Изготовление выкройки плечевого изделия с элементами моделирования
Виды легкой одежды
Одежда играет большую роль в жизни человека. Она защищает его от неблагоприятных воздействий окружающей среды, обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов. Она имеет также социальное, психологическое, эстетическое значение.
Многообразие функций одежды привело к разнообразию ее ассортимента, особенно это касается легкой одежды, которая характеризуется не только большим наименованием изделий, но и разнообразием форм, покроя, характерных конструктивных особенностей.
Классификация женской легкой одежды
Характеристика легкой одежды
Платье
Может быть отрезное по линии талии и неотрезное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; длина различная; с различными видами отделки.
Халат
Разрезная одежда всегда с застежкой сверху донизу, спереди или сзади, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него.
Сарафан
Напоминает платье, но всегда без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника; носят с блузками, свитерами.
Блузка
По форме и покрою похожа на верхнюю часть . Носят их заправленными в юбку, брюки или поверх них.
Жилет
Разновидность жакета, но без рукавов, длиной до линии бедер, выше или ниже линии бедер; спереди с застежкой и без нее; носят с блузками, свитерами, платьем.
Требования к легкой одежде
Защитная и эстетическая функции одежды определяют требования, которым она должна отвечать. К ним относятся: гигиенические, эксплуатационные и эстетические.
Гигиенические требования — это требования соответствия одежды ее назначению; она должна:
- создавать благоприятный микроклимат;
- быть легкой, мягкой, прочной, несминаемой;
- обеспечивать свободу движения, дыхания и кровообращения;
- легко стираться, чиститься, гладиться. Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.
Эксплуатационные требования:
- удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
- повышение прочности изделия за счет специальной обработки тканей (нанесение аппретов, пропиток);
- укрепление отдельных узлов с помощью прокладки, бортовки, подкладки.
Эстетические требования заключаются в том, что одежда:
- должна быть красивой;
- соответствовать современному направлению моды;
- учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.
При создании новой модели художник-модельер учитывает, что одежда формирует определенный облик человека. На декоративное решение одежды в значительной степени влияют характер человека, его возраст, условия работы.
Одежда может быть спортивного стиля, классического и т. д. Каждому стилю соответствует определенный вид отделки, конфигурация деталей и узлов.
Силуэт в одежде, понятие о фасоне, модели
Силуэт — это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени.
а — прямоугольный,
б, в — трапециевидный,
г — овальный.
Контурными линиями выявляют внешние очертания силуэта, его характер.
Направление моды отражается прежде всего в силуэте. Он сохраняется в моде долгое время, т. е. внешние очертания меняются редко. Силуэты прямой, полуприлегающий, прилегающий модны более 10 лет. Изменяется чаще всего положение линии плеч, талии, низа изделия, форма рукавов.
Линия плеч может повторять естественные контуры фигуры в области плечевого пояса или спрямлять их с помощью плечевых накладок. Линии талии и низа могут быть подняты вверх или опущены вниз, изменяя тем самым пропорции тела человека. При завышенной линии талии фигура человека кажется зрительно выше, при заниженной — приземистей. Линия низа тоже в значительной степени влияет на зрительное восприятие пропорций тела человека.
Фасон — это внешние черты изделия, определяемые формой деталей, конструктивными линиями, отделками и т. д. Используя одну конструктивную основу изделия, т. е. не меняя местоположение плечевых, боковых швов, направление вытачек, силуэт, можно создать несколько разнообразных фасонов за счет изменения конфигурации горловины, проймы и др.
Модель — образец изделия в виде рисунка, фотографии, готового изделия.
«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова
Покров - в примитивном качестве куска ткани или шкуры - может быть удержан на теле способом накидывания, привязывания и обматывания, без каких-либо значительных конструктивных приспособлений. Исходными позициями являются места опоры, размеры покрова и его пластические свойства.
Первый (I) конструктивный опорный пояс - головной
Головные покровы
Как мы уже знаем, голова представляет собой самостоятельный превосходный объем, и первые шаги в области создания покрова на самом деле были сделаны на ее округлой форме. Недаром история костюма представляет нам совершенные по форме одеяния - шлемы шумеров, ассирийцев, греков. Самое древнее изображение сцен охоты демонстрирует шкуры, целиком надетые охотниками и крепленные на голове. Такого рода головные накидные одеяния носят явный характер преображения - маскировки.
Покрывало укутывало головы африканских женщин и римских матрон в знак замужества. В период христианства европейские женщины (в знак смирения) укрывали волосы большими покрывалами, а головные платки (но уже без подобного назначения) существуют и по сей день.
На Востоке мужчины употребляли головное покрывало как молитвенное. Все кочевники пустыни укрывали головы тканью, предохраняя глаза и рот от песка и зноя. В арабском мире и по сей день как знак национальной принадлежности носят покрывало, крепленное на голове шнурами из верблюжьей шерсти.
Более сложную систему одевания образует лентообразный кусок, свиваясь на голове в чалму (у народов ислама). Женщины в средние века скалывали куски ткани в сложную систему головных повязок, крестьяне европейского региона связывали узлами головные платки. Проклеенные, а затем накрахмаленные (с XVI века) квадратные и прямоугольные куски укладывались в чепцы монашеских одеяний, в униформенные платки современных поварих.
Петрус Кристус. Женский портрет. Ок. 1470 г.
Второй (II) конструктивный плечевой пояс
Плечевая одежда
Практически плечевой пояс несет на себе наибольшую нагрузку, и большинство ОДЕЖД - с рукавами и без, глухие и распашные - строятся на опоре плеч и рук.
1.Накидная одежда в примитивной форме представляет собой наброшенный на плечи кусок ткани, шкуру, модифицированные затем в плащ, плед, платок, одеяло, шарф, во все времена употреблявшиеся и употребляемые большинством народов (тропического и умеренного климатических поясов).
2. Обвивная - представляет систему спиралеобразного обертывания куском ткани с опорой на плечах или на одном плече.
В зависимости от конфигурации полотнища (ленты, прямоугольника, квадрата и овала) одежда принимает соответствующее значение: сари у индусов, лорум у византийцев, тога пикта и тога протекста у римлян, конакэ у шумеров, плащи ассирийцев, гиматий у греков и т.д.
3.Сколотая плечевая одежда подразумевает крепящую конструкцию - узел, веревку, ремень, пряжку, булавку, фибулу,- удерживающую на плечах ниспадающий покров. Крепление, разрешая проблему длительного и деятельного существования человека в одежде, непрерывно находится в процессе усовершенствования. Ступени цивилизации отмечены изобретением запонок, пуговиц, блоков со шнурами и застежки-«молнии».
Ханс Хольбейн Младший. Портрет Генриха VIII в возрасте сорока девяти лет. 1539-1540 гг.
Одежда некроеная
Накладной (накидной) способ . Возьмем другой пример примитивного формообразования одежды из одного куска ткани, но единственной опорой сделаем плечевой пояс (без крепления), приспособить эту ткань к употреблению можно будет, лишь сделав конструктивный разрез в центре сгиба сложенной пополам ткани и продев в отверстие голову. Возникнувшая при этом новая форма одежды называется пончо и хорошо известна народам Латинской Америки.
