С достижением трехлетнего возраста большинство детей переходят на следующую ступеньку детства и начинают посещать детский сад. Период адаптации к этому этапу жизни может вызывать у ребенка стрессовые состояния и приводить к постоянному плачу и истерикам. Детский сад для любого малыша, безусловно, является новым пространством, в котором существует незнакомые ему окружение и отношения. Поэтому в период приспособления и привыкания молодого организма к новым условиям, родителям следует запастись терпением и максимально облегчить своему чаду прохождение адаптации. Для этого всем заботливым родителям нужно знать особенности строения нервной системы малыша и учесть все нюансы периода адаптации.
Особенности нервной системы и социального поведения малыша
Дети, как и взрослые, бывают разные. Одни спокойно воспринимают все новое и быстро приспосабливаются, другие могут привыкать месяцами. Но для всех малышей в этом возрасте свойственны некоторые одинаковые аспекты поведения и реакции нервной системы, провоцирующие стрессовые состояния.
Почему ребенок плачет в садике?
Отрыв от родителей является одним из основных эмоциональных факторов способных вызвать непростую адаптацию ребенка к детскому садику. Любой малыш с самого рождения неразрывно связан с родителями, которые являются для него самыми любимыми и заботливыми людьми. И вдруг мама или папа приводят его в незнакомое место и оставляют там одного, в окружении неизвестных ему детей и взрослых.
У совсем неподготовленного к первому посещению детского сада малыша к чувству неожиданной разлуки с родителями добавляется страх сделать что-то не так, который поддерживает стресс и может привести к истерике.
Кроме того в возрасте 3-х лет у любого малыша проявляется первый в его жизни возрастной кризис. В этот период жизни у ребенка появляется ощущение собственного «я», формируются личность и самооценка. Дети начинают отстаивать свои самостоятельные решения перед окружающими. Нервная система и психика получают дополнительную нагрузку и становятся более ранимыми. В этом же возрасте проявляются такие качества, как своеволие, упрямство, негативизм. Нервные срывы в условиях возрастного кризиса, также приводят к проблемной адаптации в новых условиях.
Условия воспитания и окружающей обстановки, влияющие на период адаптации
Родительский уход и воспитание являются самым важным звеном в формировании правильного социального поведения детей в любой окружающей среде. В семьях, где процесс воспитания ребенка основывался на партнерских равноправных отношениях, дети, как правило, очень быстро и безболезненно проходят период адаптации. Также легко привыкают к новой обстановке и незнакомому окружению малыши из многодетных семей или дети живущие в коммунальных квартирах. Поведения и характер ребенка достигшего детсадовского возраста в значительной степени определяются родительским уходом и воспитанием.Негативное влияние плача на здоровье ребенка
Известная писательница и специалист по детской психологи Пенелопа Лич, долгое время изучала проблему влияния длительного плача на здоровье и психику детей. В ходе исследований ей удалось выяснить, что беспрерывный длительный плач способен нанести серьезный удар по развивающемуся детскому организму.
Ребенок плачет в детском саду или перед садиком?
Когда ребенок плачет, в его организме происходит резкий выброс большого количества гормона, вызывающего стресс. Переизбыток данного гормона негативно влияет на нервную систему. Затяжной безутешный плач увеличивает вероятность повреждения нервных клеток и может повлиять на развитие мозга.
Кроме того в сознании детей, которые плачут более 20 минут укореняется мысль о том, что им не помогут. Привыкание к такой мысли серьезно влияет на психику и может привести к проблемам на протяжении всей дальнейшей жизни.
Дети, которым детский сад противопоказан
Крайне не рекомендуется отдавать в детский сад детей с ослабленной иммунной системой, которые с самого рождения часто и много болеют. Не стоит отдавать в сад детей сильно привязанных к родителям, разлуку с которыми они могут переносить слишком тяжело. Также стоит отметить, что детские психотерапевты рекомендуют отдавать детей в детский сад только после 4-х лет.
Рекомендации по правильной подготовке ребенка к периоду адаптации
Чтобы максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с адаптацией, родителям стоит самостоятельно подготовить малыша к вступлению в полноценную детсадовскую жизнь. Для начала нужно поговорить с малышом, объяснив ему в позитивном ключе, зачем нужен детский сад и как там весло живется деткам играющим друг с другом. Следует также заранее подкорректировать повседневный распорядок дня ребенка под режим детского сада. Первое время приводить малыша в садик лучше всего с небольшим опозданием,чтобы он не видел слез и капризов других детей.
Все дети имеют разные характеры, особенности нервной системы и соответственно степень адаптации у всех малышей также разная. Способности привыкания детей к незнакомой обстановке делятся на 3 основные группы.
