По верхнему срезу фартука выполняют машинные сборки. Сборки применяют как способ создания формы на выпуклость живота и в качестве отделки изделия.
Для образования сборок по верхнему срезу фартука проложи, отступая от среза 5 мм, две параллельные машинные строчки со слабым натяжением верхней нитки. Расстояние между строчками равно ширине машинной лапки (рис. 41).
Верхний срез фартука стяни за две нижние нитки проложенных машинных строчек до величины мерки С т. Концы ниток завяжи на узелки, чтобы сборки не распустились. Затем образовавшиеся сборки распредели равномерно по всей ширине фартука (рис. 42).
Рис. 41. Машинные строчки Рис. 42. Распределение сборок
для образования сборок по ширине
Таблица 17. Обработка пояса
№ п.п. | Изображение | |
Сметай и стачай две детали пояса по намеченной линии | ||
Удали нитки сметочной строчки, припуски шва разутюжь | ||
Сложи деталь пояса пополам, лицевой стороной внутрь. Сметай концы пояса на расстоянии 9 мм от срезов до контрольных точек. Расстояние между контрольными точками равно мерке С т | ||
Обтачай концы пояса на расстоянии 10 мм от срезов | ||
Удали нитки сметочной строчки. Срежь припуски шва в уголках, не доходя до машинной строчки 3 мм. Сделай дополнительные надрезы в местах, где заканчиваются машинные строчки | ||
Выверни пояс на лицевую сторону, аккуратно выправляя уголки колышком. Выметай пояс прямыми стежками | ||
Приутюжь пояс |
Таблица 18.Обработка верхнего среза фартука притачным поясом
№ п.п. | Последовательность выполнения работы | Изображение |
Наложи пояс на лицевую сторону основной детали фартука, совмещая середину пояса с серединой верхнего среза фартука. Приколи один срез пояса булавками | ||
Приметай один срез пояса со стороны основной детали фартука на расстоянии 8 мм от срезов. Удали булавки и притачай со стороны пояса по намеченной линии. Удали нитки временного назначения | ||
Отогни пояси припуски шва вверх. Второй срез пояса подогни на изнаночную сторону на 8 мм и заметай, закрывая шов притачивания на 2 мм | ||
Проложи машинную строчку с лицевой стороны фартука в шов притачивания пояса. Удали нитки заметочной строчки и приутюжь пояс | ||
Отутюжь изделие |
§25. Особенности конструирования, моделирования и изготовления фартука с нагрудником
Описание модели. Фартук с нагрудником из х/б ткани прямой формы с мягкими складками по линии талии и накладными карманами (рис. 43). Нагрудник выполнен с бретелями и соединяется с основной деталью фартука поясом с завязывающимися концами. Низ и боковые срезы фартука обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.
Снятие мерок. Общие правила снятия мерок смотри в § 23.
Для построения выкройки фартука с нагрудником дополнительно снимают две мерки (рис. 44): длина нагрудника (Д н) и ширина нагрудника (Ш н). Эти мерки зависят от выбранной модели. Но их можно не измерять и при построении чертежа (рис. 45) использовать как постоянные величины: длина нагрудника - 15 см, ширина нагрудника - 14 см.
Рис. 43. Фартук с Рис. 44. Снятие мерок для построения
нагрудником выкройки фартука с нагрудником
Рис. 45. Построение выкройки фартука с нагрудником:
а - основная деталь фартука с нагрудником; б - бретель; в – пояс
Чертеж фартука с нагрудником строят в последовательности, изложенной в таблице 19.
Таблица 19. Построение чертежа фартука с нагрудником
Тема урока: Технология обработки фартука.
Цель урока: Дать учащимся сведения по технологии пошива фартука, способствовать
развитию навыков работы на швейной машине.
Задачи урока:
закрепить знания о видах обработки изделий;
закреплять полученные знания практикой;
стимулировать познавательную деятельность.
Оборудование: образец изделия, инструменты, крой изделия,
инструкционная карта, деформированный текст, карточки с
заданием, проверочные тесты, словари, иллюстрации.
