Итак, говоря о форме, мы имеем в виду объемно-пространственную характеристику предметов. Если же спроецировать форму на плоскость, мы получаем ее силуэт. Другими словами, силуэт - это плоскостное восприятие формы. Линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы, так и называются силуэтными.
Силуэт - это наиболее точная и исчерпывающая характеристика формы. Характеризуя форму костюма, обычно рассматривают фронтальные и профильные силуэты. Естественно, что может быть множество вариантов силуэтных форм одежды, но при этом все их принято сводить к нескольким основным видам.
По степени прилегания принято подразделять силуэты на (рис. 1):
Прилегающий;
приталенный (с разным объемом лифа и юбки);
полуприлегающий;
прямой;
расширенный;
зауженный.
Рассмотрим их более подробно.
Прямой силуэт - один из самых распространенных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от пропорционального соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно нивелирует возможные их недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материала, из которого она изготовлена.
Трапециевидный силуэт характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой малое верхнее основание - это линия плеча (или линия талии в поясной одежде), а большое нижнее основание - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной и поэтому рекомендуется для полных людей. Такую вариацию трапециевидного силуэта называют еще силуэтом «А».
Полуприлегающий силуэт очень характерен для одежды классического стиля. В отличие от двух предыдущих силуэтов, полуприлегающий повторяет контуры фигуры человека. Линия талии в такой одежде четко выражена и располагается на естественном месте, при этом одежда полуприлегающего силуэта обладает достаточной объемностью, она не стягивает тело, а свободно скользит по нему. В подобной силуэтной форме отсутствует контраст размерных признаков - композиция строится по принципу нюанса форм и масс костюма и его элементов. Полуприлегающий силуэт хорошо подходит для всех типов фигур и наиболее часто применим в верхней одежде.
Достоинства стройной фигуры лучше всего подчеркнет одежда прилегающего силуэта . Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается два вида формы, которые принято называть «Х-силуэт» и «песочные часы». Оба эти варианта имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкую талию, подчеркнутую конструкцией или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются друг от друга.
«Х-силуэт» можно сравнить с двумя трапециями - верхней трапецией лифа и нижней трапецией юбки, которые соединены малыми основаниями, т. е. по линии талии. Здесь очевиден контраст между расширенной линией плеча, а также значительно расширенной линией низа юбки и тонкой талией. Контраст может усиливаться, если изделие имеет длинную юбку с сильным расклешением. В этом случае еще контрастируют массы лифа и юбки. Одежда такого силуэта лучше всего подходит высоким стройным женщинам.
Силуэт «песочные часы» не столь активен - здесь нет контраста формы, композиция костюма строится по принципу нюанса. В отличие от предыдущего варианта, одежда силуэта «песочные часы» имеет юбку маленького объема - прямую или зауженную книзу. При этом длина юбки может значительно варьировать. В результате получается силуэтная форма, имеющая маленький лиф и маленькую же по объему юбку. Верхнюю и нижнюю часть костюма разделяет тонкая талия. В одежде такого силуэта лучше всего смотрятся стройные, но невысокие женщины.
Гораздо меньше, чем описанные выше силуэты, распространен силуэт «овал» . По сути дела, его можно рассматривать как модификацию прямого силуэта. Однако, в отличие от последнего, овальный силуэт имеет округлую линию плеча и зауженную книзу юбку. Таким образом, самая широкая часть такой одежды приходится на уровень талии и бедер. Скругление плечевой линии может быть достигнуто за счет покроя (например, покрой реглан или полуреглан), а также конструктивных деталей (высокий крупный воротник, широкий воротник-стойка и т.д.).
Рис. 1. Конфигурация формы изделия
По виду геометрической формы могут быть названы следующие формы:
- прямоугольная;
- трапециевидная;
- иксобразная;
- полуприлегающая;
- комбинированная;
- овальная.
Следует отметить, что в одежде силуэта «овал» либо вовсе не используются плечевые прокладки, либо последние имеют скругленную форму. Сужение книзу можно получить конструктивным путем, например за счет вытачек, или же стянув низ изделия шнуром, продернутым в кулиску. Одежда подобного силуэта не рекомендуется женщинам маленького роста, так как визуально она приземляет фигуру.
В пределах этих силуэтов возможны различные модификации. Например, все они могут удлиняться и сужаться, приобретая более динамичную конфигурацию, или расширяться и укорачиваться, становясь статичными и устойчивыми, в зависимости от эстетических и стилевых требований актуальной моды.
В одежде различают три основные группы линий:
1. силуэтные, или контурные;
2. конструктивные;
Силуэтные линии определяют рамку изделия, в пределах которой разрабатывается форма и фасон.
