Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.
Как повысить самооценку подростку
Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены . Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.
Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.
Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.
Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща , грубость, высокий уровень тревожности.
Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.
Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.
Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.
Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:
— научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;
— объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;
— научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;
— подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;
— научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;
— в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;
— для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;
— обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;
— всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;
— поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;
— иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;
— научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.
Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.
Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.
Адекватная самооценка подростка
Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.
Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.
В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.
В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.
Самооценка личности подростка
Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность. Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить. Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.
Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.
У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе. Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей. Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.
Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.
В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.
Низкая самооценка подростков.
Взрослея, человек проходит через несколько стадий своего личностного становления: младенчество, детство, отрочество, юность. Каждый из этих периодов уникален и по-своему значим для формирования личности.
Но педагоги и психологи выделяют в качестве главного периода все-таки подростковый, потому что именно в этом возрасте, в 12-16 лет, перед человеком встают задачи личностного роста, решая которые, он зачастую испытывает изрядные трудности.Что это за задачи? Если не касаться процессов биологического взросления, которые сами по себе вызывают много сложностей и требуют особого внимания, то, прежде всего, это осознание себя в группе, в семье, оценка себя как личности. Это осознание по-другому называют самооценкой. Вот какое определение самооценки дает «Психологический словарь»: «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков».
Самооценка формируется как в процессе деятельности подростка, так и в процессе межличностного взаимодействия и бывает трех видов:
2. Завышенная, когда подросток себя переоценивает;
3. Низкая, неадекватная самооценка, когда подросток недостаточно себя оценивает.
Низкая самооценка возникает на почве психологической неустойчивости подростка к воздействиям на него различных субъектов межличностного общения. Иными словами, подросток меняет свое мнение о себе в зависимости от ситуации общения, от отношения к нему окружающих. И сильнее всего на самооценку подростка влияют семья и одноклассники.Подросток с низкой самооценкой тревожен, он испытывает страх от широких социальных контактов, при этом проявляет признаки эгоцентризма, ему трудно выходить из непростых ситуаций. Зачастую его поведение характеризуется депрессивным состоянием, но некоторые исследователи отмечают, что подросток в состоянии депрессии имеет низкую самооценку, а другие – что низкая самооценка влечет за собой такие деградирующие последствия для личности, как депрессивное состояние.
Кто же или что может оказывать влияние на самооценку подростка? В восемь лет это:
Успехи в школе,
Внешняя привлекательность,
Физические способности,
Принятие в группе,
Поведение в школе.
К подростковому возрасту этих критериев останется только два, поведение и успеваемость, которые будут влиять на оценку подростка в семье, другие же три критерия будут формировать самооценку подростка в значимой для него подростковой среде.Роль семьи в формировании адекватной самооценки трудно переоценить: в семье, настроенной на симметричные отношения, основанные на демократичном стиле воспитания, как правило, подростков с низкой самооценкой нет.В семье же, где ребенку предъявляют завышенные требования в учебе, спорте, проявлении творческих способностей и при этом общение строят в авторитарном стиле, где нередки проявления грубости, придумывание обидных шуток и прозвищ, наличие у подростка низкой самооценки неудивительно.Но подросток зачастую, стремясь уйти от давления семьи, уходит в так называемую референтную группу, где его самооценка может повыситься за счет того, что принято в этой группе. Это может быть курение, употребление спиртных напитков, следование какому-то определенному стилю одежды и поведения (неформальные группы: готы, эмо и т.п.). Подростку важно ощущать принятие группой, чтобы его самооценка повысилась.
1. Постарайтесь понять, что жизнь ребенка принадлежит ему самому, не требуйте от него совершенства во всем, избегайте перфекционизма.
2. Формируйте реалистичный взгляд на жизнь: не унижайте, но и не перехваливайте ребенка.
