Елена Писарева
Эмоциональная неустойчивость. Работа с родителями как одно из направлений коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Тревожность . Работа с родителями как одно из направлений коррекции тревожности детей дошкольного возраста .
Психическое здоровье – фундамент развития ребёнка. В последнее время отмечается рост нервно-психических расстройств у детей . Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника , которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности , ведут к невротизации.
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности , в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.
Тревожность , как фактор эмоциональной нестабильности , выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой , познавательной сфер и становлению эмоционально -личностных образований. Особенно опасным в этом отношении является старший дошкольный возраст , сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и , в особенности, ее коррекции является весьма актуальной.
Тревожность – довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них) . Поэтому следует отличать тревожность от тревоги страха .
Если ребенок иногда испытывает беспокойство в какой-либо ситуации, например , перед выступлением, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге . Следовательно, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка.
Тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой – либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, в любом виде деятельности. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются, что их тревожит .
Считается, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
Как помочь ребенку, которому его постоянная тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать свои задатки?
Ребенок, которого называют тревожным , как правило, обладает некоторыми из следующих характеристик :
Любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;
Во время выполнения задания или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен , скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
Беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
У него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
Плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
Не уверен в себе и своих силах, ожидает неудач в деятельности;
Старается скрывать свои проблемы и тревогу .
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности . Но выделены основные факторы, которые способствуют проявлению тревожности у ребенка .
Причины, которые способствуют проявлению у ребенка тревожности .
1. Прежде всего, может играть роль наследственность : у тревожных родителей , чаще вырастают тревожные дети .
Это происходит не только в результате передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Иногда родителям трудно увидеть этот механизм действия в семье. Поэтому родителям тревожного ребенка полезно заниматься самоанализом, чтобы понять часто ли они сами испытывают тревогу за себя и близких , как она проявляется и как можно влиять на ребенка.
2. Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье.
Чаще всего, нарушение отношений с родителями :
Завышенные требования;
Конфликтная атмосфера в семье;
Неудовлетворенность взрослых в семье;
Развод родителей ;
Разногласие родителей в вопросах воспитания ребенка или спонтанность и непоследовательность их действий.
3. Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства , физические или психические заболевания.
Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультироваться у специалистов : невропатолога, психиатра и пр.
Как при работе над другими детскими проблемами над проблемой тревожности следует работать терпеливо и систематически.
Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами . Наибольшая роль по профилактике и коррекции тревожности у детей должна принадлежать родителям .
Как профилактическая, так и коррекционная работа , связанная с тревожностью включает следующие взаимосвязанные направления :
1. Совместная работа с родителями и детьми
2. Психологическое просвещение родителей
3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей
4. Практика в реальной жизни
Одним из методов коррекции эмоциональных нарушений ребенка является игра. Это наиболее распространенная и приемлемая форма работы с родителями тревожных детей , которая позволяет :
Создать близкие отношения между участниками игры;
Формировать адекватную самооценку;
Снимать напряженность , тревогу , страх перед окружающими;
Формировать произвольное поведение.
Игровая терапия направлена на реализацию следующих задач :
Основные задачи игровой терапии :
1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;
2. Выработка родителями эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком ;
3. Оказание помощи родителям в создании условий для гармонизации эмоционально -личностного развития ребенка.
Об успешности и эффективности работы по коррекции тревожности могут свидетельствовать такие критерии , как
Снижение тревожности ;
Снижение количества страхов;
Повышение уверенности в себе;
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей .
Создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка можно придерживаясь определенных правил.
Правила, позволяющие создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка :
1. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример.
2. Избегать соревновательных моментов в играх.
3. Не устанавливать временных рамок выполнения задания, не подгонять ребенка.
4. Осторожно вводить ребенка в новую игру.
5. Стараться проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить беспокойство.
6. Действовать по обстоятельствам.
Родителям полезно знать отдельные коррекционные игры и рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми , чтобы повысить свою психологическую грамотность и помочь своему ребенку в решении его проблем. Некоторые из них будут описаны ниже в соответствующих разделах, но сначала надо определить в каких направлениях следует начать работать .
Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях :
1. Повышение самооценки ребенка.
эмоционального напряжения .
3. Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.
Рассмотрим каждое из этих направлений наиболее подробно .
1. Повышение самооценки ребенка
Для достижения успеха в этом направлении необходимо , чтобы родитель сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие) . Кроме того, родитель должен часто хвалить ребенка. Очень важно делать это правильно : ребенок всегда должен знать, за что его хвалят.
В своей работе на данном этапе я использовала следующие игры и упражнения.
«Копилка достижений»
Эта игра должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.
В эту копилку ребенок вместе с родителями складывает все свои достижения и успехи, которые произошли с ним за день, например , хорошо рассказал стихотворение.
Важно, чтобы в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.
Данную игру можно использовать сначала для повышения самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле.
«Солнышко»
Это отличная игра, которая позволяет получать от других «психологическое поглаживание» , столь необходимое каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.
С этой же целью могут использоваться такие игры, «Комплименты» , «Подарки» , «Закончи предложение» , «Волшебный стул» .
«Комплименты»
Цель игры : формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Игра может проводиться в различной форме. Суть игры в том, что участники оказывают друг другу словесные знаки внимания. Тому, кому этот знак адресован, должен адекватно на него отреагировать.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения .
На этом этапе важно научить ребенка снимать мышечное напряжение , расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку.
