Консультация для родителей на тему:
«Посеешь привычку, пожнешь характер».
Общество состоит из отдельных личностей и характеров, как мозаичное полотно из кусочков разноцветного стекла. Чем чище и светлее ее составляющие, тем красивее картина. В возникновении негативных черт характера человека мы обвиняем привычку, как начальный этап формирования личности.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Родители являются основными исполнителями процесса воспитания.
Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки – это вредные, закрепленные в личности способы поведения, агрессивные по отношению к самой личности или к обществу. К вредным привычкам чаще всего относят курение, пьянство, употребление наркотиков, а также привычки, влияющие на нравственное поведение человека, не соответствующее нормам общественной морали. Перечисленные явления представляют собой различные отклонения от здорового образа жизни. Например, курение. Людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих. Многие говорят, что они курят потому, что хотят, и бросят в любой момент. Но на самом деле вырваться из круга своей пагубной привычки не могут. То же можно сказать о других видах зависимости: алкогольной и наркотической.
Формирование многих ценных качеств личности будущего взрослого человека, его характера, поступков включает образование у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и привычек: нравственного поведения, трудовых, культурно – гигиенических и многих других. Частые привычки приводят к формированию более общих, дополняющихся убежденностью. И вот уже привычка становится чертой характера. А наша с вами забота вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, трудолюбивым, умелым – словом, привить ему лучшие качества. И первой помощницей в этом нелегком деле будет привычка. Привычка сопереживать, сочувствовать, окружать себя красотой и добром. Привычка является основоположником как положительных, так и отрицательных черт личности. Привычек очень много, но я предлагаю вам несколько:
- Нехочуха.
В доме слышен стук и гром,
В доме все стоит вверх дном.
Плачет бабушка и мать,
Не пора ли дом убрать?
«Не хочу, не буду!- слышится оттуда.
Не хочу играть в песок!
Не хочу одеть носок!
И не буду есть котлету,
Дайте лучше мне конфету».
Это я все натворила,
В Нехочуху превратила.
Я и вас всех научу:
Ну, скажите: «Не хочу!».
Вот такой сложившийся способ поведения может превратиться в большое зло.
- Эгоист.
Вопрос о смысле бытия не сложен,
Мне все равно – богат народ мой, иль заброшен
И почему же я, такой хороший должен
Заботиться ну просто обо всем?
Мне ведь и дело нет до тех, кто голодает,
Кто радуется или может быть страдает.
А мне тепло и сытно,
И к тому же,
Зачем мне чье – то горе будет нужно?
Ведь главное на свете – это Я.
И чтобы процветала жизнь моя.
3. Жадина.
Ни за что и никому, даже другу своему
Я не дам игрушки, куклы и хлопушки.
Ну, а это – спору нет-
Очень вкусные конфеты.
Но не дам и полкуска я,
Мне самой едва хватает.
Все мое всегда со мной
Хоть зовут все жадиной.
Как вы думаете, какие черты характера будут у человека, имеющего в детстве такую привычку?
4.Скупой.
Средь бурь и радостей,
Средь дней тревожных и счастливых
Есть главная деталь.
Она важна сейчас,
Была важна и встарь.
Деньгами мы зовем деталь ту
И наживой.
Ведь будет счастлив лишь тогда народ,
Когда копейку он и рубль бережет.
И смыслом жизни каждого
Должно, бесспорно, быть –
Беречь копейку.
Все копить, копить, копить.
И никому другому не давать,
Пусть даже, жадиной тебя
Все будут называть.
Человеческая личность сложна и многогранна. Некоторые положительные черты характера дают неограниченные возможности в общении. Но ребенок неопытен и не может сам сориентироваться в огромном количестве информации. Привычки возникают спонтанно и мы, взрослые, не можем ими управлять. Навыки и привычки основываются на чувствах и разумном отношении ребенка к окружающей действительности. Ребенок привыкает поступать так, как мы его учим; словом и собственным примером, и наконец, испытывает в этом потребность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать эту задачу всем миром: детский сад, семья, общество. Только единство требований детского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноценного развития, наполнить детскую жизнь хорошими делами и поступками. Ведь как сказал древний философ: «Счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание». И в нашей жизни хорошего больше, чем плохого.