Высокая степень адаптации
Самая предпочтительная для любого родителя степень привыкания, облегчающая жизнь и детям, и родителям, и воспитателям. При высокой степени адаптации ребенок с радостью ходит в садик, быстро находит общий язык с другими детьми и адекватно реагирует на действия воспитателей. Малыш не плачет, не капризничает, не скучает, период адаптации занимает не больше 3-х недель.
Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых высокая степень адаптации
В данном случае родителям будет достаточно объяснить своему малышу, что они всегда обязательно заберут его домой, а своими эмоциями и впечатлениями он поделится сам.
Средняя степень привыкания
У детей со средней степенью адаптации, несмотря на видимую легкость привыкания, может развиваться внутренний протест. Внутреннее неприятие незнакомой обстановки может проявляться в неожиданных вспышках гнева, агрессии, капризности и плаксивости. Кроме того частые простудные заболевания, насморки и аллергии, также говорят о том, что период адаптации проходит не совсем легко. В остальном такие дети ведут себя достаточно спокойно. Сравнительно недолго переживают расставание с родителями и активно участвуют в общении и играх с другими детьми. Период адаптации у малышей со средней степенью привыкаемости занимает чуть более месяца.
Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых средняя степень адаптации
Постоянная связь с воспитателем и деликатные разговоры с ребенком помогут родителям избежать многих трудностей и проблем при адаптации малыша со средней степенью привыкаемости.
Сложная степень адаптации
У детей с плохой привыкаемостью к незнакомым условиям и обстановке очень часто случаются нервные срывы переходящие в истерику. Такие малыши при расставании с родителями очень долго и безутешно плачут. При попадании в новые для них условия они замыкаются в себе, не идут на контакт с окружающими их ребятишками и воспитателями, часто болеют. Их невозможно развеселить, они пугаются самых безобидных замечаний воспитателей, начинают плакать, капризничать и звать маму.
Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых сложная степень адаптации
В таких случаях родителям стоит первые 2 недели находиться в садике рядом с малышом, налаживая с ним максимально гибкое позитивное общение. Не лишним будет сходить на консультацию к детскому психологу. В некоторых случаях следует пересмотреть возможность нахождения ребенка в садике в данный возрастной период.
Советы доктора Комаровского, если ребенок плачет в садике
Известный детский врач, телеведущий и кандидат медицинских наук Евгений Олегович Комаровский, советует родителям с самого рождения ребенка приучать его к активному и здоровому образу жизни. Он рекомендует много гулять, закаляться, приучать малыша к соблюдению личной гигиены и позитивному общению с окружающими. Все это позволит в дальнейшем избежать проблем возникающих в период адаптации к детскому саду.
Видео: что cделать, что бы ребенок не плакал в садике?
Ранее утро. Жилой двор периодически оглашается криком малыша из соседнего подъезда: «Мамочка, пожа-алуйста, я не хочу!», «Не надо!» . Это он , как об экзекуции, взывает к маме плачем. Мне не известны убеждения матери, за посещение садика она или против – но, видимо, необходимость у нее в том есть. И встретившись с ней взглядом, понимаешь, насколько ей больно видеть своего ребенка плачущим...
Она торопится, ей за день многое нужно успеть, и так некстати эти капризы, выбивающие из графика дня. Да и осадок от них остается. Сама а мысли там, где плачет малыш,… который, скорее всего, после ее ухода благополучно присоединился к группе и увлекся игрой. А мама тем временем добивает себя чувством вины. Неконструктивным, разрушительным и опасным...
Дети очень хорошо считывают виноватое поведение родителей , учатся манипулировать и в дальнейшем продавливать собственную позицию плачем. Разве не так? Один из самых распространенных советов заключается в обещании ребенку или особое угощение, компенсировать тем самым его слезы . И они со временем становятся демонстративными, даже если вначале были искренними. Ребенок учится быстро, приспосабливается: не услышали его тогда, а сейчас он уже привык прятать истинные мотивы своего нежелания идти в садик. Ведь затихающий рев возмещается подарком. Компенсация здесь что-то вроде попытки лечить симптомы («сбить температуру»), в то время как внимания требует причина болезни.
Что же делать? Может, вообще не водить ребенка в садик? Есть мамы, выбирающие такое решение, взвесив плюсы и минусы разных жизненных ситуаций. Однако, ситуации именно что разные, дети - тем более, для кого-то детский сад – несомненное благо и выход, поэтому решение здесь остается за мамой. Немаловажно также, что многим женщинам детский сад помогает найти оптимальный баланс между материнством и профессиональной самореализацией. Если даже мама не стремится сделать карьеру, то, вполне возможно, ранний выход на работу обусловлен финансовой необходимостью, и важно здесь самим родителям определиться со своими приоритетами. Ведь всем известно: спокойная мама – счастливый ребенок.
Важно устанавливать контакт со своими детьми , чувствовать их, чтобы они были уверены в поддержке родителей. Вполне возможно, что детское нежелание посещать садик имеет в своей основе объективные и весьма серьезные причины, такие как: плохое обращение персонала, низкие коммуникативные навыки, физиологическая или психологическая неготовность малыша к длительному пребыванию в коллективе. Но часто бывает, что ребенку нравится в детском саду, а по утру концерт обязателен. Что делать в таких случаях?
Первое и, пожалуй, самое главное: быть спокойной , не поддаваться панике, не рыдая вместе со своим малышом. Дети чувствительны к состоянию матери, ее настрою, и если мама воспринимает посещение садика как жестокую необходимость, то и он будет протестовать. Дети – наше зеркало, они невольно демонстрируют родительское отношение к тем или иным вещам через свое поведение.
Второй момент немаловажен: нужно рассказывать ребенку всё заранее . Куда пойдет мама, что будет делать папа, куда пойдет потом и чем в это время может заниматься сам малыш – всё это придаст ему уверенности и ощущение определенности. Важно точно обозначить время, когда вы придете за ним (и не нарушать данного обещания), разговаривать с ним спокойным размеренным тоном. Если и взрослые при наличии четкой схемы действий чувствуют себя уверенней и надежней, что уж говорить о детях?
Психологи советуют придумывать различные способы, устраняющие разделение . Например, условиться о своем, магическом времени, когда мысли ребенка и мамы могут встречаться – через «волшебное» зеркало, коробочку. Мне понравился опыт знакомой: они с дочкой «выходили на связь», приложив слегка руку к сердцу. Девочка уже выросла и сама скоро станет мамой, а способ мысленного касания сохранили. Можно «наполнить» кармашки малыша поцелуйчиками, которые он «достанет» и приложит к щечке, когда соскучится.
Так же не лишним будет создать свои по сбору в садик. Пусть это будет хоть обмен: мама ребенку передает игрушку, а ребенок в ответ подает ей ее сумочку. Желательно чтобы подобный обычай был близок ребенку. И, конечно же, важно создать свой ритуал передачи малыша воспитателю (например, взгляд в глаза, улыбка, поцелуй, кивок, идет в группу), ни в коем случае не затягивая процесс прощания. Долгие прощания с обеспокоенной мамой внушат ребенку чувство опасности, мама беспокоится – значит, с ним здесь может что-то случиться.
И, пожалуй, самое важное: насыщать ребенка привязанностью . Необходимо некоторое время до расставания и некоторое время после возвращения домой посвятить только ребенку, насытить его своим вниманием, заботой, любовью. Одним словом, создать ему комфортные условия для развития. Только чувствуя уверенность в своей защищенности, ребенок свободно и легко изучает новое.
Удачи вам в адаптации к детскому саду!
Я рыдала в больнице по той же причине, по которой плачут дети в детском саду при адаптации!!!
Читать до конца. Подробно всё разжую)
Как же так вышло?
В субботу я поступила в больницу с подозрением на аппендицит. Мне осмотрела куча врачей, и ото всех я слышала только «аппендицит, классическая картина».
На операцию я шла с вполне себе легким сердцем.
А потом я очнулась и улыбчивая медсестра сказала мне, что везёт меня в гинекологическое отделение.
-Как так? Почему?
-К вам придёт доктор и все расскажет.
Конец разговора.
И вот тут включается фантазия… А если… Любая женщина может легко представить, какие ужасные мысли роились у меня в голове в те минуты.
Когда меня привезли в палату, я уже ревела.
Почему я ревела белугой?
- Потому что неизвестность - это пытка.
- Потому что я морально подготовилась к удалению аппендицита, а не к этому.
А потом 3 часа я ждала врача и мучилась неизвестностью… Нет, я не рыдала это время, у меня включились защитные механизмы, я начала логически рассуждать, пытаться отвлечься и т.п. Но первые 10 минут дались мне тяжело.
Как моя история поможет вам в адаптации ребёнка к детскому саду?
Потому что дети, так же как и я в больнице, плачут или из-за неизвестности, или из-за обманутых надежд.
Потому что не знают, что их там ждёт.
Потому что ребенок ожидал, что мама придёт скоро, а её все нет и нет. И вот тут малыш начинает придумывать страшилки, куда пропала мама… Как тут чувствовать себя в безопасности, когда мир так неустойчив и обманчив?!
И если у взрослых есть защитные механизмы психики, то у дошколят их практически нет. У дошколят основной механизм защиты — это
Представьте себя на месте ребенка: Как будто вас отправили на супер-пупер курорт, а оказались вы одна на заброшенном острове среди аборигенов, еще и не факт, что мирно настроенных…
Стало страшно? А ребенку ещё страшнее.
Как помочь ребёнку ходить в сад без слёз?
1) Говорите правду.
Не обманывайте ребёнка, что пошли в магазин и пропали до вечера, да ещё и не купили ничего… Как только ребёнок поймает вас на обмане, пусть даже он ничего не скажет, его адаптация усугубится в разы.
Не надо вешать ребёнку лапшу на уши!
Лживая картинка рушится при столкновении с реальностью — это выбивает опору из под ног. И тогда фрустрация потребности в безопасности цветет пышным цветов: привет слезам, кошмарам, истерикам, непослушанию, болячкам и иже с ними.
Особенно, если ребёнок идёт в сад года в 4. Ему уже хватает опыта, чтобы понять, что не со всеми ребятами он подружится, что он будет немного скучать. Такой ребенок уже лучше отслеживает временные рамки, его уже всеми этими «ушла за хлебом и не вернулась» не проведешь.
2) Объясняйте ребёнку, что его ждёт.
Вот как в моем ситуации в больнице. Если бы хоть один врач перед операцией мне рассказал, что, возможно, это окажется не аппендицит, что есть и другие варианты развития событий, то у меня была бы возможность морально подготовиться. Я бы не испугалась после операции, я бы не чувствовала себя обманутой.
Ребенку, конечно, мы стараемся рассказывать все в положительном ключе. Об этом
Да, и здесь есть сказка для детей по подготовке к детскому саду и сказки про деток которые плакали и грустили в садике:
Но, если ребенок уже плачет в саду, значит фрустрируется его потребность в безопасности в первую очередь, плюс, возможно, потребность в любви (малыш считает, что его мама больше не любит, бросила и т.п.).
В таких случаях стоит проигрывать не только положительные сюжеты, но и сюжеты со слезами, расстройством ребенка. Пример такой игры и ее результатов
Обсуждайте с ребенком, все плюсы и минусы в саду. Да, там нет мамы и папы. Да, без них неуютно и скучно. Но детский сад нужен вашей семье по ряду конкретных (!!!) причин, понятных вашему ребенку.
Давайте ребенку конкретные варианты развития событий!
«Ты поиграешь, погуляешь и я приду».
«Ты порисуешь, сходишь на музыку, погуляешь, пообедаешь и я приду за тобой. Если я задержусь на работе, то ты успеешь поспать в саду».
3) Не надо говорить, что «здесь нечего бояться».
Очень даже есть чего, если ребёнку уже страшно. Лучше спросите, из-за чего именно он расстроен, из-за чего переживает, что тревожит. Выводите ребенка на конкретику. Так вам самим (т.е. вашей семье: маме и/или папе/дедушке/бабушке)
4) Не надо запугивать ребёнка садом .
Многие люди, особенно советской закалки, любят детей пугать. Это могут быть фразы из серии: «Вот пойдешь в сад, там с тобой никто возиться не будет!», это могут быть и более мягкие, но не менее пугающие ребёнка фразы: «Как же ты такой стеснительный/несамостоятельный и т.п. в сад пойдешь?!»
5) Позаботьтесь о себе.
У вас тоже может произойти такой же «сбой системы». Вы рассчитывали на одно, готовили ребенка к одному, а на выходе получили совсем другое. Перебирайте разные варианты развития событий. Поговорите со знакомыми, узнайте, кто с чем сталкивался в детском саду.
Тогда вы будете в состоянии и ребенка к разным вариантам подготовить, и наготове у вас будут
Легкой адаптации к детскому саду!
P.S. А ваш ребенок плачет в садике? Какие еще темы про сад вам интересны?
Многие родители вынуждены сталкиваться с тем, что их ребенок по не понятной причине . Чтобы понять, почему это происходит, важно ознакомиться с особенностями нервной системы маленького человека.
Психилогический аспект привыкания ребенка к детскому саду
Но и без большого запаса терпения в деле избавления от этой проблемы не обойтись. Конечно, родителям важно, чтобы ребенок как можно более быстро и полно адаптировался к условиям детского сада. Однако завершится успешно данный процесс может лишь к концу третьего месяца.
Все дети изначально наделены особенностями и индивидуальными характеристиками. Ряд детей уже после первого прихода в помещение детского сада безудержно начинают плакать навзрыд. Когда родители уходят, они постепенно начинают успокаиваться. Но есть дети, которые плачут на протяжении целого дня.
Некоторые проявляют свою защитную реакцию так, что начинают постоянно и подолгу болеть и вообще себя плохо чувствовать. Так детский организм реагирует на еще не знакомую для него обстановку детского сада. Любому ребенку расставание с родителями, даже временное, дается с трудом.
Безусловно, если обстановка и атмосфера детского сада ребенку понравились, то подобный начальный дискомфорт ребенок сможет пережить быстрее. В наихудшем варианте ребенок так и не обретет должную адаптацию, и условия детского сада так и останутся для него чужими.
Адаптировать ребенка к детскому саду необходимо правильно
Можно вместе с ребенком в первый день провести в саду некоторое время. Вместе вы вначале должны посмотреть, как ведут себя другие дети, и чем они занимаются там.
Если же просто привести маленького человека в сад, а после просто оставить его там на весь день, то это нельзя назвать справедливым по отношению к нему поступком.
Нервная система ребенка испытает от этого . Оправляться от подобного психологического удара ребенок будет еще очень долго. Поэтому родители обязательно в первое время должны придти в детский сад со своим ребенком.
Ведь когда рядом близкие люди, ребенок будет очень спокойным. Можно на прогулке придти с ребенком на площадку детского сада, чтобы он какое-то время поиграл с другими детьми. Можно также придти с ребенком в сад в то время, когда родители приходят за детьми, чтобы забрать их домой.
Так у ребенка сформируется уверенность, что за ним тоже обязательно будут приходить. Однако не нужно с ребенком наблюдать картину, при которой другие дети тоже плачут. Поэтому вначале лучше приводить ребенка в сад не к обычному времени, а например, на час попозже.
Что делать, если ребенок отказывается от приема пищи в детском саду
Если ребенок , то обязательно утром покормите его дома. Во вторую неделю можно оставлять ребенка не на весь день в саду, а лишь до обеда. На целый день ребенка оставлять в саду можно лишь с третьей недели.
За первые недели посещения сада ребенок может понять, что это место для него полностью безопасно. Игнорировать детский плач нельзя.
О чём может говорить детский плач
Если ребенок постоянно плачет в саду, то это прямо свидетельствует о том, что ему необходима помощь. Любой ребенок по сути беззащитен. Ведь его нервная система окрепла еще не полностью.
Родители обязательно должны поддерживать связь с воспитательницей, чтобы знать как долго ребенок находится в заплаканном состоянии. Вероятно, наиболее происходит тогда, когда его только привели утром.
Дети могут плакать и ближе к вечеру, поскольку боятся, что за ними не придут родители. Или в период тихого часа из-за того, что им не удается уснуть.
Как разобраться в причине детского плача и как его успокоить
Родителям важно разобраться в причине того, чем обусловлен плач ребенка.
У воспитательницы также важно выяснить, какие из игрушек более всего пришлись по нраву ребенку. Возможно, что как раз плюшевый медведь сможет его успокоить. Дети быстрее привыкнут к детскому саду, если сумеют очень подружиться с кем-то из других детей.
Об этом тоже полезно спросить у воспитателя. Некоторым детям удается успокоиться, если они слушают, как взрослые читают сказку. Со своим ребенком необходимо постоянно разговаривать, а не просто смотреть, как он плачет. Так ребенок сможет успокоиться быстрее.
Будет замечательно, если по пути в детский сад вы станете рассказывать ребенку о том, что в группе его ожидает много интересного.
Когда же вы приходите за ребенком, чтобы забрать его домой, обязательно выясняйте, как прошел его день. Если дома ребенок все время играет с одной из кукол или игрушкой, то вполне разумно разрешить ему взять ее в детский сад. Подобные из игрушек имеются у каждого ребенка.
Игрушка поможет в непривычных условиях ощутить необходимую защиту и безопасность. Вместо игрушки можно дать ребенку в сад какую-либо из его любимых вещей: носовой платочек, шарфик или детское колечко на палец. Так ребенку удастся почувствовать себя более уютно.
Ведь рядом будет иметься пусть небольшая, но все же привычная частица дома. Психологи рекомендуют использовать и такую хитрость, которая может вселить в ребенка большую уверенность. Ребенку можно дать ключик и пояснить, что это ключ, отпирающий вашу квартиру или дом.
И пока вы не придете за ребенком в сад, то сами тоже без этого ключика не сможете попасть в дом. От этого приема ребенок почувствует себя очень важным и нужным. И он уже не станет сомневаться, что родители обязательно придут за ним.
Чтобы адаптировать ребенка к посещению детского сада, можно придумать еще не мало замечательных традиций. Например, можно научить ребенка посылать вам воздушный поцелуй или же самим целовать его на прощание в щеку.
Всегда можно выдумать какой-либо условный знак, при котором ребенок будет понимать, что его родители очень любят. Так ему станет спокойно, и он обретет чувство защищенности.
Внимание!
Использование материалов сайта "www.сайт
" возможно только с письменного разрешения Администрации сайта. В противном случае любая перепечатка материалов сайта (даже с установленной ссылкой на оригинал) является нарушением Федерального закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" и влечет за собой судебное разбирательство в соответствии с Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.
пишет: 06-10-2017 10:11 Плач ребенка в детском саду. Здравствуйте. У меня проблема с сыночком. Год мы очень хорошо ходили в сад, после летних каникул он пришел с большим удовольствием. Но проходив пол месяца мы приболели, и неделю были на больничном. В первый день выйдя с больничного, я привела его в сад, он пошел в группу очень спокойно. Но вечером когда муж пришел забирать его, ребенок вышел из группы со слезами. В этот день с обеда нашу воспитательницу заменяла воспитатель с другой группы. И с тех пор наш ребенок приходя в сад, стал постоянно плакать. В чем может быть причина? Помогите пожалуйста советом. |
пишет: 18-09-2017 12:05 Эффективный способ Отличная статья!) Бывает, что эта проблема решает только на короткое время. Например, мне эти способы помогали только на один раз, после чего ребенок все равно плакал. Потом я решила обратиться к психологу, чем и сейчас очень рада: ребенок перестал плакать и даже более взрослым стал: начал предлагать разные идеи. Думаю, многим другим тоже будет полезно. |
пишет: 21-09-2015 14:48 ребенок плачет в детском саду Подскажите пожалуйста, что делать? Дочке 2 года...первую неделю ходила в сад с удовольствием. ..не хотела даже уходить, когда забирали ее с садика...но после выходных, сильно плакал мальчик, и она глядя на него тоже разревелась...и плакала весь день...не спала даже...когда пришла ее забирать, прорыдала минут 5 у меня на шее, пока успокоила ее.....могу не водить её вообще,но доча очень коммуникабельный ребенок и активная...дома ей скучно.. |
пишет: 02-10-2014 09:19 Плачем в саду. Здравствуйте. У нас проблема, мы 3 года ходим в садик и ни как не можем привыкнуть. Поначалу плакали только утром, сейчас перешло даже в обед и после сна, подскажите пожалуйста, что нам делать? и какие могут быть последствия. Мы даже думаем а переводе другого сада, поможет ли нам это? |
Ваш ребенок плачет горько, отчаянно, безнадежно – так, как умеют плакать только маленькие дети, словно нет ничего страшнее в этом мире, чем их сиюминутное горе. Умом вы понимаете, что на самом деле никакой трагедии не произошло – вы всего лишь привели своего малыша в детский сад, но сердце ваше разрывается от боли. Вы не понимаете, как можно оставить маленького любимого человека – заплаканного, глубоко несчастного и бесконечно одинокого – здесь, в чужом и незнакомом для него месте. И он не понимает. И вам обоим от этого плохо. Но не отчаивайтесь: рано или поздно все наладится. Просто запаситесь терпением, чтобы процесс адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению прошел с наименьшими моральными потерями для всех.
«Расставанье – маленькая смерть…»
Многие дети посещение детского сада воспринимают именно как трагедию вселенского масштаба. Это для нас, взрослых, смена обстановки – дело привычное. У детей же все сложнее. Впрочем, эта сложность бывает разной степени. Недаром психологи всех начинающих детсадовцев распределяют по трем условным группам:
- Дети высокой степени адаптации. Это те малыши, которым смена обстановки не доставляет больших психологических неудобств. Общительные, открытые, дружелюбные, они одинаково спокойно чувствуют себя и во дворе, и дома, и среди друзей, и в группе незнакомых сверстников. Детский сад для них всего лишь еще одно место, где приходится бывать.
- Дети средней степени адаптации. У таких новое место может вызывать тревогу, но недолго. Эти дети порой сторонятся незнакомых, но непродолжительное время. Придя в детский сад, они немного поплачут, погрустят, но через час-другой, а то и раньше, забудут обо всех тревогах и опасениях.
- Дети низкой степени адаптации. Это о них говорят: «не садовский ребенок». Именно эти малыши пугаются всего, что для них ново, незнакомо и непонятно. Они, переступив порог детского сада и почувствовав перспективу расставания с родителями, начинают плакать навзрыд. А как иначе – ведь их сейчас оставят, бросят, забудут, и тогда привычный мир рухнет.
Конечно, все дети разные. Но каким бы ни был ваш ребенок, посещение детского сада для него все равно будет психологическим испытанием. Если он умеет ориентироваться в незнакомой обстановке, то это не значит, что ему не нужна ваша поддержка. Тем более нужно быть рядом с тем малышом, для которого расставание с вами, пусть даже на непродолжительное время, равносильно смерти.
Почему ребенок плачет при посещении детского сада
У вас бывает так: вы просыпаетесь утром и понимаете, что на работу вам совсем-совсем не хочется? Причины на то могут быть разные: усталость, неприятный начальник, недружелюбные коллеги, неуютная рабочая обстановка – да мало ли что, главное, что не хочется, и все. Тем не менее вы, взрослый ответственный человек, встаете и идете. Или остаетесь дома, притворяясь больным. А теперь представьте, что все то же самое может испытывать и ваш несмышленый малыш. Только у него нет выбора – идти в детский сад или нет. Его берут и ведут. А он плачет – от безысходности и непонимания. Тем временем ему есть что рассказать о своем нежелании идти туда, где другие дети и воспитательница:
- Ваш ребенок – великий консерватор. Ему, как и большинству маленьких детей, не нравятся перемены. Он не привык по утрам рано вставать, потом идти и в дождь, и в холод куда-то в чужое место к чужим людям, есть незнакомую еду, играть чужими игрушками и зачем-то слушаться чужую тетю. Он не принимает этого, потому что не понимает – зачем. Он, может, и говорит вам свое «не хочу», но вы же его не слушаете. Единственный для него способ защиты самого себя – плач.
- Уровень настроения ребенка прямо пропорционален уровню его иммунитета. Когда человек болеет, он редко бывает радостным. Вот и ваш малыш, придя в детский сад и получив серьезный удар по своему здоровью (детский сад, как известно, не курорт и не санаторий), пребывает в унынии, которое сопровождается традиционным плачем.
- Ваш ребенок не понимает, как можно остаться без вашего внимания. Он не знает, что такое быть самостоятельным, и не умеет таким быть. И в этом ваша вина: вы слишком его опекали, поэтому, придя в детский сад, он плачет от беспомощности, ведь без вас он чувствует себя никем.
- В детском саду ребенок ощущает себя одиноким. Да, это звучит парадоксально, ведь в дошкольном учреждении дети и взрослые повсюду. Тем не менее внимания этих взрослых ребенку и недостает. Детей – много, воспитатель – один, естественно, на всех его не хватает, и некоторым детям от этого может быть плохо.
- Вашего малыша в детском саду обижают. Дети по сути своей жестоки, ведь зачастую они даже не понимают, что делают или говорят плохие вещи. Детские дразнилки и обзывалки могут быть, на ваш взгляд, вполне безобидны, но для вашего ребенка они становятся причиной слез и нежелания идти в садик.
- Плача, ребенок берет с вас пример. Когда вы ведете свое чадо в детский сад, вы ведь волнуетесь за него, переживаете, правда? Бывает так, что, когда вы передаете его воспитательнице и прощаетесь до вечера, ваши глаза вдруг оказываются на мокром месте? Так почему бы и малышу, который все видит и подмечает, не поплакать с вами за компанию? Дети очень тонко чувствуют тревогу родителей, поэтому трудно ждать от них психологической стойкости, если сами родители не готовы ее продемонстрировать.
Если ребенок плачет, когда идет в детский сад, это знак о том, что у него не все в порядке и ему нужна ваша помощь.
Что нельзя делать родителям, чьи дети плачут в детском саду
Ваша задача – помогать, но помощь должна быть адекватной. К сожалению, не все действия родителей попадают под это определение, даже если они уверены в своей правоте. Итак, что должны учитывать взрослые, если они хотят, чтобы адаптация их ребенка в дошкольном учреждении прошла с минимумом психологических затрат?
- Отдавать ребенка в детский сад в наиболее подходящее время. Речь в данном случае идет не о времени суток, а о возрасте ребенка. Известно, что наиболее критический период для детской адаптации в новом месте – от трех до пяти. В этом возрасте ребенок сам по себе испытывает определенный кризис, причем у мальчиков он более выражен, нежели у девочек. Если в это время отдать ребенка в садик, то ему придется очень непросто. Так что постарайтесь сделать это до наступления «опасного» возраста. Слишком рано отрывать его от себя тоже не следует. Наиболее оптимальным для большинства детей считается период от двух до трех лет.
- Нельзя наказывать малыша за его слезы и злиться на него из-за нежелания идти в детский сад. Во-первых, вы только усугубите и без того непростую ситуацию – разовьете в нем чувство вины. Во-вторых, какой смысл злиться на то, что ребенок всего лишь проявляет эмоции, на которые имеет полное право. Он такой же человек, как и вы, только маленький и беззащитный.
- Не берите с ребенка обещание, что он «больше не будет» плакать, капризничать, отказываться идти в детский сад. Не связывайте его «честным словом»: он в силу возраста может его не сдержать, поэтому этот воспитательный момент не принесет должного эффекта.
- Не высмеивайте детский страх перед садиком и не обсуждайте эту проблему с другими людьми в присутствии ребенка. Это только усугубит детскую тревогу.
- Не шантажируйте ребенка детским садом, мол, если не будет слушаться, то вы сдадите его туда навечно. Тем более не стоит плохо говорить о воспитателях вашего малыша. Иначе в его сознании садик останется исключительно нехорошим и опасным местом с такими же людьми.
- Не позволяйте собой манипулировать: если ребенок поймет, что его слезы способны тронуть родительское сердце и помогают избежать посещения детского сада, он не перестанет плакать никогда.
- Не обманывайте свое чадо обещаниями, что вы заберете его из садика совсем скоро. «Скоро» в представлении ребенка – это через 10 минут. Вы же не придете так быстро, правда? А малыш будет ждать. И в итоге не дождется и будет при этом чувствовать себя обманутым.
В общем, будьте осторожны, но при этом не ждите, что проблема нелюбимого детского сада разрешится сама собой. Если не предпринимать никаких действий, то ребенок так и будет плакать изо дня в день, а это может причинить его нервной системе непоправимый вред.
Как помочь ребенку, который плачет в детском саду
Что делать, если ребенок плачет в детском саду? Ответ на этот вопрос волнует многих родителей. На самом деле он не так сложен, как кажется. Вот что советуют специалисты тем взрослым, чьи дети каждый новый день встречают слезами из-за перспективы идти в садик:
- Адаптация к детскому саду должна быть постепенной. Привести плачущего ребенка утром и забрать вечером – это слишком жестоко. Попробуйте для начала расстаться на два часа. На следующий день – на три. И так день за днем постепенно увеличивайте этот промежуток. Пусть ребенок привыкнет к мысли, что его не оставят, что за ним обязательно придут и что его задача – просто подождать.
- Прежде чем отдать ребенка в детский сад, придите туда на экскурсию. А еще лучше – посетите несколько детских садов. Если ребенок увидит, что это совершенно нормально – когда днем детки ждут своих родителей все вместе под присмотром воспитателей, может, он не так бурно будет реагировать на свое расставание с мамой и папой.
- Начните приучать малыша к новому распорядку дня еще дома. Отрепетируйте подъем, завтрак, сборы и т. д. Чем меньше неожиданностей встретит ребенок в саду, тем проще пройдет его адаптация.
- Расскажите ребенку, что новые игры и новые друзья – это здорово, хотя к ним придется привыкать, но это нормально. Поделитесь с ним своим опытом: вспомните, как вы сами впервые пришли на новую работу, как знакомились с коллегами.
- Доверьте на первых порах проводы в детский сад вашего малыша тому члену семьи, к которому ребенок не слишком привязан эмоционально – с таким ему будет проще попрощаться без слез.
- Четко проговорите малышу то время, когда вы за ним придете. Только обозначьте его не часами, а событиями: после обеда, или после сна, или после дневной прогулки.
- Начинайте детскую социализацию еще до отправки в детский сад. Учите малыша общаться с детьми и взрослыми вне дома. Поиграйте в детский сад с игрушками.
- Разрешите ребенку взять с собой в садик какую-нибудь игрушку из дома. Или снабдите его чем-нибудь, что напоминало бы ему о вас, – носовым платком, символическим ключом от дома. Пусть малыш чувствует, что вы с ним, вы рядом.
- Не нервничайте по утрам. Чем больше вы заводитесь из-за перспективы опоздания или других проблем, тем нервознее чувствует себя ребенок.
- Покажите по отношению к воспитателям свое дружелюбие. Тем самым вы дадите понять ребенку, что эти тети вам не чужие и что бояться их не нужно.
- Придумайте вместе с малышом свои ритуалы утреннего прощания и вечерней встречи. Упорядоченность значительно облегчает жизнь, делая ее ожидаемой и понятной.
- Обязательно интересуйтесь у ребенка, как прошел его день. Скажите ему, что он молодец, потому что умеет ждать.
- Будьте сами спокойны и доброжелательны, как бы ни сжималось ваше сердце при расставании. У ребенка должен быть перед глазами пример правильного поведения. Если вы не волнуетесь, значит, и ему будет не так страшно.
Как правило, адаптация к детскому саду занимает от двух до трех месяцев. Если же прошло около полугода, а ребенок никак не может привыкнуть к новой для себя жизни, необходимо обратиться за помощью к психологам. Возможно, причина неприятия детского сада находится гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.