Сытник Виктория Викторовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МДОУ д/с №44 "Дружок"
Населённый пункт:
п. Подосинки, Дмитровского район, Московской область
Наименование материала:
конспект
Тема:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Секреты магнита"
Дата публикации:
15.01.2017
Раздел:
дошкольное образование
НОД по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе «Секреты магнита»
Программные задачи:
сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать
предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с
использованием магнита человеком;
способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через
элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои
предположения;
развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре,
договариваться, учитывать мнение партнёра;
воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми
предметами;
пополнять словарь детей новыми словами: магнит, магнетические предметы,
немагнетические предметы.
Предварительная работа:
Проведение опыта «Всё ли притягивает магнит?», использование в свободной
деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика»,
«Магнитная касса цифр и букв»
Оборудование:
Посылка, письмо, «волшебная варежка» , с магнитом внутри, ложки: пластмассовая,
деревянная, металлическая; колечко серебряное, диски, магниты по кол-ву детей, веревка,
большой пластиковый стакан, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие
предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой)
Ход:
-Ребята, наденьте халаты, шапочки, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Кто мне
подскажет, что обозначает слово – лаборатория? Как называют людей, работающих в
лаборатории? Чем они занимаются в лаборатории?
-Ой, смотрите, какая-то посылка, подписано: «Для любознательных». Я думаю, что это
именно для нашей группы. Посмотрим, что же там внутри нашей посылки?
(в посылке 3 ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой
спрятан магнит, колечко, диск и письмо) Воспитатель достает и перечисляет:
- Три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, колечко, диски ….А вот и
письмо…(читает)
«Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых сказок. Очень просим вашей
помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка», посылаем вам удивительную
рукавицу к которой прилипают различные предметы…Подскажите, почему это
происходит?»
- Я думаю ребята, что рукавица волшебная…Проверим?
1.Опыт №1 «Волшебная рукавица»
Воспитатель:
(подносит рукавицу к каждой ложке)
- Нет волшебства, опять нет волшебства, получилось….Ребята, как вы думаете почему
получилось волшебство? Две ложки пластмассовая и деревянная как лежали, так и лежат,
а металлическая притянулась к варежке?
(ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы меня порадовали, разгадав секрет. В этой рукавице
находится магнит. А кто мне скажет, что же такое магнит?
(магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
Воспитатель:
Магнит – это куски железа или стали, который
притягивает к себе
металлические предметы (
такие как железо, сталь никель
)
А предметы которые изготовлены из
золота, алюминия, серебра – не притягивает
2.Опыт №2 «Достанем меч- кладенец из колодца»
Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить, но для этого мне нужен меч-кладенец,
который хранится на дне глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне
оружие, помогите мне пожалуйста!...»
Воспитатель:
Ребята, как же нам помочь Иванушке?
(дети выдвигают возможные гипотезы)
Воспитатель:
Как вы думаете из какого материала меч-кладенец?
Какой он, железный, медный, алюминиевый, золотой серебряный, деревянный?(ответы
детей)
Воспитатель:
Каким образом можно достать оружие с дна колодца?
Воспитатель:
Как при помощи магнита достать до дна глубокого колодца?
(привязать верёвку к магниту и опустить в колодец)
Воспитатель с помощью магнита на веревке достает с большой емкости железный
гвоздь – меч-кладенец
Воспитатель:
Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?
путем экспериментирования дети определяют св-ва магнита:
определите на ощупь (гладкий, холодный)
постучите по столу, какой звук слышите? (глухой)
попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твёрдый)
какой он тяжёлый или лёгкой!
Мы знаем, что легкие предметы в воде….что делают?(плавают) А тяжёлые …(тонут)
Вывод: магнит – гладкий, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.
3.Опыт №3 «Помогите Золушке»
«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к
принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей
помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелочку и смешала со скрепками,
булавками, гвоздями…Помогите мне перебрать и очистить крупу»
(на большой тарелке гречка…все предметы которые находятся в ней убираем с
помощью магнита)
Воспитатель:
Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной
палочки. А ещё ,ребята, все предметы которые притягивает к себе магнит называют –
магнетические.
