ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДИАТРИИ
Введение
- Развитие
отечественной педиатрии
до XVIII века
Развитие отечественной педиатрии с XIX века до 1917 года
Развитие отечественной педиатрии с XX века до наших дней
Список использованной литературы:
Введение
Педиатри
я
- раздел медицины, изучающий анатомию
и физиологию детского организма в различные
возрастные периоды. Педиатрия
рассматривает причины и механизмы развития
детских болезней и разрабатывает методы
их лечения.
Первые
зачатки педиатрических знаний относятся
к глубокой древности. В трудах Гиппократа,
в его "Афоризмах", в трудах
Сорана, Галена можно найти интересные
указания по уходу за новорожденными,
по детской диететике. В сочинениях
арабских врачей имеются уже описания
отдельных заболеваний, свойственных
только детскому возрасту. Однако ни греческая,
ни римская, ни арабская медицина, несмотря
на достаточно высокий для своего времени
уровень развития, не оставила систематизированного
изложения сведений о ребенке, так как
наблюдения над детьми проводились попутно,
при изучении взрослого организма.
Медицинская
помощь матери и ребенку у всех
народов имела то существенное отличие
от других видов медицинской помощи,
например от хирургии и терапии, что
она в течение тысячелетий оставалась
в руках женщины - хранительницы и носительницы
опыта, накапливавшегося и передававшегося
из поколения в поколение.
Заболеваемость
и смертность детей, особенно в раннем
возрасте, были очень высокими. Здесь
в дополнение к общим социальным
факторам, вызывающим большую заболеваемость
и смертность всего населения, присоединялись
еще антисанитарные обычаи по уходу за
новорожденными, полное отсутствие медицинской
помощи, результаты действия невежественных
повитух и знахарок.
Развитие
педиатрии как медицинской науки можно
разделить на три периода.
Первый
период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Второй
период - от начала XIX века до 1917 г. Третий
период развития педиатрии начинается
после Великой Октябрьской социалистической
революции, когда для развития всех отраслей
знаний открылись исключительно широкие
возможности.
1. Развитие отечественной педиатрии до XVIII века
История
отечественной педиатрии начинается
в глубине веков в недрах народной
и монастырской медицины. В 996
году
был выпущен указ Киевского князя Владимира
об открытии при церквях и монастырях
богаделен, больниц для странствующих
неимущих людей, сирот.
Во
2 половине XVII века
был выпущен первый
памятник западно-европейской педагогической
мысли, перевод сочинения Эразма Роттердамского,
написанного в 1530
году, носящий название
в русской книжности «Гражданство обычаев
детских», переведенный Епифанием Славинецким.
«Гражданство обычаев детских»
-
обучение
этике поведения и личной гигиене. Текст
русского перевода, представленный в тезисной
форме, включил 164 вопроса и ответа. Они
касались внешнего вида (мимика, жестикуляция,
осанка
,
правила ношения одежды), гигиенического
состояния тела, сна детей, этических норм
(поведение в церкви, училище, за столом
во время еды, в гостях). Содержавшиеся
в сочинении поведенческие нормы остаются
общепринятыми. Правила поведения излагались
в непринуждённой манере, с лёгким юмором
и образными примерами, для подкрепления
некоторых мыслей приводились высказывания
писателей и философов античности. Светский
характер памятника проявляется в нетрадиционной
мотивации различных норм поведения, опирающейся
на житейский опыт: одни поступки могут
повредить здоровью, другие - неэстетичны,
третьи - несовместимы с детским возрастом.
Памятник описывает только внешнее
поведение
ребёнка и практически не затрагивает
нравственную сторону, что не имело аналогов
в древнерусской учительной литературере,
направленной на воспитание христианина.
В предваряющих текст виршах утверждалось
единство трёх компонентов в воспитании:
добродетель
, мудрость и благонравие.
Они конкретизировались в педагогической
программе, предусматривавшей овладение
нормами христианской морали,
обучение
«свободным мудростям» и нормам культурного
поведения. Положение, имевшееся в оригинальном
тексте, - «исполнение житейского долга»
- оказалось не включённым в русский перевод.
целенаправленная
деятельность по призрению «государственных
младенцев» начала осуществляться при
Петре I, когда были изданы указы о запрете
детоубийства незаконнорожденных (1712,
1715
) и их воспитании.
В
1712
году Петр I предпринял ряд мер к развитию
«закрытого призрения». В 1706
году митрополит
Иов открыл первый в стране приют для незаконнорожденных
младенцев («зазорных»). Царь поддержал
этот дом, определив на его содержание
доходы с некоторых монастырских вотчин.
Петр ввел детские приюты во всех губернских
городах. Указ обещал анонимность и наказание
за убийство «зазорных» детей. По достижении
10 лет этих детей передавали в богадельни
или приемным родителям, а мальчиков старше
10 лет определяли в матросы, в «художественные
ученики».
В
1715
году Петр I приказал в крупнейших
городах при церквях строить «гошпитали,
чтобы зазорных младенцев в непристойные
места не отметывали, а приносили и клали
тайно в окно, дабы приносимых лиц не видно
было.»
В
1721
году был издан сенатский указ «О
строении госпиталей для помещения незаконнорожденных
младенцев и о даче им и их кормилицам
денежного жалования».
Смертность
детей, особенно первых лет жизни, была
чрезвычайно высокой. Первым из русских
учёных, заговоривших о необходимости
борьбы с высочайшей детской смертностью,
был М.В. Ломоносов (1711-1765
). В 1761
году в своем письме графу И. И. Шувалову
"О размножении и сохранении российского
народа" он предложил меры "по устранению
этого зла". Намечая основные мероприятия
по охране здоровья, населения, Ломоносов
указывал, в частности, на необходимость
государственной заботы о роженице и родильнице,
борьбы с детской смертностью. В этом трактате
говорилось о мерах, направленных на сохранение
жизни новорожденных, о необходимости
создания приютов для внебрачных детей.
Следует
сказать, что в те времена было распространено
подкидывание детей, особенно незаконнорождённых.
По инициативе одного из крупных государственных
деятелей (И.И. Бецкого) и с согласия Екатерины
II в Москве (1764
) и Санкт-Петербурге
(1771
) были открыты специальные воспитательные
дома для детей-подкидышей.
