Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности 6
1.2 История возникновения игры 11
1.3 Виды и классификации игр 15
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников 21
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ 31
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
Заключение 50
Список литературы 53
Введение
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, компьютеры, телевидение не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Цель курсовой работы: выявление педагогических условий по организации и проведении театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Объект исследования: театрально-игровая деятельность
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Исходя из объекта и предмета исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность игровой деятельности;
2. Изучить историю возникновения игры;
3. Рассмотреть виды и классификацию игр;
3. Рассмотреть особенности театрально-игровой деятельности дошкольников;
5. Выявить
возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста;
6. Выявить роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
Наблюдение
Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава
1 Психолого-педагогические
основы театрально-игровой
деятельности
1.1
Понятие игровой деятельности
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлений, ориентация между людьми, первоначальные навыки коопераций (А.В Запорожец, А.Н Леонтьев, Д.Б Эльконин и др).
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.Фребелю. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К Крупская. Отмечая значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них- труд, игра для них – серьезная форма воспитания» Игра для дошкольников – способ познания окружающего. По убеждению Н.К Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединить их в игре.
Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал Макаренко. Высоко оценивая игру детей, А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре.
К. Д Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. « Не надо забывать, - пишет К.Д Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка». Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.
Я. А Коменский рассматривал игру как естественную потребность ребенка двигаться, играть, ибо каждому здоровому ребенку просто необходимо двигаться. « Чем больше ребенок делает, бегает, работает, тем лучше он потом спит, тем лучше усваивает пищу, тем лучше растет, тем лучше здоровья и свежести тела и мысли приобретает: но только всегда беречь его надо, чтобы увечий не было»
Игры согласно Я.А Коменскому, укрепляют здоровье ребенка, воспитывают его чувства, совершенствуют движение, ловкость, духовную свежесть и зоркость.
«Лучше играть, чем бездельничать, ибо в игре всегда мыслить чем -нибудь занята и часто шлифуется».
Коменский понимал игру и как естественное воспитание воли, черт характера и всей личности ребенка.
С. Л Рубинштейн первым сделал попытку создать отечественную теорию игры. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. О том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А. Н Леонтьев. «Специфическое отличие игры преддошкольника, - пишет Леонтьев, - от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, составляя основу сознания ребенком мира, человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка»
П.П Блонский полагает, что игра общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, которой подходил бы под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка все же серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра» есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».
Эта
специфическая особенность игры несет
в себе большие воспитательные возможности,
так как, управляя содержанием игры, педагог
может программировать определенные положительные
чувства играющих детей. «В игре совершенствуются
лишь действия, цели которых значимы для
индивида по их собственному внутреннему
содержанию. В этом основная особенность
игровой деятельности и в этом ее основное
очарование и лишь с очарованием высших
форм творчества сравнимая прелесть»
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы
Наталия Смотрова
Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста
В статье изложен опыт организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста . Предпринята попытка осветить вопросы раннего формирования творческой активности воспитанников в условиях , определяющей социально-коммуникативное развитие дошкольников .
Ключевые слова : дошкольники , , коммуникативные способности.
Актуальность исследования обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста , созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, в т. ч. для социально-коммуникативного развития дошкольников .
дошкольников . У детей деятельности невербальные детей пробуждает интерес у
Введите в мир театра малыша ,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой
Г. ПОПОВА
Сегодня, с введением ФГОС в ДОУ задача развития творческой деятельности детей с самого раннего возраста остается одной из приоритетных. Одним из распространенных видов детского творчества является театрализованная деятельность . Театрализация близка ребенку , потому что тесно связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью вызывают у детей большой интерес и море положительных эмоций при проигрывании ролей. Именно театр помогает ребенку раскрыться, познать и усвоить что-то новое, а также способствует общему развитию, проявлению любознательности, целеустремленности. «Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию» .
Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия : оборудована зона театрализованной деятельности , в которой находятся различные виды театра , ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно .
Театрально-игровую деятельность с детьми мы организуем во всех видах образовательной деятельности : в НОД (занятиях, режимных моментах, самостоятельной деятельности и при взаимодействии с родителями. В нашей группе часто реализуем образовательные проекты, итоговым мероприятием которых является театральная постановка . Одним из наиболее эффективных и интересных был проект «Сказочный мир» . Дети отгадывали загадки о сказочных персонажах, играли в сюжетно-ролевые игры, знакомились с писателями, рассматривали их портреты, отправлялись в путешествие с героями сказок, которые, в свою очередь, предлагали детям различного рода задания. За выполнение каждого задания ребята получали волшебный ключик. Только собрав все ключики в определенной последовательности, дети могли узнать сказочного героя, которого они спасали. В итоге дети настолько погрузились в удивительный мир сказок, что в самостоятельной деятельности они придумывали новые сказки с уже знакомыми героями, даже пригласили своих родителей для участия в театрализации сказки «Колобок» .
В своей работе используем различные виды театрализованных игр , в том числе режиссерские игры и игры-драматизации. Если мы играем в режиссерскую игру, то ребенок не является исполнителем, а принимается за создание сюжета и придумывает роль для игрушечного героя. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в режиссерских театрализованных играх , к которым относится настольный театр игрушек , театр на фланелеграфе , магнитный и теневой театры . Развивается в играх и творческая сторона детей . Детям становится очень интересно, когда они «входят в образ» сказочного персонажа, говорят за него и действуют как герой сказки. В инсценировках дети сопереживают героям, стремятся показать то, что испытывает персонаж, тем самым осваивают азбуку взаимоотношений : у них складываются представления о хороших и плохих качествах человека.
Очень любят ребята игры-драматизации. В отличие от режиссерских здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности : интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр , куклы бибабо, театр на ложках (деревянные ложки, лопатки, одноразовые ложки, театр на дисках , прищепках, театр из губок , варежковый, кукольный театр , различные шапочки, маски. Особенный интерес у детей вызывают шапочки и маски, изготовленные родителями и педагогами. На открытых занятиях мы используем разнообразные поролоновые шапочки. Войдя в образ и играя различные роли, ребенок использует свою фантазию, подражая героям, о которых он узнал раньше из книг, мультфильмов и из жизни. Играя, ребенок получает яркое эмоциональное впечатление.
В этом году мы с детьми освоили два новых вида театра : магнитный и теневой. Магнитный театр – это , прежде всего, игра, которая непроизвольным образом способствует развитию мелкой моторики. Кроме того, у ребенка улучшается память, развивается логика. Он начинает лучше ориентироваться в пространстве, становится внимательнее к деталям и в целом - организованнее . Дети очень любят играть с магнитами. Тем более, их увлекает процесс, в котором фигурки и сказочные персонажи движутся «сами собой» . Все это способствует развитию фантазии и воображения, и поэтому дети начинают придумывать собственные сказки.
Одной из увлекательных игр является теневой театр . Прежде, чем начать в него играть, проводим необходимую подготовку : делаем вместе с детьми фигурки сказочных героев, готовим белый экран из листа ватмана, прикрепляем его на стену, настраиваем освещение. После этого предлагаем детям поиграть в теневой театр самостоятельно . Как правило, становится очень шумно. Дети наперебой рассказывают свои сказочные сюжеты. Когда фантазия малышей исчерпана, предлагаем сказочный сюжет, более развернутый и интересный. Теневой театр используем как сюрпризный момент на занятиях, как развлечение или как часть развлечения. Зима – лучшее время для игры в теневой театр , ведь в это время года дни становится короче и темнеет рано.
Театрализованные игры формируют мировоззрение детей , расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь.
Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности , у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра . Например, лампочка (знакомство с теневым театром ) и зайка, магнитик (магнитный театр ) и лиса, прищепка (театр на прищепках ) и мышка и т. п. У детей возникает непроизвольный интерес к предмету, активизируется внутренняя мотивация к дальнейшему действию, они начинают активно мыслить и придумывать, для чего тот или иной предмет может использоваться в театральном уголке . Иногда выставляем героя и несколько предметов, указывающих на разные виды театра , и воспитанники сами выбирают, в какой театр они отправятся .
Именно такое введение детей в театрально - игровую деятельность повышает активность малышей и создает творческое поле для дальнейшей театрализованной деятельности .
Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников . У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности , где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные : жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства .
Список литературы :
1. А. В. Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4 - 5 лет /под редакцией О. Ф. Горбуновой. - М., МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2007. – 128с.
