Говоря об Индии, стоит, прежде всего, отметить, что это - страна контрастов. В ней уживается расцвет современной экономики, особо глубокое развитие в области ИТ, а также древние шумные рынки, которые выглядели точно так же пятьсот лет назад - за исключением мобильных телефонов и DVD-дисков.
Некоторые индийцы, которые с упоением перенимают элементы культуры Запада, привычные для его жителей, обижаются, когда слышат, что их страна известна благодаря священным коровам и странным обрядам. Со стереотипами очень сложно смириться. Во всяком случае, они уж точно должны согласиться, что те обычаи, которые представлены в этом списке, действительно существуют. Они отражают величие, невероятность и многосторонность страны под названием Индия.
10. Хождение по горящим углям (Fire-Walking)
Жители Южной Индии отмечают фестиваль «Тимити» (Theemithi) ходьбой босиком по яме заполненной горящими углями, а иногда и горящими дровами. Хождение по огню проходит в честь индийской богини Драупади Амман (Draupati Amman), поэтому идти через яму нужно очень медленно, не спеша, как будто прогуливаясь по парку.
Ритуал начинается, когда главный священник обходит яму с горшком, наполненным святой водой, на голове. Затем за ним следуют другие мужчины, которые хотят доказать свою набожность терпя боль. Участники получают ожоги своих стоп - а иногда и ещё более серьёзные увечья, когда они зачастую падают в горящую яму.
9. Самоподвешивание на крючках (Hooking)
В ходе фестиваля Тукам (thookam) спины верующих индусов протыкаются острыми крюками, затем мужчин поднимают с земли с помощью верёвок и помещают на эшафот. Иногда к рукам участников привязывают детей. На данный момент фестиваль, получивший своё начало в южных частях Индии, был запрещён правительством, после продолжительного давления со стороны организаций по правам человека.
8. Бой с быками (Bull Fighting)
В отличие от своего испанского аналога, индийский бой с быками или Жаликату (Jallikattu) проводится без помощи каких-либо верёвок или оружия. К счастью, бык остаётся в живых после боя, так как крупный рогатый скот считается святым в Индии. Проводимый во время Понгала (дня благодарения в честь сбора урожая), бой с быками считается одним из самых опасных видов спорта, которое только есть в Индии. Молодежь, горящая желанием погреться в лучах славы, как правило, стремятся либо укротить быка, либо, по крайней мере, повисеть на нём, за вознаграждение - как правило, деньги.
За последние два десятилетия более сотни человек были убиты на юге Индии. На данный момент в верховном суде Индии проходит дело о Жаликату, и, скорее всего этот бой с быками будет отменён. Быков насильно поят алкоголем, насыпают перец Чили в глаза и щипают за мошонку в попытке привести их в ярость.
7. Самобичевание (Self-flagellation)
Мухаррам (Muharram) является первым месяцем в исламском календаре, и это месяц, который знаменует годовщину битвы при Кербеле (Karbala), когда был убит имам Хусейна ибн Али (Hussein ibn Ali), а затем, в течение ближайших десяти дней, погибли все его 72 воина. Мусульмане-шииты (Shi’a Muslims), проживающие в Индии, а также в других странах, таких как Пакистан и Бангладеш, выражают свою скорбь по поводу этого события при помощи порки своих обнаженных тел связками цепей, известными как Матам (Matam). Иногда эти Матамы содержат бритвенные лезвия или ножи.
6. Сжигание вдов
В ходе ритуала Сати (Sati), широко практиковавшегося в 17 веке, вдова добровольно или насильственно укладывалась рядом с телом её покойного мужа и сжигалась заживо вместе с его трупом. Вдов, которых ловили при попытке избежать этой судьбы, не обращая внимания на интенсивное социальное давление, заставляющее женщин совершить самопожертвование, привязывали к горящей постройке, или же им ломали ноги, чтобы предотвратить возможные попытки к бегству. Иногда их даже заталкивали в горящий костер бамбуковыми палками. Несмотря на то, что этот ритуал был запрещён Британским Колониальным правительством в 1859 году, он всё равно практикуется в некоторых частях Индии. Современное правительство также запрещает этот ритуал, а провинившееся получают серьёзные наказания за попытку сжечь ни в чем неповинных женщин.
