гора на которой Господь дал Моисею 10 заповедей, о том как жить в гармонии с миром и окружающими
Религия - не просто отношение человека и Бога. Давным-давно на горе Синай Господь дал Моисею 10 заповедей. И только 4 из них - о нашем долге перед Создателем. Большая же часть - о том, как жить в гармонии с миром и окружающими.
Священное Писание - это отличное руководство, сборник советов, моральная поддержка и кладезь мудрости для любого из нас. Ценности семейных отношений очень важны в жизни человека, ведь через них мы познаём любовь.
Бог - есть любовь, ни больше, ни меньше.
Так что же говорит Библия о муже и жене? Как взрастить и сберечь любовь? Поговорим об этом!
Любовь - самое важное в семье
Самая важная заповедь, которую дал нам Господь, описана в Евангелии от Иоанна:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.» (Ион. 13:34-35).
Это нужно и важно приложить помнить мужу и жене. В отношениях, в любви, мы приближаемся к Господу, потому что:
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ион 4:16).
Устав семейной жизни по Библии
Но в семье не обойтись без разногласий. Все мы люди, со своим мнением, и волей-неволей бывают конфликты даже между любящими людьми. Часто они вызваны тем, что супруги забывают о своих обязанностях. Или не знают о них.
Чтобы упростить жизнь супругам, существует устав семейной жизни в свете Писания. Его основные положения:
- Муж есть образ и слава Божия:
«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия». (1Кор.11:7)
- Всякому мужу глава Христос:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». (1Кор.11:3)
- Жена есть слава мужа:
«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». (1Кор.11:7)
- Жена создана для мужа:
«Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа ». (1Кор.11:8-9)
- Жене глава муж:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава - Бог». (1Кор.11:3)
Обязанности мужа по Библии
- Оставить своего отца и мать и прилепиться к своей жене и стать с ней одной плотью:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ».(Быт.2:24)
Обязаности мужа - любить свою жену как самого себя, как свое тело, питать и греть её
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (Ефесянам 5:25-30)
- Благоразумно обращаться с женой:
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Оказывать жене честь». (1Пет.3:7)
один из двенадцати учеников Исуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая..
- Оказывать жене должное благорасположение:
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». (1Пет.3:7)
- Передать своей жене полную власть над своим телом:
«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7:4)
- Быть всегда трезвым, целомудренным, благоразумным, сдержанным, держать себя с достоинством, быть гостеприимным, не сребролюбивым, должен быть хорошим главой собственного семейства, держать своих детей в повиновении и должном уважении к себе:
«не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»; (1Тим.3:3-4)
- Быть верным жене до смерти:
«так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ». (Мф.19:6)
- Быть попечительным о семье:
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». (1Тим.5:8)
Обязанности жены по Библии
- Любить мужа:
«чтобы вразумляли молодых любить мужей»(Тит.2:4)
- Быть доброй:
«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину] и получил благодать от Господа»(Притч. 18. 22).
«Добрая жена - счастливая [благая] доля [часть]»(Сир. 26. 3).
Обязаности жены - повиноваться своему мужу как Господу
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела». (Еф.5:22-23)
- Быть и учиться в безмолвии-со всей покорностью:
«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.» (1Тим. 2:11)
- Заботиться о красоте своего духа кротости и смирения:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде»(1Пет.3:3)
- Оказывать мужу должное благорасположение:
«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» . (1Кор.7:3)
- Быть целомудренной, чистой, богобоязненной, стыдливой:
«когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (1Пет.3:2-4)
«Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная] жена»(Сир. 40. 19).
«Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души»(Сир. 26. 18-19).
- Заботиться об устроении дома:
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Пр.14:1)
Писание запрещает мужу
- Желать жены ближнего своего:
« Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего». (Втор.5:21)
- Прелюбодействовать:
«так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (1Кор.6:9-10)
- Уклоняться от жены, разве по согласию для упражнения в посте и молитве:
- Писание запрещает мужу – быть суровым к жене:
«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». (Кол.3:19)
Писание запрещает жене
- Домогаться власти над мужем:
не входит в число двенадцати апостолов Иисуса Христа. Четырнадцать посланий Павла составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
«а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1Тим.2:12)
- Учить мужа:
«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1Тим.2:11-12)
- Прелюбодействовать:
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:9-10)
- Уклоняться от мужа, разве по согласию для упражнения в посте и молитве:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1Кор.7:5)
- Быть сварливой:
«Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме». (Пр.21:9)
«Непрестанная капель в дождливый [зимний] день и сварливая [клеветливая] жена — равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер».(Притч. 27. 16).
- Быть рассудительной:
« Блажен, кто живет с женою разумною ».(Сир. 25. 11).
Муж и жена должны помогать друг другу стать лучше
Мужу и жене важно помогать друг другу стать лучше.
Семья - это не два человека поодиночке, а одно целое:
«Да прилепится муж к жене своей»(св. Иоанн Златоуст перефразирует слова из Библии - Мф.19:5–6.))
Как это понимать? Это значит, что муж и жена одна плоть, единый организм. Не бывает добродетельная жена и плохой муж. Всё делается только вместе, всё связано.
Например, в 31 главе книги Притч говорится, какой должна быть жена по Библии: ухоженной, даже если ей приходится поздно ложиться и рано вставать.
О красоте в Священном Писании сказано немало:
«Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте] дома ее».(Сир. 26. 20-21).
Но будет ли она это делать, если глава семьи равнодушен? Нет. Муж должен восхищаться супругой, думать о жене, тогда у неё будет стимул наводить красоту:
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа ». (Бытие 2:23)
Даже когда в высказываниях не указано напрямую, что речь о жене и муже, можно понять, что в том или ином месте говорит Библия о браке:
«А кто не заботится о родных, и прежде всего о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверующего» (1 Тим. 5:8).
Для Бога очень важно, чтобы муж заботился о жене, а жена о муже.
Господь ставит эту задачу даже выше, чем даже вера человека в Него. Получается - «почитай мужа своего как Бога»? Смотря, что в эту фразу вкладывать. Если почитание - это любовь, уважение, тёплые чувства, то, конечно, да. А если речь о раболепии - это уже нездоровые отношения.
Надо просто не забывать о роли жены и роли мужа. Она - вдохновительница и возлюбленная. Он - заботливый защитник. И только вместе они достигают гармонии.
Библия часто ставит нам в пример Иисуса Христа. Об отношениях мужа и жены мы тоже можем судить на основе Его дел и слов. Спаситель демонстрирует нам безусловную любовь, преданность, заботу. В этой искренности нет ни элемента эгоизма, расчёта или попытки навязать свою волю.
Мы же, в свою очередь, не ставим Иисусу Христу условий и принимаем его Учение. Так и муж с женой вступают в брак и отныне будут жить уже по новым для себя правилам. В этих правилах нет ничего нового для праведного человека. А для других семья - отличный плацдарм для духовного роста.
Видео о супружестве, о семье, о муже и жене от протоиерея Андрея Ткачева
8. Допустим ли оральный секс?
13. Допустимы ли аборты?
1. Каковы обязанности супругов друг к другу?
Апостол Павел в Послании к Ефесской церкви заложил фундамент взаимоотношений мужей и жен. Мужчине он сказал: «Мужья, любите ваших жен, как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» (Еф 5.25). Женщине он сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф 5.22). Такие взаимоотношения позволяют избежать напряженности в семье.
