Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные форы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50% рабочего времени – отдыхе.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящей к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключения), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:
Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и характеризуется повышенными энергетическими затратами;
Механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда является изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;
Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ: монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;
Групповые формы труда – конвейер. Эта форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;
Формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;
Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно–эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно- эмоциональной напряженностью.
Труд руководителя учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно–эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как, память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.
Энергетические затраты человека при различных формах деятельности
Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.
Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.
Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000-6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000-4000 ккал.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500-3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена; стоя - на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме.
Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности.
Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% - при чтении лекций, на 90-100% - у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.
Виды энергозатрат
Для каждого человека большое значение имеет количество энергии, поступающей в его организм и количество энергии, которая расходуется в процессе его деятельности. Важно, чтобы приход и расход энергии находились в соотношении, которое позволяет человеку чувствовать себя бодрым и здоровым.
Выделяют такие энергетические затраты:
- Нерегулируемые;
- Регулируемые.
Нерегулируемыми являются затраты энергии, идущие на основной обмен и специфически динамическое действие пищи. Энергия основного обмена расходуется для того, чтобы обеспечить работу внутренних органов, идет на окислительно-восстановительные реакции и поддержание постоянной температуры тела человека.
Замечание 1
Говоря другими словами, основной обмен – это минимальный уровень энергозатрат, поддерживающий жизненно важные функции организма.
Определить его можно при условии полного мышечного и нервного покоя. Величина основного обмена связана с массой тела, ростом, возрастом, полом, состоянием эндокринной системы, т.е. с индивидуальными особенностями каждого человека. Как правило, у женщин, например, основной обмен на $5$ -$10$ % ниже мужского. У детей он выше, чем у взрослых, относительно массы тела, на $10$ -$15$ %. В повышении основного обмена свою роль играет специфично динамическое действие пищи, связанное с процессом пищеварения. Основной обмен на $30$-$40$ % будет выше при усвоении белков, при усвоении жиров он увеличится на $4$ -$14$ %, а с усвоением углеводов – на $4$ -$5$ %. Если питание смешанное, то увеличение основного обмена происходит в среднем на $10$ -$15$ %, при условии оптимального количества усвоенных продуктов.
К группе регулируемых энергозатрат относятся затраты энергии в процессе различных видов деятельности человека. Как правило, с физической работой связаны наибольшие энергозатраты, потому что в работающих мышцах происходит значительное усиление окислительных процессов. Интенсивность мышечных движений увеличивает уровень энергозатрат. Основной обмен при спокойной ходьбе увеличивается на$ 80$ -$100$ %, а во время бега – на $400$ %.
Для оценки энергозатрат существует несколько методов, наиболее точным из которых является прямая калориметрия . Суть его связана с измерением количества тепловой энергии, высвобождающейся при выполнении какой-либо работы в специальных камерах с высокой степенью теплоизоляции. Метод не дает возможности измерений при многих видах деятельности и требует длительных наблюдений.
Менее точным, но более доступным и простым является метод непрямой алиментарной калориметрии . При использовании данного метода просчитывается количество потребляемой пищи и ведется наблюдение за массой тела.
Энергозатраты при физических нагрузках определяются методом интегрирования ЧСС . Суть лежит в фиксации ЧСС с помощью оборудования на протяжении всей работы.
Формы деятельности и энергетические затраты
Деятельность человека связана с энергетическими затратами, которые зависят от интенсивности мышечной работы, рабочей позы тела, информационной насыщенности труда, эмоционального напряжения, температуры, влажности, скорости движения воздуха и других факторов. За счет работы мышц тела в положении сидя затраты энергии превышают уровень основного обмена на $5$…$10$ %, в положении стоя уже на $10$…$15$ %, а вынужденная неудобная поза приводит к увеличению на $40$…$50$ %. Разные формы деятельности человека имеют разные гигиенические нормативы суточных энергозатрат.
По энергозатратам выделяют такие группы:
Работники умственного труда . Представителями этой группы являются руководители предприятий, педагоги, работники научной сферы, врачи, писатели, журналисты, студенты. Для мужчин этой группы суточный расход энергии составляет $ 2550$-$2800$ ккал, для женщин – $2200$-$2400$ ккал, средняя величина составляет $40$ ккал /кг массы тела.