5. Бросание детей
Каждый год в декабре месяце, более ста младенцев сбрасываются с крыши храма в толпу. Они падают с высоты в 60 метров на материю приготовленную людьми, стоящими в низу. Зачем? В этом ритуале принимают участие женатые пары, которые хотят больше детей (иронично, не так ли?). Считается также, что это приносит семье здоровье и удачу. Правительство в процессе наложения запрета на этот ритуал, от которого волосы встают дыбом, проводящегося в южном штате Карнатака (Karnataka).
4. Валяние в еде
Если вы зайдёте в некоторые храмы в Карнатаке, вам тут же прикажут остановиться, лечь на пол и валяться. Верующие раскатывают своими телами остатки со стола брахманов - самой высшей, индийской касты жрецов. В валянии в еде участвуют все касты, стоящие ниже брахманов и считается, что это валяние способно вылечить заболевания кожи.
Ритуал проводится уже более 500 лет, но сейчас он находится на грани того, чтобы быть запрещённым. Несмотря на то, что за последние годы в некоторых храмах были введены ограничения, их пришлось снять из-за протестов набожных Индусов. Поэтому члены индийского правительства решили обучить людей, а не навязывать им своё мнение. Бог в помощь!
3. Экзорцизм с участием разрубленной на кусочки курицы
В индуизме экзорцизм проводится с помощью различных средств, в соответствии с традициями разных регионов. Один из этих методов включает в себя убийство белой курицы: кровавые части разбрасываются по всему дому Пандитом (Pandit) или священником, который, как правило, отвечает за проведение экзорцизма. К «одержимому» человеку затем обращаются как к демону или по имени мёртвого родственника, который превратился в демона в теле одержимого. Считается, что эти демоны или духи боятся белых куриц. В некоторых случаях люди свидетельствовали что «демон» кричал с помощью тела одержимого «Я ухожу! Я ухожу!» перед тем как покинуть его. Обычно, после этого человек, над которым провели ритуал экзорцизма немедленно приходит в себя, как бы выходит из транса, не помня ни самого ритуала, ни курицу.
2. Прокалывание языка
Для прокалывания языка используют не какие-то там шпильки, а длинные и острые иглы. Иглы - как правило, сделанные из дерева или стали - могут быть настолько длинными, что язык вынужден постоянно торчать изо рта, не в состоянии задвинуться назад. Прокалывание частей тела очень часто можно встретить в ходе религиозных фестивалей. В некоторых религиях молодые мальчики и даже иногда девочки участвуют в ритуальном прокалывании. Те, кто собрался прокалывать свой язык, носят венок на шее за день до церемонии. После церемонии прокалывания проходят танцы, и наступает всеобщее веселье. Этот обычай соблюдается также и в других странах Южной Азии.
1.Детоубийство девочек
Это социальное зло существует не только в Индии, но и во многих других частях мира, население которых считает детей мужского пола более желанными, чем детей женского пола. Предпочтение мальчика настолько велико, что младенцев женского пола либо убивают, либо пускают вниз по реке. Незаконнорожденные девочки были особенно подвержены убийству, нагнетаемому стыдом: только если мужчина соглашался жениться на беременной женщине, жизнь ребёнка была вне опасности - но это случалось крайне редко. Детоубийство было запрещено в 19 веке.
Почти все индийцы глубоко религиозны. На территории страны вы увидите индуистов (82%), мусульман (11%), христиан (2%), сикхов (2%) и буддистов (0,7%).
Самая богатая религиозная община в Индии – католическая. Католики занимают руководящие должности в руководстве штата, они наиболее влиятельны.
Индия славится свободой религиозных убеждений, любая дискриминация по религиозному признаку карается законом.
