У 9-месячного ребёнка с каждым днём всё богаче и ярче проявляются эмоции, но не менее важными становятся и его попытки занимать вертикальное положение. Родителям очень хочется подтолкнуть ребёнка в его попытках сделать первые самостоятельные шаги, помочь ему сориентироваться. Однако самостоятельную ходьбу карапузу придётся ещё отложить на один-два месяца, а пока продолжать передвигаться ползком.
Радостный и удивляющийся всему малыш и сам удивляет родителей, когда смеётся или плачет, выражает отвращение, гнев или пытливое любопытство. Часто он внимательно следит за мамой, пытается повторить её движения, достать предметы, причём двумя руками. В другой раз вдруг потребует переместиться в другую комнату или отправиться на прогулку.
Его память всё углубляется - он запоминает, где хранятся его игрушки или другие интересные предметы. 9-месячный карапуз карабкается к маме на колени, тянется к висящему на её шее медальону, может добраться до спрятанного в кармане телефона.
Когда же он недоволен тем, что ему вытирают нос, то начинает активно отворачиваться, капризничать, сердито отталкивать мамины руки.
У малыша расширяется зона обследования, в неё теперь уже входит двор с детской площадкой и парк, в котором малыш гуляет. Его часто не устраивает направление движения, тогда он стремится изменить его, пуская в ход капризы. Он будет срывать неудобную шапку, которую уже не удастся повторно водрузить на его голову. Изучая предметы, ребёнок ощупывает их, пробует на зуб, засовывает в отверстия пальчики. Зубов у него уже достаточно, чтобы грызть, кусать и жевать.
Что умеет малыш в 9 месяцев?
Родителям, наблюдающим развитие ребенка 9 месяцев, что умеет их малыш нового, подмечать всегда интересно. А он способен на многое:
- Он уже садится без посторонней помощи и способен просидеть легко до 10 минут. Из сидячего положения может потянуться за игрушкой и взять её.
- Сам встаёт, пользуясь опорой, держась за неё, может сделать несколько шажков. Держа спинку стульчика, может сдвигать его и шагать следом. Не слишком уставая, способен провести в ходунках 10 минут, приседая и подпрыгивая в них.
- Делает попытки ползать - пока только на животе, по-пластунски, поскольку ему ещё тяжело встать на четвереньки. Его не нужно торопить с последним, пусть он постепенно усваивает навык.
- Постепенно овладевает щипковым захватом - берёт мелкие предметы двумя или тремя пальцами, с удовольствием собирает крошки. Мелкая моторика в 9 месяцев активно развивается, поэтому свои пальчики он пытается всунуть куда угодно, с удовольствием рвёт бумагу на клочки.
- Всё увереннее удерживает предметы в руках (чашку, куски пищи), хотя ему пока трудно разжимать пальчики - поэтому, если уж он что-то схватил, то отнять у него «добычу» будет непросто. Мало того, при попытках отобрать предмет, карапуз начнёт отталкивать руку взрослого и обиженно отвернётся.
- Зубы либо начинают, либо продолжают появляться со всеми вытекающими побочными явлениями - слюнотечением, капризностью, чуть повышенной температурой. Даже если зубов пока вовсе нет, то не следует слишком расстраиваться, поскольку позднее могут прорезаться сразу несколько зубчиков.
Новое в психическом развитии
Вес и рост
Из-за возросшей двигательной активности 9-месячные малыши меньше прибавляют в весе, чем раньше. Нормой привеса считается 300-550 г, а в росте добавляется 1-2 см. В среднем, дети к концу 9-го месяца весят 8,5-9,5 кг при росте 69,5-72,5 см.
Уход за 9-месячным крохой
При уходе используются всё те же процедуры, что и раньше, но они совершенно иначе эмоционально окрашены. Малыш уже знает, как проводится умывание, подмывание, купание и участвует в них с удовольствием. Посидев удачно на горшке, он знает, что получит одобрение взрослых.
Малыш стремится имитировать движения взрослых: трёт себя мочалкой, вытирает нос. Можно разнообразить для него привычные водные процедуры, выливая на него с высоты 25-30 см тазик с водой, а потом растирая полотенцем. Благодаря такому закаливанию ребёнок будет меньше подвержен простудным заболеваниям.
Нужно продолжать ежедневные занятия физическими упражнениями и массаж минимум по полчаса. Малыш уже понимает, когда его просят сесть, лечь на спинку или на животик. Занимаясь манипуляциями или играми с карапузом, нужно предоставлять ему свободу действий, возможность проявить инициативу. Если он не справляется, ему следует выразить свои положительные эмоции или сопереживания, помочь, но не делать чего-то за него.
Молодым мамам очень помог бы тайм-менеджмент, что фактически означает распорядок дня - умение правильно распределить своё время. С помощью несложных п...