Работники легкого физического труда – рабочие автоматизированных линий, швейники, ветеринары, агрономы, медицинские сестры, продавцы промышленных товаров, тренеры, инструкторы по физкультуре. Мужчины за сутки расходуют энергии $3000$-$3200$ ккал, женщины этой группы расходуют $2550$- $2700$ ккал. Средняя величина возрастает до $43$ ккал/кг массы тела.
Труд средний по тяжести . Работники этой группы – хирурги, водители, работники, занятые в пищевой промышленности, водном транспорте, продавцы продовольственных товаров. Расход энергии для мужчин за сутки составляет $3200$-$3650$ ккал и для женщин – $2600$-$2800$ ккал. На $1$ кг массы тела энергозатраты возрастают до $46$ ккал.
Работники, занятые тяжелым физическим трудом – это строители, металлурги, механизаторы, спортсмены, сельскохозяйственные рабочие. Суточный расход энергии у них самый высокий и у мужчин составляет $3700$-$4250$ ккал, у женщин – $3150$-$3900$ ккал при среднем показателе $53$ ккал/кг массы тела.
К последней группе относятся люди особо тяжелого физического труда . В этой группе сталевары, шахтеры, лесорубы, грузчики, с суточным расходом энергии у мужчин $ 3900$-$4300$ ккал. Расход для женщин не нормируется. Средний показатель энергозатрат на $ 1$ кг массы тела составляет $61$ ккал.
Замечание 2
Перечисленные энергозатраты рассчитаны на мужчин с весом $70$ кг, а для женщин, с весом $60$ кг.
Для каждой группы важно соблюдать три возрастные категории:
- От 19 до 28 лет;
- От 30 до 39 лет;
- От 40 до 59 лет.
Организация рационального режима труда и отдыха
Для повышения работоспособности и предупреждения утомляемости важно уметь правильно и рационально организовать режим труда и отдыха. В режиме необходимо определить время и длительность перерывов для отдыха в течение рабочего дня. В середине рабочего дня, как правило, предоставляется длительный перерыв на обед, кроме которого важно включать в режим коротенькие перерывы в течение трудового дня. Чтобы однообразная работа на конвейере не приводила к утомлению, в режим вводятся $5$ -$10$ минутные перерывы через каждый час работы, можно включать и спокойную музыку, благотворно влияющую на работоспособность. Активный отдых тоже входит в рациональную организацию трудового режима.
Замечание 3
Ещё И.М. Сеченов , доказавший, что уставшие мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность при работе других мышц, с физиологической точки зрения обосновал целесообразность активного отдыха.
В производственных условиях открытие ученого применялось в виде комплекса физических упражнений, специально для этого разработанных. Но это было далекое советское прошлое, когда, действительно, утро всей страны начиналось с зарядки. В наше время утреннюю зарядку делают, пожалуй, только в детских садах и в армии, да исключением могут быть некоторые фирмы, где работники вынуждены целый рабочий день проводить сидя за монитором компьютера. Правда, в школах страны тоже в течение урока необходимо прибегать к небольшим по продолжительности физкультминуткам.
Замечание 4
В целом, комплекс специальных упражнений, подобранных для людей разных специальностей, выполняет очень важную работу – прежде всего, способствует улучшению деятельности коры головного мозга, активизирует функциональные процессы всего организма, повышает эмоциональный тонус и, как правило, работоспособность .
Энергозатраты на утреннюю зарядку в минуту составляют $0,0648$ ккал /кг массы тела. Наивысший уровень работоспособности, в соответствии с суточным циклом, отмечается в утренние и дневные часы. Соответственно с $8$-$12$ часов и с $14$-$17$ часов.
К вечеру работоспособность понижается и в ночное время достигает своего минимума .
Различна работоспособность и в течение недели . В понедельник происходит врабатывание в трудовой процесс после выходного дня, а наивысший уровень приходится на $ 2$-й, $3$-й, $4$-й день рабочей недели. К концу недели работоспособность снижается .