Муж должен быть готов пожертвовать собой ради благополучия жены. Если он любит ее достаточно для того, чтобы посвятить себя ей, как и Иисус посвятил себя церкви, то жена будет готова подчиниться его руководству. Она будет знать, что он всегда печется о ее благе и всегда ставит ее интересы выше своих собственных.
По этим же соображениям жена сама способна сделать мужа главой дома, побуждая его занять положение священника в семье. Она должна побуждать мужа искать того, что Бог хочет для этой семьи. Она может вознести мужа очень высоко и, повинуясь ему, дать ему почувствовать ответственность, так чтобы он правильно понял свою роль.
Тот, кто постоянно настаивает на «правах», разрушает хорошие отношения в браке. Если муж говорит жене: «Ты должна подчиняться мне, потому что так сказано в Библии», то он отдаляет ее. В то же время, если жена отказывается подчиняться мужу и противоречит ему во всем, то он должен задуматься, следует ли он по пути Бога. Он начнет думать: «Что, если я получу повеление от Господа? Я тут же натолкнусь на противостояние жены, так что уж лучше я буду следовать своим собственным желаниям, и предоставлю ей следовать своим». Такое отношение может лишь отдалить супругов друг от друга, тоща как жизнь в соответствии с Божественным замыслом сближает их.
Муж, который отходит от Божественного закона и настаивает на том, чтобы и жена делала то же, что он, теряет право на власть. Бог не дал мужу права нарушать Его закон, обижать жену, вести беспорядочную половую жизнь, толкать жену на ложь, воровство или пьянство. Но, пока муж следует заветам Бога, жена должна подчиняться его авторитету, даже если она с ним не согласна.
Божественные указания верны всегда, однако во многих семьях жена обладает большими способностями, чем муж. К сожалению, женщины с высокими способностями иногда выбирают себе мужей посредственных. Такая жена должна сопротивляться искушению доминировать в семье. Ее муж будет иногда принимать решения, которые она посчитает неправильными. Ей следует попытаться мягко переубедить мужа, либо молиться Господу о том, чтобы Он вразумил его. Женщина добровольно передает часть своего «суверенитета» мужу, когда выходит за него замуж. Она должна доверять Богу в выборе пути. Однако, если муж желает, чтобы жена отвергла Бога, вовлекает ее в разврат и склоняет к другим нарушениям Божьего закона, то он утрачивает свою власть и права. Главный, кому жена должна быть предана и за кем она должна следовать, - Иисус Христос. Она не должна подчиняться тому, что беззаконно и противоестественно.
Важно помнить, что муж и жена - партнеры. Кто-то верно заметил, что женщина появилась из ребра мужчины, а не из его головы или стопы. Она не должна подчинять себе мужа, и не должна перед ним пресмыкаться, позволяя ему вытирать об себя ноги. Муж и жена призваны быть партнерами в жизни и разделять ту систему житейских отношений, согласно которой муж является главой семьи, пока он повинуется Христу.
2. Что говорит Библия о разводе и повторном браке?
В Библии ясно сказано о разводе и повторном браке. В Ветхом Завете Моисей разрешил мужчине получать развод по любым основаниям (Втор 24.1-4). Позднее, в Новом Завете, когда Иисуса спросили о разводе, Он ответил, что Моисей разрешил им развод по причине жестокости их сердец. Он сказал, что в начале не было так. Затем Иисус продолжал:
«Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью? Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
В очах Божиих брак является пожизненной связью, которая никогда не должна нарушаться действием человека. В книге пророка Малахии, Господь говорит, что Он ненавидит развод (Мал 2.16). Совершенная воля Божья состоит в том, чтобы общество и будущие поколения сохранялись через нерушимость семьи. Господь предоставляет большую помощь в сохранении брака и в воссоединении распавшихся семей.
В крайнем случае, существуют всего лишь два основания для развода и повторного брака. Если имело место прелюбодеяние (супружеская неверность), развод может быть получен, так как измена уже нарушила семейные узы и развод является формальным признанием свершившегося факта.
Апостол Павел добавил к поучениям Иисуса то, что названо по его имени «привилегией Павла». Согласно ей Павел учил, что если неверующий супруг оставил верующего, то последний более не связан узами брака, но свободен вступить в повторный брак (1 Кор 7.15). Некоторые люди рассматривают это как «конструктивный уход», когда муж настолько измучил жену, что она не в состоянии долее этого переносить, или когда жена настолько измучила мужа, что он не может более оставаться с ней. Если так случается, то ситуация равносильна уходу, и, независимо от того, произошло ли фактически разделение супругов, развод и повторный брак дозволен.
За исключением этих причин Библия не признает никаких других оснований для развода. Не оправдывается развод по причине несовместимости, недостатка любви или различия в карьерных устремлениях между супругами. И, право, кажется маловероятным, чтобы два христианина, преданные служению Господу Иисусу Христу, имели какие-то основания для развода.
Очевидно, что когда лицо, не имеющее указанных в Библии причин для развода, вступает в повторный брак, оно, строго говоря, совершает прелюбодеяние. Развернутое объяснение этому содержится в ответе на следующий вопрос.
3. Что я должен сказать верующим, которые были разведены, и, вступив в повторный брак, интересуются, что говорит о разводе Св. Писание?
В США разводы расцвели буйным цветом, причем они одинаково распространены как среди христианского, так и среди нехристианского населения. Бывает, что люди вступают в брак не единожды и не дважды, а три, четыре, пять или шесть раз. У них образуется вереница мужей или жен, вереница детей и вереница проблем.
Господь на стороне человека. Он любит людей и понимает, что происходит в таких случаях. Но я не могу признать такое поведение правильным. Служитель Божий должен учить тому, что сказано в Писании; однако поучение должно основываться на библейском понимании любви Господа к человеку. Очень трудно установить непреложные правила на все случаи жизни.
Следует ли, к примеру, приказать человеку, вступившему в третий брак, вернуться к своему бывшему супругу или супруге? А что, если бывший супруг этого человека вступил в новый брак? Правильно ли требовать, чтобы супружеская пара, состоящая из разведенных супругов, вновь совершила развод и разрушила тем самым вторую семью? Основное правило состоит в том, что развод и повторный брак не разрешены, за исключением случаев супружеской измены или оставления супруга, и церковь должна придерживаться этого правила. Молодые люди должны понять, что брак - это союз на всю жизнь, а не такой союз, в который люди вступают и выходят из него, когда им заблагорассудится.
Однако при нынешнем ужасающем состоянии института брака, я чувствую, что Церковь должна использовать свое право «связывать и разрешать» (Мф 16.19) для того, чтобы разведенные и вновь вступившие в брак пары, которые обрели Христа после развода, наставить на путь прощения. Другими словами, Церковь должна сказать (и я лично говорю это), что то, что случилось с вами в прошлом, искуплено кровью Христа. Наслаждайтесь своим нынешним браком во славу Господа без ощущения вины. Однако для христиан, которые были разведены уже после своего второго духовного рождения, по причине, отличной от двух упомянутых, я полагаю лучшим вернуться к своим прежним христианским супругам или остаться вне брака.
В итоге, я советую по этим сложным личным проблемам обращаться к молитве и изучению Библии, а также к мудрому пастору вашей общины.
4. Могут ли христиане вступать в брак с неверующими?
Ни в коем случае. Библия говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными... какое согласие у Христа с Велиалом?» (2 Кор 6.14-15).