Питание
У 9-месячных малышей во многом такой же рацион питания, как и взрослых, хотя кое-кто из них продолжает питаться грудным молоком. К яйцам, мясу, овощам и фруктам в этом месяце добавляется рыба. Новые виды пищи нужно вводить постепенно, выдерживая недельные паузы и следя за тем, чтобы не появлялись аллергические реакции.
Обед уже включает три блюда: мясо, овощи и на десерт фруктовое пюре. Хотя иногда ребёнок отказывается от любой пищи, предпочитая проверенное грудное молоко. Сидя за столом, малыш старательно работает в тарелке ложкой, правда, значительная часть еды летит во все стороны, но, несмотря на это, малышу нужно давать возможность нарабатывать необходимые движения.
Чтобы развивать у него жевательные навыки, вместо пюре ему лучше дать измельчённую пищу :
- кашу;
- тушёные или отварные овощи;
- мягкие фрукты типа бананов;
- булочку или печенье.
От груди нужно постепенно отучать, предлагая взамен кружки-неваляшки, наполненные жидкой манной, овсяной, рисовой или гречневой кашей.
Режим
9-месячному крохе в день нужно 5 кормлений при интервале около 4-5 часов.Днём он должен спать 2 раза по два-два с половиной часа, а ночью 10-11 часов, в течение которых он обычно уже не просыпается.Карапуза трудно заставить спать днём по расписанию, но благодаря дневному сну он успевает отдохнуть и восстановить силы.
Для подвижных детей достаточно будет одного сеанса дневного сна, но тогда их нужно укладывать спать на ночь чуть раньше или будить чуть позже утром. На кормление требуется уже больше времени, также увеличивается время прогулок и постепенной социализации. Продолжительность и время купания нужно сопоставлять с самочувствием ребёнка и проводить его лучше в игровой форме, устраивая море с корабликами или дождик при ополаскивании.Занятия с ребёнком
У крошки пальчики настолько окрепли, что уже способны рвать бумагу, причём это занятие приводит его в неописуемый восторг. Но он должен усвоить, что можно рвать старые газеты и журналы, но не книги. Объяснять это нужно категорическим тоном, а книги ему давать, напечатанные на картоне, чтобы малыш твёрдо усвоил, что не всякую вещь допустимо рвать. К тому же, страницы из картона или плотной бумаги малышу легче будет переворачивать пока ещё не слишком послушными пальчиками.
Для развития моторики отлично подходит перебирание камушков, орехов, бобовых, с постепенным уменьшением размеров предметов. Нужно следить, чтобы малыш не тянул их в рот. 9-месячного карапуза уже можно учить надевать и снимать одежду. Проще всего ему справиться с шапочкой, затем со штанишками, но ему по плечу и протянуть сжатую в кулачок руку, чтобы натянуть на неё рукав или приподнять ножку.
Также его можно приучать мыть руки и умываться. Но его следует хвалить не за то, что он вымыл ручки, чтобы он не привыкал к чрезмерной похвале, а за то, что он чистый. Процедуры умывания нужно проделывать вместе с малышом, показывая всё на своём примере.
В 9 месяцев ребёнка можно занять рисованием, аппликацией, лепкой. Ему можно дать лепёшку из теста или глины, и начать лепить вместе какие-нибудь фигурки. Крошке полезно будет выковыривать из пластичной массы орешки, пуговицы, горошины. Можно рассыпать спички или зубочистки и начать собирать их вместе с малышом в корзиночку, что прекрасно тренирует пальцы.У всех родителей бывают моменты, когда они срываются на детей, выплёскивая свои бессилие и усталость, накопленные за долгое время. Но далеко не все мо...
Речевые способности 9-месячных детей
Некоторые дети понимают смысл слов «мама» и «папа», практически все произносят «на», которое помимо основного значения может означать и «дай». Пытаясь подражать взрослым, дети пытаются имитировать голоса животных (ав-ав, ко-ко-ко, му-у-у, мяу). Чем больше старшие уделяют внимания развитию речи малыша, тем больше становится его словарный запас.
Медицинское наблюдение
К врачу 9-месячного малыша желательно (но не обязательно) принести только ради оценки его психомоторного развития. Педиатр посмотрит на двигательные умения: как малыш ползает, ходит, держит предметы, перебирает пальчиками. Особое внимание помимо основных осмотров нужно уделить возможной анемии. Установить уровень гемоглобина в крови можно только с согласия матери. При обнаружении проблем требуется врачебная консультация от ортопеда, невролога, уролога или хирурга.
