Красивые детские стихи про все 33 буквы алфавита с картинками. Смешные и весёлые стишки русских писателей-песенников про буквы от А до Я и авторские стихи про алфавит, азбуку. Многие подойдут малышам в детских садах, есть стишки «повзрослее» школьникам для конкурсов и презентаций. Помимо стихов есть загадки про буквы .
Стихи про буквы
буква А
1
Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает Алфавит!
Астры, аисты, аптеки
С буквой «А» дружны навеки!
2
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С.Я. Маршак)
3
Букву А нам надо знать,
Чтобы что-то прочитать,
Ах, Антошка, Айболит -
Знать нам надо алфавит!
4
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)
5
Всем известна буква «А» -
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.
6
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
буква Б
1
Буква Б - большая бука,
Брови хмурит и бубнит:
- Не забуду братцам-буквам
Даже маленьких обид!
Вот возьму и буду бякой -
Покажу язык тебе!
Или - страшной забиякой!
Бу-бу-бу да бе-бе-бе...
Подари ей сладкий бублик,
Белый бантик повяжи -
Буква Б добрее будет,
Станет с буквами дружить!
2
Прискакал на крик баран,
Начал бить он в барабан,
Букву «Б» на помощь звать,
Чтоб подружку выручать!
3
Буква Б - у мамы в бусах,
Буква Б - в больших арбузах,
В доброй, милой бабушке
И красивой бабочке!
4
Весёлый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква «Б».
буква В
1
Букву В верблюд двугорбый
На спине таскает гордый.
Одногорбому обидно -
Буквы В на нём не видно.
(С. Островский)
2
«В» - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
буква Г
1
Г - веселый, добрый гном!
Много сказок есть о нём.
Он приходит в сны к ребятам
По ночам и даже днём!
2
На букве Г, как на лошадке,
По огороду Глеб гонял,
Но на гороховые грядки
Ногами Глеб не забегал.
3
Гусь гагочет га-га-га,
Где же гости, господа?
Я гостей сегодня ждал,
Букву Г к себе позвал.
4
Гуси, галки и гагары,
Грач, глухарь и голубок,
Меж собою тары-бары,
Обожают Г, дружок.
5
Аист на одной ноге
Напоминает букву «Г».
буква Д
1
Вот дом, где добрые друзья,
Над домом дым, а в доме дверь.
Мы догадались - ты и я, -
Что надо Д писать теперь.
2
Буква Д - просторный Дом.
В нём тепло, уютно в нём.
Там живут игрушки,
Куклы и зверушки.
3
Ты найдёшь её везде:
В седине на бороде,
И на самом дне в воде.
Догадался? Это - Д!
4
«Д» словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
буква Е
Едет на телеге дед.
Ему исполнилось сто лет.
Енот под кустиком живёт.
Егор на улицу идёт.
(В. Ломовцев)
2
«Е» похожа на расчёску,
Сделать может всем причёску.
Учим, учим букву «Е» -
Вот и выучили все.
(В. Аношина)
3
В слове ель мы «Е» услышим,
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним, детки.
4
С буквы Е у нас всегда:
Есть чудесная еда,
И езда - ведь от неё
Мы поедем к букве Ё.
(А. Манфиш)
буква Ё
1
По тропинке Ё бежала,
Ё две точки потеряла,
Плачет, сидя на земле:
- Я теперь не Ё, а Е!
С крыльев Божия коровка
Точки две смахнула ловко,
Закрепила их травой
Букве Ё над головой.
На прощание сказала:
- Точек у меня немало!
Не волнуйся, буква Ё,
Это всё теперь - твоё!
3
Буква «ё» всегда с глазами
И с колючими ежами.
Ёж везёт её на спинке
С ежевикой и травинкой.
буква Ж
1
Посмотрите на картинку:
«Ж» похожа на снежинку.
Вот и вот ещё одна -
«Ж» порхают у окна.
Буквы в воздухе кружатся,
На ладонь мою ложатся!