Билли Грэм выразил это очень точно несколько лет назад, когда он сказал, что тот, кто вступает в брак с неверным, получает в качестве свекра или тестя самого дьявола. Когда христианин вступает в брак с неверующим, возникают большие внутренние потрясения.
Некоторые христиане все же вступают на этот путь и женятся или выходят замуж за неверующих, надеясь обратить их после свадьбы. Но если бы Господь действительно предназначил вам эту женщину или этого мужчину, у Него хватило бы сил привести к Себе этого человека до брака. Если же Он не сделал этого, то это является знаком того, что этот брак не угоден Богу. Христианин должен научиться ждать от Бога того, что является верным решением. Любое другое решение может обернуться ужасной ошибкой.
5. Если я состою в браке с нехристианином должен (должна) ли я развестись?
Если вы состоите в браке с неверующим, и он или она желают сохранить брак, то вы должны остаться с ним или с ней. Своим поведением попытайтесь привести своего любимого или любимую к Богу. Однако если вы лишь недавно стали христианином, то изменение вашего образа жизни может оказаться столь драматичным, что неверующий может захотеть оставить вас. Если ваши искренние попытки не приведут к сохранению семьи, и если ваш неверующий супруг откажется продолжать жить с вами, то у вас нет иного выбора кроме как позволить ему (ей) уйти. В этом случае вы уже не связаны и можете, если хотите, снова вступить в брак, но только с христианином.
6. Является ли жестокое обращение основанием для развода?
Это зависит от ситуации. Я думаю, что моральная черствость не является основанием для развода, если речь идет о том, как один из супругов выдавливает пасту из тюбика или о том, как вешать чулки в ванной. Этот тип поведения имеет столь разнообразные объяснения, что об этом вряд ли можно говорить однозначно.
Однако я полагаю, что физическая жестокость и оскорбления, а также моральный ущерб, если они угрожают физическому или моральному состоянию супруга, являются основаниями для развода. Та самая привилегия Павла (1 Кор 7.15), которую я упомянул ранее, разрешает развод по причине ухода неверующего супруга (супруги). Чтобы жестокое обращение явилось достаточной причиной для развода, оно должно достигнуть предела, за которым дальнейшее совместное проживание может угрожать непосредственной опасностью.
Тот тип жестокости, который я имею в виду, не имеет ничего общего с критикой приготовленного суфле или осуждением шурина. Мелкое раздражение нуждается в мягкой коррекции; непозволительно, чтобы оно явилось причиной разрушения святого союза.
Очевидно, что христианская пара, состоящая из двух рожденных свыше людей, не подпадает под привилегию Павла. Развод и повторный брак по любой причине действительно невозможны для двоих людей, которые искренне любят Господа и стараются служить Ему.
7. В чем состоит различие между любодеянием и прелюбодеянием?
Половая связь человека, состоящего в браке, с другим лицом, не являющимся его супругой или супругом, - это прелюбодеяние (супружеская измена).
В Десяти заповедях написано: «Не прелюбодействуй» (Исх 20.14). Причина запрета очевидна: брак является опорой общества, с ним приходит ответственность за воспитание детей. Сексуальные отношения вне брака не только представляют опасность для самого брака, но, кроме того, разрушают чувства материнской или отцовской любви, путают линии наследства и семьи, родственные отношения.
Любодеяние («свободная любовь») - это половая связь между людьми, не состоящими в браке. Апостол Павел сказал, что оно является грехом против тела. Он наказал христианам избегать блуда, так как это грех против себя и Бога, поскольку тело верующего является храмом Святого Духа (1 Кор 6.18-19). Павел говорит, что если верующий соединяет свое тело с блудницей (или с безнравственным человеком), то он соединяет с этим человеком Христа (1 Кор 6.15-16).
Важно понимать, что ни прелюбодеи, ни изменники не войдут в Царствие Небесное (1 Кор 6.9-10). В современном мире редко используются слова «прелюбодеяние», «блуд», а безнравственные взаимоотношения неженатых людей стали обычным стилем жизни. Но безнравственность, сколь бы обычной она ни была, является, тем не менее, грехом, который лишит Царствия Небесного миллионы людей, если они не покаются.
8. Допустим ли оральный секс?
Оральный секс является одним из тех видов сексуальных отношений, которые не приводят к зачатию, и особенно распространен среди гомосексуалистов. Павел в Послании к Римлянам говорит о женщинах, заменяющих «естественное неестественным» (Рим 1.26). Мое собственное мнение состоит в том, что оральный секс является противоестественным, так как естественность состоит в том, что половой акт должен предполагать возможность продолжения рода и основываться на партнерских отношениях. Ни один из партнеров не должен превращаться в «объект» удовлетворения для другого.
Однако Библия не содержит ясных указаний относительно сексуальной практики супружеских пар. Хотя в Писании говорится о «непорочности» брачного ложа (Евр 13.4), но не вполне ясно, что под этим понимается. Существует множество аспектов сексуальной практики супружеских пар, про которые Библия хранит молчание. Поэтому трудно бывает сказать определенно: «Это дозволено, а это запрещено».
Для подобных неясных случаев существует библейское правило, гласящее: «все, что не по вере, есть грех» (Рим 14.23). Если кто-то чувствует, что оральный секс - «не по вере», то он не должен этого делать. Господь призвал нас к святости, а не к чувственности, но выражение физической, половой любви в браке есть доброе, святое и дарованное Богом. Поэтому не бойтесь просить Бога направлять вас на тот путь половой любви, который Он считает правильным.
9. Допускает ли Библия секс ради удовольствия?
Некоторые религиозные люди полагают, что единственной причиной половой жизни является продолжение рода. Другие считают, что существуют более высокие причины для полной близости: это высшая степень соединения мужчины и женщины - соединение двух душ, двух сознаний, двух тел.
В Ветхом Завете слово, обозначающее половую близость, звучало как «познать» (мужа или жену). Самое интимное знание мужа и жены друг о друге проистекает от этих трех соединений в христианском браке. Именно поэтому сексуальная жизнь христианина является гораздо более мотивированной, нежели у нехристиан. Нехристиане не могут соединиться в духе. У них отсутствует это важное измерение.
Библия говорит, что в браке один супруг отдает свое тело другому, и что они не должны воздерживаться друг от друга, кроме как на короткое время поста. Бог создал мужчину и женщину сексуальными существами. Он создал нашу нервную систему такой, что мы получаем удовольствие от секса. Секс в браке есть доброе и святое дело, заповеданное Богом.
10. Допустимы ли межрасовые браки?
В Ветхом Завете Бог приказал народу Израиля не вступать в брак с народами, окружающими его. Причиной этому являлся не цвет кожи, а состояние души. Эти народы были идолопоклонниками, которые занимались всякими непотребными делами в сексе и в прочих вещах, так что такие брачные союзы могли развратить народ Израиля.
Запрет на брак верующего с безбожником действует и поныне. Дети Божьи не должны вступать в брак с детьми сатаны. Это, однако, не имеет ничего общего со страной происхождения или с цветом кожи.
Тем не менее, молодые люди должны отдавать себе отчет в том, что мы живем в мире, в котором существует еще много предрассудков. Есть люди, которых возмущают межрасовые браки. Детей от таких браков зачастую презирают оба (материнское и отцовское) сообщества. С точки зрения социологии пары, вступающие в межрасовый брак, ожидает столкновение с предрассудками и неприятие. В этом нет ничего от Бога, но такова правда жизни.
Поскольку давление может стать невыносимым, люди, помышляющие о вступлении в такой брак, должны быть абсолютно уверены друг в друге, в своих мотивах, и, особенно, в том, что их брак угоден Господу.
