Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах - самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год меняется) в столице Якутии – городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы - национальный праздник «Ысыах Туймаады». Во время этого праздника у туристов есть возможность понаблюдать за традиционными молениями, увидеть скачки и попить настоящий кумыс.
Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.
Праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай
, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.
Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.
По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах - встрече Нового года.
В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После1941года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.
Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:
- СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЖЕНЩИНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА НАДЕТЬ НОВУЮ ОДЕЖДУ.Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.
- ПОСЕТИТЬ В НАЧАЛЕ ПРАЗДНИКА АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЕНИЕ).Думаем, что не надо объяснять почему.
- ВСТУПИТЬ В ХОРОВОД И ПРОЙТИ С ТАНЦУЮЩИМИ ХОТЯ БЫ ОДИН КРУГ. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.
- ВСТРЕЧА СОЛНЦА.Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.
- КУМЫС И МЯСО – ПОПРОБОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, В НАСЛЕГАХ ИХ РАЗДАЮТ ВСЕМ.Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на Ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на Ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «Ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.
Конные скачки, концерты, спортивные соревнования, развлечения и многое другое, из чего состоит Ысыах – факультативно. А теперь о запретах.
Что запрещено на Ысыахе:
- НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПЬЯНЫМ НА ЫСЫАХЕ– Айыы (светлые божества) огорчаются.
- В ДНИ ЫСЫАХА НЕЛЬЗЯ СЕРДИТЬСЯ, РАЗДРАЖАТЬСЯ, ССОРИТЬСЯ– по той же причине.
- ПО НЕИЗВЕСТНОЙ ПРИЧИНЕ СУЩЕСТВУЕТ ЗАПРЕТ НА ПРИСУТСТВИЕ НА ЫСЫАХЕ СОБАК.Это старинный обычай.
- «ЧЕРНЫМ ШАМАНАМ» ЗАПРЕЩЕНО ПОСЕЩАТЬ ЫСЫАХ.Тоже из глубин веков.
- НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ УГОЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ВЕСЕЛЬЯ!
«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».
Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...
Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.
Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.
Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.
Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.
Ысыах - обряд кропления - вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник - праздник расцвета природы.
Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец - ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» - «танец» - происходит от глагола «унк» - «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха.
Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.
На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.
В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.
В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.
Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.
В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.
Рядом сэргэ обычно устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.
Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ - белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.
Это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике - это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.
Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.
Праздник начинается с древнего ритуала - окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.
Ысыах состоит из нескольких частей: - церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.
Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.
Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.
В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.
Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха
Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.
Якуты - большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.
Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.
22 июня наступает самый длинный день в году, день солнечного солнцестояния. Особенно хорошо это чувствуется в северных широтах, где в это время практически не бывает тёмного времени суток. Когда же как не в это время отмечать новый год? Так и делает народ саха в Якутии. Ысыах – якутский новый год, который отмечается каждый год в разные дни в период с 22 июня по 2 июля. С 1991 года этот праздник плодородия, праздник возрождения природы и поклонения солнцу стал государственным, и его дата назначается каждый год специальным указом.
Ысыах – типичный культовый праздник древнего кочевого народа. Имеет общие черты с летними праздниками тувинцев, алтайцев, с башкиро-татарскими сабантуями. Первое письменное упоминание об этом празднике можно встретить в дневниках голландского путешественника Иоганна Плеса, который ехал из Китая в Европу через Сибирь в конце 17 века. Он отмечал, что это единственный большой праздник у якутов, на котором несколько дней жгут костры и пьют кумыс. Кумыс – обязательный и чуть ли не главный атрибут праздника, который часто так и называют кумысный.
Якуты, как и многие народы в древности, делили год на две половины – зима-осень, весна-лето. Ысыах – это как граница между полугодиями, между старым и новым, между прошлым и будущим, между смертью и жизнью. Надеждами на будущее, светлыми и добрыми, отмечен этот праздник. В нем вся душа народа саха с его вековыми традициями, символ якутской культуры. Лучшие старинные традиции Ысыаха нашли свое творческое продолжение в современной Якутии. Само слово Ысыах обозначает «изобилие».