Форму одежды создают с помощью конструктивных линий - швов , которые соединяют отдельные части и детали одежды в одно целое. К основным конструктивным линиям относятся плечевые и боковые швы, швы лифа и юбки, швы проймы и нижние швы рукавов, шов по линии талии.
Декоративные линии - это линии, которые образуются с помощью различных элементов украшения: бейки, сутажа, шнура, кружева, вышивки, рельефа, швов, клапанов, хлястиков, поясов и т. п.
Если конструктивные линии играют роль также декоративных, их называют конструктивно-декоративными. Например, вырез горловины в женских платьях, контуры воротников по линии отлета, контуры карманов, клапанов, манжет.
Отделочными элементами модели могут быть нагрудная вытачка, различные рельефы и т. п. Сюда относятся также все конструктивные линии, определяющие природные точки фигуры: линия груди, горловины, плеч, талии, низа. В современных изделиях линия горловины оформляется в виде каре, мыса, овала, лодочки, трапеции и т. п.
· Линия плеч, груди, бедер, как правило, оформляется на природном месте.
· Линия талии - на природном месте, выше или ниже;
· Линия низа - в зависимости от модели может быть прямой, кривой, зигзагообразной.
костюм силуэт народный художественный
«Силуэт» - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».
Силуэт - плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
Вместе с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он является проекцией объемной формы одежды на плоскость. Силуэт характеризует форму костюма.
Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственную характеристику предметов.
Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Таким образом, силуэт является средством выражения моды, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени.
Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда.
Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами:
- * прямоугольный;
- * трапециевидный;
- * овальный;
- * в виде двух треугольников с усеченными вершинами.
Рис. 2.1. Форма костюма, в основе которой лежит геометрическая фигура: 1 - прямоугольник; 2 - круг; 3 -треугольник
Не лишним будет напомнить, что не следует путать силуэт с такими понятиями, как модель, фасон, покрой, относящимся к области конструкции одежды.
Неправильно также говорить «облегающий силуэт» или «свободный силуэт», так как степень облегания изделия -- особенность его покроя, формы, а не силуэта.
Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре (рис. 2.2):
Полуприлегающий силуэт - силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
Прилегающий - силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повторяющий его форму.
Приталенный имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений характерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
Свободный - это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.
Силуэт овальный, «бочонком» предлагается модой редко и долго не удерживается, так как он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым.
Силуэт может быть фронтальным и профильным.
Иногда силуэт по форме сравнивают с буквами: А-образный, Х-образный.
Рис. 2.2. Виды силуэтных форм костюма: 1 - полуприлегающий; 2 - прилегающий; 3 - приталенный; 4 - свободны
Кроме строгих определений, силуэтные решения часто получают образные «прозвища», которые сразу дают представление о их характере: например, брюки -- «дудочки», «сигареты», «гаучо» (клеш шириной с целую юбку; их носят пастухи Южной Америки, живущие в горах -- гаучо), «бананы».
В моделировании костюмов наибольшее значение имеют форма и цвет. Вопрос цвета решить довольно легко с помощью красок. Сложнее дело обстоит с формой. Костюмы неудачной формы выглядят просто и грубо. Чтобы избежать этого, необходимо находить эффектные, но уместные детали и вводить их в модель.
В этом задании дадим краткое описание изменения силуэта одежды разных эпох. Не следует, однако, думать, что форма костюма имеет значение только в исторической одежде, она также важна при моделировании костюма лошади в комедии или современного костюма космонавта.
На рисунках изображены женские и мужские костюмы, начиная от раннего средневековья до тридцатых годов нынешнего века.
Костюм любой эпохи -- произведение искусства, ибо человек всегда мыслит себя как некий художественный образ, отвечающий его эстетике. На изменение силуэта костюма влияют социальная структура общества, наличие и появление новых тканей, стремление человека к переменам, что и рождает моду, и т. д. В древние века мода и соответственно костюм менялись очень медленно; позже этот процесс значительно ускорился, а в настоящее время мода меняется почти ежегодно.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Раннее средневековое платье просто, легко ниспадает до земли от линии груди, подчеркивая полные бедра. Первые изображения Адама и Евы показывают женские формы, модные в то время: маленькая грудь, большой живот и тонкие руки. Средневековая одежда должна это подчеркивать. Обувь -- без каблука, на голове -- простая мантилья (покрывало), закрывающая щеки, подбородок и шею, волос совсем не видно. Постепенный переход к позднему средневековому костюму по-прежнему характеризуется подчеркнуто маленькой грудью, платья неотрезные по талии, талия завышена, подхватывается поясом, собирающим крупные складки. Рукава расширились и приобрели форму колокола. Головной убор не изменился, но теперь его носят на «рожках».
