Конспект занятия по развитию речи связной речи
Тема: Пересказ сказки «Лиса и журавль».
Цель: Обучение пересказу сказки близко к тексту по ролям.
Образовательные задачи.
- Обучать построению полных распространенных предложений.
Обучать пересказу близко к тексту.
Обучать образованию относительных прилагательных.
Развивающие задачи.
Развивать диалогическую речь.
Развивать творческие способности.
Активизировать и обогащать словарь.
Развивать память.
Воспитательные задачи.
Воспитывать гостеприимство, дружелюбие.
Оборудование.
Маски Лисы и Журавля, глиняная и деревянная посуда, магнитофон, русские народные мелодии.
Ход занятия
Организационный момент.
(играет русская народная музыка, дети подходят к столу, на котором стоит глиняная и деревянная посуда: кувшин, тарелка (мелкая), ложки, кружки.
Л.: Дети, что стоит на этом столе?
Д.: Это посуда.
Л.: А какая здесь посуда? Назовите ее и скажите, из каких материалов она сделана?
Д.: На столе стоит глиняный кувшин (глиняный горшок, деревянная тарелка, деревянные ложки).
Л.: А когда была такая посуда?
Д.: В далекие времена, в деревенских домах. Сейчас такой посуды мало.
Л.: А какую посуду сейчас используют?
Д.: Стеклянную, фарфоровую, железную, чугунную, хрустальную.
Основная часть.
Игра «Чего не стало?»
Л.: Сейчас я буду убирать какой – либо предмет, а вам надо будет сказать, чего не стало.
Д.: Не стало глиняного кувшина (деревянных ложек, деревянных кружек).
Л.: Что же осталось?
Д.: Остались глиняный кувшин и деревянная тарелка.
Л.: Сейчас я вам прочитаю сказку, в которой главные герои тоже хорошо знают эту посуду.
Первичное прочтение сказки, беседа о прочитанном.
Л.: К кому в гости приходил журавль?
Д.: Журавль ходил в гости к лисе.
Л.: Чем угощала Лиса Журавля?
Д.: Лиса угощала Журавля манной кашей.
Л.: Во что она налила кашу?
Д.: Лиса размазала кашу по тарелке.
Л.: Смог ли Журавль съесть кашу?
Д.: Нет, он стучал, стучал по тарелке клювом, но так ничего и не съел.
Л.: Что же Лиса?
Д.: А Лиса слизала всю кашу.
Д.: Лисица пошла в гости к Журавлю. Он приготовил окрошку и налил ее в кувшин с узким горлышком.
Л.: Смогла ли Лиса поесть окрошки?
Д.: Нет, она вертелась вокруг кувшина, лизала ее, а поесть не смогла.
Л.: Чем закончилась сказка?
Д.: Лиса и Журавль не дружили больше.
Л.: Чему учит сказка?
Д.: Люди будут относится к тебе так, как ты сам к ним будешь относится.
Физминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
(Ходьба с высоким подниманием коленей).
Повторное чтение сказки, драматизация.
Повторное чтение с установкой на запоминание.
Драматизация сказки (детям по очереди раздаются маски Лисы и Журавля). Сказка разыгрывается по ролям 2 – 3 раза.
Итог занятия.
Какую сказку мы прочитали?
Почему не получилось дружбы между Лисой и Журавлем?
Чему учит сказка?
Мы с вами сделаем из бумаги Лису и Журавля, раскрасим их так, какими они вам запомнились.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:
· конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;
· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;
· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;
· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.
В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
Составление описательного рассказа с опорой на схему;
Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
Составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
недели | Темы | № зан. |
Сентябрь | ||
1,2 | Обследование речи детей | |
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | ||
Октябрь | ||
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | ||
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | ||
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | ||
Ноябрь | ||
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | ||
Составление описательного рассказа с опорой на схему |
Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)
недели | Темы | № зан. |
Декабрь | ||
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда) | ||
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | ||
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | ||
Январь | ||
1-2 | Каникулы | |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | ||
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | ||
Февраль | ||
Пересказ сказки «Две косы» | ||
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | ||
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
III период обучения (март, апрель, май)
недели | Темы | № зан. |
Март | ||
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | ||
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | ||
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий | ||
Апрель | ||
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | ||
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | ||
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий | ||
Май | ||
Составление рассказа «Человек» по серии картин | ||
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | ||
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) |
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Занятие 1.
