Подборка арттерапевтических игр и упражнений для детей 5 – 6 лет
Упражнение «Цвет моего настроения».
Каждый ребенок получает по листу бумаги формата А2, на котором нарисован силуэт человека.
« Какое бывает настроение у человека. Каждый из вас попробует раскрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваши настроения. Готовые силуэты уже есть, выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию».
Упражнение «Рисуем круги».
Нарисуйте кружок желаемого размера и понравившегося цвета.
Нарисуйте еще один-два круга любого размера и цвета. Посмотрите, как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами.
Упражнение «Рисуем имя».
Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют.
После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.
Работа со сказкой « Страна Чувств».
«Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны чувств. В каждом ее городе проходила своя, совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города, я слышала веселый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно это был город радости. А жителей его звали Радужки.
В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его звали Злостиками.
Проходя мимо следующего города, я увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице, и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду. Как вы думаете, что это был за город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.
Пришлось мне путешествовать и мимо города грусти с его мрачными Грустишками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому, и еще много-много о чем. И никто в округе не мог их развеселить. А еще в той стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды, Удовольствия. Города так быстро сменяли друг друга, было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днем проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить. Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать. Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.
Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения, увидел в зеркале мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этим сказочным миром. Он решил стать королем. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать свою тайну. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители ее стали забывать сое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безличия. Но эту страну можно спасти. Еще не все волшебные краски смыты с ее лица. Нужно всего лишь найти человека, который помнит секрет счастья и не разучился радоваться, грустить, удивляться и прощать.
Ребята как вы думаете, мы с вами можем спасти эту страну?
Упражнение «Мимическая гимнастика».
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
Упражнение «Рисуем маски»
Каждый ребенок берет заготовку «маску» и с помощью разнообразных изобразительных средств «оживляет» ее, рисуют маски. Включается спокойная музыка.
Упражнение « Драматизация с масками».
«Сейчас каждый из вас возьмет маску, которую вы изготовили. Придумайте историю в которой будет участвовать эти маски. А затем попробуем проиграть ее.»
Музыкотерапия. Прослушивание произведений классической музыки для детей.
Обсуждение: О чем думали, когда слушали музыку?
Что чувствовали?
Что хочется делать под такую музыку?
Графическое упражнение для совместного выполнения «Нарисуем радость вместе»
Подгруппе дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость.
Рисование на тему «Радость».
Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, в который можно сделать из детских рисунков.
Упражнение « Радостный танец».
Один участник встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.
Графическое упражнение « Изобрази злость».
Предлагается индивидуально каждому участнику с помощью линий и цвета изобразить злость. Основное условие рисунки должны быть абстрактными не должны содержать символов, конкретных образов, пиктограмм.
Упражнение « Простучи злость на барабане».
Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то рассердились и простучать злость на барабане.
Упражнение «Сундук того, что меня сердит»
« Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук то, что тебя сердит, злит. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь ты можешь положить это обратно. Нарисуй свой сундук. Затем нарисуй то что тебе сердит и положи их в сундук.
Упражнение «Мысленная картинка» « Что-то очень страшное».
Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, ощущения, когда вам было очень страшно. Придумайте этому названия. Откройте глаза и расскажите о своих чувствах.
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Участники идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Ведущий называет какого-либо страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого «страшного» и он становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « Нарисуйте свой страх на бумаге».
Каждому ребенку предлагается закончить незаконченное предложение.
Задание «Ритуал уничтожения страха»
Участникам предлагается, поступите с рисунком так, как им хочется порвать, смять, сжечь и т.п.
Графическое задание «Нарисуй что-нибудь грустное»
Спонтанное рисование под музыку. Л. Бетховен «К Элизе».
Участникам предлагается рисовать все, что они захотят пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге.
Музыкотерапия. «Музыкальные каракули».
Участникам предлагается поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу.
Обсуждение: Что можно сказать о звуках мелодии?
Упражнение «Дирижер».
Участникам предлагается продирижировать звучание музыки.
Танцедвигательное упражнение «Круговые танцы».
Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы – хороводы
Музыкотерапия. «Мелодия группы».
Участникам рассаживаются по кругу. Каждый решает каким инструментом он будет. Вся группа это оркестр. Звучание осуществляет музыкальными инструментами или подручными средствами.