Для тревожных детей уметь расслабляться – это просто необходимость, т. к. состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое пробежаться, сесть, встать, но что значит расслабиться для них не совсем понятно. Поэтому в систему игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле : после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Кроме этого принципа используется и способность детей к фантазированию . Здесь помогает гармония души и тела : когда ребенок представляет себе что-нибудь приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Но этот метод работает только с детьми старшего дошкольного возраста , а первый можете применять в любые возрастные периоды .
Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, так же полезен массаж и просто растирание тела.
«Снеговик»
Цель : обучение детей расслаблению , релаксации
Суть игры в попеременном напряжении частей тела и последующее их расслабление.
«Огонь – лед»
Цель : снятие мышечных зажимов.
Эта игра способствует ощутить свободу и радость, стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение , развивает пластику, гибкость тела.
«Торт»
Эта игра полезна не только для тревожных детей , которые испытывают трудности в общении с взрослыми людьми и детьми, но и для застенчивых детей . Эта игра учти доверять другому человеку.
«Зеркало»
В этой игре мы можем воспользоваться тягой детей к подражанию . Как известно, дети очень любят подражать любому родителю , имитируют их походку, мимику, действия. Также игра полезна для развития скорости движений и внимания ребенка и взрослого друг к другу.
«Психологическая лепка»
Эта игра способствует расслаблению тела, основана на полном доверии другому человеку. Способствует развитию фантазии. Дает ощущение контроля над другим человеком.
«Волшебный мелок»
В основе игры лежит телесный контакт с ребенком. Используются элементы массажа. Следует отметить, что даже простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения .
3. Умение управлять собой
Важное направление работы с тревожными детьми , которое предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным его состояние) к их внутреннему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.
С этой целью я использовала следующие игры.
«Рыбаки и рыбки»
Иногда дети испытывают дискомфорт и испытывают отрицательные эмоции по причине некоторой неопределенности ситуации, неизвестности и непонятности. Чтобы снять эти ощущения можно воспользоваться этой игрой.
«Кораблики»
Игра дает ребенку возможность действовать самому, ощутить власть и контроль над ситуацией. Ребенок чувствует себя во время игры хозяином положения. Помогает справиться со страхом общения. Поможет переключиться ребенку со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел.
«Ты – Лев!» , «Возьмите себя в руки!»
Игры основаны на методе саморегуляции. Вселяют в ребенка чувство уверенности в себе. Ребенок тренируется сохранять спокойствие в самых разных ситуациях : при испуге, неожиданности и пр.
Заключение
Как показывают исследования, родители тревожных детей , сами бывают высоко тревожными , в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Поэтому таким родителям следует , прежде всего, заняться самовоспитанием, повышать психологическую культуру, проводить аутотренинги, тренинги с психологом, постараться создать в семье благоприятный психологический климат.
Таким образом, все выше перечисленные мероприятия, должны благотворно влиять на общее состояние ребёнка. Повышение самооценки у детей , снятие мышечного и эмоционального напряжения , умение владеть собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, приведут к положительным результатам. Вследствие этого общее эмоциональное состояние ребёнка улучшится, уровень тревожности снизится , а это позволит детям испытывать чувство душевного комфорта.
Приложение 1.
Игры на повышение самооценки.
«Копилка достижений»
Возьмите картонную коробку и оформите ее вместе с ребенком так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни.
Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги или бусины, которые вы будете опускать в копилку достижений за какие – либо успехи.
А теперь введите правило : когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и вместе с вами записать на этом листочке какое- то свидетельство успеха , которого он достиг за сегодняшний день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.
«Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением.
«Солнышко»
Игра проводится в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.
Все встают в круг. Каждому раздается какой - то предмет, символизирующий лучик солнца, например , атласная ленточка, цветной карандаш, цветок и т. п. В середину круга встает ребенок, которого будет греть «Солнышко» .
Далее объясняется, что свой предмет (лучик солнца) можно подарить ребенку, стоящему в центре круга, только с добрыми словами, сказав о том, что тебе нравится в этом человеке. Все, стоящие в круге, по очереди говорят что- то хорошее и отдают свой «лучик» .
«Закончи предложение»
Игра с мячом.
Все встают в круг. Мяч в руках у ведущего. Играющим объясняются правила игры : я буду кидать вам мяч по очереди и начинать предложение, а вы должны бросить мяч обратно, назвав окончание предложения»
Например , можно ребенку бросать мяч со словами : «Я умею…» , «Я научился…» , «Я могу…» , «Я хочу научиться…» .
Если ребенок затрудняется с ответом, то остальные участники игры должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.
«Волшебный стул»
Один из детей садится в центр круга на «волшебный стул» , остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Комплимент»
Дети встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он кидает мяч кому – то из детей , стоящих в круге, и говорит ему комплимент. Тот, кто получил мяч, в ответ должен сказать : «Спасибо» . Далее передать мяч с комплиментом следующему игроку.
Важно, чтобы комплименты получили все участники игры.
Приложение 2.
Игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения .
«Снеговик»
Исходное положение – свободное .
Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» себе толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос и улыбку.
Вот он какой получился! – ставят ноги на ширине плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. При этом тело должно быть напряжено .
Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное расслабление всего тела : повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени.
Растаял снеговик, осталась одна лужа – ложатся на пол, все мышцы расслаблены.
«Психологическая лепка»
Ведущий выбирает одного из детей , предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что – либо вылепить. Но сначала пластилин нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка и «лепит» из него что- то. Например , какое – либо животное. Остальные участники угадывают, что это.