Рассказывание по теме «Осень»
Цели:
коррекиионно-образовательная:
Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионно-развиваюшие:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Активизировать словарь по данной теме;
коррекиионно-воспитательная:
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
Что такое листопад?
2. Объявление темы.
Сегодня мы поговорим об осенней поре.
3. Игра «Подбери действие».
Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - убирают.
Птицы осенью - улетают.
Деревья осенью - роняют листья.
Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра «Подбери признак».
Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) - холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.
5. Физкильтминитка.
6. Чтение письма.
Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает... (из-за туч). Деревья надели... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик... (моросит) и заставляет прятаться... (по домам). Птицы собираются в стаи... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
8. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Занятие 2.
Похожая информация.
Цель:
учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;
активизировать и расширять словарь детей по теме;
развивать навыки планирования развёрнутых высказываний;
закреплять умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;
Развивать мелкую моторику;
развивать координацию движений со словами стихотворения;
развивать зрительный гнозис, умение находить две одинаковые фотографии
развивать графические навыки детей,
Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Оборудование: конверты с фотографиями на каждого ребёнка, демонстрационные фотографии 4 шт; с.к. «Одни дома» поссобие О.С.Гомзяк, листы с графической работой «Собери бусы» на каждого ребёнка, геометрические фигуры, мнемотаблица «Семья». Диск Т.Морозовой «Наши мамы».
Предшествующая работа : чтение русск. нар. сказки «Гуси - лебеди», заучивание домашнего адреса, рисование - «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети заходят в зал под музыку Т. Морозовой « Наши мамы» встают полукругом
Логопед : Сегодня на адрес нашего д/с пришло письмо от Кати и Вовы. Дети пишут: « Разгадайте ребус и узнаете, о чём мы хотим вам рассказать»
Логопед выставляет ребус
Какая цифра – 7
Какая буква – Я. Произнесите слитно. Какое слово получится? – СЕМЬЯ.
Назовите членов семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
В письме дети спрашивают:« О ком мы так говорим?»
Добрая, весёлая, строгая (кто?) – мама, бабушка
Добрый, весёлый, строгий, (кто?) – папа, дедушка
Добрые, весёлые, строгие, (кто?) – родители
Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья», а поможет нам мнемотаблица.,
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка, вот сестрёнка,
Он Антон, она Алёнка,
Всех назвал вам я –
Вот моя семья.
2. Логопед : Ребята нам прислали фотографии их семьи, но очень спешили. Внимательно рассмотрите их и найдите две одинаковые фотографии.
3 Логопед : «А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Игра «Кем приходится»
Мальчик для папы и мамы кто? – Сын
Девочка для мамы и папы кто? – Дочка
Папа для бабушки и дедушки кто? – Сын
Мама для бабушки и дедушки кто? – Дочь
Мальчик для дедушки и бабушки кто? – Внук
Девочка для дедушки и бабушки кто? – Внучка
Мальчик кем приходится девочке? А девочка мальчику?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Посмотрите на фотографию и скажите, какая семья? – Дружная, весёлая.
4. Логопед : «В своем письме Катя и Вова написали, что семья их большая и дружная, но иногда они ненадолго остаются одни дома. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?
Дети садятся за столы.
5. Логопед выставляет сюжетную картину (из пособия О.С. Гомзяк).
Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.
6. Рассматривание картины с последующим обсуждением.
Логопед : Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.
Кого вы видите на картине?
Ребёнок : На картине вижу маму, девочку и мальчика.
Какие игрушки вы видите на картине?
Ребёнок : Я вижу мишку и машинки.
Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
Ребёнок : С мишкой играет Катя. С машинками играет Вова.
Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?
Ребёнок У мамы плохое настроение. Её бусы разорвали.
Когда это могло случиться?
Ребёнок : Пока мамы не было дома.
Как вы думаете, куда ходила мама?
Дети; мама ходила в магазин, на почту, к соседке.
Кто оставался дома один? Что дети пообещали маме?
Чем занималась Катя?
Дети : Она кормила мишку, клала спать, рассказывала сказку.
Дети : Катал машинку, ремонтировал машинку.
Чьи бусы рассыпались на полу?
Дети : Мамины.
А кто их взял?
Почему бусы оказались разорванными?
Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
Что сделал Вова?
Какая стояла Катя?
Ребята, мы с вами видим, что произошло, когда вернулась мама: Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Им было стыдно, что они не выполнили свое обещание.
Логопед : А сейчас вы попробуете составить рассказ о детях. Составлять его будем по частям.