Детство – это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. Порой нам кажется, что мы знаем о ребенке все, потом понимаем, что не знаем ничего. Он – тайна, он – загадка, он – маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.
Творите добрые дела,
Они обратно к вам вернуться!
И в каждом сердце отзовутся.
Творите добрые дела!
«Посеешь мысль - пожнешь действие,
посеешь действие - пожнешь привычку,
посеешь привычку - пожнешь характер,
посеешь характер - пожнешь судьбу».
Неужели привычка может так глобально повлиять на жизнь человека?
Каждый человек имеет большое количество привычек, они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. А что же вредные (патологичные) привычки? Считают, что закрепившись, вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают при взаимодействии с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть не эстетичны и социально неприемлемы.
Почему так происходит? Эта отрицательная склонность, выражающаяся в действиях или поведении, часто становится для человека потребностью и при подавлении её у него возникает чувство внутреннего напряжения и дискомфорта. Многие привычки приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. С годами они сглаживаются или одна рождает другую, создавая патологический комплекс.
Многие родители жалуются: «Моему сыну три года, а он до сих пор сосёт палец»; «Дочери скоро 7, а она не расстаётся с тряпочкой и постоянно слюнявит её»; «Он - школьник, ему уже 12 лет и он грызёт ногти» — у вредных привычек нет возраста, а есть потребность в их проявлении.
Почему человек не расстаётся с вредными привычками, почему они возникают и что можно сделать, чтобы избежать их появления?
Формируются в результате простого повторения и могут возникнуть непреднамеренно.
Навязчивые действия ребёнок осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление.
Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте и выражается в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмичный акт, как сосание груди, - это не просто акт кормления, это сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий, стимулирующий развитие головного мозга. Поэтому «война» с сосанием у полуторагодовалого малыша психологически не оправдана.
Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук мамы. Эта самостимуляция может перерасти во вредную привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.
Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду сосание пальцев, языка или предметов, грызение ногтей, вырывание волос, бровей или ресниц, которые появляются в возрасте около трёх лет.
Самая распространенная среди привычек - «вредин» - сосание пальца. С ней сталкиваются чуть ли не в каждой семье. Но, строго говоря, назвать ее привычкой трудно. Скорее, это первый в жизни ребенка навык, рефлекс, который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен иметь применение. Все дело в способе. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. На руках у мамы он вообще вряд ли испытывает другие эмоции.
Акт сосания делал ребёнка независимым от невзгод внешнего мира, и если это было тогда, так почему бы подобное не перенести на сегодняшний день. И какая разница, что сосать. В школе, ребёнок грызёт ручку или карандаш, а став подростком в компании затягивается сигаретой. Так привычка, не исчезая, перешагивает из дошкольного детства в школьный возраст. Есть мнение, что тяга к табаку и алкоголю возникает от нереализованного сосательного рефлекса и привычки «засасывать» нервозность и напряженность. Частые «перекуры» во время стрессовых ситуаций вполне наглядно подтверждают верность данного предположения.
Иногда родителей волнует привычка ребёнка грызть ногти и выдёргивать брови или волосы . Они редко бывают в три года, появляются чуть позже. Во время грызения и выдёргивания ребёнок даёт выход своей агрессии, напряжённости, раздражению и получает удовольствие. Как правило, это дети, склонные скрывать свои чувства и «вымещать» их на собственном теле, причиняя себе боль. Такие вредные привычки характерны для детей замкнутых, робких, неуверенных в себе. Они очень остро переживают свое несоответствие требованиям взрослых и пытаются таким способом себя «наказать».