Существует 3 принципа установления рационального режима труда и отдыха:
- Потребности производства (они должны быть удовлетворены);
- Наибольшая работоспособность работника (она должна быть обеспечена);
- Общественные и личные интересы (они должны сочетаться).
Замечание 5
Таким образом, необходим комплексный социально-экономический подход при выборе оптимального режима труда и отдыха. Данный подход имеет определенную цель – дать полную и всестороннюю оценку его оптимизации с точки зрения как личных, так и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
Основные формы деятельности человека и их классификация
Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменения функционального состояния организма человека. Форма трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы в то же время имеет ряд отрицательных последствий, прежде всего это социальная неэффективность физического труда связанная с низкой его производительностью, необходимости высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.
Умственный труд - объединяет работы связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы для данного вида труда характерно гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, но приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:
Формы труда, требующие значительной мышечной активности;
Механизированные формы труда;
Формы труда связанные с автоматическим, полуавтоматическим производством;
Групповые формы труда конвейерные;
Формы труда связанные с дистанционным управлением;
Формы интеллектуального или умственного труда.
Формы труда требующие значительной мышечной активности имеют место при отсутствии механизации, эти работы характерны повышенными энергозатратами.
Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций быстро наступает утомление.
При полуавтоматическом производстве человек выключается с процесса не посредственной обработки предмета труда, которые целиком выполняют механизм. Характерные черты этого вида работ монотонность повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.
Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом строгой последовательностью выполнение операций, автоматической подачей деталей каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотонней работа, тем упрощенней ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.
При формах труда связанными с дистанционным управлением производственным процессом и механизмами человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. В случаях когда пульт управления требует частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях. В случаях редких активных действий работник находится в состоянии готовности и действия, его реакции малочисленно.
Формы интеллектуального труда подразделяются на операторские, управленческие, творческие, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки и степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличаются большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например. труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.
Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.).
Суточная затрата энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляет 10,5…11,7 МДж, для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) - 11,3…12,5 МДж, для работников выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.) - 12,5…15,5 МДж, для работников выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков) - 16,3…18 МДж.
Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии повышаются на 5-10% от уровня основного обмена, при работе стоя на 10-25%, при вынужденной не удобной позе 40-50%. Интенсивная интеллектуальная работа требует потребности мозга в энергии 15-20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоционального напряжения. Так при чтении в слух расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией на 94%, у операторов ЭВМ на 60-100%.
1.Как раньше уже было указано, жизнедеятельность человека всегда протекала в постоянном контакте со средой обитания, причем последняя, при определенных условиях, могла оказывать неблагоприятное воздействие на его работоспособность и здоровье. Установлено, что безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношениями членов трудового коллектива между собой, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания.
Существенное влияние на изменение функционального состояния организма оказывают характер и организация трудовой деятельности, которые определяются:
1. Физическими перегрузками, которые могут быть статическими и динамическими;
2. Физиологически недостаточной двигательной активностью;
3. Нервно – психологическими перегрузками.
Издревне известно, что все многообразие форм трудовой деятельности человека делилось на физический и умственный труд. Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы, такие как сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, дыхательную и т.д. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, физический труд имеет и ряд отрицательных последствий это, прежде всего социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимость высокого напряжения сил и потребность в длительном отдыхе. В настоящее время, формы труда, требующие значительной мышечной активности, встречаются редко и имеют место лишь при отсутствии средств механизации. Эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами в пределах от 17 до 25 мДж в сутки и выше. В тоже время, однообразие простых и большей частью локальных действий, малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакции и быстро наступает утомление.
В свою очередь умственный труд требует напряжения внимания, памяти, активации процессов мышления. Поэтому для данного вида трудовой деятельности характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является и одним из условий формирования сердечно -сосудистой патологии у лиц умственного труда. Кроме того, длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психологическую деятельность, т.е. ухудшаются функции внимания, памяти и восприятия. Различают следующие формы умственного труда – операторский, управленческий, творческий, труд медработников, преподавателей, учащихся и студентов. Здесь большой ответственностью и высоким нервно - эмоциональным напряжением отличается труд оператора. Так, например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервной напряженностью. Труд управленца характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятое решение, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд медработников и преподавателей отличается постоянным контактом с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением функций памяти, внимания, восприятия, а также наличием стрессовых ситуаций. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения и внимания – это творческий труд. Поэтому труд данной категории вызывает тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.
