Сценарий весеннего развлечения для старшего дошкольного возраста в МБДОУ- д/с «Теремок» р.п.Степное
Жаворонки прилетают - весну красну закликают
Звучит русская народная музыка.
Хозяйка в русск. нар костюме (встречает детей ): - Ой! Неужто гости ко мне? Здравствуйте, малы детушки! Здравствуйте, дорогие! Приглашаю вас в гости к себе, в горницу.
Хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять (дети садятся на стульчики). Садитесь поудобнее да порадуйтесь вместе со мной приходу весны. А заодно познакомьтесь со старинными русскими обрядами и обычаями.
Чтобы приблизить радостную весеннюю пору, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.
1реб. Благослови, мати, весну закликати, весну закликати - зиму провожати!
Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог!
2реб. Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней,
Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.
Хозяйка. А теперь давайте вместе позовем весну.
Весна, Весна!
Дети (хором):
Приди, весна, с радостью, с великой милостью! (выполняют поклон)
Со льном высоким! (поднимают руки вверх)
С корнем глубоким! (приседают руки опускают)
С колосом сильным! (встают, руки поднимают с разжатыми пальцами)
С хлебом обильным! (руками держат «каравай»)
Повторяют закличку 2 раза.
Исполн. попевка «Чувыль-виль-виль» (Муз.рук. №2-2008г., стр. 43)
Хозяйка . Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.
Дети (хлопают и читают закличку):
Солнышко, покажись!
Ясное, снарядись!
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети денек!
Закличка повторяется 2 раза .
(На центральной стене появляется солнышко).
Хозяйка. Вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось
Птицы весело поют, Весну - красну на крыльях несут!
Фонограмма «Пение птиц».
Звучит русск. нар мелодия.
Входит Весна
Весна. Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,
С радостью, с великой милостью.
Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным.
Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).
А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.
Хозяйка: Проходи Весна, да хоровод поводи с малыми ребятами!
Исполн. хоровод «Вот уж зимушка проходит».
(Муз. рук. №1-2008г., стр. 60)
Хозяйка. Весна - красна, чем ты нас одаришь?
Весна. Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.
Хозяйка. А мы тебя песней да танцем порадуем.
Исполн. песня «Кап-кап-кап, звенят капели»
Танец МАТРЕШЕК
Весна. Хорошо пели, играли, снова в хоровод всех зову.
Хоровод Змейкой.
Весна. Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,
И в овраге звонко льется разговорчивый ручей.
Провод. хороводная игра «Ручеек» под р.н. мелодию
3. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Весна: Какие красивые стихи!
А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.
Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения:
Ветер дует нам в лицо. Вытягивают вперед руки, машут ладонями
Закачалось деревцо. Наклоны вправо, влево.
Ветер тише, тише, тише, Приседают, руки вперед
Деревцо все выше, выше. Встают на носки, поднимая руки.
Весна: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Весна: После зимней тишины, после стужи зимней
Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.
Вот и со мной пташки прилетели.
Сможете отгадать, как их зовут?
Загадки.
1. Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).
2. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
3. На шесте -дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его…
(Скворец)
4. Кто в беретке ярко-красном, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
(Жаворонок)
6.
Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой)
звать.
7. Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)
8. Об этой пташке лесной
Поется в песне одной:
На базар она отправлялась,
Горькой водки там напивалась.
(Чижик)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)
Весна. Загадки все вы отгадали, молодцы. Приглашаю вас вех в сад первых весенних птиц послушать да поиграть в игру.
Слушают фонограмму пения птиц.
Провод игра «Ай, да птица! Что за птица!»
Дети стоят в кругу. Водящ с мячом в руках говорит:
«Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – орел!»
И перебрасывает мяч другому. Тот ловит мяч и быстро
отвечает: «Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – малиновка!»
и перебрасывает мяч другому ребенку и т. д.
