Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей детского сада:
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»
В. С у х о м л и н с к и й
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
По мнению ученых, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а % также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.
Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.
Валеологическая концепция физкультурного образования основана на следующих принципах:
- единства валеологической и физкультурной деятельности;
- непрерывности и преемственности;
- единства индивидуализации и дифференциации;
- целеполагающего подхода к инновационной валеологической деятельности.
Валеология
– наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".
Валеология как наука возникла не так давно, "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.
Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
По словам Б. Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:
воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
формирование личности ребенка;
воспитание привычек личной гигиены;
закаливание ребенка и его двигательная активность;
профилактика и устранения вредных привычек;
осуществление валеологического мониторинга.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.
Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Список литературы
1.Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995.
2.Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999.
3.Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
4.Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Тема года: "Из чего я состою"
Цель года:
- Дать элементарные представления детям о своём организме;
- Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: развитие навыков личной гигиены; формирование элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности;
- Создать условия для обеспечения физического и психического благополучия.
ЗАНЯТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | |
Сентябрь: | Тема: "Какой я?" Тема: "Части тела" |
На кого я похож? Чем отличаюсь от
других? Что люблю? Чем хочу заниматься? Из чего я состою? Почему я двигаюсь? Какие бывают люди? |
Октябрь: | Тема: "Сердце" Тема: "Нервная система " |
Как работает сердце? Что такое
кровь? Как почувствовать свое сердце? Тренировка сердца. Что такое нервная система? Деятельность мозга. Тренировка памяти, внимания, восприятия. |
Ноябрь: | Тема: "Глаза" Тема: "Слух" |
Какие у меня глаза? Для чего они
служат? На что я люблю смотреть? Гимнастика для
глаз. Какие у меня уши? Зачем они нужны? Что я люблю слушать? Тренировка слуха. Игра "Четыре стихии". |
Декабрь: | Тема: "Обоняние" Тема: "Кожа" |
Какой у меня нос? Зачем он нужен?
Приятные и неприятные запахи. Какая у меня кожа? Для чего она служит? Почему бывает холодно или жарко? Закаливание. Как развивать чувствительность кожи. Игра "Ящик ощущений". |
Январь: | Тема: "Дыхание" Тема: "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет" |
Какое бывает дыхание? Как я дышу,
когда играю, ем, сплю? Дыхательные упражнения. Почему вреден табачный дым? |
Февраль: | Тема: "Зубы" Тема: "Питание" |
Для чего служат зубы? Что я люблю
жевать? Как нужно пережевывать пищу? Чистка
зубов. Игра "Как беречь зубы". Что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости. Игра "Полезная и вредная еда". |
Март: | Тема: "Настроение" Тема: "Витамины наша сила" |
Когда я расстраиваюсь и плачу?
Когда радуюсь и веселюсь? Как научиться терпеть?
Упражнения для мышц лица. Что необходимо для здоровья нашему организму? Какие бывают витамины? Полезная пища. |
Апрель: | Тема: "Мышцы" Тема: "Опора и двигатели нашего организма" |
Как я передвигаюсь? Мышцы, кости
и суставы. Как стать сильным и ловким? Физические
упражнения. Скелет и мышечные системы организма. Тренировка своей мускулатуры. Правила первой помощи при повреждении. |
Май: | Тема: "Мозг" Тема: "Сон" |
О чем я люблю думать? Как
научиться хорошо говорить? Упражнения для языка.
Тренировка памяти и ума. Как я сплю? Зачем мне сон? Какое у меня поведение, когда не высплюсь? Что надо и чего не надо делать перед сном? |
Познавательные беседы с детьми 5-6 лет
Части тела
Цель. Познакомить детей с различными функциями частей тела.
Человеческое тело состоит из различных частей. Все эти части тела выполняют различные функции.