В
1763
году, ссылаясь на пример Голландии,
Франции и Италии, Бецкой и профессор Московского
университета А.А.Барсов представили Екатерине
II план школьной реформы – «Генеральное
утверждение о воспитании обоего пола
юношества», в котором использовали идеи
Дж.Локка и Я.А.Коменского. Указав, насколько
трудно преодолеть суеверие веков и дать
народу новое воспитание, так сказать,
новое порождение, Бецкой, разделяя взгляды
Руссо, говорит, что корень всему добру
и злу в человеке - воспитание, о котором
необходимо неусыпно заботиться до 18-20
лет. Дети должны находиться в училищах
безвыходно, так как общение с людьми без
разбора весьма вредно. Должно возбудить
в юношестве охоту к трудолюбию и страх
к праздности, как источнику всякого зла,
научить благопристойности, соболезнованию
о бедных, несчастливых, словом - всем
добродетелям и качествам, которые принадлежат
к доброму воспитанию. Вместе с тем, в воспитательных
заведениях должно обратить большое внимание
на физическое воспитание.В числе прочего,
план предусматривал открытие в обеих
столицах двух больших заведений для воспитания
и надзора за незаконнорожденными детьми.
Воспитанная на идеях французских просветителей
императрица план Бецкого одобрила. Более
того, в изданном ею 1
сентября 1763
года манифесте «Призрение
бедных и попечение об умножении полезных
обществу жителей» говорилось: «Надеемся,
что … каждый по возможности своей потщится
снабдевать Боголюбивым подаянием как
на строение сего дома, так и содержание
сего общего добродетельного дела, дабы
и самые уже ближние наши потомки к славе
нашего века, могли пользоваться из того
действительными плодами».
В
1763
году был открыт первый в России оспенный
дом в Тобольске.
21
апреля
1764
года в Москве был открыт
Воспитательный дом (другое название -
Сиропитательный дом). Воспитательный
дом был объявлен государственным учреждением
и получил целый ряд особых привилегий
(он не был подчинен никакому ведомству,
проступки служащих разбирались в нем
самом, он был освобожден от уплаты судебных
пошлин, от всяких полицейских должностей
и постоя). Всякий мог принести в дом младенца
во всякое время, не объясняя ничего, а
только заявив, крещен ли младенец, или
нет. Ребенка сдавали на руки кормилице
или няньке, а через два года переводили
в особый разряд, где дети обоего пола
пребывали вместе. С седьмого года их разделяли
и начинали обучать чтению, письму, первым
основаниям веры, а также ручным легким
работам. С 14-15 лет питомцев обучали различным
мастерствам, смотря по склонности каждого.
По прошествии 4-5 лет они могли вступать
в брак и, пользуясь года три или четыре
помещением в доме, работать на себя; при
увольнении из дома они получали полное
обмундирование и права вольных людей.
Эти питомцы должны были, по мысли Бецкого,
постепенно увеличивать "средний род
людей", т. е. сословие городских обывателей,
к которому они все причислялись. При воспитании
должно было обходиться, по предписанию
Бецкого, ласково и кротко: всякие телесные
наказания строго воспрещались, не только
над питомцами, но и над нижними служителями
дома, дабы юношество не приобучить к суровости.
Предписывалось детей стараться исправлять
увещаниями. Обучать грамоте и мастерствам
надлежало безусловно и лиц женского пола.
В
день открытия было принесено 19 младенцев.
Это гуманное мероприятие приветствовали
передовые люди России. М.В.Ломоносов
писал по этому поводу: «Блаженство общества
вседевно возрастает…».
В
1766
году в особом "кратком наставлении,
выбранном из лучших авторов, с некоторыми
физическими примечаниями о воспитании
детей от рождения их до юношества"
(приложено к генеральному учреждению
и составлено преимущественно по Локку,
Фенелону и Руссо) Бецкой подробно говорит
сперва об обращении с грудными младенцами
и детьми до шести лет. Он предлагает не
внушать детям пустых страхов, удалять
их от обхождения с невежами и злонравными
людьми, не допускать видеть неблагоразумные
поступки и, если придется делать детям
выговоры, то поступать "без свирепства
злобы, дабы большим страхом не повредить
их природной остроты". В этом первом
возрасте должно обучать детей всему "играючи"
и, сколько возможно, без принуждения.
В следующем возрасте, от 5 до 10 лет, надо
развивать детей физически разными играми,
не препятствовать им в увеселениях, "приводить
к учению, подобно как в приятное и украшенное
цветами поле, всемерно стараться вселить
в детях любовь к учению, так чтобы оное
награждением себе почитали". Особенно
необходимо стараться, чтобы дети имели
только здравый разум и доброе сердце.
Не должно бить детей почти никогда и отнюдь
не следовать в жестоких наказаниях безрассудным
и свирепым школьным учителям. Всякие
побои, по всем физическим правилам, без
сомнения вредны здоровью. В третьем возрасте
детей, от 12 до 15 и 16 лет, следует всячески
удалять от них людей жестоких, злых и
с физическими пороками. Должно приучать
их сносить разные тягости и лишения, не
допускать, чтобы в юношах усиливалась
какая-либо одна страсть, в особенности
к карточной и другим играм, удалять их
от худых разговоров, от чтения вредных
книг и т. д., не упуская из виду поговорки,
что случай делает вора. Необходимо приучать
юношество к чистоте во всем, к учтивости,
благопристойности и т. д. Это первое систематическое
изложение взглядов русского правительства
при Екатерине II на воспитание было распубликовано
как бы для общего руководства всем родителям
при воспитании детей и вместе с тем применялось
Бецким в уставах учебных заведений, составляемых
им по поручению Императрицы.
В
1768
году произошло открытие первого
в России оспенного дома в Санкт-Петербурге.
Также
в 1768
году был выпущен трактат С.
Г. Зыбелина "Слово о пользе прививания
оспы и преимуществе оной пред естественной
с моральными и физическими возражениями
против неправомыслящих." "Слово"
С.Г.Зыбелина не были просто популярными
санитарно-просветительными выступлениями,
а становились фактически широкими обобщениями,
в которых разбирались важнейшие вопросы
здравоохранения, сообщались последние
данные медицинской науки, формировались
практические задачи.
По
существу каждая такая речь была научным
трактатом и отражала его оригинальные
взгляды и представления.
Смертность
детей в первые годы существования
Воспитательного дома была чрезвычайно
высока. Поэтому с 1768
года было решено
отдавать детей на воспитание в деревни.
По примеру заграничных воспитательных
домов, прибегнуть к отдаче детей на воспитание
в крестьянские семьи сперва до 9-месячного
возраста, а затем, при большом наплыве
детей, до 5-7 лет, после чего дети возвращались
обратно в воспитательный дом. Семья, принимавшая
ребенка на воспитание, получала за это
определенную плату. Для надзора за этими
детьми были назначены особые объезжие
надзиратели. Благодаря этой мере, смертность
понизилась до 45--50%, но зато в деревнях
она достигала 75%.
Тем не менее 26
августа 1770
года было принято решение
об открытии Петербургского отделения
Императорского Воспитательного дома.