1. Сначала расскажите, куда ушла мама. Кто остался один дома. Что пообещали дети маме.
2. Что делала Катя, Вова.
3. Кто увидел бусы, что случилось.
4. Как дети вели себя, когда вернулась мама?
Составление рассказа 2-3 детьми
7. Логопед: Мама, конечно, огорчилась и рассердилась, но она не всегда расстраивается, подберите слова:
Мама (какая?) – добрая, весёлая, строгая, заботливая, требовательная, любимая.
Как вы относитесь к маме?
Упражнение на координацию речи и движения: «Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю,
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Ни словечка, ни скажу.
Дети читают стихотворение, и выполняют движения, соответствующие каждой строчке.
8. Дети, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.
Одно дело сказать, другое делать.
Слово дал – держи.
От доброго не бегай, а дурного не делай.
Всякой вещи своё место.
Если знаешь, что хорошо, не поступай плохо.
Шила в мешке не утаишь.
9. Дети, конечно, маму огорчили, бусы разорвали, а мы постараемся маму порадовать и соберём ей новые бусы.
Дети выполняют графическую работу « Собери бусы»
10. Итог: О ком составляли рассказ? Кто оказался виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно вести себя, когда рядом взрослых нет дома?
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика
Задачи:
- Актуализировать словарь по теме «Посуда».
- Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
- Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
- Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
- Развивать физиологическое дыхание.
Оборудование:
- игра «Чего нет?»;
- предметные картинки с изображением посуды;
- телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
- мнемодорожки для составления предложений;
- мнемотаблица на слово «чашка»;
- игра «Собери разбитую посуду»;
- опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.
II. Введение в тему занятия.
1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.
2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:
- У меня нет чашки.
- У меня нет чайника. И т.д.
Картинки помещаются на фланелеграф.
Рисунок 1
3. Сообщение темы и задач занятия.
О чем мы будем сегодня говорить?
Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.
III. Упражнение на пространственное ориентирование.
Назовите предмет, который находится справа от чашки.
Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.
Названные предметы убираются. Остается чашка.
IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».
1. Рассматривание таблицы.
Рисунок 2
5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.
2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.
V. Упражнение «Подуем на чай».
Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.
Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
VI. Составление предложений по мнемодорожкам.
Рисунок 3
От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.
От Федоры убежала голубая чашка.
От Федоры убежал красный чайник. И т.д.
VII. Игра «Склей разбитую посуду».
Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.
Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
Я склеила голубую чашку.
Я склеил зеленую кастрюлю.
VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».
Рисунок 4
- Рассматривание картинок.
- Рассказывание стихотворения ребенком.
- Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.
IX. Отгадывание мнемозагадок.
Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.
Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.
Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.
Рисунок 5
Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.
Рисунок 6
Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.
Рисунок 7
X. Физкультурная минутка.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик». Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.Присели, одна рука на поясе. Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.Кружатся, рисуя руками круг. Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.Руки сомкнуть над головой. Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.Ложатся на ковер, вытянулись.
XI. Составление рассказа-описания чайника.
1. Отгадывание загадки.
Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.
3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.
О чем мы скажем сначала?
Это чайник. Чайник – это посуда.
Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.
Рисунок 8 |
4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.
О чем мы скажем потом?
О цвете.
Какого цвета наш чайник?
Чайник красный.
5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур
О чем нужно сказать теперь?
О форме.
Какой формы чайник?
Чайник круглый.
Аналогично разбираются следующие пункты плана:
6. Величина.
7. Материал.
8. Из чего состоит.
9. Для чего служит.
10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой.
Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка,
стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.
11. Составление рассказов-описаний детьми
XII. Подведение итогов занятия.
Что научились делать на занятии?
Что понравилось больше всего?
Федора приносит угощение для детей.
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему
Цели:
Формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему);
Формирование у детей навыка связности, развернутости, непрерывности высказывания;
Расширение и активизация словаря по лексической теме: «Домашние животные»;
Совершенствование психологической базы речи: увеличение объема кратковременной линейной памяти до шести элементов, развитие внимания;
Развитие общей и мелкой моторики;
Воспитание доброты, отзывчивости;
Оборудование: разрезные картинки по количеству детей , наборное полотно, фотография кошки, схема для составления описательного рассказа.
Лексический материал:
- имена существительные: кошка, пятна, грудь, лапы, уши, глаза, усы, хвост, шерсть, молоко, мясо, рыба, дом, котята, мыши;
Имена прилагательные: рыжая, белые, маленькие, острые, большие, зеленые, пушистый, длинный, полосатый, короткая, гладкая;
Глаголы: мяукает, мурлычет, шипит, ест, ловит, играет.
I.Организационный момент
Логопед : Подойдите к столу и сложите разрезные картинки. Кто у вас получился? (Кот)
Какое это животное, дикое или домашнее? (Домашнее). Сейчас сядет тот, кто назовет домашнее животное и детеныша.
II. Ход занятия
1. Сообщение цели занятия.
Логопед: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то встретила девочку Таню, которая потеряла свою любимую кошку Мурку. Давайте ему поможем. Вы хотите ему помочь?
Дети : Да.
Логопед : Девочка Таня дала мне фотографию этой кошки. Вот она. (Логопед показывает изображение кошки. Фото представлено на рисунке 2.). Нам нужно дать объявление и написать его так, чтобы люди узнали, какая точно кошка потерялась.
Логопед : Найдите, какие признаки являются особенными для этой кошки. Подумайте, как лучше о них рассказать.
2. Составление предложений по пунктам схемы и вопросам.
На наборном полотне логопед располагает схему.(Представлена на рисунке 3.)
Логопед : О ком будем рассказывать?
Дети: О кошке Мурке.
Логопед: Что вы расскажите о Мурке? Какого цвета она была?
Дети : Рыжая с белыми пятнами.
Логопед:
А что у неё белого цвета?
Дети
: Грудь и лапы.
Логопед: А что ещё есть у кошки?
Дети: Уши у Мурки маленькие, острые.
Логопед: А что можно сказать о глазах?
Дети : Глаза большие, зеленые.
Логопед : Что еще есть у Мурки?
Дети : А еще есть усы и пушистый длинный полосатый хвост.
Логопед: Потом о чем будем рассказывать? (по схеме)
Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?
Дети: У Мурки короткая пушистая гладкая шерсть.
Логопед: Какие звуки издает кошка?
Дети : Она мяукает, мурлычет, шипит.
Логопед: А что любит есть кошка?
Дети: Молоко, мясо, рыбу.
Логопед: А где живет кошка Мурка?
Дети : Дома у девочки Тани.
Логопед
: А как называются детеныши у кошки?
Дети
: Котята.
Логопед:
Какие они, расскажите о них?
Дети
: Маленькие, красивые, глупые, беспомощные.
Логопед: Какую пользу приносят кошки человеку?
Дети: Они ловят мышей, их приятно гладить, играть с ними.
Логопед : А теперь вспомните и назовите, в каких мультфильмах вы видели кошек и книгах читали?
Дети : Мультфильм « Трое из Простоквашино» - кот Матроскин, кот Леопольд и др.
3. Динамическая пауза.
Упражнение «Кошечка».
4. Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему.
Логопед : Вспомните и назовите по порядку, как вы будете рассказывать о кошке Мурке.
(Вначале о внешнем виде, затем, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто детеныши, какую пользу приносит людям).
А теперь, кто из вас расскажет о кошке?
(2-3 ребенка составляют рассказ с опорой на схему).
5. Динамическая пауза.
Игра-развлечение « Бедный котенок».
Водящий изображает котенка: переходя от одного играющего к другому, он становится на колени или на четвереньки. Мяукает, урчит, мурлычет и при этом без конца строит рожицы - чем уморительнее, тем лучше. Тот, к кому обращается «котенок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький - бедный, черненький - черный котенок. Кис!» Если же кто-то улыбнулся на слова водящего, он становится «котенком», и игра продолжается. Помочь ребенку рассмешить может педагог, сказав что-то смешное или превратившись в маму-кошку.
6. Развитие психологической базы речи.
Логопед : (Зачитывает рассказ-объявление) Все ли я правильно записала? Ничего не пропустила? (Пропущены основные моменты в описании – цвет кошки, полосатый пушистый хвост).
Дети добавляют недостающие признаки внешнего вида кошки (Коллективное рассказывание)
Логопед : А теперь кто-нибудь хочет рассказать про кошку Мурку?
(Рассказ ребенка)
Образец описательного рассказа. Это кошка. Её зовут Мурка. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.
III. Итог занятия
Логопед : Ребята, как вы думаете, поможет наше объявление найти девочке Тане её кошку Мурку?
Дети: Да.
Логопед : Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Мы с вами написали объявление, с помощью которого, я надеюсь, девочка Таня очень скоро найдет свою любимую кошку Мурку.
Оборудование к занятию
Рисунок 1. Образец разрезных картинок.