Процесс социализации – это введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.
Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.
Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального - девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.
В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.
Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.
Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.
Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.
Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и девиантное поведение; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.
Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности - это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.
Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа:
Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.
Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.
Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.
Не смотря на всю широту возможностей, которую предоставляет интернет пространство, оно может отдалить человека от реального мира.
Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.
Что такое психологическая дезадаптация
Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.
При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности. Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно. Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей
Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.
Опасность нарушения
Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.
Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.
Виды психологической дезадаптации
Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.
Социальная дезадаптация
Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие. Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка . На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.
Патогенная дезадаптация
Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.
Психосоциальная дезадаптация
Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности. Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным. Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.
Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.
Дезадаптация делится также на частичную и полную:
- При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
- При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.
Особенности психологической дезадаптации
Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?
Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:
- При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
- Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
- Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
- Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
- Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так, лучший путь - оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
- Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.
Причины дезадаптации
Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.
Педагогическая запущенность
Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.
Отсутствие взаимопонимания в семье
Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м
Смена привычного образа жизни
Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.
Конфликт с окружением
Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.
Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.
- внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
- чрезмерное пребывание в сети интернет.
Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.
Коррекция
Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:
- работа с психологом и психотерапевтом;
- социальные контакты.
Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.
Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.
Профилактика нарушения
Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.
Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.
Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.
УДК 316.62
Г.А.Овчинникова СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»
Статья о подростках «группы риска», их жизни и адаптации к ней, преодоление трудностей, возникающих у подростков в стрессовых ситуациях. Рассматриваются психолого-педагогические условия коррекции дезадаптации подростков.
Ключевые слова: психология подростков, социальная дезадаптация, педагогика, подростки «группы риска».
GAOvchinnikova. SOCIAL MALADJUSTMENT OF TEENAGERS "AT RISK"
Article is about teenagers "at risk", their lives and adaptation to it, overcoming the difficulties encountered in stressful situations. The article observes the psychological and pedagogical conditions of correction the maladjustment of teenagers.
Keywords: adolescent psychology, social maladjustment, pedagogy, teenager "at risk".
Увеличение числа подростков, которым не удается адаптироваться к условиям жизни, требованиям, предъявляемым к самим подросткам и их окружению, приводит к увеличению масштабов и углублению причин возникновения дезадаптации подрастающего поколения. «Группа риска» представляет собой разбалансировку отношений личности в школе, семье, со сверстниками и с самим собой, заключается в том, что подростки испытывают трудности познавательного и коммуникативного характера, обладают неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной), несформированностью ценностно-смысло-вой и эмоционально-волевой сфер, психологической незащищенностью, обусловленных тревожностью, депрессивностью из-за неблагоприятной психологической атмосферы, культурно-нравственной ущербности, социально-педагогического неблагополучия семьи, отторжения подростка из среды сверстников, деструктивно влияющих на его психику. Дезадаптация сопровождается неуспеваемостью, ухудшением взаимоотношений с учителями и родителями, грубостью, резкостью, агрессивностью, конфликтностью, поведенческими нарушениями (девиантностью), употреблением алкоголя и наркотических веществ, уходом от реальности, суицидами.
Предотвращению этих явлений призвано образование, обращенное к внутреннему миру подростков, способствующее реализации их способностей, адаптации в ходе позитивной социализации. Первичная профилактика дезадаптации подростков как аспект системы школьного воспитания нацелена на предупреждение попадания подростков в группы риска, направлена на блокирование зарождающейся дезадаптации посредством психолого-педагогической поддержки, способствующей преодолению возникающих у подростков индивидуальных трудностей в процессе жизнедеятельности образовательных учреждений, повышению их адаптации, стрессоустойчивости к меняющимся условиям жизни, усложняющимся требованиям системы образования.
Анализ практики педагогической деятельности общеобразовательных учреждений показывает, что сегодня коррекция дезадаптации личности осуществляется недостаточно эффективно: не реализуется потребность в общении, саморазвитии, самореализации индивидуальных способностей, не развиваются адаптационные способности (адаптация), слабо разработаны средства, препятствующая развитию дезадаптации подростков «группы риска».
Потребность общества и практики общеобразовательных учреждений в исследовании психолого-педагогических условий коррекции дезадаптации подростков свидетельствует о его актуальности и значимости .
