- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
- развивать у старших дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат реализации программы:
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной программы «Игротека: лего - конструирование и робототехника»
К семи годам дошкольник должен
ЗНАТЬ:
- технику безопасности при работе с образовательными конструкторами;
- особенности конструкторов ЛЕГО; HUNA-My Robot; основные компоненты конструкторов;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов и роботов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов.
УМЕТЬ:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- использовать разнообразные конструкторы;
- создавать реально действующие модели, конструкции при помощи инструкций схем, образцов.
- демонстрировать их технические возможности;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.).
ОБЛАДАТЬ:
- творческой активностью и мотивацией к деятельности;
- приемами индивидуального и совместного конструирования.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы
Актуальность введения лего - конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью общества, социальным заказом родительской общественностью, необходимости развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Лего-конструирование и робототехника больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование лего-конструктора и робототехники является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Актуальность программы заключается в следующем:
- востребованность расширения спектра образовательных услуг и обеспечения вариативных форм дошкольного образования;
- расширение сферы личностного развития детей дошкольного возраста, в том числе в естественнонаучном направлении;
- требования муниципальной и региональной политики в сфере дошкольного образования – развитие основ технического творчества (конструирование и моделирование) и формирование технических умений детей в условиях модернизации дошкольного образования;
- недостаточно опыта системной работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования лего-конструктора и робототехники;
- отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования.
Новизна программы заключается в естественнонаучной направленности образовательного процесса, который базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. В процессе занятий Лего-конструированием у детей развиваются психические процессы и мелкая моторика, а также они получают знания о счете, пропорции, симметрии, прочности и устойчивости конструкции.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего образовательного процесса. Позволяет детям шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и реализовываться в современном мире, а также в процессе конструирования дети получают интегрированные представления в различных образовательных областях.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор и робототехника открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В процессе занимательной игры ребенок учится и познает на практике основы механики, конструирования проектирования, создавая свои первые механизмы, соединения, здания и машины. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Описание
Программное обеспечение программы «Игротека: лего - конструирование и робототехника» включает в себя такие виды конструкторов: комплектами конструкторов линейки LEGO Education и HUNA-MRT- Kicky-Basic в процессе работы, с которыми дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования.
- Линейка конструкторов HUNA-My Robot предназначена для начинающих – это наборы серии Huna Fun&Bot exciting, Huna Fun&Bot sensing, Huna KICKY Senior. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.
- Образовательный робототехнический модуль Технолаб «Предварительный уровень» - он способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и предназначается для проведения занятий в группах детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
- Линейка конструкторов LEGO Education - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Заключение
В связи с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит тяжелая задача выпустить грамотных детей, любознательных, активных и все это надо сделать в процессе интересном для детей, увлекательном, мотивирующем на познание и главное, в ведущей детской деятельности – игровой. Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Необходима новизна и актуальность!
Дополнительная программа «Игротека: лего - конструирование и робототехника» дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать интерес к техническим наукам, к техническим средствам и технике в целом, совершенствовать навыки и знания, полученные из окружающего мира.
Как показывает практика, при организации кружка дети с большим удовольствием приступают к работе, работают более увлеченно, стремятся к результату. Дети научились самостоятельно создавать постройки, знают названия деталей, испытывают радость перед предстоящей деятельностью с конструкторами LEGO, HUNA-My Robot.
Конструктор LEGO - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Курс Робототехники вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы по возможности, каждый ребенок хорошо учился, был весел и жизнерадостен. Веяния времени диктуют нам свои направления, новшества, которые мы стремимся внедрять в нашу работу. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
В данной программе соблюден принцип преемственности, где дошкольники, изучив темы по робототехнике по спиральной концепции, на усложнение усваивают дальнейший курс робототехники в первом классе.
Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.
Литература
1.Андреева Н.Т., Дорожкина Н.Г. «Конструкторы HUNA-MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании».
2.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учебное пособие / Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
7. Каширин Д.А. Конструирование роботов. Методические рекомендации для организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 120 с.
8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104
9. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Интернет-источники
3. http://фгос-игра. рф/
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
Совершенствование урока посредством применения педагогической техники "Конструктор"
Учить сегодня - сложная задача.
Ученье, как вершина нас зовет.
Быть современным, грамотным,
А это значит - учить себя,
Чтобы двигаться вперед.
Современный урок - это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.
Главное условие успешного обучения - способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие.
В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “
Конструктор урока
”
, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Взяв, как основу, форму конструктора А. Гина я разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы, используемые мною на уроках. Данный конструктор используется при тематическом планировании всех разделов химии. Для его разработки необходимо обозначить этапы урока буквами, составить список и описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в которой записывается формула конкретного урока.
Разработан алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор»:
1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
2. Изучение разных приёмов и их комбинаций.
3. Структурирование всех приёмов в «Конструкторе».
4. Тематическое планирование с введением раздела «Конструктор».