В период младшего школьного возраста (с 6/7 лет до 9/10) ребёнок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания - трудолюбием и чувством неполноценности. Маленький человек пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность, в результате чего у него развиваются чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если продукты, полученные благодаря усилиям ребёнка, оказываются качественными и ценными в газах взрослых и сверстников, то у него формируется глубокая убеждённость в собственной компетентности. А в случае неуспешности и постоянных неудач, ребёнок будет искать «альтернативные» способы совладания с действительностью, стремиться обрести успокоение, снять напряжение, убрать внутренний дискомфорт.
Особое беспокойство взрослых вызывает мастурбация (онанизм) у детей. Чаще онанизм происходит при засыпании или затянувшемся пробуждении, однако подобные явления могут наблюдаться и в бодрствующем состоянии - во время игры, занятий рисованием, лепкой, музыкой. Пока ребёнок изучает свои руки, ноги, лицо - родители и педагоги спокойны. Но когда ребёнок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие взрослые приходят в растерянность и начинают подозревать в ребёнке распущенность и извращённость.
Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной) и у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это - естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст с трёх до шести лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.
Когда норма переходит в патологию?
Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, он воспринимает эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую. «Сексуальные» игры у здорового ребёнка не вызывают полового возбуждения, он играет неосознанно, поэтому говорить об онанизме (мастурбации) рано.
Онанизм - способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки, делает это регулярно, действие сопровождается чувством удовольствия - вот тогда можно говорить о патологической привычке. В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста. В переходном возрасте мастурбации сопутствуют представления эротического содержания.
Таким образом, сосёт ли ребёнок одеяло, выдирает ли волосы, употребляет спиртное - всё это свидетельствует об одном: ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт. И это сигнал, на который надо адекватно отреагировать - понять причину проблемы, а после выбрать оптимальное ее решение.
Мир ребенка еще достаточно мал. Семья, друзья, детский сад (школа) - вот, пожалуй, и всё окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойств ребёнка.
У ребёнка раннего возраста основная причина - дефицит материнского внимания. Изначально любой малыш стремится к получению внешних впечатлений и их источником является мать; если же её нет рядом, то развитие ребенка как бы возвращается во внутриутробный период - малыш сам себя успокаивает и развлекает.
В дошкольном и младшем школьном возрасте число причин вызывающих данные привычки, возрастает.
Основные причины «вредных» привычек.
- Недостаточность эмоциональной и материальной составляющих среды приводит к поиску впечатлений от собственного тела, саморазвлечение.
- Нарушение в работе ЦНС. Органическое поражение центральной нервной системы, может выражаться в завышенном пороге восприятия. При этом ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления и не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях.
- Реакция на негативную ситуацию. В состоянии стресса, например, в процессе адаптации к ОУ, из-за конфликтов в семье, рождения брата или сестры, школьной неуспешности. Ребёнок начинает искать способ успокоения и находит его в виде привычки.
- Нарушение воспитания. Излишняя строгость, гиперопёка или попустительство родителей, ограничение активности ребёнка, недостаток ласки, внимания и положительных эмоций. Использование физических наказаний (шлепки и порка) способствуют приливу крови к генитальной области и стимулируют возбуждение.
- Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невропатии.
Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки.
- Многие родители начинают борьбу с ребёнком, а не с его привычкой. Не нужно настаивать на отказе от нее, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей или перцем. Сосать палец или кусать губы ребёнок, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.
- Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта и положить в руку пластилин, тем самым переключив одни навязчивые движения на другие, но более продуктивные. Детям более старшего возраста, можно задать вопрос: «Что ты делаешь?» В этом случае у ребёнка появится возможность сказать о своих чувствах, действиях и осознать их.
- Не задабривайте своего ребенка подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, с криками и рукоприкладством. Так привычка - «вредина» - у него только закрепится. Чем ярче реагируют взрослые на вредные привычки, тем выше они поднимают её в чине. Более того, подобный подход дает сыну или дочке возможность манипулировать родителями.