Женский силуэт эпохи Тюдоров1 стал более квадратным. Лиф платья жесткий, талия слегка завышена, низ рукавов колоколообразной формы, отвернут и образует тяжелую манжету. Верхнее платье может быть с разрезом спереди, квадратный вырез горловины подчеркивает массивность фигуры.
Тюдоры -- королевская династия в Англии в 1485--1603 гг.
Силуэт женщины эпохи королевы Елизаветы1 гиперболизирован с помощью подбивки: лиф платья жесткий и теперь уже удлиненный, тонкую талию подчеркивает широкая юбка, лицо обрамляет круглый плоеный жесткий воротник.
На смену этой жесткости линий приходит более мягкий, округлый силуэт. Мягким становится воротник, теряет жесткость юбка, на смену длинной плиссированной баске приходят фестоны, опять поднимается линия талии. Эта мягкость линий сохраняется в течение периода Реставрации (1814--1830), только талия вновь опускается на место.
Искусственность в моде XVIII века приводит к дальнейшим гиперболизациям форм. Появляется длинный затянутый корсет юбки с кринолином по бокам, причем, чем более громоздким получается туалет, тем он считается моднее. Многие платья выполнены в пасторальном духе -- высокосветским дамам нравится представлять себя в образе пастушек. К середине XVIII века подчеркнутая пышность переместилась с боков назад, а маленький чепчин из муслина превратился в большой чепец, покрывающий парик с высокой прической. К концу века линия талии находится под грудью, силуэт становится длинным и узким, напоминающим древнегреческий. Приобретает популярность тонкая ткань, импортируемая из Индии.
Чопорность -- отличительная черта долгой викторианской эпохи нашла свое отражение в юбке-колоколе (1840), тонюсенькой талии, туго затянутой в корсет. К восьмидесятым годам XIX века кокетливость в женской одежде сменилась чопорной строгостью и суровостью, при этом юбки стали с турнюрами. В 1900-х годах талии оставались тонкими, но в юбках появились клинья, что облегчало движение, рукава раздулись до формы окорока (жиго), укрупнились шляпы. К 1910 году и шляпы и прически стали огромными, в моду вошли фигуры с хорошо развитыми формами, а очень узкая вокруг колен юбка уравновесила верхнюю часть силуэта.
Война 1914--1918 годов дала женщинам некоторую эмансипацию, что отразилось и на одежде. К 1920 году корсет уже не является обязательной деталью туалета, заниженной оказалась талия, моден силуэт мальчишеской фигуры с прямыми линиями, и впервые стали видны итоги! В тридцатые годы появляется женственная мягкость, но подвижность силуэта сохраняется.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
В начале средних веков мужчины носили простую тунику и капюшон, свободные брюки стягивались вокруг ноги ремешками. С течением времени этот силуэт становится щегольским. Постепенно острые очертания сменяются более квадратными и к началу XVI века принимают форму, известную теперь по портретам короля Генриха VIII и фигурам, изображенным на игральных картах. Ко времени эпохи королевы Елизаветы в одежде мужчин, так же как и в одежде женщин, появляются декоративные прорези и подложенные ватные подушечки. Мужчины носят длинные камзолы с подложенной грудью килеобразной формы, рукава и штаны с буфами. Лицо обрамляет круглый жесткий плоеный воротник.
Во времена короля Чарльза I прорези в одежде все еще в моде, более мягкий силуэт украшают ленты. В середине XVII века костюм становится очень экстравагантным; чрезмерное увлечение кружевами и лентами в сочетании с большим пудреным париком и огромными сапогами создают комический эффект.
Модник начала XVIII века носит одежду (весткоут), распахнутую по центру, с веерообразными складками по бокам и широкими манжетами. Волосы аккуратно зачесываются назад и заплетаются в косичку, на голове -- треуголка, вокруг шеи и запястий -- тонкие кружева. В дальнейшем силуэт суживается, весткоут теряет свои разлетающиеся по бокам складки. К концу века передние полы весткоута, сюртука и фрака отрезаются, и главным украшением становится воротник. Сюртук и фрак 1840-х годов -- строгие.
Постепенно мужская одежда становится спокойной и скромной. Брюки и цилиндр приобретают обычную форму. К концу XIX века в моду входит костюм, к которому мы привыкли сегодня. Возникают новые типы пиджаков -- смокинги, блейзеры и т. д., придающие одежде менее официальный вид.
Рассмотрим историческую эволюцию костюма на примерах:
- 1. Так для готического стиля 12-14 веков сложившегося в Западной Европе, отражающего религиозно-идеалистическую философию той поры - схоластику, основанную на церковных догмах, было характерно асимметричное решение, подчеркнутое цветом, общее стремление к форме вытянутого треугольника придают костюму динамичность.