Хозяйка предлагает поиграть в игру «Золотые ворота»
(Муз. рук. №2-2011г., стр.32)
Весна и Хозяйка поднимают сцепленные руки вверх.
Дети цепочкой проходят в воротики и поют:
В золотые ворота проходите, господа!
Первой мать прошла и детей провела.
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
Ребенок, который попался в воротики, встает в круг к Весне и Хозяйке. Игра повторяется.
Весна . Разных птиц я люблю,разных птиц приголублю, но дороже всех одна
пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!
Дети. Это жаворонок.
Весна. Правильно. А вы знаете почему?
Дети. (поочередно):
Эта птичка-предвестник весны.
Эта птица является символом добра и счастья.
Весна. Молодцы. А сейчас послушайте его песню.
Фонограмма пения жаворонка
Игра «Жаворонок».
Ход игры: Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
Все игроки говорят или поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Затем играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг, звенит в колольчик и осторожно кладет его за спиной одного из игроков. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Весна. А вы знаете, что сегодня 22 марта - день весеннего равноденствия, когда день равен по длине ночи. В этот день в каждом доме лепили из теста птичек, жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом. Мальчишки бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички.
Хозяйка: Люди верили, что жаворонки, спутники весны, принесут здоровье и людям, и животным.
4. Жавороночек, принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне, на ржаной копне,
На ржаной копне, на овсяном снопе!
5. Ой вы, жаворонки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье!
Первое – коровье,
Второе – овечье!
Третье – человечье!
6. Жаворонки, жавороночки!
Вы скорей летите, тепло принесите!
Нам зима надоела – весь хлеб она поела.
Нет ни хлеба, ни картошки!
Самовар стоит на окошке!
Хозяйка: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать.
Исполн. Песня «Про самовар», муз. и сл. З. Роот.
(ж-л «Музыкальный руководитель» 2008 г. № 1, стр. 29)
Хозяйка: А вот вам, ребята, угощенье: птички-жаворонки. Вы их сами лепили, весну приближали.
ВДВОЕМ: С пылу, с жару - для нашего самовара!
ВЕСНА:
Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
ВЕСНА
раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.
Праздник заканчивается чаепитием в музыкальном зале. Няни на подносе выносят чай. Дети подходят и берут.
Млада Сидорова
Фольклорный праздник «Жаворонки»
Вед: Весна на пост свой заступила,
Тепло земле всей подарила
И солнечным ярким лучом
С улыбкой вошла в каждый дом.
Идет матушка- Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел – белый снег сошел,
А за ним и апрель – отворил окно и дверь,
А уж как придёт май – солнце в терем приглашай!
Ребята, давайте петь и плясать,
Весну красную прославлять!
Песня «Весна – красна»
Хоровод «Как на двор пришла Весна»
Вед: Хватит и старшим ребятам сидеть. Выходите в круг веселиться, плясать да песни петь!
Песня-хоровод «Весенний привет»
Вед: Ребята, с давних времён на Руси был обычай праздновать прилёт птиц, возвращающихся домой из тёплых стран. Этот праздник назывался «Сороки», потому что считалось, что прилетают 40 птиц, и первые из них – жаворонки. Поэтому праздник ещё называли «Жаворонки». С вечера хозяюшки месили тесто и пекли 40 шариков и жаворонков. Шарики каждый день по одному выбрасывали в окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года. А жаворонков раздавали детям, те бежали на улицу на самое высокое место и закликали птиц. Вот послушайте
заклички,
которые расскажут наши ребята.
1. Жаворонушки, полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную, Весну красную
Принесите нам!
2. Жаворонушки-перепёлушки!
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
3. Кулик, из-за моря
Лети на поле,
Неси Весну в подоле!
4. Скворушка, прилетай,
Себе домик выбирай!
На дереве высоком
С крылечком широком.
Ты звонче свисти,
Да почаще щебечи!
5. Ласточка, ласточка!
Милая ласточка!
Где ты была?
С чем ты пришла?
6. За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну!