3. Ищите ключи к взаимопониманию со своими детьми, чаще разговаривайте с ними о том, что для них важно. Делитесь своим жизненным опытом.
4. Старательно подбирайте стиль общения с ребенком, избегайте ироничных и откровенно насмешливых высказываний в его адрес.
5. Не бойтесь признаваться детям в своих ошибках, просите прощения, если были не правы, доверяйте своим детям.
Что же делать, если все-таки что-то упущено, и у ребенка явно занижена самооценка, его поведение изменилось, как ему помочь?
Напишите вместе с подростком 5-7 предложений, в которых он в позитивной формулировке расскажет о себе, например: «Я хорошо умею кататься на роликах» или «Я всегда прихожу вовремя». Найдите вместе с ребенком то лучшее, что в нем есть, убедите его в собственной уникальности и нужности. Чаще читайте этот список, добавляйте в него новые пункты, и вы сами не заметите, как его самооценка начнет повышаться, а вместе с ней и его отношение к жизни.
Что позволит вам преуспеть в будущем.
Шаги
Создайте повод для гордости
- Научитесь играть на музыкальном инструменте. Выберите инструмент на котором вы всегда хотели научиться играть. Это даст вам уверенность в том, что вы смогли достичь чего-то, а также ощущение счастья. Да, это требует времени и усилий, но музыкальные уроки легко найти в центрах развития, школах или у частных преподавателей.
- Путешествуйте. Путешествуйте и смотрите на то, что интересно для вас. Путешествие не должно быть дорогим. Можно сэкономить деньги, останавливаясь в хостелах, путешествуя в поездах или отслеживая скидки на перелеты на самолетах. Прекрасные места находятся рядом и их можно изучить бесплатно. Путешествия прибавят вам уверенности, а также немало прекрасных впечатлений, о которых можно будет рассказать своим друзьям.
- Изучайте искусство или занимайтесь спортом. Чем из этого вы займетесь, будет в основном зависеть от того, интересно вам физическое или умственное развитие. И то, и другое, однако, потребует много времени. Вы можете брать уроки, но лучше всего вы научитесь, если будете либо практиковаться сами, либо если будете заниматься вместе с другими людьми. Занятия искусством или спортом помогут вам научиться свободно общаться и знакомиться с новыми людьми. Поскольку, заниматься такой деятельностью намного интереснее с другими, чем самому.
- По возможности, старайтесь достичь успехов в учебе. Получайте лучшие оценки, возьмите курсы при высших учебных заведениях и прилагайте все усилия на внеклассных занятиях. Это не только позволит вам почувствовать себя более уверено, но и поможет позднее в жизни. У вас будет больше возможностей зарабатывать в жизни и у вас появится возможность получить работу, которая будет вас удовлетворять, если вы будете стараться и пойдете учиться после школы дальше.
-
Берите на себя ответственность. Брать на себя ответственность - прекрасный способ повысить самооценку и уверенность в себе. Делая важные вещи, вы не только убедите себя, что вы можете справиться со многим, а также получите доказательство того, что вы можете позитивно влиять на мир.
Сосредоточьтесь на опыте, а не на внешнем виде. Самооценка не должна базироваться только на внешности. Наши внешние данные меняются быстро и на них могут негативно сказаться множество вещей, а каноны красоты слишком изменчивы. Найдите, более стабильный повод для гордости: ваш опыт и достижения, которые у вас нельзя отнять.
Обеспечьте возможности для своих свершений. Совершайте поступки, которыми вы будете гордиться. Это правило объективно для любого возраста. Если вы видите кого-то, кто по-вашему мнению совершает поступки, которые вы хотите повторить - сделайте это. В мире множество вещей, которыми можно заняться, поэтому выбирайте, то, что вы считаете стоящим и важным. Это лучше всего поднимет вам самооценку.