1 задание. Участники пробуют звучание инструмента.
2 задание. Группа делится на пары. Инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.
3 задание. Вся группа начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию.
Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?
Изотерапия.
«Изобрази на листе бумаги, используя любые изобразительные средства, те чувства, которые возникали в процессе упражнения «Мелодия группы». Обсуждение упражнения.
Танцедвигательное упражнение.
Звучит музыка. Участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников ведущий, а остальные ведомые. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается, максимально использую свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь точно воспроизвести его движения. Через некоторое время он первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым
Список литературы:
- Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
- Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
Вконтакте
Одноклассники
Практически одинакова как для малыша первых трех лет жизни, так и для детей постарше. Многих родителей интересует логичный вопрос: правильно ли назначать однотипное детям до 3 лет и для тех, кому 3 и больше? В статье расскажем о факторах, способствующих заболеванию, и отличиях в его терапии. Какова же схема лечения детей от 3-х лет и старше, пожалуйста, читайте ниже.
Среди врачей устоялось мнение, что чем младше ребенок, тем тяжелее он переносит вирусную инфекцию . Поэтому если ОРВИ у ребенка в 3 года диагностировано впервые – чем лечить «новую» для него болезнь не стоит решать без консультации со специалистом. Это связано с еще не сформировавшимся иммунитетом и способностью бороться с вирусами извне.
На заметку! У детей, находящихся на грудном вскармливании, работает материнский иммунитет, поэтому они меньше подвержены вирусным заболеваниям, а болезнь протекает легче и быстрее.
Безусловно, терапия, назначаемая педиатром, должна быть скорректирована с учетом возраста ребенка . Большинство препаратов, в том числе и противовирусных, допустимо применять только с 3 лет. Зачастую врачи назначают такие препараты детям и младшего возраста, но в меньшей дозе.
Как то ни было, но лечение ОРВИ детей всех возрастов требует соблюдения определенных правил . Только тогда результат будет очевиден уже на 3-4 день.
Лечение детей в возрасте от 3 лет до 9 лет после согласования с педиатром может осуществляться в домашних условиях , за исключением тяжелых случаев с осложнениями.
Лечение: общие подходы
Подходы к лечению ОРВИ утверждены Клиническими рекомендациями и практически одинаковы для детей всех возрастов. Корректировку проводит врач с учетом тяжести заболевания и особенностей ребенка. Ниже основные правила терапии.
- Лечение назначает только врач.
- Ни при каких обстоятельствах не стоит заниматься самолечением
, назначать своему малышу противовирусные препараты, а тем более антибиотики.
Помните, родитель не врач. Поставить точный диагноз по внешним симптомам практически невозможно. Родительская задача состоит в том, чтобы наблюдать за ребенком и как можно точнее описать доктору симптомы.
- Не сбивать температуру ниже 38,5
. Конечно, все индивидуально: одни дети прекрасно переносят , другие – уже при 37 градусах валятся с ног от слабости, становятся вялыми, не реагируют на родителей, ин невозможно отвлечь или увлечь.
Доктор всегда акцентирует свое внимание на том, что те родители, которые при появлении температуры сразу бросают всю артиллерию на борьбу с 37,5, «не лечат, а калечат». Жар – защитный инструмент организма . Есть температура – организм ведет борьбу с вирусами и бактериями.
Сбить температуру – значит обречь организм на длительное восстановление. Если при высокой температуре ребенок не высказывает жалоб, активен, у него нет неврологических проблем, то однозначно лучше давать ему больше питья. Жаропонижающее пригодится, если температура будет продолжать расти.
- Недопустима преждевременная отмена препаратов . Нередки ситуации, когда ребенку стало лучше, и мама самовольно отменяет лечение. В лучшем случае можно получить вторичное инфицирование, а в худшем – тяжелое осложнение. Отменой препарата, а также корректировкой дозы должен заниматься только врач.
- Сочетание ежедневного орошения и промывания полости носа , как правило, дает положительную динамику в течении заболевания.
- Не использовать в качестве жаропонижающего средства спиртовые растворы и укус для растирания . Такое самолечение чревато ожогами и отравлениями!
Психологические факторы заболевания
Не стоит забывать и о том, что большую роль в течении и тяжести недуга, да и вообще в рисках заболеть ОРВИ играет социальное и психологическое состояние малыша .
Психологи утверждают, что наиболее уязвимыми считаются дети в возрасте трех лет и старше, которые:
- потеряли связь с мамой,
- терпят физические наказания,
- не находят отклика своим просьбам и потребностям, которых игнорируют, к которым не прислушиваются другие члены семьи,
- воспитываются в семье, где допустимо кричать на ребенка и других членов семьи.
Дети от 3 до 4 лет
Это как раз тот возраст, когда ребенок «отрывается» от мамы и вынужден пойти в детский садик (3-4 года). Дошколята, как правило, очень болезненно воспринимают расставание с родителями , часто испытывает чувство страха и тревоги. Кроме того, новый коллектив – это взаимообмен бактериями и вирусами.
Мало кому удается пережить период адаптации без формулы «три дня в саду, две недели дома». Дети в этом ворасте чаще других заболевают с началом в их жизни детского сада: капризы и проявление первых симптомов ОРВИ зачастую связаны со сменой привычного образа жизни.
Дети от 5 до 6 лет
В этом возрасте происходит «перерастание» некоторых заболеваний . Частота и тяжесть болезни зависят от того, как часто и как тяжело ребенок болел в предыдущие 2-3 года. Если лечение первых эпизодов заболевания проводилось адекватно, то иммунные клетки прошли правильное «обучение» и смогут грамотно реагировать на последующие вирусные «атаки» .
Если ребенок не ходил в сад и в этом возрасте впервые попал в детский коллектив, то, скорее всего, сценарий заболеваемости будет аналогичен тому, по которому болеют дети более раннего возраста. Если же адаптация пройдена, но ребенок продолжает болеть, то это может быть связано с увеличенной нагрузкой на детский организм :
- развивающие занятия и кружки,
- спортивные секции,
- переход из сада в школу,
- повышенные требования к результатам деятельности малыша.
Порой новый распорядок чреват немалой нагрузкой и, как следствие, ОРВИ, которому «помогли» переутомление и стресс. В этом возрасте важно прислушиваться к своему ребенку . Он говорит вам, что не хочет ходить в садик, идет со слезами, жалуется на детей, воспитателя, еду – ждите ОРВИ. Ведь ребенок подсознательно понимает, что заболеть это единственный выход остаться дома.
Дети 7-8 лет (до 9 лет включительно)
Давно доказана зависимость заболевания от внешних факторов , оставляющих свой отпечаток в жизни маленького человека. Как раз 7 лет – это то время, когда пора отправляться в школу. Дети попадают в новые условия, а это сильная «встряска» для детского организма, который может ответить на нее довольно резко. Например, повышением температуры тела, лихорадкой, общим недомоганием.
Препараты с учетом возраста
Лечение ОРВИ у детей старше 3 лет стоит на трех больших китах: режим, диета и медикаментозная терапия .
Во время болезни важно постараться ограничить двигательную активность малыша, попросить его лечь в кровать и соблюдать постельный режим. Кормить только по требованию . Не хочет есть – не нужно заставлять.
А вот пить нужно много . Это могут быть разнообразные чаи, соки, простая вода.
В комплексе с вышеописанными действиями проводится симптоматическая терапия. Каждому возрасту – своя дозировка препарата.
Противовирусные
Согласно инструкции указанные препараты не применяются для лечения детей. Дозировку назначает только педиатр.
Препарат и его форма | Дозировка |
---|---|
Арбидол (таблетки и сироп) | От двух до шести лет – 2 мерные ложки или 1 таблетка 1 р/день; От шести лето до двенадцати – 4 мерные ложки или 2 таблетки по 50 мг. Таблетки проглатываются строго целиком. |
Эргоферон (таблетки) | Строго для детей старше трех лет. Таблетки рассасывают, но не глотают целиком. Прием следует начинать как можно раньше при первых признаках болезни. В первые сутки следует рассасывать по одной таблетке каждые полчаса. На вторые сутки объем уменьшается до 1 таблетки 3 р/день. |
Римантадин (таблетки, капсулы) | Таблетки можно принимать строго с семи лет по 1 таблетке 2 р/день. |
Орвирем (сироп) | 3-7 лет: в первый день назначается по 3 мерные ложки 3 р/день. На второй день достаточно по 3 ч/ложки 2 р/день. На четвертый день лечения доза снижается до 3 ч/ложек 1 р/день. 7-10 лет: 5 ч/ложек 3 р/день в течение курса лечения. |
Виферон (ректальные свечи) | Виферон 1 – по 150 тыс.МЕ назначаются детям до 7 лет по 1 свечке 2 р/день продолжительностью 10 дней. Виферон 2 – по 500 тыс.МЕ для детей старше 7 лет по 1 свечке 2 р/день. |
Важно! Антибактериальная терапия при ОРВИ не имеет силы. Только осложненная форма заболевания дает право на прием антибиотиков по назначению врача.
Жаропонижающие
Перед применением любого жаропонижающего обязательно нужно прочитать инструкцию. Многие препараты этой группы имеют ограничения по возрасту.
Идеальными в применении считаются свечи , они быстрее других всасываются через кишечник в кровь. Сироп начинает действовать через полчаса. Жевательные таблетки подходят не всем из-за содержания химических веществ, способных вызвать аллергию.
Среди самых распространенных медикаментов, снижающих повышенную температуру выделяют следующие.
Осторожно! В качестве жаропонижающего у малышей любой возрастной группы недопустимо применять Аспирин. Его может назначить только врач скорой помощи или стационара при температуре выше 39,5 и иных угрожающих жизни признаках в качестве инъекции.
Антигистаминные
Призваны уменьшит отек слизистых, облегчить заложенность носа, снимают возможные риски возникновения аллергии.
- Эриус. В форме сиропа назначается детям согласно возрастным ограничениям: 6–11 лет – 5 мл сиропа 1 р/день;
- Фенистил. Капли. Для детей в возрасте от 3 до 12 лет назначается по 15-20 капель препарата 3 р/день.
Народные средства
Облегчить состояние ребенка помогут рецепты народной медицины. Перед применением стоит проконсультироваться у педиатра на предмет противопоказаний.
Важно! Лечение народными средствами не может считаться основным видом терапии. Только в комплексе с традиционным лечением результат будет очевиден.
Для детей от 3 до 9 лет могут применяться:
- Сбор для питья на основе ромашки, лимонника, липы . Каждые полтора часа просите вашего малыша выпивать полстакана отвара.
- Лимонный настой с медом и кусочком имбиря . Не рекомендовано детям с высокой чувствительностью к меду.
- Облегчить изнуряющий кашель поможет капустный лист, нагретый до комнатной температуры . Нужно намазать его тонким слоем меда и приложить к грудной клетке. Закутать теплым полотенцем и оставить до утра. Процедура противопоказана при повышенной температуре тела.
- Отвар шиповника . Засушенные плоды шиповника в количестве 6 ложек необходимо залить кипяченой водой и принимать через 2 часа после настаивания.
Полезное видео
Доктор Комаровский о лечении ОРВИ у детей:
Заключение
- Лечение детей после 3 лет начинается с . Если ребенка планируется отдать в сад или школу, то за полгода до этого события стоит начать готовить малыша к этому событию. Подготовка родителей состоит в понимании того, что ребенок неминуемо начнет болеть. Легкие и средней тяжести ОРВИ до 8-ми раз (некоторые педиатры считают, что до 12-ти раз) в год считаются нормой для здорового ребенка.
- Терапия заболевания основывается на соблюдении режима, диеты, создании условий для правильного ухода за малышом и симптоматической терапии.
- Консультация врача (хотя бы первичная) при ОРВИ обязательна . Только врач может заподозрить у ребенка осложнения или иное, более тяжелое заболевание. Идеально вести дневник болезни, чтобы фиксировать в нем изменения в состоянии, поведении, настроении и реакциях малыша на лекарственные препараты и «бабушкины» средства, если родители используют их в качестве терапии.
Вконтакте
ИРИНА БРАТЦЕВА
Арт-терапия в работе с дошкольниками
Арт - терапия в работе с дошкольниками »
Тренинг для педагогов
Тема : Арт – терапия в работе с дошкольниками »
Целевая группа : воспитатели ОУ.
Цель : знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей в ОУ.
Задачи :
познакомить с новыми, современными технологиями оздоровления детей;
создание благоприятной обстановки для совместного сотрудничества в процессе арт-терапевтических игр .
Материалы и оборудование : мяч, музыкальное сопровождение для игр, бумага большого размера, листы бумаги, круги вырезанные из бумаги, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, баночки с водой, ножницы, клей.
1. Теоретическая часть.
Современная жизнь диктует человеку особые условия : необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. В соответствии с новыми современными требованиями образования перед дошкольными учреждениями стоит задача не только формировать у детей необходимые, знания, умения и навыки, но и максимально создать условия для укрепления их психологического и физического здоровья, социально адаптировать к школьному обучению, способствовать развитию творческого потенциала
Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия , или «терапия творческим выражением» .
Основные цели арт-терапии - самовыражение , расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности.
Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста . Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести :
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями , с различным художественным материалом : глиной, пластилином, бумагой, соломой.
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;
Драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли) ;
Данс-терапия – это все, что связано с движением : ритмопластика, танцевально двигательная терапия.
сказкотерапия,
игротерапия,
библиотерапия (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы,
артсинтезтерапия (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе : ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика,
песочная терапия,
цветотерапия,
фототерапия (лечебно-коррекционное применение фотографии, видеотерапия,
маскотерапия,
анимационная или мульт-терапия.
Основные принципы и заповеди арт-терапии :
Фразы на подобии «Я не умею рисовать» , «Я не умею танцевать» , не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье. Поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр» , человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей» . Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы , поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.
Приемы арт-терапии можно включать как в индивидуальные, так и групповые формы работы . Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить :
Неврозы;
Повышенную тревожность;
Низкую самооценку;
Трудности взаимоотношений с окружающими;
Последствия стрессовых ситуаций и др.
Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и завоевывают уважение среди сверстников.
Изобразительные техники, используемые в работе с детьми :
Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.) .
С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок , крупы и другие сыпучие материалы.
Рисование пластилином.
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Техника «Монотипия» .
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Рисование предметами окружающего пространства.
Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости - в частности, от ритуалов, - повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.
Рисование пальцами.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.
Рисование под музыку.
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе . Лучше использовать акварель или восковые мелки.
Техника марания (разбрызгивание красок) .
Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.
Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.
Техника «Мандала»
Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
Рисование на мокрой бумаге.
Необычная работа может получиться , если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.
2. Практическая часть.
Педагогам предлагается принять участие в ряде игр и упражнений, носящий арт-терапевтический характер . Данные арт-терапевтические приемы педагоги в дальнейшем могут использовать в работе с дошкольниками .
Упражнение «Комплименты» (игровая терапия)
Цель : создание позитивного настроения, положительного микроклимата в группе.
Материал : мяч.
Ход. Педагог предлагает участникам встать в круг. Игроки передают друг другу мяч, при этом говоря своему соседу, справа комплимент, хвалят его, замечают его достоинства.
Упражнение «Рисунок в круге»
Цель : развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка. Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему : «Добро и зло» , «Белое и черное» , «Радость и горе» , «День и ночь» , «Веселье и грусть» . Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.
Упражнение «Прекрасный сад» (музыкотерапия,изотерапия)
Цель : познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце. Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей» . Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.
Игра «Аплодисменты друг другу»
Цель : снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу .
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
3. Заключение :
Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.
Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.
Спасибо за участие! До новых встреч!
10Счастливый ребенок 21.04.2017
Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?
Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.
Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.
Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!
Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».
Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи
Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.
Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:
- отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
- диагностировать психологические проблемы;
- в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
- облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
- повысить самооценку;
- научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
- справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
- приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
- получить удовольствие от самовыражения.
Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!
Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?
Виды и методы арт-терапии в работе с детьми
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:
Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.
Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.
Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..
Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.
Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.
Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.
Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.
Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.
Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;
МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.
Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.
Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.
Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.
Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.
В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!
Упражнения для занятия арт-терапией с детьми
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.
Изотерапия
Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.
Каракули
Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.
А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.
Рисование рукой
Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.
С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.
Рисование музыки
Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.
Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.
Упражнение «Цветок»
Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.
Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.
Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.
А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.
Песочная арт – терапия для детей
Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!
«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.
Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.
Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.
Знакомство с песком
В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:
«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).
Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.
Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.
Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».
Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.
Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.
Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.
Создание волшебного мира
Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:
«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».
Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?
Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.
Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.
Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.
Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?
Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…
Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!
Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир
Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша