Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».
Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:
Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.
Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.
С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.
Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.
Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.
Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.
Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.
Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.
В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:
· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.
· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.
В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.
В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».
Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.
Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.
Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах
Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:
Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:
· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
· наличие образцов изделий и поделок;
· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
· создание музея детских поделок, альбомов, книг;
· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:
· создание выставок
· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)
· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)
· экспериментирование
· просматривание диафильмов
· чтение литературы
· рассматривание картин
· экскурсии
· коллажи
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:
· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)
· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)
· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.
· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
Заключение
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.
В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.
Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.
Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.
При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.
Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.
Список литературы
1. Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.
2. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.
3. Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109
4. Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.
6. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.
7. Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.
8. Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75
9. Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452
Исаченко Любовь Викторовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт:
Канск
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Дата публикации:
17.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
Методик а и требования к организации ручного труда в детском саду
значение
трудовому
воспитанию
придавал
Ушинский
«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в
человеке жажду серьёзного труда…».
Основная задача
ручному
труду –
удовольствием
мастерить,
работать
подручным
материалом,
фантазировать
своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат
Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя
мастером,
художником,
формирует
стремление
мастерить
своими руками, прививает уважение к чужому труду.
наиболее
успешного
развития
детского
художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и
вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,
красивые
разнообразные
материалы,
интересные
неповторяющиеся
задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не
допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и
непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз
воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли
применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые
решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные
эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на
принципах построения педагогического процесса :
1. От простого к сложному.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и
использовать
соответствующие методы
обучения в
зависимости
поставленных задач:
Объяснительно – иллюстративный,
Репродуктивный,
Проблемного изложения,
Частично поисковый,
Рефлексивные приёмы и методы,
Игровой.
Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной
литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,
описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной
деятельности и деятельности товарищей.
отводится наглядности
педагога,
пример), то
реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе
наглядность
используется
направить
усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В
конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития
образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются
занятиях
и практические
методы (самостоятельное
совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в
присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать
вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с
материалами
необходимы
объяснение
воспитателя,
определенные
практические
действия
контролем
взрослого,
наблюдающего
правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её
процессе
постановки
мотивации
исполнительской
деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методические приемы, применяемые в ручном труде :
Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,
сочетание цветов, строение);
Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,
основы конструкции);
образцов,
выполненных
способом
(вычленить
обобщенный способ их создания);
Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить
действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
установку
самоконтроль
выполнения
контрольных действий, взаимоконтроль).
НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:
1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или
какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,
проводятся беседы.
сопровождается
материала.
исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
Объяснение
создания.
побудить
высказыванию
предложений
последовательности
выполнения
отметить
особенности
работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Выставка работ.
9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в
разных возрастных группах:
Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала
уверенность
собственных
получить
удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми
пространственных
отношений
предметами
некоторых
физических
закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные
практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги:
прямоугольный
совмещая
приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из
природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает
использовать
закрепления
пластилин;
применять
поделках
катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой:
сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети
обучаются
созданию
объемных
квадратный
несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается
обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки,
материалов
(катушки,
проволока
коробки),
соединяя
Формируются
самостоятельно
игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского
сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для
занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная
школе
группа .
разделить
воспитателя на несколько видов:
картоном
продолжать
обучение
складывать
прямоугольной
квадратной,
направлениях;
использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;
создавать
игрушки-забавы;
создание
предметов
подбирать
изготовлении
сувениров,
костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;
создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
завязывать
пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;
аппликацию,
используя
разнообразной
наносить
вырезать
соответствии
задуманным
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из
косточек
передавать
выразительность
создавать
общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного
возраста:
Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского
художественного творчества предметно-развивающая среда;
Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
Наличие образцов изделий и поделок;
Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для
оформления
дошкольного
учреждения,
подготовки
атрибутов
спектаклей,
организации выставок, участия в конкурсах;
Создание музея детских поделок, альбомов, книг;
Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности
с детьми.