7. Сокол, сокол, соколок,
Прилетай к нам во лесок!
Будем мы с тобой играть,
Будем петь и танцевать!
Песня-игра «В сыром бору тропина»
Вед: Солнышко ясное, птиц хоровод!
Травушка-муравушка в сад позовёт,
На полянку, на лужок,
Да в весёлый наш кружок!
1. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
2. Ласточки и совушки,
Зяблики, соловушки,
Аисты и скворушки,
Чистят свои пёрышки.
3. Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Песня с инсценировкой «Три синицы»
Вед: А теперь, ребята, давайте поиграем с нашими птицами.
Игра 2 кругами «Жаворонок»
Вед: Улетала ласточка в тёплые края,
Воротилась ласточка, милая моя!
Воротилась ласточка, только не одна,
Вместе с нашей ласточкой
К нам идёт Весна!
Весна, Весна красная,
Приди, Весна, к нам с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
Входит Весна
Здравствуйте, девицы красные!
Здравствуйте, добры молодцы!
Я – Весна-красна,
Вам тепло принесла.
Будет вам по лавкам сидеть,
Выходите в круг плясать и песни петь!
Хоровод «Ой, бежит ручьём вода»
Весна: А теперь, мои ребятки,
Загадаю вам
загадки:
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его - … (скворец)
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (воробей)
Днём молчит,
ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает (филин)
Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась, да в лес (сорока)
Кто без рук и без свирели
Кто же это? (соловей)
Клювом кто стволы долбил,
Всех букашек истребил? (дятел)
Весна: А теперь поиграйте со мной!
Игра «Калачи»
Вед: А теперь другая игра – называется «Клетка» (по типу игры в "Воротца")
Игра «Клетка»
Вед: Разве может птица в клетке жить?
Птице нужно с волюшкой дружить.
В небо синее взлетать,
С песней зорюшку встречать! (выпускают детей из круга)
Весна: Ребята, я знаю, что вы к сегодняшнему празднику вместе с воспитателями сделали птичек. И сейчас настало время выпустить их на волю. Вы сейчас с воспитателями оденетесь и пойдёте на улицу развешивать птичек на деревьях. Пусть все радуются прилёту птиц! А я с вами прощаюсь. У меня много дел: землю согревать, цветы и травку пробуждать! До свидания!
Публикации по теме:
Сценарий фольклорного осеннего праздника «Капустные посиделки». Разработала Каргальская Н. К. Действующие лица: Хозяйка, дед, козёл. Под.
Сценарий фольклорного праздника «Казачьему роду - нет на Руси переводу» Программное содержание: Углублять знания детей о казачьих традициях, обычаях, культуре, истории родного края. Развивать творческую.
Сценарий фольклорного праздника ко Дню семьи Ведущий: На завалинке, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод.
Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Скоморох 1: Собирайся народ! В гости Масленица ждет Мы зовем к себе тех Кто любит веселье и.
Сценарий фольклорного праздника. Посиделки. Цель: Развивать способность понимать русскую народную песню, танец, потешки, прибаутки, частушки. Эмоционально откликаться на выражение в.
Птиц встречаем - весну закликаем!. Сценарий весеннего праздника для старших дошкольников (5-7 лет)
Автор- составитель: Рукавишникова Ольга Леонидовна, музыкальный руководитель, МКДОУ детский сад «Колосок» с. Калинино, Малмыжского района, Кировской области
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, инструкторам по физкультуре, учителям начальных классов, родителям.
Программа праздника рассчитана на детей 5-7 лет.
Народный праздник «Сороки», проводился 22 марта. Обряд сопровождался пением или выкрикиванием специальных весенних песен – веснянок, закличек, смысл которых, приглашение – призыв весны и птиц. Кликанье должно было способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждению природы и её жизненных сил.
Цель – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.