Развивайте индивидуальность
- Самое главное, что чувство собственного достоинства вы сможете развить, когда вы прекратите пытаться угодить «популярным» людям и начнете жить для себя. Если радовать себя означает для вас дружить со многими людьми, то делайте вещи, которые заставят людей дружить с вами. А именно: совершайте хорошие поступки и будьте замечательным человеком. Не пытайтесь завести друзей, надев правильную одежду или нарываясь на неприятности. Люди, которые проводят время с вами лишь из-за этого, на самом деле не ваши друзья и в конечном итоге это только повредит вам в будущем.
-
Выработайте чувство стиля. Будьте собой, не будьте никем другим. Вместо того, чтобы слепо следовать моде и натягивать вещи популярных производителей - выработайте свой уникальный стиль. Это выделит вас из толпы и придаст уверенности - вы будете уникальным и неповторимым. Убедитесь, что вы выражаете самого себя через этот стиль.
- Черпать вдохновение можно из таких стилей: мода 1920-40-х годов, панк 1980-х годов, японская уличная мода или гранж начала 1990-х. Любой стиль или образ, который говорит вам: «это здорово»!
-
Изучите свои пристрастия. Поймите кто вы и что делает вас счастливым (ой), исследуя важные или интересные для вас вещи. Вы считаете, что паркур - это круто? Сделайте это! Вы всегда хотели научиться танцевать? Сделайте это! Единственный, кто мешает вам заняться тем, что вы хотите - это вы сами.
- Во многих школах есть кружки, которые дают вам возможность попробовать заняться новым видом спорта, играми или искусством. Часто при колледжах или высших учебных заведениях есть занятия, где подростки могут поучаствовать. Иногда просто так, иногда за символическую оплату.
-
Найдите людей, которые поймут вас. Лучший способ победить трудности жизни - хорошие друзья. Хорошие друзья напомнят вам, какой вы веселый и прекрасный человек на самом деле. Чтобы поднять свою самооценку - найдите друзей, которые понимают вас и любят вас таким, какой вы есть.
Умейте быть напористым. Не позволяйте людям помыкать вами. Не уступайте желаниям окружающих вас. Это хорошо, что вы пытаетесь делать людей счастливыми, хорошо, что вы не эгоцентричны, но вам нужно уметь концентрироваться на себе и быть собой. Умение быть напористым, защищать то, что важно для вас, добавит вам самоуверенности и поднимет самооценку.
- Если вы разговаривайте с друзьями или одноклассниками - не бойтесь выразить ваше мнение. Просите вещи, которые вам необходимы. Говорите «нет», когда это необходимо. И самое важное: не чувствуете себя виноватым (ой) когда делаете эти вещи!
-
Следите за личной гигиеной. Одна вещь, которую вам необходимо делать для построения своей самооценки - это следить за личной гигиеной. Поддерживая личную гигиену, вы приучитесь заботиться о себе. Чтобы заботиться о себе, вам необходимо следить за личной гигиеной. Мойте волосы и кожу регулярно. Чистите зубы и расчесывайте волосы. Используйте дезодорант. Мойте руки. Это позволят вам быть более уверенным в своем теле.
- Если у вашей семьи сейчас трудные временами и нет денег на покупку предметов личной гигиены - существует масса других возможностей, например, получить их в благотворительных организациях. Если такие организации не предоставляют предметы личной гигиены, то могут подсказать куда можно обратиться.
-
Носите чистую, аккуратную одежду. Ухаживайте за одеждой. Стирайте ее, когда она грязная, аккуратно складывайте, что бы она не помялась. Не носите порванную одежду и одежду с дырками. Старайтесь удалять пятна с одежды, если их не возможно удалить - избавьтесь от такой одежды. Носите одежду, подходящую вам по размеру, а не слишком тесную или мешковатую.