11. Что говорит Библия о гомосексуализме?
Библия называет мерзостью, если кто ложится с мужчиной как с женщиной или если женщина ложится с женщиной как с мужчиной (Лев 18.22; 20.13). Св. Писание говорит, что из-за такой мерзости осквернилась Земля и свергла с себя живущих на ней (Лев 18.25). Апостол Павел назвал это постыдным, результатом того, что Бог оставил таких людей и «предал их нечистоте» (Рим 1.24-27).
В Ветхом Завете говорится, что тех, кто практиковали подобные дела, удаляли из племен Израилевых путем казни.
В Новом Завете сказано, что те, кто предаются гомосексуализму, не войдут в Царство Божие (1 Кор 6.9,10). Апостол Павел в Послании Римлянам указывает, что гомосексуализм есть бунт людей против Бога. Он говорит, что, когда люди заменили истину Божью неправдой и стали поклоняться твари вместо Творца, тогда они предались Злу. В те периоды жизни общества, когда ценности оказались вывернутыми наизнанку и появилась моральная анархия, мужчины стали разжигаться похотью к мужчинам, а женщины - к женщинам, за что они получат возмездие в телах своих за дела свои (Рим 1.22-27).
С точки зрения Библии, распространение гомосексуализма - это знак того, что общество склоняется к упадку.
12. Надо ли разводиться с гомосексуальным супругом?
Большое сердечное сокрушение испытываем мы по поводу распространения гомосексуализма. Представьте себе чувства жены, которая знает, что она разделяет мужа с одним или многими его любовниками. Представьте себе чувства мужа, который вынужден соревноваться за чувства своей жены с ее возлюбленными женщинами.
Вдобавок к этой проблеме, вследствие известной склонности гомосексуалистов к частой смене партнеров, возрастает риск заразиться венерической болезнью от супруга, вступающего в гомосексуальные связи.
Но Бог всегда предлагает путь искупления греха. В такой ситуации я бы посоветовал гетеросексуальному супругу использовать все средства, чтобы освободить своего гомосексуального супруга от бремени гомосексуальных наклонностей. Гомосексуалисты могут освободиться от своей прискорбной страсти и найти удовлетворение во вполне благополучной гетеросексуальной связи. Но этого никогда не произойдет без любви, понимания и прощения. Для этого нужны очень тонко чувствующие духовные наставники, так как многим гомосексуалистам удается очень хорошо притворяться и они очень убедительно лгут, скрывая свое поведение от других.
В конце концов, если все средства исчерпаны, развод с гомосексуальным супругом будет мудрым и правильным решением. Дети не должны находиться под влиянием такого супруга. Что бы ни случилось, муж или жена не должны чувствовать себя виноватыми, думая: «Как же могло со мной такое случиться?». Предоставьте Господу Иисусу Христу дать вам новый старт в жизни.
13. Допустимы ли аборты?
Аборты, безусловно, недопустимы. Это лишение жизни человеческого существа. Я глубоко убежден, что аборт равносилен убийству. В псалмах мы читаем, что Бог замышляет нас, когда мы находимся во чреве матери (см. Пс 138.13). Мы знаем также, что пророк Иеремия был призван Богом до своего рождения (Иер 1.5). Апостол Павел верил, что он был призван к служению Господу еще будучи во чреве матери (Гал 1.15). Сказано, что Иоанн Креститель возрадовался во чреве матери, услышав голос Марии, Матери Божьей (Лк 1.44). Дети во чреве матерей уже, безусловно, обладают духовной индивидуальностью.
С точки зрения биологии нет никаких причин полагать, что человеческая жизнь начинается не с момента зачатия. Именно с этого момента начинается поступательное развитие, которое продолжается и во взрослом состоянии. Поток жизни никогда не останавливается. Это непрерывный процесс. Сторонники абортов заявляют, что плод становится действительно человеком только с момента рождения. Однако у пяти-шестимесячного плода, извлеченного из чрева матери в результате кесарева сечения, можно поддерживать жизнь вне материнского чрева.
Аборт - это ужасное зло. Бог проклял израильтян, которые предлагали своих детей в жертву Молоху. Тогда детей сжигали в пламени жертвенного огня (Лев 20.2).
Мы же готовы принести своих детей в жертву богам удовольствия, чувственности и удобств. Делая так, мы свидетельствуем, что ни во что не ставим человеческую жизнь. Это страшный грех и пятно на нашем обществе.
Библия не говорит об абортах более подробно, потому что это явление казалось немыслимым для народа Божьего. Когда Израиль был в Египте, жестокий фараон потребовал от израильтян убийства новорожденных. В Библии это трактуется как верх жестокости. Даже мысль о том, что евреи могут убивать своих детей, была бы проклятием для них. Во всем пространстве Ветхого Завета женщины жаждут иметь детей. Дети считались даром Божьим. Женщины молились о том, чтобы не быть бесплодными. Как может праведная женщина посягнуть на жизнь собственного ребенка?
Мать Тереза из Калькутты сказала, что она боится за судьбу Америки, потому что американские женщины убивают своих детей.
Она думает, что общество обречено, если женщины стали столь бессердечны, что они убивают собственных детей. Аборты не просто недопустимы - они представляют собой верх языческой безнравственности.
14. Предусмотрел ли Бог идеального супруга для каждого?
Супружество вообще не для каждого, оно лишь для тех, кто создан для семьи. Я верю, что Господь приведет вас к лучшей для вас половине, хотя, возможно, она и не будет «идеалом». И вот почему.
Каждый человек имеет уникальную индивидуальность, состоящую из сотен, а, возможно, и тысяч неуловимых душевных, интеллектуальных и психологических характеристик.
Каждый человек обладает генетическим кодом, составленным из миллионов физических и иных характеристик. Чтобы найти «идеального» партнера, нужно было бы предположить, что Бог специально создал человека, миллионы характеристик которого идеально дополняют миллионы ваших характеристик. Но ведь Бог не создает каждого человека индивидуальным актом творения, это происходит в результате естественных биологических процессов.
Однако есть нечто, что Бог может сделать, если вы будете Его об этом просить. Он может привести вас к человеку, который наилучшим образом будет дополнять вашу индивидуальность, ваше происхождение, ваши желания, и генетический код которого, дополненный вашим собственным генетическим кодом, может произвести потомство, угодное Богу, вам и вашему супругу. Поскольку математически этот выбор кажется невероятным, остается надеяться на бесконечную мудрость Господа в выборе для нас суженых. Секрет познания Его водительства отражен в Прит 3.5-6.
Это не означает, однако, что человек, который ищет мужа или жену, должен сидя дома ждать, когда Бог пошлет к нему кого-то, кто постучится в дверь. Безусловно, уместно просить Бога направить вас в такие места, где часто встречаются одинокие люди, как-то: группы при церкви, учебные классы или другие места, где люди объединяются по вере и по интересам. Существует множество мест, дающих возможность встретить подходящего вам человека. Бог приведет вам будущего супруга или супругу, если вы дадите Ему возможность это сделать.
Помните, что только человек, имеющий в себе Христа, может считаться «идеальным» супругом для вас.