Анализ теорий социализации отечественных исследователей (Г.М Андреева, В.С. Грехнев, М.С. Каган, Р.С.Немов, А.В.Петровский, Б.Д.Парыгин, Л.М.Перминова, Н.Смелзер, Е.В.Шорохова и др.) позволяют сделать вывод о том, что дезадаптация и адаптация являются составными частями социализации; подросток в условиях социальной группы с негативной направленностью, может подвергаться серьезной дезадаптации; вхождение подростка в социальную сферу позитивной направленности, усвоение им позитивного социального опыта, активное включение в созидательную деятельность дает ему возможность для реализации процесса полноценной адаптации, являющейся важным психолого-педагогическим условием коррекции дезадаптации подростков в процессе социализации . Большое значение для понимания сущности дезадаптации имеют взгляды представителей гуманистической психологии (К.Роджерс, АМаслоу), считающих адаптацию механизмом и условием позитивной социализации, реализованную потребность в самореализации, В работах отечественных авторов (АГ.Асмолов, АВ.Петровский, АН. Леонтьев) адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную общность, как условие гармонизации его отношений со средой, которая, в свою очередь, выполняет роль своеобразного пускового механизма развития личности подростка. В свою очередь дезадаптация - процесс нарушения структурно-функционального приспособления личности подростка (или отдельных личностных инстанций) к изменяющимся условиям социума, охватывающий все трудности его психологической жизнедеятельности, заключается в неумении подростка вырабатывать конкретные психологические приспособления к условиям социальной среды, отражает проблемы социального, индивидуально-личностного плана (нарушения поведения, деятельности, эмоциональных реакций, искажение развития в целом), характеризуются несформированностью или искажением становления новообразования подросткового возраста
В исследованиях, посвященных непосредственно вопросам изучения процесса адаптации и дезадаптации
(САБеличевой, АС.Белкина, Н. Ф.Головановой, АОДробинской, ИАКоробейников, Т.Д. Молодцовой, Л.Н.Собчика и др.) под адаптацией понимается процесс активного установления оптимальных взаимоотношений индивида с различными социумами; адаптивность - умение занять субъективную позицию в различных социальных средах, средство и механизм коррекции дезадаптации подростков в процессе позитивной социализации, обеспечивающее подросткам успешность в жизни, блокирующих развитие дезадаптации.
Анализ научной литературы, посвященной вопросам социализации, адаптации, дезадаптации свидетельствует о том, что, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме дезадаптации, адаптации психолого-педагогические условия коррекции дезадаптации подростков остаются недостаточно исследованными.
Экспериментальное исследование проводилось на базе татарско-русской средней школы №68. В исследовании принимали участие подростки «группы риска» в возрасте от 14 до 16 лет в количестве 60 человек. В контрольной группе - 30 подростков, в экспериментальной группе - 30 подростков «группы риска». Все дети -слабоуспевающие подростки, проживающие в семье; безнадзорные, находящиеся в трудной жизненной ситуации, делинквентные подростки (курящие, употребляющие алкоголь).
Подводя итог работы при подготовке к исследованию, были отобраны 3 методики для диагностики детей «группы риска»: Методика внешней экспертной оценки поведенческой составляющей дезадаптации Д. Стотта «Карта наблюдений »; для определения акцентуаций характера использовался тест - опросник X. Шмишека, (который является более доступной для понимания испытуемых подростков модификацией методики К. Леонгарда; для изучения особенностей средовой (семейной) адаптации подростков использовался опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) Шафера (в адаптации Э. Матейчика и П. Ржичана). Были сформулированы контрольная и экспериментальная группы.
По методике Шафера было выявлено, что в детско-материнских отношениях семей подростков ЭГ представлены такие модели поведения матери как равнодушие, потворствование и отстраненность по отношению к испытуемым.
5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
Профили отношения родителей к подросткам ЭГ.
Шкалы: 1-позитивное отношение;
2- директивностъ;
3- враждебность;
4-автономностъ;
5- непоследовательность.
Высокий уровень враждебности по отношению к матери описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными. Многие респонденты из ЭГ отмечали, что чувствуют даже ненависть и пренебрежение со стороны своих матерей. Высокий уровень по шкале «непоследовательность» со стороны матери подростки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого - к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.
Подростки испытывают необходимость в помощи и поддержке отца, в большинстве случаев принимают его мнение. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время подростки не ждут от отца чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того. Они стремятся к опеке сильного, взрослого и самостоятельного человека .
Описывая директивность своих отцов, подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения ребенка. Такие отцы больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».
Говоря о шкале «враждебность», речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.
Отношение матери Отношение отца
Подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.
Вследствие проведения программированного наблюдения по методике «Карта наблюдения» Д. Стотта также были выявлены существенные отличия подростков ЭГ от КГ. Как показано на диаграмме, в группе подростков ЭГ большинство симптомокомплексов имеют заметно выраженное или сильно выраженное качество.
Наиболее высокие показатели в ЭГ выявлены по следующим шкалам: «Неприятие взрослых» (5-НВ) - 47,8%; «Асоциальность» (7-А) - 41,8%; «Неусидчивость» (9-Н) - 42%. Данные СК проявляются у подростков из ЭГ в форме негативизма по отношению к взрослым (от простого избегания общения с взрослыми до неконтролируемой враждебности), а также являются показателем отсутствия стремления понравиться взрослым. Интересным является высокий показатель неусидчивости, обнаруженный у подростков. У испытуемых проявляются такие качества, способствующие дезадаптации, как нетерпеливость, избегание работы, требующей длительных усилий, концентрации внимания.
экспериментальная группа
Результаты обследования подростков по методике Д. Стотта «Карта наблюдения» в экспериментальной группе
Заметно выраженными являются показатели по следующим шкалам: II- Ослабленность: апатия, повышенная нейрофизиологическая истощаемость создают биологическую основу дезадаптации подростков; IV -Тревога за принятие взрослыми: сигнализирует об отсутствии необходимого внимания со стороны взрослых к подростку, об угнетенной потребности быть любимым и нужным; VI -Тревога за принятие детьми и VIII -Конфликтность с детьми: принимают различные формы от излишней зависимости от мнения большинства до открытой враждебности по отношению к тем, кто отвергает подростка; X -Эмоциональная незрелость: проявляет себя в инфантильности речи, тревожности, склонности к слезам, что, как правило, способствует формированию у подростка позиции изгоя в группе сверстников; XII -Среда: дает нам сведения о неблагополучных внутрисемейных факторах, которые свидетельствуют о низком материальном, социальном и моральном статусе ближайшего окружения подростка, что не может не влиять и на его социально-психологическую оценку себя как личности; XIV -Сексуальное развитие: здесь довольно часто экспертами отмечался такой признак, как раннее сексуальное развитие, чувствительность к противоположному полу. Выборочные средние величины по данным симптомокомплексам достоверно отличаются от показателей в группах (с вероятностью допустимой ошибки 0,001).
Показатели испытуемых из ЭГ по остальным шкалам существенно превышают данные по «Карте наблюдения», полученные в КГ. Эти отличия являются значимыми для всех шкал, кроме XV и XVI. Отсутствие значимых отличий двух последних шкал позволяет предположить, что у подростков из ЭГ и КГ не наблюдается каких-либо выраженных нарушений физического развития.
Диагностика индивидуально-психологических особенностей подростков проводилась с помощью теста -опросника X. Шмишека. Полученные результаты отражены на рис.
типы акцентуации в эксперимнетальнои группе
□ гипертимический □тревожно-боязливый □дистимический
□ педантичный
□ возбудимый □эмотивный □застревающий □демонстративный
□ цикпотимический
Наибольшие показатели акцентуации характера подростков ЭГ выявлены по шкалам, диагностирующим дистимический (х= 11,3) и возбудимый (х=15,9) типы акцентуации характера. В группе подростков ЭГ, совершающих уходы и побеги, также значительно выражены черты гипертимного, тревожно-боязливого и экзальтированного типов акцентуации.
Принимая во внимание, что акцентуированная черта характера считается выраженной при значении показателя выше 12 баллов, отличительным признаком обобщенного личностного профиля подростков ЭГ выступает именно возбудимость.
Высокие показатели акцентуации черт характера по всем (кроме II, III, V) шкалам в группе ЭГ также можно объяснить выраженной открытостью на фоне преобладания детских реакций и отсутствия критичности.
Средне выраженная тенденция, практически, по всем шкалам опросника ХШмишека в ЭГ, вероятнее всего, является проявлением негативизма по отношению к взрослым.
Необходимо обратить внимание на то, что более высокие показатели в ЭГ по 3 и 5 шкалам подтверждаются статистически. У подростков ЭГ более выраженными, по сравнению с КГ, оказались черты гипертимности; но данные различия не получили подтверждения в ходе дальнейшего анализа в связи с высокими показателями дисперсии при небольшой разнице средних выборочных значений.
И соответственно такие характеристики, как недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, педантичность на фоне пониженного настроения и недостаточной активности являются теми индивидуально-психологическими особенностями, которые присущи подросткам.
Таким образом, экспериментальное исследование социальной дезадаптации подростков «группы риска», показывает их отличие от группы адаптированных подростков. На констатирующем этапе выявлены отличительные особенности, составляющие специфику социальной дезадаптации.
Особенностью школьной дезадаптации испытуемых «группы риска» являются повышенная нейрофизиологическая истощаемость, неусидчивость, эмоционально-волевая незрелость, отставание в пред-метных знаниях по сравнению с успешно адаптированными ровесниками (лишь 9,4% подростков хорошо справляются с учебной программой), а также отсутствие дополнительных социально-психологических ресурсов, необходимых для компенсации переживания социального стресса и снижения эмоционального напряжения. Основными характеристиками социально-психологической дезадаптации подростков выступают неспешность подростка в учебной деятельности и межличностных отношениях со сверстниками .
Основная задача в психолого-педагогической коррекции - это помочь сделать информированный осознанный выбор (на основе предоставленной консультантом информации), помочь овладеть навыками оценки степени риска и умению определить его уровень, что позволит подростку балансировать и принимать правильные решения .
Литература
1.Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. - М.: Дашко и К°, 2004. - 212 с.
2.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999. - 518 с.
3.Волков Б.С. Психология подростка.- 3-е изд., исправ. и доп. - М., 2001.
4.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 238 с.
5.Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А Беличевой. - М. : Изд-во, 1993.-257 с.
б.Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
7.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
1. Breeva E.B. Dezadaptacija detej i nacional"naja bezopasnost" Rossii. - M.: Dashko i K°, 2004. - 212 s.
2. Burlachuk L.F. Slovar"-spravochnik po psihodiagnostike. - SPb.: Piter, 1999. - 518 s.
3. Volkov B.S. Psihologija podrostka.- 3-e izd., isprav. i dop. - M., 2001.
4. Vospitanie trudnogo rebenka: Deti s deviantnym povedeniem: ucheb.-metod. posobie / pod red. M.I. Rozhkova. - M.: VLADOS, 2001. - 238 s.
5. Diagnostika shkol"noj dezadaptacii / pod red. S.A. Belichevoj. - M. : Izd-vo, 1993.-257 s.
6. Zmanovskaja E. V. Deviantologija: Psihologija otklonjajushhegosja povedenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademija, 2004. - 288 s.
7. Mendelevich V.D. Psihologija deviantnogo povedenija: ucheb. Posobie dlja vuzov . - SPb.: Rech", 2005. -445 s.
8.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - СПб., 1999.
9.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2003. - 96 с.
8. Rajs F. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta - SPb., 1999.
9. Sinjagina N.Ju. Psihologo-pedagogicheskaja коггексуа detsko-roditel"skih otnoshenij. - М., 2003. - 96 s.
Социальная дезадаптация – современный недуг отдельных людей. Несмотря на то, что всевозможные компьютеры, телефоны, возможности работать и платить дистанционно способствуют отчуждению от общества, полезного в этом мало. Человеку необходимо общение, а также соблюдение некоторых норм поведения. Так он может расти и развиваться.
Социальная дезадаптация что такое
Понятие социальной дезадаптации принадлежит трем сферам: это психология, социология и педагогика. Отвечая на вопрос, что такое дезадаптация личности в психологии, во внимание берется умение человека приспосабливаться к условиям, продиктованным неким обществом. Говоря точнее, индивид имеет проблемы с адаптацией, либо он не может правильно соблюдать правила и нормы поведения в социальной сфере.
Определение в психологии
Дезадаптация – это в психологии не просто неумение соблюдать общественные нормы и правила поведения, но и опасность пережить деградацию. Суть в том, что индивид испытывает трудности при контакте с окружающими его людьми.
Обратите внимание! Множество факторов способствует развитию данного недуга. Нет необходимости выходить из дома – работать можно через интернет, оплачивать счета дистанционно с помощью карточки, даже покупки заказываются по телефону.
Виды социальной дезадаптации
Когда индивид наблюдает сложности в общении, нахождении в кругу других людей, испытывает внутренний дискомфорт и понимает, что ему становится сложнее привыкать к новым социальным группам, он страдает от данного недуга. Существуют разные виды дезадаптации, среди которых выделяют патогенную, психосоциальную и непосредственно социальную. Человек намеренно избегает контактов или, например, проявляет неадекватное, агрессивное отношение к окружающим.
Медицинская
Медицинская, или патогенная социальная, дезадаптация характеризуется не столько изменениями поведения, сколько предрасположенностью к ним. Отмечается, что такое явление может произойти ввиду врожденных особенностей или недостатков, в пример можно привести уровень умственного развития.
Психологическая
Социально-психологическая дезадаптация характеризуется особенностями развития организма, гормональными изменениями, психическими нарушениями. Кроме того, появлению дезадаптации способствуют страхи, особенно те, которые формируются в фобии.
Причины социальной дезадаптации
Дезадаптация личности – современный недуг, которому подвержены люди любого возраста, в частности, школьники младшего возраста, подростки, взрослые люди. Во многом причины данного отклонения закладываются с детства, когда ребенок не был обучен правильным социальным контактам, общению. Также отношение родителей к растущему ребенку имеет большое значение на разных этапах взросления. Все же существуют прочие причины развития дезадаптации.
У детей
Факторы социальной дезадаптации личности ребенка зависят от семейной атмосферы: в каких условиях он воспитывался, каково поведение родителей и прочих родственников по отношению к малышу. Ребенок испытывает неспособность дать себе адекватную оценку в процессе общения, эмоциональную неуравновешенность, в целом низкие навыки общения.
У подростков
Признаки подростковой дезадаптации выражаются в высоких требованиях к окружающим, неадекватности восприятия критики, готовности унизить собеседника. Наряду с гормональной перестройкой, подросток испытывает эмоциональную неуравновешенность. Все это может усугубляться так называемой травлей в школьные годы.
Обратите внимание! В процессе общения со сверстниками подросток ведет себя пассивно или, напротив, агрессивно, в силу чего группа «выталкивает» его за границы данного общества, либо ребенок покидает его самостоятельно, испытывая негативные чувства от полученного опыта.
У взрослых
У взрослого человека данный недуг развивается в силу заболеваний нервной системы, а также травм головного мозга и прочих физических нарушений. Также возникновение дезадаптации наблюдается по причине отклонений психического характера, например, при повышенной возбудимости или, наоборот, слабости. Имеет значение и воспитание, а также временное или постоянное нахождение во враждебной обстановке, что само по себе отвращает индивида от дальнейших контактов с людьми, проявляющими даже незначительную агрессию.
Признаки, симптомы и диагностика дезадаптации
Неспособность знакомиться, поддерживать общение, дискомфорт из-за вынужденного нахождения в обществе – все это социально психологическая дезадаптация. Основные признаки человека, испытывающего данное социальное отклонение:
- В состоянии дезадаптации индивид испытывает затруднения в учебе или работе, если ему приходится подчиняться жестким правилам, а также постоянно контактировать с потоком людей.
- Он не испытывает нужды в удовлетворении социальных потребностей.
- Наблюдается отсутствие навыков общения.
- Дискомфорт в процессе общения или нахождения среди группы людей, независимо от уровня знакомства с окружающими.
В целом, индивид осознанно отстраняется от контактов, общения. Примечательно, что современные технологии вполне способствуют такому образу жизни, поскольку работать, общаться, платить за товары и услуги можно, не выходя из дома.
Уровни социально-психологической дезадаптации
Выделяют 4 уровня дезадаптации:
- Начальный этап можно интерпретировать как нижний уровень, латентные проявления признаков недуга;
- «Половинный» уровень – т.е. некоторые отклонения социального поведения то проявляются, то исчезают;
- Устойчиво входящий – очевидные социальные нарушения;
- Закрепившаяся дезадаптация – набор признаков, осложняющих повседневную жизнь индивида.
Как лечить, методы коррекции
В зависимости от формы и характера болезни можно вызвать смягчение признаков, затем их устранение. Следует как можно раньше обратиться к психологу. Он обязательно посоветует наладить социальные контакты и поможет пациенту со временем делать это без страха.
Обратите внимание! Будут полезны тренинги по развитию хобби, т. е. нахождение среди людей со схожими интересами.
Важен оптимистический настрой, что будет вырабатываться постепенно. В конце концов, человек будет жить полной жизнью.
Профилактика социальной дезадаптации
Закрываясь от мира, человек неосознанно усложняет себе жизнь. Общение, учеба, работа требуют придерживаться социальных правил, чтобы добиться успеха. Даже есть понятие «полезных знакомств», подразумевающее, что каждый человек приносит пользу.
Общение – это труд, бывает и горький опыт. Он необходим, чтобы сделать свое социальное поведение максимально эффективным, заодно научиться разбираться в людях.
Дезадаптации подвергаются как дети, так и взрослые. Причины кроются в воспитании, гормональных изменениях, физических и психических отклонениях, а также получении негативного опыта общения. Однако дезадаптацию можно корректировать, купировать, необходима профессиональная помощь.
Видео
Если раньше социальная дезадаптация была диагнозом, актуальным преимущественно для детей и подростков, то на сегодняшний день он нередко ставится и взрослым. Причём в качестве факторов-провокаторов выступают не психические отклонения и заболевания, а те проблемы, которые назревают в современном обществе: его расслоение, зависимость от Интернета. Психологи бьют в колокола и призывают обратить особое внимание на этот аспект.
Что это такое
Понятие социальной дезадаптации трактуется в психологии по-разному в зависимости от подхода. Одни специалисты рассматривают её как одно из многочисленных пограничных нервно-психических нарушений, когда человек в силу своих психических особенностей не может выстраивать отношения с другими людьми в социуме (из-за аутизма, фобий, расстройств личности и поведения). Для других это временное явление, которое возникает в кризисный момент как защитная реакция подсознания и проходит после его преодоления.
Так что в психологии нет единого мнения о понятии социальной дезадаптации, её видах и способах коррекции из-за неоднозначного подхода к природе её возникновения. Чтобы не было путаницы, для академических учебников было принято дать общее определение этому термину, отражающее суть явления, но обходящее стороной спорные моменты. Оно звучит следующим образом.
Социальная дезадаптация - это неспособность жить в социуме, соблюдать его нормы, контактировать с другими людьми. Она означает невозможность человека в силу каких-то обстоятельств выполнять свою общественную функцию, взаимодействовать с той микросоциальной средой, в которой он оказывается. Наиболее ярко проявляется на работе, в школе, в гостях, на улице, в магазинах - везде, где нужно общаться с другими. Что касается дома, то отношения с близкими страдают при запущенной форме, но на ранних стадиях она может на них никак не сказываться.
Несмотря на существование разных подходов к проблеме, в психологии это не считается патологией, хотя в некоторых ситуациях она может быть следствием какого-то серьёзного нервно-психического нарушения. Но сама таковой не является.
Теория и практика
Проблема социальной дезадаптации набирает обороты и актуальна в современном обществе, как никогда. Это связано с увлечениями детей и подростков соцсетями и играми. Виртуальный мир и интернет-общение заменяет им реальность и связи с живыми людьми. В последнее время нередко это наблюдается и у взрослых. Кроме того, слишком резкое раздвоение общества на богатых и бедных породило такое явление, как буллинг (травля). Он тоже становится одним из факторов, из-за которых человек рвёт с социумом всякие отношения.
В связи с этим проводятся многочисленные исследования. Психологи, психотерапевты, социологи, медики, учёные пытаются охватить как можно больший круг факторов, которые приводят к такому нарушению личности и поведения. Ведь без устранения основной причины её коррекция невозможна.
Ещё совсем недавно для социально дезадаптированного ребёнка в психологии было с десяток названий: запущенный, трудный, неблагополучный, находящийся в группе риска, с поведенческими отклонениями, с травмированной психикой, с деформированным поведением. На сегодняшний день все эти понятия продолжают существовать, но в большинстве исследовательских работ они заменяются на термин «дезадаптант». Самое интересное, что его же начали применять и по отношению к взрослым, которые испытывают проблемы, пытаясь приспособиться к условиям социума, но терпящие в этом крах.
Как отмечают исследователи данной проблемы, возрастной ценз социальной дезадаптации стал старше. Если раньше её диагностировали преимущественно у детей и подростков, то сегодня психологи компаний заявляют, что около 25% их сотрудников испытывают серьёзные трудности в установлении контактов со своими коллегами и начальством. Это неутешительные цифры, заставляющие учёных-специалистов искать новые пути коррекции данного нарушения, потому что не все инструменты, удачно работающие на детской психике, оказываются так же сильны при воздействии на взрослых.
Специалисты, занимающиеся вопросами социальной дезадаптации: Мамайчук И. И., Беличева С. А., Григоренко Е. Л., Собкин В. С., Гиндикин В. Я., Казанская В. Г., Личко А. Е., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Фельдштейн Д. И. У них можно найти фундаментальные работы на эту тему, которые включают в себя как теоретические выкладки, так и практические способы коррекции нарушения.
Концепции
Кризисная
Самая знаменитая концепция - кризисная. Её автор - В. В. Козлов, российский психолог, работающий в области именно социальной психологии, основатель «интегративной психологии». По его мнению, данный тип дезадаптации развивается по следующей схеме:
- У человека имеется склонность к аутоагрессивным реакциям на сложные (кризисные) жизненные ситуации.
- Каждый такой кризис формирует личностную негативную дезинтеграцию.
- Она, в свою очередь, обрастает деструктивными изменениями в отношениях с окружающими.
- С каждым разом происходит всё большее нарастание социальной аутизации.
По мнению В. В. Козлова, аутоагрессивные личности, не устойчивые к кризисным условиям и в итоге закрывающиеся в себе от социума, подвержены хроническому саморазрушению. Оно чаще всего проявляется суицидальными наклонностями, алкоголизмом и наркоманией.
Медицинская
Есть ряд психологов, которые считают социальную дезадаптацию следствием различных психических заболеваний. Они не рассматривают её как самостоятельную патологию. Только после того, как у человека диагностируются нарушения в поведении и расстройства личности, она себя проявляет.
Действительно, при , обсессивно-компульсивном расстройстве и прочих патологиях трудно налаживать связи с окружающими. Такие люди не могут усвоить элементарные правила поведения в обществе, простейшие социальные установки. Это и приводит к дезадаптации. Соответственно, для устранения такого последствия требуется психиатрическое (чаще всего) лечение.
Однако данная концепция не рассматривает как отдельное явление ту же подростковую социальную дезадаптацию, которая обычно никак не связана с физиологией. В этом минус подхода.
Психологическая
Тесно связана с кризисной концепцией Козлова, так как отражает процессы, происходящие с личностью. Однако при таком подходе личность может «выпасть» из социума, не переживая никакого кризиса. Это происходит в момент осознания, что собственные ценности не уживаются с правилами существования в обществе.
Например, человек по своей природе не любит подчинения и тотального контроля со стороны. Вполне естественно, что при таких акцентуациях ему будет трудно уживаться с начальником на работе и постоянными дедлайнами. Он будет всеми силами ограничивать своё общение с коллегами и шефом. Нередко такие люди открывают своё дело и делегируют полномочия заму, наслаждаясь полной свободой.
С точки зрения такого подхода можно объяснить механизм развития любой социальной дезадаптации, и в этом его несомненный плюс.
Причины
Причинами социальной дезадаптации могут быть разные факторы.
Физиологические
Социальная дезадаптация является следствием различных психических расстройств:
- психозов;
- тяжёлых невротических расстройств;
- расстройств личности и поведения;
- врождённого аутизма.
В этом случае коррекция без терапии основного заболевания невозможна.
Она также нередко диагностируется у больных, которые находятся на длительном лечении в психиатрической больнице. Такое явление называют госпитализмом.
Иногда причиной дезадаптации становится недостаток внешности. Это могут быть сильные ожоги на лице, неаккуратно зашитая заячья губа, лопоухость, ожирение и т. д. В детском возрасте в изоляции виноваты сверстники, которые отвергают ребёнка, не похожего на них. Они отказываются с ним играть, сидеть за одной партой, дружить, приглашать куда-то. У взрослых в такой ситуации срабатывают внутренние комплексы, и они сами, совершенно осознанно, пытаются уйти от общения.
Психологические
- Наличие психологических травм в детском возрасте: фамильгении, социогении, дидактогении;
- педагогическая запущенность;
- потеря привычного окружения (при переезде, переходе в новую школу или на другое место работы);
- конфликтность характера (невозможность с кем-то ужиться в силу акцентуаций);
- зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, от соцсетей, компьютерных игр;
- замена реального мира виртуальным.
При подозрении на социальную дезадаптацию специалисты в первую очередь стараются докопаться до её сути, выяснить основную причину, из-за чего она могла возникнуть. Иногда в качестве пуска срабатывает целый комплекс провоцирующих факторов. Типичные способы выявления - беседы с психологами, медицинские обследования, тестирование, иногда гипноз.
Признаки
Какими могут быть признаки социально-психологической дезадаптации и проблемного поведения:
- непризнание правил культуры поведения, сатурация (отвращение) деятельности, которую выполняют все;
- неуравновешенность;
- уход в себя, одна из форм аутизма;
- чрезмерная возбудимость вплоть до агрессии или обратный полюс - заторможенность, иногда они могут чередоваться;
- вызывающее поведение и поступки;
- участие в неформальных группировках;
- нарочитое противопоставление себя окружающим;
- слабое стратегическое прогнозирование (опоздания, нарушение обещаний);
- решение проблем натиском, грубостью, драками или слезами, истериками, попытками убежать и спрятаться;
- социофобия.
Социальная дезадаптация личности выражается по-разному в зависимости от уровней её развития.