Словарь: обтачной, стачной, долевая, поперечная, спецодежда
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Подготовка к уроку, отметка отсутствующих учащихся.
Урок пройдет в виде деловой игры «Работа в сфере обслуживания
населения».
С некоторыми профессиями мы знакомы из нашего жизненного опыта, но
с другой стороны – со стороны потребителя услуг. Сегодня вы именно
поработаете в некоторых сферах услуг в качестве работников некоторых
профессий.
II.
Повторение.
Что такое обтачка?
Для чего применяют обтачку?
Какие виды обтачек вы знаете?
Чем отличается косая обтачка от долевой и поперечной?
Почему закругленный срез нужно обрабатывать косой обтачкой?
Назовите виды косой обтачки?
Для чего применяют сборки?
Каким способом можно выполнить сборки?
Тест «Правильно – неправильно»
Если вы согласны с данным утверждением, поставьте + , если нет,
то –
1.Обтачка – это собранная в сборку полоска ткани
2.Косая обтачка не тянется
3.Долевая обтачка выкраивается по поперечной нити
4.Обтачка – это полоска ткани для обработки срезов детали
5.Поперечная обтачка выкраивается по поперечной нити
6.Закругленные срезы обрабатывают косой обтачкой
7.Сборки применяют для лучшего облегания фигуры
8.Для выполнения сборок прокладывают три строчки
9.Косые обтачки не бывают двойными
10.Для выполнения сборок прокладывают две строчки
+
+
+
+
+
+
Проверка теста.
III.
Целепалагание.
Посмотрите, что здесь написано. Буквы случайно перемешались, но вы
постарайтесь сложить их правильно, и тогда узнаете тему нашего урока.
РТ ФА УК НА Я ПО СЕ
Назначение фартука. Служит для защиты одежды от загрязнений. Фартук
является специальной одеждой – спецодеждой.
Давайте вместе посмотрим а каких случаях используют фартук:
уборка квартиры, приготовление пищи, как часть школьной формы, для
работы на производстве, работе в саду и других работах.
нарядные фартуки для сервировки стола, обслуживание гостей
как часть национального костюма.
Виды фартуков: с нагрудником, на поясе.
Покажите и посчитайте фартуки с нагрудником
Покажите и посчитайте фартуки на поясе.
Мы будем шить фартук на поясе, обработанный двойной косой обтачкой.
Образец.
Крой фартука на поясе состоит из двух деталей: основная и пояс.
Зарисуйте в тетрадях детали фартука и подпишите срезы кроя.
Назовите срезы кроя основной детали фартука.
Форма основной детали: прямоугольная, закругленная, углом.
Иллюстрация фартуков на поясе. Повторите.
Ткани. Фартуки шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей. Для
приготовления пищи подбирают светлые ткани, для уборки и работы по дому
– темные.
Применяемые швы: стачной, обтачной. Закругленные срезы обрабатывают
косой обтачкой.
IV.
Закрепление.
Посмотрите на иллюстрации, обратите внимание на формы. Цвета,
дополнительные детали фартуков. Ответьте на вопросы:
сколько девочек в школьных фартуках?
сколько фартуков с желтым цветом?
сколько синих фартуков?
сколько фартуков на поясе?
сколько фартуков с нагрудником?
что здесь лишнее?
V.
Изготовление фартука.
VI. Работа с инструкционной картой.
1. Подготовить косую обтачку
2. Обработать боковые и нижний срезы косой обтачкой
3. Обработать пояс
4. Выполнить сборки по верхнему срезу
5. Обработать верхний срез поясом
6. Отутюжить изделие, сложить
VII.
Закрепление.