В
«Слове о правильном воспитании с младенчества
в рассуждении тела, служащем к размножению
в обществе народа» (1775
) С. Г. Зыбелин
говорил о самых разных вещах, важных для
правильного воспитания детей - о воспитании
вообще, о разумном поведении родителей,
особенно матери, и о приготовлении ее
к родам и пр. В то же время он рекомендовал
использовать целый ряд проверенных мер
по уходу за младенцами, указывал на пользу
движений для правильного развития детей,
на необходимость соблюдения режима правильного
питания.
Характерно,
что в своих речах Зыбелин
выступал как ученый и врач, обладавший
широким кругозором и во многом опережавший
свою эпоху. Интересно его «Слово о способе,
как предупреждать можно немаловажную
между прочими медленного умножения народа
причину, состоящую в неприличной пище,
младенцам даваемой в первые месяцы их
жизни» (1780
). Демонстрируя хорошее
знание предмета, он проанализировал материалы
западноевропейской и русской демографии
и пришел к заключению, что высокой смертности
в городах способствуют, кроме других
причин, «многолюдство жителей, улицы
узкие, строения высокие, неимение внутрь
города не только садов, но даже дворов».
Указывая, что одной из причин медленного
роста населения является безбрачие, он
вскрывал социальные причины последнего:
«чрезвычайные налоги и утеснения, кои
заставляют больше воздыхать, нежели помышлять
о браке». Он подчеркивал также особое
значение ряда других факторов, препятствующих
росту народонаселения, в особенности
социальных бедствий, высокой смертности
населения, прежде всего детей. В то же
время анализ данных о рождаемости и смертности
в России привел его к здравому выводу,
что «медленность умножения народа, или
великое оного уменьшение» зависит в основном
от высокой смертности в раннем детском
возрасте. В общем, считал он, в основе
малого прироста населения лежат социальные
причины, такие как «недород хлеба и голод,
от чего не только многие лишаются жизни,
однако же рождение детей в меньшем числе
бывает». Зыбелин делал ряд практических
выводов и, в частности, настаивал на необходимости
грудного вскармливания младенцев.
Интересно,
как заканчивал Зыбелин эти свои
две речи, посвященные здоровью детей
и фактически представлявшие собой часть
пособия по не существовавшей еще тогда
педиатрии: «При окончании сего наставления
для воспитания в младенчестве осмелюсь,
почтеннейшие Слушатели, за верное утверждать,
что ежели бы все оные предписанные правила
и предосторожности, от начала рождения
младенцев, по крайней мере, до восьми
месяцев или до окончания года, с особливым
рачением и верно были наблюдаемы, также
бы и главнейшая причина их болезней в
сие время прилежно была отвращаема, то
бы совершенно самое искусство доказало,
что, по меньшей мере, третья часть умирающих
младенцев как в городах, так и в деревнях
в живых истинно сохранилась. Если же бы
к сему еще всегда присоединяемо было
и предохранение от той пагубнейшей болезни,
разумею оспу, наиполезнейшим прививанием
оной, то бы всеконечно две части рода
человеческого в младолетстве погибающего,
в жизни совершенно сохранены были».
В
1785
году вышел трактат С. Ели «Физико-медические
примечания о вреде, происходящем от употребления
рожков для кормления младенцев, по проистекающих
от того частию весьма жестоких, частию
же и смертоносных детских болезней».
Передовые
ученые того времени С. Г. Зыбелин (1735-
1802
), Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812
)
понимали, что важное значение для здоровья
ребенка имеет уход за ним и питание. Они
были горячими сторонниками грудного
вскармливания, распространяли среди
врачей и населения правила гигиены матери
и ребенка.
Н.М.
Максимович-Амбодик работал в Петербургском
воспитательном доме в течение многих
лет.В своём оригинальном труде "Искусство
в повивании, или наука о бабичьем деле"
(1786
) он посвятил несколько разделов
вопросам ухода за ребёнком "от рождения
до отроческого возраста", описанию
детских болезней и способов их лечения.
Пятая часть этого труда, «...содержащая
краткое объяснение всего того, что воспитывающим
детей ведать и делать должно - касательно
их природных свойств, воспитания, попечения
от самого рождения до отроческого возраста;
описание болезней, младенца приключающихся;
примечания и наставления о врачевании
оных и надежные средства, к облегчению
и предохранению детей от немочей способствующие»,
объемом 140 страниц, содержала три раздела:
- о новорожденных
младенцах, их качествах, природных свойствах,
со держании, попечении и воспитании.
о причинах, препятствующих взращению и воспитанию младенцев.
о болезнях младенческих вообще.
- Профилактическая
направленность.
Медицинское образование народа и этика.
Безопасное (нетравматичное) акушерство.
Естественное вскармливание.
Оптимальная фармакотерапия.
Любовь к больному - как необходимое условие врачебной профессии.
Гражданственность.
В 1799 году при воспитательном доме специального управления создана экспедиция «для наблюдения за питомцами», отданными на воспитание в крестьянские семьи.
2. Развитие отечественной педиатрии с XIX века до 1917 года
Систематическое
изучение детских болезней стало возможно
только с открытием детских больниц. Россия
была одним из первых Европейских государств,
где были открыты детские больницы. Первая
больница для детей 2-15 лет была открыта
в Париже в 1802
году. Она стала центром
подготовки специалистов по детским болезням
в Европе. В 1834
году открыта детская
больница в Петербурге, а
в Москве в 1842
году.
В
1835
году в программу обучения врачей
в России введен специальный курс детских
болезней.
В
России первым начал читать теоретический
курс детских болезней с 1831
по 1847
год
профессор
кафедры акушерства Медико-хирургической
академии в Петербурге Степан Фомич Хотовицкий
(1796-1885
).
Хотовицкий
Степан Фомич, профессор МХА, был избран
заведующим кафедрой «акушерства и вообще
учения о женских и детских болезнях»
в 1836
году.
Ему принадлежат замечательные
слова: "...ребенок есть существо, которое
растет и развивается только по присущим
ему законам. Ребенок - это не уменьшенная
копия взрослого".
С этого времени он
начал впервые в высшей школе России читать
систематический курс детских болезней,
не ограничиваясь болезнями новорожденных
и детей первого года жизни (как это обычно
делали профессора акушерства), а как полный
курс педиатрии, излагая физиологию и
патологию детей всех возрастных периодов
детства, а также детские инфекции.
Лекционный
курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был
первым в мире курсом педиатрии, который
входил в число обязательных для
студента МХА дисциплин (за рубежом
эти курсы читались как приватные лишь
для врачей, желающих совершенствоваться
в педиатрии).
Главной
заслугой С. Ф. Хотовицкого следует
считать то, что его научные
труды знаменовали возникновение
в России во второй четверти XIX века
начало подлинно научной педиатрии. С.
Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право
педиатрии на самостоятельное существование
(как раздела медицины), а также - цели
и задачи педиатрии. Это дает основание
считать его первым русским педиатром.
Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий
систематизировал в первом оригинальном
русском руководстве по педиатрии «Педиятрика».
Хотовицкий является автором работ по
педиатрии: "Венерическая болезнь у
новорожденного" (1834
, часть 24), "Детская
одышка" (1838
, часть 31).
В
1836
году при кафедре терапии Медико-хирургической
академии был открыт амбулаторный прием
детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился
к созданию акушерской и детской клиник
и довел этот вопрос до реального осуществления
в 1842
году, когда детская клиника (10
коек для детей до 3лет) женской и акушерской
клиники (на 34 койки) была повторно открыта
в МХА. Таким образом, уже на первых этапах
становления педиатрии, как самостоятельной
учебной дисциплины появились отечественные
традиции в методике преподавания - единение
теоретического и практического обучения
студентов у постели больного.
Однако
систематическое преподавание детских
болезней в Москве и Петербурге началось
лишь в 60-е годы XIX
века.
С
февраля 1861
году детское отделение расширили
до 20 коек (2 палаты) и заведование клиникой,
чтение лекционного курса, руководство
практическими занятиями студентов было
поручено Радецкому Ивану Ивановичу (1835
- 1904
), который в том же году после успешной
защиты диссертации (Патология катарального
воспаления легких у новорожденных и грудных
детей) был избран приват - доцентом, то
есть в 1861
году была создана первая
в России клиническая доцентура по курсу
детских болезней.
С
весны 1862
года преподавание педиатрии
в МХА было передано приват - доценту Зеленскому
Михаилу Самуиловичу (1829 - 1890
), который
начал свой курс с изложения гигиены детского
возраста, диететики, ухода за новорожденными,
подробного ознакомления с естественным
и искусственным вскармливанием ребенка,
особенностями женского молока и его количественными
и качественными изменениями и зависимости
от различных физиологических и патологических
состояний. Раздел «Болезни нервной системы»
разработан в программе М. С. Зеленского
с исчерпывающей на то время полнотой,
и его по праву считают первым в России
педиатром-неврологом.
В
первой половине XIX века вопросами детского
здравоохранения в России занималось
Вольно-экономическое общество. Оно изучало
детскую заболеваемость и смертность,
издавало популярные брошюры. К. Груш написал
«Руководство по воспитанию, образованию
и охранению здоровья детей» (1843-1848
).
Дальнейшее
развитие педиатрии связано с созданием
в 1865
году кафедры детских болезней,
которую возглавил В. М. Флоринский (1834-1899
),
в Петербургской медико-хирургической
академии.
Флоринский
Василий Маркович, профессор МХА (акушер-гинеколог),
с сентября 1865
году приступил к чтению
систематической курса педиатрии, объединив
теоретический курс педиатрии с заведованием
клиникой детских болезней в одних руках.
В связи с тем, что в 1865
году в МХА было
организовано систематическое клиническое
преподавание педиатрии, этот год в отечественной
литературе считают годом основания первой
в России кафедры детских болезней.
В
Москве на медицинском факультете Московского
университета с 1861
года - доцент акушерской клиники Николай
Алексеевич Тольский.
С
этого времени на протяжении 30
лет
Н.А. Тольский развивал новую дисциплину
- педиатрию. Именно он основал кафедру
и
клинику
детских
болезней.
Сначала на базе факультетской терапевтической
клиники ему было выделено 11 коек с отдельной
амбулаторией, а затем, после выделения
земли Государственной думой под строительство
клиник на Девичьем поле для медицинского
факультета Московского университета,
Н.А. Тольский разработал план строительства
инфекционных бараков и клиники. Инфекционные
бараки были государственными, клиника
была частной благотворительной, построена
на средства фабриканта М.А. Хлудова и
открыта 23 мая 1891
года. Хлудовская
больница соответствовала всем требованиям
науки и гигиены того времени и вызывала
восхищение как организацией, так и внешним
видом. Клиника была рассчитана на 25 коек
и включала амбулаторию, где помимо педиатров
работали хирурги, ортопеды и отоларингологи.
Кафедра детских болезней Н.А. Тольского
воспитала выдающихся педиатров - Н.С.
Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова.
За три месяца до открытия клиники профессор
Н.А. Тольский скоропостижно скончался.
Руководителем кафедры и клиники стал
выдающийся российский педиатр, прекрасный
врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов.
Н.
И. Быстров (1841 -1906
) организовал первое
в России общество детских врачей в Петербурге
(1885
). Он подготовил много учеников,
основавших другие кафедры педиатрии
в стране, которые очень многое сделали
в вопросе лечения детей и в снижении в
деле высокой смертности детей.
Быстров
Николай Иванович, первый в России профессор-педиатр,
докторскую диссертацию на тему «Действие
бромистого аммония на животный организм
и терапевтическое употребление его в
детской практике» защитил 11
января 1869
года. Осенью 1870
года Н.
И. Быстрой после возвращения из заграничной
командировки по поручению Конференции
Академии приступил к чтению курса педиатрии
и заведованию клиникой детских болезней.
В 1874
году кафедра детских болезней
МХА получила постоянную базу (где и размещается
по настоящее время) и официальный статус.
Заслугой Н. И. Быстрова является и то,
что он впервые в России вводит в свое
изложение вопросы детского здравоохранения
и организации детских лечебных учреждений.
Соответствующий пункт программы гласил:
«Смертность детей первого возраста в
России и других странах. Критический
разбор условий, увеличивающих и уменьшающих
смертность детей, устройство воспитательных
домов, детских больниц, приютов, школ».
В ноябре 1879
года по инициативе Н. И.
Быстрова Конференция МХА, «имея в виду
важное значение обязательного изучения
детских болезней», постановила ввести
в экзамен лекаря и испытание по детским
болезням.
В
1885
году по инициативе и под руководством
Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано
первое в России (и второе в мире) Общество
детских врачей.
Большой
вклад в организацию педиатрической
помощи в России внес К. А. Раухфус (1835-1915
).
По его планам были построены две детские
больницы - одна в Петербурге, которая
носит имя Раухфуса, другая в Москве -
больница имени Русакова, а также первый
санаторий для детей. Раухфус был не только
организатором здравоохранения, но и крупным
ученым. Ему принадлежат исследования
о гнойных поражениях суставов у грудных
детей, врожденных пороках сердца, выпотных
плевритах и т. д. Им описан клинический
симптом при плевритах - «треугольник
Раухфуса», обоснована необходимость
второго (санаторного) этапа лечения детей.