- 2. В эпоху Возрождения, которая пришла на смену Средневековью, в противовес его мрачному католическому миропониманию, сложилось новое, жизнеутверждающее мировоззрение. Пропорции костюма резко изменились, они стали соответствовать пропорциям человеческого тела. Использовались богатые плотные ткани, такие как бархат и парча.
- 3. Эпоха Возрождения сменилась стилем барокко, которому свойственны театральность, фееричность. Для стиля барокко характерны пышность, вычурность, исчезновение конкретной формы. Пришли многослойные тяжеловесные нефункциональные костюмы. Характерны женские металлические корсеты.
- 4. Слово «рококо» происходит от французского rocalle, что означает «завиток, раковина». Его часто называют «галантным стилем». Костюм все более отрицает свою утилитарную функцию и подчиняется лишь эстетической, приобретает черты театрально-бутафорские. Парики, белила, пудра румяна принадлежность мужского и женского туалетов.
- 5. В период переходов от феодального строя к буржуазному строю складывается стиль классицизма. Формирование этого стиля привело к новому обращению к античному искусству как идеальному образцу.
- 6. Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Силуэт костюма ампир стремился к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.
Вторую половину XIX века в истории костюма называют вторым рококо. Характерной особенностью женского костюма этого периода является разнообразие его ассортимента по назначению: утренние наряды, костюмы для прогулок, обеденные и вечерние туалеты.
7. В начале XX века стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX веке, продолжает оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета S- образной формы.
Для одежды второго десятилетия XX века характерны мягкие линии, умеренные объемы. Появляются новые удобные виды одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмы разнообразных форм, рабочая и производственная одежда.
Главной чертой моды первой половины третьего десятилетия становится свобода формы. Наиболее характерным является силуэт «бочонок».
Рис. 2.3
Основным и единственным силуэтом верхней женской одежды второй половины третьего десятилетия становится прямой, по ширине облегающий бедра, длиной до середины коленей. Идеальный внешний облик женщины 30-х годов - удлиненная стройная фигура с узкими талией и бедрами, плоской грудью. Силуэту одежды соответствуют фигуре. Ассортимент верхней женской одежды достаточно разнообразен; костюмы, юбки, пальто, женские брюки. Одежда 40-х годов укоротилась (до коленей) и расширилась в плечах с помощью плечевых накладок. Талия четко обозначилась на естественном месте с помощью широкого пояса. В ассортименте верхней женской одежды преобладают пальто и жакеты прямого и прилегающего силуэтов.
Одежда конца 40-х - начала 60-х годов очень разнообразна по силуэтному решению. Для верхней женской одежды характерными являются силуэты прямой и овальный, А-образный и другие. Характерным для моды этих лет является покатое плечо, увеличенная длина.
Для 60-х годов характерными силуэтными формами верхней женской одежды являются прямая и полуприлегающая несколько уплощенная спереди и со стороны спинки. Ведущим силуэтом является полуприлегающий, с использованием вертикальных и горизонтальных рельефов.
В 70-е годы (первая половина) широкое распространение в верхней женской одежде имел прямой силуэт. Это объемная, мягкая форма, не похожая на форму 60-х годов, хотя в ней и сохраняется несколько смягченно принцип геометризации. Преобладающие в силуэте широкие плечи для зрительного равновесия потребовали некоторого расширения формы книзу.
К концу 70-х и началу 80-х годов мода, минуя относительно короткий период так называемой бескройной одежды и упрощенного плоскостного кроя (по принципу покроев народной одежды), переходит к утверждению более сложной женственной линии, характеризующейся одновременным сосуществованием множества различных покроев и форм. Мода перестает быть однозначной. Пропорции условно-идеальной фигуры этого периода в целом женственные, с ясно обозначенной линией талии, овальной линией бедер, предполагают, однако, расширенные прямые плечи. Это обстоятельство обусловливает ведущую роль прямого силуэта.
Принцип многообразия форм позволяет решать их с разной степенью объемности полочки, спинки и рукавов, разным характером перехода от объемов верхней части к объему в области талии, бедер и низа. При этом в каждом конкретном случае пропорции прямоугольника, в который вписывается форма, разные: от узкого вытянутого до более широкого и укороченного.
Для 80-х годов характерно разное прочтение форм изделий по вертикали - участок плеча геометризированный; форма в области бедер смягченная овальная. Практически эта разница осуществлялась не столько конструктивно, сколько за счет более плотного стягивания талии поясом и перераспределением сборок (по талии ближе к центру).
Существенную роль в силуэте одежды 80-х годов играют рукава. В изделиях 80-х годов увеличенные в объеме рукава как бы обужают форму стана, отчего усиливается впечатление стройности и вытянутости фигуры.