На голове, самой верхней части тела, растут волосы. Они защищают нашу голову, сохраняют в тепле зимой и предохраняют от жара летнего солнца. Голова присоединена при помощи шеи к туловищу, средней части тела. Еще у нас есть две руки и две ноги, они тоже соединены с туловищем. Руки и ноги по-другому называются конечностями. Нога заканчивается ступнёй. Наши ступни устроены так, что мы с лёгкостью можем стоять и ходить, опираясь на них. Руки сгибаются и растягиваются. Мы берём ими предметы и удерживаем их кистями рук.
Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных функций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Тело приспосабливается к существованию в различных обстоятельствах. Но иногда оно бывает не в состоянии адаптироваться.
Человеческое тело имеет разную форму. Люди бывают худые и толстые, высокие и низкие. Если человек большой и толстый или очень высокого роста, это не всегда хорошо, потому что главное в человеке не рост и вес, а здоровье его организма.
Цель. Познакомить детей с понятием - кожа, формировать представления о её значении.
Кожа - это оболочка, которая покрывает все тело, она может быть толще или тоньше в разных его частях. Кожа защищает органы внутри нас, её структура упругая, но иногда мы повреждаем ее. На повреждённой коже остаются следы. Эти следы называются по-разному, в зависимости от того, как они были получены. Это может быть мозоль, волдырь, кровоподтёк, синяк, ссадина. Все они выглядят по-разному.
Если мы посмотрим на кожу в увеличительное стекло, то увидим, что она не гладкая. На ней есть бугорки и маленькие дырочки - поры. Через них кожа иногда выделяет пот. Из дырочек растут волосы.
Каждый человек обладает своим особенным и неповторимым рисунком отпечатков пальцев. С помощью кожи, в особенности на ладонях рук мы распознаём всё, до чего дотрагиваемся.
Кожа не всегда сохраняет один цвет. Коричневое пигментное вещество - меланин - оберегает кожу от солнечных лучей. В черной коже содержится больше меланина, чем в белой. Веснушки и родинки - это скопление меланина в коже. Веснушки появляются и исчезают, а родинки сохраняются постоянно.
Иногда наша кожа меняет цвет. Мы обычно бледнеем, если пугаемся, и краснеем, если смущаемся. Солнечные лучи могут обжечь кожу. Тогда она становится красной и шелушится.
Цель. Познакомить детей со строением уха.
Мы все время слышим различные звуки. Они сообщают нам об окружающем нас мире. Звуки - это вибрации в воздухе. Мы их не видим, но можем слышать благодаря своим ушам.
Мы видим только наружную часть уха. Остальная его часть находится внутри головы, а то, что мы видим снаружи, называется ушной раковиной. Её назначение собирать окружающие звуки и направлять их в слуховой проход к барабанной перепонке. Звуки заставляют её вибрировать. Это вызывает вибрацию трёх крошечных косточек. Нервы передают сигнал мозгу. Так мы слышим.
Некоторые люди не очень хорошо слышат. Люди, которые плохо слышат, называются глухими. Помогает им слышать - слуховой аппарат. Это маленький механизм, который укрепляется в ухе и способен усиливать звуки.
Цель. Дать элементарные сведения о работе лёгких.
Для жизни нам необходим воздух, содержащий кислород. Из воздуха, который мы вдыхаем, легкие получают кислород. Они же выдыхают использованный воздух. Кровь поглощает из легких кислород и разносит его по всему телу.
Легкие работают очень напряженно. При дыхании мы делаем вдох и выдох. Вдох - это то, что мы делаем, когда вдыхаем. Наполняясь воздухом, лёгкие расширяются. Выдох - это то, что мы делаем, когда выдыхаем. Легкие снова становятся меньше, выпуская воздух. Ежедневно мы делаем двадцать три тысячи вдохов! Очень полезно для нас упражнения на свежем воздухе.
Под водой нет воздуха, поэтому там нельзя оставаться без трубки или баллонов с воздухом. Ведь большинство из нас вдыхает, по крайней мере, 20 раз в минуту.
Цель. Сформировать у детей представление о строение и назначение зубов, систематическом уходе за ними.