Самостоятельное чтение
ТЕСТ «Фартук на поясе»
1.Фартуки относятся
а) к верхней одежде
б) к спецодежде
в) к нательному белью
2.Крой фартука это
а) деталь, вырезанная из бумаги
б) деталь, вырезанная из картона
в) деталь, вырезанная из ткани
3.Крой фартука на поясе состоит
а) из 1 детали
б) из 2 деталей
4.Верхний срез фартука обрабатывают
а) швом вподгибку
б) поясом
в) стачным швом
5.К деталям кроя фартука относят
а) оборка
б) пояс
в) обтачка
6.Фартук на поясе относится
а) к плечевым изделиям
б) к поясным изделиям
7.Какой шов не применяют для пошива фартука
а) обтачной
б) двойной
в) стачной
VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1.Подготовка кроя к обработке. Определить середину деталей путем
сложения. Проложить строчки прямых стежков по линиям середины
основной детали и пояса. Сметать и стачать части пояса, разутюжить шов.
2. Подготовка обтачки. Сметать и стачать части обтачки, разутюжить шов.
Складывание обтачки вдвое сметать края, приутюжить по сгибу.
IХ. Итог урока.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Дидактическая цель: формировать понимание необходимости учёта свойств материалов (бумаги и ткани) при работе с выкройками и кроем. Научится применять ручные стежки и машинные строчки при пошиве фартука.
Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».Модуль: «Технология изготовления фартука».
Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающего стенда, отображающего целостный технологический процесс).
Форма урока: урок-практикум.
Предмет, класс: Технология. Обслуживающий труд, 5 класс.
Количество час 2 урока по 45 мин
Цель урока:
- Образовательные
:
- систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
- сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
- Развивающие
:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- формировать навыки творческого мышления.
- Воспитательные
:
- способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
- способствоватьформированию нравственных качеств личности.
Задачи
- добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
- добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
- развивать у учащихсясамостоятельность в получении новой информации;
- развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
- развивать устную речь при выступлениях;
- воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
- воспитывать толерантное отношение к товарищам;
- воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.
Цели каждого этапа данного урока в рамках ФГОС
Этап урока |
Цель |
Форма использования обучающего стенда |
Мотивирование к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки. | Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы. |
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания. | Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы). |
Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. | Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука. |
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала | Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся. | Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности). |
Первичное закрепление | Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. | Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. | Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука. | Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука. |
Методы обучения: презентация обработки боковых срезов фартука,диалог, показ приемов поузловой обработки деталей фартука учителем, сравнительный анализ и поиск правильных решений по обработке боковых срезов, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающего стенда), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов, самоконтроль, самооценка.
Оснащение урока:
1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Мультимедийное оборудование.
Литературы для обучающихся: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с.: ил.
Литературы для учителя:
- Веклич С.Н. Конструирование одежды: Практикум к курсу «Конструирование, моделирование и художественное оформление одежды». /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.–154 с.
- Веклич С.Н. Технология швейных изделий: Учебное пособие./ Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. –218 с: ил.
- Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
- Синица Н.И. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентена-Граф, 2007. – 80 с.
План урока
- Приветствие
- Девиз урока (Презентация 1 , слайд 2)
- ЦТП на доске выставляют учащиеся и объясняют, чему научились
- Задание 1 и 2 (экспресс тест)
- Работа по группам с фартуками (дают рекомендации)
- Запись в тетради темы урока
- Определяют цель урока
- Сообщение нового материала (обработка верхнего бокового среза фартука) (слайды 4-6)
- Запись в тетради (алгоритм деятельности параллельно со слайдами)
- Повторение правил безопасной работы в швейной мастерской (Презентация 2 )
- Физкультминутка для глаз
- Показ трудовых приёмов при обработке фартука
- Практическая работа по выполнению самостоятельной работы
- Продолжение самостоятельной работы
- Сообщение нового материала (обработка нижнего бокового среза фартука) (слайды 8-12)
- Контрольные вопросы (слайд 14)
- Подведение итога урока
- Выставление оценок
- Оценка учащихся собственного самочувствия на эмоциональном уровне
- Уборка рабочих мест
ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС
(неделимый)
Тема урока: Обработка боковых и нижнего среза фартука.
Цель урока:
Образовательные :
систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
формировать навыки творческого мышления.
способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
способствовать формированию нравственных качеств личности.
Развивающие :
Воспитательные :
Задачи
добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
развивать у учащихся самостоятельность в получении новой информации;
развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
развивать устную речь при выступлениях;
воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
воспитывать толерантное отношение к товарищам;
воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.
Цель
Форма использования обучающего стенда
Мотивирование к учебной деятельности
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки.
Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания.
Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).
Постановка учебной задачи
Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия.
Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.
Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся.
Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).
Первичное закрепление
Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий.
Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.
Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы.
Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука.
Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.
Оснащение урока:
1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Ноутбук. Презентация.
Материальное отображение ожидаемого результата.
Технологическая карта урока изучения темы «Обработка боковых срезов фартука»
п/пХод урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый результат УУД
Мотивация к учебной
деятельности
Организует проговаривание
правила поведения на уроке.
Устанавливает тематические рамки.
Проговаривает правила
ТБ на уроке, объяснять для чего нужно выполнять эти правила, называют шаги учебной деятельности.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативные УУД)
Актуализация знаний
Организует выполнение учащимися ручных и машинных работ при изготовлении фартука. (слайд №4; c лайд №5; слайд № 6)
Организует выполнение
учащимися пробного учебного действия
Организует фиксирование
индивидуального затруднения.
Демонстрирует слайды презентации.
Задает вопросы
Какие виды машинных швов необходимо знать при обработке фартука?
Какие требования нужно выполнять при машинных работах?
Комментирует ответы
- Называют швы для обработки фартука, вподгибку с закрытым срезом.
Высказывают предположения по дальнейшей обработке боковых срезов фартука.
Оформляют, свои мысли
в устной форме
( Коммуникативные УУД)
Осуществляют синтез технологических процессов
как составление целого
из частей.
(Познавательные УУД).
Постановка учебной задачи
Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. (слайд № 2)
Смотрят
Отвечают на вопросы
Фиксируют индивидуальное
затруднение.
Уметь определять и ф ормулировать цель на
уроке с помощью учителя;
(Регулятивные УУД)
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала
Вводный инструктаж. ТБ при работе на швейной машине.
Демонстрирует презентацию по ТБ
Рассказывает и объясняет
Задает вопросы
Комментирует ответы
Систематизирует и анализирует ответы учащихся
Смотрят
Отвечают на вопросы
Слушают и запоминают
Алгоритм действий согласно обучающего стенда
Проговаривать
последовательность
действий практической работы на уроке с использованием обучающего стенда.
(Регулятивные УУД)
Первичное закрепление.
Демонстрирует приёмы трудовых действий.
(слайд №8; c лайд №9; слайд №10; c лайд №11; слайд № 12)
Организует выполнение
учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку
по эталону (обучающий стенд).
Запоминают алгоритм предстоящих действий в соответствии с заданной темой урока «Обработка боковых срезов фартука».
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (по заданному алгоритму)
(Регулятивные УУД).
Вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (обучающий стенд) (Регулятивные УУД).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Текущий контроль. Текущий инструктаж.
Наблюдает за работой
Контролирует выполнение работы
- Индивидуальная помощь учащимся.
Отвечают на вопросы
Находят и исправляют допущенные ошибки с использованием обучающего стенда.
Физкультминутка
Вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающего стенда.
Осуществляет контроль знаний учащихся с помощью вопросов теста на слайдах презентации (слайд № 14)
Оценивает работу
Выполняют задание самостоятельно на деталях кроя.
Выполняют самопроверку по эталону (обучающий стенд). Физкультминутка
Оценивать правильность
выполнения действий по заданному алгоритму (обучающий стенд)
( Регулятивные УУД).
Рефлексия деятельности (подведение итогов)
Подводит итоги урока.
Выставляет оценки.
Предлагает оценить собственное самочувствие на эмоциональном уровне
Д емонстрируют свои изделия .
Оценивают своё самочувствие на эмоциональном уровне - Убирают своё рабочее место.
Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности (Личностные УУД)
Домашнее задание
- Инструктаж по выполнению д/з
Слушают и запоминают алгоритм предстоящих действий.
Применять информацию и
полученные умения на уроке
(Познавательные УУД).