Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка - читайте в нашей статье.
Познавательная деятельность дошкольников
Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.
«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях - по сравнению с другими детьми».
Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую , то нужно создавать условия для её саморазвития.
Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.
Познавательная деятельность направлена на:
- получение новых знаний, их усвоение
- овладение необходимыми умениями и навыками
- появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.
У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.
Формирование мышления у детей
Мышление - это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.
Развитие речи детей раннего возраста
Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.
Что следует делать родителям малыша?
- Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
- Реагируйте на плач. Плач малыша - не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним - во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
- Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.
Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.
- Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
- Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
- Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох - носом.
- Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
- Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, . Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.
Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:
- говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
- ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
- развивайте речь малыша в игровой форме
- не сюсюкайте, так как речь взрослых - ориентир для подражания.
Развитие понимания речи
Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года - не менее 30, начать говорить предложениями - к 2-м годам.
Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?
- Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
- Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
- Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
- Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит . Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.
Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.
«Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».
Функция обобщения
Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит - для успешного обучения.
Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.
Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.
Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.
Развитие восприятия
Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:
- Сюжетные и ролевые игры - отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
- Наблюдение за предметами и их рассматривание - обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
- Диалог и беседа - способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
- Экскурсии - предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
- Занятия с конструкторами - стимулируют познавательное начало в ребёнке.
- Экспериментирование и опыты - учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
- Коллекционирование - направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.
Выводы
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
Содержание
Введение................................................................................................3
Глава I
Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.3.Особенности дидактической игры в познавательном развитии детей.
Выводы по первой главе.
Глава II
Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Определение уровня познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Внедрение педагогических условий развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Проблема познавательной активности одна из наиболее трудных в педагогике так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательных процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: "Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие
развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при систематическом использовании дидактических игр.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Внедрить педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использования комплекса методов:
-беседа;
-наблюдение;
-теоретический анализ литературы.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка. Детский сад № 378
Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общая теория познавательной деятельности разработана широко. Проблема развития познавательной деятельности достаточно разработана такими учеными как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукиной и др. Познавательная деятельность - это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не приносит на свет готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, математическими или музыкальными способностями. Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путем усвоения ("присвоения") опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). Причем главную роль в этом процессе играет педагог, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта предыдущих.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
1.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная, таким образом, информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные процессы;
развивает способности;
закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста.
Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делится на несколько стадий:
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В группах раннего возраста дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. В этих видах игр дети, усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
1. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2. сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как "Назови одним словом”, " Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх "Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре "Кто построил этот дом? ” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления.
В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать новое);
практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста; в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников; игра способствует вовлечению каждого в активную работу; игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было; в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение "я тоже могу”;игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
.............
Список литературы.
1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М: Просвещение, 2010. – 232 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.
3.Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4.Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
5.Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: ЭКСМО, 2011. – 212 с.
6.Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. – М.: Наука, 2009. – 188с.
7.Блонский, П.П. Дошкольный возраст. – М.: Наука, 2006. – 176 с.
8.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. – М: Академия, 2008. – 218 с.
9.Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие. – М.: Ювета, 2007. – 212 с.
10.Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с.
11.Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 344 с.
12.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – СПб: Детство-ПРЕСС, 2009. – 192 с.
13.Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами. // Ребенок в детском саду. 2011. – N1. – С. 77-79.
14.Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда. // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных
- Введение
Познавательная деятельность оказывает большое влияние на общее развитие ребенка и формирование его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, значительной затраты умственных сил и напряжения.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи ФГОС ДО в области познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия сразличными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Я считаю, что познавательное развитие является одним из главных аспектов развития ребёнка. Насколько хорошо развиты интеллект, память, внимание, мышление детей, настолько удачнее будет в дальнейшем складываться его учебная деятельность. Если в дошкольном возрасте ребёнок научится логически мыслить, запоминать, творчески подходить к делу, то у него не будет проблем с дальнейшим обучением в школе. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте оказать всю необходимую помощь для развития познания.
- Исследование детского восприятия (возраст 3-4 года)
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
- Развитие внимания в дошкольном возрасте
Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.
И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.
- Любопытство и любознательность.
Познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности. Они в свою очередь переходят от низшей к высшей стадии в совместной специально организованной деятельности взрослого и ребенка. Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.
Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное
видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, избирательной нацеленностью на познаваемый предмет и четкой мотивацией. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность. Источник познавательной активности - познавательная потребность, процесс удовлетворения которой осуществляется через поиск, направляемый на открытие неизвестного и его усвоение.
Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга. На практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.
- Познавательное развитие детей 3-4 лет
Объектом познания детей 3-4 лет является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события) , воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
Накопление происходит благодаря:
- Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;
- Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;
- Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.
К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто?Что?) ; знают различные качества и свойства (Какой?) . Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни?) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т.п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей.
5.1 Сенсорное развитие. Формирование элементарных математических представлений
В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен-но новые свойства сенсорных процессов: ощущение и вос-приятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства пред-метов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст-вия и начинает развиваться как самостоятельный, целена-правленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету оп-ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит-ся в дошкольном возрасте одним из основных процессов не-посредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошколь-ном возрасте.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомле-нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель-ному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разно-образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных об-разов. Действия восприятия развиваются благодаря усвое-нию системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геомет-рических форм и др.).
В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно - пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.
Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция - сравнение и обобщение - формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это всё маленькое) .
5.2 Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо- видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
5.3 Знакомство с окружающим миром, социальным и предметным окружением
Необходимо отметить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей. В возрасте 2-3лет дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. К 3-4 годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами- понятиями.
- Роль дидактических игр в познавательном развитии детей 3-4 лет
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
В процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Дети видят результат своего познавательного действия.
В процессе игры создаются условия для развития воображения и интеллектуального творческого саморазвития детей.
- Образовательные ситуации для детей младшего дошкольного возраста
Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей , которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Образовательные ситуации используются как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов. Главными задачами образовательных ситуаций, которые решаются педагогом в процессе организованной образовательной деятельности, являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Использование педагогом образовательных ситуаций в процессе режимных моментов направлено на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новые знания, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Структура образовательной
ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одного вида деятельности, то ее структура соответствует данному виду деятельности. Запускать такую ситуацию могут сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, организация опыта и пр.
Образовательная ситуация начинается с того, что педагог вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед ними игровую задачу и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей.
Использование педагогом образовательных ситуаций способствует развитию познавательного интереса дошкольников - одной из составляющих познавательного развития ребёнка.
- Заключение
Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед дошкольными учреждениями образования, является развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у дошкольников познавательные процессы и стремление к самореализации.
Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими.
Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог.
- Список литературы
1.Н.Веракса Познавательное развитие в дошкольном детстве, 2012, Москва, Мозаика-синтез
- Т.В.Хабарова Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет), 2017, Детство-Пресс, Санкт-Петербург
- Р.П.Тугушева Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности, 2018, Детство-Пресс, Санкт-Петербург
- О.Э.Литвинова Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста, 2015, Санкт-Петербург, Детство-Пресс
- О.В.Дыбина Познавательное развитие детей дошкольной образовательной организации, 2015, Москва
В дошкольном возрасте ребенок стремится узнать окружающий мир и разобраться в его устройстве. Но в зависимости от особенностей типа личности, характера, обстановки в семье степень заинтересованности варьируется. Развитие познавательной активности у детей такого возраста – важнейший этап становления личности. Обладая желанием и интересом узнавать новое в детские годы, личность открывает множество возможностей в дальнейшем.
Познавательная активность как инициативная деятельность ребенка
Важность данной функции активно пропагандируется и популяризируются, но молодым матерям не всегда понятно, что же кроется за сложным психологическим термином.
Чтобы разобраться в том, что такое познавательная активность дошкольников, достаточно понаблюдать за ребенком и его действиями.
Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы, самостоятельные поиски ответов и попытки проверить, что получится, если искупать кошку в ванной.
Данные функции становятся возможными при наличии умений к анализу и синтезу. Наблюдая то или иное действие, дошкольник интуитивно анализирует составляющие, а потом пытается применить последовательность в других условиях. Яркий пример – та самая плавающая кошка или живейший интерес к анатомии насекомых или кукол.
Выделяется несколько уровней познавательной активности. Первичная диагностика выраженности интереса и любознательности может быть проведена на основе проявлений детской самоорганизации:
- О слабости последней свидетельствует отказ от повтора попыток слепить куличик или нарисовать домик после первой же неудачи;
- Высокая самоорганизация обеспечивает настойчивое стремление добиться успеха и справиться с возникшими трудностями.
Двигатели детской познавательной активности
Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности. Они взаимосвязаны и помогают дошкольнику разбираться с устройством мироздания.
Интерес
Любознательность и интерес – основа познавательной активности. Названные качества формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Данный двигатель особенно ярко проявляется у дошкольников в 3-4 года.
Первые признаки: постоянные вопросы на самые неожиданные темы. Подчас, сферы интереса ставят родителей и воспитателей в тупик, но именно данная фаза наиболее важна. Игнорирование заинтересованности ребенка с высокой долей вероятности приведет к утрате любознательности и затуханию познавательной деятельности.
Основная задача взрослых на этом этапе — не только отвечать на вопросы, но и побуждать малыша на новые, воспитывать и прививать потребность постоянно разбираться с незнакомой информацией.
Самостоятельность
Самостоятельность проявляется у детей с опережающим уровнем развития. Они не ограничиваются выполнением заданий старших. Опередив сверстников, дошкольники сохраняют работоспособность, что побуждает к дополнительной деятельности:
- Получение новых заданий, особенно творческих;
- Комментирование собственных действий;
- Повторение работы при неудачном результате.
Наблюдательность
Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи. В 3-4 года малыш пока не умеет намеренно изучать тот или иной предмет.
Его внимание привязывает то, что кажется интересным: падение снежинок, сильный дождь, брызги луж, яркая одежда на кукле или на человеке. Поэтому для развития наблюдательности используется . При наличии предметов, привлекающих малыша, он заметит именно то, что кажется наиболее важным именно ему: необычную форму игрушки, особенный вкус кубика из дерева, оранжевый цвет апельсина.
Изначально замеченные признаки неотделимы от предмета. Только позже ребенок научится отделять свойство от предмета. Например, брызги воды на улице могут быть потому, что папа поливает огород из шланга, а кубик совершенно не обязательно имеет вкус, да и вообще не относится к съедобным предметам.
Как проявляется активность к познанию в младшем дошкольном возрасте
Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:
- Выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету;
- Наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска – изумление, огорчение, радость, удивление;
- Увлеченность историей, сказкой или игрой;
- Ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми;
- Проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.
Выявив у детей проявления интереса к окружающему миру, важно применять способы стимулирования активности. Это позволит закрепить имеющиеся результаты и развить новые навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно обучаться в школе.
Дальнейшее стимулирование интереса к познанию обеспечивается:
- Созданием различных тематических «уголков», предоставляющих ребенку возможность самостоятельно выбирать занятия и игры;
- Регулярные игры, проводимые родителями или воспитателями, направленные на развитие общения, познания, решения задач определенной сложности – складывание кубиков, картинок из нескольких частей;
- Предоставление самостоятельности, чтобы малыш обучался выполнять задания без посторонней помощи.
Развитие познавательной активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста
В период 5-6 лет ребенок стремится самостоятельно найти ответы на вопросы устройства живой или неживой природы. Все ярче проявляется умение видеть оригинальные образы в обычных предметах и явлениях, развиваются .
Задача взрослого – поддерживать развитие познавательной активности детей дошкольного возраста и создавать условия для того, чтобы они самостоятельно справлялись с проблемно поисковыми ситуациями и находили ответы на свои бесконечные «как» и «почему».
Если взрослый поддерживает любознательность ребенка, то он не будет просто пассивно выполнять задание, а постарается проникнуть за пределы поставленной задачи. Например, раскрашивание картинки трансформируется в попытки придумать историю о том, что было до и после запечатленного на бумаге момента.
Экспериментирование
После достижения пяти лет развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование. Основные признаки данной фазы:
- Отказ от привычного способа решения задачи;
- Попытки найти новый инновационный метод достижения поставленной цели.
Часто стадия экспериментирования вызывается уже имеющимся творческим опытом и проверенными способами достижения результата.
В процессе экспериментирования очень важно не просто изучить предмет, но и научиться фиксировать результаты, чтобы полезное занятие не превратилось в обычное баловство. Примеры экспериментирования у дошкольников: преобразования льда в воду, растворение мыла и пускание пузырей, образование пены из шампуня.
Обязательные условия экспериментирования:
- Формирование «гипотезы», то есть интерес к тому, что получится в результате опыта;
- Самостоятельно выделяемая детьми последовательность действий;
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.
Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.
Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей
Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.
Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.
Познавательное развитие малышей — структура и особенности
Новообразования раннего возраста
Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.
- Формирование и развитие самосознания . Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
- Базовое доверие к окружающему миру . Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
- Целеустремленность . Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
- Творческая деятельность . Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности познавательного развития
У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:
Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.
Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.
Восприятие — основной способ развития малышей
Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.
Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.
Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.
Основы сенсорного развития младших дошкольников
Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.
К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.
Развитие речи у дошкольников — схема
Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.
Цели познавательного развития
Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:
- Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
- Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
- Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
- Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
- Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
- Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
- Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с , но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.
Модель развивающей среды для детей 2-3 лет
Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы
Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.
Особенности развития памяти у маленьких деток
Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.
Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.
Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие
Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.
Игра для малышей — основа познания
Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.
Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.