Уровни
Первый
Названия: начальный этап, скрытый, нижний, латентный.
Признаки: не выявляются, так как всё происходит внутри человека. Он начинает задумываться о том, что боится или не хочет строить отношения с окружающими. На этом уровне чётко обозначается причина, из-за которой впоследствии произойдёт обрыв связей с другими.
Как интерпретируют начальный этап социальной дезадаптации в психологии: его сравнивают с латентной, инкубационной стадией болезни, когда вирус уже попал в организм, но пока ещё только подготавливает почву для своей активации.
Коррекция: социальная дезадаптация ещё не диагностируется, а вот причина, которая послужила толчком, может быть выявлена и устранена (если это возможно). Если это произойдёт, человек сможет и дальше беспрепятственно налаживать контакты и строить отношения в социуме, благополучно живя по его правилам.
Второй
Название: «половинный» уровень.
Признаки: дезадаптивные пертурбации дают о себе знать, но носят временный характер вспышек. Человек может закрыться в своей комнате и не выходить оттуда несколько дней, отказываясь общаться вживую, по телефону, в соцсетях. Но потом ведёт себя, как обычно: улыбается, разговаривает, шутит, встречается с друзьями.
Как интерпретируют: как продромальный период болезни, когда себя проявляют её «предвестники». Но сам диагноз поставить ещё трудно, потому что симптомы слишком неспецифичны и типичны для многих других недугов. Ведь каждому человеку в определённый момент может стать плохо и он не захочет ни с кем общаться. Это ещё не значит, что он социально дезадаптирован.
Коррекция: если социально дезадаптированный на данном этапе посещает психолога или делится с кем-то своими переживаниями, специалист и близкие могут увидеть начало развивающейся проблемы. Надо лишь связать фактор-провокатор и эти самые «предвестники». В этом случае с помощью бесед и поддержки со стороны друзей развитие отклонения можно остановить.
Третий
Название: устойчиво входящий.
Признаки: социальная дезадаптация проявляется и становится заметной всем окружающим. Её характерные черты позволяют чётко увидеть проблему. Человек рвёт прежние контакты, не заводит новых, сторонится людей. С точки зрения психики, разрушаются все те адаптивные механизмы, которые формировались до этого момента годами.
Как интерпретируют: как период полного развития болезни, когда признаки ярко выражены и позволяют поставить правильный диагноз.
Коррекция: займёт много времени, но приведёт к успешным результатам. Без психолога и поддержки близких невозможна. Основная задача - не дать нарушениям перейти на следующий уровень развития и стать закрепившимся паттерном поведения.
Четвёртый
Название: закрепившаяся социальная дезадаптация.
Признаки: закрытость человека от других распространяется на большинство сфер его жизни. Он может отказаться от общения даже с самыми близкими людьми (родителями, детьми, супругом/-ой). Нередко перестаёт ходить на работу, в школу, в магазин - лишь бы избежать столкновения с социумом.
Как интерпретируют: как переход болезни в хроническую форму.
Коррекция: длительная (от полугода и больше), затруднена устойчивыми паттернами поведения. Данную работу в обязательном порядке должен поводить психолог. В самых запущенных случаях - психотерапевт. Чтобы докопаться до истинной причины, которая привела к этому, нередко задействуется гипноз.
Классификация
В зависимости от причин:
- физиологическая / патогенная;
- социально-психологическая.
В зависимости от характера проявления:
- поведенческая / явная;
- глубинная / скрытая.
В зависимости от области проявления:
- мировоззренческая / социально-идеологическая;
- коммуникативная;
- субъектно-личностная.
По глубине охвата:
- общая / полная;
- частная / частичная.
По характеру возникновения:
- первичная;
- вторичная.
В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.
Особенности
В детском саду
Социальная дезадаптация может возникнуть даже у ребёнка, который кажется ещё совсем маленьким. Многие считают, что такое серьёзное психологическое явление проявляет себя гораздо позже, но уже в 2-3 года малыш может вступить в конфликт с социумом. Ведущий фактор-провокатор - избалованность, неправильное воспитание.
Если с него дома сдувают пылинки и выполняют по первому требованию любой каприз, он однозначно не захочет делиться на детской площадке совком и ведёрком с другими детками. Он будет истерить в магазине, чтобы ему купили игрушку. Станет проблемным для нянечек и воспитателей, так как будет отказываться спать днём, есть кашу, идти со всеми на прогулку и т. д. Если на данном этапе не будет проведена коррекция, такой ребёнок однозначно станет ставить себя выше остальных и не сможет принять правила микросоциума.
В школе
Самые яркие проявления социальной дезадаптации наблюдаются в школе. Почти в каждом классе есть ребёнок-изгой. Иногда он сам ставит себя таким образом, что другие не хотят с ним общаться. Причины могут быть разными: опять-таки избалованность и , подмена реального мира виртуальным, аутизм.
Но чаще всего у него не получается ужиться со сверстниками, потому что именно они не принимают его из-за скверного характера, нищеты, какой-то отвратительной привычки и даже просто потому, что он не такой, как все (с какими-то внешними дефектами). Ребёнок не может наладить отношения сначала только со сверстниками, но потом эта проблема распространяется и на взрослых. Он становится обозлённым на весь мир из-за постоянного буллинга, закрывается в себе.
У подростков
В подростковом возрасте данная проблема стоит особенно остро. Если ребёнок в начальной школе не смог вжиться в микросоциум класса, он и дальше идёт с этим багажом, до самого выпуска. Взрослея, он с каждым годом всё чувствительнее воспринимает собственную изолированность. Дезадаптация углубляется и становится устойчивым паттерном. Это приводит к таким проблемам, как прогуливание уроков, девиантное поведение, неумение общаться и идти на компромиссы. Самым страшным последствием становится суицид.
Дома из-за всего этого обстановка накаляется, происходят ссоры с родителями. Если в такой ситуации подросток не получает помощи специалиста и поддержки со стороны родных, это приводит к серьёзным психологическим расстройствам личности и поведения.
Согласно статистике, более 60% детей и подростков в определённый период жизни испытывали . Однако 40% из них преодолевали кризисы и личностные акцентуации и находили выход с помощью психологов, родителей, друзей. Оставшимся 20% приходилось с этим жить дальше.
У взрослых
Всё-таки возраст имеет определённое влияние на социальную дезадаптацию. Согласно статистике, после 30 лет она практически исчезает с радаров психологов. То есть у старшего поколения она диагностируется крайне редко и только вследствие экстренных обстоятельств (из-за обнаружившегося заболевания или тяжёлой психологической травмы). Это объясняется тем, что взрослый человек в силу своего возраста и опыта усваивает нормы общества и имеет уже устоявшиеся контакты, которые проверены временем.
А вот у молодых людей социальная адаптация ярко выражается во время студенчества (18-19 лет) и устройства на работу (примерно в 25 лет). Первый кризис связан с тем, что приходится ехать учиться в другой город, улетать из насиженного и такого уютного родительского гнезда. Школьная система и обучение в колледже/институте сильно отличаются. Зачастую те, кто были звёздами в классе, становятся никем в новом коллективе. Это приводит к разочарованию, изменению личностных ориентиров и, как результат, социальной дезадаптации.
Во время устройства на работу ведущей акцентуацией становится несовпадение ожиданий и реальности. Большинство студентов сразу после получения диплома ожидают высокую зарплату, карьерный рост, офисную непыльную должность и много других приятностей. Но действительность оказывается более жестокой. Кто-то втискивает себя в рамки требования нового микросоциума, другим приходится искать иные способы, как справиться со своей дезадаптацией.
Акцентуации характера
Отдельно стоит раскрыть особенности социальной дезадаптации с нарушениями характера, когда человеку мешают приспособиться к общественным нормам собственные акцентуации.
- Гипертимный / демонстративный тип личности
Человеку нужно постоянно находиться в центре внимания. Если оно отсутствует и в каком-то коллективе его воспринимают не более чем серой мышкой, это может привести к дезадаптации.
- Дистимический /интровертивный
Склонность к одинокому образу жизни. Таких людей дезадаптация в социуме совершенно не напрягает. Они даже рады своей изоляции.
- Аффективно-лабильный
Постоянные перемены настроения делают такого человека невозможным в общении, так как он слишком резко и беспричинно меняется. Поэтому постепенно круг его друзей сходит на нет.
- Эмотивный / возбудимый /застревающий
Слишком эмоциональный, чувствительный, легкоранимый, воспринимающий всё близко к сердцу. Такой человек способен отказаться от общения из-за одного косого взгляда, неосторожного слова, замечания по проделанной работе.
- Тревожный
Не может принимать решения в сложных ситуациях. Любой кризис способен его социально дезадаптировать.
- Экзальтированный
Яркие, эпатажные личности, как ни странно, оказываются чаще всего социально дезадаптированными, хотя сами об этом не подозревают и живут с этим всю жизнь. Они не могут втиснуть своё поведение в рамки норм, установленных обществом. И все из знакомства оказываются «на час».
Коррекция и профилактика
Социальная дезадаптация легко поддаётся коррекции с помощью профильного специалиста, родных и близких. Самые эффективные способы:
- Создание благоприятной обстановки в семье, школе, на работе.
- Специальный курс консультаций у психолога. При необходимости - гипноз для выявления провоцирующего фактора. Работа над его устранением.
- Восстановление прежних социальных контактов.
- Новые знакомства.
- Поиск увлечений и хобби - это заставляет человека находить людей с общими интересами.
- Поиск постоянной официальной работы.
- Аутотренинги по борьбе с собственными комплексами, сомнениями, страхами.
- Тренинги по контролю и управлению собственными акцентуациями характера.
- Тренинги по развитию навыков коммуникативности.
- Психотехнические занятия для многостороннего развития личности.
Если причина является физиологической, при наличии психических отклонений человек направляется на приём к психиатру, где проходит курс терапии.
Профилактика социальной дезадаптации должна вестись в двух направлениях. Во-первых, через усвоение норм и правил поведения в обществе. В детском возрасте за это несут ответственность родители, воспитатели, педагоги, школьные психологи. Взрослые сами должны научиться усмирять собственные акцентуации. Во-вторых, необходимо постоянно следить за психическим здоровьем. Ведь если с ним начнутся проблемы, то полноценная жизнь в социуме может оказаться невозможной.