При
сооружении и внутреннем устройстве
Детской больницы принца Петра Ольденбургского
им впервые была применена система
временной карантинной изоляции
сомнительных в смысле заразительности
случаев; в большем совершенстве ему удалось
провести приемы изоляции и всего устройства
детской больницы при вверенном его руководству
сооружении детской больницы Св. Владимира
в Москве (1874-1876
), которая считается
образцовым типом современных детских
больниц. При детской больнице принца
Петра Ольденбургского Раухфус ввел впервые
в России больничную ассистентуру для
систематического совершенствования
молодых врачей под руководством заведующих
отделениями старших врачей.
Раухфус
Карл Андреевич - выдающийся отечественный
педиатр, был первым в России детским
патологоанатомом; первым в России
отоларингологом (создал гортанное
зеркало и еще 17 усовершенствований
для диагностики и лечения
ЛОР-патологии); первым в России детским
кардиологом, так как уже его докторская
диссертация была посвящена врожденным
порокам сердца у детей, и в дальнейшем
его больница была местом оказания наиболее
квалифицированной помощи детям с врожденными
пороками сердца; первым из творцов отечественной
системы образования и воспитания педиатрических
кадров (врачей - первый ввел институт
врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь),
воспитавшим целую плеяду крупных русских
педиатров.
Основоположником
отечественной клинической педиатрии
является Н. Ф. Филатов (1847-1902
). Он описал
неизвестное до того времени острое инфекционное
заболевание детского возраста - «скарлатинозную
краснуху», идиопатическое воспаление
шейных лимфатических желез (железистая
лихорадка Филатова - инфекционный моно-нуклеоз),
ранний признак кори - отрубевидное шелушение
эпителия на слизистой оболочке губ и
щек (симптом Филатова). В 1887
и т.д.................
Билет № 1
1. Развитие педиатрии в России и ведущие отечественные педиатры. Основные положения научной педиатрии (с.Ф.Хотовицкий).
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paidos - ребенок и jatreia - врачевание. В 1802 г. в Париже была открыта первая детская больница. Однако еще выдающимися учеными древности и средневековья начиная с Гиппократа, который доказывал необходимость выделения педиатрии в особую дисциплину, были даны описания некоторых особенностей детского организма и обсуждались вопросы вскармливания, гигиены, клинических проявлений ряда заболеваний у детей и их лечения.
В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый - до середины XIX века, второй - до Октябрьской социалистической революции, третий - советский. И. И. Бецкой, крупный государственный деятель XVIII столетия, спроектировал, построил и открыл первые воспитательные дома для «подкидышей» в Москве (1764) и Петербурге (1771). Он же разработал правила по организации работы детского учреждения, по уходу за детьми и их воспитанию.
Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) первым стал преподавать акушерство (и как часть его - педиатрию) на русском языке, создал русскую медицинскую терминологию. В своем труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» он посвятил целый раздел уходу за ребенком, его питанию, болезням, свойственным детям, и методам их лечения. Он был горячим сторонником грудного вскармливания и распространения среди врачей и населения правил гигиены матери и ребенка.
Началом второго периода послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Н. Ф. Филатова. В 1844 г. в Петербурге - первая в Европе больница для грудных детей. С. Ф. Хотовицкий (1796-1885) начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге. Он же организовал в академии (1842) клинику акушерства и гинекологии, где треть общего количества мест была отведена детям. Он создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням - «Педиятрику», в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее свого значения: «Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». И далее: «Именно же целью педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, споспешествование правильному, с природою сообразному ходу постепенного развития организма детского и свойственных ему отправлений, а с другой - удаление препятствий к правильности хода этого». Формируясь как наука, отечественная педиатрия с самого начала носила профилактическое направление. Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах.
Дальнейшее развитие педиатрии связано с выделением ее в самостоятельную специальность, строительством и открытием новых больниц, а также первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской медико-хирургической академии в 1865 г. Строительство новых детских больниц, в том числе по проектам крупного петербургского педиатра К. А. Раухфуса (1835-1915): больница им. Раухфуса в Петербурге (1869) и больница им. Русакова в Москве (1876), по планировке в то время лучшие в мире. К. А. Раухфус, возглавляя в течение 40 лет построенную им больницу, во многом усовершенствовал организацию больничного дела, разработал режим дня для детей грудного возраста, ввел обязательное ношение халатов, дезинфекцию, изоляцию инфекционных больных и т. д.
Н. И. Быстровым было организовано первое научное общество детских врачей в Петербурге (1885), а Н. Ф. Филатовым - Кружок детских врачей в Москве (1887).
К концу второго периода развития отечественной педиатрии в России было 17 высших медицинских учебных заведений, выпускающих ежегодно около 1000 врачей - «универсалов» и около 600 врачей-педиатров; было открыто 30 детских больниц, имелось 750 детских стационарных коек. В многомиллионной стране такая помощь была недостаточной, сама система организации педиатрической службы находилась на низком уровне. Детская смертность оставалась очень высокой.
После Великой Октябрьской социалистической революции (третий период ) забота о матери и ребенке впервые в мире стала государственным делом. Период становления советского здравоохранения связан с именами замечательных людей: Н. К. Крупской А. М. Коллонтай, В. П. Лебедевой, В. М. Величкиной и др.
Практически ликвидированы такие тяжелые заболевания, как дифтерия, полиомиелит, туберкулезный менингит. За последние десятки лет заболеваемость коклюшем снизилась в 64 раза, корью - в 7 раз.
Основателем школы московских педиатров был Н. А. Тольский (1830-1891). С 1861 г. он читал теоретический курс педиатрии в Московском медицинском университете, а в 1873 г. организовал и возглавил кафедру детских болезней.
После смерти Н. А. Тольского кафедру педиатрии Московского университета возглавил Н. Ф. Филатов (1847-1902), который по праву считается отцом русской педиатрии. К числу его крупных научных трудов относится диссертация «К вопросу об отношении бронхита и острой катаральной пневмонии» (1876), в которой он убедительно показал патогенетическую связь пневмонии с бронхитом и ателектазами. Им созданы учебные пособия для студентов: «Лекции об острых инфекционных болезнях» (1885), «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890), «Краткий учебник детских болезней» (1893). Особенно много было сделано Н. Ф. Филатовым в области изучения острых детских инфекций. В 1885 г. он описал новую, неизвестную до него, острую инфекционную болезнь, названную им скарлатинозной краснухой (Дюкс дал ее описание через 15 лет), а также железистую лихорадку - инфекционный мононуклеоз (за 4 года до Пфейфера). Н. Ф. Филатов подметил важнейший для ранней диагностики кори симптом отрубевидного шелушения слизистой оболочки щек, предложил способ выявления и подсчета числа гиперкинезов при хорее. Эти заболевания и симптомы носят его имя. Он дал характеристику важнейшим симптомам поражения ЦНС при различных заболеваниях у детей, впервые начал применять сыворотку при лечении дифтерии, использовать спинномозговые пункции при водянке мозга и менингите, внедрил в клиническую практику бактериологические методы исследования и многое другое.
Большой вклад в отечественную педиатрию внесли работы В. И. Молчанова (1868 - 1959), академика АМН СССР, профессора, заведующего кафедрой детских болезней I ММИ им. И. М. Сеченова на протяжении 28 лет (1922-1950). Изучил изменения вегетативной системы при скарлатине, что позволило уточнить причину белого дермографизма и патогенез «скарлатинного сердца». Ему принадлежит приоритет в открытии патогенетической связи скарлатины с ревматизмом. Написал монографию «Расстройства роста и развития детей» (1927).
Написанная В. И. Молчановым, Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым «Пропедевтика детских болезней» выдержала 5 изданий (последнее в 1970 г.), переведена на ряд иностранных языков.
Г. Н. Сперанского (1873 - 1969) называют основоположником организации охраны материнства и детства в СССР. В 1895 г. он организует площадки для детей бедных; в 1906 г. впервые проводит при родильном доме консультативный прием здоровых детей; в 1910 и 1912 гг. открывает стационары для грудных детей.
А. А. Кисель (1859-1938) изучал туберкулез, ревматизм и ревматоидный полиартрит у детей. Среди его учеников хорошо известны имена профессоров С. И. Федынского (1876-1926), работавшего в области физиологии и патологии детей грудного возраста, и А. А. Колтыпина (1883 - 1942), успешно изучавшего острые детские инфекции и создавшего концепцию о трех основных линиях патогенеза инфекционного процесса.
Работы профессора Н. П. Гундобина (1860-1908) и его учеников были суммированы в труде «Особенности детского возраста». Он разработал классификацию периодов детства.
В Ленинграде работали профессор М. Г. Данилевич (1885 - 1956) - основоположник школы инфекционистов-педиатров, автор «Руководства по острым детским инфекциям».
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
История развития педиатрии. Э тапы развития и становления отечественной педиатрии
Введение
медицина педиатрия наука
Педиатрия -это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.
Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.
Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго. Претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась. Со временем систематизировалась. Арабские врачи описывают некоторые заболевания. Но не один из этих ученых не оставил систематизированного изложения сведений о ребенке. Педиатрия в настоящее время одной из ведущих медицинских дисциплин, так как занимается самой главной проблемой-здоровьем.
В истории развития педиатрии выделяется 3 основных этапа.
1 период. Охватывает время с 16 века. Наука еще не систематизирована. Здесь большой вклад в развитие педиатрии вносят такие знаменитые люди как Ломоносов, Максимович-Алибодик, Зыбелин, Хатовицкий и другие.
2 период. Охватывает 19-20 век. Педиатрия развивается как самостоятельная наука, начинает систематизироваться. В России открывается первая детская больница. Состоялось это событие в городе Петербурге. Основоположником педиатрии является Филатов. Именно он описал симптомы кори, краснухи, мононуклеоза. Его труды посвящены инфекционным заболеваниям и желудочно-кишечным заболеваниям.
3 период. Начинается с 1917 года. В этот период выдающимися личностями в области педиатрии были Кисель, Сперанский, Молчанов, Домбровский и другие.
1. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии
После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.
В России последовательность событий была очень близка той, что происходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчивости и энергии И.И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.
Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специальностей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми стали читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С.Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицкий и Н.А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.
Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831-1847 1Г. он читал самостоятельный курс детских болезней, в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г. выпустил первый русский учебник педиатрии - «Педиятрика».
Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает работать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Филатова), а еще через 2 года, в 1844 г., в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).
Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профессору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841-1906). Н.И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессорами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.
В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент кафедры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким образом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.
В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И.В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К.А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-педиатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундаментальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом европейских авторов под редакцией Гергардта (1877).
Значительный вклад в развитие отечественной педиатрической науки внес преемник Н.И. Быстрова по кафедре педиатрии Медико-хирургической академии, ученик Н.А. Тольского профессор Николай Петрович Гундобин (1860-1908). Он и его ученики за короткое время накопили большой научный материал по анатомо-физиологическим особенностям детей, и на этой основе Н.П. Гундобин выпустил фундаментальный труд, не потерявший своей ценности и до настоящего времени, - «Особенности детского возраста». Кроме этой книги, он написал популярное руководство «Общая и часгная терапия болезней детского возраста», выдержавшее несколько изданий.
Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила деятельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н.А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова
2. Развитие педиатрии в советское время.
Следующий этап развития педиатрии связан с годами Советской власти, когда были изданы ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г.Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932 г.), позже в Ленинграде - Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935 г.), основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.
Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года под руководством Семашко было издано «Положение о медицинских сестрах», в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.
В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н.Ф. Филатова в Москве и Н.П. Гундобина в Петербурге.
Н.Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н.Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.
Труды Н.Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.
Работы профессора Медико-хирургической академии Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н.П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н.П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.
Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки. Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.
После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.
В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977 г.).
Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.
Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А.А. Кисель и его школа. А.А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А.А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А.А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).
Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г.Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г.Н. Сперанского.
Профессор В.И. Молчанов развил основные идеи учения Н.Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В.И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.
Профессор М.С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.
Профессор Ю.Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н.Ф. Филатова и В.И. Молчанова. Научные исследования Ю.Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю.Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.
Профессор А.Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.
Профессора А.А. Колтыпин, П.С. Медовиков, А.И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О.Д. Соколова-Пономарева, Д.Д. Лебедев, Н.И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.
На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в нашей стране имеются все возможности. В 1981-1985 гг. в соответствии с Решениями XXVI съезда КПСС предусматривается осуществление обширной программы мероприятий по охране здоровья населения, улучшеюнию всех видов специализированной медицинской помощи, намечено строительство новых больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев и домов отдыха. Предстоит усилить санитарно-гигиеническую службу, построить новые санитарно-эпидемиологические станции, обеспечить их современным оборудованием. Предусматривалось также увеличение выпуска продукции медицинской промышленности, обеспечение медицинских учреждений новейшими высокоэффективными препаратами и вакцинно-сывороточными препаратами. Дальнейшее развитие в 11-й пятилетке получат физическая культура и спорт.
3. Задачи современной педиатрии:
На сегодняшний день эта наука рассматривает широкий круг вопросов жизни и развития детей, так или иначе касающихся их здоровья.
Отличительной особенностью педиатрии считается то, что в центре внимания данного раздела медицины - ребёнок, рассматриваемый не как маленький - взрослый, а именно как человек ссобственными характеристиками развития и становления, с присущими лишь ему возрастными изменениями и характерными признаками формирования в физическом, умственном, эмоциональном плане.
В настоящее время педиатрия решает ряд важных и актуальных задач, среди которых можно выделить следующие:
· Профилактика и предупреждение детских заболеваний и ранней инвалидности;
· Выявление генеза и последствий детских заболеваний;
· Эффективность диагностических мероприятий;
· Качественное лечение и поэтапная реабилитация заболевшего ребёнка;
· Оптимальная организация оказания медицинской помощи;
· Выявление и последующее устранение социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье ребёнка;
· Разработка и апробация новейших методов и методик лечения;
· Повышение детского иммунитета и устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;
· Пропаганда правильного детского питания и здорового образа жизни.
Эти и другие проблемы, которые стоят перед современной педиатрией, направлены на самую главную ценность как отдельного родителя, так и общества в целом - здоровье ребёнка .
Список используемой литературы
1. http://moeditya.com/pediatriya/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Педиатрия
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc
4. http://bubook.net/book/530-pediatriya
5. http://www.promedall.ru/pediatry
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Главные компоненты педиатрической науки и практики детского врача. Появление научных трудов по педиатрии и первых детских больниц. Классификация и характеристика периодов детского возраста. Физическое и психическое развитие детей, выявляемые заболевания.
презентация , добавлен 22.01.2014
Угрожающие состояния в педиатрии. Осмотр при угрожающих состояниях. Декомпенсация жизненно-важных функций организма ребенка. Виды остановки кровообращения. Клинические проявления угрожающих состояний. Неотложная помощь при угрожающих состояниях.
курсовая работа , добавлен 10.07.2015
Роль физических упражнений в борьбе за здоровье человека. Распространение в России знаний по лечебной гимнастике (ЛГ) и массажу. Применения физических упражнений в травматологии, ортопедии, педиатрии. Развитие спортивной медицины на современном этапе.
реферат , добавлен 10.11.2009
История отечественной педиатрии. Периоды детского возраста. Методы оценки физического развития детей. Анатомо-физиологические особенности различных систем. Хронические расстройства питания у детей. Экссудативно-катаральный диатез. Основные заболевания.
шпаргалка , добавлен 20.03.2009
Классификация особенностей развития детского организма по Н.П. Гундобину с учетом биологических особенностей растущего организма. Основные периоды развития ребенка, выделяемые в педиатрии. Физиологические особенности полового созревания подростков.
реферат , добавлен 14.11.2010
Обобщающее значение символов и эмблем медицины. Эмблемы педиатрии, терапевтического и хирургического профилей, фармации, медицинских обществ. Военно-медицинские эмблемы. Общеисторическое и общемировое значение частных медицинских символов и эмблем.
презентация , добавлен 28.09.2014
Определение понятия комплаенса в медицине как добровольного следования пациентом предписанного режима лечения. Основные факторы влияния на формирование терапевтического сотрудничества. Согласие с медицинскими рекомендациями в терапии и педиатрии.
презентация , добавлен 25.03.2012
Сущность гемотилитической анемии у детей. Классификация, этиология и патогенез, синдромная диагностика и дифференциальный диагноз заболевания у детей. Основные принципы терапии в педиатрии. Особенности диспансерного наблюдения и этапы реабилитации.
презентация , добавлен 02.05.2017
Исследование современных лекарственных препаратов, наиболее часто используемых в педиатрической практике. Характеристика основных групп фармакологических препаратов. Анализ рецептов, форм выпуска и режимов дозирования медикаментов для детского возраста.
учебное пособие , добавлен 17.05.2016
Железодефицитная анемия является очень важной проблемой педиатрии и имеет не только медицинский, но и социальный характер. Метаболизм, распределение, обмен и депонирование железа в организме. Этиология ЖДА и стадии её развития. Поражение нервной системы.
Педиатрия, или учение о детских болезнях, - молодая медицинская наука; до XIX века педиатрия как самостоятельная медицинская дисциплина не существовала. Для детей не было отдельных больниц, они лежали в общих палатах со взрослыми, иногда по нескольку человек на одной кровати. Не было и детских врачей. Лечением детей обычно занимались опытные женщины, или «повивальные бабки», акушерки. Смертность детей, особенно первых лет жизни, была чрезвычайно высокой. Первым из русских учёных, заговоривших о необходимости борьбы с высочайшей детской смертностью, был М.В. Ломоносов (1711-1765). В труде «О размножении и сохранении российского народа» он предложил меры «по устранению этого зла». Следует сказать, что в те времена было распространено подкидывание детей, особенно незаконнорождённых. По инициативе одного из крупных государственных деятелей (И.И. Бецкого) и с согласия Екатерины II в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) были открыты специальные воспитательные дома для детей-подкидышей. В Петербургском воспитательном доме в течение многих лет работал замечательный врач-акушер Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812). В оригинальном труде «Искусство в повивании, или наука о бабичьем деле» (1786) он посвятил несколько разделов вопросам ухода за ребён- ком «от рождения до отроческого возраста», описанию детских болез- ней и способам их лечения. Но систематическое изучение детских болезней стало возможно только с открытием детских больниц. Россия была одним из первых европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая из них открылась в 1802 г. во Франции по приказу Наполеона I, вторая - в Петербурге в 1834 г., третья - в Москве в 1842 г.
написал и первый учебник по детским болезням на русском языке - «Педиятрика», где развил очень важную мысль о необходимости знания отличий детского организма от взрослого, т.е. анатомо-физиоло- гических особенностей для диагностики и лечения детских болезней. Однако систематическое преподавание детских болезней в Москве и Петербурге началось лишь в 60-е годы XIX века. В Петербурге курс педиатрии в Военно-медицинской академии с 1863 г. читал профессор В.М. Флоренский, а в Москве на медицинском факультете Московского университета с 1861 г. - доцент акушерской клиники Н.А. Тольский. С этого времени на протяжении 30 лет он развивал новую дисциплину - педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней. Сначала на базе факультетской терапевтической клиники ему было выделено 11 коек с отдельной амбулаторией, а затем, после выделения земли Государственной думой под строительство клиник на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета, Н.А. Тольский разработал план строительства инфекционных бараков и клиники. Инфекционные бараки были государственными, клиника была частной благотворительной, построена на средства фабриканта М.А. Хлудова и открыта 23 мая 1891 г. Хлудовская больница соответствовала всем требованиям науки и гигиены того времени и вызывала восхищение как организацией, так и внешним видом. Клиника была рассчитана на 25 коек и включала амбулаторию, где помимо педиатров работали хирурги, ортопеды и отоларингологи. Кафедра детских болезней Н.А. Тольского воспитала выдающихся педиатров - Н.С. Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова. За три месяца до открытия клиники профессор Н.А. Тольский скоропостижно скончался.