«Конструктор урока»
Урок «открытия» нового знания
Этапы урока | Функциональные блоки | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А. Мотивация к учебной деятельности |
Кроссворд | Фантастическая добавка | Картинная галерея | Удивляй! | Отсроченная отгадка | Фантастическая добавка | Ассоциативный ряд |
Б. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Толстый и тонкий вопрос | Цепочка признаков | Развивающий канон | «Да-нет» | Вопросительные слова | Химическая задача | Демонстрационный эксперимент |
В. Постановка учебной задачи |
Вопросительные слова | Эвристическая беседа | Демонстрационный эксперимент | Фантастическая добавка | Найти ошибку | «Корзина идей» | «Кубики» |
Г. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) |
Стратегия «Идеал» | Ромашка знаний | Демонстрационный эксперимент | Изобретательская задача | Зиг-Заг | Вопросы-суждения к тексту | ЗХУ |
Д. Первичное закрепление во внешней речи |
Взаимный опрос | «Лови ошибку!» | «Спроси себя» | «Кубики» | Стратегия «Фишбоун» | Химический диктант | Обратный мозговой штурм |
Е. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Тест | Работа с раздаточным материалом | Фронтальная лабораторная работа | Карточки с химическими задачами | Тренировочная кратковременная контрольная работа | «Создай паспорт» | Ситуационные задачи |
Ж. Включение в систему знаний и повторение |
Вопросительные слова | Тонкий и толстый вопрос | Вопрос к тексту | Хочу спросить | Обсуждаем домашнее задание | «Ромашка Блума» | Игра в случайность |
З. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Шесть шляп | Цветик-семицветик
/
Лестница успеха |
Острова
/
Чемодан, мясорубка, корзина |
Смайлики
|
Синквейн | Рефлексивный экран | Свободный микрофон |
Работа по алгоритму строится следующим образом:
Обозначение основных разделов урока может быть следующим (урок «открытия» новых знаний):
1) Мотивация к учебной деятельности
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3) Постановка учебной задачи
4) Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
5) Первичное закрепление во внешней речи
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7) Включение в систему знаний и повторение
8) Рефлексия деятельности (итог урока)
Любой из разделов урока может быть реализован разными приёмами или их комбинациями, то есть приёмы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: Начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приёма «Удивляй», закрепление идёт в виде «Игры в случайности», на уроке проводится терминологический диктант, задание задаётся массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.
Приёмы педагогической техники, описанные в конструкторе урока - это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приёмы, взаимосвязанные между собой. Все приёмы легко применимы в условиях современной школы.
При использовании «Конструктора» значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. А возможно, вы впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Конструктор, разработанный А. Гином, взят за основу при проектировании уроков естественно-гуманитарного цикла. Ниже приведены некоторые методические приёмы, используемые в собственном конструкторе урока.
Прием «
Отсроченная от гадка
»
1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Прием «
Удивляй!
»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Прием «
Фантастическая добавка
»
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастической. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значения любого параметра, который обычно остается постоянным; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном мире; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.
Прием «
Лови ошибку!
»
1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!
2. Ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Прием
«Да» и «нет» говорите («Да -нетка», или Универсальная игра для всех).
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Игра учит:
. связывать разрозненные факты в единую картину:
. систематизировать уже имеющуюся информацию:
. слушать и слышать соучастника.
После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) -слабыми?
Прием «М
озговой штурм
»
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Цель-развитие творческого стиля мышления. Дидактические ценности УМШ:
. это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
. учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
. участники учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует
учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
. учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею:
. наработанные решения часто дают новый подход к изучению темы:
. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать
деловую игру.
Технология.
Проводится в группах численностью -7-9 человек. До штурма:
1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на 1 этапе -НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил УМШ, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, знаками...)
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на 1 этап. Время, обычно до 20 мин., желательно фиксировать на доске.
1 этап.
Создание банка идей. Цель—наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Затем небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции; какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
2 этап.
Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.
3 этап.
Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.
Рекомендации.
1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу.
2. Каждая группа может штурмовать свою задачу. Лучше в се задачи объединить одной, более общей проблемой.
3. Нет ничего плохого в том, если 3 этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи - пусть обсуждают и их. Главное - спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенной количество идей в строго отведенное время.
4. УМШ пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.
Приём «Цепочка признаков»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
- умение описывать объект через имена и значения признаков;
- умение определять по заданным частям модели скрытые части;
- умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («сульфат бария - осадок белого цвета»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («сульфат бария является солью»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Приём «Толстый и тонкий вопрос»
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример:
Приём «Развивающий канон»
Описание:
Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Гидроксид натрия - щелочь = один из классов неорганических соединений - ?
Стратегия
«
Вопросительные слова
»
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример
:
Приём «Корзина идей, понятий, имен»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример.
Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Кислоты » можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать кислотами, привести примеры
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Химия:
- голова - Белки
- верхние косточки - фибриллярные и глобулярные
- нижние косточки - растворимость
- хвост- растворимые и нерастворимые
Приём «З-Х-У»
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
- умение определять уровень собственных знаний;
- умение анализировать информацию;
- умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю»,
учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать»
— это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Приём “Обратная мозговая атака”
Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.
Приём «Зигзаг»
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
. анализировать текст совместно с другими людьми;
. вести исследовательскую работу в группе;
. доступно передавать информацию другому человеку;
. самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
Приём «Создай паспорт»
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Приём «Ромашка» Блума
Описание:
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.
- Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
- Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
- Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Приём «Шесть шляп»
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
- умение осмысливать свой опыт;
- умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
- ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа
символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа
- позитивные суждения.
Черная
- отражает проблемы и трудности.
Красная
- эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая
- творческие суждения, предложения.
Синяя
- обобщение сказанного, философский взгляд.
Конструктор уроков не только позволит учителю систематизировать имеющиеся материалы, но и создавать без больших временных затрат качественные уроки на основе системно-деятельностного подхода, обеспечив таким образом активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Главное - не забывать пополнять свой конструктор новыми методическими приемами и любопытными фактами.