Таким образом, в отличие от других произведений архитектонических искусств костюм имеет наиболее тесные связи с человеком, приобретая значение только будучи надетым на его тело. Он в большей степени, чем другие предметы, способен влиять на эстетическое воспитание людей, формирование их вкуса, представлений о красоте. Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств.
Мы сделали небольшой перерыв и, надеюсь, вы немного отдохнули. Сегодня у нас теория, позже будет практическое задание. Надеюсь, оно не будет для вас сложным.
СИЛУЭТ
Силуэт может быть модным или устаревшим, может указывать на какую-то историческую эпоху. В общем случае, силуэт - это плоская проекция одежды (и в фас, и в профиль), линия контура одежды.
К основным силуэтам относят прямой, полуприлегающий, приталенный и трапецевидный.
Производные силуэты сочетают в себе черты основных силуэтов и вариации формообразующих (например, по плечевому контуру - овальность и т. д.). К производным относятся силуэты одной формы, но в разных вариациях. Например, прямой вытянутый, У-образный и так далее.
Силуэты можно поделить по степени прилегания к фигуре:
Прилегающий
Полуприлегающий
Прямой
Расширенный
По сходству с геометрическими фигурами:
Трапецевидный
Овальный
Прямоугольный
Характеризуя определённый силуэт, используются буквенные и символьные обозначения по сходству с силуэтом: А - образный, Х - образный, Т - образный, S - образный, V - образный.
Прилегающий силуэт. Достаточно плотное прилегание по обхвату бедер, груди и талии. Повторяет естественные контуры фигуры.
Полуприлегающий силуэт характеризуется более мягким прилеганием по линии груди, чем в приталенном варианте, неплотным прилеганием в области талии и бёдер, спокойным расширением книзу, иногда едва заметным. Линия талии на изделии не всегда соответствует её положению на фигуре - она может быть расположена выше или ниже её естественного положения. В целом полуприлегающий силуэт повторяет очертания фигуры, но не полностью.
Прямой силуэт. Степень прилегания к фигуре человека еще меньше, а конструкция прямого силуэта отвесная и держится преимущественно за счет плечевого пояса.
Расширенный, свободный силуэт может быть представлен различной степенью объёмности - от умеренной - до достаточно объёмных форм. Изделия такого силуэта могут быть свободными по всей длине либо фиксированными поясом по талии.
Трапециевидный силуэт - умеренная линия плеч и расширение к низу.
Выбор силуэта может оказать очень большое влияние на целостный образ. Поэтому желательно знать, какие силуэты подходят именно вам и подчеркивают достоинства вашей фигуры. Современные силуэты бывают "креативными" и непривычными, но основные силуэты остаются неизменными и хорошо знакомыми.
По клику на картинку откроется изображение в большом формате.
ФОРМА
Что влияет на форму костюма:
1. Фактура, цвет, декор, линии, отделка, видимые швы.
2. Степень прилегания к фигуре материала в различных точках.
3. Пропорции, геометрия, симметрия.
4. Пластическая форма фигуры.
С помощью этих характеристик можно влиять на восприятие силуэта, образа и вашей фигуры в целом.
Внешне форма определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Нам повезло, что уже не модно кичиться одеждой из последних коллекций и обязательно иметь в гардеробе вещи модных фасонов.
Только представьте, что любимое платье в следующем году могло оказаться устаревшим:-)
При работе над профессиональной коллекцией одежды, дизайнер продумывает силуэтную линию, перемещает объем в своей коллекции основываясь на концепции и общей композиции.
В рамках одного силуэта из года в год постепенно происходят изменения. Их можно заметить в крое, деталях и они становятся возможными за счет изменения характеристик современных тканей.
И, отвлекаясь от теории, немного силуэтов, которые нас ждут:
Силуэт – плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
Форма костюма – объемно-пространственная характеристика предметов.
Классификация силуэтов по степени прилегания изделия к фигуре: полуприлегающий, прилегающий, приталенный, свободный.
В одежде различают четыре основные группы линий: силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные.
Существуют также другие виды линий: вертикальные и горизонтальные, главные и второстепенные.
Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре:
Полуприлегающий силуэт
– силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
Прилегающий
– силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повто-ряющий его форму.
Приталенный
имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений ха-рактерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
Свободный
– это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.
Силуэт может быть фронтальным и профильным. Иногда силуэт по форме сравнивают с буквами: А-образный, Х-образный.
Виды силуэтных форм костюма: 1 – полуприлегающий; 2 – прилегающий; 3 – приталенный; 4 – свободный:
Человек прежде всего воспринимает общую форму предмета, затем - цвет и составные элементы формы и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. Форма костюма влияет на то, какое впечатление мы производим на окружающих. Наиболее высоким статусом обладает силуэт-прямоугольник с подчеркнутыми углами, а самым низким - круглые формы.
Квадрат.