Жена
Она жена воздаёт ему мужу добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Притч. 31,12-13
Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена. Сир.40,19
Друг и приятель сходятся по временам, но жена с мужем - всегда. Сир.40,23
Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 1 Кор.7,39
И более любит человек жену свою, нежели отца и мать. 2Езд.4,24
Злость жены изменяет взгляд её и делает лице её мрачным, как у медведя. Сядет муж её среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. Сир.25,19-20
Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей.Сир.9,2
Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою.Сир.25,18
Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену. Сир.25,23
Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная - злая жена. Сир.25,25
Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит своего мужа. Сир.25,26
От жены начало греха, и чрез неё все мы умираем. Сир.25,27
Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на неё.Сир.25,21
Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Кол.3,18
При худой жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай. Сир.42,6
Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. Сир.25,22
Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство её драгоценнее золота.Сир.7,21
Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. Сир.25,24
Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. 2Езд. 4,26
Не будь ревнив к жене сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого. Сир.9,1
Есть у тебя жена по душе? не отгоняй её. Сир.7,28
К мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Быт.3,16
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притч.25,24
Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин. 2Езд. 4,27
Кто нашел добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа.Притч. 18,23
Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Рим.7,2
Не давай воде выхода, ни злой жене - власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей. Сир.25,28-29
Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена - счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа. Сир.26,2-3
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.1Кор.11,5
А жена есть слава мужа. 1Кор.11,7
Кроткая жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Сир.26,17
Благодать на благодать - жена стыдливая,и нет достойной меры для воздержной души. Сир.26,18-19
Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём.1Тим. 3:8,11
Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.Притч.19,13
Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 1 Кор. 14,34
Болезнь сердца и печаль - жена, ревнивая к другой жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. Сир.26,7-8
Любезность жены усладит её мужа, и благоразумие её утучнит кости его.Сир.26,16
Большая досада - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама.Сир.26,10
Наклонность женщины к блуду узнаётся по поднятию глаз и век её. Сир.26,11
Ибо неприлично жене говорить в церкви. 1Кор.14,35
Притч.19,14
Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Притч. 12,2
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.Притч.14,1
Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём.Еф.5,24
Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 1Петр.3,1
Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.Притч.19,14
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Притч.30,30
Благонравная жена приобретает славу мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Притч.11,15
Женщина
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт.1,27
И женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. Лев.18,23
Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда». Притч.9,13-16
Блаженна неплодная неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа; она получит плод при воздаянии святых душ. Прем.3,13
Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.Притч.31,3
Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин: ибо как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское. Сир.42,12-13
И нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце её - силки, руки её - оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею. Екк.7,26
Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Ис.26,17
Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Ис.49,15
Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, - женщина, которая стыдит до поношения. Сир.42,14
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Ин.16,21
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.Притч.11,22
Господь сотворил мужчину главой семьи. Какими качествами должен обладать муж? Каковы же роли и обязанности мужа, согласно Библии? Каков же образ идеального мужа? Наглядно всё это можно представить в таблице.
Роль мужа в семье, согласно Библии
Стих из Библии | Качества мужа, его роль |
1 Кор. 11:3 «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» | Любит Господа. Покорный Богу. Праведен. Безупречен. Глава жене. Глава в семье. |
1 Тим. 3:4-5 «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»… | Имеет власть, руководство, Божий страх. Управляющий домом, справедливый наставник, Способен учить. Мудрый. |
Еф. 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». | Трезвый. Воздержан. Божий сосуд. Водимый Духом Святым. Не пристрастным к табаку, вину или наркотикам. |
1 Петра 2:9 «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас…» | Избранный Богом, отделённый от мира, Посвященный Богу. Знающий Слово Царственный священник, великодушен. Божий благовестник, не любящий спорить. |
Кол. 3:19 «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. | Любит и уважает жену. Не гневливый. Не суровый, добрый, нежный, интересный |
Еф. 5: 31 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». | Приоритет – жене. Великодушен. Дисциплинирован. Принцип отделение от родителей. Един с женой. |
1 Тим. 3:2 «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив»… | Имеет только одну жену. Ведёт трезвый образ жизни, честный, приветливый и гостеприимный, непорочен, целомудрен. Не сребролюбив. Не эгоистичен. |
1 Тим. 2:13,14 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена»… | Несёт ответственность за жену, её служение и предстояние пред Богом. |
Кол. 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». | Отец – пример для подражания детям, ответственный за их учёбу. Добродетелен. Не оскорбляющий. Не злой. Справедлив. |
1 Петр. 3:7 «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. | Верный, благоразумный, общительный Чуткий, нежный, заботливый. Трудолюбив. Хранящий жену от непосильного бремени Умеющий сочувствовать, внимательный, Ответственный за духовную жизнь в браке |
Прит. 13:25 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». | Наказание детей должно основываться на любви к ним. Глава в семье. Ответственный за воспитание детей, непорочен, целомудрен. Мужественен. Смирен |
Псал. 102:13 «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». | Обязанности отца основаны на любви, Он имеет любовь подобную любви Господа. Милосердный. Хороший муж/отец. |
Еф. 5:23 «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» | Глава жены. Заботится о нравственной чистоте и непорочности жены. Способен учить. Духовная зрелость. Благочестив. |
Любить свою жену – Божий приказ мужу. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.2:28).Любить свою жену постоянно любовью «Агапе», так, чтобы она это чувствовала (Прит.31:28,29).
Главенство мужа – Божье повеление
Главенство в семье – это любящее и нежное руководство. Божий порядок таков: «… Жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Муж является главой по отношению к своей жене, как Христос является главой по отношению к Церкви. Главенство Иисуса Христа представляет собой не только власть, оно включает в себя искреннюю заботу о церкви». (29) Главенство Христа над Церковью должно отражать главенство мужа над женой. Оно включает в себя жертвенность, наставничество, руководство, самоотречение, заботу, ответственность за семью, жену, детей, за их духовное состояние и материальное благополучие. Всё это Господь возлагает на мужа. В 1 Послании Тимофею 3:4-5 написано: «…Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? Бог хочет, чтобы муж научился управлять своей семьёй. Для этого необходимо знать способности своих домочадцев, любить их, дать им свободу для самовыражения. Муж должен знать и делать в семье то, что хочет Господь, и быть участником во всех сферах семейной жизни. Особую помощь надо оказать жене, чтобы она могла раскрыть и реализовать свои таланты. Муж в семье – глава, пример для подражания детям: пример благочестия, целомудрия, посвящённости Богу. Ему запрещено пить вино. Пьянство ведёт человека к распутству. В Послании Ефесянам 5:18 написано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». А в книге Притч 23:31-34: «Не смотри на вино… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты».
Муж – священник в семье
Девять мест Священного Писания раскрывают экзегетику священства.