«Зеркало»
Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.
«Торт»
Выбирается ребенок и ложится на ковер. Это будущий торт. Остальные участники игры начинают его «готовить» . Сначала просеивают муку, замешивают тесто, раскатывают, кладут изюм, обмазывают вареньем. Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он готов.
Упражнение проделывают с теми, кто захочет.
«Огонь – лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело . Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
«Волшебный мелок»
Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг друга разные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.
После окончания игры «художник» нежными движениями «стирает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину.
Приложение 3.
Игры на саморегуляцию.
«Кораблик»
Материал : одеяло, любимая игрушка.
Ход игры : взрослые раскачивают за углы одеяло – это кораблик. В кораблике находится «капитан» - ребенок. При словах «тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают пантомимой хорошую погоду. При слове «Буря» они начинают шуметь, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю : «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»
Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.
«Рыбаки и рыбки»
Выбирается «рыбка» , остальные участники становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя таким образом «сеть» . Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней.
Коррекция страхов -- достаточно традиционная форма работы школьного психолога. Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Именно с поступлением в школу часто связанно возникновение и обострение страхов у детей. И это не удивительно, поскольку социальная позиция школьника налагает на ребёнка чувство ответственности, долга, обязанности. Младший школьный возраст - это возраст, в котором перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста.
«Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» (Захаров А.И., СПб., 2000).
От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога - это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности (Спиваковская А.).
Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги (Прихожан А.М., Москва-Воронеж, 2000).
Состояние чистой или как говорят психологи, «свободно плавающей», тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень сложным. Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и «под маской».
Внутренняя задача, которая стоит перед эмоционально неустойчивым ребенком: в море тревоги найти островок безопасности и постараться как можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волн окружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.
Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что тревожность и страх часто являются «добрыми» соседями и «поддерживают» друг друга. Так, по наблюдениям А.И.Захарова, страх «в некоторых случаях представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги». Поэтому дети с высоким уровнем тревожности подвержены каким-либо страхам. Иногда выражения страха так очевидны, что не передаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач и т.д. О других же страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость на определенную тему.
Ближе к 7 и особенно к 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности как определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Многие из так называемых детских страхов представляют собой скрытую тревогу. Потому снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги.
Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.
Источник внушённых детских страхов - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. К числу внушенных можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить о рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда - то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
Факторы, влияющие на возникновение страхов (по А.И.Захарову):
· наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
· тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
· излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
· большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
· отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
· конфликтные отношения между родителями в семье;
· психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
· психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Страхи меняют поведение, формируют ожидания, страхи отражаются на характере. Воздействие страхов на развитие личности имеет свои далеко идущие последствия. Поэтому психологическая коррекция наиболее эффективна на ранних стадиях формирования психосоматического комплекса. И, напротив, чем больше событий наслоилось в жизни человека, тем дольше и сложнее приходится распутывать их взаимосвязь и взаимовлияние.
Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся в рамках психологического сопровождения.
Обеспечение же подлинного сотрудничества педагога-психолога с ребёнком можно осуществить лишь с помощью индивидуальной формы работы с ним. При наличии многих преимуществ, у групповой формы работы есть и существенные недостатки. Так, групповая форма работы не предусматривает глубинного интимного погружения в проблематику отдельного ребенка, что отражается на тех детях, которым сложно раскрыться в условиях группы. В то время, как младшие школьники с высоким уровнем тревожности и страхами зачастую не сразу идут на контакт со взрослым и не спешат раскрываться в группе. Это обуславливает необходимость индивидуальной работы таких детей с психологом и лишь по истечении некоторого времени тревожных детей стоит объединять в группы по 3 - 5 человек.
Этапы реализации коррекционных занятий
1 этап -Диагностический
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. При изучении тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста целесообразно использовать следующие методики: методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов», методика «Неоконченные предложения», методика Филлипса «Школьная тревожность», проективные методики - «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок страха».
Внешне у тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой - эти дети ведут себя «правильно».
Для фронтальной диагностики используется проективная методика «Рисунок несуществующего животного» и методика Филлипса «Школьная тревожность».
Рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.
Для углубленной диагностики проводится методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов».
2 этап - Информационный
По результатам диагностики детей проводятся диагностические и просветительские беседы с родителями ребёнка, а также с его педагогами. Так как для обеспечения комплексной работы необходимо привлечение всех сторон жизни ребёнка. Иначе «борьба» со страхами может быть сведена к борьбе с конкретными, постоянно сменяющими друг друга страхами, а не с самим ключевым предметом тревоги и страха ребёнка. Таким образом, при проведении консультаций для родителей и учителей и своевременной просветительской работе, мы можем обеспечить наиболее эффективную работу со страхами и тревогами ребёнка.
3 этап - Коррекционный
Коррекционные занятия с детьми с тревогой и страхами проводятся преимущественно индивидуально, поскольку для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальный план занятий, ориентированный на его личностные особенности, его конкретные страхи и тревоги. Главный акцент ставится на достижении эмоционального контакта между ребёнком и психологом, поскольку опыт работы с такими детьми показал, что при наличии эмоционального контакта и атмосферы доверия на занятиях, «ведущим» в работе становится ребёнок, который в сущности сам указывает страхи и подсказывает причины, по которым эти страхи возникают. Психологу остаётся обеспечивать поддержку ребёнку, как со своей стороны, так и со стороны родителей и педагогов. Для обеспечения этой поддержки психологом проводятся консультативные и просветительские беседы со значимыми взрослыми в окружении ребёнка, а также совместные занятия для родителей и ребёнка.