Ритуал открытия праздника совершал Белый Шаман, сопровождаемый 8 невинными девушками и 9 невинными парнями. Ритуал включал в себя кумысокропление площадки, на которой проходил праздник, моление божествам-айыы и духам местности. Проводился ритуал на восходе солнца.
В наши дни ритуал больше напоминает театрализованное представление. Но площадь обязательно окропляют кумысом, а представляет она собой ритуальный круг, окаймленный молодыми берёзками (чэчир). В центре тоже было арочное украшение из берёз – коновязь (саргэ). Саргэ – символ Мирового древа и оси Вселенной, а также символ дружбы всех народов, населяющих сейчас территорию Республики Саха. Рядом устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветными пучками конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.
Кумысопитие, национальные игры, борьба, разжигание костров (в старину праздник длился порой до 9 дней, и все это время костры поддерживались), конные скачки, состязание олонхосутов (сказителей) – все это и в наши дни проводится на празднованиях. Но главный элемент этого национального праздника – хороводный танец осуохай, который нередко длится часами. Двигаясь по ходу солнцу, танцующие как бы символизирует непрерывное движение светила на небосводе. Танцевальный круг – это замкнутый круг жизненного цикла. Люди в хороводе идут, взявшись за руки, обмениваясь живой энергией, сливаясь в единении с природой и друг с другом.
Игры-состязания, в которых многие принимают участие с большим удовольствие, называются «Игры Дыгына». Дыгын – исторический персонаж, предводитель народа саха, который поставил перед собой задачу объединить свой народ. Удальцы-боотуры (богатыри) стремятся показать свою силу и сноровку в этих играх - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Имена победителей игр передают из уст в уста, а сами они пользуются вполне заслуженной славой, про них могут сложить легенду, которую будут рассказывать на празднике Ысыах олонхосуты. Олонхо – древний героический эпос. Как и у других народов сказители пользовались огромным почетом и уважением, были всегда самыми долгожданным гостями. Одним из сказаний эпоса является сказание о небесном молочном озере, на берегах которого жило одно из высших божеств Айыы Тойон. Именно воды этого молочного озера и олицетворяет национальный напиток – кумыс. У саха есть такое понятие как белая благодать – это высший дар, который люди могут получить от богов. Кумыс – символ белой благодати (илгэ), в ней заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.
Ысыах
- якутский национальный праздник. По
якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день
солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального
праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа
саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий
объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во
время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который
посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни,
нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество
гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и
природой, объединенных единым ритмом.
На Ысыахе люди придерживаются
праздничного этикета.
Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.
Национальная одежда
. Ысыах - долгожданный праздник для народа саха,
его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и
делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не
только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные
обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для
сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают
участие и стар и млад.
Игры Дыгына.
Народ саха помнит исторические времена, когда
предводитель народа саха- Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой
народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных,
сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров.
Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась
у народа. Ежегодно на городском празднике "Ысыах Туймаады” проводятся
состязания боотуров- "Игры Дыгына”, они являются одним из главных мероприятий
Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание
называться победителем "Игр Дыгына”, чьи имена с уважением передаются из уст в
уста, становясь национальными героями. (Туймаада
- название долины, в
которой расположен г. Якутск и его окрестности)
Конкурс сказителей-олонхосутов
. Олонхо - древний героический эпос народа
саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной
форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и
мировоззрение древнего народа-саха, выражающее торжество добра, гуманизма,
гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его
хранителями и носителями были сказители-олонхосуты, они были особо почитаемыми
и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями
праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались
состязания онхосутов.
Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Церемония распития ритуального напитка - кумыс.
Кумыс - напиток из кобыльего молока, с
древних времен любим якутами. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток и
его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название
праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить
кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель)
разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой
ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным
напитком - кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню
тойук, благопожелание (алгыс).