Отношение к туристам
К туристам местные жители вполне доброжелательны, но часто пользуются их добротой. В Индии процветает попрошайничество, часть индусов пытается продать какую-нибудь мелочь за цену в несколько раз превышающую реальную стоимость. Торгуйтесь. Часто в процессе торга можно получить скидку на товар от 20 до 90%.
Важно: Санитарные нормы Индии оставляют желать лучшего. Чаще мойте руки, либо носите с собой влажные салфетки. Не злоупотребляйте национальными блюдами – рискуете с непривычки заработать расстройство желудка.
Правила поведения в Индии
В Индии существуют общепринятые нормы поведения. Вот некоторые из них:
- Храмы. Перед порогом храма необходимо снять обувь. Женщинам разрешено входить лишь с покрытой головой и плечами, ноги женщины должны быть закрыты одеждой (не обтягивающей!). В храмах принято жертвовать деньги. Фотографировать позволяется только с разрешения служителя. Проносить в храм изделия из кожи запрещено. Обходить религиозные учреждения следует с левой стороны.
- Фотографии . Снимать на камеру и фотографировать индусов нужно осторожно. В Индии кастовое деление, некоторым представителям каст фотографироваться запрещено. За фотосъемку в заповедниках придется платить.
- Отношения . В Индии запрещены любые проявления нежности и симпатии. За поцелуй или объятие в общественных местах вас могут заключить под стражу.
- Приветствие . В качестве приветствия индусы складывают ладони пальцами вверх и поднимают их таким образом, чтобы кончики пальцев касались бровей.
- Общественные учреждения. При входе в храм, офис, поликлинику снимайте обувь.
- Чаепитие. Если вам налили чай, то дождитесь приглашения хозяина, прежде чем приступать к чаепитию. Уйти вы можете только после того, как допьете чай до конца и поставите пустую чашку на стол.
- Общение . В процессе разговора не повышайте голос и не махайте руками, иначе с вами не захотят иметь дело. Вести себя нужно скромно, не заигрывайте с индусами.
- Жесты . Правая рука у индусов считается чистой. Ей благословляют, берут и отдают деньги и даже едят. Если вы не хотите оскорбить индуса, то не стоит касаться его левой рукой. Левая рука у индусов считается нечистой, ей они подмываются после туалета (туалетная бумага в Индии не принята). Максимум, что можно делать левой рукой – это придерживать правую в момент, когда вы несете что-то тяжелое.
- Ноги. Ноги у индусов также считаются нечистыми. Сидя, нельзя направлять ноги в сторону другого человека или религиозных заведений. Лучше сидеть на скрещенных ногах, либо поджимать их под себя.
- Одежда . Женщинам в местах большого скопления людей (автобусы, рынки) рекомендуется прикрывать голову платком. Избегайте коротких юбок и открытых платьев – это привлечет к вам ненужное внимание. Волосы лучше заплести или спрятать под головной убор. Сари в Индии носят только замужние женщины, европейка, закутанная в эту национальную одежду, часто вызывает смех или осуждение у местных жителей. Европейским мужчинам следует избегать ношения лунги желтого, белого или оранжевого цветов.
- Символы. К религиозным предметам в Индии относятся с большой осторожностью. Не стоит бросать книги или четки куда попало. Аккуратно относитесь к деньгам, не мните их и не бросайте.
Праздники
Основные праздники и нерабочие дни в Индии : 26 мая, 14 мая, страстная неделя, 2-3, 23 октября, 7 ноября, 25 декабря, а также ряд местных праздников, посвященных религиозным датам.
Большинство торжеств в Индии отмечается в дни новолуния. Празднование сопровождается фестивалями и шествиями. В большие храмы в эти дни съезжается много народу, поэтому вы рискуете провести весь праздник зажатым между индусами.
Индия – это страна контрастов, в которой удивительным образом уживаются люди разных религий и культурных традиций. При этом каждая культура и религия отличается уникальным набором обычаев и ритуалов, многие из которых, несмотря на свою дикость для любого современного человека, малоизученны и практически неизвестны за пределами Индии. Часть подобных ритуалов запрещена на законодательном уровне, но они все равно продолжают проводиться в отдалённых от цивилизации уголках страны. Рассмотрим десятку наиболее шокирующих из них.