АННОТАЦИЯ………………………………………………………….. |
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… |
|
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………… |
|
1.1. Значение театрализованных игр в разностороннем развитии дошкольников………………………………………………………….. |
|
1.2. Характеристика театрализованных игр………………………… |
|
1.3. Классификация игр театрально-игровой деятельности……… |
|
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ…………………………. |
|
2.1. Особенности организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста……………………………… |
|
2.2. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников…………………. |
|
2.3. Игры и игровые упражнения, на развитие эмпатиии и других театральных способностей……………………………………………. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….. |
АННОТАЦИЯ
В работе рассматривается значение театрально-игровой деятельности для разностороннего развития ребенка. Особое внимание уделено развитию творческого и познавательного потонциала ребенка. Автор приводит примеры из практики работы по развитию творческих способностей (эмпатии, эмоционального мышления) воспитанников.
Работа включает две главы. В первой главе автор рассматривает место и роль театрально-игровой деятельности в образовательном процессе учреждения дошкольногообразоания. Во второй главе описаны практические аспекты разностороннего развития воспитанников старшей группы в театрально- игровой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерен поиск и внедрение новых технологий обучения и воспитания детей, основанных на деятельностном подходе, а так же создание условий для включения воспитанников в различные виды социально значимой деятельности.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и разностороннего развития воспитанников, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Л.С. Выготский, проявлявший глубокий интерес к театру, психологии искусства, не без основания утверждал, что наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества, очень близкий ребенку. Это объясняется по его мнению, двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемая самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживание. Другой причиной является связь всякой драматизации с игрой- корнем всякого детского творчества.
Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. .
Для такой игры характерен ряд особенностей: в отличие от более ранних игр, она не отражает обобщенных действий изображаемого героя, типичное для него. Здесь непосредственное подражание сменяется произвольным творческим построением; для ребенка становится важной не только та роль, которую он на себя берет (кого изображает), но и то насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в конкретной роли. Все это дает основание считать игру- драматизацию одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей (А.Н. Леонтьев).
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Вместе с тем в учреждениях дошкольного образования развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! .
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Следует, в практике работы дошкольного образования театрализованным играм уделяется недостаточное внимание, проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).
В связи с этим цель моей работы: развитие творческого и познавательного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста в театральной деятельности.
- изучить учебно - методическую, психолого - педагогическую литературу, периодические печатные издания;
- обозначить особенности организации театрально- игровой деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста;
- определить условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх;
- подобрать и апробировать игры и игровые упражнения, нацеленные на развитие у воспитанников старшего дошкольного возраста эмпатиии и других театральных способностей.
Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Значение театрализованных игр в разностороннем развитии дошкольников.
Одним из эффективных средств разностороннего развития и воспитания ребенка в старшем дошкольном возрасте являются театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного об-раза на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для де-тей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психо-логии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мыш-ление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус де-тей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное твор-чество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопозна-нию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усили-вая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализован-ных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, заклады-вающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истол-кования действий, из которых складываются нравственные основы, пред-ставления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.
Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравст-венного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает бла-гоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмо-циональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, ос-ваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и само-реализации ребенка.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необ-ходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогиче-ская речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека - еще и вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П.Бочкаревой, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. При этом на формирование умения перевоплощаться, создавать игровой образ, прежде всего, влияют игры-драматизации.
Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строгого подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем, выполнение роли не исключает творчество. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа.
Перевоплощение в театрализованных играх всегда иллюстрируется материально - переодеванием или использованием куклы. Это способствует постепенному развитию у детей функции замещения.
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемной ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продраматизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации повышает степень его социальной и когнитивной компетентности (О.А.Карабанова).
Взаимосвязь этих двух видов художественно-эстетической деятельности в педагогическом процессе обеспечивает:
- усвоение детьми литературного текста как первоосновы игры-драматизации и сюжетного изображения;
- накопление и углубление знаний и представленией об окружающей действительности, и формирование умений создать образы в процессе художественной деятельности, появление новой продукции - сюжетного рисунка и персонажа драматизации (Е. Л.Трусова);
- формирование в художественной деятельности чувства формы, ритма, цвета, композиции, выразительной речи, движений;
- развитие у детей художественно-творческого образа проходит следующие этапы: первичное формирование образа на основе литературного произведения, обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме, понятной для окружающих, взаимообогащение его благодаря перенесению выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой (Е. Е. Кравцова, С. И.Мерзлякова)
1.2 Характеристика театрализованных игр
Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).
Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры» (О.А.Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания.
Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.
Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер.
Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».
«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время.
Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).
В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.
Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д. В. Менджерицкая).
1.3 Классификация игр театрально- игровой деятельности
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские .
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.
Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
2.1. Особенно сти организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе воспитатель дошкольного образования продолжает знакомить воспитанников с различными видами театров и театральных кукол (марионетками, куклами с «живой рукой»). Знакомит с белорусским театром- «батлейкой». Педагог предоставляет детям возможность рассмотреть персонажей театра, изучить особенности внешнего вида и специфику управления ими. Педагог совместно с родителями продолжает расширять представления детей о театральном искусстве, разных видах театра(кукольного, драматического театра, оперы, балета, оперетты и др.). Этому способствует непосредственное знакомство детей с профессиональным театром (посещение доступных им спектаклей). С целью обогащения театральной культуры взрослые знакомят их с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства: спектакль (кукольный, драматический), сцена, занавес, актеры, зрительный зал, аплодисменты и др. Следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к театру, развитие художественного восприятия детей.
Необходимо стремиться развивать в детях эмоциональность восприятия театральных спектаклей, стимулировать эмоциональный отклик на воспринятое, сопереживание персонажам кукольного театра, драматизации, содействовать чувства радости от спектакля. Педагог содействует все более глубокому и адекватному восприятию театральных спектаклей, его героев, развитию эмоционально- оценочного отношения к воспринятому в кукольном театре, дифференцированному отношению не только к героям спектаклей, но и видам театра и т.п. Воспитатель содействует как закреплению уже имеющихся навыков детей в этой области, так и приобретению новых, в том числе- новых приемов кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой» и др. Педагог способствует тому, чтобы навыки, приобретенные детьми, позволили им объединить в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем(настольный, верховые, перчаточные куклы, марионетки). Он содействует тому, чтобы, накопив определенный театральный опыт воспитанники пытались самостоятельно участвовать в спектаклях. Театральные игры воспитаннокв старших групп отличаются воплощение более сложных характеров героев, мизансцен, наиболее сложным в управлении куклами. На этом этапе педагог знакомит воспитанников с тростевыми и большими напольными куклами, обучает способам управления большими напольными куклами системы «куклы- люди». Куклы - люди обладают большими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет огромную, радость, так как куклой становиться сам ребенок.
В старшей группе педагог продолжает работу по совершенствованию художественно образных исполнительских умений. Для обучения средствами речевой выразительности используются более сложные упражнения. Педагог содействует совершенствованию ранее приобретенных умений произносить фразы от лица персонажей спектакля, согласовывать действия с партнерами; формированию умения исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между героями произведениями. Воспитатель содействует развитию способности воспитанников исполнять по ролям законченные сценки и пьесы, находить адекватные характеру героя интонацию, темп, силу голоса, мимику, изменять их в соответствии с развитием сюжете, воплощенного в театральной деятельности произведения, эмоциональным состояние героя. Педагог побуждает детей произносить одни и те же слово, фразу грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно и т.д.
Воспитатель содействует нахождению детьми целесообразных, выразительных действий персонажей в игровом пространстве, развитию умения слышать своего партнера, своевременно вступать в общий ход действия, распределять роли и обязанности при подготовке к спектакля.
Важным направлением в русле театрально- художественной деятельности в дошкольном возрасте является развитие творческих способностей. Педагог стимулирует детей к самостоятельному поиску выразительных средств для создания образа, поощрять воспитанников к импровизации монологов, диалогов, действий в соответствии с замыслом спектакля, к проявлению творческого воображения, способности действовать в условных обстоятельствах. Педагог побуждает у дошкольников проявлению эмпатии в играх с театральными и музыкальными куклами, изображении с помощью позы, мимики, движении знакомых образов.
Подготовленность старшего дошкольника к роли ребенка-актера в театрализованной игре может быть представлена следующими показателями:
- способностью к эстетическому восприятию и оценке художественного произведения, включающими умения вслушиваться о текст, улавливать интонации и особенности речевых оборотов; анализировать поступки героев и оценивать их; понимать идею произведения; представлять героя произведения; его переживания и конкретную обстановку, в которой развиваются события;
- владением средствами сценической выразительности; мимикой, пантомимикой (жест, поза, походка), интонационной выразительностью речи и навыками кукловождеиия.