Литература:
1.Курсы повышения квалификации «Как начать и как завершить урок по ФГОС» http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/
2.https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi- 3.fidia.org/text/77/492/47998.php
3. sites.google.com/site/appocio/konstruktor-uroka
4.fidia.org/text/77/492/47998.php
Современные дети предпочитают общению со сверстниками и любимой игрушкой компьютерные игры, которые негативно действуют на психику и развитие дошкольника. Как уберечь ребенка от компьютера? Игра с конструктором – с одной стороны увлеченное занятие, с другой – всестороннее развитие ребенка.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А. В. Запорожец) .
Для ребенка игрушка: это и источник радости, и предмет для творчества, и психологическое орудие овладения им предметным миром и собственным поведением, постижения сложностей человеческих взаимоотношений.
Мы, педагоги МБДОУ «Золотая рыбка» , решили выяснить, во что играют наши воспитанники.
Проведенный в нашем детском саду опрос детей дошкольного возраста показал, что отвечая на вопросы «Во что ты любишь играть? Твоя любимая игрушка?» 5% детей 4-6 лет привёли в растерянность, дети не могли назвать ни одной игры, 67% стали называть на перебой названия компьютерных игр, с описанием «героев – освободителей» всего мира от злодеев, остальные из опрошенных детей называли игрушки (машинки – гонки, человек – паук, куклы Мокси) , которыми они просто манипулировали, и часть детей называли какие-то подвижные игры типа ловишек и пряток, но правила игры смогли сформулировать лишь очень немногие.
Наши дети «игрушками» называют компьютерные игры. Они предпочитают живому общению со сверстниками и любимой игрушке виртуальный мир, которому отдаются полностью окунаясь с головой: спасают мир с очередным «супер героем» , таранят машины на гонках и обезоруживают противника. У ребенка, сидящего перед компьютером, можно наблюдать злобное выражение лица и напряженность во всем теле. В компьютерных играх ребенок учится и привыкает убивать. Потом с легкостью лишая жизни живые существа в виртуальном мире, ребенок агрессию и злость игры переносит на сверстников, родителей и всех окружающих. Таким образом, постепенно компьютер из электронной машины, созданной для работы и облегчения труда взрослого человека, стал зависимой и опасной игрушкой, управляющей сознанием наших детей. Ни одна мать не хочет, чтоб её ребенок был зависимым от компьютера, который несет в себе, по неопровержимым выводам психолога В.В. Абраменковой: 1) Изменения в системе ценностей. Живое, человеческое, непосредственное уступает место технократическому, опосредственному общению и обучению, когда учитель не нужен. 2) Экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (виртуальную) реальность, ребенок отгораживается от реального мира. 3) Экран является конструктором нового миропорядка: «новой морали» , новых этических норм.
Поэтому от нас, взрослых, зависит, в какие игры и с чем играют наши дети.
Для решения данной проблемы мы решили привлечь родителей воспитанников в познавательный игровой процесс для обеспечения максимальной поддержки в удовлетворении потребностей детей, возникающих в процессе развития и обучения. Чтобы труды дали свои плоды и увидеть результат, мы организовали в группе семейную творческую мастерскую для совместного творчества детей и родителей и их общения, чтобы сблизить интересы ребенка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолевать трудности и радоваться успехам, а так же повысить педагогическую грамотность родителей в области конструирования для обогащения игровой деятельности дошкольников в домашних условиях.
Мы решили предложить родителям конструктор, как альтернативу компьютерным играм и человекам – паукам.
Для начала познакомили родителей с видами конструкторов из различных материалов для повышения компетентности в области воспитания и обогащения игровой деятельности детей. Родители узнали и увидели, что детские конструкторы - это целая страна развивающих игрушек, в которой можно найти самые разнообразные виды конструкторов: деревянные, пластмассовые, динамические, электронные, металлические, магнитные, бумажные, конструкторы Лего и множество других. Каждый вид конструктора отвечает своим целям, однако есть общее, что их всех объединяет – это творчество ребёнка, желание создавать что-то новое и радоваться результатам своего творчества. (фото №1, фото№2)
Выбрать не просто, но если выбор сделан правильно – в этом разнообразии ребенок обретет любимую игру, с помощью которой сможет изобразить свой прекрасный детский внутренний мир, свои желания и фантазии, развить в себе желание созидать и познавать, как из малого создается большое. Разрушать всегда было легко, достаточно топнуть ножкой – и исчезнет песчаный замок, бросить машинку на пол и увидеть ее содержимое. Но разрушение не несет ничего хорошего ни родителям, ни окружающим, ни самим детям. Поэтому развитие у детей способности создавать – одна из самых важных задач для родителей.
Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию, совершенствуются игровые навыки и усидчивость, представления о цвете. Во время игры в конструктор, когда ребенок соединяет, разъединяет и просто перебирает детали разной величины, задействованы мышцы кисти, что способствует развитию мелкой моторики, Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга. Играя с кубиками у ребенка расширяются математические представления о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Игры с конструктором развивают у ребенка такие ценностные качества личности как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор может стать хорошим помощником при подготовке детей к школе, развивая у них речь, память и самостоятельность.