На всем континенте (еще до Колумба) американцы носили пончо: древние мексиканские мозаики демонстрируют пончо, украшенное перьями, у индейцев прерий были замшевые пончо, украшенные иглами дикобраза. Вся современная Латинская Америка использует пончо: на севере Колумбии - короткое черное, на юге - толстое, голубое с черными или красными полосами. В горном Перу пончо красного цвета, в Бразилии - белого.
Манипулируя размерами куска, мы получим и аргентинское коротенькое пончо, и чилийское длинное, определив длину полотнища симметрично до пят и кончиков пальцев ног. Сделав его почти квадратным, получим бу-бу африканцев, эта же форма, обшитая бахромой, будет соответствовать древнеассирийской мантии и гупелянду Возрождения. В ручном вязании покров, отделанный бахромой и без нее, адресует нас к моде периода 60-х - 70-х годов XX столетия. А к началу 1978 года такая конструкция определит моделирование платьев (как обыденных, так и нарядных). Сама констатация факта малозначащая, но соотнесение ее с образным эффектом, с теми эмоциями, которые могут вызвать пропорциональные или цветовые соотношения в бесчисленном количестве вариантов,- это рассуждение обращает нас уже к искусству костюма. Такая же форма покрова, опоясанная на бедрах, предстанет в виде средневекового блио-накидки на кольчужное одеяние, сюркот-накидки, одеваемой на тунику, табар - короткой накидки геральдического характера и казак - накидки мушкетеров. Эта же форма, коротка и длинная, в моде 60-х и 70-х годов XX века представляет разнообразие дополнительных комбинаций, определяющих стиль «луковицы» - систему многослойных, одетых одна на одну форм одежды.
Способ обвивания ткани вокруг тела составляет наиболее грудную из всех систем кускового одеяния, требующую навыка, ловкости, грации, сохранения достоинства, позволяющих эту одежду носить не только с пользой, но и определенными эстетическими качествами. Простейшая из таких одежд - греческий гиматий, который может быть просто перекинут через плечо на туловище. Но манипулирование большим количеством ткани заключает в себе более сложные функции психологического воздействия на поведение человека. Так, по-разному наброшенные ткани оказали свое влияние на образное состояние костюма - как гармонии личности и одеяния, гармонии тела и драпировки. Простейшие, без особого регламента драпированные одежды и сегодня можно наблюдать у тибетских лам и у жрецов-индусов, у народов Африки, тогда как в своей сложной закономерности драпировка обвивного костюма античной Греции являет собой даже в простейшей форме примеры двух различных систем употребления: открытый гиматий (более простой) и закрытый (ношение которого определяют эстетические правила драпировки и ораторские достоинства носителя). Таким образом, оратору, спеленатому тканью, остается рассчитывать только на выразительность своего красноречия и соблюдение достойного поведения. «Гипербола», превратившись в конструкцию, намертво закрепила драпировку и тем самым уничтожила обаяние подвижности ткани, ее следование формам тела и изменчивости линий в движении.
Это была скульптурная форма, статичностью апеллирующая к произведению монументального искусства, импозантностью и величием обращенная к значению персоны. «Кусок» обрел социальную жизнь, превратившись в национальную одежду римлянина, в государственный знак, привилегию значимости и недосягаемости. Возникнув как антипод гиматия, тога была настолько недейственна, что даже у тех, кто ее изобрел и для себя предназначил, она вызывала неудовольствие, нарушение гармонии между телом и тканью.
И только индийское сари, изготовленные из тонких тканей и естественные в условиях климата Индии, явили классический пример одежды, где туловище и ноги обвиваются широким куском ткани в различных вариантах, пластические возможности и размер (полоса, а не полотнище Рима) которого превращает тело в подобие веретена, ловко обвитого в разных направлениях живой, не скованной драпировкой. К разряду обвивания можно отнести также мантии шумеров и плащи ассирийцев.
Обвивным можно назвать и кусок ткани довольно позднего происхождения, применяющийся на Филиппинах (он обвивает туловище под грудью, но ограничен размером и плоско закрывает тело).
Сколотая плечевая одежда . Крепление разрешит проблему деятельного существования человека в одежде. Начав с узла, оно перейдет к застежке-фибуле и окончится максимально удобным вариантом - шнуром на блоках, регулирующим движение средневекового плаща. В таком виде эта застежка существует и по сей день на военной плащ-палатке.
Классическим примером крепления может служить экзомида (см. гл. «Античность»), где имеются в последовательной эволюции узел, лямка, фибула. Креплениями облагорожены все античные одежды, включая и плащ-хламиду, но более распространенной формой его является перевязь, которая крепила кусковые опоясывания шумеров, египтян и греков.
Совершенство опоясывания являет нам скульптура дельфийского возничего, где движение перевязи фиксирует «образование» рукавов.
Одним из прекрасных примеров крепления узлом может служить египетское женское одеяние Нового Царства, где ткань, будучи плиссированной, облегает фигуру, плавно сводя лучи плиссировки под грудь, стянутую концами полотнища, завязанными узлом.
В одежде последней четверти XX века идея СВОБОДЫ поведения дала право завязывать узлами сарафаны и лифы, мужские и женские рубашки. И как довершение осознанной свободы ношения одежды любую ее часть (свитер, рубашку и т.д.) завязывать узлом на талии или плечах, дабы не обременять руки тяжестью не понадобившегося в данный момент одеяния.
Таким образом, поиски человечеством удобной оболочки (когда оно научилась манипулировать куском ткани) успешно завершились в винтообразном одеянии шумеров, в обвивном качестве египетских опоясаний, в индийском сари и в идеальном решении греческих одежд.
Высшим достижением было создание эллинами некроеного драпированного костюма, существованием которого было доказано, что только в драпированном виде ткань может покорно следовать за движением и формой тела, скользить по объему, то плотно облегая, то наполняясь воздухом. Соблюдение условий пластической красоты ткани, искусства размещения и управления складок, поиска нужных величин размеров ее определяют костюм как произведение искусства.
Этот принцип, как уже упоминалось выше, утраченный в период Римской империи и на миг реставрированный в период Французской революции, был воспринят в XX веке как основа для формирования костюма, скрепленного швами и скроенного ножницами.
Одежда, сшитая из куска ткани
Кусок полотна и его скалывание логически приводят к закреплению ткани швами.
Переход от драпированного кускового костюма к сшитому футляру обнаружил несоответствие плоского куска ткани и объема тела.
Исходной единицей отсчета в этом случае была ширина ткани, ибо длина куска по системе своего изготовления безгранична, тогда как ширина продиктована возможностями примитивного ткацкого станка, которая в свою очередь соотносилась с движением рук, подталкивающим челнок и возвращающих его на прежнее место.
Система сшивания и складывания полотен роднит конструкции одежд народов мира друг с другом. Целесообразность назначения и логика складывания ткани, в основе имеющая стремление к минимуму швов, исключает излишества материи и использует ее максимально. Отсюда следует некоторая приблизительность терминологии, когда употребляется понятие «крой» в применении к одежде различных народов, его не знающего. Логика распределения ткани по туловищу едина для всех народов, ибо определена анатомическим устройством объекта. А система проста - образование трех цилиндров (в первую очередь два для рук и затем один - для туловища).
Поэтому первой формой сшитой одежды можно считать тунику - рубаху, которая в зависимости от нужд каждого народа, условий жизни и климата варьировала свои размеры.