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду
необходимо провести определенную предварительную работу:
Создание выставок;
Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);
Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);
Экспериментирование;
Просматривание диафильмов;
Чтение литературы;
Рассматривание картин;
Экскурсии;
Коллажи;
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и
художественным трудом в ДОУ:
Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев,
кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена
овощей и цветов)
Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки,
трубочки, фантики и т. д.)
Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) -
Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.
Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
Условия успешной организации ручного труда:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского
художественного творчества предметно - развивающая среда
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
создание
эмоционально-положительной
творческой
атмосферы
процессе
совместной педагогической деятельности с детьми
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для
оформления
дошкольного
учреждения,
подготовки
атрибутов
спектаклей,
организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и
мини-библиотеки детских рукописных книг;
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с
провоцировать
родителей
оценивание
результатов
художественного
творчества детей.
практика
современного
нетрадиционного
детского
художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной
и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития
Требования к организации ручного труда в детском саду
конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических
(сгибание
перевязывание,
плетение,
склеивание)
которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые
соединения
композиционное
воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить
конкретное практическое применение;
В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой
детям работы;
В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
Используемые
воспитателем
педагогические
помогают
осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
выполнении
предусмотреть
воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а
самостоятельности
организации,
планировании
осуществлении
трудового процесса.
Трудовое
воспитание
формирует
дошкольников
нравственные
доброжелательность,
сочувствие,
моральные
личности:
бережливость,
трудолюбие,
правдивость,
сознательность.
трудовом
воспитании
моральная
дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда,
материалам,
заботливое
отношение
художественной
литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с
сезонными
изменениями
Ознакомление
взрослых
осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или
рассказов
организация
совместной
деятельности
взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл
такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого
ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.
Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от
проявления интереса к деятельности.
Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд,
успешное выполнение заданий педагога.
характер
деятельности
инициативу,
активность,
творчество
влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.
Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу
положительных
взаимоотношений
особенно
выполнение
коллективных
дошкольников
формируются
взаимопомощи,
способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой
деятельности.
Накапливается
положительный
коллективной
трудовой деятельности.
Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне
занятий, во время самостоятельной деятельности.
обучения
художественному
являются
изготовления
предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких
Например,
занятиях
приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает
сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на
поддержания
общественного
реализацию
занятия – сформировать навыки изготовления поделки.
формирует
создания
поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть
обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные
части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это
необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.
последовательность
рассматривания
образцов,
придерживаться
выработанного
особенно
подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и
тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите
сделать в уголке труда».
Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель
раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных
знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или
образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после
занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.
Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги
задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.
деятельности
осуществляется
успешности
решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует
научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно
поставленной
Постепенно
усложняя
активизируя
детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной
деятельности.
Применяя
полученные
осознают их значение в практической деятельности.
позаботиться
необходимые
материалы
засушенные
растения,
веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в
большом количестве.
воспитателя
методических
декоративно-прикладного
искусства
художественно-творческой
деятельностью
многовариантность
исполнения творческих заданий;
«Эмоциональная
методика»
духовно-эстетического
способствующая
развитию
увлеченности
познавательного
интереса;
Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;
использование
различных
историко-
социологических сведений о местных художественных промыслах;
Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с
различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном
отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а
также в развитии художественного вкуса;
Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные
индивидуальные
консультации,
анкетирование,
родительские встречи, семинары - практикумы.
Литература
Художественный
Учебно-методическое
пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ручной и художественный труд в детском саду Бобкова Елена Владимировна воспитатель логопедической группы Кемерово. МАДОУ № 218
«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!» А. С. Галанов
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Художественный ручной труд- это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.
Творческая деятельность делится на разделы: Работа с разными видами бумаги. Работа с природным материалом Работа с бросовым материалом Работа с разными видами тканью, фурнитурой для шитья
Поделки из бумаги: Сложенный лист пополам Из конуса
Из бумажных полосок Из бумажной пружинки
Из бумажных шариков Плетение полосок
Бумажные комочки Гармошка
Бумажные помпоны
Квиллинг Торцевание
Поделки из природного материала
Поделки из бросового материала
Поделки из разных видов ткани
Поделки из фурнитуры для шитья Рисуем тесьмой Рисуем пайетками
Пуговицы
Мастер – класс поделка из бумажного шарика «Божья коровка»
Оборудование: Бумажные полоски, прямоугольный лист Шаблон головы Клей Ножницы Синельная проволока
Не бойтесь экспериментировать… Творите! Пробуйте! Создавайте! Спасибо за внимание и творческих вам успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
Практикум для воспитателей: «Очумелые ручки. Художественный труд в детском саду.» «Применение метода изонити в работе со старшими дошкольниками»
Презентация содержит практический материал кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста....
Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....
Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Художественный труд как средство развития творческих способностей
и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей
с замедленным психическим развитием
Н.Ф.Владимирова
131 коррекционная школа Красносельского района, г.Санкт-Петербург
Нашу школу посещают дети, имеющие: значительное замедление темпа психического развития, нарушения восприятия, нарушения памяти, внимания, уровня мышления и другие психические отклонения. У некоторых из них не сформирован лексико-грамматический строй речи, многие имеют проблемы общения со сверстниками и взрослыми. В целом для такого типа детей характерен низкий уровень социально-бытовой адаптированности в обществе. Для наших учеников характерны: неусидчивость, быстрая утомляемость, обидчивость, гиперактивность у одних, застенчивость и медлительность у других, агрессивность и раздражительность у третьих. Коррекция психического развития и уровня социально-бытовой адаптации для таких детей имеет первостепенное значение, их подготовка к самостоятельной жизни требует ранней коррекции всех психофизических процессов. Чем раньше будет начата коррекционная работа с нашими детьми, так больше вероятность, что по окончанию школы подростки будут иметь правильную жизненную ориентацию.
Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал, что «в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, ребенок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке». Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, не раз отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то, как правило, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и особенно там, где имеется задержкамоторной стороны речи. Эффективным методом стимулирования речевого развития детей является тренировка мелкой моторики.
С другой стороны занятия с детьми кукольной театрализацией рассматривается психотерапевтами, педагогами и логопедами как эффективная форма психокоррекции детей. Так известные психологи И.Медведева и Т.Шишова используют методику драматической психоэлевации – комплексное воздействие на детей с различными отклонениями в психике с помощью разнообразных театральных приемов.
В своей работе с детьми с замедленным психическим развитием были объединены эти два метода: развитие мелкой моторики и метод драматической элевации. В результате был разработан новый эффективный метод коррекционной работы для детей раннего школьного возраста. Методической основой метода является занятия художественным трудом с кукольно-театрализованной направленностью. Занятия включают в себя уроки художественного труда и занятия на кружке декоративно-прикладного творчества с кукольно-театральной направленностью. Дети посещающие эти занятия, с любовью назвали наш кружок – «Пчелка», потому что мы по крупицам собираем, все то, что так не хватает детям, чего они не получили в раннем детстве, но что так необходимо для формирования из наших детей настоящих творческих личностей. Поэтому наш метод коррекционной работы был так и назван – метод «Пчелки».
Учителя, воспитатели, дефектологи-логопеды, психологи нашей школы работаю по специальным реабилитационным программам. Занятия художественным трудом дополнительно помогают откорректировать многие недостатки детей: застенчивость, неусидчивость, агрессивность. Занятия детей в нашем кружке всесторонне обогащают детей, знакомят с окружающим миром через образы, краски, звуки, оказывают благотворное влияние на развитие личности ребенка. Эффективность этих занятий возрастает еще и потому что на наших занятиях отсутствует элемент принуждения, что часто оказывает негативное влияние и снижает коррекционный эффект на обычных школьных занятиях.
Занятия художественным трудом проводятся во второй половине дня. Занятия организовываются в увлекательной и интересной для детей форме. Обязательным условием для эффективности коррекционных занятий является радостная и непринужденная атмосфера. В дополнение к урокам художественного труда проводятся занятия кружка декоративно-прикладного творчества «Пчелка». На кружке занимаются дети с 1-ого по 7-ой класс, желающие глубже познакомиться с любимым делом.
Основным принципом коррекционных занятий является постепенное, последовательное усложнение заданий по мере выработки у детей определенных навыков и умений. Важную роль в этой работе играет также индивидуальный подход к каждому ребенку, выявление его особенностей для правильной организации коррекционной работы. Обычно цикл занятий начинается с простейших заданий – обучения детей навыкам работы с иголкой, ниткой, ножницами. Сначала дети выполняют несложные задания – шитье игрушек из подушечек, изготовление различных сувениров. В процессе работы дети знакомятся с основными способами соединения деталей, подбору материалов по фактуре и цвету. При этом используются самые разные в основном бросовые материалы: цветная бумага, ткань, ленточки, веревочки, палочки, бутылочки, коробки, кусочки меха, кожи, картон, всевозможную фурнитуру и т.д.. Применяя эти материалы, дети попутно учатся быть бережливыми, изобретательными и находчивыми. Вторая жизнь вещей – это девиз нашей деятельности. Не выбрасывать, а превратить пластиковую бутылку или коробку из под кефира в удивительную куклу – это и основы экологического воспитания, и развитие творческих способностей, воображения и фантазии.
После того как дети освоят первоначальные несложные навыки, наступает интересная творческая работа над созданием кукол персонажей для заранее выбранного и адаптированного для наших детей спектакля. Сначала дети сами выбирают сказку для спектакля и понравившийся персонаж. Затем детьми делаются эскизы кукол, выкройки для их изготовления, конструирование и подбор материалов. Далее изготавливаются куклы – это может быть кукла- рукавичка, кукла с открывающимся ртом из коробки или пластиковой бутылки. Кукле придается характер, подбирается одежда. И вот наступает момент, когда кукла готова! Это не просто кукла, а живое создание, в которое вложена душа ребенка. Дети с нетерпением ждут этого момента. Ребенок счастлив, что может продемонстрировать свое создание. Так у детей развиваются эмоции, которых им не хватает, чувство гордости и удовлетворенности. Ребенку предоставляется возможность продемонстрировать всем свою куклу, показать маленький этюд или упражнение. Важную роль в развитии коммуникативных навыков детей играют речевые упражнения с куклами. Детям, например, дается задание произнести привычные слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушаете». В другом упражнении детям дается задание изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения: «Вот моя собака», «Дай мне тетрадь». Иногда детям предлагается прочитать небольшую сказку, изменяя голос, в зависимости от персонажа, говоря то за Красную шапочку, то за Волка. Дети учатся убедительно выражать испуг, сострадание, жалобу, просьбу и т.д.. Подобные упражнения очень полезны для детей, они развивают выразительность и культуру речи, обогащают эмоциональное восприятие детей. Эти упражнения учат детей не только правильно выражать свои мысли и эмоции, но лучше понимать окружающих, что очень важно для детей ЗПР.
После того как дети в достаточной мере освоят эти упражнения, можно приступать к коллективному созданию кукольного спектакля. Это довольно трудоемкий и кропотливый процесс. Пишется сценарий с учетом индивидуальных особенностей детей. Идет большая творческая работа по созданию декораций, доработке кукол, распределению ролей. При этом очень важно максимально приблизить некоторые особенности персонажа к индивидуальным проблемам актера-ребенка. Далее идут длительные репетиции, где дети учатся использовать художественно-образные средства: интонацию, жесты, позу, походку, выразительность речи. Каждую репетицию мы вместе с детьми анализируем, что получилось особенно хорошо, а что пока не очень и почему.
И вот, наконец, долгожданная премьера! Нарисованы и расклеены афиши. Сколько положительных эмоций получили маленькие актеры, сколько радости в глазах благодарных зрителей - малышей детского сада. У детей-актеров появляется огромное чувство гордости за проделанную работу и желание сотворить новый кукольный спектакль.
Так за четыре года были подготовлены и поставлены четыре кукольных спектакля: «Жадный гном», «Три поросенка», «Приключения друзей» и «Три медведя». За это время дети многому научились, стали более коммуникабельными и активными, сформировался и сплотился творческий коллектив, у детей расширился кругозор, значительно повысилась культура речи. По отзывам преподавателей у детей, занимающихся в нашем коллективе значительно повысилась успеваемость, улучшилось поведение, на уроках дети стали более спокойными, улучшились их адаптивные способности.