Запреты
Малыш ещё не всегда правильно реагирует на слово «нет», поэтому старшим следует проверить жилище на предмет не только опасных для малыша мест на данном этапе его развития, но и потенциально опасных для него в будущем, когда он научится ходить. Ведь тогда его будет сложнее контролировать. Всё: ящики, шкафчики, посуда, провода, продукты должны находиться там, где они не принесут вреда здоровью ребёнка. Его внимание лучше отвлекать разрешёнными игрушками, которые можно разложить в доступных местах и постоянно добавлять к ним новые интересные предметы. Там же, куда малышу попадать нельзя ни в коем случае, нужно держать для него непреклонное «нет».
Недопустимо, чтобы на полу ванной стояла хлорка, стиральный порошок, любая бытовая химия, а на бортиках ванны были шампунь, зубная паста или мыло. Невозможно предугадать, чем малыш заинтересуется в следующий раз, поэтому лучше не испытывать судьбу и надёжно упрятать любую химию туда, где карапуз до неё точно не доберётся. Нужно помнить, что любая бытовая химия потенциально опасна для детей. То же можно сказать и про медицинские аптечки, которые иногда убирают на нижние полки или открытые к доступу тумбочки.Игрушки и игры
В 9 месяцев малыш уже способен активно играть со старшими, причём игры становятся одним из инструментов общения. Старые добрые «сорока-ворона» и «ладушки» помогают подражать старшим, поэтому 9-месячный малыш обязательно их должен знать. Легко убедиться, с каким восторгом он будет хлопать вместе с мамой. Также можно показать крошке, как играть с кубиками, ставить их друг на друга в виде башенки.
Знакомясь с размерами, формой и гладкой или бархатистой текстурой вещей, ребёнок постигает многообразие их свойств. В этом возрасте он уже способен понимать, что предметы могут быть съедобными и несъедобными. А убедиться он в этом стремится на собственном опыте и по-прежнему все тянет в рот. Поэтому взрослым нужно быть особенно внимательным - спрятать все мелкие, острые и хрупкие предметы в недоступные места.
Малыш с большим интересом играет не только с куклами и мягкими игрушками, но и с движущимися, световыми, а также с музыкальными инструментами.
Его привлекают:У некоторых мам после рождения малыша не оказывается помощников, и им сразу же приходится ломать голову над тем, как не впасть в депрессию и справитьс...
- надувные мячи;
- пирамидки из колец;
- игрушечные молотки;
- пищалки;
- конструкторы;
- колокольчики;
- неваляшки;
- ходящие и говорящие куклы в ярких цветных нарядах;
- заводные зверушки.
Но конструкторы и пирамидки должны быть простыми и соответствующими требованиям безопасности: без острых штырей, углов и концов, кольца с широкими отверстиями. Если малыш живёт в большом частном доме, то можно для него организовать несколько игровых уголков - помимо детской, ещё в гостиной, на кухне, а летом и во дворе.
Можно поиграть с малышом в перевёрнутые игрушки: разложить вверх ногами игрушечных животных и кукол, и вместе с ним переворачивать их в естественное положение. Пусть малыш снимет и наденет шляпу перед зеркалом - он с любопытством будет следить за своими метаморфозами. Пусть он посмотрит на отраженных в зеркале кукол и сравнит их с оригиналом. Больше всего дети любят разглядывать крупные яркие картинки, поэтому можно сделать даже самодельную книжку, вклеив туда подходящие изображения предметов и животных.
Нужно продолжать и физические упражнения, помогающие развивать координацию малыша - качать его, подбрасывать, перетягивать с ним канат.
1 0
Меню девятимесячного крохи уже смело можно назвать достаточно разнообразным. Помимо смеси или материнского молока, он получает целый ряд дополнительных продуктов. Суточное потребление прикорма к этому моменту составляет порядка 1200 мл.
Ближе к годовалому возрасту, ребенок сможет кушать все блюда с общего стола при условии, что родители придерживаются принципов правильного питания. Однако на данном этапе взрослые все еще задаются вопросом: чем кормить своих малышей. Расскажем подробнее, каким должно быть питание ребенка в 9 месяцев.
Отказ от ночных кормлений
В 9 месяцев ребенок не должен просыпаться в темное время суток для приема пищи.
Большинство младенцев спокойно спит всю ночь и начинает громко требовать, чтоб ему дали покушать, едва открыв глаза с утра. Как правило, это происходит часов в 6-7.
Однако некоторые 9-месячные малыши еще просыпаются по ночам. В случае, если дитя ест с аппетитом в течение дня и стабильно прибавляет в весе, надо попытаться отучить его от кормлений по ночам. Прежде чем приступать к процессу, необходимо поинтересоваться у педиатра, сколько должен весить малыш в 9 месяцев, и сверить параметры своего крохи с нормальными показателями.