Места Писания | Экзегетика священства |
1. Исх.29:9 «…священство по уставу на веки»… | Священниками избирались мужчины из потомства Аарона. Посвящение Богу. |
2. Исх.29:45 «Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом»… | Священник посредник между Богом и человеком. Священнодействовать – предстоять пред Богом в служении. Молится за себя, за семью, за народ. |
3. Лук.1:21,22 « Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; | Народ ждал откровения от Бога. Людям необходимы знания о Боге. В Боге – спасение и удовлетворение духовных запросов личности. |
4. Ин14:6. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». | Путь к Богу возможен только через Христа. Это стало возможным только в Новом Завете. |
5. Ин.1:12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими»… | Поверившим в Иисуса Христа и Принявшим Его как Господа и Спасителя, даётся власть быть Божьим чадом. |
6. 1 Тим. 2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» | Иисус Христос посредник между Богом и людьми. |
7. Евр.9:11 «…Христос, Первосвященник будущих благ»… | Иисус Христос Первосвященник. |
8. 1 Пет.2:9. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»… | Человек, верующий во Христа становится избранным, взятым Богом в Его удел. Святым. Царственным священством, для того, чтобы возвещать людям Слово Божье, Благовествовать о спасении в Иисусе Христе. |
9. Гал.3:28,29 «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». | Во Христе нет не мужского ни женского пола, поэтому царственным священством становятся как мужчины, так и женщины. Они по обетованию Божьему – наследники жизни вечной. |
В отношении семьи Бог ставит разграничения, утверждает главенство мужа над женой, и жене повелевает быть послушной мужу. Рассмотрим роль священника, согласно первому посланию Тимофея. Послание Тимофею было написано для Ефеской Церкви. Цель написания послания: как нужно поступать в доме Божьем (3:15). В созданную в Ефесе Апостолом Павлом Церковь пришли люди с различной мотивацией. Одни, действительно, искали Бога, другие – из-за корыстных побуждений. Корыстолюбцы выдвинулись и сделались законоучителями. Они занимались «баснями и родословиями бесконечными», уклонились в пустословие, отступили от веры. Этим людям поверили некоторые женщины. Молодые вдовы (5:11-15), незамужние женщины (4:3) внимали духам обольстительным и учениям бесовским (4:1). Некоторые верующие жены стали подражать тем, кто стал вольготно относится к благочестию (благоговение, почтение к Богу) думая, что служение Богу должно обогащать. Из контекста послания видно, как они стали посещать собрания, и как они вели себя дома: учили мужей с целью захвата главенства, другие захватили главенство в свои руки, стали непокорны своим мужьям. Они украшались драгоценностями, дорогими одеждами, приходили в церковь с неприличными причёсками, вели себя вызывающе. Что же теперь делать верующим мужьям? Они в сомнении. Апостол Павел говорит мужьям: «Не гневайтесь, молитесь. Бог даст вам мудрости и научит: как поступать в доме Божьем и как навести порядок в своем доме. Изучайте вместе с женами здравое учение Господа Иисуса Христа (6:3). Оно меняет жизнь человека и его взгляды». Чем ближе муж и жена к Господу, тем крепче и стабильнее семья. Муж подотчётен Богу, потому что Бог поставил над семьей главой Христа, потом мужа как главу и священника (1 Кор11:3). Итак, муж – священник в доме. Огромная ответственность лежит на нём. Муж очень хорошо должен знать Слово Божье для того, чтобы научить домочадцев истине. Это – домашний врач и домашний психолог. Он должен знать состояние всех членов семьи, чтобы вовремя оказывать им помощь. Бог дал жену мужчине как подарок, который очень ценен в Его очах.
Роль жены в браке
Теперь рассмотрим: какой же должна быть жена? Библия повествует о многих добродетельных жёнах, но самый яркий пример образцовой жены описан в тридцать первой главе Книги Притч. Господь сотворил жену «помощницей мужу, соответственно ему». Каковы же обязанности жены? Каков образ идеальной жены? И чему должны подражать наши современные жёны, женщины третьего тысячелетия? Наглядно всё это можно представить в таблице.
Жена – помощница мужу, согласно тридцать первой главе Книги Притч
Стих из тридцать первой главы Книги Притч |
Качества жены, её роль |
10. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» | Любовь к Богу. Святость. Добродетельность. Простота в общении. Талантливость. |
11. «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка»; | Доверие. Благонадёжность. Уверенность. Значимость. Многоценность. Общительность. |
12. «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». | Мудрость во взаимоотношении. Любовь и уважение к мужу. Почтение. Смирение |
13. «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками». | Профессионализм и трудолюбие. Старательность. |
14. «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой». | Попечение о доме. Дальновидность и трудолюбие. |
15. «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем» | Умение планировать день, видеть главное. Умение готовить пищу. Жертвенность. |
16. «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». | Желание и умение работать с растениями и с землей. Мудрость в сельском хозяйстве. |
17. «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои». | Способность отвечать взаимностью на любовь. Умение оградить мужа от неприятностей. |
18. «Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью». | Прилежность. Жертвенность. Увлеченность, радость, удовлетворение трудом. |
19. «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено». | Умение делать ручную работу. Внимательное отношение к домочадцам. |
20. «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся». | Сострадательность. Милосердие. Мудрость в благотворительности. Умение служить. |
21. «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды». | Трудолюбие. Заботливость. Смелость. Бережливость. Экономичность. Чуткость. |
22. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее». | Внешняя красота и гармоничность. Созидание уюта. Изящность. Мудрость в одежде. |
24. «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским». | Мудрость в торговле. Трудолюбие. Знание рынка. Грамотность. Финансовая поддержка. |
25. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее». | Знание семейной нужды. Жизнерадостность. Оптимизм. |
26. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее». | Приветливость. Скромность, любовь, доброта, нежность. Кротость и мудрость в слове. Знание Писания. Умение учить. Духовная зрелость. |
27. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности». | Умение вести домашнее хозяйство. Умение дорожить временем. Внимательность. |
28. «Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее»: | Жена и мать, достойная любви, благодарности и похвалы от мужа и детей. Признательность. |
29. «»много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»». | Счастливая жена, достойная признательности и ободрения. Чистота и порядочность. |
30. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». | Жизнь, угодная Богу. Благоговение. Смирение и великодушие. Божий страх. |
31. «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее»! | Жена, достойная признательности и чести. Благочестие. |
Обманчивость миловидности и суетность красоты
Женщин часто называют представительницами прекрасного пола. Говоря о «прекрасном», люди имеют в виду внешнюю красоту. Что же говорит Библия о миловидности? В книге Притч 31:30 написано: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Многие люди стараются своей миловидностью завоевать благорасположение к себе. И если человек надеется на себя и смотрит на миловидность, он может обмануться. Почему же миловидность обманчива? Миловидность – это очарование, элегантность, приятность, благорасположение – הך. Человек может претвориться и показать себя, будто он добр, любвеобилен, но всё это может быть обманом. Обман по-еврейски ложь, притворство — רקשׁ. Многие люди обольщаются миловидностью, они считают её духовным проявлением и даже не подозревают её обманчивости, не зная, что миловидность это — качество души. Почему же не надо брать во внимание внешнюю красоту? Красота – изящество – דיפי по-еврейски. Если человек не знает Господа, у него нет чувства меры, тогда красота ведёт к гордости, распутству и безрассудству. Господь упрекает таких людей через пророка Иезекииля 16:13-16, говоря:
«Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и
узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и
елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия…Но ты
понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала
блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. И взяла из одежд
твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них»…
Сама по себе внешняя красота, данная Богом – прекрасна, если женщина относится к ней правильно, как к Божьему дару и довольна той красотой, которую дал ей Бог. Но красота в книге Притч – суетна. По-еврейски значит – пустота, тщета, напраслина – הבל. Телесная красота – не главное потому, что она со временем исчезнет. «Вы заключаете брак не с телом, а с человеком…» (30) Очень ценна в очах Господа внутренняя красота – красота души прощенной Иисусом Христом.