У каждого человека 32 зуба. Зуб окружает десна. Снаружи зуб покрыт твёрдым слоем эмали. У него есть свой корень, он закрепляет зуб. Зубы нужны нам для того, чтобы откусывать пищу и пережевывать. Наши зубы обладают различной формой и предназначены для различных целей. Острые резцы находятся спереди и служат для откусывания пищи. Заострённые клыки по сторонам отрывают её. Большие коренные зубы сзади измельчают её.
Зубы крепко сидят во рту, но мы можем их лишиться. Когда детям исполняется около шести лет, молочные зубы начинают шататься и выпадать. Вместо них вырастают зубы большего размера. Зубы и дёсны нужно содержать в чистоте. Если мы не будем чистить зубы, они испортятся. Зубы нужно чистить около трёх минут и показываться доктору не менее двух раз в год. Помните: красивые зубы - красивая улыбка!
Тематическое планирование по валеологии для работы с детьми 6-7 лет
Тема года: " Мой организм"
Цель года:
1. Продолжить формировать представления о своем организме, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии;
2. Учить применять на практике полученные знания; способствовать совершенствованию умений и навыков;
3. Воспитывать привычку думать и заботиться о своём здоровье.
ЗАНЯТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | |
Сентябрь: | Тема: "Организм. Что это?" | Понятие "Мой организм" Беседа "Что у меня внутри" Игра "Составь из частей" Рисование "Человек" |
Октябрь: | Тема: "Значение сердца для всего организма" | 1. Рассматривание таблиц и муляжей.
2. Беседа "Как обращается кровь" 3. Игра "Почувствуй своё сердце" |
Ноябрь: | Тема: "Скелет - основа организма" | 1.Рассматривание модели скелета. 2. Беседа "Кости, мышцы и суставы" 3. Конструирование и лепка тела человека (проволока и глина) |
Декабрь: | Тема: "Как мы видим" | Беседа "Роль зрения в жизни человека" Опыт "Определение реакции зрачков на различное освещение" Схематическое изображение глаза Опыт "Слепое пятно" |
Январь: | Тема: "Зачем человеку слух?" | 1.Беседа "Зачем человеку слух?" 2. Строение уха - рассматривание схемы 3.Рассказ воспитателя "Развитие слуха у животных и человека" |
Февраль: | Тема: "Вкус и запах" | Беседа "Зачем человеку язык?" Игра "Узнай на вкус" Игра "Узнай по запаху" Рисование "Нарисуй запах" |
Март: | Тема: "Наши органы чувств" | Беседа "Наши органы чувств" Игра "Какой орган чувств нам помогает об этом узнать? Коллективное рисование " Как мы чувствуем" |
Апрель: | Тема: "Полезный рацион питания. Витамины" | Беседа "Для чего человеку нужна пища?" Рассматривание схемы "В каких продуктах больше всего витаминов" Игра "Пищевое лото" |
Май: | Тема: "Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны" | 1.Рассказ воспитателя "Микробы в нашем
организме" 2.Игра "Хорошо-плохо" 3.Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и грязных предметов |
Познавательные беседы с детьми 6-7лет
Что у меня внутри?
Цель. Познакомить со строением человеческого тела. Формировать познавательный интерес к своему телу, организму.
Наше тело - это сложный механизм, состоящий из костей, мышц, нервов, крови, органов и большого количества воды.
Органы - это нежные части тела, которые находятся внутри тебя. Органами называются мозг, легкие, печень, сердце, поджелудочная железа, почки, желудок и кишечник. Все вместе они заставляют тело работать должным образом.