Задачи:
познакомить детей с традициями и историей проведения праздника «Сороки»;
развивать речь, движения,мелкую моторику, музыкальные способности ребенка через различные формы народного фольклора;
воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю, к его национальным традициям.
Оборудование:
модели птиц, предметные картинки, аудиозапись с голосами птиц, деревянные брусочки, корзина, маленькие обручи, печенье в форме птиц.Ведущий:
Выходи народ за плетень, за огород –
Солнышко встречать, мороз прогонять.
Хоровод « Вот уж зимушка проходит»
Ведущий:
Сегодня будем праздновать приход весны.
Когда- то давным- давно на Руси начало Нового года приходилось на март, на дни весеннего равноденствия- на время пробуждения природы, от спячки к новой жизни, новой радости, приближающегося цветения.22 марта – день равен ночи. Его еще называют Сороки. К этому дню считалось, с юга возвращаются 40 пташек домой и несли они на своих крыльях весну, тепло долгожданное. На Сороки весну закликали. Обряд «закликания весны» был в старину самым распостраненным и любимым, особенно у детей. Из теста выпекали фигурки птиц. Печенье называлось «грачами», « жаворонками» или просто « птичками».
Дети подкидывали « жаворонков» вверх, бегали с ними, изображая полет птиц.
Давайте вместе будем птиц встречать, зиму прогонять.
(дети с бумажными птицами в руках)
Песенка- закличку «Жаворонушки,прилетите –ка»
Жаворонушки, прилетите-ка
Весну- красну принесите-ка!
Нам зима-то надоела,
Весь овес переела.
Ведущий:
У меня для вас есть загадки
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
Давайте песню о весне споем.
Песня « Весна»
(музыка и слова Л.Самохваловой)
Ведущий:
Загадки вторая
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает!
Ведущий:
Вешнее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило!
Пора солнышко звать – закликать.
Закличка
(с хлопками – ЛЯ - четвертная, ля- восьмая)
Солнышко, покажись (ЛЯ, ля-ля, ля-ля, ЛЯ)
Ясное, нарядись! (ЛЯ, ля-ля, ля-ля, ЛЯ)
Выйди поскорее, (ля-ля, ля-ля, ЛЯ, ЛЯ)
Будь к нам подобрее, (ля-ля, ля-ля, ЛЯ, ЛЯ)
Сядь на пенек, (ЛЯ, ля-ля, ЛЯ)
Посвети денек! (ля-ля, ЛЯ,ЛЯ, ЛЯ)
Ведущий:
По замечания стариков с Сороки начинаются утренники, т. е утренние морозы, и продолжаются ровно 40 дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда старые люди говорили лето будет теплое. А вы дети знаете приметы весны? Поговорки о весне?
- с солнышком, да птицей – весна краше.
- в марте вода, а в апреле трава.
-увидел скворца - знай весна у крыльца
Ведущий:
Птицы вестники пробуждения природы, каждый год, пролетая через высокие горы, моря и океаны, они приносят на своих крыльях весну.
Пальчиковая игра «Герасим – грачевник»
Ах, грач на горе - (показ руками горы над головой)
Знать, весна на дворе! (разводят руки в стороны и опускают)
Голубочки, голубочки, (взмахи кистями рук)
Принесите по клубочку (вращают кулачками вправо - влево)
Кукушки, кукушки, (взмахивают кистями рук)
Принесите по катушке (вращают кулачками перед грудью)
Чечетки, чечетки, (взмахивают кистями рук)
Принесите всем по щетке (потирают ладонями друг о друга)
А синицы – молодицы, (взмахивают кистями рук)
Принесите всем по спице! (покачивают указательными пальцами)
Жаворонки, прилетите, (взмахивают кистями рук)
Весну – красну принесите! (протягивают руки вперед)
Игра «Птичий хор»
Картинки: утки, гуся, синицы, вороны
(Голосом выбранной птицы дети должны спеть куплет известной песни – например «Маленькой елочке»).
Игра «40 щепочек»
В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них - жаворонок. Давайте и мы с вами поиграем.
Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков). Их нужно забросить в корзину.
Игра « Займи домик»
Тили- тели, птички пели,
Взвились – к лесу полетели
Стали птички гнезда вить
Кто не вьет, тому водить.
обруч- домик,обручей на одного ребенка меньше - дети по музыку бегают по залу на окончание музыки занимают обруч
Ведущий:
Пока мы пели и играли, наши повара испекли «жаворонков»
По старому обычаю в конце праздника дети съедали испеченных «жаворонков». Давайте и мы угостимся сами и крошками угостим птиц, чтобы громче пели, весну несли.
Дети угощаются. Звучит грамзапись
Слышите, жаворонки поют
Жаворонушки, птахи малые,
Птахи малые, голосистые,
Летят по воле,
Несут весну в подоле.
Сценарий подготовила Кудинова Надежда Вячеславовна, музыкальный руководитель МДОУ № 3 «Сказка», г. Дмитров.
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
В нашем детском саду «Сказка» в рамках духовно-нравственного воспитания, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные,православные праздники.
Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и : Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки, Егорьев день, Троица.
В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей.
Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.
Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Православные-фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.
Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Цели:
- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
- Расширять представления детей о жизни в старину.
- Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
- Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
- Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
- Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
Оборудование:
- Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
- Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
- Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки.
- Поляна (зеленый ковер), украшена цветами.
Как испечь Жаворонки
Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.
После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..
Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.
Действующие лица:
- Две ведущие,
- Весна,
- Маша,
- Солнце,
- Земля,
- Птицы.
ХОД ПРАЗДНИКА
Дети стоят перед занавесью (занавес закрыт).
1 ведущий:
— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.
2 ведущий:
— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
1 ведущий:
— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Дети входят в зал двумя группами: 1 группа — играет на свистульках и дудочках, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и прочее). Все проходят цепочкой через ворота.
Игра «Золотые ворота».
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Дети садятся на стулья.
Аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».
Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:
Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.
1 Ведущий: — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.
Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».
Авдотья:
— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Дети:
— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Поют Закличку «Жаворонушки».
Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!
Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.
— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.
Исполняет мелодично акапелла закличку, повторяя несколько раз:
Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце.
Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Авдотья ставит противень в печь.
Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
1 ведущий:
— Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?
Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…
Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.
Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…
Машенька:
— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!
Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.
Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.
Хоровод «Солнышко».
Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:
1-ый ребенок, 2-ой ребенок:
«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».
3-ий ребенок, 4-ый ребенок:
«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».
Песня «Зима проходит».
Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?
Солнышко:
— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.
Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.
Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?
Земля-матушка:
— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.
Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Хоровод-игра «Ручеёк».
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна
Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.
Машенька: — Птицы, а вы Весну не видели?
Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.
Авдотья:
— Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?
Птицы:
— Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу — воробью.
— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.
Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.
Загадывает загадки:
— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)
— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Авдотья: — Весна идет, торопится. Встречали Веснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.
Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.
Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (общая).
Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку-весну зазывайте!
Дети произносят заклички.
1-ый ребенок:
— Приди, Весна, Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
2-ой ребенок:
— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.
Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.
Весна:
— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.
Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)
Дети:
— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.
Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.
Дети садятся на стульчики. Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.
Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.
Авдотья: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Ведущий 2: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!
Песни и пляски.
Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.
Хоровод «Весну ждали».
Ведущий 1:
— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!
Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Авдотья раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.
Автодья прощается. Звучит музыка. Праздник закончен.
НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы по низким ценам в специализированном магазине для педагогов «Детские сад» — detsad-shop.ru .
Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Жаворонкивстреча весны»
Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать
представление о народном празднике прихода весны
Задачи: пробудить в детях интерес к русской истории, к традициям русского народа;
продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички,
приметы, поговорки, игры, хороводы; расширять кругозор.
Дети заходят в муз. зал под музыку, встают в 2 круга (Песня о весне, пение птиц)
Ведущий: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие!