- Если у вас есть проблемы с приобретением новой одежды, вы можете получить одежду бесплатно в церкви или различных благотворительных центрах. Магазины поношенной одежды «секонд хенд» продают одежду по цене намного ниже, чем обычные магазины. Если вы переживаете, что все что вы сможете найти - это только старомодная одежда, то ищите «секонд хенд» в больших городах и в хороших районах городов. Это повысит ваш шанс найти практически новую одежду и точно хорошую, чтобы носить ее многие годы.
Не живите для того, чтобы радовать окружающих. Ваша жизнь - только ваша жизнь. Вам следует жить своей жизнью и делать вещи, которые делают счастливыми вас, а не кого-либо еще. Выражение, что вы не можете нравится всем - абсолютно правильное. Поэтому не пытайтесь нравиться всем одновременно. Самое лучшее, что вы можете сделать - это сделать счастливым себя и попытаться жить так, как вы считаете нужным.
Высыпайтесь. Подростковые годы - это годы становления, и многие подростки страдают от дефицита сна. Вы можете думать, что это хорошо экономить на сне, но эта практика на самом деле имеет серьезное влияние на ваше здоровье. Ученые установили, что плохой или недостаточный сон сопровождается снижением оптимизма и самооценки. Так, что если вы хотите легко увеличить вашу самооценку - старайтесь спать минимум 7 - 8 часов в сутки.
Уберите негатив
-
Избегайте негативных людей. Не проводите время с кем-то, кто все время негативен. Из-за этого вы будете думать плохо о себе и о мире вокруг. А вы же не хотите этого! Вместо этого проводите время с людьми, которые понимают, что иногда жизнь трудна или, что иногда люди совершают ошибки, но жизнь все равно прекрасна, и мы должны быть благодарны за то, что имеем, а не тянуться к стандартам, которых невозможно достичь.
- Если у вас есть близкий друг или подруга, который ведет себя таким образом - попытайтесь помочь ему или ей поменяться. Если он или она будут продолжать вести себя таким образом, попытайтесь проводить меньше времени с ним или с ней. Тяжело находится рядом с негативным человеком, такие люди несчастны и не помогут вам в позитивном отношении к себе и в своей жизни.
- Если вы понимаете, что ведете себя таким образом - остановитесь. Вы не хотите быть таким человеком. Если в вашей жизни есть плохие, негативные вещи - измените их. Не жалуйтесь и сконцентрируйтесь на плохих вещах… сделайте такие плохие вещи хорошими.
-
Сконцентрируйтесь на достижениях, а не на неудачах. Не проводите время в сожалениях о том, что вы сделали неправильно и в чем вас постигли неудачи. Учитесь на своих ошибках и идите дальше. Фокусируйтесь на вещах в которых вы преуспели. Вспомните все хорошее, что вы сделали. Это поможет вам вспомнить, что вы делаете правильные вещи и можете достичь многого, если вы действительно постараетесь сделать это.
- Составьте список вещей, которыми вы гордитесь больше всего. Повесьте его на стене вашей спальни и смотрите на него каждый день. Это будет мотивировать вас совершать хорошие поступки, чтобы сделает ваш список все длиннее и длиннее. Проверьте можете ли вы сделать список длинной до пола и выше вас ростом!
-
Забудьте об идеальности. Говорят, «никто не идеален» и, - это абсолютная правда. Никто не идеален. Идеального не существует. Это значит, что вам нужно прекратить пытаться быть идеальным (ой). Пытаясь стать идеальным (ой) вы только разочаруете себя. Это правильно, если вы стараетесь достичь большего, но не стоит достигать этого такой ценой. Вместо этого, проанализируйте ситуацию и попытайтесь продумать следующий шаг. Постарайтесь достичь его. Иногда вы можете удивить себя и сделать лучше, чем вы могли себе представить.