А те, которые не прилипают к магниту –
немагнетические.
Воспитатель:
Я вижу вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Чтение письма воспитателем дальше…
«Ребята, пишет вам патчерица, уронившая веретено с железным наконечником в
стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется
бежать в гости к Госпоже Метелице…Можно ли достать мое веретено с помощью
магнита не замочив рук и ног?»
Опыт №4 « Не замочи рук»
Воспитатель:
Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами
стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук,достать скрепку.
Поможет вам конечно в этом магнит.
(У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней
стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вот мы и справились с нашей задачей, помогли всем нашим сказочным героям, я думаю
они будут очень вам благодарны.
Ребята, а где в нашей группе можно увидеть магниты?
(игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», железная дорога)
А еще ребята магнит используют
в строительстве, для поднятия больших металлических грузов,
в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды,
в различных медицинских приборах есть магнит,
в школе есть магнитные доски…
в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т.д.
Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны. А любознательные
дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. А что бы вы хотели узнать
еще? Подскажите мне, где можно найти много интересной информации?
(в энциклопедиях, по ТВ, через интернет) Я обязательно воспользуюсь вашими
советами, а вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями.
ПИСЬМО ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РЕБЯТ…
«…Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых
сказок.Очень просим вашей помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка»,
посылаем вам удивительную рукавицу к которой прилипают различные
предметы…Подскажите, почему это происходит?»
«Дети, обращается к вам Иванушка, мою невесту Василису
похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить,
но для этого мне нужен меч-кладинец, который хранится на дне
глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне оружие,
помогите мне пожалуйста!...»
«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет
пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я
смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне
гречку в тарелочку и смешала со скрепками, булавками, гвоздями…
Помогите мне перебрать и очистить крупу»
«Ребята, я - патчерица, уронившая веретено с железным
наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот
колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…
Можно ли достать мое веретено с помощью магнита не замочив рук и
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской
деятельности в старшей группе
Тема
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
г. Урень Нижегородской области
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской
деятельности в старшей группе
Тема "Путешествие в бумажную страну"
Воспитатель:
Бугрова С.Д.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"
Программное содержание:
Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги.
Словарная работа : папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Оборудование.
Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.
Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная бумага, карандаши, ножницы, трафареты животных, вода (в ёмкости).
Предварительная работа : рассматривание предметов сделанных из бумаги. Беседа о бумаге и её свойствах.
Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.
Ход НОД.
В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке огромном несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем –
“Мечта”.
В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Тогда смелее в путь.
Дети, садятся за столы . (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
В. Вся бумага одинаковая?
Дети . Нет.
В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).
Ребенок : У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.
В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).
В. Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ презентации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ презентации). -На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ презентации). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ презентации).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ презентации).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец
Цай Лунь. (Показ презентации). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.
Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ презентации).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?
(Дети перечисляют бумажные предметы) (плакат, письмо, альбом, книга, деньги, салфетка, упаковка, коробка, обои и т.д.)
В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель , не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Физкультминутка.
В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:
Бумажная книга Бумажный
Бумажные обои Бумажная обувь
Бумажный фантик Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажный шкаф
Бумажный Бумажное яблоко
Бумажные деньги Бумажная дверь.
В. А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.
Опыт №1 "Бумага мнется"
А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Значит делаем вывод : бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.
Опыт №2 "Бумага рвется"
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод : картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся,
Второе свойство бумаги бумага рвется.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Опыт 3 "Бумага режется"
Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. Третье свойство.
Опыт 4 "Бумага намокает"
для следующего опыта нам понадобится вода.
Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?
(Ответы детей)
Вывод : тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный. Четвёртое свойство.
Опыт №5 "Бумага летает"
Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.
Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? Дыхательная гимнастика.
Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
В. Итак, мы с вами провели опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.
В. А сейчас я вас познакомлю с новым свойством бумаги. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети . Бумага скрутилась.
В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
В : У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)
В. Вы встречались с ней раньше?
В. Как вы думаете, для чего она нужна?
В . Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
В. Обследуем копировальную бумагу.
В. Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.
В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети : Два.
В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по трафарету.
Рассматривают работу.
В. Сколько рисунков у вас получилось?
В. Как вам удалось это сделать?
В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране? Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять ? Какими свойствами обладает бумага?
Дети: Бумага мнется.
Бумага рвется.
Бумага можно резать.
Бумага намокает.
Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
В. отмечает работу детей, на ваших столах лежат смайлики с улыбкой и грустный, поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению!
В . Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь.
В. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.
Анализ НОД.
Конспект НОД назывался «Путешествие в бумажную страну»
Программное содержание :
Сформировать представление о свойствах бумаги, её видах.
Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Учить самостоятельно, проводить опыты и эксперименты.
Формировать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги
Проводилась предварительная работа:
Рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Беседа о бумаге и её свойствах.
Во время НОД все дети были вовлечены в ход НОД. Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети узнали о истории бумаги.Познакомились с копировальной бумагой.(попробовали нарисовать 2 рисунка сразу)
Ребятам было предложено исследовать и изучить бумагу и картон: мять, рвать, резать и т.д. Используя наблюдение, практические методы ребята закрепили и систематизировали знания о свойствах бумаги.
Использовались такие приёмы,как - пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, различные игры.
Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.
Анастасия Сорокина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
Конспект НОД в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема : «Воздух-невидимка »
Задачи :
1. Формировать у детей представление о воздухе ;
2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
3. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любознательность.
Оборудование :
В. Ребята, отгадайте загадку :
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух )
В. Правильно, это воздух ! Я предлагаю вам сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.
В. Сколько времени мы могли не дышать? Почему? (Не хватало воздуха ) .
В. Правильно, без воздуха мы бы не смогли дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом , который находится в воде. Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух ? (Он прозрачный) .
В. Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха ? Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха ? Итак, что мы можем сказать о воздухе , какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?
Воздух -это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха , все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней. Воздух-невидимка , но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать .
Посмотрите на салфетку (делаю взмах веером над ней, что с ней происходит? Почему? А вы хотите ощутить движение воздуха ? Подойдите ко мне и закройте глаза (делаю взмахи веером) . Что почувствовали?
Все тела природы занимают место. А воздух ? Давайте это проверим.
В. Можем ли мы обнаружить воздух ? Давайте проверим. Берём стакан, к дну которого прикреплена бумажная салфетка. Скажите, есть ли воздух в стакане ? Давайте попробуем узнать. Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, пока он не коснётся дна.
Почему бумага на дне стакана осталась сухой? Что не пустило в стакан воду?
Вывод : в стакане есть воздух , он не пустил воду и не дал намочить лист.
В. А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки) .
В. Да, это пузырьки с воздухом . Откуда они взялись?
Воздух вышел из стакана , и его место заняла вода. Что произошло с листом? Он намок.
Вывод : Вода заняла место в стакане, вытеснив из него воздух , который мы с вами увидели в виде пузырьков.
В. Скажите, можно ли поймать воздух ? Возьмите пакет и взмахните им, и быстро-быстро закрутите снизу. Какой стал пакет? (упругий, твердый) . Что находится в пакете? (воздух ) . Теперь мы его можем даже потрогать.
Вывод : У воздуха нет определенной формы, он принимает форму того предметы, в который попадает. Люди научились использовать эти свойства воздуха – спасательный круг , надувная лодка, воздушные шары , дирижабли.
Звук свистульки.
В. Что вы слышите? Откуда появился звук? Давайте тоже подуем в свистульки. (Один дует сильнее, а второй ребенок тише)
В. Как появляется звук? (ответы детей) .
Вывод : Когда дуем в отверстие, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху . На луне, где нет воздуха , как сильно бы вы не кричали вас никто, не услышит. Звук не распространяется.
В. Спасибо вам ребята, с вами было интересно работать. Поэтому хочу вам сделать маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть (мыльные пузыри) . Мы с вами пойдём на прогулку и будем запускать пузыри
Публикации по теме:
Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.
Конспект исследовательской НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД «Воздух невидимка» в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области Цель; Развивать.
Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Великий невидимка воздух» Тема: Великий невидимка воздух Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации в процессе исследовательской деятельности. Задачи:.
Задачи: Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)
Описание . Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.
Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи.
Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.
Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Материал и оборудование:
карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка»
Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах.
Заучивание стихотворения о воде.
Экологическая прогулка на реку.
Опыты и эксперименты с водой и воздухом.
Ход занятия.
Ребята, вам нравится что мы здесь собрались? И мне нравиться, а давайте об этом расскажем товарищу.
Музыкально -коммуникативная игра «Как здорово»
Звучит фонограмма «Я водяной»
Воспитатель.Кажется это поет водяной, как вы думаете, а почему он такой грустный? А давайте отправимся к нему в гости и ему станет весело так же, как нам сейчас. На чем мы можем к нему добраться. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. - Воздух.
Открываю изображение воздушного шара
Скажите, а зачем под шаром расположена горелка?(предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом, когда его нагревают..
Опыт 1
.
Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается.Кто же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух?
Давайте все возьмемся за руки. Итак включается горелка–воздух нагревается - расширяется и шарик заполняется и мы летим - вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (дети бегут на стульчики) Вот мы с вами оказались на берегу реки.
Ребенок Вы слыхали о воде – говорят она везде
В луже, море океане и в водопроводном кране
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда
Без неё нам не умыться, не наесться,не напиться
Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Давайте посмотрим по сторонам - нет ли здесь нашего Водяного?.
Зрительная гимнастика. (Музыкальная игра «смотрит влево-смотрит вправо)Входит Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Спасибо, что вы пришли, а то мне так скучно, знаете у меня здесь столько воды и я так привык шлепать босыми ногами по лужам, купаться,брызгаться, после этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в свое любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Ребята,попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Опыт 2 . Запах воды.
Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах?
Водяной. Я не знаю
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3. Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать)
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?
Сделай вывод.
Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой.
Опыт 4.
Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
Пальчик и наши устали. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра.(упражнения под музыку Елены Железновой)
Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу,
солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)
Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили.
Воспитатель. Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали?
(Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды.
Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик?
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде?
Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.
Конспект НОД
Поисково-исследовательской деятельности
для детей старшей группы
МДОУ д/с №2
Рогулева Татьяна Николаевна -
Воспитатель МДОУ детский сад №2
г. Маркса
Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности
для детей старшей группы
«Превращения. А что это такое?»
Цели: Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения на основе практических действий.
Материал: картинки с изображением сказочных героев, с животными, с изображением последовательного изменения роста человека; карточки со схематичным изображением превращений; 3 стаканчика с водой, чайные ложки, соль, сахар, марганцовка, марля, костюм фокусника.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, мы сегодня на занятии будем говорить о превращениях. Подумайте и скажите, где бывают превращения?
Дети: В сказках.
Воспитатель: Вспомните и назовите превращения в сказках.
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: кто сможет сказать, что такое превращение?
Ответы детей.
Воспитатель: как мы узнаем, что превращение произошло?
Дети: Что-то или кто-то изменился, стал другим.
Воспитатель : Правильно. Итак, превращение – это когда кто-то или что-то был одним, а потом стал другим. Но превращения бывают не только в сказках, но и в настоящей жизни. Вот, например, сейчас у нас день, а потом будет что?
Дети: Ночь.
Воспитатель: Во что ночь потом может превратиться?
Дети: Опять в день.
Педагог показывает картинку с детенышем животного.
Воспитатель: Это кто?
Дети: Котенок.
Воспитатель : Правильно. И назовем его Кузя. А это кто? (показываю картинку с взрослым животным)
Дети: Это кот.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли это быть один и тот же кот?
Дети: Да. Сначала он был маленьким, а потом вырос, и стал большим.
Воспитатель: Правильно. Котенок превратился в кота, потому что он вырос. И вы тоже превратитесь во взрослых людей. И звать вас так же будут, как и сейчас. Но превращаться вы будете медленно.
(Показываю картинки с изображением последовательного изменения роста человека). А давайте тоже сделаем маленькое превращение из пластилина. Можно из кубика сделать шарик?
Дети: Да.
Дети лепят шарик, разминая холодный пластилин.
Воспитатель. Пластилин был, какой?
Дети: Холодный, и в виде кубика.
Воспитатель : А стал каким?
Дети: Теплый, и в виде шарика.
Воспитатель: Произошло превращение. Давайте поиграем в игру «Угадай превращение». Я буду говорить предмет, а вы, во что он превратится.
(дерево – деревянный дом, зернышко- цветок, щенок – собака, вода – лед и т.д.) Может кто - то придумает свои превращения.
Воспитатель: А вы знаете, что можно изобразить схематично превращение.. Рисуется стрелочка, показывая направление превращения. От лягушки к царевне или наоборот. Я сейчас раздам листочки, и вы схематично изобразите, что во что превращается.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется раз».
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
море волнуется три,
цветочная фигура ….. замри». (звериная)
Воспитатель: А фокусник, это волшебник или это настоящее превращение? Вы произнесите волшебные слова 3 раза и мы посмотрим, может что то произойдет!
Ахалай - Махалай, превращения начинай! (ухожу переодеваться)
Фокусник: Здравствуйте, ребята! Скажите, кто я такой? Кем я была и в кого превратилась? Я очень рад, что вы меня пригласили в гости в ваш детский сад. Сейчас я вам покажу фокусы-превращения. Как вы думаете, что нам надо для этого?
Ответы детей
Фокусник: Есть у меня волшебная палочка – это обычная чайная ложка. Она сегодня будет моей помощницей. Главное ребята, это – внимание, превращение нужно заметить. Итак, мы начинаем: Эх, Аахалай, да Махалай, превращения начинай!
Первое превращение .
Мне понадобится стакан с водой и соль. Я чайной ложкой беру соль и опускаю в воду, дотрагиваюсь волшебной палочкой, мешаю… Раз, два, три! Соль исчезла. Что с ней произошло, как вы думаете?
Дети: Соль растворилась.
Фокусник: А что стало с водой? Она поменяла цвет?
Дети: Вода стала соленой и не поменяла цвет.
Фокусник: Молодцы! А теперь это превращение вы сами сделайте.
Предлагаю прейти ко второму превращению .
Возьмем стаканы с чистой воды, а теперь самое главное. Берем волшебной палочкой сахар и опускаем ее в воду. Размешиваем нашей помощницей – чайной ложкой. Ребята, изменила ли цвет вода? Куда делся сахар? Попробуйте на вкус свою воду. Какая на вкус стала вода?
Дети: Вода не поменяла цвет, а сахар растворился в воде.
Фокусник: Ребята, что вы наблюдали? Что изменилось?
Дети: Мы наблюдали, как сахар и соль растворилась в воде. Вода поменяла вкус. В первом случае, она стала соленая, а во втором сладкая.
Фокусник: Молодцы! Я приготовил еще одно превращение. Посмотрите, ребята, я беру этот стакан и наполняю его водой, и помешиваю. А теперь опускаю в стакан вот этот марлевый мешочек (в мешочке 2-3 кристаллика марганцовки). Вот посмотрите, кристаллики марганцовки прячутся в воде, они исчезают, а вода при этом меняет цвет. Пофантазируйте, и скажите, на что похожи растворяющиеся кристаллики?
Ответы детей.
Фокусник: Я закончил свой сеанс. Мои превращения понравились вам?
Дети: Да.
Фокусник: Мне пора. До новых встреч. Ахалай - Махалай, превращения продолжай! (ухожу переодеваться)
Воспитатель: Итак ребята, в кого я опять превратилась? Мы сегодня говорили о превращениях. Вам понравилось находить превращение и самим его делать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда на следующих занятиях мы продолжим эту тему, и будем исследовать новые превращения.