Нормы веса ребенка в 9 месяцев
Таблица норм веса, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ)
Масса тела (вес) мальчиков (кг)
Как отучить ребенка от ночных кормлений
Если отклонений в весе малыша нет, то можно приступать к отучению от ночных кормлений.
Нередко причиной пристрастия младенца к ночным перекусам выступает неправильное поведение родителей. Многие мамочки, едва заслышав всхлипывания из кроватки бегут к своим детишкам с бутылочкой смеси или дают им грудь. Однако некоторые детки достаточно легко отказываются от ночных кормлений и, немного поворочавшись в кроватке, вновь засыпают.
Если же ребёнок требует молока громким плачем, следует взять его на ручки, немного покачать и предложить бутылочку с водой. Через некоторое время он вновь заснет. На протяжении первых ночей детки могут плакать по 20-30 минут, но этот период нужно просто перетерпеть. Если же кроха не успокаивается на протяжении длительного времени, значит, он, действительно, голоден. Возможно, ему не хватает дневного прикорма для полного насыщения. В этом случае необходимо пересмотреть рацион питания.
Оксана, мама девятимесячного Сергея: «Сынок отказался от ночных кормлений примерно в полгода с введением плотного прикорма. Мы находились на искусственном вскармливании, а начиная с шести месяцев, уже активно кушали кашки, пюре из овощей, творожок. В результате Сережа хорошо наедался за день, перед сном пил смесь и крепко спал с десяти вечера и до шести утра. Довольны были и мы, и он».
Режим питания 9-месячного ребенка
В девять месяцев объем съедаемого малышом грудного молока либо смеси постепенно сокращается. В идеале необходимо оставить только первое и последнее кормления. Все остальное- это прикорм. Конечно, допускается допаивать кроху смесью либо молочком после еды, но в минимальных количествах.
Правильный режим дня девятимесячного ребенка включает 5 кормлений.
В день девятимесячный карапуз жидкую пищу должен получать дважды и густую – трижды. Каши и пюре перевариваются на порядок дольше, чем молоко мамы или смеси, давая младенцу энергетический запас на длительный срок. Поэтому кормления осуществляются с интервалами в 4 часа. А если малыш проголодается спустя 2-3 часа после приема жидкой пищи, можно предложить ему печенье или немного фруктового пюре. Составить оптимальный режим питания крохи наряду с подходящим меню родителям поможет ориентировочная таблица на 1 день. Из нее также видно, сколько должен съедать в сутки девятимесячный младенец:
Расширение рациона питания
Рацион питания ребенка в 9 месяцев включает в себя немало полезных продуктов и напитков. Они обеспечивают организм младенца такими важнейшими пищевыми компонентами, как витамины, белки, углеводы, жиры, минеральные вещества. Растущему малышу уже недостаточно ферментов, содержащихся в привычных смесях и материнском молоке. Стоит отметить, что рацион питания младенцев, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, является практически идентичным. Помимо молока, смесей, в него должны входить следующие компоненты:
- разнообразные компоты;
- соки;
- пюре из фруктов, овощей;
- мясные пюре;
- каши из разных круп;
- желток куриного яйца;
- свежий творог;
- нежирный кефир;
- хлеб;
- печенье.
Введение новых продуктов прикорма
Если какие-либо из этих наименований до сих пор не знакомы малышу, рекомендуется постепенно добавлять их. Вводить прикорм надо не торопясь, начинать с минимальных порций, внимательно следя за тем, как реагирует ребенок. При отсутствии аллергии, можно понемногу увеличивать объемы продукта.
Новый прикорм следует вводить с интервалом в 5-7 дней.
Мясо
Девятимесячные дети должны регулярно употреблять в пищу мясо, отваренное и измельченное: индейку, кролика, говядину, телятину. Также к разряду рекомендуемых наименований относятся курятина, говяжья или кроличья печень, язык и сердце. Благодаря обилию железа и витаминов, данные субпродукты особенно показаны младенцам с низким уровнем гемоглобина в крови.
Куда лучше сделать фарш собственноручно в домашних условиях. А вот детское магазинное питание (пюре, растворимые каши) вполне допустимо, но лучше прибегать к нему в особых случаях. Баночные пюре станут незаменимы при длительных прогулках и походах в гости, а также в холодное время года, когда приобрести качественные свежие овощи и фрукты становится весьма проблематично.
Рыба
Помимо всего вышеупомянутого, в рационе должна присутствовать белая рыба с малым содержанием жира. Это может быть камбала, хек, треска или судак. Частота потребления ребенком рыбы - раз в неделю, она заменит один мясной обед. Для начала ее следует просто отваривать и подавать его малышу вместе с овощным гарниром. После привыкания ко вкусу нового продукта можно начинать готовить из него котлеты и фрикадельки.