«Канвой» для разработки плана коррекционных занятий являются следующие методы работы и упражнения, которые уже много раз оправдали себя в работе со страхами.
1. рисуем страхи.
Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но с его помощью уменьшается проявление страхов. В первую очередь рисованием удается устранить воображаемые страхи, затем страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно. Если событие произошло недавно, то лучше подойдёт игра или др. методы.
2. чтение сказок, сочинение историй.
Параллельно с рисованием ребенку могут даваться задания сочинить реальную или фантастическую историю, в которой находили бы отражение страхи. Нужно точно обозначить свой страх, разработать сюжет, драматизировать его, отразить себя, если не прямо, то косвенно в одной из ролей, выйти на активную позицию и найти выход из критической ситуации, т.е. «счастливый конец». Помощь взрослых - минимальная.
Как в рисовании страхов по контрасту, где ребенок изображает себя небоящимся, так и здесь страхи преодолеваются посредством заранее продуманного терапевтически ориентированного сюжета. В рассказах выявляются причины и время появления страхов, кто и как может помочь избавиться от страхов. Они бывают открытиями для родителей.
Игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование- катарсис.
Организованные игры:
«Прятки»- отмирает в младшем школьном возрасте;
«Жмурки»- отмирает в младшем школьном возрасте;
«Пятнашки»- отмирает в подростковом возрасте;
и др. о них хорошо описано у А.И.Захарова и Т. Шишовой.
Установочные ролевые игры-драматизации. У школьников совместно со взрослыми и сверстниками разыгрываются различные ситуации беспокойства, тревоги и страха, испытываемые в школе. Важно, чтобы боящиеся учителя ученики побывали в его роли.
4. эмоциональные качели.
Переход из одного состояния в другое (противоположное), переменный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. Ребенок испытывает «прочность» своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. Пример: с темнотой ребенок «играет», то забегает в темную комнату, то выбегает из нее на свет.
Качели можно проводить практически с любым страхом, но лишь в том случае, если ребенок не является заранее настроенным по какой-либо причине против такого упражнения, это состояние ребенка может быть кратковременным и надо дождаться более благоприятного самочувствия ребенка.
5. мышечная релаксация.
а) расслабление через напряжение: например, сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд (до 15 сек.) и медленно отпустить.
б) расслабление через растяжение: например, медленно с удовольствием потянуться.
6. дыхательные упражнения.
Во время вдоха происходит активация психического состояния человека, а во время выдоха - успокоение и расслабление всего организма.
Примечания и выводы, сделанные в ходе коррекционных занятий с учащимися.
Индивидуальная работа с учащимися, обладающими высоким уровнем школьной тревожности, поддается алгоритмизированию с большим трудом. Это связано с тем, что причины, вызвавшие школьную тревожность, а также формы ее проявления, очень «личностны». Поэтому мы можем привести только самый общий алгоритм работы, который наполняется в каждом конкретном случае ситуационным содержанием.
Первый шаг в подобной работе — выявление причин, вызывающих школьную тревожность у данного ребенка. Если ситуация позволяет, желательно использовать приемы опосредованной работы со школьной тревожностью (это возможно в том случае, когда конкретный фактор, вызывающий школьную тревожность, можно устранить или минимизировать его влияние на учащегося). Собственно психологическая помощь необходима тогда, когда использованы все возможности воздействия на социально-педагогическую ситуацию развития учащегося.
Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов.
1. Консультация с родителями и учителями по вопросам оказания поддержки ребенку в период работы с психологом. Необходимо обсудить следующие вопросы (Венгер А. Л., 2000): как создать для ребенка ситуацию успеха, как дозировать эмоциональные нагрузки, как оптимально организовать режим дня.
2. Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности данного ребенка (при необходимости).
3. Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков - консультирование), при необходимости - включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения (Хухлаева О., 2002).
4. Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.
5. Итоговая диагностика (диагностика результатов).
6. Итоговые консультации с родителями и учителями.
Важно отметить, что не все перечисленные этапы являются обязательными, и их прохождение в контексте работы с конкретным учащимся зависит от его индивидуально-психологических особенностей, а также от различных характеристик ситуации его развития.
Данный алгоритм может можно проиллюстрировать на примере работы с Д. С, учеником 1-го класса. По итогам фронтальной диагностики уровня школьной тревожности, проводившейся в середине октября, когда «в норме» адаптационный период должен быть завершен, Д. попал в «группу риска» (для диагностики использовался проективный рисунок «Я в школе). Рисунок Д. приведен ниже (рис. 15).
Рис. 15. Рисунок Д. С. «Я в школе», октябрь.Комментарий: «Меня вызывают к доске. Всегда только меня. А других никогда. Я не люблю ходить к доске»
Первое, что обращает на себя внимание на рисунке Д., - во всех подробностях прорисованная школьная доска. В кабинете, где учится первый класс, таких доски две - большая и маленькая, причем на верхнем ребре каждой закреплены иллюстрации к темам, которые разбираются на уроках. Все это нарисовано очень старательно, однако в рисунке столь «любовно» изображенной доски проявляются все возможные признаки тревожности: слишком сильный нажим на карандаш, многочисленные стирания, исправления, нарушение целостности рисунка (использована только правая нижняя часть листа). Ни учителя, ни одноклассников на рисунке нет.