-
Займитесь аутотренингом. Говорите себе каждый день, что вы хороший человек. Что у вас, есть что предложить миру. Что вы можете сделать то, что другие не могут. Что вы можете справиться со всеми жизненными проблемами. Что вы можете быть лучше и счастливее. Вы будете любить окружающих и будете любить себя. Все эти вещи правдивы, если вы позволите им стать правдой. Вы просто должны приложить усилия. Напоминайте себе каждый день, что эти вещи реальны, и вы будете чувствовать себя более уверено и поверите в ваши возможности.
- Иногда вам может показаться, что эти советы неправильные и вам они точно не помогут. Если вам кажется, что у вас нет ничего уникального, что выделяет вас из окружения - это значит только то, что вы это еще не нашли. Если вы не считаете себя хорошим человеком, найдите возможность им стать. Иногда изменения черт, которые вам не нравятся требует усилий, но если вы постараетесь, то со временем обнаружите, что вы стали человеком, который «делает себя счастливым».
Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте . Но больше всего нуждаются в ней подростки.
Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.
Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе , задумываются почти все родители.
Что делать, если ребенок боится какать? Узнайте об этом из нашей .
Почему именно подростку необходима уверенность в себе?
«Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться - в психологическом смысле.
Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.
Уверенность в себе зависит от Я-концепции . Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.
Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.
Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).
Возраст этот называют «переходным» , и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему - другие. Вызовы - другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.
Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.
Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:
Что влияет на детскую самооценку?
Рассмотрим основные факторы , влияющие на самооценку ребенка и подростка.
Мнение о нём близких взрослых
Подросток - всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь . А дети узнают о том, какие они, от взрослых.
Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.
Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности . В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».
Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца . Её мама - ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея - вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.
Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия . Разумеется, совершенно неправильного.
На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.
Однако что-то говорить детям , чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.
Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.
Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало : «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»
И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.
В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа .
Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.
Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.
Такой подросток никогда не будет уверен в себе .
Эмоциональное благополучие
Тут тоже всё зависит от родителей, особенно - от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.
Безусловная любовь - это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений - а просто так.
Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».
Отец любит ребёнка как раз за что-то . За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.
Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.
Передается ли шизофрения по наследству? узнайте прямо сейчас.
Школьные успехи
Или неуспехи.
Учёба в школе - главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.
Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.
Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе , правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.
Отношения со сверстниками
Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников .
Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.
И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой , его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.
Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:
Как проявляется шизофрения у детей? О на нашем сайте.
Каковы причины заниженной самооценки?
Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:
Могут быть и особые причины , но они встречаются редко.
Роль родителей
Коротко говоря, она огромна . Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.
Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится - и эти довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.
На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам . И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.
Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.
Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение , что-то сам решать.
Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.
Важно, как родители оценивают поступки ребёнка , как критикуют его.
Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.
Критиковать ребёнка нужно , но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.
И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.
Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.
Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся - будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.
Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.
Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе .
У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.
Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую . Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.
Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.
Как поднять самоуверенность юноше?
Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?
Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.
Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.
Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен .
Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.
Как помочь ребенку избавиться от страха темноты? Узнайте из нашей .
Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?
Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка - вариант неправильной, необъективной оценки . Так что, конечно, это плохо.
Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.
Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).
Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.
Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная .
Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников - просто не может не быть уверенным в себе .
Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.
Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Если хвалить, то правильно
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
- За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
- Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
- Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
- Нельзя хвалить из жалости.
- Из желания понравиться.
Похвала и поощрение: за что?
- Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
- Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
- Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Приемы для повышения самооценки ребенка:
- Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
- Попросите о помощи как у равного или старшего.
- Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
- Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
- За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
- Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
- Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
- Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
- Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
- Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:
- Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
- Спокойно относиться к критике, без агрессии.
- Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
Не наказываем:
- Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
- Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
- Сразу после душевной или физической травмы.
- Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
- Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
- Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...
Для развития адекватной самооценки у ребенка
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
- Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
- Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
- Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
- Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
- Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
Игры и тесты
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.
Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")
Этот тест используют с 3 лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.
А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .
Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .
А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .