Развитие ребенка, особенно первенца - это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику. Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма. Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы. Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.
Развитие малыша в раннем возрасте
Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.
В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.
Годовалый ребенок - это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи - но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.
Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства . Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.
Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.
Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка
Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец - это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.
Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.
Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание
Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде, концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.
Ходьба - один из критериев умений ребенка в 1 год
Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей - это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.
В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения. Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15. Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок - не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время.
Основные навыки обслуживания себя при питании
До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к и другим проблемам с зубками в дальнейшем.
Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год
До года ребенок активно изучает окружающий мир, а также его реакцию на собственные действия. Малыш должен научиться достаточно крепко держать в руках различные предметы, носить их, возможно, вертеть в руках и рассматривать. Некоторые проблемы с моторикой в таком возрасте могут быть в пределах нормы, однако если ваш ребенок плохо контролирует свои пальчики и не может держать предмет в 12 месяцев, лучше обратиться к педиатру, который поможет разобраться с проблемой. Впоследствии задержки в развитии моторики могут стать более заметными и вылиться в патологическую неуклюжесть и неловкость. Однако, как правило, период активного рукоделия (когда малыши собирают оригами и лепят из пластилина) выравнивает эти задержки и помогает активно развивать мелкую моторику.
Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:
- постройка пирамидок из колечек;
- постройка «башенок» из кубиков;
- укладывание предметов в коробку.
Навыки общения годовалых детей
Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.
Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).
К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают. Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» - когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины. Ругать его за это ни в коем случае не стоит - это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.
Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.
Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами - упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя - уметь называть его другим людям и откликаться на него.
Обратите внимание : очень важный элемент социального воспитания - умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.
Реакция на окружающий мир
В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.
Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:
- узнает ли ребенок голоса родителей и близких;
- узнает ли ребенок лица родителей и близких;
- чувствует ли ребенок боль, когда ударяется, обжигается или ранится;
- не теряет ли ребенок ориентацию в пространстве, когда ползает или ходит.
Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.
Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание
Очень важный момент в развитии маленького ребенка - умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут. Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение - их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима. Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.
Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть .
В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные - от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.
Что не должен, но может делать ребенок в 1 год
Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:
- Ребенок умеет выражать свои естественные потребности (голод, горшок, неудобство) любыми средствами, кроме плача. Например, это могут быть специфические звуки (кряхтение, сопение, характерное гуканье), по которому родитель может понять, что необходимо малышу.
- Малыш учится или уже умеет играть в простые игры с мячом. Умеет толкать, бросать, хватать мяч, передавать его другим.
- Попытки воспроизводить взрослую речь - это отличный признак, который может указывать на быстрое развитие ребенка в 1 год и его хороший потенциал. Иногда из-за особенностей детского произношения получаются особенные слова, которые лишь отдаленно напоминают настоящие (например, «собака» - «бабака») и прочно входят в речь малыша именно в таком, «детском» виде.
- Обобщение предметов по общему признаку - это яркий признак того, что ваш ребенок в 1 год обладает незаурядным складом ума и способен к абстрактному мышлению. Если малыш называет свою куклу «лялей» и, увидев на улице у другого дитя другую куклу, показывает пальчиком и говорит «ляля» - это хороший знак. Попробуйте развить ребенка в этом направлении.
- Рисование с помощью подручных средств, пальцев и ладошек часто развивается еще до года, однако этот навык не является обязательным и необходимым, а его отсутствие не указывает на проблемы в развитии.
Раннее развитие детей в 1 год
Рекомендуем прочитать:Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину - играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.
Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше
Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее - они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так. Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки - вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).
Развивающая игрушка «своими руками»:
Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели - кубики, пирамидки из колечек, шарики.
Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год
Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип - не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.
Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи - горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.
В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.
Что умеет ребенок в 1 месяц
От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.
Что умеет ребенок в 2 месяца
Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.
Что умеет ребенок в 3 месяца
Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным - смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.
Что умеет ребенок в 4 месяца
Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.
Что умеет ребенок в 5 месяцев
Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами - бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален - у него может часто меняться настроение.
Что умеет ребенок в 7 месяцев
Начинается «период непоседы» - ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.
Что умеет ребенок в 8 месяцев
Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.
Что умеет ребенок в 9 месяцев
Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.
Что умеет ребенок в 10 месяцев
У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».
Что умеет ребенок в 11 месяцев
В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) - он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.
Что умеет ребенок в 12 месяцев
Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.
Также вы можете узнать основные правилаПервый месяц жизни — очень важный для малыша. Для родителей это наиболее ответственный момент, обязующий быть внимательными и предусмотрительными. Для обеспечения безопасной жизни своего чада, родители обязаны знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц и какие процессы происходят в его организме. В первые 4 недели, кроха полностью зависит от мамы, так как абсолютно не приспособлен к окружающей среде.
Ребенку 1 месяц — что он умеет
Физическое развитие:
- Адаптация систем органов. Внутриутробное развитие находилось на полном попечении материнского организма. Родившись, ребенок должен пройти период акклиматизации в первый месяц жизни и использовать свои собственные системы и органы по назначению. С первой минуты, детский организм испытывает колоссальные нагрузки, одновременно запуская все существующие системы.
- В течение недели спадает вес. Активное включение в работу всего организма требует больших затрат энергии. Потеря веса естественное явление. В скором времени новорожденный наберет его.
- Сон. В 1 месяц жизни грудничок преимущественно спит. Бодрствование занимает короткие промежутки времени, в которые ребенок ест, меняется памперс и проходит купание крохи. Сон имеет 3 стадии: глубокий, крепкий, с равномерным дыханием; неглубокий – учащенное дыхание, подергивание конечностей, движение глазных яблок; дрема – глаза полузакрыты, наступает при кормлении или перед тем, как ребенок уснет.
- За месяц набирает 600 — 1000 г. Набор веса в первый месяц жизни и последующие 6 месяцев очень важен. В норме, ежемесячно ребенок должен набирать до 1 кг. Такие параметры указывают на полноценное усвоение молока, правильную функциональность пищеварительной системы, содержание в молоке всех необходимых элементов и его калорийность. Вес обеспечивает должное развитие физических способностей крохи. Таблица норм набора веса .
- Срыгивание воздуха. Когда ребенок сосет грудь, вместе с молоком, в желудок поступает воздух. Новорожденный испытывает потребность срыгнуть его. Вместе с воздухом, зачастую отрыгивается часть молока. Мама должна помочь: сесть на кресло (стул), откинувшись немного назад и положить ребенка, в вертикальном положении, телом на свою грудь, а головой на плечо и дождаться отрыжки, поглаживая по спинке. Сразу после кормления, крайне не желательно укладывать ребенка на спину. Отрыжка может быть произвольной и в таком случае, существует опасность захлебнуться.
- Колики . Новорожденный испытывает трудности с кишечником первые 4 месяца жизни. Газы, образующиеся в нем, выходят плохо и доставляют ребенку болевые ощущения. У мальчиков, ситуация отягчается формированием половых органов, которое также способствуют болям и дискомфорту. Нужно помогать крохе и выводить скопления: гладить по животу по часовой стрелке, использовать выводную трубку , выкладывать на животик, давать укропную воду или плантекс. Давление на животик проталкивает газ по кишечнику, а препараты, содержащие укроп, нейтрализуют образования.
- Стучит ручками и ножками. Тонус мышц в конечностях высокий и провоцирует конвульсивные подергивания.
- Приподнимает голову лежа на животе. Рефлекторно, новорожденный пытается приподнять голову. К концу месяца, некоторые дети в состоянии приподнять голову и удерживать ее в течение 5 — 10 секунд.
- Отталкивается пяточками. Если подставить ладошку, грудничок, к концу первого месяца жизни, может оттолкнуться ножками от поверхности, упираясь пяточками. Это не осознанное действие.
- Черты лица. Послеродовая припухлость спадает, и начинают проявляться черты лица, к концу первого месяца.
В 1 месяц новорожденный практически все время спит. Это считается нормой!
Речевое развитие и зрение малышей
Речь. Несмотря на «юный возраст», ребенок в состоянии общаться:
- улыбается. К концу месяца, большинство детей способны на улыбку, когда испытывают радость или удовольствие (мама «сюсюкает» или улыбается);
- гулит. Ребенок начинает издавать звуки, пытаясь подражать тому, что он слышит. Неразборчивое гуление и агуканье начинают проявляться к концу месяца и становятся средством общения с мамой;
- настроение. Ребенок способен проявить свое эмоциональное состояние улыбкой, плачем или криком.
Слух. К концу месяца, новорожденный отличает мамин голос, реагирует на резкие звуки миганием, вздрагиванием, иногда может попытаться повернуть голову или испугаться, заплакав.
Зрение. Первые 2 недели, грудничок не различает цветов и плохо видит. Взгляд не сосредотачивается на предмете. В конце 2 недели, ребенок начинает фокусироваться на том, что видит прямо перед собой. Комфортное для крохи расстоянии – 40-50 см. Под конец месяца, новорожденный различает контрастные цвета и четкие предметы (квадрат, круг, треугольник), находящиеся в полуметре от него.
Как составить примерный режим дня для ребенка 1 месяца — my-kiddy.ru/razvitie/po-mesyacam/rezhim-dnya-rebenka-v-1-mesyac.html
Рефлексы грудничка в месяц
Рефлексы помогают адаптироваться ребенку к жизни во внешнем мире и временно заменяют работу нервной системы и головного мозга.
- Хватательный. Если коснуться ладони, ребенок сожмет кулачек, хватая предмет;
- Сосательный. Если провести по губам соской или пальцем, ребенок вытянет губки, попытается ухватить и пососать. Основан на инстинкте питания;
- Поисковый. Если коснуться щеки, ребенок повернет голову в сторону раздражителя. Также основан на инстинкте питания;
- Плавательный. Движения напоминают плавательные, когда грудничок лежит на животе;
- Бабинского. Если погладить стопу, разогнется пальчик стопы;
- Бабкина. Нажав пальцем на ладошку новорожденного, он откроет ротик и «кивнет» головой по направлению вперед;
- Мора. Если положить ребенка на стол и резко ударить ладонями по поверхности с обеих сторон от головы ребенка (расстояние около 20 см), малыш разведет руки в стороны и разожмет пальчики, а потом вернется в изначальную позу. Ребенок будто хватает маленький предмет;
- Ходьбы. Если держать ребенка за подмышки так, чтобы ножки касались поверхности, движения ножек будут напоминать шаги.
О чем должны знать родители
Так выглядит хватательный рефлекс
Пупочная ранка . Внутриутробную жизнь ребенка обеспечивает пуповина, соединяющая маму с крохой и выполняющая все функции организма – транспортировку кислорода и углекислого газа, питание, выводную. При рождении, ее обрезают и у человека появляется пупок. Как любая ранка, она требует ухода. С учетом слабости организма и его не устойчивости к физическим раздражителям и повреждениям, такая ранка представляет серьезную опасность.
За ней нужен специальный уход:
- До тех пор, пока корочка полностью не отпадет, грудничок должен купаться исключительно в кипяченой воде.
В воду нужно добавлять раствор марганцовки или отвары трав. Марганцовку обязательно растворяют в отдельной посуде. Кристаллик может нанести химический ожог нежной коже младенца. Практичнее всего, развести крепкий раствор в банке и добавлять маленькими порциями в ванночку перед купанием. Цвет воды должен быть слегка розоватый.
Марганец сушит кожу, поэтому, хорошим вариантом будет чередовать марганцевые и травяные ванны. Подберите 3-4 вида трав с антисептическим, обеззараживающим эффектом и заваривайте в 3 литровой банке за день до купания. Процедите через марлю, чтобы травинки не попали на ребенка и вылейте в ванночку, а затем разбавьте водой. Лучше всего использовать чабрец, ромашку, календулу и зверобой. Все они антисептики с ранозаживляющим эффектом. Кроме пользы по заживлению пупка, травяные ванны благоприятно скажутся на общем состоянии кожи младенца. Их применение полезно даже после полного зарастания пупочной ранки.
- После купания, ватными палочками аккуратно вымывается зона пупка. Отложения в завитках могут спровоцировать воспаление.
- Пупочную ранку необходимо ежедневно мазать зеленкой.
- Для скорейшего заживления, нужно чаще оставлять пупок на воздухе. Это подсушит кожу.
- Памперс застегивать ниже уровня пупка. Ребенок крутится и может ободрать корочку.
Следите за кожным раздражением вашего чада
Кожа. Очень нежная и чувствительная. Низкая физическая активность и лежачий образ жизни приводят к образованию потниц — покраснения со скоплением белого вещества. Искать их нужно! Чаще всего образуются в складках кожи – под мышками, под шеей, за ушками, под коленками, с внутренней стороны локтя, на сгибе бедра. Чем раньше потница будет замечена, тем быстрее ее можно вывести. Для профилактики рекомендуется принимать травяные ванны. В случаях необходимости, место образования можно протирать раствором трав или антисептиком, прописанным педиатром. Также, педиатр должен порекомендовать специальную мазь для новорожденных, которую следует применять при подобных кожных сыпях.
Родничок . Для прохождения по родовым путем, голова ребенка сжимается. Происходит это благодаря тому, что кости черепа не монолитны. После рождения, происходит процесс срастания. Родничок – место стыковки частей. Он постепенно затягивается. Нужно знать, что под кожей, в месте его расположения, первые месяцы жизни отсутствует твердая костная перегородка. Опасность представляет возможность удара по этой зоне, а также переохлаждение. Нужно быть внимательными и аккуратными.
Температура тела новорожденного выше показателя взрослого человека. Норму составляют 37,0 – 37,1 градусов.
Ребенок не будет плакать без причины. Если новорожденный кричит, его что-то беспокоит. Задача родителей в кратчайшие сроки определить причину и устранить ее. Сыпь на коже, плохой аппетит, отсутствие рефлексов, плохой стул либо низкое мочеиспускание — являются причиной для опасения и требуют посещения педиатра.
Молодые родители часто задаются вопросом: а что умеют дети в 1 год? При появлении первенца на свет мама с папой также познают новое, как и их малыш. Первый год жизни необычайно важен для семьи, ведь в этот период происходит формирование новой личности.
И вот пришло время, когда малышу исполнился годик, он уже стал самостоятельным, понимающим человечком. У него появляется все больше стремления узнавать что-то новое.
На этом этапе важно знать, что должен уметь делать ребенок. 1 год - время, когда еще не поздно обратиться к специалистам, если у малыша имеются проблемы с развитием.
Рост ребенка
В этом возрасте рост и вес малыша неравномерно увеличиваются - в месяц порядка 100-300 грамм и 1-1,2 см. Пропорции тела постепенно изменяются: ручки и ножки удлиняются, животик становится плоским. В этот период детки все разные, кто-то весит много, кто-то мало. Главное - следить за стабильным развитием ребенка.
Принятые врачами нормы веса малышей: мальчики - 8,9-11,6 кг, девочки - 8,5-10,8 кг. Рост обоих полов - 71,4-79,7 см.
Речь малыша
Около 10 простых слов в первый год жизни уже умеет говорить ребенок. 1 год - только начало в разговорной речи малыша. Как правило, речь ребенка связана с эмоциями. Он часто общается сам с собой, со взрослыми общается жестами, показывая, что ему нужно.
В этом возрасте ребенок уже отличает "можно" от "нельзя", понимает, когда хвалят и ругают. На интуитивном уровне он осознает обыденные слова.
Также малыш учится подражать звукам, движениям, повторяя за взрослыми слова с нужной интонацией. Поэтому очень важно при малыше не употреблять ругательств, чтобы ребенок их не запоминал и не использовал позже в своей речи. Также стоит исключить выяснение отношения при ребенке, чтобы малыш не учился испытывать негативные эмоции в таком возрасте.
Малыш может говорить не совсем то, что происходит. Он продолжает лепетать, складывать слоги.
Нормальным развитие ребенка считается, если он имеет некоторый запас слов, показывает на предметы, которые ему называют, подает какие-либо вещи по просьбе.
В год малыш обзаводится воспринимает простые мелодии. Каждый день ставя ему музыку, можно сформировать музыкальный вкус.
Упрямство малыша
Ребенок начинает показывать свою самостоятельность, пытается настаивать, если ему это не удается, способен устроить истерику со слезами и катанием по полу. В этот момент нужно помочь малышу справиться с негативными эмоциями, но ни в коем случае не стоит накалять обстановку. - очень ответственный период, в который нужно особенное внимание уделить развитию психики ребенка. Успокойте малыша, скажите, что понимаете его чувства, объясните спокойно, как ему нужно себя вести.
Почаще давайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбора, неважно, выбрает он еду на полдник, одежду на прогулку или игрушку в магазине. Крохе важно чувствовать, что с его мнением считаются.
Необходимо наблюдать постоянно, что умеют дети в 1 год, поскольку каждый новый шаг - настоящее счастье для родителей, и каждый хочет запомнить на всю жизнь, как малыш делает свои первые попытки к познанию мира.
Передвижение малыша
Что умеют дети в 1 год, так это уверенно передвигаться, опираясь на предметы, некоторые даже ходят самостоятельно. Через полгода детки уже будут бегать.
Малыш хочет познать все места в доме, которые ранее ему были недоступны, он ходит по всем комнатам, залезает на диваны, ползает под столом, залазит в шкафы и прочую мебель, которая встречается на его пути. В этот период лучше приучать ребенка к полезным вещам: собирать пирамидку, кормить животных, открывать матрешку. Малышу интересно все, поэтому он будет повторять каждое ваше действие.
Ребенок уже может забираться на новые места с помощью стула. С появлением большего количества возможностей малыш с неподдельным интересом исследует окружающий мир.
В годик дети особенно любят игрушки, которые можно катить перед собой, поэтому можно приобрести мячик или колясочку.
Обеспечьте малышу безопасное место для физической активности и игр. Для хранения игрушек можно использовать ящики на колесах, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать.
Если ребенок в этом возрасте не пошел, то не стоит расстраиваться, не стоит также полагать, что он отстает в развитии. Лучше уделить внимание массажу и гимнастике, чтобы суставы малыша были гибкими.
Что умеют дети в 1 год, в большой степени зависит от темперамента. Одни подвижные, а другие более спокойные и не стремятся во что бы то ни стало встать на ножки.
Бытует мнение, что, если постоянно носить ребенка на руках, он пойдет позже обычного. Однако учеными было доказано, что это вовсе не так, и никакой связи тут нет.
Что умеет делать ребенок в 1 год - понятие относительное, поскольку все малыши развиваются с разной скоростью. Просто будьте в этот период с ребенком и помогайте ему в познании окружающего мира.
Общение
Дети в годик еще неохотно идут на контакт, они не готовы к социализации. Они могут капризничать, находясь с незнакомыми людьми, или проявлять нежелание играть с другими детьми. У малыша развивается чувство собственности, он отстаивает свою территорию, не хочет ни с кем делить игрушки и внимание родителей.
Навыки в быту
Малыш уже постепенно начинает приспосабливаться к жизни и начинает учиться держать кружку и пить из нее. Ребенок (1 год) умеет жевать и уже может держать ложку, вполне способен накалывать еду на вилку. При одевании/раздевании малыш уже сам может поднимать ручки и ножки, помогая маме. При умывании тянет ручки к воде.
Что должен знать ребенок
Малыш уже учится продумывать наперед, как поступить, чтобы добиться своей цели. В основном это касается желания достать предмет с высоты. Чтобы малыш самостоятельно учился забираться на выступы и доставать необходимые вещи, следует поставить в его комнате скамеечку, чтобы он сам мог ее пододвигать куда нужно и доставать необходимые вещи.
Необходимо обратить внимание на развитие зрения ребенка. Для этого используют метод цветовой стимуляции. Используйте разноцветные игрушки, картинки, одежду ярких цветов.
Очень нравится малышам играть с "матрешками", и необязательно с куклами, можно использовать коробочки разных размеров. В качестве поощрения положите в самую последнюю коробочку печенье или любое другое лакомство.
Детки начинают испытывать тягу к искусству, поэтому для игры малышу нужны цветные мелки или карандаши. В этом случае продемонстрирует естественное для своего возраста ребенок (1 год) развитие. Должен уметь малыш рисовать простейшие образы.
Чтобы он быстрее осваивал новые слова, знакомьте ребенка с ними как в процессе игры, так и во время купания, еды, прогулки. Описывайте вкусы и запахи, называйте цвета предметов вокруг. Сходите с ребенком в магазин и называйте товары, чтобы малыш мог услышать новые слова.
Капризы малыша
В процессе психоэмоционального развития малыш понимает, как нужно вести себя с разными людьми. Отношение к маме и папе, другим ребятишками становится разным. Можно проследить такую тенденцию: чем хуже ребенок знает человека, тем воспитаннее он себя с ним ведет.
Как правило, малыш с мамой ведет себя капризно, может топтать ногами, выражать недовольство. Таким образом он проверяет, любит ли его мама любым. Если вы примете ребенка таким, какой он есть, то он скоро успокоится и станет вести себя нормально, если же не примете, то подобные проверки могут продлиться всю жизнь.
Познавательное развитие
Предоставив крохе некоторые игрушки, можно проследить, как он развивается.
В годик малыш уже может снимать и нанизывать на пирамидку 3-4 колечка самостоятельно или повторяя за взрослым.
Если показать малышу различные действия с игрушками, он будет их запоминать и пытаться повторять. Так, например, он сможет ставить кубик на другой кубик, открывать и закрывать крышечки.
Также малыш может выбрать одну игрушку и кормить ее, причесывать, укладывать спать.
Во многом то, что умеет ваш ребенок в 1 год, зависит от его способностей и усилий родителей.
Уход за малышом
В годик малышу просто необходима постоянная физическая нагрузка, поэтому стоит предоставить ему все условия для ходьбы, ползания, бега, прыжков без ограничений.
Малыш становится более активным, поэтому вам придется чаще проводить водные процедуры. Он с удовольствием исследует новый мир, может тянуть в рот землю, трогать животных, плескаться в луже. После купания проверяйте состояние кожи малыша, используйте увлажняющие средства и, при необходимости, средства от потницы.
По мере того как ребенок будет учиться ходить и бегать, у него будут появляться ссадины и синяки. Не стоит переживать по этому поводу, малыш вскоре научится двигаться. А пока стоит запастись пластырем и дезинфицирующими средствами.
За волосиками ребенка также стоит ухаживать. Чтобы малыш учился обращаться с расческой, покажите ему, как это делается, на кукле. Ребенок с радостью станет причесывать куклу, а потом и родителей. Многие малыши боятся ножниц, полагая, что стричься больно. Таким же образом можно продемонстрировать этот процесс на кукле.
Ну и, конечно же, обязательно нужно часто посещать врача и сдавать анализы, чтобы убедиться, что с малышом все в полном порядке.
Детишки - цветы жизни. Иметь малыша в доме - огромная радость, ведь наблюдать за тем, как растет твое чадо, становится сознательным жителем этой планеты, незабываемо. От родителей в первые годы жизни ребенка зависит многое. Отдавая малышу любовь и заботу, вы способны воспитать гармоничную личность с правильным отношением к жизни.
Очень важно направлять кроху на верный путь. Конечно, у него есть инстинктивное ощущение того, как правильно нужно что-то делать. Однако он не всегда может самостоятельно справиться. Помогайте малышу во всех начинаниях, учите его.
Екатерина Ракитина
Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия
Время на чтение: 5 минут
А А
Последнее обновление статьи: 02.07.2019
Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.
Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.
Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?
- говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
- ходить без посторонней помощи;
- менять поведение при разных людях;
- делать самостоятельные поступки;
- ярко выражать отрицательные эмоции;
- складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
- делать из пластилина колбаски или лепешки;
- проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
- комментировать происходящее при рисовании;
- откусывать и пережевывать твердую еду;
- самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
- приседать, вставать самостоятельно на ноги;
- залезать на диван и слазить с него;
- открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
- имитировать поведение взрослых – кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
- открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
- эмоционально показывать различные чувства;
- реагировать на музыку;
- имитировать речь взрослых;
- махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
- различать и указывать на предметы;
- делать гримасы.
Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.
В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным – ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.
Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.
Проявление упрямства
Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.
Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.
Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.
Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.
Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.
Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.
Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.
В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.
Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.
Испытание на выносливость для мамы
Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.
Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.
Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.
И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство – поведение чада только усугубиться.
В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.
Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.
Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.
Игры для развития годовалого ребенка
Толкание – игры на уверенность и координацию
В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.
Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.
Забота – как воспитать ласкового ребенка
Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.
Пищалки – творческие игры
Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.
Бум!
Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.
Доверие и любовь
Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.
Попасть в отверстие – развитие мелкой моторики и ловкости
Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость.
Можно купить что-нибудь наподобие в магазине – к примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать такую игрушку своими руками, то можно, во-первых, проявить фантазию, а во-вторых, периодически модернизировать ее, чтобы игра ребенку не наскучила.
Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.
Читайте далее: