Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка»
Выступление на семинаре
«Национально-региональный компонент в ДОУ»
Подготовила:
Воспитатель Метуданова А.О.
Набережные Челны, 2013
Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.
При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщённый опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идёт о прогрессивном социальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания.
Второй аспект решения рассматриваемой проблемы связан с реализацией содержания национально-регионального образовательного компонента. Здесь возможны два пути:
1. Накопление Федерального образовательного компонента содержанием, раскрывающим отдельные национальные социокультурные ценности.
2. Включение в программу образовательных учреждений дисциплин, содержание которых непосредственно отражает социальный национальный опыт.
Т. национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями:
Обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
Способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;
Позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
Создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
Способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;
Формирует региональную общность людей.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:
1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.
2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.
4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.
5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.
6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.
7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.
Условия для успешного решения поставленных задач:
1. Компетентность педагога по данной проблеме.
2. Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.
Какие пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента. Это:
- интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;
- кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т.д.)
Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной формой работы является использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, опытно-экспериментальной деятельности, метод проекта, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.
Работа по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Одним из перспективных методов в работе с семьёй является метод исследовательской проектной деятельности.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:
- интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;
- интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
- интерес и уважение к культуре и традициям татарского народа;
- интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
- восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь;
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном бразовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Коллектив детского сада определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)
На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей Амурской природы, сборники музыкальных произведений .
3 слайд 11
В феврале прошел конкурс «Краеведческих уголков».
В каждой группе были оформлены краеведческие уголки. В них собран материал для работы с детьми. Воспитатели групп подошли к созданию уголков творчески. В уголках есть макеты с достопримечательностями города, игрушки редких диких животных Дальнего востока, альбомы, карта Амурской области, кукла казачка и казак, геральдика, коллекции семян злаковых культур, выращиваемых у нас в области, книги про Благовещенск альбомы про быт предков, фотоальбомы, географические карты, рисунки и поделки детей и т.д.
Работа с семьей (2 этап)
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Березы.)
12 слайд
2 июля походил праздник « Люблю березку Русскую» для всех возрастных групп.
Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Для праздника родители шили детям костюмы, учили стихи, создавали поделки и рисовали рисунки, для конкурса «Семейные фотографии с березкой» организовали фотосессии. На празднике дети играли в русские народные игры, пели песни, водили хороводы, гуляя в берёзовые рощи расколдовывали русские березки, заколдованные бабой ягой отвечая на вопросы о русских березах. Провели конкурсы: для мальчиков «Кавалер для березок», для девочек «Костюм для березки». Познакомили детей с русским народным обрядом и провели его повязывали цветные ленточки загадывая желания на счастье, удачу. Праздник прошел удачно, дети были активны, получили удовольствие, заряд энергии и бодрости. На празднике присутствовало очень много родителей, которые были активными помощниками. Все участники получили призы, дипломы и сертификаты. На память остались фотографии.
Как большая кошка он
Грациозен и умен
Но не любит разных игр
Полосатый грозный … тигр
13 слайд
29 июля Международный день тигра. К этому дню при участии управления образования города Благовещенска был организован праздник для всех детей детского сада «День тигра». Полосатый символ Приморья так еще называют тигра. Дети получили знания о жизни тигра. Родители с детьми рисовали рисунки, делали поделки, шили костюмы. Педагоги детского сада организовали флэш-моб, дефиле, выставку рисунков и поделок. Творческая группа оформили презентацию по итогам праздника.
14 слайд - 16
С 25 января по 1 февраля 2016 года в детском саду проходил КОНКУРС «ОТЧИЙ ДОМ – ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ»
Для конкурса было разработано положение в нем были прописаны все условия (сроки, место проведения, форма проведения, состав жюри). Конкурс походил 1 неделю, в нем принимали участие родители, дети и педагоги. Родители совместно с детьми делали поделки, рисунки в которых были отражены характерные особенности земли Амурской (лотосы, космодром восточный. Райчихинский разрез, достопримечательности города и т.д). Была организована выставка работ. Подведение итогов и награждение прошло 2 февраля. Все участники получили грамоты, победители дипломы.
17 слайд 18
Награждение.
Накопив материал, мы постепенно подошли к
непрерывной образовательной деятельности (3 этап)
с 4 по 8 апреля прошла неделя педагогического мастерства по внедрению регионального компонента в непрерывную образовательную деятельность.
Во всех группах прошли занятия:
«Моя семья» - младшая группа
«Дикие животные Амурской области» - средняя группа
«Волшебный лотос» - средняя группа
«Лекарственные растения Амурской области» - старшая группа
«Родина моя» - Подготовительная группа
О некоторых расскажу чуть подробней.
Крепкий камень, не гранит Зимой в печках он горит … Согревая каждый угол, Это чёрный камень.. (уголь)
19 слайд
«Добыча угля в Амурской области»
(средняя группа)
Цель 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью сохранных анализаторов, называть их свойства и особенности. 3. Развивать сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы. 5. Дать представления как добывают каменный уголь в Амурской области, как он используется человеком. 6. Познакомить с месторождениями каменного угля в Амурской области
7. Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа: Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы - сказка про «Уголёк»
Дети отправились в «детскую научную лабораторию», где проводили опыты с углем. Дети узнали, что уголь прочный но не настолько как мрамор, что при ударе он рассыпается т.е он рассыпчатый, хрупкий. Рассмотрели уголь при помощи лупы и сделали вывод, что он пористый как дерево. Опустив в воду он опускается на дно и появляются пузырьки это выходит. Дети сделали вывод, что уголь тяжелый и в нем много пор т.к выходил воздух. Дети увидели, что вода становится мутной и при помощи палочки проверили, что он не растворяется. Для знакомства детей с месторождением каменного угля педагоги использовали презентацию.
З агорелся огонёк,
Но не греет и не жжёт,
На воде он плавает
Красотой нас радует!
Ответ: Лотос
20 слайд 21
« Лотосы из бумаги своими руками»
(старшая группа)
Задачи:
- Познакомить детей с одним из семи чудес Приамурья – лотосом.
- Учить детей создавать выразительные аппликативные образы цветов.
- Совершенствовать технику объемной аппликации.
- Совершенствовать умение работать ножницами.
- Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к изготовлению поделки своими руками.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности.
Для ознакомления детей с лотосом педагог использовала презентацию. Дети узнали, что лотос – одно из самых древнейших цветов на земле, что он один из семи чудес Приамурья. Дети были селекционерами и выводили разные сорта лотоса для это использовали разные цвета бумаги. Учились конструировать из бумаги цветок.
Пахучий кустарник на кочке растет,
Не ярко, но пышно летом цветет.
Название он рододендрону дал,
А сам незнакомцем для жителей стал.
(Багульник)
22 слайд
«Багульник»
(старшая группа)
Задачи:
познакомить детей с красной книгой, с охраняемыми растениями Амурской области, включенных в региональную Красную книгу.
Развитие познавательного интереса к природе Амурской области, мыслительной способности, логического и творческого мышления.
воспитание бережного отношения к природе, расширение кругозора.
На данном занятии детей познакомили с красной книгой Амурской области. Педагог познакомил детей с кустарником, внесенным в красную книгу. Предложили детям создать в группе свою красную книгу с первой страничкой рисунком кустарника Багульник. Воспитатель использовала нетрадиционную технику рисования раздувание кали краски при помощи трубочки, а цветы на кустарнике рисовали ватными палочками - тычком, зеленые листики пальчиком.
23 слайд
«Жизнь и быт наших предков»
(подготовительная группа)
- Формировать первоначальное представление о своей стране.
- Познакомить детей с историей родного края, с жизнью наших Предков.
- Развивать историческую память детей, познавательные способности.
- Развивать связную речь, принимать активное участие в беседе, проявляя интерес к историческим фактам.
- Активизация словаря: племена, крестьяне, переселенцы, земледелие, амурчане, орудия труда, предметы быта.
- Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу, родному краю.
Дети совершили путешествие в далекое прошлое нашего Родного края. На машине времени они попали в музей. Познакомились с жизнью и бытом наших предков. Воспитатели для ознакомления детей с жизнью предков использовали презентацию. Была продуктивная деятельность. Дели из глины лепили утварь «Глиняные горшки». Дети получили большой объем знаний по данной теме.
Педагогический совет
24 слайд
Задачи:
- Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов.
- Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению.