«Красота без добродетели может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать
любви исчезнет при обнаружении злобы. Но женщины, обладающие душевным
благородством, тем более с течением времени раскрывают благородство своей
души, тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей. Красота
телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый
день обновляется и больший возжигает в себе пламень… Не в теле красота, но
красота тела зависит от… характера, который отпечатывает душа в формах тела». (31)
«Самый правильный страх»
Главное в этой фразе не «миловидность и красота», но «…жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». «Бояться» по-еврейски значит – почитать, уважать, благоговеть ירא. Благоговение – глубокое почтение Господа. Благоговеть пред Богом может только душа, рождённая свыше, спасённая Христом Иисусом. Душа, которая идёт путем освящения (1Фес.4:3) и имеет плоды Духа Святого. «…А жена да боится своего мужа». Это – библейское отношение жены к мужу. Муж не применяет унижение для подчинения себе жены. Здесь не говорится о страхе наказания, но раскрывается любовь к мужу.
«Когда жена так высоко ценит мужа, что боится причинить ему боль неверным действием и поступить своевольно, вопреки его желанию, когда она боится огорчить любимого человека и нанести ущерб семье. Это – самый правильный страх…Он подобен, страху огорчить Господа». (32)
Так как написано: «Начало мудрости — страх Господень…» (Пс.110:10). И это располагает сердце мудрой жены быть послушной мужу. Самое главное требование Бога к жене – покорность и повиновение мужу во всём. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петра 3:1). Это самое весомое благословение в браке, которое открывает «простор для Божьего действия» (33) и созидания семьи по Небесному образцу. Нужно сделать всё возможное, чтобы центром семьи был Христос. Благоговение тесно связано с добродетельностью. (Еф.5: 33)
Добродетельность
«Кто найдет добродетельную жену цена ее выше жемчугов» (Прит.31:10). «Добродетельная жена — венец для мужа своего»…(Прит.12:4). «Добродетельная» с еврейского — תיל сила, мощь, способность, богатство, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть. А по-гречески άβαρης необременительный, тот, кто не в тягость, не приносящий трудности. Может ли человек увидеть качества добродетельности в другом человеке? Это качество даёт человеку Бог при рождении свыше, когда человек устремляется к Источнику вечной Любви. Любовь к Богу – это путь к добродетели. При истинном и искреннем покаянии, Бог даёт человеку Свои качества и Свою небесную любовь. Когда супруги полюбят Источник Любви, тогда и только тогда, доверяясь Творцу, они получат такое замечательное качество как добродетель. В Послании к Филиппийцам написано:
«…Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто,
что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том
помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то
исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (Фил.4:8-9).
Добродетель ещё по-гречески «δύναμις» – могущество, способность, возможность. «Она воздаёт ему добром, а не злом во все дни жизни своей» (Прит.31:12). Любящая и мудрая жена делает только доброе для мужа. Поэтому «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Прит.31:11). Уверенность – это обоюдное доверие, умение хранить тайны друг друга и секреты других людей. Без страха Божьего этого не достичь. Добродетель – это Господне благословение для всей семьи и для других людей.
Труд жены. Забота жены о семье
В труде на благо семьи раскрываются таланты и способности жены. В тридцать первой главе Книги Притч описана очень энергичная, деятельная жена, у которой много удивительных качеств. «Дары, которые развились и нашли должное применение для помощи мужу, её помыслы, её сердце обращено к мужу, она готова жить для него, она охотно делает физическую работу на дому как домохозяйка или домашний инженер». (34) Жена призвана освободить супруга от напрасных тревог и позаботиться о домашних делах. «…С охотою работает своими руками» (Прит.31:13). «Она чувствует, что занятие ее хорошо» (Прит.31:18). Слово «чувствует» переводится с еврейского как отведать, вкусить, побробовать. А первоначально – узнавать, распознавать, различать – מעם. Как хорошо, когда жена знает, что делать и делает то, что нужно делать! Тем самым она доставляет пользу всем членам семьи. На все времена года приготовлено все самое необходимое: «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Прит.31:19,21). «Добродетельная жена всё умеет и делает сама» и «в этой невидимой силе её работы кроются видимые блага для её семьи». (35) Изящность и трудолюбие, забота и бережливость, внимательное отношение к нуждам домашних, строгость, правильный взгляд на вещи – отличительные черты добродетельной жены.
Наслаждение трудом – Божий дар
Нужно научиться творчески подходить к любой работе, даже если она является повседневной рутиной. Тогда любая работа будет приносить радость и глубокое удовлетворение. Труд приносит жене радость и глубокое удовлетворение. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее» (Прит.31:25).
Она живет по принципу: Екл 5: 17-18
«Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться
добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни
жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому
человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них
и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий».
Увлеченность, радость и наслаждение трудом – это Божий дар. Но кто не имеет этого дара, тому надо просить его у Господа. Просить, чтобы Сам Господь поменял отношение к работе. Только тот, кто любит свою половинку, способен наслаждаться жизнью. В книге Екклесиаста 9:9 написано об этом: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь … потому что это — доля твоя в жизни…». Все желания жены должны быть направлены к мужу. У добродетельной жены нет времени на и пустую созерцательность и лень. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Прит.31:27). Мудрая жена искусно планирует день, согласуя свою трудовую деятельность с мужем. Супруга заботиться о том, как можно получить прибыль из всего того, чем она занимается. «Она делает покрывала и продает…» (Прит.31:24). И делает это она для того, чтобы в семье были средства для «служения милосердия» (36) и благотворительности.
Служение благотворительности
«После того, как жена обеспечила свой дом, она помогает бедному и нуждающемуся, она сострадательна и милосердна» (37)… «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» (Прит.31:20). «Семья и служение неразделимы». (38) Сердце жены открыто для милосердия и духовного служения, а значит, открыто для Бога. Правильные взаимоотношения с Богом, послушание мужу, придают жене уверенности и оптимизма. Открытое сердце для мужа и семьи результат правильных отношений: любовь и сострадание к бедным людям. Бог берет под защиту бедных и повелевает отверзать руку для них. Во Второзаконии 15:11 написано: «…ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». И она помогает им. Когда сердце свободно от материальной зависимости, тогда благотворительность по Господнему повелению приносит радость.
