Вот они – личностные результаты, да еще и в рамках ведущей деятельности младших школьников – учебной!
Подводя итоги, участники отметили практическую значимость семинара.
Песня развивает, воспитывает, объединяет!
18 декабря в Школе № 825 прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя». В семинаре приняли участие более 70 участников из 39 образовательных организаций города Москвы: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители.
Особенностью воспитательной системы школы №825 является, говоря словами В.А. Караковского, воспитание «крупными дозами»; система как бы сама себя «завязывает в узелки», порождая воспитательные комплексы. Они концентрируют лучшие черты повседневности, превращая их в события, традиции, общие привычки.Особая системообразующая роль в воспитательной системе школы № 825 принадлежит коллективным творческим делам, вокруг которых концентрируется годовой цикл работы школы.Одной из самых эффективных воспитательных практик, по мнению директора школы, Юрия Шелухина, является организация и проведение Праздника Песни, которому в этом году исполнилось 40 лет.
Марина Исаева, заведующая отделом воспитания и дополнительного образования, отметила: « В нашей школе поют и танцуют все дети (1-11 класс) независимо от способностей, поскольку, мы считаем коллективное пение средством воспитания гражданина и патриота, развивающее умение слушать и слышать друг друга, воспитывающее чувство локтя и ответственности за общее дело. Мы ориентированы на развитие солидарности, а не конкуренции и поэтому наш Праздник песни – это песенный фестиваль, а не конкурс.
Участники семинара увидели выступления классных коллективов «Моя Москва». В концерте приняли участие учащиеся 1-ых, 4-ых, 7-ых, 10-х классов. Ребята продемонстрировали не только умение петь и танцевать, а умение сотрудничать в песне и танце: всем было очевидно, что каждый класс – это команда, во главе которой – классный руководитель! Все классные руководители классов, которые приняли участие в выступлении, являются выпускниками Школы 825 и будучи школьниками, принимали участие в Празднике Песни!
В рамках семинара была организована работа педагогических площадок «Особенности деятельности классного руководителя при подготовке Праздника песни на различных уровнях образования». Руководители площадок раскрыли особенности технологии организации Праздника Песни в начальной, основной и старшей школе.
Большинство участников подчеркнули, что готовы в своих образовательных организациях реализовывать идею традиционного круга ключевых дел с ежегодным обновлением форм и содержания, которые позволяют объединить детей и взрослых для достижения одной цели.