Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...
Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
- Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
- Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
- С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Способ 10. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
- жирную рыбу,
- бананы,
- грецкие орехи,
- морковь,
- шпинат,
- брокколи
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано
Тот факт, что у ребенка плохая память, как правило, обнаруживается с началом школьного обучения. Но проблемы с запоминанием не всегда свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы с запоминанием. Не следует также делать преждевременные выводы о том, что ребенок лениться и прилагает недостаточно усилий к учебе. Понимание сути проблемы поможет найти ответ на вопрос о том, как улучшить память ребенку.
Причины плохой памяти у детей
- Группа причин, связанная с образом жизни и нагрузкой. Понаблюдайте за ребенком, отметьте, какие занятия, помимо учебы занимают значительную часть его времени: игры, прогулки, просмотр телевизора, дополнительные кружки и секции. Есть ли у ребенка четкий режим дня? Чередует ли он физическую и умственную активность? Достаточно ли он отдыхает? Дело в том, что современные дети устают подчас не меньше взрослых. От обилия поступающей извне информации и ежедневных перегрузках они не могут полноценно отдыхать и восстанавливать силы во время ночного сна. От этого они становятся вялыми, рассеянными, снижается концентрация внимания и, как следствие, ухудшается память.
- Нехватка микроэлементов и витаминов. Проследите за тем, что ест ваш ребенок, полноценно ли его питание. Постарайтесь обеспечить малышу вместе с едой поступление в организм всех необходимых полезных веществ. Не менее важно и количество потребляемой жидкости, ведь ее недостаток отрицательно сказывается на функционировании мозга.
- Недостаточная тренировка памяти у детей. Иногда суть проблемы в том, что тренировке памяти ребенка уделялось недостаточно внимания. Эта проблема устранима упорными регулярными занятиями. Также нужно отметить, что память непосредственно связана с речью, поэтому ребенок, с недостаточно развитой речью неизбежно будет иметь проблемы с памятью.
Таким образом, справиться с первыми двумя группами причин можно посредством пересмотра образа жизни ребенка, установления четкого режима сна и бодрствования, нагрузки и отдыха. Если же причина носит педагогический характер, с ребенком нужно заниматься.
Как развить память у ребенка?
Знание особенностей развития памяти у детей поможет в поиске методов ее улучшения. В первую очередь, нужно выяснить, какой тип памяти наиболее выражен у ребенка.
Различают следующие типы памяти:
Ничто так хорошо не отражается на развитии ребенка, как общение. Ежедневно общайтесь с ребенком как можно больше, учите маленькие стихотворения и интересные скороговорки, используйте специальные игры на память для детей и результат не замедлит сказаться. Также уделяйте внимание развитию ассоциативного мышления – подробно описывайте предмет: его цвет, размер, форму, запах, это благоприятно отразится на развитии образной памяти.
Психологические причины плохой памяти у ребенка.
Клинический случай
Что делать, если у ребенка плохая память? – с таким вопросом ко мне обратилась мама 13-летней девочки.
При рождении в нас уже заложены свойства характера, но это еще не умения, и, конечно, мы не обладаем всем тем багажом, что накоплен благодаря открытиям и опыту предыдущих поколений. А потому нам приходится много учиться, чтобы ориентироваться в этом мире, иметь ту базу знаний, на основе которой можно делать следующие открытия, делать нашу жизнь еще более комфортной.
Если же у ребенка плохая память, то процесс обучения может серьезно осложняться.
Именно память является тем самым инструментом, который позволяет нам запоминать большие объемы различной информации и использовать ее в дальнейшей жизни. Вот почему как учителя, так и родители проявляют беспокойство, когда замечают, что у ребенка плохая память. И если плохая память у ребенка в 6 лет еще не так заметна, поскольку требования к памяти в дошкольном возрасте не так велики, объем информации, нуждающейся в запоминании, небольшой, то плохая память у ребенка в 7 лет уже бросается в глаза. Это обусловлено тем, что с началом обучения в школе растет объем и диапазон информации, которую необходимо запоминать ребенку, а значит – растут требования к свойствам памяти.
Вернемся к вопросу, который привел к врачу маму 13-летней дочери:
Почему у ребенка плохая память?
Их беспокойство было обусловлено тем, что сами они были не в состоянии найти объяснение этому факту, потому что эпизоды плохого запоминания информации чередовались с эпизодами хорошей памяти в течение дня, даже в течение одного урока, без каких-либо видимых закономерностей. Нельзя сказать, что какой-то предмет запоминался лучше, чем другой. При опросе жалоб на головные боли, головокружения, обмороки не было выявлено.