- В тех случаях, когда вредные привычки появляются у детей из-за нарушений в работе ЦНС, они, как правило, определяются в роддоме или во время осмотров у невропатолога еще на первом году жизни малыша. Избавиться от подобных недугов иногда помогает лишь серьезное лечение и наблюдение у специалиста. Однако данная рекомендация не означает, что лишь нервный недуг приводит к возникновению вредных привычек. На их появление у детей с нарушением ЦНС влияет и напряженная обстановка в семье. Общаться с таким ребёнком нужно спокойно, не повышать голос и постараться оградить его от телевизионных потрясений.
- Если ребенок срывает злость, причиняя себе боль (рвет волосы, грызет ногти), или ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, или испытывает ночные страхи (вскрикивает во сне, плохо спит, не может заснуть, снова мочится в постель), то в таких случаях спросите себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?
- Младшему школьнику очень важно помочь поверить в свои силы, компетентность. Именно в деятельности рождается интерес, происходит радость от процесса созидания, появляются друзья и единомышленники. Чаще всего на фоне учебных проблем у ребёнка страдает самооценка, происходят потеря самоуважения и нарушения отношений в школьном коллективе. Взрослым необходимо поддерживать и поощрять любые умения и интересы ребёнка.
Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения внимание близких особенно необходимо. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.
Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним — это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.
Необходимо помнить, что патологические привычки у ребенка могут усиливаться. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольника, мы получаем взамен другую в более старшем возрасте.
Консультация для родителей
«Посеешь привычку - пожнёшь характер»
Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …
Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.
Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.
Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.
Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».
Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья – режим дня.
Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.
Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.
Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.
Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,
Повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.
С чего начинается день.
Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.
Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.
Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких – то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.
Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.
Да здравствует мыло душистое…
После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).
Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.
Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.
Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?
Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.
Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.
Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.
Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.
[Основа режима дня - физическая активность.
Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.
Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.
Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.
Дневной сон.
Помните, полноценный сон – важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает – это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.
Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном – чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5–12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть – почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.
Прогулки на улице.
Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон – они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.
Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.
Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.
Питание.
Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.
Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!
Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!
Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!
Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.
От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.
Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.
Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!
1
Консультация
«Посеешь привычку, пожнешь характер»
Когда формируется характер?
«Посеешь мысль пожнешь действие,
посеешь действие пожнешь привычку,
посеешь привычку пожнешь характер,
посеешь характер пожнешь судьбу»
истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что
влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И
могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?
В плену идеалов
Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом.
При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми
или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию
тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.
Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином
человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На
собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или
несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в
результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим
«особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы
«идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или
наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что
происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей, и на старости лет рядом с
нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек наш сын или дочь? Вовсе
нет! Вопервых, потому что идеальных людей нет, а вовторых, потому что у родителей,
целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей,
желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько.
Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок это не чистый белый лист, на
котором можно «написать» любой характер. И родитель это не третейский судья, чтобы
определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие
нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно
вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с
индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому
качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не
нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для
психического развития стиль отношения к нему.
В основе темперамент
Воспитание, а особенно формирование характера невероятно сложный процесс,
требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать
свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что
это такое характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать
вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные
понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные»
мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у
нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит? К
сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих
терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются
2
меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить
несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.
Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики
человека: 1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть
спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д. 2. Моторная сфера. Имеются
в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные
двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни». 3. Эмоциональность, т.е.
впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какаято ситуация
может подействовать как серьезный раздражитель малыш расстроится и расплачется, то
другой даже не заметит неприятности. Нервная система малыша от рождения может быть
сильной или слабой (слабой не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или
медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок.
Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и
особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его
настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его
поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными
характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент
это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут
некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся
семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем
повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с
природой.