Вопросы для игры были связаны с Амурской областью. Вопросы были в разных формах: видео вопрос, блиц опрос и естественно была музыкальная пауза. По результатам игры выбирали «Знатока Амурской области». Все участники игры получили сертификаты.
ВЫВОД: Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс Слайд 2
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский. « Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» «Конвенция о правах ребенка», статья 29
Краеведческие уголки групп Старшая группа
Младшая группа
Подготовительная группа
Старшая группа
Младшая группа
Старшая группа
Средняя группа
Средняя группа
Конкурс «Люблю березку Русскую»
День Тигра
Конкурс «Отчий дом – земля Амурская»
Награждение участников конкурса «Отчий дом – земля Амурская»
Непрерывная образовательная деятельность тема «Добыча угля в Амурской области» средняя группа
Непрерывная образовательная деятельность т ема «Лотосы из бумаги своими руками » с таршая группа
Непрерывная образовательная деятельность т ема «Багульник» с таршая группа
Непрерывная образовательная деятельность т ема «Жизнь и быт наших предков» п одготовительная группа
Задачи: Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению. Педагогический совет тема: «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ» в форме игры «Что? Где? Когда?»
«Реализация регионального компонента в деятельности ДОУ»
Агишева Н.А.-
воспитатель МБДОУ
«Зубово-Полянский детский
сад №3 «Ручеёк» комбинированного вида»
Воспитание, созданное самим народом,
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших
системах, основанных на абстрактных
Н К. Ушинский
Уважаемые коллеги!!!
Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.
Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. В общем, мы хотим вырастить гражданина. Но высокое чувство гражданственности не рождается само по себе. Его надо пробуждать в растущем человеке и как можно раньше. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.
Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, к ним относятся Г. Петелин, А.А. Бычков, в области спорта Г.В.Пекин, краевед Прохоров А.А.,за подвиги во время Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
В нашем дошкольном учреждении была принята к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», поэтому этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает в нашем детском саду как система воспитания и обучения, воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным комплексно-тематическим планированием, во всех возрастных группах нами составлены перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.
Образование сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей, что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с историей, искусством, традициями народов, населяющих нашу Республику. В связи с этим одной из задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду. Мы, воспитатели детского сада №3 «Ручеек» в процессе воспитания стараемся включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашей группе создан уголок краеведческого мини-музея, где мы расширяем представления об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа. В нашем мини - музее есть печка, оформленная в мордовском колорите. На печке спит дед, который, видимо, устал от тяжелого труда в поле. На предпечнике висят лапти, которые являются символом мордовской обуви.
В комнате находится стол, на котором мы видим типичные предметы, присущие и свойственные мордовскому народу. Это самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения. Около печки стоят кочерга, ухват, горшки разного размера. В уголке краеведения у нас живут куклы в костюмах народов эрзи, мокши. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды: рубаха – панар (мокш), передник – сапоня (мокш), пояс-каркс (мокш), головной убор –панга, нагрудное украшение –сюлгам (мокш).
Здесь же находятся тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, о п. Зубова Поляна, альбомы с репродукциями картин Ф.Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С.Д.Эрьзи.
В уголке краеведения присутствуют так же российский и мордовский флаг, русские и мордовские матрёшки, фотографии с достопримечательностями Зубово- Полянского района, книги соответствующей тематики, - с целью наглядного ознакомления детей с родным поселком, формирования представлений о его достопримечательностях и о мордовской национальной культуре.
При этом даем представление, что на земле много стран, в которых живут люди разных национальностей. Они говорят на своих языках, имеют свою культуру, свои обычаи и традиции. Объясняем в доступной форме как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру. Даём детям элементарные представления о финно-угорских народах, к которым относится мордва (в России – удмурты, карелы, марийцы, коми, ханты, манси; в мире - финны, эстонцы, венгры). Организуя работу с детьми нашего сада, мы нацеливаем её на приобщение дошкольников к различным национальным культурам, и формируем толерантное отношение к их носителям. Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии.
Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГТ реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям: физическое развитие (образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»), социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация», « Безопасность», «Труд»), познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»), художественно-эстетическое развитие (образовательная область «Художественное творчество», «Музыка»).
ОО «Социализация» осуществляем через ознакомление с родным поселком, его названием, которое реализуется посредством показа репродукций с видами поселка, рассказов о нём. Также проводим экскурсии в природу, к достопримечательным местам поселка.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.
Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Продолжаем знакомить детей с мордовским фольклором (мифами, легендами, сказками, былинами, так как народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
Продолжаем знакомить детей с мордовскими песнями и танцами, формируем навыки их исполнения.
В данном направлении проводится также работа с родителями,- расширяем представления об истории семьи совместно с историей родного края, а также советуем использовать произведения национального фольклора (русского и мордовского); прибаутку «Нумолня ялгакай, колядку «Уси, тавуси, песню В.Корчеганова «Я о Мордовии пою» и многие другие произведения мордовского и русского народа.
С помощью фольклорных произведений и произведений мордовских писателей мы знакомим детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения и формируем элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка: мордовская народная сказка «Мышка», сказка Я.Пинясова «Веточка», В.Корчеганова «Рыба как лапоть», Я.Пинясова « Березкина песна» и многие другие произведения, которые знакомят детей с природой Мордовии. А родителей мы знакомим с экологической ситуацией в Мордовии, информируем, как уберечь ребенка от вредных для здоровья факторов окружающей среды. Беседуем о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Образовательную область «Познание» реализуем опять же через знакомство с родным поселком (ближайшее окружение: ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями (также в ближайшем окружении и на картинках).
Учим детей способности к общению, развиваем словарный запас в соответствии с возрастными особенностями, развиваем речь детей и при этом нам помогают беседы на тему: « «Расскажи, где и с кем ты живешь», «Кто твои друзья», «Расскажи о своем любимом поселке». « Расскажи о самом интересном для тебя месте в Зубова Поляне» и т.д.
Для формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры с простым содержанием: « В капусту», «Ключи», «Коршун и цыплята», «В горшочки», «В платки», «Раю-Раю, «В курочек», «В зайчиков», «В белочек». Проводим фольклорные мероприятия «Праздник урожая», «Жаворонки», «Масленица», «Пасха», «Весенняя ярмарка», «Федул-ветренник», «День поселка», которые также знакомят детей с традициями народов, населяющих Мордовию, с музыкой композиторов Мордовии.
Образовательная область «Труд» предполагает формирование первичного представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, чему способствует чтение детям произведений Ф. Бобылева « Кто ленивей?» и П.Машканцева «Огородница», а также наблюдение и труд в уголке живой природы, наблюдение за трудом взрослых на огороде, клумбе, посильное участие в помощи взрослым.
Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем через ОО «Художественное творчество» путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка), иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами предметы посуды, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т.д.
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины... Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина» именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам: языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.
Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.
Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения иуважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.
МБДОУ «Зубово - Полянский детский сад № 3 «Ручеёк» комбинированного вида»
Доклад на тему:
«Реализация регионального компонента в деятельности дошкольного образовательного учреждения»
Подготовила и провела воспитатель 1-ой младшей группы Агишева Н.А.
Приоритетным направлением работы дошкольных групп МДОУ центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи является:
- изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях; организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников
Рабочая программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:
Средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ города Сочи по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Краснодарского края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;
Через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы
Реализация регионального компонента осуществляется в старших группах в образовательной деятельности в режимных моментах
Региональный компонент предусматривает:
- построение программы на местном (Краснодарский край, г. Сочи, районы г. Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
- приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Сочи. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;
- развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по авторским программам «Сочиведение для малышей», «Дошкольная туристская подготовка» (рецензия директора ЦДЮТиЭ Р.Р. Искакова, Зам. Директора по УВР Я.А. Кукава, ветерана туризма Кубани, действительного члена Географического Общества России, обладателя серебряной медали им. Семенова – Тяньшаньского, лауреата 1 городского конкурса авторских программ Э.Н. Гаврилюк)
Целью реализации программ является процесс, который предполагает :
Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников
– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами туристско-краеведческой деятельности
В связи с этим основными задачами являются :
В области образования :
Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;
Приобретение умений и навыков в работе с картой;
Приобретение специальных знаний по вопросам туристско-краеведческой деятельности, оказанию первой доврачебной помощи;
Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;
Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.
В области воспитания :
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
В области физической подготовки :
Физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
способствовать физическому развитию и оздоровлению
Выполнение в течение учебного года соответствующих нормативов, участие в соревнованиях по туризму и ориентированию в городской черте, участие в походах, в том числе многодневных)
Учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 20% основной общеобразовательной программы дошкольного образования центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи :
В тематический план программ включены следующие темы:
Географические характеристики:
Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в курс обучения) ; чем и как будут заниматься, просмотр видеороликов, фотографий, слайдов о деятельности кавказского географического общества, об истории города, его районах, о животном и растительном мире и пр…) Районы Большого Сочи. Климат в Сочи. Население города Сочи. Сочи-город – курорт и столица зимних олимпийских игр.
Карта-схема города Сочи (изучение топографических знаков, изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических картах, чтение карт и работа с ними; применение компаса в походах; участие в зачетных соревнованиях по ориентированию). Реки и горы в Сочи, озера, водопады, пещеры Сочи. Населенные пункты. Достопримечательности Сочи и его районов.
Рельеф Сочи и горные породы.
Характеристика рельефа и горные породы (изучение рельефа и горных пород на выездных мероприятиях, музейная педагогика)
-История Хосты и Сочи
Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия Хоста, Сочи, Кудепста, Мацеста. Легенды. Сочи и сочинцы во время Великой Отечественной войны. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы. Достопримечательности Хосты и Сочи. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей. Участие в военно-патриотической игре «Зарница», конкурсах «Я – сочинец!», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», участие в фестивалях песни «Камертон», этнических фестивалях, проведение народных и казачьих праздников Введенские ярмарки, Рождество Христово, Масленица, Светлая Пасха и пр. Встречи со знаменитыми жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.) Бизнесс - мероприятия
Наш край
Ознакомление с Краснодарским краем. Чем знаменит Краснодарский край. Город и герб Сочи, Краснодара; участие в городских конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома и фотовыставки о любимом городе; проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма и пр. Постановка спектаклей по легендам,«Край родной мой, край любимый», «На Кубани мы живем».
Моя семья и род.
Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции народов, заселявших Хосту и Сочи. Традиционные российские религии. Встречи с представителями православной церкви. Сказания о народах. Народный фольклор. Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках и соревнованиях. Экскурсии в этнические музеи и храмы. Посещение семей семьями с целью приобщения к семейным традициям.
Чёрное море.
Географические характеристики. Богатства Чёрного моря. Легенды Черного моря. Растительный и животный мир Черного моря. Экологические проблемы Чёрного моря.
Участие в городском конкурсе «Черное море». Празднование Дня Черного моря. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Благотворительные мероприятия.
Растительный мир Сочи.
Особенности растительности Сочи. Растения – экзоты. Растения – реликты. Ярусы леса. Растения – эндемики. Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы сочинского региона; «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр. Посещение музея природы, парка Дендрарий, «Южные культуры» Фотовыставка. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Посадка деревьев на территории ДОУ и дворовых площадок.
Животный мир .
Особенности животного мира Сочи. Каких животных можно встретить в лесу. Посещение музея природы и зоовольерного комплекса «Лаура», Аквариумов, Дельфинария. Охраняемые животные. Фотовыставка. Встречи с представителями Заповедника и «Заказника». Участие в акциях и конкурсах. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Бизнес-мероприятия в защиту природы.
Охрана природы
Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Краснодарского края и Сочи. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», «Я - исследователь», «День Черного моря», Марш парков, «Наш дом – Земля» и пр. Постановка спектаклей, театрализованных игр.
- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.
Знакомство с памятниками партизанам, «Вечный огонь», «Подвиг милосердия», Стела, Мацеста, Якорь – пушка, Н. Островскому, Маяк, Народный дом, библиотека им. Пушкина, тисо-самшитовая роща и пр. Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами- историками, жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.
- Музейная педагогика .
Создание мини-музея в дошкольном учреждении. Сбор экспонатов с приобщением родителей и беседы в мини-музее по темам «История Хосты», «Мой город – самый лучший!», «Народный быт», «Природные богатства Сочи», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», « Сочи – город-госпиталь», « Сочи Олимпийский». Составление рассказов о городе, районе, крае. Экскурсии в музеи истории, краеведения, спортивной славы, казачества, музеи природы с приобщением родителей. Фотовыставки. Картинная галерея по тематике мини-музея.
Повторение материала.
Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках. Участие в семейном фестивале « Мой город – самый лучший!», «Возьмемся за руки, друзья!»
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:
Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;
Самостоятельная деятельность с детьми;
Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;
Создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),
Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;
Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.
Формы и виды контроля : конкурсы, викторины, игры, соревнования.
Промежуточные результаты освоения тематических блоков
6 лет
Любознательный, активный
Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность, называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная).
Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.
Эмоционально-отзывчивый
Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей моря. Выражает положительные чувства при рассматривании природы города Сочи в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к Хостинскому району, городу Сочи, Черному морю.
Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Сочи и Чёрного моря. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса)с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с морской и речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе
Ребенок имеет представление о флоре и фауне Черного моря, города Сочи, температуре воды и воздуха; почетных жителях Сочи, специальностей родителей.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности/
Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.
Итоговые результаты освоения тематических блоков
7 лет
Любознательный, активный
Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность
(море - двухслойное, нижний слой насыщен сероводородом, верхний – кислородом; город Сочи защищен от сильных ветров горами и теплым морем, здесь будут проходить зимние Олимпийские игры), называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная, шторм, штиль).
Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., реликтовые растения, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу. Участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.
Эмоционально-отзывчивый
Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Сочи и Чёрного моря. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Сочи, об обитателях моря. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы..
Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.
Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Отражает знания о городе Сочи, обитателях Черного моря е в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности.
Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.
Способен решать интеллектуальные и личностные задания,адекватные возрасту
Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит эксперименты с морской и речной водой.
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе
Ребенок имеет представление о жизни в Черном море, знает его обитателей. Имеет представление о достопримечательностях Сочи и его районов, вместе с родителями участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет моделировать «этажи» (слои) воды Черного моря, растительного и животного мира Сочи и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни.
Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района, моря. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.
Прогнозируемые результаты:
Приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;
Формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;
Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.
К концу обучения воспитанники должны знать:
Критерии здорового образа жизни;
Название края и краевого центра;
Чем славится Краснодарский край;
Название города, в котором живешь, название районов,
Достопримечательности: железнодорожный и морской, авто - вокзалы, собор Михаила Архангела, зал «Фестивальный», Зимний театр, Художественный музей, ЦДЮТЭ, цирк, стадион, парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры», памятник «Якорь-пушка, стела «Подвиг милосердия»;
Название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона;
Правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);
Разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);
Топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;
Требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;
Особенности растительного и животного мира города;
уметь:
- различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);
Владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);
Свободно устанавливать и собирать палатку;
Правильно выбирать здоровую пищу;
Самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;
Выполнять правила гигиены юного туриста;
Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;
Пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);
Применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;
Выполнять общие правила и обязанности участника похода;
Распределять обязанности в группе(командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)
Проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;
Проводить простые исследования для разработки мини проектов.
Условиями реализации этих задач являются:
Наличие квалифицированных педагогов дополнительного образования, имеющих звание «Инструктор детско-юношеского туризма» или «Организатор туристско-краеведческой работы»;
Взаимосвязь теории с практической работой;
Наличие достаточного количества туристского снаряжения.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:
Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:
Образовательная область |
Методические приемы |
Познание |
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:
Ознакомление с окружающим миром:
Ознакомление с прошлым родного края:
|
Содержание регионального компонента «Родной край» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Липецкий край; формирование представлений о достопримечательностях родного села и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Липецкой области; ознакомление с картой Липецкой области и своего района.
Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: управление реализацией программы; создание и обновление предметно- развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Первое направление – управление реализацией программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ необходимо создать соответствующие условия: кадровая подготовка, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры. Обязательной составляющей является программное обеспечение дополнительных услуг по приоритетному направлению.
Использование экспонатов и краеведческого материала будет способствовать формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создать небольшой музей непосредственно в дошкольном учреждении или посещать районный краеведческий музей.
Третье направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.
Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейный проект «Родословное древо моей семьи», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.
Планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы по краеведению «Родной край»: дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе Липецкой области; проявляют заботу о своей семье; имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших Липецкий край; могут рассказать о своем родном селе, назвать его; знают государственную символику родного села; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и называют изделия народного промысла Липецкой области (Елецкие кружева, романовская игрушка); знают представителей растительного и животного мира Липецкой области; имеют представление о карте родного края;