С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии. Так суточные затраты энергии у лиц умственного труда составляют 10,5 – 11,7 мДж, у работников сферы обслуживания 11,3 – 12,5 мДж, у работников выполняющих работы средней тяжести 12,5 – 15,5 мДж, у работников выполняющих тяжелую физическую работу 16,3 – 18 мДж.
Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При работе сидя, затраты энергии на 5 – 10% превышают уровень основного обмена, при работе стоя на 10 – 25%, при вынужденной неудобной позе на 40 – 50%. При интенсивной интеллектуальной работе, потребность мозга в энергии составляет 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2% от массы тела. Повышение суммарных энергозатрат, при умственной работе определяется степенью нервно – эмоционального напряжения. Так при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при чтении лекции на 94%, у оператора ЭВМ на 60 – 100%. Повышение обмена веществ и расхода энергии при работе приводит и к повышению теплообразования. Так при тяжелой физической работе температура тела может повышаться на 1 – 1,5 0 С.
2.Тяжесть и напряженность труда характеризуется степенью функционального напряжения организма и может быть энергетическим, зависящим от мощности выполняемой работы при физическом труде или эмоциональным при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.
В свою очередь по тяжести труда принята следующая классификация:
1. Работа, требующая нахождения работающего в статической позе от 10 до 25% рабочего времени характеризуется как работа средней тяжести с энергозатратами 1752 – 293Дж/сек, 50% и более – тяжелая работа с энергозатратами свыше 293Дж/сек.
2. При динамической работе, например при поднятии тяжестей до 5кг – легкая, 5 – 15кг – средней тяжести, более 15кг – тяжелая работа.
Установлено, что напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм, требующий преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. При оценке степени напряженности необходимо учитывать и эргономические показатели, такие как сменность труда, поза, число движений, напряжения зрения и некоторые другие. Если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 15 в час, то работа характеризуется как легкая, от 15 до 35 в час – средней тяжести, более 35 – тяжелая работа.
В декабре 1978 года Минздравом была утверждена классификация труда по тяжести и напряженности, которая позволяет сравнивать различные виды трудовой деятельности и определять очередность проведения оздоровительных мероприятий. В дальнейшем было разработано типовое положение, различающее условия труда по степени вредности, опасности и напряженности. Согласно этого положения, условия труда делятся на три класса:
1. Оптимальные – обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.
2. Допустимые – не должны нарушать здоровье человека, но возможно некоторое напряжение отдельных органов.
3. Вредные и опасные – характеризуются некоторым превышением допустимых норм и в зависимости от степени превышения делятся на 3 подкласса.
Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит и от таких компонентов как предметов и орудий труда, организации рабочего места, гигиенических факторов рабочей среды и работоспособности организма. Различают три основные фазы состояния человека в процессе труда:
1. Фаза врабатывания – в зависимости от характера и индивидуальных особенностей человека длится от нескольких минут до 1,5 часов, а при умственном труде до 2 – 2,5 часов.
2. Фаза высокой устойчивости работоспособности – в зависимости от тяжести и напряженности труда может длиться до 2 – 2,5 часов
3. Фаза снижения работоспособности – характеризуется уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождается чувством усталости.
Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения, что придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности и является важным средством предупреждения утомления. Сохранению высокой и устой работоспособности способствует и правильное чередование работы и отдыха. Существуют две формы такого чередования – это обеденный перерыв в середине рабочего дня и кратковременные регламентированные перерывы. Если первый устанавливается с учетом удаленности рабочих мест от пунктов приема пищи, то продолжительность и количество последних определяется на основании наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. Так при работах требующих значительных усилий и участия крупных мышц рекомендуются редкие, но продолжительные по 10 – 12 минут перерывы. При особо тяжелых, следует сочетать работу в течение 12 – 20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах требующих большого нервного напряжения и внимания целесообразны более частые, но короткие, по 5 – 10 мин перерывы.
| | | | | | |