Закончить хочется стихотворением, которое родилось на нашем кружке «Пчелка» и очень точно выражает суть наших занятий и их задачи.
Сказочный город
Чудеса для людей из ненужных вещей,
Сотворим их своими руками.
Из коробки – слона, из бутылки-осла,
Из лоскутиков – гнома с усами.
В ход идут лоскутки, коробки,
Пробки, бусинки, крышки, флаконы…
Вот из этой такой кутерьмы-ерунды
Мы построили сказочный город.
В этом городе славном пчёлки живут.
Говорят, что у них много дела:
Нужно сказку создать, малышам показать,
Репетировать пьесу умело,
Приготовить подарки для мам и для пап,
Для знакомых, родных, для друзей дорогих
Для сотрудников и педагогов.
Пчёлки клеят и шьют, вырезают и ткут.
Позаботиться надо о многом.
Незнакомы им скука, безделье, тоска,
Ведь у них есть умелые руки,
А ещё доброта, а ещё красота,
Это их дорогие подруги.
Приглашаем всех вас в этот город, прийти,
Будут рады вам добрые пчёлы.
Вас научат они чудеса как творить.
Адрес: сто тридцать первая школа.
Литература
Цвынтарный В.В., Играем пальчиками и развиваем речь, Нижний Новгород, Из-во «Флокс», 1995
Иванцова Л., Коржева О., Мир кукольного театра, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
Мясниковского района Ростовской области
«ИЗО и художественный труд»
при обучении учащихся
прикладным видам искусства.
Работа учителя ИЗО
Поповян Н.В.
2012/13 уч.г.
Использование метода проектов на уроках
«ИЗО и художественный труд» при обучении учащихся прикладным видам искусства
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На мой взгляд, самая главная задача учителя - создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По моему мнению одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»
Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?
Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «ИЗО и художественный труд».
Существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко: каждая художественная техника, которая применяется на уроках «ИЗО и художественный труд» развивает ребёнка физически, а также и подготавливает к таким трудным, на мой взгляд, предметам как черчение и геометрии (и даже к русскому языку).
Дело всё в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. Необходимо у ребёнка своевременно развивать различные области рук, предплечья, пальцев, чтобы в семье не прозвучал приговор – «дисграфия» (нарушение так называемой письменной речи). Ученик может теоретически знать все правила правописания, но, когда дело доходит до практики (диктант, изложение, сочинение), «не срабатывает» связь между рукой и головным мозгом, «автоматическая грамотность» отказывает и появляется масса ошибок. Всего этого можно избежать, если ученик будет на уроках ИЗО выполнять работы различными материалами. Так, например, тонкая графическая работа карандашом или пером учит лучшей координации движений; лепка, развивает пальцы; а задания, выполняемые в живописных техниках , способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин (или пластика), глина и бумага (бумагопластика). Работы в технике «Изонить» развивают моторику, логическое мышление. Дети с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.
В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей?
Реализация содержания художественного образования достигается использованием разнообразных методов и приемов. Приоритетно педагоги изобразительного искусства используют развивающие и проблемные методы обучения. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми 4-5 классов я чаще всего использую игровые. Игровые приемы на уроках позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи художественного обучения детей. О важности игры в художественном образовании детей ещё писал Леонардо да Винчи, который предлагал с детьми проводить игры для развития воображения и глазомера, а К.Д.Ушинских «во всех учебных заведениях ввел бы теоретических курс игры». Для детей игра – радость (положительный эмоциональный фон), увлечённость (положительная мотивация), ощущение посильности задания – даёт учащимся возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому для меня как учителя игра – это не только метод интенсификации процесса обучения, это прежде всего, эффективный прием раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного образования. От сформированности познавательной активности школьников зависит эффективность образования в целом. Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Основная цель художественного образования - это воспитание творческой, свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Качественное художественное образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Принцип развивающего, деятельного характера образования предполагает отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного на переду готовых знаний.
