Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.
Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.
Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.
Некоторые определения
Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.
Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.
Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.
Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.
Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.
Виды периодизации
Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.
Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:
- Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
- Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
- Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
- Начало детства длится с 3 до 8 лет;
- Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
- Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
- Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.
Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Эриксон. Этапы
Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.
Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.
Закономерности взросления по Выготскому.
Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.
- Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
- Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
- Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
- Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.
Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.
Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.
Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.
Психологический возраст по определению Выготского
Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.
По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.
Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:
- Кризис новорожденного ребенка;
- Младенческий возраст до 1 года;
- Кризис первого года жизни;
- Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
- Кризис трех лет;
- Возраст до школы до 7 лет;
- Кризис семилеток;
- Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
- Кризисный период тринадцатилетних подростков;
- Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
- Кризис идентичности семнадцати лет.
К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:
- Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
- Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
- Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).
Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на
выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.
Свойства кризисных периодов
Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.
В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.
Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.
- Отказ от сотрудничества с взрослыми;
- Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
- Неумение справиться с негативными эмоциями;
- Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.
Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.
Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.
В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.
Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.
Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:
- Сохраняйте спокойствие;
- Умейте выслушать;
- Дайте ценный совет;
- Не навязывайте свое общество;
- Уважайте выбор своего ребенка;
- Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
- Любите своего ребенка;
- Говорите ему о своей любви как можно чаще.
Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.
Подведем итоги
Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.
Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.
Каждый ребёнок преодолевает этапы, переходя от одного до другого. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков,знаний, личностных качеств, характерных особенностей. Воспитание ребёнка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Возрастные этапы развития ребенка.»
Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.
Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.
Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
- Младенчество – от рождения до 1 года.
- Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
- Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
- Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
- Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.
А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.
ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.
Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.
С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.
С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку, открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.
К году малыш познаёт правила пользования предметами
Ранний возрастной этап развития ребенка
К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.
Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит фантазировать.
В этом возрасте ребенок уже должен уметь:
- строить башню из кубиков;
- складывать простые пазлы для этого возраста;
- бить ногой по мячу;
- проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
- выполнять самые простые требования взрослых;
- складывать фразы из 5 слов;
- рисовать прямую вертикальную линию;
- рассказывать четверостишья и потешки;
- знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
- проситься в туалет;
- самостоятельно пить из чашки и есть;
- раздеваться и одеваться с помощью родителей;
- резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
- мыть и вытирать ручки.
В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.
Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.
У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.
Дошкольный возрастной этап развития у ребенка
Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.
В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.
Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.
В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.
Ребенок этого возраста должен уметь и знать:
- геометрические фигуры;
- владеть понятиями о величине, длине, высоте;
- сравнивать предметы по форме и цвету;
- сравнивать числа;
- математические знаки и буквы;
- считать прямо и обратно;
- находить лишний предметы среди предметов одного типа;
- составлять рассказ по картинками,соблюдая последовательность;
- вести диалог и монолог.
Младший школьный возрастной этап развития ребенка
Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.
Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.
Каждый ребенок проходит возрастные этапы развития, которые сопровождаются умственными, физическими, личностными изменениями. Кроме того, по ходу возрастного развития ребенка осваиваются новые навыки и умения, приобретаются знания и формируются черты характера. Чтобы воспитание было эффективным, оно должно соответствовать возрастному развитию ребенка. Давайте обсудим основные нормы развития ребенка.
Этапы возрастного развития ребенка
- от зачатия до родов - внутриутробный возрастной этап;
- от рождения до года – младенчество;
- от года до трех лет – ранний возрастной этап;
- от трех до 7-ми лет – дошкольный возрастной этап;
- от 7-ми до 12-ти лет – младший школьный возраст;
- от 12-ти до 16-ти лет – старший школьный возраст.
Развитие ребенка в младенческом возрасте
Скажем немного о внутриутробном развитии малыша, так как этот период имеет большое значение и откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Именно во внутриутробный период происходит закладка основ систем и органов, малыш учится слышать, видеть и дышать. Уже на 14-й неделе ребенок запоминает звучание голоса своей мамы, слышит музыку. Для правильного развития ребенка в младенческом возрасте, еще в период беременности важно ласково разговаривать с ним, слушать спокойную классическую музыку.