Приглашенная на консультацию мама (этап 1) рассказала, что Д. действительно панически боится именно школьную доску саму по себе. Отвечать у доски, стоять перед всем классом - это ситуации, которые его не беспокоят. Сколько мама ни пыталась выяснить, что такого страшного в доске, Д. не мог сформулировать вразумительный ответ. В школу он ходит без особого удовольствия, с ребятами почти не общается, но учится нормально.
Маме сообщили, что Д. предложено посещать индивидуальные занятия, которые помогут ему справиться с этим непонятным и нетипичным «страхом доски как таковой». В ответ мама сказала, что это, возможно, излишне, тем более что они, вероятнее всего, перейдут в другую школу - школу с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. По ее словам, Д. - очень художественно одаренный мальчик, и приходя домой, она, развивая его способности, сажает его за стол, кладет перед ним чистый лист бумаги и предлагает что-либо нарисовать, даже если тот утверждает, что сегодня у него нет настроения.
Этот рассказ мамы натолкнул на мысль о том, что доска для Д. Ассоциируется с этим ежедневным чистым листом, на котором в Обязательном порядке нужно «самовыразиться», даже если не очень хочется (впоследствии Д. подтвердил эту гипотезу следующей фразой: «На ней (доске) столько всего написать и нарисовать нужно, чтобы она была исписана!»).
В итоге Д. посетил четыре занятия с психологом, после чего все-таки был переведен в выбранный мамой художественный лицей. Несмотря на повторную консультацию, в ходе которой обсуждался вопрос о нецелесообразности (и даже опасности!) смены школы в Первом полугодии первого класса, мама решила, что ребенку лучше будет учиться там. К сожалению, мы не располагаем информацией о том, прижился ли Д. в новой школе, что с ним происходит сейчас. Об эффективности встреч Д. с психологом мы можем судить только косвенно, поскольку итоговая диагностика проводилась всего через неделю после завершения работы; очевидно, что этот срок явно недостаточен для того, чтобы все, что происходило на занятиях, было ассимилировано ребенком. Тем не менее, его итоговый рисунок «Я в Школе» дает надежду на то, что занятия были эффективны.
На первом занятии Д. были предложены разные варианты работы: рисовать, делать аппликации, играть в театр, просто играть вдвоем с психологом в разные интересные игры. К удивлению психолога, Д. выбрал именно рисование. Хотя, казалось бы, оно ему уже порядком надоело, вероятно, для него оно являлось одной из привычных форм взаимодействия со взрослыми.
На первом занятии в ходе предварительной беседы выяснилось, что Д. отчасти осознает свой «страх доски», но причины его сформулировать не может. Он рассказал, что не любит подходить к доске, ему там неприятно стоять, потому что она слишком большая.
Д. было предложено нарисовать «самую страшную доску на свете», а после сочинить по ней историю. Получилась доска, которая в поддень оживает и поедает тех первоклассников, которые не успели спрятаться (этапы 2-3, диагностика и проработка тревоги).
Второе занятие началось с того, что можно сделать с этой «самой страшной доской». По сюжету, придуманному Д., самое страшное наказание для доски - это быть расчириканной. «Наказанная» доска была изображена, и остаток времени (около 20 минут) Д. посвятил размалевыванию того пространства рисунка, которое было доской, причем делал это с нескрываемой злостью. Со стороны казалось, что он мстит нарисованной доске.
После второго занятия выяснилось, что через две недели ребенок переходит в другую школу, поэтому пришлось в спешном порядке «заземлять» результаты, поскольку, по сути, в данный момент мы находились на этапе актуализации тревоги и ресурсов совлада-ния с ней.
Во время третьего занятия Д. получил возможность разрисовать мелом классные доски. Он проделал это очень эмоционально, постоянно комментируя свои действия, причем несколько раз, закончив, стирал с доски и начинал заново.
Во время четвертой встречи обсуждались достижения Д., а также вопрос о том, что делать с рисунками «самой страшной доски» и «наказанной доски». В итоге, первый был оставлен в подарок психологу, а второй забран Д. домой (этап 4, выработка новых стратегий поведения).
Итоговый рисунок «Я в школе» (этап 5), проведенный с целью оценки эффективности работы (как уже указывалось, через неделю после последнего занятия), приведен ниже (рис. 16).
Изображение доски заметно уменьшилось, ей отведено адекватное место в пространстве класса. В ее изображении отсутствуют выраженные признаки тревожности, проявившиеся в прошлый раз: сильный нажим, стирания. Доска закрашена более небрежно.
Появились изображения себя (за средней партой во втором ряду), одноклассников и учителя, которые характеризуются теми или иными признаками тревожности, однако их появление, в контексте данного случая, скорее говорит о положительном результате работы с Д.: пространство школьной жизни для него субъективно расширилось, в нем оказались значимыми другие персонажи, помимо доски. Однако обратиться к особенностям взаимодействия Д. с одноклассниками и учителями не позволяли объективные временные ограничения.
Рис. 16. Рисунок Д. С. «Я в школе», ноябрь. Комментарий: «Я сижу на уроке, все решают задачу»При работе с тревожными подростками, как правило, сохраняется тот же алгоритм, однако применяются другие методические средства, прежде всего методы психологического консультирования.
Основные этапы индивидуального консультирования тревожных подростков
включают (Кузнецова И., 2000):
1) поддержание (восстановление) позитивного самоотношения;
2) анализ проблемы, операционализацию ее проявлений, определение провоцирующих источников и причин;
3) постановку позитивной цели, описание желаемого поведения;
4) построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);
5) уточнение параметров желаемого результата;
6) определение возможных ресурсов и союзников - тех, кто может помочь в достижении цели;
7) проработку возможных возвращений к старым формам поведения.