Но чистота формы образующейся геометрической раскладки (накладная одежда) достигается за счет следования незыблемым правилам. Есть только две основные формы одежды - глухая (или одеваемая через голову) и распашная. Предтечей распашной одежды можно считать плащ, накинутый на два плеча, шкуры, связанные тремя кусками. Предтечей туники - две шкуры, связанные на поясе или скрепленные на плечах, или два полотнища, скрепленные как хитон или пеплос.
Тем не менее в истории костюма почти одновременно появляются изображения распашной одежды и глухой. Многие народы определяют каждый из видов как закон и национальную традицию, с которой расстанутся только при переходе на другую общепринятую систему костюма.
Так в одном ряду нашей сравнительной системы можно поставить и простейшие японские кимоно, и мексиканское пончо, и античные туники, и рубахи всех славянских народов, и всю одежду европейского Средневековья, и, как это ни парадоксально, все виды трикотажной одежды.
Разные условия бытовой жизни и отличия климатические (вкупе с характером социального расслоения) определили различие этих конструктивно сходных одежд. Если учесть многообразие языка знаковой системы декора народной одежды, то станет понятным великое разнообразие разноязычного «покрывала» народного костюма, наброшенного на единообразное человеческое существо.
Вертикальное направление конструктивных швов определено изначальным способом образования формы: полотнище укладывается на плечи и, перегибаясь пополам, равномерно прикрывает спину и перед. Тем более что в отличие от ширины вертикальная протяженность полотна не лимитирована.
Реже встречаются горизонтальные швы, определяющие поэтажную винтообразную конструкцию. По всей вероятности, это диктуется малой шириной формообразующего материала, как в камлейках алеутов Аляски, которые сшиваются из кишок нерпы. Это великолепно обработанные легкие ленты укладываются по спирали, начиная от самого широкого радиуса окружности подола, постепенно закручиваясь и сужаясь к подмышкам. Обработка плечевого пояса и рукавов начинается от цилиндрической горловины, от которой протягиваются ленты к рукам, «раскинутым в стороны». Швы скрепляются цветными оленьими жилами, что создает необычно стройную, конструктивно украшенную поверхность одежды.
Конструкция швов определяет и декоративное членение формы, которое в традиционном повторении воспринимается как обязательный признак национального языка костюма и, что часто бывает, в модернизированном виде остается как чистая декорация, теряя свой функциональный смысл. Укрепление швов подсказывает их тщательную и скрупулезную обработку, создающую прецедент для обогащения декоративных элементов: цветных, окрашенных оленьих жил в камлейках алеутов, выпуклых рельефных швов и аппликаций в скифских меховых кафтанах, меха, выпущенного наружу из швов в малицах народов Крайнего Севера, аппликаций войлоком в одеждах венгерских и словацких пастухов и т.д.
Сшивая боковые швы, мы получим дорический хитон, римский колобиум и долматик, виды церковных облачений, а если пришьем прямоугольные куски к плечевым швам, получим тунику с рукавами. Накидки, мантильи, сарафаны, телогреи и т.п., пальто, блузы, галабеи и бурнусы арабов, нагрудники Рязани и т.д.- модификации плечевого накладного способа одевания простейшей плечевой и сшитой кусковой одежды.
Таким образом, модификация плечевого крепления - основа всех одежд.
Третий (III) опорный конструктивный пояс - бедренный
Набедренная одежда
КУСОК ТКАНИ или иное фактурное полотнище, как в простом, не сшитом виде, так и скрепленное швами, образовывает одежды третьего конструктивного пояса - БЕДРЕННОГО.
В своей исторической эволюции набедренные одежды в большинстве своем кусковые, преимущественно не сшитые, так как имели превосходное крепление - пояс, размещенный по линии бедер и животу (ниже пупка). Тем не менее в наши дни линию талии, которая часто фиксирует границы набедренной одежды, определяют на ее естественном месте, а не на месте бедренного выступа. Европейское значение понятия «линия талии», доступное нашему разумению, начинается с конца XV века, когда сформировалась конструкция корсета и корсажа, стягивающих грудную клетку.
При стягивании грудной клетки распирались живот и бока, и граница этого образования (или граница корсета) и означала линию талии.
Шумерская скульптура, крито-микенская пластика и архаическая живопись Греции отмечают утрированную талию, что свидетельствует в пользу предположения о насильственном, искусственном ее образовании. Четыре столетия корсета (XVI - XVII, XVIII - XIX) деформировали женскую фигуру и определили известное в наши дни «естественное положение» этой линии. Тем не менее все народы, не знающие деформации грудной клетки, крепят поясную одежду на бедрах (африканцы, индусы, народы Севера).
В женском одеянии линия бедер отмечалась в греческой одежде, в романском средневековье и в XX веке, в периоды маскулинизации, когда идеал стройности приближался к мальчишескому силуэту. Это продолжается и в наши дни.
Статуя Августа из Прима Порта. Около 20 г.до н.э.
Набедренные пояса и набедренные повязки многочисленны в использовании и имеются почти у всех народов. От них ведут свое начало юбки, передники и штаны, то есть весь комплекс одежды нижней половины туловища. Покров, крепленный на поясе, может представлять собой и веревки (галлштадская культура), и хвосты животных у австралийцев и африканцев, и растительные волокна и звериные шкурки, и меховые полоски на поясах зулусов.
«…И так Джомела вместе с сыновьями отправился на свадьбу. На сыновьях были надеты пояса… из новой и тонкой кожи - задний фартук, блестящей белой счерным телячьей шкурки, и такой же передник. Кроме того, на бедрах у них болтались тяжелые связки хвостов виверы» (См. А. Брайант.Зулусский карнавал.)
Очевидно, такое подобие нарезанных лент из шкур животных представляют собой пояса, изображенные на скульптурах Элама, которые затем воспроизводились в более совершенной форме в виде скрученной из шерсти бахромы, что сделало набедренные повязки более гибкими. В таких набедренных повязках-юбках представлены фигуры в рельефах Карадаша, а затем уже в более рафинированном материале и виде они являют собой подлинное украшение в совершенных юбках крито-микенских женщин.
Древнее происхождение имеет набедренная одежда египтян, начавшаяся от пояса как опоры для крепления. Эта форма разовьется в набедренную одежду, многоликую по своей форме и назначению. Зародившись в среде, где климатические условия не требовали одежды, повязка определится как признак социальный (вместе с убранством головы и регалиями превосходства). Длина и форма одежды, целесообразные в употреблении и климате, в Древнем Царстве не превышают размера и объема бедер, но качество ткани и ее обработка различаются в социальном аспекте. И тогда даже такой незначительный в масштабе кусок полотна не только несет эстетическую нагрузку, но и способствует социальному отличию. Увеличившись в своих размерах в длину и ширину, набедренные повязки египтян были едины по внешнему виду, прильнувшие к телу, они обтекали и обрисовывали его формы.
Эта же набедренная кусковая одежда до сих пор существует в виде плахты в украинской одежде, запаски у белорусов, пристилки у румын и болгар, у тибетских женщин, Пановы в среднерусской полосе, фартуков у всех народов мира, саронж у индонезийцев и малайцев. Таким образом, очевидно, что все народы прошли через путь прикрепления одежды поясом на бедрах и в зависимости от климата, от потребности, обычаев и норм прекрасного, от социального деления общности и национальных признаков, разграничили их по характеру ткани и ее декоративному оформлению.
Можно заметить, что и в креплении горизонтальном, помимо конструктивных естественных членений, возникают различные варианты, как и в примерах с плащами.
Гюстав Кайботт. Площадь Европы в дождливый день. 1877 г.
Кусковая одежда из двух «туник» - штаны
Если мужчины оседлых народов могли довольствоваться туникой - рубахой, то кочевники, по всей вероятности, очутились перед дилеммой: верхом на коне рубаха «исчезает», полы кафтана расходятся - обе ноги лишаются одежды. В пешем хождении достаточно одной туники на туловище. Верхом - ноги обнажаются и становятся уязвимыми. Возможно, логический ход предыстории изобретения и был таков, ибо честь изобретения штанов принадлежит племенам всадников. По всей вероятности эволюция формы штанов начиналась:
а)как два «мешка» для двух ног (скифы, иранцы),
б)как укрытие бедер и живота плюс ноговицы (народы Крайнего Севера),
в)как обматывание бедер и ног одновременно (индусы, египтяне, европейцы, греки),
г)как соединение трусов и длинных чулок (европейское Средневековье).
Штаны более сложной формы встречаются у гренландцев, индейцев Северной Америки (Аляски), эскимосов, чукчей. Форма определялась размером исходного материала-шкуры, его пластическими свойствами, способами об-работки и жизненно практической важностью одежды. Отсюда и точное знание «поведения» одежды на теле и тела в одежде. Последнее условие является главным в практических необходимых одеждах. Их варианты диктовались необходимостью сохранения жизни. Ровдуга, замша и меховые покровы обрабатывались ножом. Наличие этого древнейшего орудия определили возможности изменения формы естественного контура шкуры, и поэтому навык, а затем и понятие «кроя», несомненно, возникли впервые у народов, имеющих дело со шкурами. Отсюда и точность подгонки одежды и ее непроницаемость. Характерно, что все известные нам бедренные одежды состоят в основе из парных штанин, из штанов, крепленных обувью, из штанов, одеваемых в обувь, но всегда раздельных с одеянием туловища - малицами, парками и пр.
Мужские штаны во все времена всегда крепились на бедрах и животе ниже линии пупка (если не подтягивались на грудь помочами, как во времена Французской революции и Диккенса).
В XIX и XX столетиях у мужчин были модны широкие пояса, что определило место талии почти под диафрагмой. Нужно сказать, что пояс брюк, укрепленный на верхнем выступе бедер, и сегодня сообщает людям пожилого возраста юношескую стройность.
Но место размещения куска ткани на теле и способ его одевания еще не объясняют разночтения наименований и характера одежд, объединенных признаками примитивности своей изначальной формы.
ЗНАЧЕНИЕ полотнища, укрывающего тело, раскрывается только в его взаимоотношении с человеком.
Урок технологии в 6 классе № дата:
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Тема урока: «Виды плечевой одежды. Понятие о моде, стиле, силуэте, покрое, фасоне, модели».
Цель урока: « Формирование представления о классификации одежды».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с видами и признаками одежды; силуэтами и стилями.
Метапредметные: способствовать развитию памяти, самостоятельности, развитию творческого мышления, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения.
Личностные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, творческую активность.
Оборудование: эскизы, альбом, цветные карандаши.
Структура урока.
I. Этап мотивации.
1. Приветствие, проверка присутствующих и их готовность к уроку.
2. … Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.
Д.С. Лихачев
3. Игра «Объяснялки»:
заголовки (плечевая и поясная одежда)
выбрать и приколоть виды одежды на свое место
2 человека (скорость, правильность, внимательность)
II . Этап актуализации.
Как вы думаете, что такое силуэт?
Какие силуэты вы знаете?
С какими стилями вы уже знакомы?
Какие виды плечевых изделий вы знаете?
Какие требования люди предъявляют к одежде?
III . Этап целеполагания.
Озвучивание цели урока.
IV . Этап открытия нового знания.
1. Классификация, виды и признаки одежды:
Одежду делят по назначению:
Бытовая одежда:
должна быть модной, красивой, современной, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, быть комфортной, соответствовать размерам тела человека и сохранять потребительские свойства в течение срока пригодности.
Спортивная одежда
- для выполнения физических упражнений.
Производственная одежда
- защищает человека от неблагоприятных производственных факторов и загрязнения.
Форменная одежда
- должна указывать на принадлежность тому или иному ведомству, роду войск и т.п.
- По целевому назначению на повседневную, торжественную, домашнюю, для активного отдыха и занятий спортом.
Рабочая одежда - должна быть удобной для выполнения разных работ.
По модельно-конструктивному признаку одежду подразделяют на костюмно-платьевые изделия, бельевые, чулочно-носочные, платочно-шарфовые и головные уборы.
По условиям эксплуатации - верхние, бельевые, корсетные изделия.
По сезону- летняя, зимняя, демисезонная и всесезонная.
По половозрастному назначению одежду подразделяют на изделия для детей и для взрослых. Одежду для детей подразделяют на одежду для мальчиков и девочек младшего дошкольного, младшего школьного, старшего школьного и подросткового возраста. Одежда для взрослых подразделяется на мужскую и женскую.
По применяемым материалам - одежда из тканей, трикотажа, нетканых материалов, натуральной и искусственной кожи и меха, комплексных, пленочных материалов.
2. Виды и признаки одежды.
Виды и характеристика плечевых изделий:
Платье - женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Платье может быть отрезное по линии талии и не отрезное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; различной длины, с различными видами отделки.
Сарафан - разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника.
Халат - одежда иногда удлиненная, почти до пят, с разрезом или застежкой от верха до низа, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него.
Блузка - женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища. Блузка может быть с рукавами и без них, с застежкой и без нее, с воротником и без него.
Жилет - одежда с проймами, без рукавов, различной длины, с застежкой и без нее.
3. Требования к одежде.
- Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что она должна быть удобной в носке, достаточно прочной и износоустойчивой. Чтобы одежду было удобно
носить, ее размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре. Кроме того, необходимо, чтобы она не деформировалась - при долгой носке не теряла форму, не боялась яркого света и проливного дождя. Изделие должно быть надежным, т.е. не разрушаться под воздействием кратковременных напряжений, например под действием растягивающих усилий.
Износоустойчивость и надежность изделия зависят от покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества обработки, условий носки.
- Эстетические требования , предъявляемые к одежде, состоят в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной. Она должна соответствовать хорошему вкусу и одновременно воспитывать этот вкус. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и другие особенности внешности человека. Учет этих требований дает возможность создавать выразительную, красивую, изящную одежду, преображающую внешний облик человека.
- Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной. Экономичность модели во многом определяется конструкцией, так как от конструкции изделия зависит расход ткани, а в себестоимости изделия стоимость материала составляет 85-90 %.
4. Мода, стиль, силуэт, покрой, фасон, модель.
Создание модели, композиции одежды – это большое сложное искусство. Под композицией одежды понимается согласованность всех её элементов в целое художественное произведение, называемое модой.
Мода (в переводе с французского) – мера, способ, правило.
1. Мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов одежды.
2. Непрочная, быстро проходящая популярность.
Мода по своему существу динамична. В ней появляются стремления к новизне всего того, что её окружает. Под модой понимается господство отдельных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. Истоки моды одни авторы относят к средневековью, другие к более раннему периоду.
Долгое время центром моды был и остаётся Париж, это обусловлено его экономикой.
Если моду рассматривать на протяжении долгого исторического промежутка, то её изменения кажутся регулярными. Если изучить закон моды, то её можно прогнозировать.
Смена мод приводит к утверждению трёх основных стилей:
Классический стиль – соразмерность, целесообразность, лаконичность, ясность. В моде многое меняется, но есть такие вещи, которые остаются неизменными. Общее мнение признаёт их превосходными, примерными, образцовыми. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека, линии форм и деталей просты и лаконичны.
Спортивный стиль – свободные формы обеспечивают активные движения. Сложился под влиянием на моду удобной, гигиеничной и красивой одежды для спорта. В спортивном стиле может быть выдержана одежда различного назначения. Характерные черты стиля: удобство, практичность, сочетание тканей различных структур, разнообразие фурнитуры, отделочные детали.
«Фантазии» или романтический стиль - необычность форм, разнообразие отделок.
В конце 70-х гг. XX столетия в характере массовой моды произошли принципиальные изменения. Определяя модность одежды, мы говорим не только о фасонах, силуэте, но и о стиле. Характер одежды зависит от стиля. Поэтому наряду с основными стилями в нашей жизни присутствуют и другие:
1. Молодёжный стиль – строится на основе контрастов, сочетания элементов, которые во взрослой моде считаются не сочетаемыми или признаются только в авангардной моде. Нарядная блузка с юбкой или платье, пошитые в романтическом или фольклорном стиле, могут по законам молодёжного ансамбля сочетаться с пиджаком делового характера. В многоступенчатом ансамбле обыгрывается сочетание элементов одежды разных уровней длины.
2. Фольклорный стиль (деревенский или «кантрилук» - использование мотивов, идей, образов, приёмов кроя и отделки народного костюма. Чаще всего это одежда для отдыха, дома, свободного времени. Появился в 50-е гг. XX в.
3. Джинсовый стиль – джинсовая мода. Характерная особенность – спортивность, точный крой, обилие карманов, молний, отделка, строчка, металлические пуговицы, заклёпки и т.д., украшения вышивкой, ситцевыми вставками, аппликация из кожи.
4. Стиль ретро – направление современной моды, использующей мотивы, детали, приёмы моделирования прошлых лет.
5. Индивидуальный стиль – предполагает не только индивидуальный внешний облик человека, т.е. телосложение, осанку, одежду, макияж, причёску, но и походку, жесты, речь, стиль, мимику. Всё это составляет единое целое и ассоциируется только с конкретным человеком.
Стильный образ – цельный, законченный; в нём всё продумано: от пуговиц до пряжек на туфлях. Но при этом важно не выглядеть идеально, как эталон или маникен. Умение носить вещи, способность подать себя, некий шарм, лёгкая небрежность и в т же время изысканность – вот что делает образ стильным и неповторимым.
Стильно одетый человек не просто одет со вкусом и продумал все детали гардероба от пуговиц до носового платка. Ему действительно подходит всё, что он носит. Это и есть взаимосвязь внешнего и внутреннего, соответствие имиджа стилю, а стиля имиджу. Всё это предполагает индивидуальный стиль.
Каждый человек сам создаёт свой образ, который выражается в манере одеваться, в общении с окружающими, в умении себя преподнести. Хорошо, если это соответствует индивидуальности, не портит фигуру, удачно подчёркивает достоинства и скрывает недостатки, но бывает, что чувство меры и вкус изменяют.
Для того чтобы правильно подбирать себе одежду, нельзя слепо следовать моде, а необходимо развивать эстетический вкус и точно знать, что вы хотите и что вам нужно для создания индивидуального стиля.
Существуют определённые принципы в создании индивидуального стиля, которые складываются из эстетических критериев и выражаются в следующем:
определить пропорции фигуры, телосложения, устранить недостатки за счёт покроя одежды, деталей, фасона;
подобрать цветовую гамму и фактуру ткани;
выбрать стиль одежды;
укомплектовать костюм дополнениями, аксессуарами, макияжем, причёской, создание рационального гардероба.
5. Историческое развитие костюма.
Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей - шкур. Через тысячелетия эта одежда трансформировалась, например в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали фигуру человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки - хитона и верхней накидки - гиматия. Эта накидка перекидывалась через левое плечо на спину и грудь. Более длинный и широкий гиматий назывался пеплос - большой кусок шерстяной материи. Размеры пеплоса менялись в зависимости от общественного положения и вкуса человека.
Одежда жителей древнего Египта была, напротив, в основном облегающей фигуру.
Показ эскизов: греческий костюм, готика, барокко, романтизм, модерн.
6. Модель – это образец изделия в виде рисунка, фотографии или готового изделия.
Основу композиции одежды составляет совокупность образуемых одежду объёмов, пропорций или её силуэт.
7. Силуэт – это плоское контурное изображение предмета, подобное его тени.
Силуэт даёт чёткое представление об объёмности одежды, т.е. имеет чёткие внешние контуры в виде правильной тени.
Различают два вида силуэта:
скульптурный – выявляющий, повторяющий формы человека, подчёркивающий его недостатки и достоинства;
декоративный – отступающий от естественных сочетаний фигуры, маскирующий и скрывающий её недостатки.
Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами:
силуэт, основные линии которого расходятся книзу, приравнивают к трапеции;
силуэт с расходящимися линиями вверх и вниз от линии талии, напоминает два треугольника с вершинами в общей точке;
если силуэт образован правильными кривыми линиями, его сравнивают с овалом.
Иногда силуэты сравнивают с буквами и предметами:
силуэты с сильно зауженными плечами и плавно расширенной юбкой напоминают букву. А;
силуэт юбки сильно зауженной книзу сравнивают с бочонком.
Силуэт одежды является выражением моды, меняется мода, прежде всего в силуэте т.к. он первый надоедает людям.
Силуэт – это рамка, в пределах которой разрабатывается форма и создаётся фасон.
Фасон – это внешние черты изделия, определяемые формой деталей, конструктивными линиями, отделками.
Конкретную форму одежды определяет покрой , его изменения связаны с изменением конструктивной основы модели. Используя одну конструктивную основу изделия, т.е. не меняя местоположения плечевых и боковых швов, направления вытачек, силуэт можно создать несколько разнообразных фасонов за счёт изменения конфигурации горловины, проймы и т.д.
Создавая эскиз модели, художник – модельер, прежде всего, продумывает и рисует силуэт, при этом он учитывает новые тенденции в отношении длины и ширины одежды, а также пластические свойства новых тканей, от которых зависит создание силуэта.
Композиция (в переводе с латинского языка) – составление, связывание.
Силуэт (в переводе с французского языка) – внешние очертания предмета.
Фасон (в переводе с французского языка) – внешняя форма.
3. Физкультминутка.
Исходное положение – стоя, руки опущены.
Руки в стороны, пытаемся «дотянутся» до стены.
Руки вверх, пытаемся «дотянутся» до потолка.