Вот ещё три буквы «Ж»...
Нет, растаяли уже!
(А. Усачёв)
2
«Ж» имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква «Ж», наверняка,
На бумаге тень жука.
буква З
1
Буква «З» цифре «Три»
Говорит на ушко:
- Посмотри-ка, посмотри,
Милая подружка,
До чего же,
До чего же,
До чего
Мы тоже
Схожи!..
Общие у нас черты,
Ты - как я,
А я - как ты.
Мы похожи, как птенцы,
Может быть, мы близнецы?
2
В звезде найдёшь ты букву 3,
И в золоте и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.
3
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
буква И
1
У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка.
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву... (И)
2
«И» похожа на гармошку,
На испуганную кошку.
«И» меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.
3
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
4
Букву И твердит ишак,
Добавляя букву Я.
Не успокоится никак -
Всё кричит: ия! ия!
буква Й
1
У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти, смекай и отгадай -
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: «Крючок сотри
Над буквою «И краткое».
2
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.
3
Буква «Й» и буква «И» -
Очень схожие они.
Палки две, еще косая
Перекладина такая.
буква К
1
Интересна азбука,
В продолжении стишка,
Дальше будет буква Ка,
Половиночка жука.
Карусель кружит по кругу.
Кошке мышка не подруга.
Краску кисточка макает.
Кнопку палец нажимает.
Кактус в комнате растёт.
Коля Костика - найдёт.
(Владимир Ломовцев)
2
Буква К куда пропала?
Видно тоже убежала,
Скучно стало в букваре,
Вот, гуляет во дворе.
Дружит с кошкой и собакой,
И с козлёнком забиякой,
Да к корове забежала,
С курами потом болтала.
На качелях покаталась,
Да в букварь опять умчалась.
3
Начинаются вопросы
С буквы «Ка»... одни расспросы!
Кто, куда, когда, кому?
Как ответить? Не пойму!
Буква любопытна очень,
Обо мне узнать всё хочет.
(В. Аношина)
4
«К» одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет.
И при этом буква «К»
Будто усики жука.
буква Л
1
Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем -
Л на букву А изменим.
Снова букву Л напишем.
Подчеркнем чертой пониже,
Ножки ставим по бокам -
Буква Д выходит к нам.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.
2
Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.
3
Льет лавина славных «Л» -
Ливнем бьют по голове,
Любят эти «Л» меня,
Липнут, словно Люся я.
4
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш.
буква М
1
Я скажу ребятам всем,
С азбукою нет проблем,
Тем, кто знает букву эм.
Милая моя мамуля,
Моет грязную кастрюлю.
Машина за окном стоит.
Мышка в норочке пищит.
Много пользы от морковки.
Миша в мяч играет ловко.
2
К нам приехала Машина:
Мишка нам привёз Малину,
Вкусный Мёд и Молоко,
И уехал далеко.
Прыгнул Мячик - «Это я!
Буква «М» теперь моя!»
Раз-два-три-четыре-пять,
Букву «М» нам надо знать!
3
Мама - лучшее из слов,
Букву «эм» малыш готов
Изучить уже с пеленок:
«Мама, мням!» - кричит спросонок.
4
Знать эту букву нехитро,
Кто был хотя бы раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква «М».
буква Н
1
Носорог кричит друзьям,
Букву Н принёс я вам,
Букву Н вам надо знать,
Чтобы Новый Год встречать.
2
Буква Н как лесенка,
Все движемся вперёд,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовёт!
3
У меня про букву «Н»
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н -
Получилась лесенка.
буква О
1
«О!» - сказала буква «О», -
«Знают все меня давно,
Я на многое похожа:
На кольцо, баранку тоже,
На кружок, на колобок.
Колесо, луну, цветок -
Одуванчик иль ромашку.
На тарелку с манной кашкой!»
2
Буква «О» - луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
3
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
буква П
1
Говорил недавно кто-то:
«П» похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что «П» как пень.