Естественно, что реальное оказание психологической помощи не всегда «вписывается» в существующие схемы и алгоритмы, нередко клиент по несколько раз возвращается на один и тот же этап консультационной работы или же «нарушает» их последовательность. Для примера опишем еще один случай из нашей школьной практики. Первый раз мы встретились с Таней (имя девочки изменено), ученицей восьмого класса, чтобы обсудить результаты тестирования, которое проходило у них в классе. Результаты обработки «Шкалы тревожности» показали, что для Тани характерен высокий уровень тревожности в сфере межличностных отношений. На наше предложение поработать с повышенной тревожностью девочка ответила согласием.
Таким образом, целью нашей работы можно считать снижение проявлений тревожности в сфере межличностных контактов.
Первая наша «рабочая» встреча состоялась через неделю и продолжалась примерно 40 минут. На наш вопрос о том, с чем именно Таня хочет поработать, она ответила, что ее беспокоят отношения с подругой. Девочку спросили о чувствах, которые она испытывает. Таня рассказала о своем раздражении и описала те черты, которые ее особенно раздражают в подруге. Затем была использована техника смены ролей. Тане предложили побыть подругой, а консультант «стала» Таней. Находясь в роли своей клиентки, психолог «возвращала» ей те претензии, которые она предъявляла подруге, доводя их до абсурда. Это вызвало разрядку чувств: Таня много смеялась. Затем мы снова поменялись ролями. Теперь Таня была в своей роли, а консультант - в роли ее подруги. После нескольких минут диалога у клиентки возникли агрессивные чувства. Их было предложено разрядить, используя технику «Потряси противника за горло». Можно отметить, что Тане довольно трудно далось это упражнение, так как выполнять его пришлось с психологом, взрослым человеком.
Следующая наша встреча была посвящена проблемам во взаимоотношениях с женой старшего брата Тани - Олей (имя изменено). Девочка испытывает ревность, когда видит, что ее мама и брат уделяют слишком много, по мнению Тани, внимания Оле. Таню очень раздражает, что Оля обращается к ней с просьбами помочь по хозяйству, ей кажется, что Оля не имеет на это право. На полученной от клиентки информации и была построена наша работа. Mы снова использовали технику смены ролей. Находясь в роли Тани, психолог вела себя преувеличено «нагло», совершенно отказываясь выполнять поручения Оли, постоянно высказывала ей свои многочисленные претензии. Затем мы поменялись ролями. На протяжении довольно длительного времени психолог в роли Оли моментально исполняла все желания, прихоти и капризы Тани, иногда Помогая ей разряжать сильные агрессивные чувства (Таня била психолога подушками). В процессе нашей работы разряжались сильные чувства: Таня много смеялась, громко кричала, сильно потела. После окончания работы Таня сказала, что чувствует сильное облегчение. Она отметила, что изменилось ее отношение к Оле: она поняла, что той трудно привыкать жить в новом доме. На вопрос о том, что Таня может сделать в своей реальной жизни, она ответила, что постарается чаще улыбаться Оле, больше с ней разговаривать.
На следующий день Таня неожиданно пришла к нам в кабинет вся в слезах. Отчаянно рыдая, она объяснила, что в классе на уроке ее стали обзывать одноклассники. Ей пришлось встать и уйти прямо посреди написания классного сочинения. Было необходимо как можно быстрее проработать ее чувства, чтобы дать клиентке возможность найти выход из создавшейся сложной ситуации. Вначале психолог постаралась поддержать Таню взглядом, прикосновением и попросила ее не останавливать свои слезы. После того как она перестала плакать, мы обсудили создавшуюся ситуацию. Тане предложили нарисовать коллективный портрет ее обидчиков. Затем девочка порвала и потоптала рисунок. Она делала это долго и с наслаждением. Затем Тане предложили перейти из позиции жертвы в позицию «экспериментатора». Для этого ее попросили завести специальный блокнот и каждый день с научной точностью фиксировать количество и содержание получаемых оскорблений, а также свою реакцию на них. Само это предложение явилось сильным противоречием: Таня очень много смеялась. Затем психолог предложила девочке придумать как можно больше разных способов поведения в ситуации, когда тебя обзывают. Это упражнение помогает справляться с чувством беспомощности. После этого Таня сказала, что чувствует себя гораздо лучше, и решила уйти.
Наша последняя консультация была посвящена проблемам взаимоотношений с мамой. Работа шла по уже описанной выше схеме (техника смены ролей). Затем мы отработали технику «И-а», которая помогает справляться с агрессивными чувствами. Наконец, мы попросили Таню подробно рассказать о том, что ей нравится в своей маме, что она особенно любит.
После этой работы Таня сказала, что пока хочет остановиться. На наш вопрос о том, что дали Тане встречи с психологом, она ответила, что стала спокойнее и лучше чувствовать себя дома; она отметила, что ее «почему-то» перестали обзывать одноклассники, а когда один попытался это сделать, Таня повела себя совершенно не стереотипно: спокойно рассказала мальчику о своих чувствах, что сразу же прекратило конфликт.
Таким образом, можно отметить, что цель нашей работы была достигнута: удалось снизить проявления тревожности и дискомфорта в сфере межличностных отношений. Косвенным подтверждением эффективности нашей работы послужило и то, что после того, как мы расстались с Таней, к нам обратилась ее подруга с просьбой назначить время индивидуальной консультации.