Специфика образовательной области «ИЗО и художественный труд» позволяет успешно решать поставленные цели и развивать познавательную активность школьников. Особенно этому способствует, на мой взгляд, метод проектов.
В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется.
Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.
Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На уроках «ИЗО и художественный труд» метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д.
Цели и задачи
Ввнедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным плюсом применения метода является и то, что он способствует формированию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.
Однако, как показывает практика, широкое использование эвристических и исследовательских методов обучения, имеющих развивающую направленность, в случае нарушения основных принципов построения учебного процесса может привести к снижению общеобразовательного уровня.
Следовательно, основной задачей педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо четко определить цель проекта.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:
*самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
*учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
* приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
*развивают у себя исследовательские умения;
*развивают системное мышление;
*проявлять индивидуальные творческие способности.
Говоря о развитии творческой личности ребёнка, нельзя забывать и о воспитании. Хорошо организованное воспитание должно подготовить школьника к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются:
*трудолюбие;
*способность самостоятельно принимать решение;
* ответственность;
* коммуникабельность;
*изобретательность.
Используя метод проектов на уроках «ИЗО и художественный труд» учитель также решает поставленные задачи художественного образования. Если говорить сухим языком школьных программ, основными задачами предмета «ИЗО и художественный труд» являются:
*эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;
*освоение и овладение элементарными практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
*освоение знаний о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, скульптуры, дизайна, архитектуры;
*развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, эстетического чувства и понимания прекрасного;
*воспитание интереса и любви к искус
Метод проектов как один из способов повышения
качества образования
В настоящее время Россия переживает переходный период. Это переход от индустриального к постиндустриальному, гуманистически-информационному обществу. Переход к новому связан с переломом политики старого. Главная цель нового постиндустриального общества – дать людям новый идеал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.
Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования постиндустриального общества.
Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни .
Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих школьнику раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».
В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:
*Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.
*Школа должна основываться на фантазии, творчестве.
*Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»
*Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?
*В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов , который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Что мы понимаем под методом проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
*определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
*выдвижение гипотез их решения;
*обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
*обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
*сбор, систематизация и анализ полученных данных;
*подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
*выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде всего знать, какие бывают проекты. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта (бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными).
Структурирование проектов.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым, творческим заданиям.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Если последовательность работы над проектом рассматривать как последовательность учебного процесса, то можно увидеть здесь те же элементы, что и в обычном блоке уроков. «Видно, что организационная структура «блока уроков» «метода проектов» близка к структуре цельноблочных технологий, но отличается от неё в лучшую сторону.
Структура проектного метода почти совпадает со структурой блока уроков Интегральной технологии обучения, что, собственно, и позволяет отнести «Метод проектов» к технологиям четвертого поколения. И совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний».(Гузеев В.В. «Образовательные технологии».- Журнал «Завуч» №3, 2004)
Использование метода проектов при обучении учащихся прикладным видам искусства.
Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, продумывание своего вечернего костюма, защиту творческого проекта, расстановку мебели в комнате и т. д.
Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятель-ности. Под методом проектов в художественном образовании понимается система обучения, при которой школьники приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – творческих проектов.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.
В начальной школе (4 класс) и среднем звене (5-7 классах) основной задачей является формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «… на возможно лучшее выполнение вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности…Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной» (Гордеева Т.О. Мотивация достижения /Современная психология мотивации. М.:Смысл,2002) Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от неё во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения, из среднего звена в старшую школу.
Детский возраст «…является периодом развития, сензитивным для формирования и укрепления мотивации достижения успехов». Происходит конкретизация представления о способностях, осознаваемых «…как понятие и причина собственных успехов и неудач» (Носова Е.С. Психологические факторы становления мотивации достижения успехов. Кузбассиздат,2001). Ребёнок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив достижения успехов может трансформироваться в мотив избежания неудач.
Личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:
* «коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успехов: «… мотив «жажда успеха», психологический фактор, активность, цель, достижение успеха» (Жогина Н.Н. Гносеологическая функция надежды, Кузбассиздат,2002);
* возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.