Каждый орган выполняет свою особенную функцию. Все органы разной формы, но они очень тесно связаны между собой. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он управляет всеми движениями тела и контролирует их. Другие органы расположены в туловище, важнейшей части тела. Мы дышим лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Они снабжают организм воздухом. Печень и поджелудочная железа помогают нам переваривать пищу. Желудок расположен в средней части туловища. В него поступает пища, там она превращается в подобие каши и через печень проходит в кишечник. Из кишечника жидкая пища попадает в кровь. При этом полезные вещества остаются в организме, а то, что ему не нужно, выходит наружу. Сердце - самый главный орган. С каждым ударом сердце отправляет кровь в "путешествие" по всему организму, чтобы снабдить его кислородом.
Для чего человеку нужна пища?
Цель. Сформировать у детей представление о том, что пища необходима для жизни человека.
Пища должна давать нашему организму всё необходимое для сохранения работоспособности. Правильный приём пищи называется рационом. Существует четыре основные пищевые группы, это протеины, углеводы, жиры и клетчатка.
Продукты, богатые протеинами, такие как мясо, яйца и фасоль, помогают организму оставаться сильным. Углеводы - хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энергией. Жиры - масло, молоко, сыр и растительные жиры - сохраняют энергию организма, чтобы использовать её позже. Нашему организму необходима пища из всех четырёх групп и вода для питья. В пище должны присутствовать витамины, которые больше всего содержатся в овощах и фруктах.
Питание дает нашему организму жизненную энергию. Люди едят разнообразную пищу, но она перерабатывается в организме одним и тем же способом. После того как ты пережевал пищу, она попадает через пищевод в желудок и затем - в кишечник. В результате содержащиеся в пище полезные вещества попадают в кровь. Это называется пищеварением.
В различных уголках мира люди едят разнообразную пищу. Любая еда предоставляет организму необходимую для жизни энергию.
Зачем человеку язык?
Цель. Сформировать у детей представление о назначении языка.
У нас во рту живёт очень строгий охранник. Это - язык. Он охраняет вход в пищеварительный тоннель. Язык помогает жевать, смачивать еду слюной, согревать или охлаждать её, глотать. С его помощью мы различаем вкусы. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками, которые помогают нам определять вкус различных продуктов. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка и рта. Кончик языка определяет преимущественно сладкое. Боковые стороны языка чувствуют солёное и кислое. Задняя зона языка различает в основном горькое.
Язык также различает горячее, холодное и боль. Он помогает петь, говорить, смеяться.
Кости, мышцы и суставы
Цель. Дать детям представление о том, что всё в организме взаимосвязано.
В нашем теле находится около 200 костей. Все они соединены вместе, образуя скелет. Без них человек был бы простой горкой мяса. Кости поддерживают тело и придают ему форму. Они оберегают от повреждений нежные органы, которые находятся внутри тела.
Места соединения костей называются суставами. Большинство костей в суставе подвижны. Некоторые кости двигаются вперёд и назад, как на шарнире. Другие суставы называются шаровидными. Благодаря им кости могут двигаться во всех направлениях. Внутри сустава есть жидкость, которая их смазывает и облегчает движение. Кости очень крепкие, но иногда они ломаются.
Мы можем двигаться потому, что кости прикреплены к мышцам. У каждого сустава есть две мышцы, которые работают по очереди. Если мышцы перегружены, то в них образуются отравляющие вещества, из - за чего мы ощущаем усталость.
Сердце - это тоже мышца только другого типа. Она работает не останавливаясь, в течение всей человеческой жизни.
Как обращается кровь
Цель. Дать знания детям о роли сердца в процессе кровообращения.
Наше сердце - это насос. Оно закачивает кровь через одну трубку и всасывает её через другую. Кровь течёт по всему телу по эластичным трубкам - сосудам. Сосуды называемые артериями, уносят кровь от сердца. Когда кровь забирает кислород из лёгких она красного цвета. Использованная кровь возвращается к сердцу по другим сосудам, которые называются венами. Она уже тёмно-красная на вид, так как отдала кислород.
Кровь несёт организму кислород из воздуха, который мы вдыхаем, и полезные компоненты из пищи, которую мы едим. Еще кровь борется с микробами.
Сердце должно быть очень сильным, чтобы посылать кровь в каждую клетку организма. Кровь бежит по всему нашему телу с головы до ног без остановки, не забывая и про внутренние органы: печень, желудок, лёгкие. Полный оборот крови в нашем организме происходит за 23 секунды.
В вашем теле около трёх литров крови, а у взрослого человека - пять литров.
Алексашина Ирина Вадимовна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №162 города Тюмени
Консультация для воспитателей
«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).
Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.
Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
- Соблюдение личной гигиены.
- Рациональное питание.
- Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
- Соблюдение режима дня.
- Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
- Профилактика простудных заболеваний
- Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
- Создание условий для двигательной активности.
- Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
- Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:
Соблюдение режима дня;
Рациональное питание и режим питания;
Пребывание на воздухе;
Закаливание;
Двигательная активность;
Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.
Психологическая безопасность детей в ДОУ
Задачи валеологического воспитания:
- Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
- Накопление знаний о здоровье.
- Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Все эти задачи мы решаем при помощи методов:
Методы:
- -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
- -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
- - практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;
упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)
Формы организации детей:
- экскурсии;
- наблюдения;
- дидактические игры;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- простейшие опыты;
- самостоятельное наблюдение;
- индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
- закаливание,
- физическая культура,
- релаксация,
- физкультминутки,
- рациональное и полноценное питание,
- личная гигиена,
- использование народных средств,
- активный труд,
- рациональный отдых,
- прогулки на свежем воздухе.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
Задачи валеологического уголка:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
Формировать осознанное отношение к своему здоровью;
Знакомить детей со строением человеческого организма;
Формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
Формировать гармоничную личность.
Три составляющие валеологического уголка:
Питание
Гигиенические навыки
Физическая культура (спорт)
Итак, первая составляющая – питание:
Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:
Хорошее питание - основа здоровья.
Пища - основа жизни.
Разумно есть – долго жить.
Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания
Цель : Привитие культуры питания.
-«Полезно – вредно»
-«Вместе - отдельно»
-«Чудесный мешочек»
-«Что можно приготовить из этих продуктов?»
- «Что, где растет?»
- «Соберем урожай»
-«Волшебная кастрюля»
-«Витаминная азбука»
- «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.
Игры для детей от 3 до 7 лет
Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.
Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)
Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.
Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.
Схема, как правильно чистить зубы.
Таблица, как правильно мыть руки.
Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.
Третья составляющая уголка - физическая культура
Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.
Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).
Физкультминутки.
Картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.
Папка « Строение тела»
Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).
Массаж (мячики - ежики).
В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.
Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».
Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».
Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».
-«Валеология»
Игры-пазлы
Тематические словари:
Гигиена и здоровье,
Я и моя безопасность,
Я и мое тело.
Дидактические карточки:
Азбука здоровья,
Как устроен человек.
Картотеки валеологических игр.
Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
Организуются экскурсии в медицинский кабинет.
Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Задачи:
- Установление доверительно-делового контакта с родителями;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Пропаганда ЗОЖ;
- Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- Общие родительские собрания;
- Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
- Телефон доверия;
- Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
- Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
- Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
- Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
- Снижение заболеваемости.
- Рост уровня физического и психического здоровья.
- Повышение двигательной активности детей.
- Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
- Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
- Общая подготовленность к обучению в школе.
- Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.
Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».
Литература:
- Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
- Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
- Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
- Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Ирина Кирсанова
Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?
С 2010 года я решила взять тему по самообразованию – валеологию . "Валеология " отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?. Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.
Свою работу по теме "Что могут знать дошкольники о человеке", я начала со старшей группы. Именно старшие дети хотят узнавать о себе больше и подробнее.
Этапы работы :
1. Сбор материала, литературы, искала информацию в различных энциклопедиях, поводила беседы и анкетирование с родителями и детьми.
2. Непосредственная работа с детьми .
Целью различных занятий я ставила "Ознакомление детей с человеком". Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала :
Наблюдение
Обследование
Самообследование
Эксперимент
Собственную продуктивную деятельность детей
Проблемные методы
В старшей группе занятия носили ознакомительный характер, а в подготовительной, уже более углубленное изучение материала.
Работая по программе Васильевой, где все занятия взаимосвязаны между собой, некоторые темы занятий по валеологии , я добавляла в программу, т. е. расширяла тему основных занятий.
Например :
На традиционном занятии по физкультуре, я вносила игру : "Что лучше : руки или ноги?" (Цель : выяснить сходство и различие в строении и значение рук и ног).
На занятиях по развитию речи, я давала первичные знания о языке, объясняла детям, как образуется речь у человека.
На занятиях по рисованию, дети рисовали свое сердце так, как они его представляют, свои сны.
При чтении художественной литературы, закрепляла культурно-гигиенические навыки, воспитывала чувство сострадания, желание помочь, доставить радость.
Темы занятий, которые не входили в программу Васильевой, я проводила во вторую половину дня.
Темы занятий старалась выбирать с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.
1. "Внешнее строение тела и возможности организма"
2. "Кожа - помощница"
3. "Скелет и мышцы"
4. "Сердце в жизни человека"
5. "Путешествие воздушных человечков"
6. "Об удивительных превращениях пищи внутри нас"
7. "Что такое микробы ?"
8. "Органы чувств"
9. "Почему у нас два глаза?
При знакомстве с такими понятиями, как "микроорганизмы, дети знакомятся с микроскопом, рассматривают клетки кожи, клетки крови.
Занятия проводятся в разных формах :
Наблюдения и самонаблюдения, используются дидактические игры :"Опасно - не опасно", "Умею - не умею", "Что такое хорошо и что такое плохо ", "Зачем человеку органы чувств?"
-Сюжетно-ролевые игры : "Больница", где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи, как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе, солнечном ударе.
Подвижные игры и экскурсии : "Путешествие на кухню", где дети знакомятся не только с процессом приготовления пищи, но и узнают о полезных продуктах и витаминах. В подготовительной группе я проводила занятие : "Полезные продукты", где дети готовили сами витаминный салат, это их так заинтересовало, что дома они готовили салат не только из яблок, но и других фруктов. Тогда, видя интерес детей, я предложила родителям
провести совместное мероприятие "Лучшее блюдо нашей семьи", где родители приняли активное участие, принесли блюда, в которых есть полезные продукты, дети сами рассказывали, как они с мамой делали то или иное блюдо.
На всех занятиях детям предоставляется возможность самообследовать свое тело, участвовать в экспериментальной деятельности.
Проведем эксперимент :
Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?
Можете? Почему?
Теперь снова закройте глаза. (Звенит колокольчик) А теперь, какой
предмет находится у меня в руках?
Почему вы догадались, что это колокольчик, ведь вы его не видели.
Вывод : Какой орган чувств помог нам?
Игровая деятельность на занятии вызывает высокий познавательный интерес. Для детей, проявивших повышенный интерес, я предлагаю дополнительные рассказы, беседы, рассматривание энциклопедических иллюстраций, дополнительные сведения.
Чтобы понять важность каждого органа человека и как сохранить этот орган здоровым, мы вместе с детьми составляем разные правила :
"Правила хорошего слуха"
"Правила здорового носа"
"Правила здорового сердца"
Дети с дошкольного возраста должны знать, что здоровый образ жизни - это необходимое условие существования, поэтому материал каждого занятия внушает детям, что жизнь и здоровье - огромная ценность и к ней нужно относиться с умом, уважением и трепетом .
Выпустив в школу детей, я решила продолжить работу по укреплению здоровья детей через валеологию . И начала заниматься с детьми уже со средней группы. Сначала я знакомила детей с внешним строением тела человека, возможностями организма. Используя разные методы и приемы, у детей повысился познавательный интерес. Познакомясь с программой М. Л. Лазарева, стала использовать в своей работе сказочных человечков – Здоровячков. Работая с этого года по программе «От рождения до школы»