Когда порядок имеет значение
Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и
другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших
порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно
окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не
удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно
обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша. Итак,
рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье? Первый
ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет
трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен,
следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях
надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих
качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют
неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители
поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какоето из
перечисленных свойств становится доминирующим в зависимости от конкретных
особенностей воспитания. Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым,
третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь
родителей с кемто еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания,
когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или
сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет
стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем
занимается старший. Если чтото вас в поведении одного из детей не устраивает,
попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не
забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка. А
конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.
Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах
3
можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и
старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он,
скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным
человеком. Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не
воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый
и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми,
импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чегото стоят и
достойны внимания.
«Почему» или «для чего»?
Психологи считают, что характер это своего рода «лавирование» между
наследственными чертами и окружающей средой обстановкой в семье, характерами
родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что чтото в
ребенке задано природой, на чтото очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в
семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто
«выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение,
убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается гдето между врожденными основами
психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что
характер это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и
воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря
о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о
характере, то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно
воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням
сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается
пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.
Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и
устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется
в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при
формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных
форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е.
ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для
чего?».
Секретный фарватер
Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный
психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка это слепок с характера родителей, он
развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в
своем ребенке. Однако както повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего
нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не
знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо
того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное,
что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность
или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д.
Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую
сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также
нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть
обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и
неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть
связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.
До первого звонка
4
Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама
трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию
ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче
всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время
складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте
формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Игры, в которые играют дети
Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия,
они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре
формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на
его формирование. Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У
каждого возраста они свои: игра 2летнего малыша кардинально отличается от того, как
играют дошкольники. На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки,
ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей
она заканчивается раньше, у других позже. Он пока не способен участвовать в совместной
игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие,
коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже
игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет
эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить
от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему
товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера.
Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать
формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить. Особенно ярко
черты характера начинают проявляться чуть позже, в 56 лет, когда начинается новая
стадия игры ребенка коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость,
выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное
отношение к действительности. Большое значение в этом возрасте имеют также
простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые
несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать
ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера
взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя
делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
Характер и школа
С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время
учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится
соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые
правила и обязанности играют важную роль развивают организованность, привычку к
систематическому труду,
аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с
учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он
дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой,
если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.
целеустремленность,
настойчивость,
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
(собрание-консультация, посвященное проблеме воспитания бережливости)
Цели : показать роль родителей, семьи в формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.
Оборудование: оформление кабинета (на доске – тема, эпиграф); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор карточек «Астрологи советуют».
Рекомендации: на собрание желательно пригласить психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более глубокие и подробные ответы.
Ход собрания
Мы в детстве были много откровенней:
– Что у тебя на завтрак? – Ничего.
– А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного моего…
Года прошли, и мы иные стали…
А. Решетов
Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех, кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1.
Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».
Пояснения педагога (психолога).
Конечно, ни один взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.
Ситуация 2.
Пояснения педагога.
Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает, чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.
Ситуация 3.
Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).
– Выключи ненужный свет, – просит отец.
– Пап, ты ведешь себя, словно бедняк, – отвечает сын.
Учитель. Только неумные люди стесняются быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.
Учитель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.
Знают ли дети цену рубля?
Мы попытались это выявить путем несложного анкетирования.
Анкета для детей
- Сколько стоит буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?
- Какая часть месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи (брюк, куртки, ботинок)?
- Сколько твои родители потратили денег, собирая тебя в школу?
Вот какую картину позволили нарисовать эти анкеты. (Знакомство родителей с результатами анкетирования.)
Учитель. Какие ошибки чаще всего совершают родители, воспитывая ребенка?
- Уверенность в том, что воспитание бережливости – дело второстепенное.