«Осознание того, что ты поглощен деятельностью или на тебе лежит
ответственность, которая по-настоящему важна, результаты которой имеют
непреходящий характер и будут длиться вечно, которая в основе своей показывает
осмысленное влияние на другого человека»… (39)
Следование принципу верных приоритетов в семейных отношениях
В природе каждой женщины заложено особое желание делать всё, чтобы нравиться мужу. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее» (Прит.31:22). «Ковры, её одежда, виссон и пурпур – отражают ту атмосферу уюта и тепла в доме, мудрость в одежде – создают единство во всём и приносят обновление любви и дружбы в супружескую жизнь». (40) Это хорошо, но в притче говорится, какой принцип должен стоять в первую очередь. Сначала муж, потом дети, внутренняя красота и внешняя, дом, муж. Этот принцип повторяется и в других местах Библии. В послании Титу 2:4-5: «…чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Когда жена выглядит привлекательно, мужу приятно потому, что он понимает: жена хочет нравиться ему. Очень важно, когда жена выбирает правильные приоритеты в семейных отношениях. Во многих семьях создаются конфликтные ситуации, когда жена меняет приоритеты. Особенно ярко это наблюдается при рождении ребенка. Всё своё внимание мать приковывает к первенцу, а муж остаётся без внимания. Это может его привести к ревности. До рождения первенца вся любовь жены была направлена к мужу, но теперь не так. Муж на какое-то время становится одиноким. Это одиночество он хочет заполнить, муж может найти друзей, подругу. Бог дал указание жене: жена ни на минуту не ослабляй своей связи с мужем, потому что муж должен «прилепиться» к жене, а не к ребенку. Наступит в семейной жизни тот момент, когда дети оставят дом, покинут родителей, но останутся опять вместе только муж и жена. Тот внутренний конфликт, который был у мужа в момент рождения ребенка, трудно забыть. Поэтому нужно жене уделить должное внимание вначале мужу, потом детям, только потом красоте, обустройству дома, и в конечном итоге, возвратится в послушании к мужу. Таков принцип верных приоритетов, согласно Писанию. «Она имеет правильные ценности, она правильно расставила приоритеты, она питается мудростью от Бога, потому светильник ее не гаснет и ночью, она всегда выбирает правильный путь, даже в трудные времена». (41)
Достоинство похвалы и почтение жены
«Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит.31:28, 29). В этих словах – отношение детей к матери и мужа к жене. Всё добро, что сделала жена в жизни, принесёт плод. Это благодарность и похвала. «Муж рад за такую жену, он постоянно хвалит её перед другими и в её отсутствии». Добродетельная жена достойна и почтения детей. Многие люди говорят: «Если будешь хвалить жену, она может возгордиться, и ничего не будет делать в доме». Но это неверное понимание психологии человека. Бог хочет, чтобы человека хвалили, если он этого достоин. Похвала – это не лесть, если она исходить от искреннего сердца. Хвалить надо именно жену, а не подруг в её присутствии. Муж хвалит свою жену в присутствии других людей: «…да прославят ее у ворот дела ее» (Прит.31:31). Мужу надо благодарить и славить Бога за жену и за детей, которых даровал Господь, потому что «кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Прит.18:22). Бог хочет слышать хвалу и прославление Себя в Своём творении, ибо Он достоин славы и хвалы. Человек, прославляющий Господа, не останется в стыде. Бог благословляет семью и прославляет семью среди других людей. А «благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Прит.10:22).
Итак, образ добродетельной жены, описанный в тридцать первой главе Книге Притч –
«Это и азбука стремлений жены, и поэзия счастья семейной жизни. Но чтобы жизнь в браке стала такой поэзией, жёны вынуждены постоянно тренировать себя в прозе, много трудиться над своими качествами, не мечтать о романтическом браке, а созидать духовным, душевным и физическим трудом ту романтику в браке, которая приносит радость, силу и вдохновение». (42)
Чтобы быть счастливой в браке, нужно каждой современной женщине стремится к достижению этого идеала образцовой жены.
Практически каждая девушка мечтает выйти замуж . И не просто поставить штамп в паспорте, а обрести человека, который станет ее второй половинкой, надежной опорой и прекрасным отцом для детей. Хочется ведь, чтобы мужчина был надежным, заботливым и, конечно же, верным. Но как же не совершить ошибку и не обречь себя на страдания?
Ответы можно искать где угодно, но мы предпочитаем черпать мудрость из Библии, ведь эта книга ею преисполнена. Редакция Мир Путешествий предлагает тебе 12 знаков из этой священной книги, которые помогут выбрать самого лучшего мужа .
Как выбрать мужа
«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена - мужу» (1-е послание к Коринфянам 7:3).
Эта фраза даже не требует дополнительных объяснений. Ты ведь хочешь провести жизнь с человеком, который будет заботиться о тебе? Любовь и забота - это первое, что должно быть в отношениях.
© DepositPhotos
«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1-е послание к Коринфянам 7:4).
Верность - лучшее доказательство любви. Ведь это показывает, что мужчина ценит и уважает тебя. Изменивший единожды, может изменить снова. И, поверь, даже если ты простила измену, где-то глубоко в душе ты будешь подозревать его. Мужчина должен вызывать умиротворение, а не страшную ревность и тревогу.
© DepositPhotos
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Послание к Ефесянам 5:22, 23).
Для жены муж - это поводырь, он ведет ее по жизни. Если человек ненадежный, разве захочешь ты за ним идти? Речь идет о том, что муж должен стать во главе семьи и повести своих жену и детей к благополучию. Ты должна видеть и чувствовать, что твоему избраннику можно доверить эту миссию.
© DepositPhotos
«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Послание к Ефесянам 5:28).
Твоего избранника должно волновать состояние его здоровья. Человек, не заботящийся о себе, не сможет позаботиться о других.
© DepositPhotos
«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Притчи 31:10, 11).
Ты жена, а не прислуга. Брак не должен мешать твоим целям и личностному росту. Мужчина должен поддерживать тебя в твоих начинаниях, ценить и уважать то, что ты делаешь. Если твой избранник пренебрежительно относится к твоей работе или хобби, то, скорее всего, это не твой мужчина. Хороший мужчина будет развиваться сам и способствовать развитию всей семьи.
© DepositPhotos
«Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее» (Притчи 31:28).
Все твои старания не остаются незамеченными. Ты заслуживаешь, чтобы тебя ценили и уважали твой труд. Тебе нужен мужчина, который будет подпитывать твою уверенность, а не наоборот.
© DepositPhotos
«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притчи 22:24, 25).
Речь не о том, что можно сесть мужчине на шею и свесить ноги. Просто лучше всего выбирать мужчину, который не будет хамить тебе и срываться по каждой мелочи. Вспыльчивые мужчины, какой бы терпеливой ни была ты сама, быстро выводят из равновесия. Если тебе не нужны постоянные споры и разборки, то нужно всё же выбирать мужчину со спокойным темпераментом.
© DepositPhotos
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1-е послание к Коринфянам 15:33).
Многие женщины думают, что им под силу превратить негодяя или пьяницу в порядочного мужчину своей любовью и заботой. Но это так не работает. Человек может измениться только тогда, когда захочет этого сам. Но если ты взвалишь на себя эту тяжкую ношу, то рискуешь превратить свою жизнь в ад и разрушить лучшее в себе, так и не получив счастья взамен.
© DepositPhotos
«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (Евангелие от Марка 10:6–8).
Речь идет о том, что мужчина не должен быть зависим от родителей. Ни финансово, ни морально. Ведь вряд ли тебе хочется, чтобы все решения согласовывались с его родителями, а после еще и жить пришлось вместе с ними. Муж с женой не должны зависеть от родителей, они новая семья.
© DepositPhotos
«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притчи 23:20, 21).
Пьянство и обжорство не только опустошают кошелек, но и губят тело и разум. Во всём должна быть умеренность. Тебе нужен мужчина, который не будет без оглядки отдаваться своим страстям, а сможет следить за финансами и здоровьем.
© DepositPhotos
«Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притчи 13:20).
Суть в том, чтобы твой избранник мог отличить добро от зла и следовать по правильному пути. Если ложь, обман и безответственность считаются нормальными для него, то этот мужчина не принесет тебе ничего доброго. Нет ничего хуже, чем выйти замуж за дурака.
© DepositPhotos
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Осия 2:19, 20).
Если ты веруешь в Господа, то твой мужчина будет идти с тобой по праведному пути, а не отворачивать тебя от Бога. Только такой человек сможет привести семью к Божьему благословению.
© DepositPhotos
Вот как Библия советует выбирать себе мужа. Эти советы мудры и ценны, но выбор делать всё равно тебе. Если твой мужчина не соответствует какому-то из пунктов, но ты знаешь, что он сможет сделать тебя счастливой, что любовь ваша чистая и искренняя, то, быть может, это не так уж и важно. Люби и будь счастлива!
А какие у тебя есть секреты счастливого брака? Делись с нами в комментариях!