2
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали -
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
3
Петя, Петя, Петушок,
С буквой П знакомится,
Чтобы Папа прочитать,
Букву П всем надо знать.
буква Р
1
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу «Р» представить.
2
Говорит ворона: - Кар-р-р!
У меня огромный дар-р.
Всем ребятам я пример-р,
Не трудна мне буква «Р».
3
Она расскажет, например.
О репке и о рыбке.
Ребята, это буква Р -
Мы скажем без ошибки.
4
Буква Р - рычательная,
Просто замечательная.
С этой буквой трели
Любят свиристели.
буква С
1
Радугою до небес
Изогнулась буква «С».
Напрягла свои бока -
Подпирает облака.
И моста огромный вес
Тоже держит буква «С».
Под мостом течёт река -
Мост бетонный на века.
Буква «С» - тяжеловес.
Людям служит буква «С»!
(С. Островский)
2
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
3
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолёт,
Буква С зовёт в полёт.
4
Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам
буква Т
1
Стал под буквой Т трамвай:
Хочешь ехать - не зевай!
Т - зовет тебя в такси.
Ты шофера попроси -
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район
2
Т - антенна -
Выше крыши -
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.
3
На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже.
4
Буква Т Тебя укроет
От дождя,
От снега,
Зноя.
буква У
1
Интересной нахожу,
Я, ребята, букву У.
Уголь нам дает тепло,
Ураган несет бревно.
Узел держит две веревки.
Умный уж в охоте ловкий.
Угол есть для наказанья.
Ульяна занята вязаньем.
2
Всё умеет уточка -
Ловит рыбу удочкой.
Будет ей уха на ужин.
Для ухи укроп ей нужен.
Много слов на «У» вокруг:
Утро, улица, утюг.
Раз-два-три-четыре-пять,
Букву «У» нам надо знать!
3
Букву знают все с пелёнок,
«У-У» гудит на всё ребёнок.
Пальчик поднял, смотрит грозно,
«У-У-У!!!» гудит гудком серьёзно.
4
Буква «У» напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи.
буква Ф
1
А фазаны попросили:
- Букву Ф найди нам, филин.
Но, вздыхая тяжело,
Филин прячется в дупло.
Филин даже с фонарём
Ничего не видит днём.
2
Всем известно без подсказки:
Буква Ф - как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас
3
Рассердилась Ф слегка,
Руки уперев в бока.
Филин, флаг, фен и фонарь...
Вот на букву Ф словарь.
4
Буква «Ф» надула щёки
Или встала руки в боки.
буква Х
1
Буква «Х» захохотала:
«Хоть и холодно зимой,
Я на санках не устала
Ехать с горки ледяной».
2
Буква «Х», ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.
буква Ц
1
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале,
Где в середке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах Отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
2
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
- Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка
3
Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
4
Буква «Ц» стоит бочком
И цепляет всех крючком.
буква Ч
1
Буквы, буквы…
Дай им волю -
Нашалятся буквы вволю.
Целый день ТРУБА молчала,
По хозяину скучала…
Буква Ч к трубе пришла -
Трубача труба нашла.
Заиграл ТРУБАЧ на ней -
Сразу стало веселей!…
2
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
3
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела -
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
(М. Яснов)
4
Черепаха Тортила
Букву Ч схватила,
Черепаха, поскорее выходи,
Детям букву Ч верни
буква Ш
2
Буква «Ш» в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву «Ш» я написала:
Три шеста и снизу шпала.
После изучения всех букв русского алфавита в 1 классе детям предлагается выполнить творческий проект "Моя любимая буква". Приведем образец работы про букву Д, где есть картинки и стихи.
Оформить проект можно в виде презентации или красочно оформить на листах формата А4 на компьютере или нарисовать карандашами и красками.
Скачать примерный проект про букву Д для 1 класса в формате Word
Приводим образец страниц проекта "Моя любимая буква Д"
Так можно оформить титульный лист проекта "Моя любимая буква"
Страница - на что похожа буква А и картинки со словами на букву Д. Обычно в подобных работах присутствует такой материал.