Возрастное развитие ребенка в младенческом возрасте проходит следующим образом:
- Физиологические показатели в момент рождения: вес 3-4 кг, рост 48-55 см.
- Новорожденный малыш сильно подвержен влиянию окружающей среды, уязвим и не защищен. Поэтому для него крайне необходим правильный уход, обеспечение комфортных и удобных условий. В грудничковый период малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, обстановке в комнате и к близким людям, он стремится к познаниям. Основным источником информации для малыша являются тактильные ощущения, он стремится все пощупать и попробовать.
- Во втором полугодии кроха обращает внимание на цвета, его интересуют яркие предметы. Также малыш воспринимает пространство и начинает в нем ориентироваться.
- С 7-ми месяцев ребенок способен перекладывать мелкие предметы, а к году уже способен использовать предметы по назначению.
Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет
В возрастной период от 1 до 3-х лет ребенок вырастает еще на 25 см, а в весе прибавляет до 4 кг. Основным для ребенка в этот период выступает социальное взаимодействие. Малыш не только учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но также осваивает способы знакомства, принципы дружбы и пр.
К трем годам у крохи проявляется стремление к самостоятельности, он пытается быть независимым от родителей. Также малыш уже осознает себя как отдельную личность и учится оценивать свои действия и прогнозировать ситуации. Практически каждый трехлетний малыш – большой фантазер.
В согласии с нормами развития ребенка 1-3 лет, он должен уметь:
- сооружать башню из кубиков;
- бить ногой мяч;
- складывать крупные, простые пазлы;
- проявлять исследовательский интерес к предметам и окружению (ломать игрушки для осмотра содержимого и пр.);
- складывать простые предложения из 5 слов;
- выполнять несложные задания взрослых;
- рисовать вертикально прямую линию;
- называть части своего тела и показывать их;
- рассказывать четверостишья;
- самостоятельно проситься в туалет;
- раздеваться и одеваться при некоторой помощи родителей;
- самостоятельно кушать из тарелки и пить из чашки;
- резать бумагу ножницами;
- мыть и вытирать ручки.
Непременным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является кризис 3 лет, который в каждом отдельном случае может протекать по своему сценарию. У большинства малышей кризис проявляется упрямством, негативизмом и агрессией к окружающим, у отдельных деток преобладает уступчивость и сострадание.
Трехлетние малыши остро нуждаются в одобрении взрослых и похвале. У них активно происходит развитие речи и мышления. Самым важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является игровой процесс, через который малыш познает мир и усваивает информацию.
Возрастные нормы развития ребенка-дошкольника
К дошкольному возрасту относится период от трех до семи лет. Именно в этот период происходит закладка личностных качеств характера малыша, и формируются личностные механизмы поведения. Чаще всего он старается быть похожим на собственных родителей. Ребенок остро нуждается в общении со сверстниками.
От трех до семи лет у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и пр. Малыш готовится к школе, практикует выполнение различных заданий, учится брать на себя ответственность и выполнять посильные обязанности в семье.
Дети в этот период способны логически мыслить и делать верные умозаключения.
Важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка-дошкольника является кризис 6-ти лет. У ребенка преобладает демонстративная форма поведения, его настроение неустойчивое, негативные и радостные эмоции быстро сменяют друг друга, ребенок часто манерничает и кривляется. Также в этот период происходит быстрый рост ребенка, он вытягивается, изменяются пропорции тела, заменяются молочные зубы.
Ребенок в этом возрасте знает:
- геометрические фигуры;
- различия предметов по цвету и форме;
- понятия длины, высоты и величины;
- математические знаки, числа и буквы;
- счет до 10 и обратно.
Также ребенок способен легко находить лишние предметы, составлять рассказ по картинке, вести монолог и диалог.
Младший школьный возрастной этап
Возрастные нормы развития ребенка школьного возраста таковы:
- он чувствует себя «взрослым» и ведет себя соответственно;
- авторитет родителей снижается;
- он способен планировать свою деятельность, выполнять правила и принимать новые социальные порядки.
В период старшего школьного возрастного этапа развития ребенок готовится к вступлению во взрослую жизнь, однако в его поведении еще присутствуют детские манеры и поступки. Также к этому периоду возрастного развития ребенка относится пора полового созревания, и в организме и личности подростка происходят множественные изменения, что требует понимания и участия со стороны родителей.
Согласно наиболее распространенной классификации, жизнь и развитие ребенка начинаются не после рождения, а с момента зачатия.
Выделяют семь возрастных этапов развития ребенка:
- внутриутробный этап – от зачатия до рождения;
- период новорожденности – от рождения до конца первого месяца;
- период грудного возраста – с первого месяца до 1 года;
- ранний возрастной этап развития – от 1 года до 3 лет;
- дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет;
- младший школьный возрастной этап развития – от 7 до 12 лет;
- этап старшего школьного возраста – от 12 до 16–18 лет.
На каждом из этих этапов развития организм ребенка имеет особенности, которые требуют различного подхода к уходу за ним и воспитанию.
Этапы развития ребенка в утробе
Основных этапов развития ребенка в утробе три: начальный, эмбриональный и фетальный. Начальный этап длится с момента оплодотворения до двух недель беременности. На этом этапе происходит соединение яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы, которая затем прикрепляется в стенке матки. Эмбриональный период внутриутробного развития длится с 3 до 12 недели беременности. В это время происходит формирование органов и систем будущего ребенка. Начиная с 12 недели наступает фетальный период развития, на протяжении которого плод будет активно расти и набирать вес, а его органы будут активно развиваться.
Периоды новорожденности и грудного возраста
В первый месяц своей жизни малыш очень уязвим, а потому требует особенного ухода. В период грудного возраста ребенок постепенно учится управлять своим телом и изучает окружающий мир: учится поднимать головку, сидеть, ползать, ходить. В возрасте 6 месяцев он начинает достаточно хорошо различать цвета, кроме того, у него развивается восприятие пространства. На этом этапе развитие речи ребенка происходит постепенно: примерно в 3–4 месяца он неосознанно произносит гласные звуки, тренируя речевой аппарат, к 8 месяцам учится осознанно повторять звуки, а в 10 месяцев уже способен произнести вместе несколько одинаковых слогов.
Ранний возрастной этап развития ребенка
В возрасте от года до 3 лет ребенок продолжает совершенствовать навыки, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром: развиваются его речь и мышление, он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Примерно с года начинается важный этап развития речи ребенка: обычно годовалый ребенок может повторять за взрослыми слоги и отдельные слова, а к 2,5–3 годам он уже умеет составлять простые предложения из 3–4 слов. Ближе к концу этого периода малыш начинает проявлять стремление к независимости и самостоятельности. В этом возрасте нормальному развитию ребенка лучше всего способствуют активное общение и игра. В 3 года у ребенка происходит кризисный период, в течение которого он может вести себя агрессивно и проявлять упрямство. Каждый малыш переживает кризис трех лет по-разному. В это непростое время родителям рекомендуется поддерживать ребенка и стараться не проявлять отрицательных эмоций в ответ на его агрессию и капризы.
Период дошкольного возраста
Считается, что с трехлетнего возраста начинается формирование характера ребенка, а также личностных механизмов поведения. В этот период на дальнейшее развитие ребенка сильно влияют его взаимоотношения с близкими людьми и атмосфера в семье. Трехлетний малыш уже осознает себя как отдельную личность, но при этом копирует поведение взрослых, поэтому в этом возрасте для развития у ребенка положительных качеств и правильных механизмов поведения очень важен положительный пример. Основным способом познания для малыша остается игра. С 3 до 6 лет у ребенка активно развиваются мышление, внимание, память, воображение, а также социальные навыки. В 6 лет полностью заканчивается формирование речи. Ребенка следует учить основам счета, чтения и письма, а также развивать его словарный запас и прививать правильные нормы поведения в обществе.
Младший школьный этап развития ребенка
В этом возрасте ребенок учится планировать свою деятельность, выполнять правила, нести ответственность, а также принимать социальные нормы поведения. В этот период заниматься его воспитанием следует с особенным вниманием, так как от знакомства с учебным процессом во многом зависят развивающиеся способности ребенка к учебе в целом. Все дети при поступлении в первый класс проходят период психологического и физического напряжения, который обычно длится в течение одного–полутора месяцев. Родителям необходимо внимательно относиться к режиму дня и питанию ребенка, так как у многих школьников в это время ухудшаются сон и аппетит. Также следует оказывать маленькому ученику моральную поддержку, которая поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.4.6 из 5 (7 голоса)
В этой статье:
От пары клеток до состояния взрослого человека проходит не так уж и много времени. Ученые поделили процесс взросления любого человека на стадии. Сначала они занимают лишь дни и месяцы, после – годы жизни. Чем старше человек, тем медленнее темп его развития. Каждый человек сильно изменяется физически и психологически , проходя эти стадии.
Родителям нужно быть готовым, что крошечный малыш очень скоро превратится в маленького человечка, а еще через некоторое время в самостоятельного, взрослого человека. У всех стадий есть отличительные черты, показывающие, как сильно меняется ребенок. До взросления проходит 17-18 лет, но даже после этого развитие не останавливается.
Основные показатели развития
Как оценивать переход от одной стадии к другой? Самые простые показатели – антропометрические:
Для правильного развития ребенка необходимы забота, внимание, хорошее питание, витамины. Этот список можно продолжать и продолжать, ведь влияющих факторов очень много. Их можно разделить на физическое и психическое взросление . Без одного не будет другого.
В конечном итоге из малыша получается взрослый, самостоятельный человек. Его физические качества и психика должны быть развиты равномерно. Исключением является патологический путь развития ребенка (наличие серьезных заболеваний, мешающих правильному развитию).
Взросление
Процесс совершенствование личности - взросление. Любой человек проходит через эти стадии, открывая для себя что-то новое.
Физическое развитие
Совершенствование физической деятельности начинается буквально от рождения. Малыш постоянно двигает ручками и ножками, потом пытается держать голову, сидеть. Все это этапы подготовки к важнейшему событию – хождению. Путь развития ребенка таков, что ходить, бежать, владеть своим телом нужно обязательно. Чем раньше он станет на ноги, тем лучше. Мы не можем научить малыша совершенствовать свою физическую активность – он это делает сам.
Это процесс лишь кажется легким. На самом деле идет сложное «обучение» нервной системы, вестибулярного аппарата, мозга. Задача родителей в это время - мотивировать ребенка сидеть, ползать, ходить.
Психическое
Психическое развитие проходит гораздо дольше, чем физическое. Если в 4-5 лет малыш уже отлично ходит, бегает, занимается физкультурой , то его психика еще недостаточно развита. Для такого развития необходимо обучение, стимулирование мышления, логики. Дети не должны быть предоставлены сами себе. Сегодня очень много развивающих центров, садиков. Если не хотите отдавать ребенка в садик, то занимайтесь с ним сами по обучающим программам .
Если не обеспечивать нормальное психическое развитие малыша, он не сможет пойти со всеми в школу, заводить друзей, общаться. Правильное психическое развитие помогает нам социализироваться, находиться среди людей, следовать нормам и правилам нашей жизни.
Внутриутробное развитие
Первая стадия - внутриутробная. На этой стадии происходит настолько стремительный скачок развития, что его нельзя не заметить. Начинается все с простого: две клетки соединяются, и уже через 24 часа деление достигает невероятных масштабов.
Всего пребывание малыша в теле матери длится около 280 дней. За это время из двух клеток получается настоящий человечек: органы, системы, кровь, волосы, ногти - у него есть все необходимое для жизни. На этой стадии есть несколько критических моментов:
- деление клеток может пойти неправильно (возможна остановка процесса или патологическое развитие);
- после формирования зародыша, он должен прикрепиться к стенке матки (если этого не произойдет, зародыш погибнет);
- первый триместр беременности самый сложный, ведь риск выкидыша очень велик (организм воспринимать малыша как инородное тело);
- мама должна придерживаться строгих правил: хорошее питание, отсутствие вредных веществ, алкоголя, опасных лекарств (прием всех этих препаратов может стать причиной сильного отклонения в развитии ребенка или его смерти).