Масло
Особое внимание следует уделить присутствию в рационе масел растительного и животного происхождения. Они выступают настоящим кладезем минеральных веществ, витаминов, жирных кислот и белков, необходимых для гармоничного развития младенца.
К полезным растительным маслам относятся: оливковое, льняное, кукурузное и кунжутное.
Сливочное масло следует добавлять в крупяные каши, растительное по вкусу хорошо сочетается с овощными пюре: 5 г на 1 порцию достаточно.
Кисломолочные продукты
Мамы крох, находящихся на грудном вскармливании, зачастую довольно неохотно вводят в рацион питания малышей кисломолочные продукты. Однако 9 месяцев - подходящий период для знакомства с кефиром и творогом.
Суточный объем творога для ребенка в 9 месяцев не должен превышать 40-50 граммов. Кефир стоит вводить с 20-30 мл, постепенно увеличивая порцию до 100-200 мл. Его обычно предлагают крохе на ужин, используя в качестве дополнения к 18-часовому кормлению.
Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Для среднестатистической мамы оптимальное количество продукта равно тому, сколько готов с аппетитом съесть ее ребенок. Почему врачи так боятся рекомендовать кефир? Потому что в нем довольно большая концентрация белка, как впрочем, и в твороге. Организм ребенка первого года жизни не в состоянии расщепить такое количество белка. Отсюда возникает избыточная нагрузка на почки. Поэтому кефир и творог являются продуктами однократного употребления для детей в возрасте до трех лет. Давать их нужно один раз в день в строго ограниченных количествах».
Коровье молоко
Цельного коровье молоко на данном этапе жизни несет более вреда, нежели приносит пользы.
В продукте содержится слишком много белка, немалое количество кальция, перегружающих почки. Максимальная порция молока для девятимесячного крохи составляет 150 мл. Лучше использовать его для приготовления каш, немного разбавив водой, чем предлагать младенцу в чистом виде. Для детского питания рекомендуется приобретать пастеризованное молоко в упаковке.
Таблица ВОЗ по введению прикорма
Таблица ВОЗ по введению прикорма предполагает присутствие дополнительных продуктов в рационе младенца уже с трех месяцев. Однако современные педиатры настоятельно рекомендуют кормить детей только материнским молоком вплоть до шестимесячного возраста. Поэтому приведем таблицу исключительно в ознакомительных целях:
Наименование продуктов и блюд | 3 мес | 4 мес | 5 мес | 6 мес | 7 мес | 8 мес | 9-12 мес | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фруктовые соки, мл | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 | с 3 мес. |
Фруктовое пюре, мл* | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 | с 3,5 мес. |
Творог, г | 10-30 | 40 | 40 | 40 | 50 | с 5 мес. | ||
Желток, шт. | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | с 6 мес. | |||
Овощное пюре, г* | 10-100 | 150 | 150 | 170 | 180 | 200 | с 4,5-5,5 мес. | |
Молочная каша, г | 50-100 | 150 | 150 | 180 | 200 | с 5,5-6,5 мес. | ||
Мясное пюре, г* | 5-30 | 50 | 60-70 | с 7 мес. | ||||
Рыбное пюре, г* | 5-30 | 30-60 | с 8 мес. | |||||
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл | 200 | 200 | 400-500 | с 7,5-8 мес. | ||||
Хлеб (пшен., высш. роста), г | 200 | 200 | 400-500 | с 7,5-8 мес. |
||||
Сухари, печенье, г | 3,5 | 5 | 5 | 10-15 | с 6 мес. | |||
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г** | 1-3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 | с 4,5 - 5мес. |
|
Сливочное масло, г** | 1-4 | 4 | 4 | 5 | 6 | с 5 мес. | ||
Цельное молоко, мл | 100** | 200** | 200** | 200** | 200** | 200** | с 4 мес. |
* пюре вводится через 2 недели после введения сока
** для приготовления блюд прикорма (овощное пюре, каши и пр.)
Консистенция пищи
Родителям необходимо постепенно приучать девятимесячного кроху к приему густой пищи, ведь младенец переходит на новую ступень своего развития. У него появляется больше зубов, которые он вполне способен использовать по назначению. Изменение консистенции блюд благотворным образом сказывается на процессе развития пищеварительной системы малыша, давая ей дополнительную стимуляцию.
Если своевременно не ввести в прикорм твердые продукты, по достижении годовалого возраста ребенок может вовсе отказаться от них.
Поэтому гомогенизированные блюда должны постепенно заменяться размятыми. Не стоит измельчать картофель и рыбу в блендере до пюреобразного состояния, смешивая их между собой. Куда лучше выложить хорошо отваренные продукты на тарелку по отдельности и слегка размять их вилкой.