- Вторая ошибка: да, люди слыхали, а то и читали, что главные черты характера у детей закладываются в 4–5 лет. И если это мнение специалистов, зачем его оспаривать? Но это главные черты характера: честность и правдивость, отвага и выдержка, доброта и чуткость, а не такая побочная, как бережливость! Или хотя бы об этом надо думать попозже, когда ребенок в школу пойдет. Тут надо предостеречь: характер есть единое целое. И слово «характер» (по-гречески «отпечаток») для ребенка-дошкольника означает отпечаток прежде всего – чего? кого? Живых людей, среди которых он растет… И упомянутая вторая ошибка обычно отражает нехватку внимания личного примера старших по части и бережливости.
- Видимо, не нужно говорить про третью ошибку: считать, что бережливость, рачительность касается только вещей, обновок. Чрезмерно узкое понимание самого качества наблюдается часто (можно беречь вещи, а время необязательно).
Но где отсутствует уважение к своему и чужому труду, уважение к добротным и красивым вещам, сработанным мастерами, там процветают Плюшкины и мещане-стяжатели, которые «норовят все нести в дом, а не из дому». Надо ли повторять, что стяжатели обкрадывают сами себя, что умение дарить и делиться поважнее, чем тащить все в дом? Про это у нас пишут немало, а повторить, похоже, не мешает: много еще людей готовы держаться за истлевшую «мудрость», и искренне верят, что на этом пути их ждет выигрыш…
- Неосознанная вера в рецепты и в системы. Но ведь нет универсального рецепта, применяемого ко всем ситуациям, к любому ребенку. Уж если Лев Толстой признавал, что педагогические занятия с детьми заставляли больше его самого учиться, чем учить детей, больше самому воспитываться, чем создавать души детей, то… Наверное, и нам надо помнить это?
Учитель. Незадолго до собрания мы с психологом попросили родителей задать по одному вопросу, касающемуся проблемы «деньги и дети». Эти вопросы мы предлагали для общего обсуждения. Поделитесь советами или прислушайтесь к мнению психолога. (Родители обсуждают поставленные вопросы, после чего психолог подводит итог дискуссии.)
Вопросы для обсуждения
- Нужно ли давать детям деньги?
Психолог . Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству – важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входить осуществление мелких покупок (хлеба, мыла, зубной пасты).
- Сколько денег давать и как это лучше делать?
Психолог. В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.
Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.
- Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?
Психолог. Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А. С. Макаренко пишет: «…надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить куда хочу – юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».
Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит.
- Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?
Деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем детям деньги потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на… В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.
Почему не стоит поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза…
Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.
- Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?
Психолог. В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства; стремясь ее накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.
В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средство родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирование нравственных качеств ребенка.
- Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?
Психолог. Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.
В каждой семье свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с детских лет.
Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате взрослый мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.
Иные родители считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничто не заменит ребенку общение с мамой и папой. И это общение не должно ограничиваться вопросом: «Какие у тебя сегодня отметки?». Деньги не должны подменять человеческое тепло, ими нельзя «откупиться», потому что в лучшем случае вы получите в будущем то же самое.
Наверняка у каждого из вас есть свои детские воспоминания, связанные с деньгами. Зачастую, основываясь именно на них, мы выбираем модель поведения со своим ребенком. Иногда родители идут «семейным» путем, а иногда: «Я был этого лишен с детства, так пусть мой ребенок не знает этих проблем». Конечно же, вы понимаете, что любая крайность вредна и лишь разумная «золотая середина» будет полезна.
Учитель. Очень хочется верить, что наш разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать психологические особенности вашего ребенка. Некоторые психологи склонны считать, что даже потенциал знаков зодиака влияет на возможности развития бережливости (расточительности) у ребенка.
Хочу познакомить вас с некоторыми предостережениями-советами астрологов. Прочитайте на досуге улыбнитесь и на всякий случай присмотритесь повнимательней к своему малышу: кто знает, может и эта консультация не окажется лишней?
Астрологи советуют
Не ожидайте, что маленький ОВЕН будет откладывать часть карманных денег, экономить. Скорее всего, под влиянием импульса он потратит все и сразу в его кармане «деньги прожигают дыру». Завтра – это так далеко, а «я хочу» или «мне надо» именно сейчас. Чаще всего ребенок Овен далек от предусмотрительности и расчетливости. Подросший же Овен способен как по-прежнему моментально тратить деньги, так и активно их зарабатывать.
Маленького ТЕЛЬЦА отличает ответственное обращение с деньгами. Чаще всего он умеет делать «удачные покупки», может легко научиться сохранять часть карманных денег, гордясь тем, что сбережения растут.
В отношении к деньгам у БЛИЗНЕЦОВ преобладает практичность и рассудительность. Но ребенок придает значение не самим деньгам, а возможности «пустить их в оборот» – например, купить какую-либо игрушку, а потом поменять на лучшую. При этом редко случается, что Близнец остался вообще «без копейки в кармане».
РАК обычно наиболее бережливый из всех зодиакальных знаков. Малыш достаточно экономно тратит деньги, и его легко научить обращаться с ними. Накопление, сохранение – это часть стремления к надежности. Рак относится к деньгам осторожно, разумно, но тем, кого любит, готов отдать все.
Маленький ЛЕВ может быть очень расточителен и великодушно щедр. Царственным жестом деньги потрачены все сразу, потому что им не придается большого значения. А вот качество покупки значение имеет – это что-нибудь дорогостоящее и наилучшее. Да еще маленькие детские развлечения требуют затрат. Поэтому денег всегда не хватает.
Ребенок знака ДЕВА самый большой реалист и практик. Вы можете обнаружить, что ребенок бережлив в обращении с деньгами, он способен легко решать: что стоит купить, а какая покупка может и подождать. Траты он планирует заранее.
Малышу знака ВЕСЫ нравится хорошо выглядеть и иметь красивые «штучки». Поэтому, несмотря на благоразумие, ему трудно сохранить карманные деньги, если он приглядел одну из таких хорошеньких безделушек.
Остались ли у малыша СКОРПИОНА деньги или он их все потратил – для вас это всегда может оставаться тайной. Ребенок достаточно практичный «покупатель», но иногда может возникать «финансовая проблема» из-за желания что-то доказать приятелям и преувеличить свою «платежеспособность».
Для тех, кого малыш СТРЕЛЕЦ любит, ему ничего не жалко, и деньги он тратит щедро, а иногда и безрассудно, но только не с его точки зрения. Несмотря на разнообразные желания, ребенок может быть и экономен, и бережлив.
Маленький КОЗЕРОГ может стремиться быть экономным, отложить деньги «на черный день» или накопить их достаточно для приобретения чего-то действительно стоящего. У ребенка может рано проявиться потребность заработать свои деньги он не любит быть зависимым.
Ребенок ВОДОЛЕЙ может удивлять вас тем, что, когда речь идет о деньгах или имуществе, он не относится к этому достаточно серьезно. Водолей рано создает свою систему ценностей, и деньги не занимают там главенствующего положения. Чаще всего деньги в его карманах могут «валяться» какое-то время без внимания и затем быть потрачены в одно мгновение. А «гуляющий в кармане ветер» после этого нисколько его не смущает.
Маленькая РЫБА вполне может быть материалистом. Но наличие или отсутствие денег в кармане всегда связано с настроением. Деньги появляются неожиданно и так же неизвестно куда исчезают. Чаще всего это происходит из-за неосмотрительности или небрежности по отношению к ним. Деньги могут быть «пожертвованы» тому, кому они, на взгляд ребенка, очень нужны.
Эти качества – основа, в которую жизнь будет вносить свои коррективы, начиная с детства. Конечно, в целом мы не властны над всеми обстоятельствами, которые обусловливают характер и жизнь малыша. Но мы можем постараться избежать наиболее грубых ошибок воспитания. Ради будущего своего ребенка. И ради своего будущего тоже. (Михайлова Елена. – Журнал «Няня». – 1999. – № 9.)
Учитель. Удачи! До новых встреч.