Руководителем кафедры и клиники стал выдающийся российский педиатр, прекрасный врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов. Его регулярные обходы и клинические разборы больных пользовались ис- ключительной популярностью и послужили прекрасной школой для плеяды молодых врачей. Заслуги Н.Ф. Филатова заключаются также в том, что он создал оригинальные руководства, учебники и монографии: «Лекции об острых инфекционных болезнях», «Клинические лекции», «Семиотика и диагностика детских болезней», отражавшие особенности клинической картины и диагностики детских болезней в России. Эти книги выдержали несколько изданий, в том числе и за ру- бежом. Велико и научное наследие Н.Ф. Филатова: он изучал инфекционные заболевания у детей, в том числе патогенез острых кишечных расстройств у детей грудного возраста, впервые (одновременно с американским педиатром Копликом) описал специфический симптом кори - белесоватые пятна на слизистой оболочке щеки, имеющие диагностическое значение. Ему принадлежит описание скарлатиноз-
Н.А. Тольский Н.Ф. Филатов Н.С. Корсаков
ной краснухи и железистой лихорадки. Н.Ф. Филатов был организатором и председателем Московского общества детских врачей.
С появлением Московской и Петербургской школ педиатрия стала быстро развиваться. Появились кафедры педиатрии в Киеве, Тарту, Одессе, Казани. Ими руководили ученики Н.А. Тольского, В.М. Флоринского, Н.Ф. Филатова. В Москве, Петербурге и Саратове возникли общества по борьбе с детской смертностью. Московское общество возглавил выдающийся русский педиатр Г.Н. Сперанский. Были проведены массовые организационные мероприятия, обеспечи- вающие охрану материнства и младенчества.
В 1920 г. был создан Комиссариат здравоохранения под руководством Н.А. Семашко, что позволило принять реальные меры по борь- бе с детской смертностью. Этому способствовало также создание детских яслей, садов, консультаций и больниц, а также мощной сети научно-исследовательских учреждений, где воспитывались новые научно-педагогические кадры.
Одним из таких центров отечественной педиатрии служит клиника детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, где в течение многих десятилетий создавалась школа российских педиатров, основанная Н.С. Тольским и Н.Ф. Филатовым. После смерти Н.Ф. Филатова в 1902 г. кафедру и клинику детских болезней возглавил Н.С. Корсаков - прекрасный клиницист (большинство его трудов посвящено рахиту). С 1923 г. руководителем кафедры стал выдающийся отечественный педиатр, в последующем действительный член АМН, председатель Всесоюзного общества детских врачей В.И. Молчанов. При нём была проведена первая реконструкция клиники: коечный фонд с 25 коек расширен до 70, открыты рентгенов-
ский, физиотерапевтический и электрокардиографический кабинеты, новые лаборатории, консультация, отделение для детей грудного возраста и молочная кухня. В.И. Молчанов в общей сложности проработал в клинике около 60 лет. Его основные научные исследования были посвящены изучению острых детских инфекционных болезней, их диагностике и лечению (эта проблема была очень актуальна). Под его руководством был издан сборник «Труды бараков детской клиники», также вышли в печать его монография-диссертация «Надпочечники и их изменения при дифтерии» и монография «Дифтерия», посвящён- ные грозной инфекции, уносившей в то время многие детские жизни. Им был разработан новый раздел педиатрии - эндокринные заболевания, послуживший материалом для монографии «Расстройства роста и развития у детей». Огромный врачебный и педагогический опыт В.И. Молчанова лёг в основу учебника «Пропедевтика детских болезней», написанного совместно с Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедевым. Преемницей В.И. Молчанова на посту заведующего кафедрой стала его ученица и сподвижница Ю.Ф. Домбровская - академик АМН, за- служенный деятель науки РСФСР, лауреат Ленинской премии, председатель Всесоюзного и московского общества детских врачей. Коллеги называли её «Педиатр? 1». Её профессиональная биография началась в 1916 г.; в течение 54 лет она не покидала стен клиники, пройдя путь от клинического ординатора до академика, заведующего кафедрой. Как и её предшественники и учителя, Ю.Ф. Домбровская объединяла в себе качества прекрасного, чуткого человека, выдающегося учёного и педагога. При ней была проведена вторая реконструкция клиники, построено новое здание, что позволило расширить количество коек с 70 до 250; были созданы новые подразделения (эндоскопия в педиатрии и функциональная диагностика лёгочных заболеваний) и новое направление в педиатрии - изучение проблемы коллагенозов у детей. Ю.Ф. Домбровская воспитала целую школу последователей - проф. Н.А. Тюрина, Е.В. Климанскую, М.И. Анохина, автора этой статьи и свою преемницу Л.А. Исаеву, возглавлявшую кафедру с 1970 по 1991 г.
Как и её предшественники, Л.А. Исаева была академиком АМН СССР, заслуженным деятелем науки, лауреатом Государственной пре- мии СССР, председателем Московского общества детских врачей. Вся её жизнь со студенческой скамьи до конца дней была тесно связана с кафедрой и клиникой. Она активно участвовала в строительстве и становлении нового корпуса, ремонте старой хлудовской больницы, превратившейся в современный стационар. Под её руководством было проведено техническое переоснащение клиники, открыто отделение реанимации и интенсивной терапии, оборудованное по новейшим стандартам, организован научно-исследовательский отдел по изуче-
В.И. Молчанов Ю.Ф. Домбровская Л.А. Исаева
нию диффузных болезней соединительной ткани. В научном плане делом её жизни было изучение актуальных проблем ревматологии, особенно ювенильных коллагенозов - системной красной волчанки (СКВ), системной склеродермии (ССД), дерматомиозита. Работая в этом направлении, она вырастила школу профессоров и докторов наук: В.И. Карташову, Л.К. Баженову, Г.А. Лыскину, Т.М. Ермакову, Н.Н. Уварову, Т.В. Рябову и др. Преемником Л.А. Исаевой с 1991 г. стал академик РАМН, профессор А.А. Баранов, возглавивший Союз педиатров России и ставший директором Института педиатрии РАМН (ныне Научный центр здоровья детей и подростков). А.А. Баранов организовал проведение многих республиканских конгрессов и съездов педиатров России, создал «Российский педиатрический журнал», является членом Совета Союза национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций (UNE PSA).
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДИАТРИИ
Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его «Афоризмах», в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.
Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины – хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.
Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.
Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.
Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.
Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.
Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.
Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок–это не уменьшенная копия взрослого». Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням – «Педиятрика» (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.
Второй период – от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка «как на взрослого в миниатюре» и потребовало отдельного изучения детского организма.
Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.
В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.
В конце XIX – начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей – Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.
Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова
как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононук-леозом, или болезнью Филатова.
Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.
Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиоло-гических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.
Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.
Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.
Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, ч частности медицины, открылись исключительно широкие возможности.
Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И.Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.
После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.
В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма.
Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.
Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.
Профессор М. С. Маслов – выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.
Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.
Профессор А. Ф. Тур – крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.
Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Лебедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.