Джалликатту, или просто бой с быками голыми руками. Перед боем быка накачивают алкоголем, а затем сыплют ему в глаза красный перец, чтобы разозлить. Ищущие признания и славы молодые люди пытаются усмирить быка или хотя бы удержать его довольно долгое время для получения награды.
Кеш Лочан (Kesh Lochan)
Этот ритуал заключается в отрезании волос и подношении их богу. При этом человека нередко стригут на лысо. А, к примеру, последователи джайнизма непросто отрезают волосы, а самостоятельно выдёргивают их пальцами. Обычай символизирует отречение от мирских удовольствий и призван научить монаха смирению.
Ряд индуистских течений учит, что призраки или демоны, вселившиеся в человеческое тело, боятся белых куриц. Поэтому жрецы иногда приносят куриц в жертву и разбрасывают части тела птицы по дому, чтобы «выкурить» обитающих в нём духов.
Индийцы не только верят в правдивость астрологии и гороскопов, но и руководствуются ими по жизни. Так, согласно астрологическим учениям, некоторые женщины рождаются под знаком «мангал доша». Этот знак считается неблагоприятным и способным поставить под угрозу жизнь мужа. Чтобы избавиться от «мангал доши», женщин иногда «женят» на неодушевлённых предметах, например, деревьях. В некоторых областях Индии практикуется и женитьба на животных.
Мади Снана (Madey Snana)
В рамках этого древнего, но сохранившегося по сей день ритуала члены низших каст катаются по остаткам пищи, оставленным брахманами (высшая индийская каста). Согласно верованию, это излечивает кожные болезни.
Бросание младенца
Этот ритуал распространён как среди индуистов, так и среди мусульман. Новорождённого бросают с крыши храма, а находящаяся внизу толпа должна поймать ребёнка на растянутую ткань. Считается, что обычай наделяет ребёнка и его семью крепким здоровьем и удачей.
Во время южноиндийского фестиваля Гарудан Токкам (Garudan Thookkam) последователи богини смерти Кали подвешивают себя в воздухе. Для этого кожа на спине в нескольких местах пронзается острыми крюками, и человека подвешивают на верёвках, прикреплённых к специальной платформе. Корни этого обычая уходят в легенду, согласно которой верховное божество Вишну послал Гаруду, чтобы тот утолил голод Кали. Тому удалось удовлетворить жажду богини смерти, пожертвовав несколькими каплями своей крови.
Во время этого ритуала человеческий язык пронзается острой иглой. Используемая стальная или деревянная игла может быть настолько длинной, что не помещается во рту, и потому язык приходится держать высунутым наружу. При этом человек, который планирует прокалывать язык, согласно традиции весь предыдущий день должен носить на шее цветочный венок. Ритуал распространён не только в Индии, но и далеко за её пределами.
Самобичевание
Самобичевание распространено во многих уголках мира, в том числе и в Индии. Например, мусульмане занимаются самобичеванием во время Мухаррама, первого месяца мусульманского календаря, отмечающий годовщину битвы при Кербеле, во время которой был убит имам Хусейн ибн Али и его 72 воина. Шииты оплакивают смерть имама, бичуя свои оголённые тела цепями под названием «матам». Иногда к цепям крепятся ножи или лезвия. При этом участники самобичевания заявляют, что не чувствуют боли от ударов, так как во время процесса входят в состояние транса.
Практики секты агхори
Приверженцев индуистского учения агхори поклоняются богу разрушения Шиве. Их можно встретить по всей Индии, но в основном они концентрируются у священных городов Тарапит и Варанаси. Участники секты известны своими ритуалами, так или иначе, связанными со смертью. В частности, Агхори покрывают себя пеплом умерших и используют человеческие кости в качестве посуды или украшений. Также они практикуют каннибализм (в том числе поедание мяса давно погибших людей) и даже некрофилию. Согласно верованиям Агхори, душа каждого человека – это воплощение Шивы, скованное восемью великими путами под названием астамахапаша (astamahapasha), которые являются чувственным удовольствием, гневом, завистью, жадностью, страхом, ненавистью и прочими негативными проявлениями человеческой сущности. Практики Агхори призваны снять эти путы с души погибшего человека.
Индию можно назвать важнейшим центром культурных ценностей человеческой цивилизации. Традиции и обычаи множества народов, как исконно населявших страну, так и приходивших извне, переплетаясь причудливым образом в течение нескольких тысячелетий, создали удивительнейший культурный пласт.
Танец
Индийские танцы делятся на классические и народные. Классические танцы, как правило, духовны по содержанию. Хотя народные также являются духовными и религиозными по смыслу, однако их главной движущей силой становится праздничное настроение.
Некоторые из всемирно известных танцевальных форм, которые возникли и развивались в Индии, это Бхаратнатьям из Тамилнада, Катхакали и Мохиниаттам из Кералы, Одисси Орисса, Катхак из Уттар-Прадеша, Кучипуди из Андхра-Прадеша и Манипури из Манипура. Все эти танцевальные стили используют в основном одни и те же «мудры» (знаки руками) как общий язык выражения и первоначально исполнялись в храмах.
Бхаратанатям — одна из старейших танцевальных форм Индии, родом из штата Тамилнад на юге. Этот стиль был взращен в храмах и на протяжении столетий находился под патронажем королевских династий Южной Индии.
Танец традиционно исполняли девадаси — сообщество храмовых танцовщиц, передавших знание из поколения в поколение. Подобно гейшам Японии, девадаси обучались музыке, танцам, литературе и искусству любви. Девадаси были женщинами, посвятившими свою жизнь служению храмовому божеству, поскольку танцоры, музыканты и их выступления были неотъемлемой частью сложного храмового и придворного ритуалов.
Однако в период колонизации Индии произошли изменения. Викторианские ценности англичан одержали верх, и девадаси потеряли высочайшее покровительство, поскольку были неприемлемы в «приличном обществе». В результате, в конце XIX века девадаси рассматривались как проститутки и приобрели дурную славу, что едва не стало причиной утери Бхаратанатьям.
Только в 1930-е годы возрождение интереса к культурному наследию Индии побудило образованную элиту вновь открыть красоту традиционного танца. Сегодня в крупных университетах Индии доступны курсы, охватывающие практику и теорию Бхаратнатьям. Рукмини Деви основал школу под названием Калакшетра, где преподается этот танцевальный стиль.
Катхак — классический танец Северной Индии. Главная особенность этого стиля — рассказ историй языком телодвижений. Танцовщица представляет всех персонажей с помощью репертуара жестов, мимики и изящных движений. Катхак, как и другие индийские традиционные танцы Одисси и Бхаратнатьям, опирается на Нати Шастру, древний трактат о танце. Истории, которые первоначально исполнялись в Катхаке, были основаны на индуистской мифологии.
В эпоху Моголов стиль претерпел радикальную трансформацию. Моголы, позаимствовав некоторые элементы и особенности индийского танца и музыки, в свою очередь, оказали глубокое влияние на танцевальную стилистику. Сегодня Катхак является результатом слияния индуистской и мусульманской культур. Считается, что у Катхака есть связи с фламенко и цыганскими традициями Испании, а также с различными народными танцами Северной Индии.
Дословный перевод слова «Катхакали» — «сюжетная игра». Катхакали можно обобщить как театральную форму, представляющую собой сочетание танца, музыки, перкуссии, актерского мастерства и живописи. Эта форма танцевальной драмы возникла в 17 веке в штате Керала. В стране, которая может похвастаться тысячелетними традициями и культурой, Катхакали насчитывающий всего 300 лет, является относительно молодой формой танца.
Яркой особенностью Катхакали является использование тщательно разработанного макияжа для лица, красочных костюмов и головных уборов. Он сочетает в себе танец с диалогом, танцоры комбинируют потрясающие костюмы и макияж, с аккомпанементом барабанов и вокалистов, чтобы создавать различные настроения и эмоции.
Отличие Катхакали от театральной постановки в том, что актеры не говорят. Текст драмы в виде стихов и песен читается и исполняется вокалистами. Эти песни объясняются и интерпретируются в деталях актерами с помощью абхинайи, состоящей из кодифицированных жестов, выражений лица и движений тела. Благодаря систематическим тренировкам актер получает полный контроль над мышцами лица, что позволяет ему выражать основные бхавы (эмоции любви, смеха, печали, гнева, энергии, героизма, спокойствия, страха и удивления).
Макияж также является методом категоризации символов. Например, зеленый макияж представляет героев или божественных персонажей, таких как Кришна или Арджуна; красный представляет зло, а белый — символ благочестия.
Другие классические танцевальные стили (Мохиниаттам, Кучипуди, Одисси, Манипури) тоже имеют свои особенности в технике, манере, костюме и макияже.
Музыка
Древние мудрецы рассматривали пение как форму духовной практики, приближающую человека к Богу. На протяжении многих лет индийская классическая музыка превратилась в сложнейшую музыкальную систему, отличающуюся от западной, в основе которой лежит полифония — резонанс нескольких музыкальных нот.
Напротив, индийская классическая музыка по существу монофоническая. В западной классической музыке исполнитель строго соблюдает письменную композицию. В индийской принято импровизировать подобно тому, как делает джазовый музыкант на Западе. Индийская классическая музыка в основном мелодична, а не гармонична. Мелодия обычно основана на раге, а ритм называется тала, что буквально означает «хлопок».
Рага это серия из пяти или более музыкальных нот. Раги должны вызывать различные настроения у слушателя – например, в хиндустанской музыке некоторые раги относятся к разным сезонам или временам дня. Муссонные раги, принадлежащие к группе Малхара, в основном выполняются во время дождей, в то время как утренние раги, такие как Бибхас и Бхайрави, или ночные раги, такие как Кедар, Малкаун или Наика Канхра, выполняются в определенное время дня.
Индийскую классическую музыку часто путают с классикой Хиндустани. На самом деле она может быть разделена на два течения — Хиндустани и Карнатик, обычно имеющие разные раги.
В то время как рага формирует основную мелодическую структуру, исполнитель музыки Хиндустани или Карнатик делает композицию на основе раги, которую он выполняет. Общими формами композиции в Хиндустани являются друпад, хаял и тумри. Некоторые из других форм включают дхамар, тарана, триват, чаити, каджари и таппа.
Общие формы композиций, используемых в Карнатик, включают в себя гефам, свараджати, варнам, таану варнам, пада варнам, пададжати варнам, кеэртана, крити, падам, джавали, тиллану и вирутам.
В средневековой Индии, во время правления Моголов, мощные волны движения Бхакти (преданности) прокатились по всей стране. Существенной особенностью этого движения было использование преданных песен, называемых бхаджанами, чтобы приблизиться к Богу и достичь мистических состояний интенсивного экстаза. Другим родственным словом является киртан – музыкальное воспевание ведических мантр. Религиозные песни в сикхизме также называются киртанами.
В отличие от сложных ритуалов ведической эпохи, поклонение в традиции Бхакти в основном состояло из песен на общих региональных языках Индии. Это позволило массам приблизиться к Богу по-своему, без посредника в роли священника, или знания древних языков, таких как санскрит.
Архитектура
Архитектура начала стремительно развиваться с появлением буддизма в Индии. Именно в этот период появилось большое количество великолепных зданий. Значительные памятники буддийского искусства и архитектуры — Великая Ступа в Санчи и скальные пещеры в Аджанте.
С созданием индуистских королевств в Южной Индии началось процветание южноиндийской школы архитектуры. Самыми известными достижениями правителей Паллавы были скальные храмы Махабалипурама и храмы Канчипурам. Правители Чола, Хойясала и Виджаянагар также внесли значительный вклад в архитектуру. Храмы в Танджавуре, Белуре и Халебиде свидетельстовали об архитектурном превосходстве южноиндийских правителей.
На севере был разработан новый стиль архитектуры — Нагара. В центральной Индии правители Чандела построили великолепный храмовый комплекс в Кхаджурахо. С приходом мусульманских властителей в стране появился еще один стиль — индо-исламский, не бывший ни строго исламским, ни строго индуистским. Архитектуру средневекового периода можно разделить на две основные категории — Имперский стиль и Моголовская архитектура.
Индо-сарацинский стиль возник в результате колонизации страны. Он сочетал в себе особенности индуистских, исламских и западных элементов. Колониальная архитектура проявилась через институциональные, гражданские и утилитарные здания, такие как почтовые отделения, железнодорожные станции, дома отдыха и правительственные здания.
Живопись
Древнее искусство живописи это живая традиция, существующая в Индии и поныне. Народная живопись может быть разделена на два типа: выполненные в ритуальных случаях, посвященных божеству, и повествовательные темы из древнеиндийских эпосов. Огромный стилистический диапазон проявляется среди традиций и видов народной живописи — от простых незамысловатых контуров до кропотливого, миниатюрного изображения деталей геометризированных фигурных абстракций.
Картины Мадхубани штата Бихар, Паты Ориссы и Нирмала Андхра-Прадеша – вот всего лишь несколько образцов обширной галереи индийской народной живописи, для которой индуистские эпосы являются основным источником вдохновения.
Ранголи одна из самых красивых форм живописи Индии. Термин состоит из двух слов: «rang» — «цвет» и «aavalli», что означает цветные лианы или «гирлянда цветов». Ранголи — это искусство изготовления рисунков или узоров на стенах или на полу дома, с помощью тонко измельченного белого и цветного порошка. Многочисленные домохозяйства страны используют Ранголи для украшения двора своего дома.
Многие считают Японцев и японские традиции самыми странными. Но индийские традиции не менее интересны, многие необычны, а некоторые достаточно странные. Если Вы собираетесь в путешествие по Индии, то наверняка местные традиции и церемонии будут самой яркой частью путешествия.
1. Касты
Трудно поверить, но и в современной Индии сохранилось деление на касты. Каста, как уровень в социальной иерархии, определяет на ком человек может жениться, профессию или род деятельности, место жительства и даже правила приема пищи. В Индии существует более 2000 каст, которые делятся на 4 кастовые группы или варны:
- Брахманы – священники, ученые — самая образованная группа
- Кшатрии – воины, правители
- Вайшьи –земледельцы и ремесленники
- Шудры – рабочие
Пятая неофициальная группа Неприкасаемые , в последнее время чаще называемая Далитами (угнетенными), занимается самой тяжелой и грязной работой, которая может «осквернить» представителей высших каст, такой как забой и разделка скота, выделка кожи. К далитам относятся около 17% населения Индии.
Впрочем, деление на касты хоть и медленно, но утрачивает свое значение, особенно в городах в образованной среде.
2. Брак
С кастовым делением тесно связаны вопросы брака.
Большинство девушек в Индии выходят замуж и покидают свои семьи в юном возрасте. Кастовая система имеет большое значение в выборе мужа семьей девушки. Формально с 1929 года закон запретил выдавать замуж девушек до 12, а с 1978 до 18 лет. Хотя все понимают, что в любом случае судьбу детей решают родители. Поэтому браки по любви и романтические отношения в Индии не так часто встретишь – спутника жизни родители выбирают исходя из кастовой принадлежности, религиозных убеждений и … астрологии!!!
Традиционным цветом наряда невесты является красный, символизирующий процветание, удачу и плодородие. Современные индианки часто выбирают для своего наряда и другие цвета: фиолетовый, темно-желтый, голубой или розовый.
3. Свадьба.
На свадьбе в ряде регионов Индии жених не должен смотреть на невесту прямо, вместо этого он смотрит на нее в зеркало, а если кто-то спрашивает: «что ты видишь?» он отвечает «фею».
4. Астрология.