Исходное положение – стоя, руки на поясе, выполняем перекат с пятки на носок 6-8 раз.
Гардероб девушки может состоять из одежды разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать ее назначению.
Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В то же время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда - в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы.
V. Этап включения в систему знаний.
Практическая работа:
выполнить эскизы плечевой лёгкой одежды в определённом стиле.
выполнить рисунки силуэтов современного направления моды.
VI . Этап подведения итогов урока.
Проверить выполненные работы, сделать необходимые замечания, выставить оценки.
VII . Этап рефлексии и оценивания.
Удовлетворены ли вы работой на уроке?
Что нового узнали?
С каким настроением уходите с урока?
Данный курс необходим тем, кто желает повысить свой уровень конструирования женской плечевой одежды из ткани. За короткий срок в очень интенсивном ритме у вас будет возможность:
1. Разобрать основные системы конструирования.
2. Научиться объединять их для решения конкретной задачи.
3. Научиться работать с индивидуальными фигурами и различными полнотными группами.
4. Устранять конструктивные дефекты.
5. Изучить систему градации.
6. Разобрать основные требования подготовки лекал на производство.
7. Освоить систему составления ТЗ на изделие.
8. Внедрять свои знания на практике на примере итогового аттестационного задания.
В конце курса каждый студент получит реальный заказ на изготовление лекал, который должен будет отработать по всем правилам и защитить на последнем аттестационном занятии и сдать заказчику.
Данная программа нацелена исключительно на конструирование плечевых женских изделий текстильной группы и не включает в себя работу с трикотажем, моделирование изделий на основе базовых лекал, конструирование мужского и детского ассортимента, изучение технологии пошива.
Данный курс имеет много домашнего задания, выполнение которого обеспечит высокий уровень знаний и практических навыков.
Так как курс нацелен на повышение квалификации, перед записью необходимо собеседование с куратором курса. Курсист должен иметь знания и навык технологии пошива текстильных изделий и начальные знания конструирования.
Для прохождения курса приобретать ничего не нужно, все материалы выдаются на курсе.
Так же выдается подробный конспект – книга и рабочая тетрадь.
По итогу курса выдается свидетельство о Дополнительном Образовании для взрослых на основании
На курсе будут изучаться:
1. Три системы плоскостного конструирования.
2. Проектирование базовых конструкций основных силуэтов и покроев.
3. Методы работы с различными типами фигур.
4. Построение конструкций для различных материалов.
5. Устранение конструктивных дефектов.
6. Построение производных и вспомогательных лекал.
7. Градация.
8. Подготовка лекал к производству.
9. Изготовление пакета лекал на заказ.
Занятие №1
Антропометрия
Стандартизация
Различные типы фигур
Полнотные группы
Прибавки
Углубленное проектирование БК (базовой конструкции) плечевого изделия с одношовным рукавом по системе ЦОТШЛ
Занятие № 2
Углубленное проектирование БК плечевого изделия с одношовным рукавом по системе ЦОТШЛ
Домашнее задание:
Занятие №3
Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Занятие №4
Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия
Занятие №5
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе Мюллер и сын
Занятие №6
Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе Мюллер и сын
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия
Занятие №7
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Углубленное проектирование БК жакета на подкладке с английским воротником и двухшовным рукавом с рельефами по системе ЦОТШЛ
Занятие №8
Углубленное проектирование БК жакета на подкладке с английским воротником и двухшовным рукавом с рельефами по системе ЦОТШЛ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия
Занятие №9
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Занятие №10
Проектирование БК пальто на подкладке с воротником «Шаль» с бочком и двухшовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Занятие №11
Проектирование БК пальто на подкладке с воротником «Шаль» с бочком и двухшовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия
Занятие №12
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Анализ методик
Проектирование БК плечевого изделия с рукавом реглан по системе ЕМКО СЭВ
Занятие №13
Проектирование БК плечевого изделия с рукавом реглан по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета БК спроектированного изделия
Занятие №14
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Проектирование БК плечевого изделия с цельнокроеным рукавом с ластовицей по системе ЕМКО СЭВ
Занятие №15
Проектирование БК плечевого изделия с цельнокроеным рукавом с ластовицей по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия
Занятие №16
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Проектирование БК плечевого изделия с рубашечным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Занятие №17
Проектирование БК плечевого изделия с рубашечным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия
Занятие №18
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Занятие №19
Построение на различные типы фигур
Работа с конструктивными дефектами
Занятие №20
Построение на различные типы фигур
Работа с конструктивными дефектами
Занятие №21
Занятие №22
Построение лекал подкладки и других производных деталей
Занятие №23
Градация
Домашнее задание:
Выполнить градацию по заданию
Занятие №24
Градация
Домашнее задание:
Выполнить градацию по заданию
Занятие №25
Градация
Домашнее задание:
Выполнить градацию по заданию
Занятие №26
Получение аттестационного задания
Проектирование БК изделия по заданию
Занятие №27
Проектирование БК изделия по заданию
Раскрой и пошив макета БК спроектированного изделия
Занятие №28
Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Построение лекал подкладки и других производных лекал к изделию по заданию
Занятие №29
Градация изделия по заданию на смежных два размера
Изучение всех требований к оформлению лекал
Домашнее задание:
Доделать градацию. Оформление пакета лекал на один Базовый размеро-рост
Занятие №30
Составление Технического задания на производство
Домашнее задание:
Составление ТЗ на производство
Оформление пакета лекал
Занятие №31
Защита проекта. Аттестация
Растяжение связок (дисторсия) плечевого сустава – распространенная травма, часто возникающая при выполнении бытовых задач, спортивных тренировок или несчастных случаев. Связочные ткани имеют определенный предел эластичности. В случае превышения названного предела связки травмируются, тогда развивается разрыв связочных волокон плечевого суставного соединения либо их растягивание.
Связки представляют собой плотные соединительнотканные образования, которые скрепляют артрсоединение и мышечную систему. Связочные волокна обеспечивают двигательную возможность суставного соединения и параллельно ограничивают эту мобильность до определенного предела. В случае превышающих движений и излишних нагрузок, провоцирующих повреждение синовиальной капсулы либо мышечных волокон, связки уменьшают выполнение этого действия в суставе.
Растяжение связочного волокна грозит расстройством функциональной способности руки, воздействуют на мобильность всего тела. В случае несвоевременного либо отсутствия лечения травмы в плече сформироваться хроническая форма заболевания – сустав станет неустойчивым, для устранения этого необходимо прибегать к операции.
Это обуславливается на начальных этапах не до конца сформированной регенерационной тканью, которая еще поддается коррекции из-за своей эластичности, а в далеко зашедших стадиях она становится не такой эластичной.
Анатомия плечевого сустава
Это артрсоединение состоит из:
- ключицы;
- плечевой кости;
- лопатки.
Последних два костных компонента взаимосоединяются посредством вращательной манжеты, которая образована сухожилиями мышечных групп.
При полном повреждении сухожилий происходит полный отрыв ключицы от артрсоединения. Головка плеча этими мышцами прикреплена к специальной впадине лопатки.
Суставные окончания костных компонентов заключены в плотную соединительнотканную сумочку (капсулу). Полость последней заполняется синовиальной жидкостью, которая имеет функцию увлажнения суставных элементов. При ее дефиците либо увеличенной густоте они трутся между собой и, соответственно, происходит травмирование.
Снаружи она закрепляется связками, которые укрываются мышцами. Они не допускают излишнего углового наклонения, однако при чрезмерных физнагрузках происходит разрыв связочного волокна.
Симптоматическая картина
В силу схожести по проявлениям с другими патологиями необходимо тщательное диагностирование, оно также нужно и для подбора адекватного лечения.
Характерные проявления и жалобы пострадавших:
- Болевое ощущение в травмированном плече.
- Ограничение мобильности.
- Гиперемия кожного покрова, в некоторых случаях геморрагические явления в проблемной зоне.
- Незначительная отечность в случае разрыва, а при растяжении таковая отсутствует (дифдиагностическое проявление).
Болезненный синдром вызван развитие воспалительного процесса во вращающей манжете. Далее он трансформируется в надостный тенденит, который приводит к значительному ухудшению общего состояния пострадавшего. Могут развиться разной формы бурситы и даже периартриты и тенденит мышц 2-главой плеча.
Разрыв связочного аппарата в зависимости от количества пораженных волокон бывает трех степеней:
- I ст. – надрывается несколько волокон, болевое ощущение и ограниченность движения легкие.
- II ст. – множественные надрывы волокон, альгический синдром в этом случае более выражен, работоспособность заметно снижается.
- III ст. – полный разрыв связок, боли изнуряющие, суставное соединение неустойчивое. В этом случае прибегают к оперативному вмешательсву.
Причинные факторы
Данная травма может возникать под воздействием таких факторов:
- Физнагрузки регулярные и постоянные (ношение либо поднимание тяжелых предметов).
- Расстройство гемоснабжения. Это преимущественно связано с возрастными трансформациями. От этого происходит недостаточная трофика, вследствие чего эластичность их снижается.
- Остеоразрастания – остеофиты. Формируются в основном у пожилых больных.
- Профессиональный спорт (тяжелая атлетика, плавание, метание ядра, теннис и иные виды), предусматривающий нагрузку в одном и том же суставе.
- Врожденные аномалии мышечного суставного аппарата. К примеру, дисторсия связок у новорожденного ребенка.
Травмирование может произойти в результате несчастного случая, падения либо удара.
Значительному ослаблению связочно-мышечного аппарата способствуют вредные привычки (алкогольная зависимость, табакокурение) и кортикостероидная терапия.
Терапевтическая тактика
Своевременная первая помощь существенно снижает риск формирования осложнений и повышает эффективность лечения. Тотчас же после травмирования необходимо уложить пострадавшего так, чтобы минимизировать нагрузку на больное плечо. Одежду рекомендовано снять во избежание пережатия сосудистой сети и формирования отечности.
Артрсоединение следует обложить мягкой тканью и зафиксировать платком, шарфом либо эластичным бинтом. Холодовый компресс снизит болевое ощущение и предотвратит развитие гематомы.
В случае сильной травмы и выраженного болезненного синдрома рекомендуется вызвать карету «скорой помощи».
Терапевтический подход базируется на следующих методиках:
- Создание полного покоя пострадавшему с иммобилизацией брахиального соединения.
- Регулярные холодовые компрессы (грелка со льдом) до трех-четырех раз в сутки в первые 72 часа после травмы. Они помогают купировать болевое ощущение и отечность.
- Накладывание давящей повязки, но не слишком тугой. После купирования боли необходимо ее снять с целью предупреждения атрофии мышц и сустава вследствие обездвиживания.
- Прием лекарственных средств. Обычно применяется группа НПВС. Параллельно назначают лекпрепараты, которые способствуют тканевому восстановлению.
Специалисты все лечение подразделяют на первичное и вторичное. Первичное – создание максимального покоя и физического отдыха пострадавшему, ношение фиксирующих приспособлений. Также позволительны народные щадящие рецептуры – холодовые компрессы со льдом. В некоторых случаях при легком повреждении таких мер достаточно.
Вторичное — осуществляется при 2 и 3 степенях повреждения связочных волокон. Базовое назначение — обезболивающие препараты. По истечению трех дней после травмирования холодные компрессы сменяют согревающими, с применением регенерирующих мазей и гелей. Лед заменяют массажем и прогреванием.
В случае сильно выраженного болевого синдрома обезболивающие вводят парентерально либо интрасуставным способом.
После устранения воспаления начинается реабилитация. Для этого применяется физиотерапия и ЛФК.
Гигрома сустава: причины и лечение заболевания.
Гигрома - что это такое?
Гигрома — ограниченное образование, которое содержит серозную жидкость. Гигрома сустава представляет опухолевидную кисту, которая имеет доброкачественное течение. Заболевание в 3 раза чаще поражает лиц женского пола в возрасте от 25 до 35 лет. Среди детей и людей пенсионного возраста данная патология практически не встречается. Патология локализует везде, где есть соединительная ткань. Наиболее частое возникновение кисты — в области лучезапястного сустава, на его тыльной поверхности.
Достаточно редко патологию возникает на ладонных поверхностях, на пальцах и стопах. Это распространённое заболевание, особенно среди людей определенных профессий (водители, кассиры и т.д.)
Причины развития заболевания
Гигрома сустава — полиэтиологическое заболевание, причины возникновения которого до сих пор являются предметом спора ученых и врачей мира. К основным факторам риска развития патологии относят:
- Наследственный фактор. Известны случаи возникновения недуга у членов одной семьи и кровных родственников.
- Травма. Являются одной из основных причин формирования опухоли. Разрывы связок, растяжения, переломы и неоднократные ушибы увеличивают риск развития патологии. Важную роль играют неоднократные поражения одного и того же сустава.
- Занятия спортом. Высокая физическая нагрузка, долгое нахождение в одном положении, постоянная нагрузка на один сустав увеличивают вероятность возникновения гигромы.
- Профессиональная деятельность. Люди определенных профессий (музыканты, водители, программисты и др.) подвержены развитию недуга.
Классификация и виды
Существует несколько видов заболевания, в зависимости от локализации:
- Гигрома лучезапястного сустава и запястья. Образование при данной локализации находится под связками и виднеется над кожей. Болевые ощущения выражены слабо. При постоянном трении гигромы о предметы и одежду опухоль увеличивается в размерах, может нагнаиваться.
- Гигрома плечевого сустава. Формируется в основном в верхней части плеча, чаще всего возникает у спортсменов (пловцов, теннисистов). Гигрома плечевого сустава представлена на фото.
- Гигрома на пальцах рук и ног. Вызывает дискомфорт и болевые ощущения. Происходит постоянное трение гигромы об обувь или предметы, что вызывает увеличение опухоли, боль.
- Гигрома стопы. Располагается около голеностопного сустава, вызывает болевые ощущения и дискомфорт. При появлении рекомендовано хирургическое удаление во избежание нагноения кисты.
- Гигрома коленного сустава. Киста локализуется в непосредственной близости к суставу и синовиальной сумке. Образуется вследствие постоянной ходьбы или травмы колена. Может возникать бурсит.
- Гигрома ключицы. Редкая патология, возникающая при постоянном трении грубой одежды о ключицу и шею. Пример гигромы ключицы представлен на фото.