Сегодня мы проводим праздник, который на Руси издавна называли Сороки, или
«Жаворонки», или день весеннего равноденствия
Все люди с нетерпением ждут прихода весны, а зимняя пора уже проходит. Давайте,
ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем для нее.
ПЕСНЯ «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ»
По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью
равняется. Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой
жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков. На Жаворонки обычно пекли
«жаворонков» с распростертыми крылышками, как бы летящих. Печенье раздавали детям
со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели» Дети с криком и звонким смехом
бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорее пришли к нам. Давайте жаворонков
закликать и весну встречать.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
1. Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам, наскучила,
Наши рученьки приморозила.
2.Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
3.Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
4.Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Веснукрасну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
5.Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
6.Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
7.Летел кулик
Изза моря,
Принёс кулик
Девять замков -
Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
Воспитатель: А чтобы Весна скорее пришла, исполняли песни - веснянки
ПЕСНЯХОРОВОД «ВЕСНЯНКА»
Дети садятся на места
Звучит фонограмма – пение жаворонка. В зал заходит птица – жаворонок.
Ведущий: ребята. Кажется, у нас гости!
Жаворонок: Здравствуйте, а вот и я – меня узнали вы, друзья?
Я жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле домик мой,
В ясном небе песня!
Услышал я «веснянку» и решил заглянуть к вам в гости.
Ведущий: Здравствуй, жаворонок, спасибо, что прилетел к нам на праздник – будь гостем
дорогим, ведь жаворонки – вестники весны!
Жаворонок: Да, о приближении весны возвещаем мы – птицы, возвращаясь из дальних
стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», говорили
люди. Какие еще птицы прилетают из теплых краев? Ответить на этот вопрос вам помогут
мои загадки:
ЗАГАДКИ О ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ.
Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец.)
Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины… (Ласточка.)
Жаворонок: А вот и мои друзья, весенние птицы, прилетели со своим птичьим
оркестром.
Слышны звуки птичьих голосов.
ПТИЧИЙ ОРКЕСТР – исполняют дети старш. гр.
Жаворонок: Ну, что ребята, вам понравилось выступление птичьего оркестра?
Дети: Да!
Ведущий: Птичи трели и волшебная музыка разбудили от зимнего сна весенние цветы.
Посмотрите, как они хороши!
ТАНЕЦ ЦВЕТОВ – исполняют дети средн. гр.
Ведущий:
А сейчас, все в кружок встаем
И веснянку запоем!
ПЕСНЯ – ВЕСНЯНКА «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЁМ ВОДА»
Жаворонок.
Ребята, а вы играть любите? Тогда игра на внимание. Я буду читать стихотворение, а вы
постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
ИГРА «НЕ ПТИЦА»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Ай да молодцы вы, ребята! Всех птиц знаете. А еще поиграть хотите?
Дети: Да!
Ведущий: А теперь мы с ребятами приглашаем тебя поиграть в игру – Жаворонок!
Вставай с ребятами в кружок.
(жаворонок встает в круг с детьми)
ИГРА «ЖАВОРОНОК»
Славный выдался денек
Поиграем в ручеек!
ИГРА «РУЧЕЕК»
Жаворонок: Мы с вами дружно поиграли
Праздник весело встречали!
После игр детям няня в русском сарафане вносит испеченных жаворонков –
символ весны!
Ведущий: А вот и «жаворонки прилетели – на головку сели». Ребята, мы их поедим в
группе, когда вымоем чисто руки.
Жаворонок: Ну, а мне пора лететь дальше в свою стаю.
Ведущий: Спасибо тебе, жаворонок, что к нам на праздник прилетел. Сегодня мы с вами
зиму и мороз проводили. Дружно, с жаворонком мы весну зазывали, в игры играли. Теперь
весна к нам непременно придет и согреет нас своим теплом!
Жаворонок: Всего вам доброго! (улетает из зала)
Под музыку дети выходят из зала