Человек с "квадратной" фигурой воспринимается коренастым, крепким, тяжелым, твёрдо стоящим на ногах, уверенным в себе. Одежда квадратного силуэта (еще и подчеркнутого клеткой) говорит о деловитости, стабильности, рациональном уме, близости к земле, материальности, отсутствии иллюзии. В области цвета этой форме соответствует красный
.
Прямоугольник.
Как и квадрат, эта форма редко встречается в природе. Прямоугольные коробки домов, мебель, листы бумаги, упаковка - всё это создание человеческих рук и связано с разумностью, логическим мышлением, организованностью. Прямоугольный силуэт костюма чаще всего используется в бизнес-стиле, где требуется подчеркнуть деловые качества, ум, ответственность, серьёзность и сдержанность.
Круг.
Круг ассоциируется с солнечным диском, полной луной. Это правильная форма, замкнутая и стабильная. Но если квадрат олицетворяет статику, то круг - это постоянное движение. Воздействие его спокойно и ненапряженно - так движутся стрелки по циферблату или вращается колесо обозрения. Совершенно круглый силуэт в одежде не используется, только в деталях. Зато его производные - овал, эллипс, волнообразные формы и параболы - вносят в костюм мягкость, подвижность, легкость. С кругом соотносится синий цвет
.
Треугольник.
Треугольник - это движение, динамика. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. Треугольник, излучающий себя во все стороны, - символ мысли; его сравнивают с желтым цветом
.
Треугольник основанием вниз или трапеция - более женственный вариант:узкие плечи, широкие бедра. Расклешённые платья-сарафаны, летящие юбки производят впечатление подвижности, легкомыслия, романтики.
Треугольник основанием вверх подчеркивает ширину плеч, это главным образом мужской силуэт.Он передает ощущение силы, уверенности. Поэтому расширение плечевого пояса жесткими подплечниками, острыми лацканами, двубортной застежкой используется для придания фигуре более внушительного, авторитетного вида.
Овал.
Форма достаточно обтекаемая, мягкая. Люди, имеющие овальный тип фигуры, обычно склонны к полноте, у них небольшие покатые плечи, широкие бедра, маленькая стопа. Они кажется спокойными, миролюбивыми, флегматичными. Овальная форма в костюме располагает к отдыху, расслаблению, неформальному общению. Ассоциируется с фиолетовым цветом
.
Несмотря на то, что фигура типа «овал» считается наиболее проблемной, при таком телосложении вполне можно выглядеть привлекательно. Но для этого нужно будет научиться правильно подбирать одежду и не покупать вещи бездумно.
Особенности телосложения
Каждая фигура имеет свои достоинства и их нужно всячески подчеркивать, и свои недостатки, которые следует тщательно скрывать. Так, у обладательниц фигуры типа «овал», как правило, роскошная грудь, мягкие очертания плеч и бедер, стройные ножки. Это весомые достоинства, которые с легкостью позволят отвлечь внимание от проблемной средней части фигуры.
Основные черты телосложения:
- округлые очертания тела, отсутствие угловатости;
- широкая талия, практически не отличающаяся по объему от бедер;
- обхват плеч и бедер практически одинаков;
- стройные ноги.
Женщины с фигурой типа «овал» склонны к полноте, они легко набирают лишние килограммы. Причем даже три-четыре избыточных кило, откладываются на талии, поэтому у полных женщин с таким телосложением линия талии является самым широким местом фигуры. При наборе веса практически всегда появления заметный живот.
Женщинам с телосложение овал нужно стараться контролировать свой вес, потому что похудеть им бывает непросто. Но даже похудение не сможет существенно изменить пропорции фигуры. Поэтому, чтобы придать фигуре изящество, следует научиться правильно одеваться.
Тип фигуры «овал» требует тщательного подбора гардероба. Неподходящие вещи не только не скроют недостатков, но визуально добавят еще несколько килограммов.
Многие девушки, старясь скрыть отсутствие талии, выбирают одежду, напоминающую балахон. Но этим они добиваются противоположного эффекта, тело выглядит еще более массивным. Но и слишком обтягивающая одежда не подходит, так как она подчеркнет недостатки. Таким образом, лучшим вариантом являются модели полуприлегающего силуэта.
Чтобы визуально добавить стройности, используйте вертикальные линии. Это могут быть:
- вертикальная полоска или вертикально расположенный орнамент на ткани;
- канты или декоративные швы;
- вертикальные вырезы;
- расстегнутые жакеты, создающие своими полочками две вертикальные линии;
- вертикальные ряды пуговиц;
- длинные бусы и цепи.
Теперь разберемся, чего следует избегать:
- ремней или поясов на талии, а также двухцветной одежды, в которой линия разделения цветов приходится на середину фигуры;
- мини-юбки могут позволить себе носить только стройные «овалы»;
- жакетов и курток, нижний край которых доходит до линии талии. Такой выбор нарушит гармоничные пропорции.
Как выбирать одежду?
Какие же фасоны одежды смогут скрыть широкую талию и подчеркнуть выигрышные места фигуры? Попробуем разобраться.
Платья
Главное при выборе платьев – следить за расположением линии талии. Она не должна приходиться на самую широкую часть фигуры. Поэтому выбираем модели с завышенной талией, расположенной прямо под грудью. Этот покрой подойдет и к полной, и худощавой фигуре. Стройные девушки с подобным телосложением могут шить себе платья с заниженной линии талии. При наличии выступающего животика, такого фасона нужно избегать.
Удачными фасонами являются платья в форме трапеции, то есть, расширяющиеся к низу.
Можно смело выбирать платья с необычными, асимметричными вырезами горловины, вертикальными элементами, декором на груди или по линии низа. Вечерние платья могут иметь откровенное декольте, лучше всего V-образной формы.
Стройные девушки с фигурой, напоминающей овал, могут шить себе и приталенные платья, если юбка будет иметь фасон «тюльпан».
Юбки
Без этого предмета гардероба вряд ли может обойтись женщина. Для девушек с фигурой «овал» прекрасно подойдут прямые модели без пояса. Можно выбирать модели со слегка заниженной линией талии.
Отлично смотрятся и юбки в форме трапеции, сшитые из хорошо драпирующихся тканей. Можно выбирать юбки с запахом или модели из четырех или шести клиньев. Для лета стоит подобрать юбку фасона саронг.
Оптимальная длина юбок – до середины колена и немного выше. Стройные девушки могут позволить себе умеренное мини.
Чтобы отвлечь внимание от проблемной части фигуры, стоит предпочесть модели с декором по нижней части юбки.
Брюки
Не нужно отказываться от такой удобной детали гардероба, как брюки. Лучший фасон – классическая прямая модель со стрелками. К ним стоит выбирать обувь на каблуке. Причем, нижняя часть брюк должна прикрывать каблук до середины.
Можно покупать и зауженные брюки, но при выборе такой модели нужно учитывать объем бедер. Чем он шире, тем меньше должна быть степень сужения. Расклешенные от бедра брюки тоже подходят к стройным овальным фигурам, но клеш должен быть умеренным.
Если бедра достаточно узкие, то вполне можно носить и узкие джинсы или леггинсы, только с правильно подобранным к ним «верхом», который скроет проблемную часть фигуры.
При любом фасоне брюк стоит отдавать предпочтение моделям без пояса, желательно с застежкой в боковом шве. Стройным девушкам можно носить и шорты. Полным дамам лучше предпочесть бермуды длиной до колена.
Блузы и топы
Хорошим выбором для фигур типа «овал» могут стать рубашки прямого покроя , блузы из тонких тканей с подрезами под грудью, блузки с запахом. Декоративные детали должны располагаться выше уровня груди. Важно избегать укороченных моделей, блузы должны доходить до середины бедра.
Очень хороши топы с четкой линией плеч , но свободные в груди и талии. Палочкой-выручалочкой для фигур типа «овал» смогут стать туники в форме трапеции простого кроя.
Вырез на блузах должен иметь вертикальную форму, можно использовать декольте в виде букв V или U. Подчеркнуть вырез можно контрастной отделкой.
Рукава не должны быть широкими, хорошо смотрятся укороченные рукава, например, три четверти. Но можно выбирать блузы и с длинными узкими рукавами.
Свитера выбираем свободные, удлиненные с рукавом реглан. Отлично подходят разнообразные свитшоты. А вот от покупки обтягивающих водолазок и моделей с большим воротом стоит отказаться.
Жакеты
Жакеты для фигуры «овал» подходят самые разнообразные. На них отлично смотрятся и однобортные модели в стиле «Шанель», и блейзеры мужского покроя с застежкой на одну пуговицу. Носить жакеты рекомендуется расстегнутыми с блузой на выпуск.
Верхняя одежда
Чтобы выглядеть элегантно в любое время года, нужно правильно выбирать верхнюю одежду. Обладательницы фигуры «овал» должны отказаться от подчеркивания талии, использование поясов и ремней не сформирует красивый силуэт, а лишь подчеркнет отсутствии красивых изгибов фигуры.
При покупке шубы рассматривайте модели из меха с коротким ворсом, крой следует выбирать прямой или расклешенный. Длина – до середины бедра. Это позволит открыть самую красивую часть фигуры – ноги. К шубе подберите изящные сапожки на каблуках.
Избегайте крупных декоративных деталей – массивных пряжек, больших капюшонов и воротников.