С учетом жалобы к моменту обращения уже было проведено обследование по рекомендации невролога, не выявившее патологии, которую можно было бы отнести к органической или функциональной. Тем не менее не было и ответа на вопрос, почему у ребенка плохая память? А значит, оставалось непонятно, как этому противодействовать?
Чтобы выявить причины плохой памяти у ребенка, используем знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая помогает понять устройство психики человека. Системно-векторная психология различает людей по психическим свойствам с учетом их врожденных желаний, выделяя таким образом 8 вариантов (векторов) психического строения. Знание основ системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяет прояснить картину происходящего и определить, влияние на свойства какого из векторов лежит в основе эпизодов плохой памяти у ребенка.
Чем может быть обусловлена плохая память у медлительного ребенка?
С точки зрения системно-векторной психологии, наилучшей памятью могут похвастаться обладатели анального вектора. С детства их отличает от других неторопливость, усидчивость, старательность. Они очень внимательны к деталям, потому лучше других способны к анализу и систематизации поступающей информации. Именно поэтому любое задание, порученное дело, они выполняют медленно, скрупулезно, но качественно и до конца. Этому способствует стремление быть хорошими, лучшими, характерное для детей, наделенных анальным вектором. В школе эти дети обычно предпочитают историю и уроки труда.
У такого ребенка плохая память и внимание могут проявляться в ситуациях, когда его торопят и подгоняют. Кроме того, дети, обладающие анальным вектором, нуждаются в справедливой оценке своих успехов. И если ребенок чувствует, что он выполнил порученное ему задание достойно, а одобрения/похвалы взрослых вслед за этим не последовало, это также может быть причиной снижения памяти у ребенка с анальным вектором в составе психического. Более подробно о таких детях можно .
Причины плохой памяти у ребенка-непоседы
Наша маленькая пациентка по своим свойствам не соответствует анальному вектору. Она не отличается усидчивостью, любит спорт и особенно танцевать. Несколько лет занималась в танцевальном кружке. В танцах ей нравится следовать ритму мелодии и участие в конкурсах, где она занимала первые места. Она отличается хрупкой фигурой и гибкостью.
Она поделилась, что ей гораздо легче, когда день расписан по часам и нет больших периодов свободного времени. До конца прошлого учебного года именно так и было. Но поскольку учебные нагрузки возросли, родители приняли решение с начала учебного года отказаться от кружка танцев, чтобы освободить больше времени для выполнения уроков. При этом, несмотря на большее количество свободного времени, чем раньше, результативность подготовки к урокам хуже, чем в прошлом году. В семье это связывают с возросшими нагрузками по предметам и ухудшением памяти у ребенка.
С учетом описанных предпочтений и свойств мы можем сделать вывод, что наша пациентка является обладательницей кожного вектора. Об этом свидетельствуют все вышеописанные свойства: подвижность и гибкость тела, чувство ритма и даже хрупкость конституции. Характерно, что обладатели кожного вектора гораздо лучше реализуют свои свойства в условиях ограничений. Так, например, у них работа спорится гораздо лучше, когда известно, что время на ее выполнение ограничено (в отличие от людей, наделенных анальным вектором, чью производительность такие условия снижают).
Если говорить о памяти, то у обладателей кожного вектора более развита кратковременная память, она отличается большей поверхностностью. Про таких людей часто говорят: «в одно ухо влетело – в другое вылетело». Обусловлено это тем, что их мышление носит логический характер, нацелено на вычленение причинно-следственных связей, а потому в любой информации они стараются уловить самую суть, не вдаваясь глубоко в детали.
В нашем клиническом случае исключение из распорядка дня девочки танцев отрицательно сказалось на свойствах кожного вектора, и в том числе памяти, по двум причинам.
- Во-первых, танцы, наряду со спортом, являются одним из факторов, обеспечивающих комфорт психическим свойствам кожного вектора (движение, ритм и победы). Не имея комфорта, ребенок начинает мельтешить, что мешает сосредоточению и ведет к ухудшению памяти.
- Во-вторых, наличие занятий танцами требовало составления четкого распорядка дня, где для каждого занятия было выделено ограниченное время, что предпочтительней для развития и реализации психических свойств (в том числе и памяти) обладателя кожного вектора .
Почему у ребенка со звуковым вектором может быть очень плохая память?
В части жалоб, касающейся трудностей выполнения домашних заданий, была еще одна деталь, которая помогла найти основную причину плохой памяти у этого ребенка. При расспросе оказалось, что, несмотря на то, что дома все уроки приходится выполнять в одних и тех же условиях, есть предметы, задания по которым не вызывают затруднений: физика, математика и информатика. В то время как домашние задания по литературе может выполнять часами, постоянно отвлекаясь на происходящее вокруг.