Следующим этапом семейной мастерской была практическая часть, где родители непосредственно познакомились с различными видами конструкторов и совместно с детьми сооружали различные постройки и обыгрывали их. (фото №3, фото№4, фото№5, фото№6, фото№7) Родители погрузились в мир творчества и были увлечены не меньше своих детей. Родители убедились, что не достаточно купить конструктор и просто отдать его ребенку - в этом случае конструктор станет непонятной кучей деталей, не представляющих никакого интереса и не сможет сыграть своей важной роли в жизни ребенка.
Конструктор - это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста.
Ведь конструктор совсем не простая игрушка, чтобы получилась задуманная постройка из конструктора ребёнку требуется приложить определённые усилия, а для создания сложной постройки необходимы сообразительность и определенные умения, ведь последовательному сбору деталей по схеме ребенка тоже надо научить. А заинтересованность, поддержка и помощь взрослого и такого авторитетного человека, как папа делает эту игрушку особенно привлекательной, а совместно созданное творение дорогим. Какой будет новая постройка и как с ней играть? Каждый раз она будет совершенно новой, интересной и познавательной. Например, увидев, что в результате усилий ребенка у него получился самолёт, предложите ему совершить полёт в сказочную страну или навестить любимую игрушку, придумайте вместе интересную историю и разыграйте её с использованием других игрушек или сравните получившийся сюжет со знакомой сказкой, наполнив и постройку ребенка, и его игру светлыми чувствами и добротой. В сознании ребенка конструктор «оживёт» и из быстро надоевшей и непонятной кучи деталей станет одной из важнейших частей для воплощения в играх огромного мира детской фантазии.
А в группе мы начали активную работу с различными видами конструктора. Лего конструктор очень популярен и стал очень интересен для наших воспитанников. Пока наши дети на этапе конструирования по образцу, идёт сборка моделей с использованием инструкций, которые предложил производитель. Но мы надеемся, что скоро наши воспитанники начнут фантазировать и создавать свои модели и постройки, не пользуясь образцами – инструкциями.
Мы видим, что работая по схеме, образцу с многочисленными деталями конструктора, наши дети становятся усидчивыми, внимательными, у них развивается пространственное мышление, логика, застенчивые дети стали более уверенными.
Хочется пожелать родителям, дети которых ещё не играют с конструктором, познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Большинство детей очень любят играть с конструктором, поэтому конструктор – эта та игра, которая должна быть у каждого ребенка. А польза от такого приобретения не заставит себя долго ждать – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.
Использованные
Литература:
Абраменкова В.В. Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640 с.
Статья
Образовательные возможности конструирования в работе с детьми
младшего дошкольного возраста
Одним из основных направлений развития современного образования
является необходимость перехода от образования, ориентированного на
знания, к образованию, ориентированному на развитие. Современная
парадигма образования делает ставку на развитие функционально грамотной
личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона
решения задач в различных сферах деятельности, общения и социальных
отношений.
В условиях реализации образовательного проекта «ТЕМП» особую
актуальность приобретает ознакомление детей дошкольного возраста с
профессиями технической направленности.
XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и
робототехники. Технические достижения всё быстрее проникают во все
сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают неизменный интерес
детей. Технические объекты окружают детей повсеместно, в виде бытовых
приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других
машин. Детям с раннего возраста интересны движущиеся игрушки.
На современном этапе педагог располагает большими возможностями
ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями, в том
числе профессиями технической направленности, основами строения
технических объектов.
Учитывая все эти факторы, мы уделили особое
внимание детскому конструированию и решили использовать этот вид
деятельности в своей работе для ознакомления детей раннего возраста с
профессиями. Программа (или как ее обозвать деятельность?!) разработана с
учетом требований Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования и
нового образовательного проекта
Челябинской области «ТЕМП».
Мы убеждены, что в данном случае высоким образовательным
потенциалом обладает конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование является эффективным, современным средством развития
дошкольников, ознакомления и с предметами и явлениями окружающей
действительности. Поэтому, одним из путей ознакомления детей
дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых, является
конструктивно-модельная деятельность. И среди множества образовательных
конструкторов, несомненно, выделяется конструктор «Лего».
Что же такое «Лего»? Веянье моды или требование времени?
«Лего» в переводе с датского языка означает
«умная игра». Э то серия
развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и
моделирования разнообразных предметов (конструкторы). Принято считать,
что конструкторы как тип развивающих игрушек предназначены для
взрослых детей, достигших как минимум шести или даже семилетнего
возраста, но это вовсе не так. Больше того, мало кто знает, что первые
конструкторы «Лего», произведённые ещё в 1967 году, были ориентированы
как раз на самых маленьких.
Конструкторы «Лего » этой серии вызывает
интерес своей яркостью, удобно лежит в ладошке и легко совмещается с
другими элементами. Кроме того, эта серия представлена довольно широко, а
потому малышам будет невероятно интересно знакомиться с ней.
Начинать работу с конструктором «ЛЕГО» можно уже с раннего
возраста, так как именно в этом возрасте начинается развитие
цветовосприятия, ознакомление с другими сенсорными эталонами.
Как конструктор «Лего» помогает мне решать задачи ознакомления
детей младшего дошкольного возраста? С чего мы начинаем нашу работу?
Дайте детям конструктор, пусть они, не озабоченные каким-либо замыслом
постройки, выступят в роли исследователей! Дети должны познакомиться с
новой игрушкой, потрогать ее, открыть для себя яркие цвета и разнообразие
форм ЛЕГО - элементов, просто перебирая эти замечательные, так призывно
стучащие детали, изучая, как разноцветные кирпичики соединяются друг с
другом, что из этого получается. Пусть поиграют со своей постройкой. Не все
смогут сразу выполнить даже самую примитивную постройку, но это не
страшно: дети должны сначала познакомиться с материалом, попробовать
его. Это (первое) и еще несколько занятий необходимо воспринимать именно
с этой точки зрения.
Начинать знакомство необходимо с понятной ребенку профессии
(повар, воспитатель, шофер, продавец, врач). Не забываем про
предварительную работу (художественное слово, иллюстрации, беседы).
Предварительной работе нам также помогают книжки «Знакомимся с
профессиями» - это брошюры с персонажами LEGO, благодаря которым дети
получают представления о том, как выглядит работа почтальона, пожарного,
фермера, водителя скорой помощи и т.д. Содержание книжки таково, что
сначала ребенок услышит истории о профессиях, а затем сможет проверить и
укрепить свои знания, решая простые задания.
Например, как познакомить детей с такой важной профессией как врач?
Чтение стихотворений: К.Чуковский «Айболит», В.Берестов «Больная
кукла», Е. Благинина «Больной зайка».
Экскурсия в медицинский кабинет
детского сада, наблюдение за работой врача, медсестры, рассматривание
иллюстраций «Профессии», беседы о различны профессиях.
Также в нашей работе мы предполагаем активное вовлечение родителей
в образовательный процесс:
привлекаем родителей к совместному
техническому творчеству,
информируем родителей об особенностях
конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее
положительном влиянии на интеллектуально-творческое развитие, обогащаем
конструкторские знания и умения родителей, повышаем педагогический
уровень родителей.
Нами используются различные формы работы с родителями, в том
числе: открытые педагогические мероприятия,
день открытых дверей,
тематические выставки, информация в родительских уголках, на сайте ДОУ,
выступления на родительских собраниях, мастер-классы.
В своей работе мы руководствуемся следующими основными
принципами:
Доступность и наглядность.
Последовательность и систематичность обучения и воспитания.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Работа с образовательными конструкторами «Лего», позволяет детям в
форме познавательной игры узнать многие идеи и развивать необходимые в
дальнейшей жизни навыки.
Таким образом, и
зучив существующий практический опыт
использования конструкторов «Лего» в образовательной деятельность, мы
пришли к выводу, что их использование своим содержанием, формой
организации и результативностью способствует формированию умения детей
анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания,
наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Кроме того, конструирование имеет большой воспитательный потенциал:
помогает вырабатывать определенные качества личности – усидчивость,
терпение, взаимоуважение, аккуратность. Благодаря его использованию дети
становятся активными участниками образовательного процесса, более
осознанными становятся их представления об окружающем мире.
При использовании конструктора «Лего» в образовательной
деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, мы стараемся
работать творчески и шагать в ногу со временем. Считаю, что это главный
залог успешности в достижении поставленной цели, так как конструктор:
является великолепным средством для интеллектуального
развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных
областей;
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме;
формирует познавательную активность, способствует
воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и
сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной
деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и
созидать свой собственный мир, в котором нет границ.
Использование конструктора «ЛЕГО»
в работе с дошкольниками и
первым классом (внеурочная деятельность)
Подготовила:
Педагог МБОУ СОШ №37
Ляшенко И.С.
г.Белгород -2015г.
LEGO- технология в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения………………………………………3
Проект « Страна Лего»…………………………………………5
Конспекты занятий по Лего- конструированию…………...17
Игровые упражнения и дидактические игры с использованием Лего-конструктора…………………………21
Схемы строительства………………………………………….25
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Игра – важнейший спутник детства, в процессе ее малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.
Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Разработанный мной план деятельности по теме " LEGO - конструированию " направлен на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков.
Работа по LEGO- конструированию проходит в форме совместной деятельности и досугов, и позволяет решать следующие задачи:
Развивать воображение, речь, мелкую моторику, функции анализа и синтеза;
формировать навыки планирования процесса создания собственных моделей и совместных проектов;
формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образов;
формировать сенсорные представления;
формировать умения работать в коллективе.
В основе планирования совместной деятельности лежат методические пособия: Л.Г.Комарова «Строим из LEGO»- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.;Е. В. Фешина «ЛЕГО -конструирование в детском саду»- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.
В качестве конструктивно-игровой среды использую конструкторы: LEGO DUPLO , LEGO DACTA, тематические наборы LEGO.
В процессе деятельности с Лего-конструктором используют разнообразные формы заданий:
С детьми младшей группы
Конструирование по образцу
Преобразование образца по условию
Конструирование по замыслу
С детьми средней группы
Конструирование по условию
Конструирование по замыслу
С детьми группы старшего дошкольного возраста
Конструирование по образцу и преобразование образца по условию
Конструирование по условию
Конструирование по замыслу
Самостоятельное конструирование по чертежу
По методике в младшей группе роль ведущего всегда на себя берёт взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре, выбираю самые простые игры. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе игры, немного усложнятся. Дети будут учиться работать по карточкам, где изображение цветное; конструируют по замыслу, свободно экспериментировать со строительным материалом, впервые познакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. В старшей группе дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего будут брать на себя, сотрудничать друг с другом.
Мир, который открывает перед ребенком конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним, малыш помимо всего прочего получит еще и массу удовольствия и положительных эмоций. Впоследствии, быть может, это перейдет в постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.
Наименование проекта
Страна Лего
задачи проекта
Цель : , , интеллектуальную в .
Задачи:
1. анализировать функционирования будущей конструкции, устанавливать ее , способствовать оригинальных конструкций на одной и той же : достраивать, блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные .
2. Проводить по собственному , схему модели.
3. Использовать созданные конструкции в -макетах, -ролевых играх.
Этапы работы
I. - (2013-2014 уч.г.)
1. -ориентированного анализа.
Всестороннее изучение - и -методической литературы.
потребностей и существующей проблемы.
конкретных целей, , решения проблемы.
II. (2013-2014 уч.г.)
1. для .
2. Выработка конкретных по .
3. реализации проекта:
Подбор .
мониторинга реализации проекта.
- плана с детьми.
апробирование .
4. рамках реализации проекта
Установление по реализации проекта.
Информирование результатах.
внедрения проекта.
. -обобщающий (2014-2015 уч. г.)
1. Принятие тактических и стратегических решений , определение перспектив дальнейшего развития.
Ожидаемый результат
I. с детьми:
создает конструкции из разный видов по собственному замыслу.
Применяет средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы)
Самостоятельно организует предметно–игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, книг.
Стремиться стать участником коллективной сюжетно – ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр – макетов.
II. Информационно-образовательный продукт
2. Аналитический доклад по итогам реализации проекта “ Формирование познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта “Страна Лего”.
3. Мастер-класс “ Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами “Лего”.
Сроки реализации проекта
2 года
Участники проекта
Дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.
Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :
1 . Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .
4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.
Так моделирование из конструкторов типа “ Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”, стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.
Этапы работы над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, технологический и рефлексивно-обобщающий.
На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.
На технологическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”; подбирались диагностические методики. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”. Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.
На рефлексивно-обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.
Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.
В ходе выполнения педагогической работы применяются следующие принципы :
от простого к сложному ;
учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Разрабатывая проект "Страна Лего" ставились следующие цели :
развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности;
развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.
Осуществление проекта "Страна Лего" позволяет реализовать следующие задачи :
1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты
2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.
3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.
Задачи проекта реализовываются по следующим направлениям :
1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.
2. Осуществление реализации мини-проектов : "Наша группа", "Леса-чудеса", "Строим город", "Космос". Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта; конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла, уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.
3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.
«НАША ГРУППА» (Наш класс)
Задачи
Формы работы
Вид
конструк
тора
Дата
1.
2.
3.
4.
5
Воспитывать у детей интерес к целесообразной красоте предметного мира, познакомить с эстетикой быта и благоустройством помещений.
Развивать умение анализировать образец и соотносить с ним свои действия: подбирать необходимые детали, воспроизводить постройки по образцу, схеме.
Учить создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора конструкции по собственному замыслу.
Обучить конструктивным приёмам построения модели человеческой фигуры.
Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности.
Познавательная мотивация «Как сделать группу красивой и уютной».
Рассматривание фотографий групп детских садов.
Экскурсия по детскому саду.
Составление схемы расположения мебели в группе.
Конструирование «Мебель»
Выставка «Мебель»
Обсуждение дизайна и назначения, расстановка мебели в макете комнаты.
Конструирование «Девочка», «Мальчик» по схеме.
Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки.
Оформление и обыгрывание макета «Наша группа»
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
октябрь
План реализации игрового мини - проекта
«УЛИЦЫ ГОРОДА»
Задачи
Формы работы
Вид конструктора
Дата
Создать условия для эмоционально насыщенного общения взрослого и ребенка в игре.
Закрепить принципы построения архитектурных зданий, способам скрепления деталей по показу;
Развивать конструктивное воображение при сооружении
зданий по рисунку
Учить использовать подвижные и крутящиеся детали;
Развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла.
Беседа «Какой город мы хотим построить».
Анализирование по иллюстрациям, фотографиям объектов моделирования;
Моделирование ворот, арок, башен, соборов;
Постройка модели теремка по образцу;
Строительство русских церквей по рисункам (фотографиям);
Постройка модели русского терема по иллюстрациям к сказкам;
Конструирование соборов, русского кремля по схеме;
Сооружение моделей современного наземного транспорта (автобус, такси, грузовик);
Строительство рабочих машин (трактор, экскаватор, бульдозер, комбайн);
Конструирование терема по замыслу;
Создание моделей городских домов (одно-, двух-, многоэтажных);
Создание модели машины будущего.
Лего
Мега-блок
Мега-блок
Мега-блок
Мега-блок
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
ноябрь
Декабрь
План реализации игрового мини- проекта
«ЛЕСА – ЧУДЕСА»
Задачи
Формы работы
Вид
конструк-
тора
Дата
1.
2.
3.
4.
5
Обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете; учить видеть конструктивные особенности моделей.
Закрепить навыки моделирования человеческой фигуры.
Закрепить умения передавать характерные особенности животных средствами конструктора.
Развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать конструктивные навыки для передачи замысла постройки.
Учить создавать сюжет совместной игры, используя и комбинируя полученные знания,
разыгрывать игровые диалоги, придерживаться общего замысла.
Игра «Угадай мою модель»;
Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки;
Моделирование фигуры великана по образцу и по замыслу.
Создание моделей собак и кошек по образцу.
Конструирование птиц по образцу и по замыслу.
Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.
Моделирование фантастического животного по замыслу.
Моделирование фантастического животного.
Конструирование модели чудища по собственному замыслу.
Создание сказочного средства передвижения.
Сюжетно – ролевая игра
« Леса- чудеса»
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
Лего
Мега-блок
Январь
Февраль
План реализации игрового мини – проекта "КОСМОС"
Задачи
Формы работы
Вид
конструктора
Дата
Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора.
Закрепить навыки передачи формы с использованием вращающихся и подвижных деталей.
Развивать умения следовать устным инструкциям педагога.
Развитие фантазии и конструктивного воображения.
Развивать коммуникативные навыки детей в игре.
Поощрять устойчивые объединения детей в игре.
Моделирование самолёта по образцу;
Создание модели самолёта по картинке.
Постройка военных машин по образцу и с опорой на рисунки;
Создание моделей роботов по образцу;
Конструирование вертолётов по схеме.
Строительство самолётов, ракет;
Моделирование военных кораблей.
Конструирование космических кораблей;
Моделирование аттракционов по замыслу;
Создание моделей роботов и инопланетян по собственному замыслу.
Создание и обыгрывание макетов «Космос»
Лего
Лего
Мега-блок
Лего
Лего
Все виды конструкторов
Март
Апрель
Конспект занятия "В леса-чудеса мы поедем с тобой".
Моделирование фантастического животного,
обыгрывание игровой ситуации.
Задачи:
1.Создать игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей творческих объединений детей по интересам и желанию
2.Обучить оформлять свой замысел путём предварительного рассказа.
3.Развивать умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности задуманного животного.
4. Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений
Материал:
Конструкторы Лего, тематический;
Сказочный лес, фигурки зайцев, домик и скамейка, собранные из деталей конструктора; иллюстрации из сказок.
Ход занятия:
Педагог создаёт игровую ситуацию: выставляет игрушечные ёлочки, разные другие деревца, избушку, собранные из деталей конструктора, и фигурки зайчиков. Затем рассказывает такую историю: "Жили-были на опушке леса мама Зайчиха и её сынок - зайчишка-Пушишка. Как-то раз мама приходит домой с соседнего огорода с капустой и видит, что её сынишка сидит на скамейке перед домом очень грустный. Она спрашивает его: "В чём дело, дорогой, почему ты грустишь?" А зайчишка ей отвечает: "Мамочка мне вдруг стало так скучно, что даже играть ни во что не хочется. - Не грусти, милый, - говорит Зайчиха, - давай отправимся с тобой в путешествие!"
Педагог читает отрывок из стихотворения "Леса-чудеса":
В леса-чудеса мы поедем с тобой.
Там бродит у озера лось голубой.
Там чащу хвостом подметает лиса,
Чтоб чистыми были леса-чудеса.
В леса-чудеса мы поедем.
Там встретимся с умным медведем,
Заглянем к сове в дупло.
В дупле у совы тепло и светло...
А после я приглашу Сову,
И все мы отправимся в гости ко льву.
Живёт он под горкой в пещере,
"Лев добрый" - табличка на двери.
И добрый лев тебе лапу подаст
И промурлычет: "Здр-р-раст!"
А хочешь, с Оленем в пятнашки играй -
Ведь это такой удивительный край!
Педагог предлагает детям представить себе, что они уже оказались в этом лесу и встретили там необыкновенного зверя. спрашивает о том, как выглядит этот зверь, какого он размера, какой длины у него шея, хвост, сколько у него голов, лап, глаз. Предлагает объединиться по желанию в пары, группы придумать замысел игры, распределить роли.
Ребята создают модель зверя, строят его жилище, сооружают часть леса. Дают лесному жителю прозвище, рассказывают о том, что он умеет делать, где живёт и чем питается, обыгрывают игровую ситуацию.
Обсуждение: «Как получилась игра? Кто какие роли выполнял?»
Построение планов на будущее, как будем играть завтра.
Конспект занятия: « Строительство рабочих машин».
Задачи:
1.Закрепить навыки анализа объекта по иллюстрации, выделения его основных частей.
2.Обучить использованию подвижных и крутящихся деталей.
3.Обучить детей моделированию ковша.
Материал:
Раздаточный - минимальный набор необходимых деталей конструктора Лего для каждого ребёнка;
Демонстрационный - крупные картинки машин, образцы моделей, собранных из деталей конструктора Лего, и игрушечные машины.
Ход занятия:
Педагог загадывает детям загадки, чтобы настроить детей на тему занятия, показывает картинки, рассказывает о назначении каждой машины.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.
(Трактор)
Корабль-великан
Не по морю плывёт,
Корабль-великан
По земле идёт.
Поле пройдёт
Урожай соберёт.
(Комбайн)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый захвачу.
Где прикажут, положу -
Человеку я служу.
(Подъёмный кран)
Там где строят новый дом,
Ходит воин со щитом,
Где пройдёт там станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот,
Если крот откроет рот.
Тонна в рот земли войдёт,
(Экскаватор)
Ребята вместе с педагогом вспоминают, какие рабочие машины они знают, и для каких целей используется каждая из них. Сначала готовится земля под поле, то есть если есть пни, их надо выкорчевать - этим занимается бульдозер. Затем поле вспахивают плугом. Для того чтобы вспахать большое поле, несколько плугов крепят к раме, и трактор тащит её по полю. Лемеха режут землю. Потом к трактору присоединяют борону, и она разрыхляет землю, чтобы упавшее в неё зерно могло прорасти.
Специальная машина - сеялка проделывает борозды острым стальным наконечником, сыплет в них струйкой семена и тут же засыпает землёй. Трактор тащит сразу несколько сеялок. Здесь, чтобы не увязнуть в земле, необходим гусеничный трактор.