- Гигрома предплечья. Встречается редко, представляет собой образование мягкой или эластичной консистенции. Гигрому предплечья можно посмотреть на фото
Местоположение и длительность нахождения опухоли вызывает формирование различной консистенции гигромы. В зависимости от этого выделяют 3 вида:
- Мягкие. Малозаметна на коже, не вызывает дискомфорта и болевых ощущений, чаще локализуется в области, богатой подкожно — жировой клетчаткой.
- Плотноэластичные. Чаще всего достигают средних размеров, могут вызывать дискомфорт при соприкосновении с поверхностями. При длительном течении могут перерождаться в твердые.
- Твердые. Часто вызывают боль и дискомфорт, иногда хронического характера. В основном локализуются в области лучезапястного и голеностопного суставов.
По особенностям строения выделяют 3 типа образований:
Симптоматика новообразования
Начало болезни обычно не проявляет себя болью и дискомфортом, но с увеличением размеров гигромы, возникают неприятные ощущения. Симптомокомплекс заболевания строится на следующих проявлениях:
- Образование одиночного округлого образования различной консистенции, которое четко отграничено под кожей от других тканей. Кожа над гигромой свободно оттягивается и перемещается.
- При увеличении размеров усиливается чувство дискомфорта, при надавливании на кисту возникает боль различной интенсивности.
- В покое чаще всего гигромы не беспокоят пациентов, однако при нагноении, а также больших размеров образования может возникать ноющая тупая боль.
- При частом трении может возникать воспаление, нагноение образования. При этом кожа приобретает багровый оттенок, грубеет, повышается местная температура и возникает резкая боль.
Диагностика заболевания
Диагностика основывается на изучении анамнеза жизни и заболевания, профессиональной деятельности, наследственного анамнеза, симптоматики болезни, осмотре специалиста, а также данных инструментальных исследований (чаще всего рентгенография). Обычно поставить диагноз «гигрома сустава» не составляет труда. Однако в сомнительных случаях можно прибегнуть к дополнительным методам: УЗИ пораженного сустава, магнитно — резонансная томография, пункция кисты.
Дифференциальную диагностику проводят с опухолевыми новообразованиями мягких тканей (эпителиальные кисты, липомы, атеромы). Учитывая консистенцию и локализацию, гигромы часто дифференцируют с опухолями костей и связок.
Методы лечения
Начальный этап лечения гигромы суставов предполагает назначение мазей, кремов и физиотерапии. При больших размерах опухоли, а также запущенности процесса целесообразно проведение оперативного вмешательства и удаления образования. Рассмотрим основные методы лечения.
Медикаментозное лечение
Консервативное лечение гигромы суставов используется при небольших размерах образования, а также при возникновении воспаления. Рассмотрим основные группы препаратов и показания к их назначению:
Физиопроцедуры
Вид процедуры | Механизма лечебного действия | Методика проведения |
Грязевые, парафиновые ванночки. | Нагрев кожных покровов усиливает локальное кровообращение и улучшает метаболические процессы, в результате чего стихает воспаление. | Проводят курс 7-10 процедур 1 раз в день Время процедуры: 15-20 мин. |
Ультрафиолетовое облучение | Данный вид излучения вызывает выработку противовоспалительных веществ, снимает болевые ощущения путем уменьшения воздействия на нервные окончания. Стимулируется локальное кровообращения и улучшаются метаболические процессы. | Курс: 6-8 процедур через день Время: 15-25 мин. |
Электрофорез с различными медикаментами | Данный вид оказывает обезболивающее, регенеративное, противовоспалительное действие, улучшая микроциркуляцию и уменьшая боль. | Курс: 7-10 процедур через день Время: от 5 до 15 мин в зависимости от используемого лекарства. |
УВЧ | Способствует прогреванию глубоких слоев кожи, улучшает микроциркуляцию, снимает воспаление и боль. | Курс: 8 – 10 процедур 1 раз в день Время: 10-15 мин. |
Пункция при гигроме
Пункция — это консервативный метод лечения, который проводится путем удаления содержимого гигромы через прокол с помощью шприца. Процедура выполняется под местной анестезией в асептических условиях. Выполняют прокол кожи иглой в области кисты, с помощью шприца откачивают серозное содержимое. Обычно в полость кисты вводят противовоспалительные и антибактериальные средства, после чего производят тугое бинтование конечности или накладывают давящую повязку. Данный метод применяют также при воспалении образования. В этом случае откачивают гнойное или серозно — гнойное содержимое, после чего вводят антибиотики.
Несмотря на эффективность, безопасность и простоту данного метода в 20-40 % случаев возникает рецидив болезни. Это происходит по тому, что капсула гигромы остается нетронутой и со временем внутри нее постепенно накапливается жидкость.
Операция при гигроме
Оперативное вмешательство – эффективный и радикальный способ избавления от данного недуга. Рецидив болезни в этом случае составляет 10-12% в том случае, если по какой-либо причине оставили кусочек капсулы гигромы.
Показания и цель операции
Целью удаления гигромы является быстрое и полное избавление от опухолевидного образования. К показаниям к проведению операции относятся:
- Стремительное увеличение размеров образования, большие размеры (более 3 см)
- Болезненные ощущения как при движении и надавливании, так и в состоянии покоя
- Ограничение подвижности конечности или нарушения ее функции
- Дискомфорт, эстетическое недовольство, желание пациента
Техника проведения операции
Подготовка в вмешательству представляет собой лабораторное обследование (ОАК, ОАМ, свертываемость крови, анализ крови на гепатиты С и В, ВИЧ, RW). Дополнительно проводят ренгенографию или томографию пораженного участка для уточнения размеров и локализации опухоли. Вмешательство проводят под местной анестезией в амбулаторных условиях. Вначале проводят «обескровливание» конечности путем наложения жгута выше места предполагаемой операции. После обработки операционного поля асептическим раствором хирург выполняет разрез кожи в проекции гигромы. Выделяет и отсепаровывает кисту, затем аккуратно удаляет образование. Далее выполняют ревизию раны, после чего зашивают кожу косметическим швом. Обрабатывают швы, накладывают асептическую повязку, выполняют тугое бинтование конечности.
В настоящее время все большей популярностью пользуется лазерный и эндоскопический методы удаления гигромы. Они менее травматичны и не оставляют шрамов. Операция также проводится в амбулаторных условиях под местной анестезией в асептических условиях. Через микроскопический разрез на коже направляют лазерный луч, с помощью которого удаляется жидкость и затем капсула. При эндоскопическом удалении через микроразрез проводят специальные инструменты, которые разрушают капсулу, содержимое отсасывается с помощью специального аспиратора. После проведения операции при любых способах берется часть опухоли для гистологического исследования.
Послеоперационная реабилитация
Восстановительный период после операционного удаления варьирует от 1 до 3- х недель в зависимости от размеров кисты и способа вмешательства. Правильное выполнение всех назначений врача сокращает период реабилитации и уменьшает риск повторного развития недуга. В восстановительном периоде назначается тугое бинтование конечности, ежедневная смена асептической повязки, антибактериальная и противовоспалительная терапия. Также для улучшения заживления раны показана физиотерапия (Электрофорез, УВЧ, магнитотерапия и др.). При нарушении и ограничении функции после операции показана лечебная физкультура и массаж под руководством тренера.