В целом, можно отметить, что индивидуальная психологическая помощь учащимся, характеризующимся высокой школьной тревожностью, - это процесс, требующий от психолога творческого подхода, основанного на внимательном анализе всех особенностей личности учащегося, а также социально-педагогической ситуации его развития.
Считается, что коррекционную работу с тревожными детьми це-лесообразно проводить в трех основных направлениях:
- по повы-шению самооценки ребенка,
- по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,
- по отработке на-выков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым при-оритета, постепенно и последовательно. Рассмотрим более под-робно реализацию данных задач в работе с детьми.
Работа по повышению самооценки
Довольно часто тревожные дети имеют за-ниженную самооценку, что выражается в болезненном восприя-тии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.
Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуля-циям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вы-расти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покри-тиковать других. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, Вирджиния Квинн предлагает оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.
Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В дет-ском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах ("Звезда недели", "Наши успехи", "Это мы можем", "Я сделал это!" и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооцен-ки оказывает прием, который используют в работе некоторые пе-дагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет провести срав-нение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за оп-ределенное, фиксированное педагогом время. Таких детей жела-тельно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимый срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже триж-ды. В противном случае ребенок ответит не скоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое об-щение "глаза в глаза" вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе прово-дить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осоз-нать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.
Для групповой работы с детьми при реализации данной зада-чи рекомендуются следующие игры:
"Похвалилки". Игра способствует повышению самооценки ре-бенка, повышает его значимость в коллективе.
Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает кар-точку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окру-жающими действие, ребенок должен "озвучить" карточку. Причем, начав словами "Однажды я...". Например: "Однажды я по-мог товарищу в школе" или "Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание" и т. д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совер-шил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взросло-го, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести бесе-ду о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, за-ботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.
"За что меня любит мама". Способствует повышение значимо-сти каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в груп-пе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомни-ли. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо вниматель-но относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значи-мыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят про-сто за то, что они есть.
"Копилка достижений"
(семейная игра)
Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.
Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать(записать родители) на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).
Релаксационные игры и упражнения
Как показывают наблюдения, эмоциональное напряжение тре-вожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение - и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксацион-ные упражнения.
Подобные упражнения приводятся в книгах М.И. Чистяковой (1990), К. Фопеля (1998), Н.Л. Кряжевой (1997) и др.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми не-обходимо также использовать игры, в основе которых лежит те-лесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования краска-ми (пальцами, ладошками и др.).
Использование элементов массажа и даже простое растира-ние тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи меди-цинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.
"Воздушный шарик"
Данная игра поможет научиться расслаблять мышцы живота. Для начала вспомните с ребенком, кок надуваются воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя таким воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите игрока положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот расслаблен. Повторите игру еще три-пять раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.
Примечание.
Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка - они не должны подниматься. Второй важный момент - выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.
"Драка"
Эта игра поможет ребенку расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.
Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Примечание.
Эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) связывается с решением не драться, а решать конфликты мирным путем.
"Рот на замок"
Это упражнение поможет ребенку научиться расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение "Рот на замок!". Пусть ребенок сильно сожмет губы. Теперь, не отпуская, подожмет их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, радуя родителей тишиной, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и ненапряженными.
Примечание.
Эту игру желательно повторить несколько раз для большего эффекта. Чтобы ребенку не стало скучно, можно чередовать ее с аналогичной игрой "Слон", когда мальчик или девочка вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляют их.
"Водопад света"
Эта игра также использует воображение ребенка. Она научит расслаблять свое тело и получать радость. Навыки этой игры уже более близки к способам релаксации, которыми пользуются взрослые.
Итак, пусть ребенок удобно сядет (или ляжет), расслабится, несколько раз глубоко вдохнет и спокойно выдохнет. Дальше его задача - максимально ярко представить себе то, о чем вы ему говорите, ощутить это всем телом.
Медленно, с паузами и очень мягкими интонациями поведайте ребенку вот о чем.
"Представь себе, что ты стоишь у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойди ближе к этому водопаду, встань под его струи. Почувствуй, как этот чудесный свет падает на твою голову. От него расслабляются все мышцы. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея. Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекает к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и ты чувствуешь, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с твоей груди, с живота. Тебе приятно чувствовать, что ты спокойно и легко дышишь. Струйки света движутся по твоим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости. Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь все твое тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое. Тебе легко дышится. Ты чувствуешь, как твое тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудь под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом ты откроешь глаза бодрый и отдохнувший".
Примечание.
Возможно, это упражнение не сразу получится у ребенка полностью. Не стоит огорчаться из-за этого. Периодические тренировки не пройдут даром. Но если же, наблюдая за ребенком во время этой медитации, вы не видите, как напряжение действительно волнообразно покидает его тело, то попробуйте повторить эту игру в другое время, желательно перед сном, когда ребенок уже находится в спокойном, полусонном состоянии.
Отработка навыков владения собой в ситуациях травмиру-ющих ребенка
Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для него ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мы-шечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет га-рантии, что оказавшись в реальной жизненной или в непред-виденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В лю-бой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыков поведения в кон-кретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с тре-вожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Наиболее широкие возможности для работы в этом направле-нии предоставляет взрослым ролевая игра.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осоз-нает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретет чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справ-ляться с трудностями.
При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полу-ченный в игре опыт для разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы назы-вается "подстройка к будущему".
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать "трудные" случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок, посещающий детский сад, испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, жела-тельно поиграть с ним в "доктора".