Не исключено, что на первых порах попадающиеся в блюде сравнительно крупные кусочки будут вызывать у младенца рвотный рефлекс, но со временем это пройдет. Как показывает практика, девятимесячные карапузы охотно тянут в ротик частички не перемолотой еды и стараются прожевать их. Поэтому стоит время от времени угощать малыша кусочком хлеба, яблока, груши или галетным печеньем. Мясо на данном этапе все еще рекомендуется тщательно измельчать.
Маргарита, мама полуторагодовалой Софии: «У моей малышки поздно полезли зубы. Сейчас у нее их всего восемь. До настоящего момента всю детскую еду я перемалывала в блендере, переживая, что дочка не сможет ее прожевать. И лишь сейчас, по совету педиатра, стала пробовать давать ей размятую вилкой пищу. Малышка морщится, давится, появляются рвотные позывы. Видимо, мы слишком затянули с введением твердой пищи. Дочка попросту отказывается воспринимать ее, хотя с удовольствием грызет яблоко и печенье. А вот мясо, котлеты, овощи жевать категорически отказывается. Я уже спрятала блендер в дальний угол шкафа и запаслась терпением. Надеюсь, вскоре дочка привыкнет к более густой консистенции блюд».
Приблизительное меню малыша
Меню ребенка в 9 месяцев должно включать в себя лишь свежеприготовленные блюда.
Приготовленную, но не съеденную пищу нельзя хранить и потом разогревать повторно. Подсаливать и добавлять в них сахар на данном этапе тоже не рекомендуется. Лучшей маминой помощницей на кухне станет пароварка. Да и многие современные мультиварки обладают функцией приготовления блюд на пару. При отсутствии этих устройств следует тушить или отваривать продукты в небольшом количестве воды под закрытой крышкой. Что же касается меню крохи, то оно может состоять из множества разнообразных позиций, которые необходимо изо дня в день чередовать между собой. Распишем подробнее каждый прием пищи:
Первый завтрак (6:00)
Состоит из грудного молока, детской смеси или кефира в объеме 180-200 мл. Если малыш находится на естественном вскармливании, то с утра ему необходимо давать только грудь, а не ее заменители. Это поспособствует сохранению лактации у матери.
Второй завтрак (10:00)
Гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая каши обязательно должны входить в ежедневный рацион питания ребенка в 9 месяцев. Чередуя их между собой, можно обеспечить малыша вкусной и разнообразной пищей. Поскольку гречневая крупа является самой полезной для крохи, рекомендуется варить из нее каши не реже трех раз в неделю. Рисовая же каша способна вызывать расстройство стула у младенцев. В этом случае необходимо исключить ее из меню крохи, сделав упор на овсянку.
Обед (14:00)
Полезные овощные пюре из кабачка или цветной капусты с паровыми мясными котлетками оптимально подходят для дневной трапезы. Альтернативой ему также может стать суп на овощном бульоне из перетертого мяса и овощей. По вкусу приходится малышам и суп с фрикадельками. Напомним, что раз в неделю на обед ребенку необходимо давать рыбу.
Ранний ужин (18:00)
Ближе к вечеру не стоит организовывать малышу слишком сытную трапезу.
Ведь это может не лучшим образом отразиться на качестве его ночного сна. Поэтому каша и мясные блюда не подходят для ужина. Куда лучше дать ребенку фруктовое пюре, творог или кефир.
Поздний ужин (22:00)
После привычных гигиенических процедур и массажа кроха мерно сосет материнскую грудь или смесь из бутылочки, потом отправляется спать до утра.
Многие родители, планируя рацион малыша, стараются ежедневно следовать заранее составленному меню на неделю. Таблица, приведенная ниже, поможет обеспечивать кроху не только вкусной, но и разнообразной пищей. Возможна замена молока детской смесью, кефиром.
Время | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день |
---|---|---|---|---|---|---|---|
7-8 часов утра - ранний завтрак | Грудное молоко или 1 стакан (200 г.) коровьева молока, сухарик, печенье | ||||||
10 часов утра - перекус | Фруктовый сок (30 г.) или сырое тертое яблоко (50 г.) | ||||||
11 часов утра - завтрак | Манная каша -150г, кисель - 100г | Каша рисовая протертая - 150г, кисель - 100г | Каша манная с сухарями - 150г, кисель- 100г | Каша пшенная протертая - 150г, кисель -100г | Каша манная с яблоками - 150г, кисель - 100г | Каша гречневая протертая - 150г, пюре из яблок -50г | Каша овсяная протертая - 150г, компот протертый - 100г |
2 часа дня - обед | Овощное пюре 100-150г, кисель 50-100г | Картофельное пюре с печенкой или мясом -150г, кисель\ сок -100г | Молотое мясо -30г с картофельным пюре - 100г, пюре из абрикоса - 50г | Картофельное пюре на бульоне, заправленное желтками - 150г, кисель - 100г | Овощное пюре с мясом 150г, пюре из яблок - 50г | Бульон с протертым мясом, курицей -100г, картофельное пюре -100г, печеное яблоко - 50г | Пуддинг мясной - 40г с картофельным пюре - 100г, кисель -100г |
6 часов вечера - ужин | Каша - 200г или яблочный мусс(на манной крупе или на сухарях) или пудинг | ||||||
9-10 часов вечера - поздний ужин | Грудное молоко или 1 стакан(200 г) коровьего молока с 5% сахара |
Рецепты
С некоторыми рецептами, которые пригодятся мамочкам, можно ознакомиться ниже.
Каши из манной крупы
Манная каша с сухарями
Сварить жиденькую манную кашу(без масла).
Растопить 6 г сливочного масла. Смешать с 2 ч.л. толченой и просеянной сухарной муки, соединив с кашей, всыпая постепенно,постоянно помешивая.
Манная каша с фруктовым пюре
Сварить жидкую манную кашу. Приготовить фруктовое пюре из яблока, из 35 г сухих фруктов или из 50 г свежих фруктов, которые предварительно промыть и потушить в небольшом количестве воды под крышкой. После чего протереть сквозь сито или в блендере. Полученное пюре уварить до густоты с 1 ст.л. сахара. Готовое пюре остудить и размешать с кашей.
Другие виды каш
Масляно- мучная каша(каша Моро)
Распустить в кастрюле 10г масла, добавить 2 ч.л. просеянной муки, постепенно влить 1 стакан молока, размешивая, довести до кипения. Добавить чуть сахара. Варить около 10 минут, постоянно помешивая.
Протертая рисовая каша
3 ч. л. риса промыть залить 1
стаканом кипятка и варить до готовности, пока рис не станет мягким. Разваренный
рис протереть через сито до однородной массы, затем размешать с вскипяченным
молоком(10 г). Добавить чуть сахара и соли, поставить на плиту, помешивая
доводить до кипения несколько раз, чтобы каша загустела. В готовое блюдо
добавить 6 г сливочного масла.
Овсяная каша
2 ст.л. овсянки промыть до чистой
воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не станет
мягкой. Протереть сквозь сито, развести горячим молоком (3/4 стакана) –
постепенно, чтобы не было комков, снова протереть, добавить чуть сахара,
проварив еще 5 минут.
Пшенная каша
2 ст.л. пшена перебрать, промыть
до чистой воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не
станет мягкой. Протереть сквозь сито, постепенно развести горячим молоком (1/2 стакана),
чтобы не было комков, добавить чуть сахара, проварив еще 5 минут. В готовое
блюдо добавить ½ ч.л. сливочного масла.
Гречневая каша
Варится так же, как и пшенная.
Овощные пюре
Морковное пюре
200 г моркови (2 шт.) промыть,
очистить, нашинковать на терке, поместить в кастрюлю, на дно которой налить
немного воды, тушить под крышкой в собственном соку. Следить, чтобы не
пригорело, при необходимости добавить воду. Время приготовления 30-40 минут.
Горячую морковь протереть сквозь сито, заправить 2 ст. л. жидкой манной каши,
довести до пара на плите. В готовое блюдо добавить ½ ч. л. сливочного масла.
Картофельное пюре
Сварить на пару или испечь в
духовке 250 г картофеля. Очистить, измельчить до состояния пюре. Переложить в
кастрюлю, добавить 100 г горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, взбить.
Готовое пюре следует подавать сразу после приготовления.
Пюре из разных овощей
Овощи брать молодые и свежие. Морковь, брюкву, капусту вымыть, очистить, нашинковать на терке. Тушить под крышкой на медленном огне, добавив небольшое количество горячей воды. Картофель промыть, очистить, нарезать крупными кусками, прибавить в овощи, когда они утушатся до половины готовности. Через пол часа перетереть сквозь сито горячими. Добавить горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, все взбить.
Заключение
Таким образом, меню девятимесячного крохи должно состоять из полезных и разнообразных блюд. Мясо, а также рыба, различные пюре, фруктовые и овощные, кисломолочные продукты, каши – все это необходимо включать в рацион малыша. Также нельзя пренебрегать молоком матери и смесями, которые оптимально подойдут для первого и последнего приемов пищи. В таком возрасте следует переводить младенца на пятиразовое питание с интервалами в 4 часа. От ночных кормлений рекомендуется отказаться.
В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.
Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.
Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка
Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.
На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.
Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.
В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:
- Развитие речи и языка;
- Формирование целенаправленных движений.
Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.
У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.