Еще одна странная традиция связана с ведической астрологией. Девушки, рожденные в определенные дни, считаются проклятыми и могут принести смерть своему мужу. Поэтому такая девушка сначала «выходит замуж» за какой-нибудь неодушевленный предмет, например, дерево или ВАЗУ!!!. После чего «мужа» уничтожают с помощью специального ритуала. После этого проклятие считается снятым, и девушка уже может нормально выйти замуж! Представьте себе, что Вы знакомитесь с девушкой, а она говорит я вдова, мой первый муж разбился — он был ВАЗОЙ!
Кроме проклятых девушек, которые выходят замуж дважды, браки в Индии, как правило, заключаются на всю жизнь, а уровень разводов крайне мал, хотя и растет постепенно. Считается, что супруги должны оставаться вместе невзирая ни на что, и сообща решать все семейные проблемы, даже серьезные. Хотя какие проблемы в браке могут быть если муж дерево или ваза?
5. Шваямвара
Однако не всегда девушки лишены возможности выбирать, в Индии существует традиция Шваямвара, правда ей обычно пользуются взрослые девушки, которые в состоянии сделать самостоятельный выбор.
Шваямвара означает выбор мужа на открытом сборе кандидатов в женихи. Часто такой выбор делается после демонстрации претендентами своих качеств: силы, мастерства и т.п., так что девушка могла выбрать лучшего из лучших – практически рыцарский турнир. Эта традиция известна в Индии со времен Махабхараты.
6. Сати
Говоря о браке нельзя не упомянуть сати — варварский похоронный ритуал, соучастие в котором сегодня является серьезным преступлением в Индии. В соответствии с ней, вдова покойного должна была броситься в погребальной костер своего мужа, покончив, таким образом, с собой. Сати – акт добровольный, и, как считается, в большинстве случаев он таким и являлся. Впрочем, нельзя недооценивать давление общественного мнения — когда все ожидают от женщины самосожжения, насколько она в силах отказаться? Были и противоположные случаи, когда желание совершить сати не поддерживалось окружающими, и женщина отказывалась от фатального поступка. К счастью, на сегодня случаи сати крайне редки.
7. Бросание детей с крыши
В некоторых селах по всей Индии распространена традиция, которой уже 500 лет. В ходе ритуала, ребенка бросают с крыши храма на большой кусок ткани, который держат мужчины, после чего ребенок быстро передается матери. Ритуал призван принести ребенку крепкое здоровье и удачу. Как утверждают, ритуал абсолютно безопасен, и все же…
8. Хиджры
Хиджры – мужчины, которые одеваются и ведут себя как женщины, но не только. Настоящим хиджрой может считаться лишь тот, кто прошел через процедуру кастрации. Операции по кастрации запрещены в Индии, поэтому проводятся в кустарных условиях, зачастую без анестезии и антибиотиков.
У хиджр просят благословения бездетные женщины, они могут без приглашения приходить на свадьбы, праздники по случаю рождения ребенка. Не получив вознаграждения за свое благословение, могут угрожать наложить проклятье. В Индии насчитывается около 50 тыс. хиджр, многие из которых занимаются проституцией, или попрошайничают на улице.
9. Дхарна
Известный с древности ритуал, призванный принудить должника рассчитаться с долгом. Для этого кредитор… измождает себя всяческими способами: постоянно сидит на пороге дома должника, или привязывает себя, или отказывается есть, или ходит за кредитором с тяжелым грузом, например, с камнем. Этот способ использовался не только людьми низкого сословия, но даже правителями и министрами, как способ добиться выполнения своих требований. Дхарма очень популярна и сегодня у профсоюзов, и других групп людей которые, выходят на демонстрации с какими-либо требованиями.
10. Королевское взвешивание
Тулапурушадана или королевское взвешивание – церемония, в которой участвовали не только короли, но и люди менее знатные. Она подразумевает подарок золотом, равный весу дарящего, который затем раздавался придворным, нищим, беднякам и заключенным. Практикуется и в наше время, например, если человек молится в храме, или в священном месте за детей, здоровье, хочет замолить грехи и т.п. Только в наши дни подарок делается не обязательно золотом, это могут быть также серебро, шелк, благовония, лекарства, железо, рис…