Нельзя не отметить то, что в театрализованной деятельности, кроме роли «ребенок-актер», старший дошкольник способен выступать и в других ролях: «ребенок-музыкант», «ребенок-художник», «ребенок-драматург», «ребенок-зритель» и т.д. В этом заключается многофункциональность театрализованной игры, дающая возможность каждому ребенку, исходя из своих склонностей и интересов, попробовать себя в разных ролях. Это создает благоприятные возможности для индивидуального развития творческих способностей детей, использования личностно-ориентированного подхода к их воспитанию и обучению.
Исходя из этого, можно выделить основные направления развития театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте, которые состоят в постепенном переходе ребенка:
- от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
- от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
- от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
- от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
2.2. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников
В театральном искусстве творчество - это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.
По мнению Л.С. Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах - создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».
Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность - процессы, исходные точки которых различны. Последовательность восприятия сценического искусства определяется психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия).
Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях - как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.
Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие (по О. Солнцевой):
Педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
Театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.
У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.
Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.
Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды.
2.3. Игры и игровые упражнения, на развитие эмпатиии и других театральных способностей.
С целью развития общего эмоционального отношения к театру, интереса и увлеченности, восприимчивости к театральному искусству и осознания основных его особенностей с детьми 5-6-летнего возраста были организованы беседы «Здравствуй, театр!», «Первый раз в театре», «Что такое театр?» и др. Для расширения и уточнения знаний о театре с детьми обсуждали вопросы: «Зачем люди создали театр?», «Что делают в театре?», «Кто играет в спектакле?», «Кто руководит артистами?», «Что помогает зрителю узнать, где происходит действие?», «Кто рисует декорации и шьет костюмы?» и др.
Для включения детей в театрализованную деятельность, в группе был оборудован театральный центр, представленный разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). Стены группы украсили красочными вязаными панно, выполненными руками педагогов по сюжетам любимых детских сказок, цикл картин «цирк «Шапито», цикл картин из соленого теста «Времена года», композиция объемных картинок из соленого теста по стихам А. Л. Барто.
Особое внимание уделялось развитию актерских умений и навыков. Для снятия мышечного напряжения использовались следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Для развития дикции применялись скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для обучения детей средствам речевой выразительности использовалась артикуляционная гимнастика: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Для развития умений детей передавать характер и эмоциональное состояние героев, используя выразительные возможности речи, были разработаны игровые интонационные упражнения: «Скажи звук (а, у, о,), изображая зубную боль, неожиданный испуг, тихую радость и т.п.»; « Скажи фразу так, чтобы все узнали, что это говорит дедушка, мальчик, мужчина и т.п.»; «Скажи шепотом, чтобы тебя услышали в конце зала»; «Найди звук изображающий шум дождя»; «Будь дождем, ветром и т.д.».
Для более яркого создания образа и овладения средствами выразительности детям предлагались следующие игровые упражнения: « Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору» « От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», « Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному». При выполнении этих упражнений детьми, мы следили за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно понравились детям упражнения для развития выразительной мимики: « Солёный чай», « Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла и зажглась», « Грязная бумажка», «Тепло - холодно», « Рассердились на драчуна», « Обиделись», « Мне грустно», «Показать, как кошка выпрашивает колбасу».
Своеобразным переходным мостиком к развертыванию самостоятельной театрализованной деятельности детьми выступали импровизационные этюды, эпизоды, реплики, репризы, постановка мини-спектаклей. Распределив роли между собой, надев элементы костюмов, дети разыгрывали отдельные эпизоды знакомых сказок» например: встреча Лисы и Колобка, Машеньки и Медведя, и др. В дальнейшем импровизация стала основой разыгрывания различных ситуаций, а музыка стала сопровождать действия героев.
Так, «актеры» просили «музыкантов» подобрать на детских музыкальных инструментах медленную, «тяжелую», громкую музыку для Медведя; веселую, легкую, подвижную для Колобка.
У детей появилось желание увеличить количество персонажей, т.е. играть не отрывки из пьесы, а весь спектакль. Возник ряд вопросов: как лучше сыграть пьесу, как построить мизансцены, какие использовать декорации, какую подобрать музыку, костюмы и др. В постановке таких спектаклей воспитатель стал брать на себя роль режиссера, помощником был один из активных детей.
Впоследствии стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекались родители воспитанников. Проводились выступления детей группы перед малышами. Наблюдения за дошкольниками показали, что дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевалась боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, когда каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Детям очень понравилась новая форма организации развлечений - театральные пятницы «без репетиций». Каждую пятницу детей в группе встречали сказочные герои и на протяжении всего дня играли с детьми.
Наличие актерских умений у всех детей определило возможность построения коллективной игры, в которой нет «главных» и «второстепенных», где каждый выполняет определенную роль, без которой театрализованная деятельность распадается. Это позволило разрушить зависимость доли участия в сценическом действе от спонтанного таланта ребенка, его эмоциональности и характерных особенностей. У детей появились умения воплощаться в образ. Делать его легко узнаваемым с помощью поз, жестов, пантомимики. Чтобы воспроизвести тот или иной образ, дети не ограничивались нахождением только одного, наиболее яркого движения, жеста, мимического вы-ражения, который делал бы образ легко узнаваемым, а использовали комплекс средств образной выразительности.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация театрально- игровой деятельности способствует развитию творческого и познавательного потенциала ребенка.
Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и служит прекрасным средством коррекции застенчивости, неуверенности, тревожности воспитанников, гуманизации их межличностных отношений.
Театральная игра в детском саду.
Развитие театрально - игровой деятельности
в разных возрастных группах
Григор Ирина Михайловна, воспитатель МАДОУ Д/С №396 г.Пермь
Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
Слово «творчество» означает - создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены) , движений (жест, мимика, пантомима) , когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию (А. В. Щёткин) . Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов) .
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться. Дошкольный возраст это сенситивный период развития речи. К пяти годам ребёнок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря. У детей этого возраста совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок шестого года жизни способен поддерживать непринуждённую беседу, задавать вопросы и сам правильно отвечать на вопросы. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять рассказы по плану, образцу и пересказывать прочитанное. Период детства от 5 до 7 лет - это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности. Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Создавая детский театр, мы учитывали развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы. Театральная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом необходимо учитывать комфортность. Каждую свою выдумку ребёнок отображает в игре, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная игра приобщает детей к литературному, драматическому и театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам и зрителям. Театральная игра также близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль. Но в театрализованной игре сюжет берётся из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры - литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И конечно, ребёнка волнует результат (как он сыграл, реакция зрителей) . Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях. Привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.
Особое место в развитии творчества детей принадлежит игре-драматизации. Одной из особенностей игры является её синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной и художественно-речевой) . Ролевое поведение, осуществляемое ребёнком в игре-драматизации, даёт ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре-драматизации ребёнок с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) создаёт образ, производит собственные действия исполнения роли.
В режиссерской игре ребёнок действует за сказочного персонажа, берёт на себя роль режиссёра, сам придумывает мизансцены, сам придумывает текст и играет роль. «Озвучивая» персонаж и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх - интонация и мимика. Режиссёрские игры могут быть групповыми, каждый ведёт свои игрушки в общем сюжете, при этом накапливается опыт общения, согласования и сотрудничества. Именно режиссёрская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для её организации не требуется высокого уровня игрового общения (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова) .
Естественно развитие театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку, игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры - драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры (настольный театр игрушек, плоскостного на фланелёграфе, пальчикового) . Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.
Обогащается игровой опыт детей за счёт развития специальных игровых умений:
- Освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов.
- Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы)
- Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.
В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.
Усложняются театрально - игровые умения детей:
- Дальнейшее развитие позиции «зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников) .
- Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения.
- Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола.
- Умение овладевать качествами оформителя спектакля.
- Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.
- «Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.
- «Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.
- Дети овладевают простыми навыками оформителя - костюмера.
Подготовительная к школе группа. В этом возрасте игра - драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.
Развиваются специальные умения:
- «Зритель» становится помощником и советчиком.
- «Артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты.
- «Режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.
- «Костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад «Алёнка»
Семинар
«Театрально-игровая деятельность в детском саду»
Подготовила и провела:
старший воспитатель
Мячина С.В.
Р.п. Дмитриевка
2015 г.
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Оборудование и материалы: презентация, жетоны 2 цветов, разные виды театра, буклеты, бумага, фломастеры, памятки, наборы одноразовой посуды, цветная бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, столы и стулья для участников, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары для оформления, музыкальное сопровождение мероприятия.
Предварительная работа:
Оформление методической выставки дидактических игр «Такой разный театр»;
Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»;
Ход проведения:
I ЧАСТЬ (теоретическая).
Звучит веселая музыка, всех участников театрального ринга встречает директор театра (заведующий ДОУ). Он объявляет об открытии театрального сезона и предоставляет слово режиссеру-постановщику (старшему воспитателю)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Предлагаем Вам разделиться на команды по возрастным группам (2 младшие и средняя с подготовительной). Прошу команды занять свои места! Итак, определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг».
- Разрешите представить Вам, уважаемые коллеги, наших жюри, которые сегодня присутствуют и будут оценивать знания наших команд. За каждый правильный ответ - команда будет получать по жетону.
Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее. У нас две команды.
Представление команд.
Церемония представления участников театрального ринга окончена.
- В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Итак, сегодня на нашей игре «Театральный ринг» мы будем говорить об организации театральной деятельности в ДОУ.
Итак, I раунд
«Разминка»
- Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Вопросы всем командам:
Что такое театрально-игровая деятельность ?
Театрально-игровая деятельность детей:
Разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.
- Совершенно верно.
2. Какие театрально-игровые умения должны быть сформированы у дошкольников?
В дошкольном возрасте у детей в процессе театрально-игровой деятельности развиваются специальные игровые умения.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает становление позиции "артист", включающей умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.
Третья группа умений - освоение позиции "режиссер-сценарист" , т.е. умение создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению в режиссерской игре, воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя-костюмера", т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры, использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.
Подведем итог первого раунда. (жюри объявляет кому отдан первый жетон))
II раунд «Объяснялки»
- В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности театрализованной игровой деятельности. Не все время дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.
Объясните, кто такой «Актёр».
Объясните термин «Зритель»
III раунд. «Размышлялки».
Задание №1. Конкурс капитанов
- В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю капитанов от каждой команды, которые представят вашему вниманию некоторые виды театров.
Задание №2. Перечислите соответствующие виды театра, которые можно использовать с детьми в разных возрастных группах.
1 младшая | 2 младшая | Подготовительная к школе группа |
||
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. | Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д. | Театр ложек, верховые куклы (бибабо) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения. | Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. | Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами. |
Подведем итог третьего раунда. (Жюри объявляет, кому отдан жетон)
IV раунд «Антракт».
- Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …..(все вместе) АНТРАКТ!
Сейчас для Вас элементы психогимнастики представит член жюри, педагог-психолог.
Театрально-игровая деятельность с детьми 6-7 лет проводится ежедневно, во второй половине дня, и осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление - занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.
С одной стороны, очень важно сохранить богатство, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники. Как это сделать? Предлагаем начать со специальных упражнений.
. Упражнения на напряжение мышц:
«рубить» дрова;
волочить «тяжелый» ящик;
нести очень «тяжелый» чемодан;
дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать.
. Упражнения на расслабление мышц:
«заснуть» на стуле;
сидя на стуле, «смахнуть» с кистей рук капли воды;
сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо - свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.
Упражнения на развитие воображения:
передавать друг другу веревку, произнося слово «змея»;
передавать друг другу кубик со словами «мороженое»;
передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.
В ходе работы над такими специальными упражнениями дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
I I ЧАСТЬ (практическая)
V раунд - практический.
- Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками. И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем создать театр для дошкольников.
Вам предлагаем сделать театр на конусах, который команда будет создавать в течение 5 минут и презентовать в течение 1 минуты, в форме небольшой инсценировки сказки.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗГОТОВЛЕННОГО ТЕАТРА - 1 минута.
- И наконец: сейчас судейская коллегия подведёт итог сегодняшней борьбы, а мы подведём итоги нашего театрального ринга. Слово предоставляется жюри.
Победителям вручаются дипломы и памятки.
- Уважаемые коллеги! В ходе игры «Театральный ринг» мы еще раз убедились, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Заключительное слово заведующего ДОУ.
Уважаемые коллеги, вот и закончился наш театральный ринг. Хочу поблагодарить всех участников
- Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.
Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.
Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет
Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения.
Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.
В Вашу «Копилку воспитателя» уходит памятки и рекомендации по театрализованной деятельности, которые мы надеемся, помогут Вам в работе с воспитанниками.