В проект можно включать различную информацию: стихи, скороговорки, загадки, ребусы, физминутки, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Приводим материалы, используемые для проекта "Моя любимая буква Д."
На что похожа буква Д
Вот стоит, дымок пуская
Буква Д - труба печная.
Доскажи словечко.
Ежик вырос в 10 раз,
Получился... (дикобраз)
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд - приятель!"
И ставит подпись...(дятел)
Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить-
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем,
Отгадаешь под... (дождем)
У меня знакомых тьма
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я - приветливая...(дверь)
Пословицы
Жизнь дана на добрые дела.
Дружба дружбой, а служба службой.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Шарады.
Всего две ноты и предлог
Посторить я на даче смог. (До-ми-к)
Начало - нота,
Потом оленя украшение.
А вместе - место
Оживленного движения (До-рога)
Две ноты, две буквы, все вместе - игра,
В которую любит играть детвора. (Домино)
Загадки
Назовите ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год
(Декабрь)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И ни куда я не пойду,
Покуда он идет.
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Ста высок я и могуч,
Не боюсь не гроз не туч.
Я кормлю свиней и бело
-Ничего, что плод мой мелок.
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
Кто в беретке ярко красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Скороговорки
Дятел дуб долбил, да не не додолбил.
Дарья дарит Диме дыни.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Веселые стихи
Дождик
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Доктор
Доктора не бойтесь, дети.
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя.
Доброго пути
Нам желают:
-Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему - нибудь.
Физминутка
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
Дети стоят вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом поворачивают руки ладонями вниз.
Крылатые слова и выражения где встречаются слова с буквой Д.
От доски до доски. Как известно, раньше книги переписывали от руки, чернилами служил буровато - черный сок дубовых орешков. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска доски и обтягивали кожей. Прочитать всю книгу от начала до конца - значит прочитать ее "от доски до доски"
Сегодняшний урок начинается с очень нужных и важных слов:
Д ом
Д ети
Д ружба
Д обро
Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д (рис. 1). Тема этого урока: «Буква Д и звуки, которые она обозначает».
Рис. 1. Буква Д ()
У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:
2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900
Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′] , а какие - с твёрдым [д] .
Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.
Враждовать - д ружить (твёрдый звук [д] )
Безделье - д ело (мягкий звук [д′] )
Ночь - д ень (мягкий звук [д′] )
Нет - д а (твёрдый звук [д] )
Далеко летал дракон,
Побывал за морем он.
Видел он волшебный лес,
Заколдованных принцесс.
Видел он богатырей,
Чародеев, королей…
Много сказок знает он -
Мой летающий дракон.
Владимир Степанов
А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг,
Ой, какой везде испуг!
Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».
Крокод ил - в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).
Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем ()
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку?
Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).
Д юймовочка - мягкий звук [д′] в начале слова.
Рис. 4. Дюймовочка ()
Мой вопрос совсем нетрудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Гуд вин - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).
Что у попа за работник:
И повар, и конюх, и плотник,
В няньках с ребёнком сидит,
Чертям верёвкой грозит,
С чертёнком на спор соревнуется?
Чей образ сейчас вам рисуется?
Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Балд а - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).
У звуков [д] и [д′] есть особенность - они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′] . Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются , т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.
Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).
Рис. 7. Печатные буквы Дд
Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.
Видны за окнами дома
И дети на дорожках.
А вот и буква Д сама
На самоварных ножках (рис. 8).
Рис. 8. Буква Д ()
На что похожа буква Д ?
Этот домик - буква Д .
В домике окошко,
Из трубы идёт дымок,
А в окошке - кошка (рис. 9).
Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л .
Чтобы лучше запомнить букву Д , слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д . Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.
А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.
Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь - и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки - о дороге…
Прочитайте слова парами:
д ом - д ым
р от - р од
Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?
А теперь прочитайте слова в транскрипции:
[д ом] - [д ым]
[рот ] - [рот ]
В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце - глухо, как звук [т] . Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать
Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).
Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд ()
Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).
Рис. 11. Письменная буква Д ()
Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.
При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.
Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.
Теперь напишем маленькую букву д . Строчная буква д состоит из двух элементов - овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у . Строчную букву д можно написать двумя способами.
Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).
Рис. 12. Написание строчной буквы д ()
Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.
Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.
Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.
Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.
Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м , л , я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р , н и другие.
Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у . Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д . Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.
Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д , которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д] . Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′] .
Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро . Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: д умать , д елать , д обиваться . Пусть эти слова живут с вами.
Список литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
- Nsportal.ru ().
- Sites.google.com ().
- Ped-kopilka.ru ().
Домашнее задание
- Потренируйтесь в написании буквы Д . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Дд (большие и маленькие).
- Найдите слова, в которых буква Д обозначает твёрдый звук [д] .
Парад , д рова, д ерево, д орога, д еньги, чуд о.
- Отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
Цель занятия: изучаем букву Д, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Д, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Д по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
У Даши дудочка. Дует Даша в дудочку, а дудочка поет: ду-ду-ду! Как поет дудочка?
- ДУ — какой тут первый звук?
- Как зовут девочку?
- Какой первый звук в слове Даша?
- Какой первый звук в словах дудочка, дует?
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Дятел
Дом
Дерево
Диван
- Какой звук есть и в слове Дом, и в слове Дятел?
- В начале, в конце или в середине звук [Д] в слове Дом? — Дерево? — Подушка? — Дыня? — Кадушка?
- Когда мы произносим звук [Д], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси Д!
- Кончик языка стукает по «бугоркам» и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим [Д]. Гласный или согласный звук [Д]? Звонкий или глухой? Почему?
- Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
- Какие ты знаешь глухие согласные звуки?
Задание: печатная буква Д для дошкольников
Напиши букву Д в воздухе, а теперь в тетради нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про букву Д
Доброе дело
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.
- И-эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!
Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле.
«Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает»,- размышлял медведь.
Но никто не собирался там жить.
Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел.
«Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть.
Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.
Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
- Да делать мне нечего, вот и грустный,- бурчит медведь.
- А ты можешь дудочку сделать?
- Дудочку?
А чего ее делать-то?! - оживился медведь и - раз-два! - сделал Димке дудочку.
Вот это да! - обрадовался Дима.
- А моей сестренке Даше сделаешь?
- Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю,- заторопился медведь.
- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!
(Г. Юдин)
Продолжи фразу
У меня знакомых тьма.
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я - приветливая … (дверь).
Поглядите, поглядите -
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить -
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем.
Отгадаешь под … (дождем).
Разместилась шавка с шиком
И была в восторге … (диком).
Мех у тети встал на шубе,
Как под ветром лист на … (дубе).
Шавке лаять не мешали.
На ошейнике … (медали).
Раз в трамвай залезла шавка,
Началась в трамвае … (давка).
Зимним воздухом дыша,
Шла на лыжах буква Ш,
Шла слегка вразвалочку,
И в дубраве, что бела,
Букве Д передала эстафеты палочку.
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: … (дятел).
Столько заноз я не видел ни разу,
Нет, не завидую я … (дикобразу).
Ежик вырос в десять раз.
Получился … (дикобраз).
Загадки для детей про букву Д
Кто проходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг зеленый и хороший -
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек.
(Дерево)
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.
(Дорога)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
Кто всю ночь но крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь)
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Он по-рабочему одет -
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.
(Дятел)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу.
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят.
Не воротятся назад.
(Дни недели)
Не живая - а идет.
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес -
И исчез.
(Дым)
Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!
(Душица)
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)
Я из крошки-бочки вылез.
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Дождик теплый и густой.
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя стоит весь день на месте.
(Дверь)
Никого не обижает,
А ее все толкают.
(Дверь)
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,-
Спать немедленно зовет.
(День и ночь)
Я мохнатый, я кудлатый.
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом.
Над костром и пароходом,
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет.
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
Ходит взад и вперед,
Никогда не устает.
(Дверь)
Пословицы и поговорки на букву Д
Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
За один раз дерева не срубить.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Судят не по словам, а по делам.
Два часа собирался, два часа умывался, один час утирался — сутки одевался.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Семеро одного не ждут.
Один задириха, другой - неуступиха.
Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Не учи безделью - учи рукоделью.
Лучший дар - ум.
Худшая беда - невежество.
Жизнь дана на добрые дела.
Держись за «небось», доколе не сорвалось.
«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.
Береги одежду снову, а честь и здоровье смолоду.
Ум да здоровье всего дороже.
Без трудов нет и плодов.
Без труда нет добра.
Доброе семя - добрый и всход.
Веселые стихи про букву Д для детей
Доброго пути
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
(А. Кондратьев)
Дождик, дождик
Кап да кап!
Ты не капал бы на пап.
Ты не капал бы на мам -
Приходил бы лучше к нам.
Папам - сыро.
Мамам - грязно,
Нам с тобою - Рас-пре-красно!
(М. Яснов)
Добрый дождик
Однажды я шел по тропинке лесной,
Вдруг чувствую - дождик идет за спиной.
Я шагу прибавил - скорее домой!
А дождик вприпрыжку помчался за мной.
Тогда я сказал, обернувшись к нему:
- Позволь мне вернуться домой одному!
Я знаю - бывают упрямы дожди.
Но этот ответил:
- Ну ладно, иди…
(В. Друк)
Доктор
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как мам быть:
Часто мыть или пореже?..
Отвечает доктор:
- Еже! -
Отвечает доктор гневно:
- Ежедневно!
(Э. Мошковская)
Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
(С. Маршак)
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(Е. Благинина)
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
(В. Линькова)
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел, дятел
Дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
- Дятел, в дереве - дыра.
Перестать давно пора!
(Б. Тимофеев)
Дед Мороз
Добрый Дедушка Мороз
Мне щенка в мешке принес.
Но какой-то странный дед:
В шубу мамину одет.
А глаза его Большие,
Как у папы, голубые.
И улыбка даже,
Ну конечно, та же!
Это папа! Я молчу.
Втихомолку хохочу —
Пусть позабавляется,
Может, сам признается.
(А. Береснев)
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу.
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
(О. Дриз)
Дрессировщики зверей!
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награды им вручили.
(В. Берестов)
Дикобраз
Старый еж в лесах Кавказа
Как-то встретил Дикобраза.
Ну и ну! — воскликнул еж.
- На кого же ты похож!
(Б. Заходер)
Доброе утро
- Доброе утро! - птицы запели.
- Добрые люди, вставайте с постели;
Прячется вся темнота по углам.
Солнце взошло и идет по делам.
(А. Кондратьев)
Доброй ночи
- Доброй ночи! - молвит тишина;
Каждому сейчас она слышна;
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами.
(А. Кондратьев)
Доктор
Доктора не бойтесь, дети.
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя!
(Г. Виеру)
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный!
(И. Токмакова)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Доброго времени суток дорогие мои читатели!
Сегодня продолжаю, начатую мною рубрику учим буквы . Следующая буква «Д» . Сегодня я не буду останавливаться, с чего начинать знакомить детей с буквой, принцип тот же. Здесь вы можете проявить свое творчество, свою фантазию.
Моя цель сегодня дать дополнительный материал, для изучения буквы, это как всегда игры, стихи, загадки скороговорки.
Было бы очень здорово, если бы вы поделились в комментариях своими впечатлениями, своими находками, как вы знакомите своих малышей с буквами.
Ваш опыт будет, несомненно, полезен для большинства читателей. Ведь если вы творческий человек, то я уверена, что фантазия ваша не знает границ.
Здесь можно букву и вылепить, и нарисовать, и вырезать, и выложить из чего угодно (нитки, палочки, крупа, фасоль и т.д.), а можно и изобразить самому.
Мне хочется пожелать вам только успеха, а малыша надо заинтересовать. Если вашему малышу будет интересно, то и успех вам обеспечен!
Но друзья, только не заставляйте ребенка учить буквы, если он этого не хочет, этим вы только навредите .
И так мои дорогие учим буквы .
Буква «Д»
Дятел жил в пустом дупле
Дуб долбил как долотом.
Веселые стихи
Доктора не бойтесь, дети,Он добрее всех на свете.С ним давно знакома я:
Это мамочка моя! В тишине морских глубин Смело плавает дельфин. |
Дом у дятла без крылечка,Дом дельфина – без дверей.А у нас есть в доме печка,
И труба, и дым над ней. Дятел – врач лесного царства, Дятел лечит без лекарства. |
– Дайте чемоданчик, детки!– Где же он? – На табуретке!* * *
Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! |
Доктор, доктор, как нам быть?Уши мыть или не мыть?* * *
Уложили дятла спать В деревянную кровать |
Дай дойти до домуДедушке седому!
Е. Благинина Д – как домна заводская – Печь для плавки чугуна. Дым клубами выпуская, День и ночь горит она. В. Степанов |
.Он в кровати всем назлоПродолбил себе дупло * * *Дождик, дождичек грибной!Не беги ты стороной!К нам спеши, не мешкай,С груздем, сыроежкой! Наберем лукошко – Приходи к нам с ложкой! |
Скороговорки
Пословицы и поговорки
1. Друзья познаются в беде.
2. Долог день до вечера, коли делать нечего.
3. К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
4. Без труда нет добра.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. Д ек абрь – год к онч ает , а зиму нач инает .
(закрытые буквы: д , к , ч , т )
Игры
Игра «Лесенка».
Игра «Волшебная цепочка».
1. Измените одну букву в слове дом :
дом – том – ком – лом – сом;
дом – дол – дог – Дон;
дом – дым.
2. Измените одну букву в слове день :
день – тень – пень – лень.
3. Как превратить дым в пар ?
Дым ® дам ® дар ® пар.
Игра «Найди в слове слово».
Дудочка – дочка, удочка.
Дневник – веник, дни, вид.
Дубок – дуб, бок, код, док, бук.
Драма – рама, дама, дар, рад.
Дубрава – дуб, вар, раб, ура, бра, бар.
Игра «Из одного слова – несколько».
Д – домР – родникУ – удод
Ж – жадина Б – бидон А – адрес |
Д – другО – одинК – кадр
Р – радуга |
Д – детиЕ – единствоР – род
В – ведро О – одежда |
Игра «Покорение вершин».
Игра «Звук заблудился».
1. Мама с б очками (д очками) пошла
По дороге вдоль села.
2. На поляне весной
Вырос з уб (д уб) молодой.
3. Сели в лож ку (лод ку) и – айда!
По реке туда-сюда.
Игра «Доскажи словечко».
Перевертыши
ДЕД. ДОВОД. ДОХОД.
Загадки
Тянется нитка, среди нив петляя,Лесом, перелеском, без конца и края.Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога.) И. Демьянов Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Дерево.) Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) Кто проходит, кто уходит – Все ее за ручку водят. (Дверь.) Кто в дни болезни всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Доктор.) Серебряные нити Небо с землею сшили. (Дождь.) Г. Виеру |
Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадет,И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь.) С. Маршак Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес – (Дым.) Нам в дождь и в зной поможет друг, Зеленый и хороший – Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. (Дерево.) В школьной сумке я лежу, Как ты учишься скажу. (Дневник.) Неживая, а идет, Неподвижна, а ведет. (Дорога.) Кто в беде не бросит, Лишнего не спросит? Без него и щенок Нестерпимо одинок. (Друг.) |
Следующая статья в разделе Учим буквы Буква «Е». Заходите в гости я всегда вам рада. Оставить пожалуйста комментарии. Желаю вам успехов в воспитании и обучении своих деток!