В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:
- Хлопать в ладоши;
- Стоять с маминой помощью;
- Играть двумя игрушками в обеих руках;
- Ползать, держа в одной руке предмет;
- Копировать поведение и эмоции других детей;
- Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
- Выполнять несложные просьбы;
- Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
- Внимательно выбирать игрушки для игры.
Режим 9-месячного ребенка
В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.
В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.
Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.
Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.
В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.
Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.
Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.
После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.
Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка
До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.
Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.
Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.
В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.
Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.
Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:
- 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
- 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
- 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
- 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
- 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.
При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.
Развивающие игры для 9-месячного малыша
В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.
Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.
Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.
В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».
Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.
Видео с YouTube по теме статьи:
Ваш ребенок
Питание и уход за малышом
Сон и безопасность
Развивающие игры
Учим названия частей тела
Игра 1. «Кто в зеркале?»
Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.
Вам понадобятся
Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.
План игры
1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.
Родителям на заметку
1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.
Развитие: наблюдаем за малышом
Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.
Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.
Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.
Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.
Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.
Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.
*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Поведение: понимаем малыша
Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.
У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.
Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.
В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.
Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.
Питание
В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.
У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.
Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.
Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.
Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.
Примечание:
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.
Уход за ребенком
Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.
Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.
Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.
Обучение и общение: занимаемся с малышом
В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.
Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.
Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».
Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.
Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.
Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.
Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.
Сон
В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.
Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.
У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.
Примечание:
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Безопасность
С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.
Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.
«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.
Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.
Положите малыша на живот, а сами отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Девятимесячный ребенок уже умеет ползать по-пластунски, как тюлень. Он передвигается вперед с помощью согнутых рук и локтей, подтягивая остальную часть тела. Ножки его в этот момент, чаще всего, слегка вытянуты и иногда могут участвовать в процессе, совершая едва выраженные переменные движения.
Развитие ребенка в 9 месяцев. Реакции и навыки.
Посадите малыша на ровную твердую поверхность так, чтобы его ножки не болтались, а лежали на ней. Стул в данном случае не подойдет. Ребенок в 9 месяцев свободно сидит около 1 минуты с прямо поднятой головой. Поскольку этот навык еще новый, то равновесие его неустойчиво. Поэтому малыш может быстро выравнивать положение тела, опираясь на ручки.
Придерживая ребенка за ручки, поставьте его на твердую поверхность. В этом возрасте малыш уверенно стоит, опираясь на обе ступни, минимум полминуты. Когтеобразное положение пальчиков на ногах, наблюдаемое раньше, должно исчезнуть.
Попросите кого-нибудь из родных посадить ребенка на колени, возьмите несколько кубиков и специально роняйте их на пол так, чтобы они производили шум. Затем предложите кубик малышу. Развитие ребенка в 9 месяцев выражается в том, что он, повторяя за вами, специально разжимает руку и роняет предмет. Важно отметить следующее: не стоит класть кубик на стол перед ребенком, тогда он захочет его просто столкнуть. Не заменяйте кубик привлекательной игрушкой, так как малыш просто начнет с ней играть. Ребенок должен уметь бросать предмет попеременно обеими ручками.
Сядьте за стол, предварительно убрав с него все отвлекающие предметы, и посадите малыша к себе на колени. Поставьте на стол пустую коробку (длина ребра – 8 см), возьмите кубик, заметно отличающийся от нее по цвету, и на глазах у ребенка бросьте кубик в коробку. Затем поднимите коробку так, чтобы малыш мог в нее заглянуть, и попросите его достать кубик. Чтобы пробудить интерес у ребенка, можно постучать коробкой или несколько раз достать кубик из коробки и опустить его обратно. Девятимесячный младенец уже может заглянуть в коробку, просунуть туда ручку и схватить кубик. А вот доставать кубик из коробки от него еще не требуется. Если ребенок хватает не кубик, а коробку, попробуйте повторить эксперимент еще раз. Малыш уже должен понимать разницу между тем, что находится снаружи, и тем, что внутри.
Развитие ребенка в 9 месяцев. Взаимодействие с внешним миром
Понаблюдайте за своим малышом, когда он находится в привычной обстановке и хорошем настроении, постарайтесь отследить, какие звуки и как он произносит. Ребенок в девять месяцев начинает последовательно присоединять два одинаковых слога и при этом четко артикулирует, как будто уже «отделяет друг от друга слова». Как правило, в этом возрасте наблюдаются слоги «ма-мма», «да-дда», «ба-бба», «дай-дай».
Развитие ребенка в 9 месяцев ярко проявляется в отчетливом страхе перед чужими. Если посторонний человек направляется к нему, хочет взять его на руки, малыш реагирует негативно и делает это явно: отворачивается, плачет, тянется к маме. Степень пугливости у отдельных детей выражается по-разному. Некоторые детки даже после продолжительного общения еще уклоняются от непосредственного контакта с чужим и чувствуют себя достаточно уверенно только в непосредственной близости от мамы.