Маргарита Хахалева
Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Представляю вашему вниманию проект -презентацию практических достижений по теме "Сказка , как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ".
Условия формирования личного вклада.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве , методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей . Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой , наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Актуальность, выбранной мною темы вижу в следующем : в настоящее время сказка , как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников , способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы , живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете : дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Цель : Создатьоптимальныеусловиядляформированиядуховно- нравственногоразвитиядетейдошкольноговозрастачерезсказку
Задачи :
1. Развивать у детей любовь к театральной деятельности и сказке .
2. Формировать умения называть сказочные произведения , их авторов, тексты, персонажей.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
4 Развивать способность детей использовать различные средства выразительности .
5 Содействовать развитию мотивационной сферы : формированию самостоятельно выбирать сказку , вживаться в свою роль.
Ведущая педагогическая идея
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка , доступна пониманию дошкольника . Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, был создан Проект «В гостях у сказки » .Цель проекта :приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи :
Знакомить с различными видами сказочных произведений , -учить узнавать персонажи сказок , знать название и автора, -пересказывать содержание ,
Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки ,
Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Реализация проекта разделена на три этапа –
диагностический, основной, заключительный.
1-й этап Диагностический
Задачи этого этапа :
Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;
Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;
Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;
Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника .
На этом этапе работы использованы следующие методы :
1. Метод наблюдения.
2. Беседа.
3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"
4. Методика "Закончи историю"
2-й этап Основной
*Апробация методов и приёмов работы
детей со сказкой для формирования нравственных качеств;
*Проведение промежуточной диагностики.
3-й этап Заключительный
1. Анализ результатов работы.
2. Обобщение опыта работы.
В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы, в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам , продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация) на темы сказок , прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов , что позволяет детям узнавать сказки , их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка
Коммуникация : Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки » , «Сочини сказку про … »
-Театрализованная деятельность : Инсценировка сказок .
Проведение сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических игр
Подвижные игры, прогулки с элементами игр из сказок
Дидактические игры «Отгадай сказку » , «Из какой сказки герой ?» , «Чей костюм» и т. д.
-Художественное творчество : - Рисование героев сказок
Организация развивающей среды :
настольный театр;
театр мягкой игрушки;
пальчиковый театр;
варежковый театр;
театр на фланелеграфе;
куклы бибабо;
уголок книги.
Совместное продуктивное творчество
Участие в постановке сказки «Новогодний теремок»
Участие в фото выставках «Угощение для любимого сказочного героя »
Выставка детского творчества. Рисунки по теме «Герои моей сказки »
Показ-драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» для детей разновозрастной группы
Результативность профессиональной деятельности.
В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки :
Знание определенных сказочных сюжетов ;
Умение понимать сюжетную линию сказки ;
Выделять проблему, актуализированную в сказке ;
Выражать свои мысли и чувства в речи;
Умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
Умение продолжить сюжетную линию сказки , используя вербальное воображение, активный речевой запас;
Сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;
Умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций» ;
Понимать эмоциональные состояния окружающих.
График уровня диагностики знаний детьми сказок на начало и конец года
Ю. А. Афонькина «Мониторинг качества освоения общеобразовательной программы дошкольного образования . Средняя группа »
Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;
Результаты, которые мною достигнуты видны на графике.
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Транслируемость
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, так же на всероссийском портале МААМ. ru,интернет-портал педагогических работников ns-portal.
Cказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Даньшина.М.Ю
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 16
Московская область,Сергиево-Посадский район,поселок Реммаш.
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сухомлинский В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма.
«Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Цель: формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
- Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей и родителей.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Образовательный процесс можно осуществлять:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др.
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка».
В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.
В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми, «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
Литература
- Алексеенкова Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 39-47.
- Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
- Зинурова Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 174 –181.
- Пазухина И. А. Ступеньки к самопознанию // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.
- Славина Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. –2002. - № 7 – С.3-7.
- Филиппов Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе // Мир психологии. – 2003. – № 3. – С.160 – 173.
- Шорыгина Т.А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей, 2005 – С.10-17.
Жидкова Анна Алексеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ ДС № 8 "Снеговичок"
Населённый пункт:
г.Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала:
Статья
Тема:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Дата публикации:
09.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
МБДОУ ДС № 8 «Снеговичок»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Жидкова Анна Алексеевна
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу,
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете –
Станет легче людям жить.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё,
желание
трудиться
на
её
благо,
беречь
и
умножать
богатства.
Духовно-
нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний,
формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту
деятельности.
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее
время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно
утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в
духовном
обогащении
дошкольников,
способствует
закладке
этических
и
эстетических
чувств.
В
то
же
время
сказка
–
это
среда
для
развития
эмоционально-нравственного
опыта
ребенка,
помогающая
не
только
представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для
себя и окружающих.
Сказка
входит
в
жизнь
ребенка
с
самого
раннего
возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на
всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с
миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его
знания
о
действительности,
главное
–
они
вводят
его
в
особый,
исключительный
мир
чувств,
глубоких
переживаний
и
эмоциональных
открытий.
Воспитание
чувств
ребенка
с
первых
лет
жизни
является
важной
педагогической
задачей.
Ведущая
идея
состоит
в
том,
чтобы
посеять
и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и
семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым человеком или добрым, нравственным или
безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка,
зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых,
от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Я
считаю,
что
сказка,
доступна
пониманию
дошкольника.
Ее
композиция,
яркое
противопоставление
добра
и
зла,
фантастические
и
определенные
по
своей
нравственной
сути
образы,
выразительный
язык
(жестов и мимики), динамика событий, особые причинно-следственные связи
и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка
является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой
личности
ребенка,
помогает
понять
на
доступном
ему
языке
красоту
и
доброту окружающего мира.
Главное достоинство заключается в том, что посредством событий в
сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло,
послушание
–
непослушание,
согласие
–
вражда,
трудолюбие
–
лень,
бескорыстие – жадность).
Таким
образом
у
детей
–
развивается
образный
строй
речи,
обогащается
словарный
запас,
формируются
навыки
связной
речи;
развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в
жизни; воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг
другу и с благодарностью принимать помощь; воспитывается трудолюбие,
доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого
и своего труда;
развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и
беречь красоту.
Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных
уровнях,
оказывается,
что
сказочные
истории
содержат
информацию
о
динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень
человеческих проблем и образные способы их решения.
Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в
ярких
образах
сказки,
способствуют
становлению
нравственных
представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной
культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более
сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный
выбор
речевых
средств
определяют
эффективность
воспитательного
процесса.
На
формирование
нравственных
представлений
в
дошкольном
возрасте направлены воспитательные возможности сказки.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды,
победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и
взрослыми
нужно
закладывать
в
детстве
сказки
же
учат
нас
не
только
житейской
мудрости,
но
и
смелости,
мужеству,
умению
устанавливать
контакты.
Форма
изображения
этих
явлений,
особая,
сказочная,
доступная
пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются
подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю
жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые
уроки
нравственности,
для
взрослых
это
уроки
в
которых
сказка
обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится
все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня,
пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и
ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель педагогов – дать
ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не
сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие
сказок.
Сделать
так,
что
бы
сказка
–
была
средством
эмоционального
погружения ребенка в новую область знания.
Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, педагоги, дают
общее
ведение
того
нового
знания,
которым
будет
овладевать
ребенок,
постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями – сказочными героями.
Необходимо использовать сказочную форму:
- для интеграции личности ребенка;
- для психоречевого развития;
- для совершенствования вербального и невербального языка;
- для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;
- для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;
- для развития креативного мышления, фантазии, воображения эмпатии
ребенка;
- для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с
окружающим миром;
- для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики,
как базы для развития речи, интеллекта;
- для развития творческих способностей ребенка.
Важно не читать, а рассказывать сказку, так как необходимо видеть
лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания.
Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы
она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней
какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных
видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей
дошкольного возраста.
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире,
то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей
национальное
самосознание
дать
ощутить
им
национальный
идеал,
почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Много
информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания
сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя
их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и
так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший
эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе
дети тот или иной сказочный персонаж и так далее.
Таким
образом
сказка,
услышанная
детьми
из
уст
взрослых
или
увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным
эмоциональным
стимулом,
питающие
детское
творчество
явиться
источником
новых
художественных
впечатлений
детей.
Чем
интенсивнее
эмоциональное
воздействие,
которой,
сказка
производит
на
детей,
тем
интереснее и разнообразнее их рисунки.
Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к
следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать,
что есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и
те,
кто
сами
их
сочиняют
–
сказочники.
Дошкольники,
как
правило,
с
удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать
сказочниками,
придумывать
свои
сказки.
Однако
умение
самостоятельно
придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.
Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов,
логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому.
Восприятие
сказки
должно
способствовать
повышению
у
ребенка
уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время
совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку
помогают им сблизиться душой.
Роль
детских
сказок
не
ограничивается
только
приятным
время
препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у
ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть
ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена
многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло
должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.
Формируя
нравственные
представления
у
ребёнка
в
старшем
дошкольном
возрасте,
мы
обеспечиваем
становление
в
будущем
такой
личности,
которая
будет
сочетать
в
себе
духовное
богатство,
истинные
нравственные
качества
и
нравственную
чистоту.
Основной
целью
воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих
ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и
активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Считаю,
что
результатом
духовно-нравственного
воспитания
детей
сказкой является:
-
усвоение
ребенком
норм
нравственно
–
духовного
воспитания,
открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему
миру, к другим людям и самому себе;
- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание
своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное
отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознание ребёнком тех нравственно-личностных качеств, которые я
пытаюсь
во спитать
в
детях:
сове стливо сть
и
п о р я д оч н о с т ь,
самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
-
понимание
необходимости
развития
таких
волевых
качеств,
как
послушание, почитание родителей и взрослых.
Используемая литература
1.
Безруких
М.М.
Сказка
как
источник
развития
творчества
детей.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001
2.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2012
3.
Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания
нравственных качеств у детей. М., 2012
4.
Короткова
Л.Д.
Духовно-нравственное
воспитание
средствами
авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011
5.
Шиян
О.А.
Развитие
творческого
мышления.
Работаем
по
сказке.
Мозаика-синтез; М., 2012
1.Введение
2. Влияние сказок на духовно-нравственное воспитание дошкольников ………6
3.Заключение
4.Список литературы …..………………………………………………………….10
5.Приложение……………………………………………………………………….11
Введение
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В.А.Сухомлинский.
Проблема:
Состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.
Актуальность темы:
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Целью моей работы является:
1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
2. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Добрынина Наталья Леонидовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
КОУ "Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт:
город Сургут, Тюменская область
Наименование материала:
Результат работы по теме самообразования
Тема:
"Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания"
Дата публикации:
24.01.2016
Раздел:
дошкольное образование
КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Результат работы по теме самообразования
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания»
Воспитатель высшей категории: Добрынина Наталья Леонидовна
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные
сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений,
происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках,
а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени
сесть с ребенком и почитать книгу, считаю это большим упущением взрослых
в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей
группы показали, что дома чтению детских книг уделяется недостаточно
времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные
сказки. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и
воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Поэтому
я
решила
уделить,
немного
больше
времени
именно
русским
народным сказкам в развитии и воспитании моих воспитанников. Ведь самые
обычные
народные
сказки
обладают
целительными
свойствами
и
очень
полезны
для
малышей.
Дети,
которым
читают
сказки,
раньше
начинают
говорить,
говорят
более
грамотно.
Хорошая
сказка
завораживает
своим
сюжетом,
речевыми
оборотами
и
позволяет
ребенку
погрузиться
в
мир
фантазий.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства,
чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными
сказками;
формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых
поступков и их необходимость в жизни людей;
развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных
героев, учить давать оценку поведению своему и других;
подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание
уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских
народных сказок.
Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для
родителей.
В своей работе использовала следующие этапы работы со сказкой:
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сказки. При
ознакомлениисказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям
наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.
Большую же часть произведений читаю по книге. Из большой сказки
повторно читаю отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и
рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой.
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, использую ряд
дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие,
т.е. показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования,
движения пальцами, руками. А так же, использовала словесные приемы,
зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких
случаях давала им возможность понять новое слово, строить фразы путем
осмысления ситуации. Главное в передаче рассказчика – выразительно
рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания
сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью
закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой
позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.Для закрепления знаний
использовала дидактические игры на материале знакомых сказок и
литературные викторины.Примерами дидактических игр могут служить игры
“Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?”
(описание героев), «Сказочное лото». Литературные викторины провожу как
итоговые, квартальные занятия или вечерние развлечения.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,
рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое
отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки
сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из
сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с
использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в
героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию
нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев
сказки, но и окружающих людей.Бережное обращение с книгой в момент
чтения является примером для детей.
Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя
интегративный метод:
Подготовительный этап:
подбор и изучение методической литературы;
подбор дидактических игр;
разработать перспективный план работы.
Основной этап или этап реализации:
Образовательный процесс осуществляла: в ходе непосредственно
образовательной деятельности; в процессе совместной деятельности педагога
с детьми; при организации самостоятельной детской деятельности. В
самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с
помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники
придумывали свои сказки.
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания
нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»,
критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных
ситуаций. В начале учебного года провели родительское собрание на тему «
Сказка ложь – да в ней намек». Познакомили с предметно-развивающей
средой группы, с перспективным планом, составили план посещений
театральных пятниц. Информировала родителей о том, какие сказки входят в
круг чтения детей данного возраста детей. Информацию представляем в
уголке для родителей в виде списков литературных произведений с
указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для
домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как
организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и
когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после
чтения»
;
«Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем
сказку». Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на
темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о
животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка»,
«Воспитание и книги», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными
книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания,
пополнили театральный уголок пальчиковым театром и другими видами
театра по русским народным сказкам по нашему возрасту.
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на
литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что? Где? Когда?»,
«В стране добра и зла».
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей по
мотивам сказок: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «В гостях у
сказки!».
Чтобы ребёнок нормально рос и развивался, ему необходима не только
любовь и внимание взрослых, но и заинтересованное участие взрослых в
детской жизни. Осуществили проект «Здравствуй, сказка!». Основным
результатом стал совместный показ с родителями показ спектакля по
мотивам русской народной сказки «Три медведя».
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания
нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»,
критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных
ситуаций. Дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла,
хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, не
боясь, выбирают любую роль. Наметилась динамика во взаимоотношениях с
родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников,
выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой
обстановке.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок
проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если
сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно
рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких,
внимательных слушателей.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное
воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания
у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью
народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной
ему форме познавать окружающий мир.
Литература:
1.
Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб: Алетея,1996,с.99.
2.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005.
– 310 с.
3.
Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в России.
– 1997. – № 4.
4.
Психолог в детском саду 2004 № 2.
5.
Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:
Просвещение, 1993. – 63с.
6.
«Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» № 6 – 2005 год.
7.
«Улыбка судьбы» Н.К.Медведева.
8.
«Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997
– №6.
9.
«Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко.
10. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного
возраста» О.А. Куревина.
11. Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная
пресса, 2006. – 128с.
12. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
13. Детский сад от А. до Я, №6 2005г.
14.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г
15.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ.
Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
16.Ушакова О.С. Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.