Проходит 9 месяцев – кроха появляется на свет. Наступает вторая в жизни стадия развития.
Рождение
Пуповину перерезали, малыш отделился от матери. С этого момента начинается его самостоятельная жизнь. Конечно, сам он еще ничего делать не может. Этот момент отделения ребенка важен во всех смыслах.
- Физически
Теперь это отдельный человек, а значит, все его органы должны работать правильно. Первый вздох раскрывает
легкие. Это настолько огромный стресс для организма, что взрослый человек его не выдержал бы. Первый вздох меняет все: от состава крови до усиленной работы мозга.
Теперь малышу нужно постоянно развиваться, чтобы выжить. Организм начинает работу сразу после отделения пуповины. Больше он физически не зависит от мамы. У него будет своя еда, свой воздух, своя кровь.
- Психически
Удивительно, но процесс рождения очень важен для психики. Особенно если это нормальное рождение. Это начало самоидентификации . Разделение с матерью происходит на обоих уровнях. Физически это теперь два разных человека, и психологически тоже. Уже с этого момента матери необходимо уважать ребенка, как самостоятельную личность.
Данная стадия включает первые 4 недели после рождения. Сейчас малыш очень уязвим, ему необходимы уход и внимание 24 часа в сутки.
Грудной возраст
Прошли первые 4 недели – теперь это грудничок. На стадии грудничкового возраста родителям все еще нужно быть практически целый день с малышом. С каждым месяцем он взрослеет. Этот период продлится до первого дня рождения (1 года). Что сейчас важно:
Он все еще много спит, но стал гораздо активнее. Уже к 6 месяцу должен начаться процесс перевода на более твердую пищу. Теперь можно давать каши, пюре из овощей и фруктов, немного вареного мяса. Одного молока для правильного развития уже недостаточно.
Удивительно, но всего год требуется малышу для того, чтобы полностью измениться . Его рост прибавляет до 100% за эти 12 месяцев. Из младенца он стал уже вполне сформировавшимся ребенком. За первые несколько месяцев изменяется структура крови . Внутренние органы учатся работать слажено.
Дольше всего у ребенка развивается мозг. Этот процесс продолжается и после рождения. С каждым прожитым месяцем он становится сложнее, добавляются бугры и извилины.
Младший дошкольный период
Этот период продолжается с 1 года до 3 лет. На стадии младшего дошкольного возраста ребенок очень быстро развивается. Сейчас его главные навыки:
- ходить;
- учиться кушать самостоятельно;
- начинается осмысленная речь;
- развивается мелкая моторика.
Обычно к 3 годам родители отдают малыша в садик. В этом нет ничего плохого, даже наоборот. Тут его психическое развитие и физические навыки заметно улучшаются. Дети играют между собой, общаются. Они быстро учат новые слова, и речь становится грамматически верной уже к концу
этого периода
. Конечно, речь еще очень простая, многие слова и понятия могут быть заменены на выдуманные. Тут действует правило: чем больше вы разговариваете, читаете
, общаетесь с малышом, тем быстрее он научится правильной речи.
Ребенку необходимо обрести самостоятельность. В возрасте 2-3 лет проявляется кризис «я сам». Это кстати, ведь ребенку все хочется делать самостоятельно, не зависеть от взрослого. Конечно, полностью это невозможно. Но к концу периода нужно научить его:
- элементарной гигиене (мыть ручки после прогулки, чистить зубы, умываться, пользоваться туалетом);
- самостоятельно одеваться;
- убирать за собой игрушки (хотя бы начать это делать);
- самому кушать (держать ложку, вилку).
Дошкольный период
Большинство детей посещает садик. Это период с 3 до 7 лет. Когда он закончится, малыш пойдет в школу. Это значит, что он должен быть морально и физически готов к большей самостоятельности и ответственности. К 6 годам молочные зубы уже все выпадут, появятся коренные . Это еще одно напоминание нам о том, что ребенок взрослеет. Теперь он может есть всю ту же пищу, что и взрослые.
На стадии дошкольного возраста дети очень активные. Сейчас игра – главное для них занятие. Этим можно воспользоваться, обучая ребенка всему посредством игровых техник. В этот период важно физическое развитие . Дети теряют свою былую пухлость, становятся похожи на маленьких взрослых уже к 4-5 годам.
Сейчас можно вводить более серьезную физкультуру, учить ребенка кататься на велосипеде, коньках, роликах… Дети любят движение, а оно идет им на пользу. На этой стадии необходимо комбинировать оба типа развития: физическое и психическое. Скоро начнется школа, а это во многом поможет повзрослеть каждому малышу.
Начальная школа
Первый класс еще очень похож на детский садик. Но, конечно, тут больше ответственности, самостоятельности, появляются задания и уроки. Уже нельзя просто так пойти играть, пока
другие занимаются. Хороший учитель начальных классов понимает, что перед ним еще маленькие дети
. Их нужно научить правильно учиться.
У ребенка в 6-7 лет уже достаточно знаний о мире, морали, нормах поведения, чтобы оказаться один на один с обществом. Сейчас время для психического и умственного развития . Для этого необходимы:
- активная учеба;
- развивающая творческая деятельность;
- волевое воспитание;
- общение со сверстниками и учителями.
На этой стадии общение очень важно. Не только в школе, но и дома. У ребенка должно быть адекватное окружение, чтобы он мог нормально развиваться психологически . Родителям и учителям нужно соизмерять нагрузку в школе, дома, на дополнительных занятиях. Сейчас нужно учиться, но нельзя перегружать ребенка. Иначе будут частые болезни, организм просто не справится с повышением нагрузки.
Начальная школа - подходящее время для начала изучения иностранного языка
. Сейчас у ребенка достаточно хорошая память и ассоциативное мышление. Многие садики и дошкольные учреждения уже ввели иностранный язык, так что теперь можно продолжить его изучать на более серьезном уровне.
Старшая школа
С 12 до 17-18 лет проходит стадия конечного взросления. Считается, что уже к 17 годам молодой человек становится полностью дееспособным, разумным, готовым к самостоятельной жизни. На деле это
не всегда так
. Детям тяжело определиться, что делать дальше.
Сейчас у них активно проходит пубертатный период, который не всегда заканчивается к 17 годам. Молодые люди подвержены влиянию гормональных изменений. Сейчас у них часто меняется мнение: сегодня хочется быть врачом, а завтра актером, начать свой бизнес, организовать рок-группу . Очень важно проводить с этими взрослеющими детьми адаптационные лекции, рассказывать о возможностях, профессиях, образовании.
На этой стадии развития идет активный рост. С 13 до 15 лет молодой человек
или девушка могут сильно прибавить в росте, похудеть или, наоборот, набрать вес. Все это – следствия гормональных изменений. Тело приобретает
взрослые очертания, кости становятся крепче, изменяется половая система
. С точки зрения биологии, многие из детей уже в 16-17 лет могут сами стать родителями. С точки зрения нашего общества, они к этому, конечно, не готовы.
В этот период развития ребенка очень важно поддерживать правильный баланс витаминов и полезных веществ в организме. Проще говоря, нужно хорошее, сбалансированное питание. Это бывает сложно из-за частых перекусов в школе . Обязательно в рацион должны входить:
- мясо и птица (лучше всего нежирное мясо);
- рыба (хотя бы один раз в неделю);
- каши, орехи;
- фрукты и овощи;
- вода (не менее 1 литра в день для правильного обмена веществ).
Взрослый человек
Нельзя точно сказать, когда человека можно назвать взрослым. С физиологической точки зрения – уже в 16-18 лет, но психологическое взросление продолжается еще не один год . Для ребенка нормально в 14-15 и даже 16 лет еще не знать, кем он хочет быть, чем заняться дальше, куда пойти. Но сегодня очень много возможностей для развития – было бы желание.
Одно из свойств «взрослости» – возможность и желание брать на себя ответственность. Другое - критическое отношение к своим поступкам. Оба этих качества развиваются гораздо раньше, но полностью раскрываются только к 20-23 годам. Считается, что в это время мозг полностью сформирован. Многие именно это время считают концом детства.