Пальто также лучше приобрести классическое. Лаконично и просто смотрится модель прямого силуэта или свободное двубортное пальто. Следует отложить в сторону модели с поясом и пальто, плотно облегающее фигуру.
Тренч классического покроя не слишком хорошо подходит дамам с фигурой «овал». Намного гармоничнее смотрятся модели в стиле 60-х трапециевидного силуэта. Можно приобрести и прямой плащ, но носить его нужно будет без пояса.
Купальники
Выбрать купальный костюм для фигуры «овал», особенно при наличии лишних килограммов, бывает непросто.
Предпочтение лучше отдать слитным костюмам, а если фигура стройная, то можно подобрать модель с вырезами на талии, благодаря которым, визуально создается силуэт, напоминающий песочные часы.
Цвет купальника может быть темным или насыщенным, хорошо, если посередине проходит светлая вертикальная полоса.
Аксессуары
Выбирая обувь , следует отдавать предпочтение моделям на каблуках. Не обязательно покупать туфли на двенадцатисантиметровых шпильках, можно ограничиться каблуком высотой 4-5 см.
Летом можно носить и обувь на плоской подошве – балетки или сандалии. Но такие модели обуви подойдут только для дам со стройными ножками, и носить их стоит с юбками и платьями, но не с брюками.
Не стоит примерять туфли с удлиненными носками или с ремешками вокруг щиколотки, эти модели укорачивают ноги и делают их массивными.
Пояса и ремни нужны, только носить их рекомендуется не на талии, а на линии бедер. Шарфы и палантины украсят фигуры, если шея длинная, а линия плеч изящная. Если шея коротковата, то лучше не подчеркивать эту часть тела.
Украшения выбирайте изящные и тонкие. Длинные бусы и цепочки – это хороший выбор для одежды с воротником-стойкой.
Сумки выбирайте среднего размера, а носить их нужно так, чтобы основная часть не приходилась на уровень пояса. Поэтому стоит выбирать модели с длинными ремешками или ручками, позволяющими носить сумку у линии бедер.
Ткани и расцветки
Для пошива одежды девушкам с фигурой типа «овал» стилисты рекомендуют выбирать пластичные ткани с гладкой поверхностью. Подходящие материалы: трикотажные полотна, шелк, легкие хлопковые ткани, мягкая шерсть.
Предпочтение отдавайте однотонным материалам, узоры могут присутствовать, но они должны быть деликатными. Можно выбирать ткани в тонкую полоску, с абстрактными размытыми узорами, окраску с эффектом омбре.
Не стоит выбирать одежду из текстурных, жестких и плотных тканей, они сделают силуэт массивнее.
Дамам, являющимся обладательницами фигуры «овал», нужно шить одноцветные платья, если планируется комбинировать ткани, то цветные вставки должны быть вертикальными. Граница разделения цвета может проходить и по горизонтальной линии бедер, такое решение при условии того, что верх будет темнее низа, поможет скрыть выступающий живот. Контрастную отделку можно использовать для выделения линии вертикального выреза или нижнего края одежды.
Модные образы
Используя правильно подобранные предметы гардероба, можно создавать разнообразные модные образы.
Для стройных
Стройная фигура типа «овал» позволяет носить узкие брюки и короткие юбки. Например, можно скомбинировать черные узкие брюки с трикотажным свитшотом цвета бордо с белой окантовкой по вороту и нижней части модели. Дополнит образ прямой жакет коричнево-рыжего цвета и бежевыми туфлями на каблуке.
Прямые джинсы можно скомбинировать с туникой, с подрезом по линии груди и свободно ниспадающими полами. К такому наряду можно подобрать удлиненный кардиган с двумя рядами пуговиц и туфли на небольшом каблуке.
Для полных
Прямую юбку фиалкового цвета с заниженной линией талии можно скомбинировать со свободным блузоном с вертикальными полосками. В комплект к костюму подбираем черный прямой жакет с рукавами три четверти, черные туфли с белыми носами и фиолетовую сумку прямоугольной формы с короткими ручками.
Юбку трапециевидной формы с диагональной клеткой бежевого цвета комбинируем с черным жакетом с запахом. Дополняем комплект матовыми чулками, туфлями на каблуке и скромными бусами.
Звезды с фигурой «овал»
Множество знаменитых женщин являются обладательницами фигуры типа «овал». Так, подобное телосложение у Бритни Спирс, Рене Зеллвегер. Эти девушки при выборе туалетов, стараются сделать акцент на груди и ногах. А также используют модели, которые визуально формируют талию, например, с темными вставками по бокам.
Грамотный выбор одежды, как по конструкции, так и по цвету, позволит визуально скорректировать недостатки фигуры типа «овал». Несмотря на то, что с природой бороться трудно, не нужно отчаиваться, её вполне можно «перехитрить», используя советы стилиста.