Педагоги считают, что серьезно заниматься с ребенком вопросами ударения и словообразования надо тогда, когда его речь полностью сформирована. В процессе ее становления надо обращать внимание на правильное произношение слов, чтобы позже их не переучивать. Итак, что предшествует обучению ударениям в словах? Как научить ставить его правильно? Давайте разберемся.
Интерес к языку у деток проявляется уже в трехлетнем возрасте. Когда у малыша накапливается определенный словарный запас, он с любопытством и удовольствием знакомится с новыми словами. Очень часто спрашивает, что они означают. Именно в три года, когда у ребенка развивается кризис самостоятельности, вопросы взрослому сыплются один за другим. Многие дети в 3 года спрашивают, почему слова произносятся именно так. Есть и такие вундеркинды, которые придумывают свои названия знакомым предметам, вещам.
Папа с мамой должны улавливать и поддержать интерес ребенка к словам. Большинство взрослых понимает, что их чада копируют действия и речь взрослых. Если вы, ближайшие родственники, с которыми малыш общается, сюсюкаетесь с ним, коверкаете слова, имитируя детское произношение, то он будет говорить плохо. С раннего детства разговаривайте с детьми нормальным и четким языком.
В два года дети в большинстве имеют нечеткое звукопроизношение. Они могут пропускать, заменять звуки, переставлять их местами, допускать ошибки в ударении. Для исправления таких недостатков речи с детьми нужно играть в простые речевые игры, не требующие специальной подготовки и постепенно подводящие к понятию ударения. Вот их варианты:
Читайте также
- Повтори за мной. Суть игры - это не просто правильное дублирование, а и развитие слухового восприятия. Родители должны выбирать слова и словосочетания, вызывающие затруднения у малыша. Вначале рекомендуется прокричать первое, попросить повторить его вслед за вами так же громко. Второе слово нужно произнести шепотом, проследить, чтобы ребенок сказал его так же. Темп игры надо ускорять и замедлять, чтобы вашему ученику было интересно.
- Позови друга. Правильно произносить слова и ставить в них ударение можно, если кого-то „позвать”. Например, предложите ребенку представить, что его кукла (машинка) заблудилась в лесу. Приложите ко рту руки, как бы усиливая звучание, медленно позовите: „Кук-ла!!!” с четким акцентом на первом слоге. Когда выделяете его ударением, можете акцентировать на нем дополнительное внимание кивком головы. Используйте сначала слова двухслоговые и простые, затем переходите к трехслоговым, тренируйтесь на тех, которые знакомы и близки вашему ученику. Это названия животных, продуктов, игрушек. Попросите ребенка назвать, какой по порядку ударный слог (первый, второй, третий).
- Имена. Интереснее всего детям произносить свои имена, а также самых близких людей. Начать вы можете с имени ребенка, произнося его тихо и громко, быстро и медленно. А потом попробуйте произнести его с неправильным ударением. Обычно детям это бывает смешно, они начинают коверкать и другие слова. Именно так, в сравнении, формируется привычка правильно выделять ударный слог.
- Стихи-запоминалки . В стихотворной форме мальчику или девочке легче запоминать, как ставится ударение в словах.
- Кубики Зайцева . В этой наглядной игре есть специальный кубик (ударный молотечек), с помощью которого дети могут выделять ударный слог. Если понимание ударения для детей дается сложно, то лучше использовать именно эту наглядность.
Далее ребенку нужно объяснить, что ударным в слове всегда является гласный. Когда ваше чадо будет знакомиться с новыми словами, то всегда акцентируйте внимание на ударении как форме правильного произношения. Для этого достаточно лишь несколько раз четко проговорить слово, и малыш будет его копировать за вами.
Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.
С какого возраста нужно заниматься?
Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова
По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.
По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:
- слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
- не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
- возникнут сложности с обучением чтению и письму.
Почему ребёнок неправильно ставит ударения
Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.
Как научить?
Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах
Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.
Игры
Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает
Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.
- «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
- «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
- «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
- «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
- «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.
Считалочки и стишки
Считалочки и короткие стишки - отличный способ запомнить ударение в словах
Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр
.
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы
.
Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:
Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн
,
а танцóвщицы
сбежали,
напугал их таракан.
Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла
.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл
.
Ему лучше не звонúть
,
кто звонúт
, тому водить.
В яслях дети баловáлись
,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть
,
встанем все по алфавúту
:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт
,
тот расчёт наш облегчúт
.
Упражнения
Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка
Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.
- «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
- «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
- «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.
Кубики Зайцева
Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог
Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.
Видео: Постановка ударения в словах
«Народные» методы
Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.
- «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
- «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко - молОко - молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.
Наши в первом классе просто поочерёдно ставят ударение на каждый слог:
рУбашка-рубАшка-рубашкА!
Ekaterina AL
Надо обратиться вслух:
Эй, лОшадь
эй, мЫло –и ударение слышно.
https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/
Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.
Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.
МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ
« Как научить ребёнка
ставить ударение в словах».
Учитель-логопед
Малиновская Марина Ивановна
2013-2014 уч. год
В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог.
Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение . Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение . Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.
Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.
« Сказка о молоточке»
Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след.
Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.
В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.
« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким
Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.
Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.
Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение . Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А
еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение - волшебный Молоточек ».
А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите
слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.
Главное, чтобы ребенок понял:
чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его, произнося нараспев.
Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.
«Приём говорения»
Дети учатся быстро определять ударение в словах, где написание не расходится с произношением, правильно обозначать на письме ударный звук. Используется прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»- действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» - с ударением на разные слоги). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое следующее слово увеличивается на один знак:
шар рыба груша спички крыльцо
шум волк крыло бумага пустыня
Аня ноты сумка тюлень рубашка
ком бант брюки трубил зубастый
ива барс хвост коршун клубника
Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.
1) Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.
1). Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.
Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.
2) Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.
Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.
3) Задание. Выписать слова с правильным ударением. При необходимости пользоваться орфоэпическим словарём.
Грубы - грубы, густо - густо; (лента) дорога - дорога; (идут) дружно - дружно; (ребята) дружны - дружны; (трава) зелена - зелена; (горница) светла - светла; (собака) сыта – сыта
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ
Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.
Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный, либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш, карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.
Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:
Прочитайте слова так, как требует знак ударения.
Какое слово – забавное, смешное, необычное?
Какое слово – знакомое, привычное?
В каком слове ударный слог легче всего тянется?
Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.
В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание, либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.
Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:
1. Произношу слово, выделяя ударный слог.
2. Называю ударный слог.
3. Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.
Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».
По проведённым логопедическим диагностикам выявлено, что 48% учащихся, посещающих логопедические занятия не умеют правильно ставить ударение.
Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.
Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.
Скажи, как я
Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.
Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.
Угадай загадку
Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.
Позови друга
Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла». Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение. Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.
Повтори стишок
Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу. Например:
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр
.
Фавзана Аюпова
Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)
Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга» . Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.
Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог " (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).
Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.
Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
Цель игры : продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
Ход игры: - Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!
Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.
В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.
Мастера Звуковых дел
Они научат детей выделять в словах ударные звуки.
У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.
Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)
Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»
Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.
Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.
Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
«Слова разнообразные – одинаковые и разные»
Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.
Детям предлагаются пары слов:
ирис – ирис
гвоздики – гвоздики
замок – замок
мука – мука
кружки – кружки
стрелки – стрелки
Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.
Игра «Кастинг»
помогает детям понять подвижность ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.
А теперь предлагаю игру
«Кастинг».
Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.