В работе с маленькими детьми - младшего и среднего дош-кольного возраста - наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуаль-ного пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать "сме-лую" и "трусливую" кукол. Роли следует распределять следую-щим образом: за "трусливую" куклу говорит ребенок, а за "сме-лую" - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пере-жив вновь "неприятный" сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает бес-покойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.
"Портрет смелого человека"
Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеется образ смелого человека - некого эталона, который ничего не боится. Поэтому задача этой игры - не помочь ребенку осознать свои недостатки, а, скорее, осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым.
Итак, попросите ребенка представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите, бывают ли у этого, предположим, Никиты тревоги или страхи? Скорее всего, вы получите отрицательный ответ, ведь нарисован очень смелый человек, сродни супергерою-победителю. Тогда задайте наводящие вопросы, которые должны привести ребенка к выводу, что не бывает людей, которые ничего не боятся. А смелый человек - это тот, кто может справиться со своей тревогой и страхами. Чтобы дети пришли к такому умозаключению, им стоит ответить на вопросы типа: "А у Никиты есть близкие? Разве он не боится, что с ними могут произойти какие-то неприятности? Если Никита - живой человек, то наверняка он бывает уставшим или больным. Может ли он в эти минуты быть таким же смелым? Не сомневается ли он, что сейчас может не справиться с трудностями?" и т. п.
То есть ваша задача в данной игре - максимально "очеловечить" образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому помимо вопросов о чертах характера типа храбрости можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он любит проводить свободное время, с кем дружит и т. д.
Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: "А чем ты схож с этим смелым человеком?" В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с тем, что вы знаете о своем сыне или дочери, а также с проявлениями смелости, которые были в его жизни.
Примечание.
Чтобы совсем сблизиться со своим недостижимым идеалом, можно предложить мальчику или девочке побеседовать с этим человеком. Говорить за обоих будет сам ребенок, сидя то на своем стуле (когда отвечает за себя), то пересаживаясь на пустой стул (когда должен отвечать Смелый человек).
"Если бы я был... Буратино"
(поставьте сюда имя литературного или киногероя, который нравится вашему ребенку)
Данная игра поможет ребенку переключиться со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел на другую цель - как можно точнее и выразительнее сыграть роль любимого персонажа.
Воспользуйтесь этим игровым приемом, когда ваши сын или дочь не могут чего-то сделать из-за тревоги и стеснения. Например, вы уверены, что ребенок хорошо знает стихотворение, но не может ответить в классе, или он демонстрирует отличные спортивные успехи, когда вы вдвоем, а во время тренировок теряется, как только подходит к брусьям. В таких случаях будет полезно предложить ребенку выполнить то действие, из-за которого он переживает, как бы на сцене - войти в роль персонажа какой-нибудь сказки или фильма.
Например, можно спросить у ребенка, как ему кажется, каким образом Буратино стал бы читать стихотворение в классе. Волновался ли он при этом? Как отнесся бы к отметке, которую ему поставит учитель? Потренируйтесь дома в исполнении этой роли. Пусть ребенок постарается передать не только ее внешнюю сторону, но и внутреннее наполнение. А теперь договоритесь, что и в классе ребенок постарается втайне сыграть эту роль. Это будет такой секрет-шутка для остальных, о нем будете знать только вы. Скажите, что сегодня вас не интересуют успехи по литературе. Зато, когда занятия закончатся, вы будете обсуждать успешность сыгранной роли: удалось ли чувствовать себя как Буратино? Быть бесшабашным и веселым? "Философски" относиться к оценке?
Примечание.
Персонажей для этой игры стоит выбирать энергичных, веселых и бесстрашных, а ответственности и серьезности у тревожных детей и без них хватает. Чтобы ребенок сумел сосредоточиться на своей роли, а не на выполняемом деле, вы тоже должны сконцентрироваться на игре и не делать замечаний по поводу самого чтения стихотворения, иначе ребенок заметит двойственность и неискренность.
"Покажи того, кого боишься"
У тревожных детей нередки ситуации, когда они начинают больше беспокоится, если рядом находится определенный человек или животное. При этом они не то чтобы их боятся, а, скорее, чувствуют смутные опасения и дискомфорт. Их отрицательные эмоции могут являться следствием неопределенности, неизвестности и непонятности этих существ и их внутреннего мира. Чтобы они перестали быть такими чужими и пугающими, вы можете воспользоваться этой игрой.
Расспросите ребенка, в какой ситуации он почти всегда ощущает себя неспокойно. Например, вы услышали следующее: хотя учитель никогда не вел себя грубо по отношению к нему, он все равно сильно волнуется, когда отвечает у доски или остается один на один с педагогом.
Предложите ребенку разыграть такую сценку. Пусть он выберет игрушку, которая будет играть его роль. Сам же он должен перевоплотиться в учителя и начать типичные для ситуации разговоры или действия. Когда наступает очередь ученика отвечать, то ребенок должен озвучить игрушку, взяв ее в руки и двигая в соответствии со сценарием.
Сценка может длиться столько, сколько хочется юному режиссеру-исполнителю. Если же, напротив, вы видите, что действие зашло в тупик, то можете сыграть экспромтом за других персонажей, например за случайно заглянувшего директора школы или за другого ученика. Главное - своими действиями поддержать игру, возможно, придать ей более глубокий смысл.
После окончания "премьеры" побеседуйте с ребенком. Узнайте, как он чувствовал себя в роли учителя. Чего он хотел от ученика, что радовало педагога, что огорчало.