Если надо выкопать канаву - в этом деле поможет экскаватор. В конце лета на поля выходят комбайны - собирают урожай. Для того чтобы заготовить траву для животных, используют колесные тракторы с прицепами-косилками.
Педагог вместе с детьми анализирует форму различных машин, выделяет их основные части и показывает, с помощью каких деталей и приёмов можно построить модель той или иной машины. Обращает внимание детей, что начинать конструирование любой машины надо с набора пластин для платформы, прочно скрепляя их кирпичиками. Для этого лучше брать кирпичики подлиннее. У экскаватора кабина должна поворачиваться вместе с ковшом, поэтому на платформе надо закрепить квадратную деталь с вращающимся кругом. Стрелу можно сделать из подвижных деталей.
Получив разные картинки с изображением машин, ребята приступают к моделированию. Ковш экскаватора они собирают, следуя устным инструкциям педагога, - на квадратную пластину устанавливают клювики-наоборот и скрепляют их по краю узкими пластинами. Так же, под руководством педагога, они собирают два захвата для бульдозера.
Игровые упражнения и дидактические
игры на развитие логического мышления
с использованием конструктора Лего.
1.Классификация.
-"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь. в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.
-"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".
2.Внимание и память.
-"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
-"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
3.Пространственное ориентирование.
-"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".
-"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.
4.Симметрия.
-"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
-"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
5.Логические закономерности.
-Упражнения на продолжение ряда . Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.
-"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
6.Комбинаторика.
-"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.
-"Составь флаги".
Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.
Психотехнические
раскрепощающие игры
Игра «Часть и целое».
Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально. Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.
Раз частичка, два частичка
Это братик и сестричка!
Раз деталька! Два деталька!
Ты конструктор собирайка!
Что в мешочке отгадаешь,
Сразу приз ты получаешь!
Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков призы разные, например цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.
Игра «Ворота в сказку».
Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате с подгруппой детей. Педагог говорит о том, что сегодня в группе все детали конструктора Лего потерялись и надо попробовать их собрать:
Есть конструктор в группе нашей
Лего, Лего – красота!
Как построить мы покажем
Хоть Цветочек, хоть кота!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы искать.
Ищем мелкие детали,
Ищем крупные детали
Будем «сказку» собирать!
Дети собирают детали конструктора и приносят их на ковер в центре групповой комнаты. Педагог отмечает, что это только маленькие частички, а из них, наверное, можно сделать интересные игрушки. Спрашивает, что может получиться из конструктора. Педагог вносит красочно оформленные ворота, но предупреждает детей, что они очень неустойчивые, а он (педагог) не знает, что сделать. Дети предлагают свои варианты, а педагог соглашается с ними и предлагает начать строительство опор из конструктора Лего. Когда ворота закреплены, то воспитатель восхищается красотой сказочных ворот, говорит о том, что он не смог бы догадаться так удачно закрепить ворота (даже если не все получилось так как надо, на первом этапе таких игр – самое главное дать детям возможность поверить в свои силы). Предлагается детям придумать, какие бы сказочные герои хотели и смогла пройтись под этими воротами. По желанию детей продолжается самостоятельная игра.
Игра «Интересная находка».
Возраст детей 5-6 лет. Игра может проводиться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее прячет поделки, сделанные из конструктора Лего (поделки необычной формы, непохожие на знакомые детям предметы и игрушки) в разные места групповой комнаты (прогулочного участка детского сада). Детям предлагается найти спрятанную поделку и придумать ей название и назначение. Педагог не озвучивает, что именно спрятано, но говорит о том, что это какие-то новые предметы (поделки действительно должны быть сделаны из такого вида конструктора Лего, который ранее не вносился в группу). Дети находят поделки, самостоятельно придумывают название и назначение игрушек. Детям предлагается обыграть найденные поделки (обыгрывание не обсуждается, дается на самостоятельную деятельность, если дети хотят, то могут играть подгруппами, парами, индивидуально, могут разобрать имеющуюся игрушку и смоделировать новую)
LEGO
СХЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Применение ЛЕГО способствует :
1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;
2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/
3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЮ
1. Согласовывать темы занятий по LEGO – конструированию с тематикой плана работы по детского сада и школы;
2.Организовывать занятия по LEGO - конструированию в младших и средних группах: по примеру, по карточкам с моделями, по собственному желанию, работа с конструктором больших размеров.
3.Организовывать занятия с LEGO - конструктором в старшей группе, подготовительной и в первом классе: по инструкции, моделирование материалы проектов по рисунку или иллюстрацией, начинается работа с мелким конструктором;
4.Использовать LEGO - конструктор с детьми, которым трудно находить друзей для игры, активным и застенчивым;
5 .Использовать LEGO - конструктор, для самостоятельных игр, с целью самостоятельного придумывания и разыгрывание различных событий;
6.Организовывать конструктивную деятельность по подгруппам (не более 6 человек);
7.Учитывать индивидуальные особенности детей;
8.К каждому занятию готовить конспект и подборку дидактических материалов;
9.Не давать детям все детали набора, поскольку дети могут потратить много времени для поиска мелких деталей;
10.Используйте сюрпризные моменты и яркую наглядность в начале занятия для повышения активности;
11. Используйте построенные на занятии LEGO - модели в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх и поощряйте к этому детей;
12.Организуйте выставки детских работ.