КАТИТСЯ? НЕ КАТИТСЯ! (признаки и свойства предметов)
Ребенок активно познает мир - рассматривает и ощупывает, прислушивается, нюхает и пробует на вкус, сравнивает и действует. Таким образом, постепенно у малыша накапливаются разнообразные представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Но этот поток впечатлений о признаках и свойствах предметов пока еще хаотичен. Как его упорядочить?
Для этого недостаточно только обследовать предмет, необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Возникает необходимость в мерках, с которыми ребёнок может сравнивать то, что он в данный момент воспринимает. Такими общепринятыми мерками является система эталонов.
Система эталонов сложилась исторически и позволяет сравнивать и сопоставлять результаты восприятия, обозначая свойства и отношения предметов словом. Она включает спектр цветов, систему геометрических форм, шкалу величин, меры веса, звуковысотный ряд, систему фонем родного языка и др. Свои системы эталонов имеются во вкусовом и обонятельном восприятии. Все эти эталоны со временем должны быть усвоены ребёнком.
Предлагаем материал для усвоения системы геометрических форм. В ней вы найдёте интересные задания с яркими иллюстрациями и описание практических игр, в которые стоит поиграть с ребенком.
Первый этап знакомства с формами практические действия. Чтобы ребёнок практическим путём выделил форму предметов, используются специальные игрушки - рамки и вкладыши, коробочки с крышками разной формы, почтовый ящик и др. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.
Познакомиться с цветными формами Вам поможет маленький Воробышек.
Хвалите малыша за успехи!
Ребёнку нужна ваша оценка!
КРУГ
- Нашёл Воробышек круг и принёс нам. (Дайте ребёнку заранее приготовленную картонную фигурку круга любого цвета.) Посмотри - это крут. Обведи крут пальчиком по контуру. А теперь выложи круг из шнурка (цепочки, ленточки).
- (Покажите малышу нарисованный круг в верхнем углу страницы.) Это тоже... Правильно, кружок. Давай и его обведём пальчиком. А теперь нарисуй кружок в воздухе. Вот так.
- Посмотри на картинки и скажи, какие предметы по форме круглые (цветок, часы, пуговица, монетка, тарелка).
- Давай найдём среди игрушек в комнате (на кухне, в ванной) предметы, похожие на круг.
- Посмотри - по дорожке пробежал слоник, нарисуй круглые следы.
КВАДРАТ
- Нашёл Воробышек квадрат и принёс нам. (Дайте ребёнку заранее приготовленную картонную фигурку квадрата любого цвета.) Посмотри - это квадрат. Обведи квадрат пальчиком по контуру. А теперь сложи квадрат изсчетных палочек (карандашей).
- (Покажите малышу квадрат, нарисованный в верхнем углу страницы.) Это тоже... Правильно, квадрат. Давай и его обведем пальчиком. А теперь нарисуй квадрат в воздухе. Вот так.
- Посмотри на картинки и скажи, какие предметы по форме квадратные (картина, платок, печенье, окошко, сумка).
- Давай найдем среди игрушек в комнате (на кухне, в ванной) предметы, похожие на квадрат.
- Нарисуй узоры на платочках.
ТРЕУГ ОЛЬНИК
- Полетал Воробышек, полетал и принёс нам треугольник. (Дайте ребёнку заранее приготовленную картонную фигурку треугольника любого цвета.) Посмотри - это треугольник. Обведи треугольник пальчиком по контуру. А теперь сложи треугольник из счётных палочек (карандашей).
- (Покажите малышу треугольник, нарисованный в верхнем,углу страницы.) Это тоже... Правильно, треугольник. Давай и его обведём пальчиком. А теперь нарисуй треугольник ввоздухе. Вот так.
- Посмотри на картинки и скажи, какие предметы по форме треугольные (лопатка треугольной формы, кусок сыра, парусу кораблика, треугольный флажок).
- Найди в комнате все треугольники. (Приготовьте заранее несколько картонных треугольников, разных по цвету и размеру, и разложите их в разных местах.)
- Нарисуй гирлянду из флажков.
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.
В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.
"На что похож?"
Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.
"Будь внимателен"
На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.
"Найди фигуру"
Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).
"Перепутались "
Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).
"Найди домик"
У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.
"Поиграем с фигурами"
Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:
Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?
"Раскрась"
Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.
Ванечка благодарит детей за игры, за подарки и говорит, что он теперь никогда не перепутает фигуры.
"Наша группа"
КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету: «Математические представления»
2 класс
Тема: «Представление о квадрате»
Тип урока – изучение нового материала
ЦелиЗадачи
Планируемый результат
Коррекционно-образовательная:
1. Формирование первич-ных представлений о квадрате и его основных свойствах.
1. Познакомить детей с внешним видом и призна-ками квадрата (4 угла и 4 стороны).
2. Упражнять в обследо-вании моделей фигур пу-тем обведения их конту-ров пальцем.
3. Учиться составлять квадрат из счетных палочек.
1. Формирующиеся по-нятия о квадрате и его свойствах.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие мелкой мото-рики пальцев рук.
1. Развивать внимание, память и мыслительные операции в процессе наб-людения за действиями взрослого и выполнения игровых упражнений.
2. Развивать мелкую мо-торику через пальчиковые игры, выкладывание фи-гур на плоскости.
3. Формировать умение группировать предметы по заданному признаку.
1. Формирующиеся умения наблюдений за действиями взрослого, установление законно-мерностей.
Коррекционно-воспитательная:
1. Воспитание навыков сотрудничества.
2. Воспитание познава-тельных способностей.
1. Воспитывать дружес-кие, доброжелательные отношения между детьми
5. Воспитывать интерес к математике.
1. Формирующиеся навы-ки сотрудничества, взаи-мопонимания, доброже-лательности.
2. Проявление интереса к новым знаниям
Оборудование: ноутбук, магнитная доска, магниты, лист цветной бумаги, ножницы, простой карандаш, линейка, картинки с изображением предметов квадратной формы, заготовки с изображение квадрата, красный карандаш, счетные палочки, манная крупа, разносы, вырезанные из картона фигуры круга и квадрата, пластиковые тарелки, кубик, мячик, мягкий конструктор.
Ход занятия
Этапызанятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Примечание
1. Организа-ционно-мо-тивационный
Игра-приветствие :
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Выполняют действия в соответствии с текстом.
2. Основной
Подготовка к восприятию нового мате-риала
А сейчас ребята мы с вами послушаем сказку «Барон Квадрат»
Слушают и смотрят на магнитной доске сказку
Выносится магнитная доска, герои сказки
Усвоение новых знаний и спосо-бов действий
Посмотрите дети, что изображено на картинках? Правильно окно, подуш-ка, телевизор. Посмотри-те, все предметы квадрат-ной формы.
Это квадрат!
Сейчас я обведу квадрат пальцем. Посмотрите, бе-жит палец по квадрату, откуда ушел, туда и вер-нулся.
Поднимите указатель-ный пальчик! Обведем квадрат, вот так! Давайте еще раз вместе обведем квадрат!
А теперь давайте раскра-сим наши квадраты крас-ным карандашом.
Рассматривают кар-тинки с квадратными предметами.
Раздаются заготовки с изображением квадрата
Указательным паль-цем обводят края квадрата.
Раскрашивают квадраты
Квадрат помещается на доску.
Раздаются детям каран-даши.
Физ.минутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться
Вот и стали мы сильней
Здоровей и веселей!
(потянуться)
(движения стишка)
(показать «силу»)
(улыбнуться друг другу)
Первичная про-верка понима-ния. Игра «Сос-тавление фигур из счётных палочек»
Ребята давайте с вами с помощью палочек соста-вим геометрическую фигуру (Квадрат.)
Что мы знаем о квадра-те? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)
Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)
Показывают на кар-тинке с изображе-нием квадрата, его стороны и углы.
Составляют квадрат из счетных палочек
Раздаются счетные палочки
Закрепление знаний и спосо-бов действий. Рисование ман-кой «Палочки», «Квадрат»
А теперь давайте, пори-суем. Пальчиками прово-дим линии, затем пробуем нарисовать квадрат.
На подносах с ман-ной крупой дети рисуют палочки и фигуры
Раздаются подносы с манной крупой.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Теперь давайте поп ро-буем покатать квадрат.
Что же мешает? Почему квадрат не катится?
А почему круг может кататься?
Пробуют покатать квадрат.
Катают круги (мячик).
Используя прием нало-жения, круга на квадрат, сравниваем и выясняем, что у квадрата есть углы.
Контроль и самопроверка знаний. Игра малой подвиж-ности «Найди фигуру»
Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем. Из геометрического коро-левства сбежали квадра-ты. Поможем их найти?
Находят и сортируют фигуры по форме и раскладывают их на тарелочки.
Фигуры разб-росать на полу или на столе
Информация о домашнем за-дании
Дома вам необходимо будет по картинке найти похожие по форме пред-меты (только квадрат)
3. Заключи-тельный.
Подведение итогов
Ребята видите как много у вас геометрических фигур на столах. Что можно сделать из этих фигур? (Дом, машину, гараж и т.д.)
А какие фигуры ты использовал?
А какого они были размера? (маленького, большого.)
А что ты построил?
Молодцы, ребята, очень красивые работы.
Делают из кубиков постройки.
Раздаются кубики.
Оценка работ
Приложение 1
Барон Квадрат
Давным–давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:
Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы.
Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы.
Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия
Квадратом? - удивился Лист.
Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.
А что это такое? - спросил Лист.
Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.
Да, мне это подходит, - ответил Лист.
Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.
Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:
Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!
Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.