Введение
1. Понятие воображения.
2. Физиологические основные процессы воображения.
3. Функции воображения и его развития.
4. Виды воображения.
5. Психологические особенности воображения у детей.
6. Формы проявления воображения дошкольника.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Дети не услышали бы сказок и
не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать
школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека
фантазии и прогресс остановится! Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта
способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
1. Понятие воображения
Воображение –создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов.
Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.
Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.
По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.
Воображение- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.
Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
Существует несколько форм синтезирования образов:
1. агглютинация -«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);
2. гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);
3. заострение , подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);
4. типизация , для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.
2. Физиологические основные процессы воображения
Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.
Познавательные образы можно подразделить на:
чувственно наглядные
рациональны (понятийные).
Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств.
Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения.
3. Функции воображения и его развитие
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
- Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно при участие образного мышления.
- Прогностическая функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали.
- Воспитательная функция. Выступает при намеренном создании на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека.
- Защитная функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достаёт в реальности: сильным, находчивым, успешным (Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в классе)
- Коммуникативная функция. Всякий продукт творчества всегда адресован другим людям. (Писатель при написании книги всегда ориентируется на потенциальных читателей, даже при условии, что она не будет издаваться).
4. Виды воображения
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:
Пассивное воображениеделится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Оно подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.
- непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
Произвольное воображениепроявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.
Активноевоображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.
Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:
операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.
Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.
Антиципирующее воображение - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.
Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.
Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.
Особой формой воображения является мечта . Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.
Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.
В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры , которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана .
Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.
Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.
5. Психологические особенности воображения у детей
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90 градусов, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры. Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи б) возникновение воображаемого плана ее реализации. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам. Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе, как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами). Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, связан с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у них самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для них реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез начинают бояться выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
6. Формы проявления воображения дошкольника
Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствованы из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «Покажи как…», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2-3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интересно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.
На протяжении часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр.
Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.
Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю». Дошкольники придумывают и принимают на себя самые невероятные роли:
Давай я буду шайба, а ты клюшка, и мы будем сами играть в хоккей.
Я буду пианино, ты на мне будешь играть, а я буду так: ля-ля-ля!
Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа.
Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.
С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.
Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3-4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.
Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития
воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития
ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного
опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо
всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для
оптимизации учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
Список литературы
1. Боровик О. В.
2. Немов Р. С.
Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
3. Веккер Л. М.
Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
4. Выготский Л. С.
Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выготский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Дьяченко О. М.
Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.
О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8. Игнатьев Е. И.
О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
9. Коршунова Л. С.
Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
10. Субботина Л. Ю.
Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
Приложение 1.
Основные виды воображения.
Чтобы определиться со словом “воображение”, давайте начнем с творчества. Что это такое? Любое творчество — это создание новых образов. Это не повторение старого, не воспроизведение того, что с нами уже случалось. Наш мозг может создавать новое, используя уже знакомые элементы и уже произошедшие с нами истории. К счастью, наша жизнь не ограничивается только воспроизведением прошлого, иначе мы не могли бы фантазировать о будущем и изменять настоящее. И вот это самое творческое, настоящее, которое создает наш мозг, называется воображением. Воображением называется то, чего нет в реальности. И это, между прочим, основа любого творчества, искусства, науки.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Психолог Л. С. Выготский писал: «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений».
А психолог С. Л. Рубинштейн писал, что воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое.
Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «Воображение ребёнка беднее, слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека». Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм на развитие воображение, тем больше развивается умение фантазировать.
Воображение начинает развиваться ближе к двум годам. Первые фантазии можно разглядеть в играх. Например, малыш, который научился укачивать куклу, может начать укачивать ложку, если куклы не оказалось под рукой. Это и есть “воображаемое укачивание”. У детей до трех лет воображение еще развито слабо.В играх обычно повторяются несложные действия — умывание, кормление, покупка продуктов, лечение. То есть, это те действия, которые ребёнок неоднократно видел дома.
Малышу до трех лет еще сложно добавить в игру вымышленный предмет. Например, при отсутствии градусника, померить кукле температуру карандашом. Фантазия начинает активно развиваться после трех лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется его круг действий. Ребёнок после трех лет в своих играх уже не только воспроизводит действия родителей, но и сочиняет новые (полёт на луну). Например, во время игры в магазин дошкольник может заменить кассовый аппарат коробкой из под конфет.
Малыш трех-четырех лет иногда путает воображаемое с действительным — то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
В возрасте 4-5 лет воображение становится более творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок меняет рассказы, придумывает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но, в отличие, от школьника, ему еще трудно фантазировать “про себя”, не действую при этом. То есть, малышу 4-5 лет нужно строить, рассказывать или рисовать, чтобы воображать.
А вот после пяти лет ребёнок уже может фантазировать “внутри” — придумывать далёкие континенты, новые миры, странные происшествия, фантастических животных.
Развитие воображения в дошкольном возрасте — очень важный элемент подготовки к школе. Потому что ученик не сможет быть успешен в школе, если у него плохо развито воображение. Он просто не сможет наглядно себе представлять то, о чем говорит учитель.
Как развивать воображение?
Советы психолога, доктора педагогических наук, профессора А.В. Запорожца:
1. Рисуйте с ребёнком то, что происходило на прогулке. Играйте в то, что было детском саду.
Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло за день
2. Рисуйте и читайте как можно больше. Это лучшие виды деятельности для развития воображения.
3. Читайте сказки и художественные рассказы
4. Ходите на спектакли
5. Ходите в музеи и галереи. Рассматривайте вместе картины и скульптуры. Так ребёнок будет учиться представлять себе то, что изображено на картине.
Фантазия - это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым. А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность. Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.
Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.
Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.
Чтение сказок поможет развить у малыша воображение
У ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение. Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.
В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.
Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком
Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.
В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения. Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.
Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка
Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш - доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.
Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.
Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка
Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр. Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней. Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.
Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку. Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.
Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка
Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.
В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.
Книги, которые помогут родителям
Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.
Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя». В них представлено путешествие по городу в разное время года. Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.
Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.
Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.
Небольшое заключение
Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.
Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Воображение развивается до 15 лет, но все же основные «зерна» прорастают именно в младшем возрасте. Его можно разделить на три вида:
- творческое. С его помощью у детей появляются фантазии на основе уже пережитого опыта.
- воссоздающее. Оно дает возможность воспроизводить образы из литературы, чертежей, нот.
- неуправляемое. Это и есть бурные хаотичные фантазии, которые иногда возникают в мыслях человека.
Акцент нужно делать на развитие творческого воображения.
КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ
СКАЗКИ
Чаще читайте детям сказки. Пока вы выговариваете слова, в голове малыш рисует образы персонажей и действия - создает «видеоряд» к книге. Чем необычнее герои в сказках, тем лучше работает воображение. К примеру, собак и котов ребенок видел в жизни, а вот фею и эльфа - нет. Поэтому ему придется рисовать образ этих персонажей самому. Иногда не дочитывайте сказку до конца. Остановитесь перед финалом и предложите малышу самому додумать конец истории, расписывая его как можно подробнее. Если у крохи пока не получается, помогайте: задавайте наводящие вопросы, фантазируйте вместе с ним.
ЛЮДИ
Пока вы стоите в очереди, не теряйте время впустую. Рядом прошла девушка с собакой? Предложите ребенку придумать их историю: как зовут девочку, сколько ей лет, чем она занимается. Это может быть волшебная история: например, девочка - фея, а собака - ее помощница. Деткам постарше предложите рассказать не просто историю, а придумать ее, основываясь на том, как девочка выглядит, в чем она одета. Такое упражнение поможет развить наблюдательность и лучше разбираться в людях.
ИСКУССТВО
Наверняка вы не раз следили, как . Такие иллюстрации могут многое рассказать об отношениях между родными. важны не только в психологии. Они также развивают фантазию. Когда кроха рисует или лепит из пластилина, спросите, кого или что он хочет изобразить. Начинайте рисунок и предложите малышу его закончить. Так вы и разовьете фантазию, и весело проведете время. Также посещайте с ребенком в картинные галереи и выставки. Новое и неизведанное всегда привлекает внимание и заставляет фантазию работать. Если ребенок будет спрашивать, о чем та или иная картина, ответьте и затем спросите, что увидел на ней малыш.
ПРИРОДА
Природа - неиссякаемый источник информации. Чем больше у ребенка знаний, тем больше возможностей развивать воображение. Рассказывайте ему о свойствах песка, о том, как устроена Солнечная система. Проводите . Они покажут ребенку, как «работает» тот или иной материал, и дадут почву для размышлений.
Дети - те еще воображули. Вам даже не придется специально что-то придумывать - в их голове всегда много идей и фантазий. Так что зачастую задача родителей - просто поддерживать воображение малышей и не мешать им.
Я много раз говорила о том, что особо планомерным развитием детей не занимаюсь. И единственное, что лично я могу делать, и что мне нравится — это стимулировать развитие воображения у детей. Это так интересно и весело, что я сама получаю от этого удовольствие. Если вы помните, то именно воображение является основой, благодаря которой другие интеллектуальные процессы (память, мышление) могут легко и быстро развиваться.
Итак, напомню, почему вся остальная система развивашек проходит мимо меня:
- Я просто ленюсь. Да, это так. И это первый пункт. Иногда бывают наплывы желания заниматься чем-то с детьми. И тогда я использую эти наплывы, мы все вместе с удовольствием занимаемся всем, чем только можно. А детки от редкости таких занятий пищат от удовольствия и схватывают все на лету. Казалось бы, немножко себялюбие, а сколько пользы приносит!
- Детки сами обладают огромным потенциалом любознательности. И я стараюсь не задавить их естественную потребность учиться придуманными мной занятиями. При этом, если ребенок сам просит что-то сделать (сам хочет узнать буквы, спрашивает цифры, хочет узнать устройство ракеты), то я отвечаю и рассказываю. Дети сами становятся инициаторами уроков и занятий.
- Для деток дошкольников и младших школьников важна игра. Не занятия в игровой форме, а именно сама игра. И это главное их занятие и главный урок.
И все же есть одна вещь, которую я стараюсь развивать, хотя этот глагол подходит не очень хорошо (я стараюсь, скорее, стимулировать). Это развитие воображения у детей. И здесь не идет речь о том, чтобы сделать аппликацию или нарисовать домик с солнышком. На мой взгляд занятия «повторяй и делай как я» с натяжкой можно назвать настоящими, творческими. Они интересны, полезны, важны, но это еще не настоящее творчество. Истинное творчество подразумевает создание того, чего еще не было. Итак, какие же я использую идеи и принципы при стимулировании развития воображения детей.
Развитие воображения у детей: идеи и принципы
Игры . Все должно быть игрой. Не в игровой форме, а игрой. В ней могут быть правила, а может не быть. При чем дети сами создают эти игры. Я могу начать, а они продолжают.
Если ребенку не хочется, мы не делаем того, что развивает воображение. Насильно развивать такой навык бессмысленно, все равно ничего не выйдет. Кстати, если этого не хочется мне, я также не делаю.
Нет специальных занятий , все включено в жизнь и игры. Нет ничего скучнее, чем сидеть и специально делать однообразные упражнения. Любой из нижеописанных методов может быть применен когда и где угодно.
Идеи, думаю, понятны. А то можно и полезным развитием замучить ребенка. Но я, как вы поняли, против этого. А теперь перейдем к конкретным примерам. Кстати, здесь я больше буду говорить о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста, это мне ближе. Для деток постарше можно придумать большее количество игр. Подрастут мои детки, напишу и об этом статью.
Развитие воображения у детей. Традиционные занятия:
Сказки. Чтение книг со сказками — один из самых старых методов развития воображения. Ребенок, как и многие взрослые, проживают целую историю, как будто сами находятся там, внутри сказки.
Сюжетно-ролевые игры.
В это любят играть почти все детки-дошкольники. Представь, что ты бабочка (щенок, камаз, космическая ракета) и ты полетел на другую поляну (планету). Подскажите ребенку начало истории, что он там встретился с кем-то, что-то произошло. А дальше пусть ребенок сам придумывает сюжет. Маленькие детки будут чаще полагаться на ваши подсказки, а детки постарше выдумывать свое. Пусть они проделывают невероятные приключения, спасаются от злодеев или находят клады. Наверное, у каждого ребенка есть своя любимая игра. Я не ограничиваю в фантазии детей, они могут выдумывать кого и что угодно. Иногда я сама додумываю с ними что-нибудь интересное и мы вместе «спускаемся в подземелье искать клады». И все это мы проделываем, проигрываем, проползаем. Дети настолько увлекаются этой самой обычной, но важной игрой, что верят во все по-настоящему и проживают целую историю.
Свободное рисование. Когда ребенок рисует сам и все, что только хочет, пусть это будут даже каляки. Пусть ребенок смешивает цвета, рисует разные формы. Не важно, что он рисует, важен процесс. А после можно спросить, что это нарисовано. и пусть малыш ответит на что похож его рисунок.
Игры на развитие воображения у детей: мои примеры
Несуществующее. Подходит для спокойных игр. Мы решаем, что будем придумывать несуществующих животных (предметов, изобретений, растений, людей). Выбираем что-то одно, и начинаем фантазировать. Детки сами описывают кто или что это, что оно делает, как его зовут. Например, придумываем несуществующее животное: «Его зовут ГИНКОЗЯВА. Это такая фиолетовая гусеница, но с крыльями как у летучей мыши, а брюхо у нее раздваивается, а потом снова соединяется, получается как будто дырка в животе и она в этой дырке может что-то таскать. Глаза у нее есть спереди и сзади, чтобы хорошо видеть, а еще есть шерсть, но растет она не везде, а только узкой полоской как грива». Даже детки 2,5-3 лет подключаются и начинают придумывать очень оригинальные вещи.
Что можно полезного сделать из … Мы выбираем простой предмет (карандаш, кусок бумаги, яблочный огрызок) и придумываем необычные изобретения из этого предмета. Например, карандаш: в нем маленькой пилочкой можно выпилить двери, окна и комнаты и сделать дом для муравьев или других мелких букашек.
Свои сказки . Если нам немного наскучили обычные сказки, мы начинаем придумывать свои. Это могут быть совсем короткие мини-сказочки или целые большие произведения. Причем мой трехлетний малыш способен сам придумать и рассказать небольшую историю, а 5 летняя дочка придумывает полноценные сказки с сюжетом. Вот несколько примеров мини-сказочек:
Жила была рыбка. И была она радужная, вся чешуя ее была разноцветная как радуга. Но было ей скучно в своем озере поскольку одна она была такая радужная. Однажды одна ее старая чешуйка желтого цвета выпала и упала на другую рыбку. И вдруг эта рыбка начала становится тоже цветной. Радужная рыбка тогда помчалась к камешку и быстро почесала спинку о камень, чтобы старые чешуйки выпадали быстрее, а потом она разнесла эти чешуйки по всему озеру и разбросала на всех рыбок, лягушек, мальков и прочую живность. Через некоторое время весь пруд был заполнен радужными животными. И рыбке стало жить очень весело.
А представь себе..
. Часто в простых делах и играх я задаю такой вопрос: а представь, что ты комета (ракета, муравей, ветер, дом, ведро, огонь), то что бы ты делал? Не представляете, как интересно смотреть на реакцию ребенка, когда он представляет себя чем-то или кем-то. На лице бывает написано больше, чем он может это сказать. После одного такого вопроса может быть долгое объяснение с невероятным количеством интереснейших событий. Дальше все это может плавно перейти в игру в это существо. Дети такое обожают. Пример: «Представь, что ты желтый листик, оторвавшийся от дерева осенью, куда бы ты полетел?». Мои детки ответили: «Я бы полетела в Москву. Потом бы там полетала, опустилась на землю. потом полетала, потом вернулась бы обратно. Потом меня бы подобрали вы и забрали себе, поставили для красоты в шкафчик. Я была бы красно-зеленого цвета, в форме огня, только у меня было бы 4 кончика».
Развитие творческого воображения: развивайте себя
В начале, особенно если вы раньше не играли в такие игры, вам нужно показать пример, как играть. Попридумывать самим всех этих несуществующих животных и необычные ситуации. И со временем детки подключатся к вам. И вы удивитесь тому, насколько богатая у детей фантазия.
На самом деле, игр может быть больше, все зависит от вашего воображения в том числе. Развитие воображения у детей — это не строго регламентированное занятие, оно само может быть любым, лишь бы было в радость вам и деткам, лишь бы давало широкий простор фантазии. Особенно в детстве все плоды воображения ощущаются так живо, что каждый ребенок проживает множество разных жизней и сюжетов, а это само по себе развивает ребенка.
Ирина Пермякова
PS. И да, если вам нужны более разнообразные занятия, но для себя или для детей постарше, у меня есть .