Такой выбор предпочтительных предметов не случаен – есть дисциплины, способные концентрировать внимание обладателей звукового вектора. Отражением его свойств у нашей пациентки также являются тихий, малоэмоциональный голос во время разговора; лицо, отличающееся скупой мимикой; потребность в уединении.
Обладатели звукового вектора очень чувствительны к громким звукам, которые способны оказать на их психику в прямом смысле травмирующее действие. При условии шума, криков они склонны отгораживаться от окружающего мира, уходя в себя, и не в состоянии вести диалог: могут не услышать обращенные к ним слова, не говоря уже о том, чтобы их запомнить.
Я попросила привести примеры ситуаций, когда память у ребенка вдруг становилась плохой, и услышала два возможных варианта:
- На уроке девочка отвечала материал, который накануне учила. Сначала отвечала хорошо, но в середине ответа вдруг все забыла и не смогла вспомнить больше ничего, чтобы продолжить ответ.
- Еще эпизод: учительница диктовала домашнее задание. До какого-то момента ребенок помнит, а вторую половину задания вдруг не помнит.
Ответ на вопрос «Что же происходило в эти моменты в классе?» помог расставить все по своим местам. Оказывается, в это время абсолютно во всех случаях, которые удалось вспомнить, в классе начинался шум: некоторые одноклассники уставали от длительного сидения и/или сосредоточения и начинали разговаривать, кричать или даже петь. И вот тут-то чуткий к звуковым раздражителям мозг обладателя звукового вектора отказывался как воспроизводить выученную информацию, так и запоминать входящую. Именно громкие звуки в описанном клиническом случае и оказались основной причиной «плохой памяти» у ребенка.
К подобному анализу не только причин плохой памяти у ребенка, но и других нарушений, способны сами родители после прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Самостоятельно определить вектора своего ребенка, чтобы создать условия, способствующие максимальному развитию его врожденных свойств , и устранить причины, способные отрицательно на нем (развитии) сказаться.
В описанном клиническом случае были даны рекомендации для улучшения памяти с учетом определенных у ребенка звукового и кожного векторов:
- дома во время выполнения уроков ребенком исключить ситуации, дискомфортные для звукового вектора: не греметь посудой, не стучать дверями, не разговаривать слишком громко между собой, не отвлекать ребенка разговорами на другие темы;
- создать расписание, в котором выполнению домашнего задания по каждому предмету отводилось бы строго определенное время;
- по возможности вернуться к занятиям танцами.
Объяснение реальных причин, почему в определенных ситуациях ее память так себя ведет, успокоило не только родителей, но и самого ребенка. Каждый раз, когда она пропускала что-то мимо ушей в дальнейшем, она видела подтверждение, что произошло это именно по причине шума вокруг. В результате наша маленькая пациентка перестала считать эти эпизоды плохой памяти чем-то постыдным и не стеснялась переспрашивать задание у учителей в таких случаях. Именно разъяснение причин, способствующих снижению памяти у этого ребенка, способно в дальнейшем уберечь его от возможного формирования заниженной самооценки на базе этого т. н. «дефекта».
P. S. Прошло уже несколько месяцев, на протяжении которых выполняются данные рекомендации, за исключением возвращения к занятиям танцами. Ни родители, ни учителя, ни сама маленькая пациентка не могут пожаловаться на ее память.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:
Если ваш ребенок часто забывает о просьбах взрослых, а разучивание небольшого четверостишия для него является непосильным занятием, не стоит считать, что он непослушный и невнимательный, возможно, у него просто плохая память. Исправить этот недостаток реально. И рекомендуется это делать, пока ребенок еще не ходит в школу, иначе в дальнейшем эта проблема будет усугубляться, из-за чего будет страдать успеваемость школьника. Как итог – двойки в дневнике, отсутствие знаний, полная апатия к учебе. Итак, у ребенка плохая память: что делать в этом случае и какие меры предпринимать?
Как распознать проблему?
Если взрослый занимается с ребенком с самого его рождения, о плохой памяти вряд ли придется беспокоиться. Однако даже в этом случае нет гарантий, что малыш будет обладать идеальным запоминанием. Как же тогда понять, что вашему чаду нужно помочь? Постарайтесь выяснить следующие моменты:
- Отвечает ли ребенок на прямые вопросы взрослых?
- Выполняет ли он простые задания или отказывается от них, не пытаясь даже запоминать элементарные вещи?
- Умеет ли малыш удерживать внимание на конкретной деятельности, или он вам кажется рассеянным, невнимательным?
- Насколько легко ему следовать точным инструкциям, которые предоставляет взрослый?
- Проблема ли для него – делать задания, где нужно собирать и обрабатывать информацию?
Хоть один положительный ответ на указанные вопросы является поводом для начала серьезных занятий по развитию памяти ребенка. Однако прежде нужно понять причину проблемы.
Плохая память у ребенка: главные причины
Плохой памятью ребенок может страдать по целому ряду причин.И чаще всего проблема не так страшна: исправить ее можно, если взрослый знает, что и как делать для этого. Если в итоге коррекции память малыша улучшается, как следствие, он с легкостью сможет концентрировать свое внимание на деятельности, что в дальнейшем положительно повлияет на успешность в школе. Итак, причинами плохой памяти могут быть:
Причина | Характеристика причины |
Неврозы | Если проблема с памятью заметна у ребенка в возрасте от 1 года, нужно посетить невролога, дабы исключить либо подтвердить проблемы с нервной системой и головным мозгом малыша. Неврозы часто наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста. Как правило, опасности никакой не представляют, но все же некоторые неудобства ребенок испытывать будет. Поэтому невропатологи таким деткам назначают 2 вида терапии: специальный комплекс упражнений и медикаментозное лечение. Первый вид терапии больше подходит для маленьких детей. Если же ваш ребенок – школьник или подросток, ему пропишут медикаментозное лечение. |
Наследственность | Эта причина достаточно распространена. Исправить ситуацию можно, однако не всегда это получается. Если у ребенка плохая память и внимание из-за наследственности, единственное правильное решение – развивать эти процессы. Взрослый должен больше заниматься с чадом, тренировать память посредством логических игр, упражнений, заданий. Как вариант – отправить ребенка в раннюю школу развития, где с малышами занимаются в игровой форме, уделяя много внимания тренировке памяти и внимания. |
Недосыпание | От недосыпания больше страдают школьники и подростки. Если ребенок ночью спит меньше 8 часов (при том, что норма детского сна – 10 часов), запоминать новую информацию ему будет крайне сложно, так как его мозг не отдохнул полноценно, а значит, работать в полную силу он не сможет. Исправить проблему можно, причем достаточно легко. Просто давайте ребенку выспаться: укладывайте его в постель раньше, чем обычно, выкупав перед этим в успокаивающих травах. У выспавшегося ребенка память и внимание значительно улучшаются. |
Гиперактивность | Проблема проявляется излишней активностью ребенка, его неусидчивостью, невнимательностью. Естественно, в таких условиях память и внимание развиваться нормально не могут. Устранить проблему поможет невролог. Для этого предлагаются методы по тренировке памяти, целенаправленной двигательной активности (посещение спортивных секций), медикаментозной терапии (прием витаминных комплексов, не более). Очень важный момент: родители должны уделять гиперактивному ребенку максимум внимания и свободного времени. |
Отсутствие тренировок памяти | Если головной мозг регулярно не подпитывать новой информацией, он теряет свойства к развитию. Исправить ситуацию можно, выполняя различные задания и задачи на развитие внимания, логики, мышления. |
Неполноценное питание | Родители должны так составить рацион питания ребенка, чтобы в организм малыша ежедневно поступало нужное количество витаминов и минералов. Дополнить питание можно приемом витаминных комплексов. Если все сделано правильно, головной мозг ребенка будет получать достаточно энергии, чтоб запомнить и обработать новую информацию. |
Отсутствие интереса | Мозг человека устроен таким образом, что та информация, которая важна для конкретной личности, запоминается легко и надолго, а та, что неинтересна, запоминается на короткий период времени. Поэтому, если ваш ребенок не запоминает какую-либо информацию, возможно, она просто ему не интересна. Единственно возможная терапия в таком случае– заинтересованность. Вовлеките кроху в процесс, и проблема исчезнет. |
Неправильный режим дня | Эта причина приводит к тому, что малыш становится раздражительным, рассеянным, невнимательным. Как следствие – возникают проблемы с памятью. |
Много информации | Большой поток информации может спровоцировать плохое ее запоминание. Поэтому рекомендуется снизить нагрузку для малыша. |
Переутомление | Если ребенок-школьник страдает плохой памятью, причем раньше такого за ним не наблюдалось, возможно, он переутомляется на занятиях, из-за чего мозг работает не на всю силу. Позволяйте ребенку после уроков отдохнуть и расслабиться так, как он захочет. Отдохнувший малыш всегда будет внимателен на уроках и легко запоминать новую информацию. |
Загруженность не по возрасту | Головной мозг человека устроен таким образом, что в определенный возрастной период он способен воспринимать и запоминать определенную информацию. Если эта информация не соответствует возрасту ребенка, то она либо не запомнится, либо запомнится, но на короткий временной промежуток. |
Ранний возраст | Говорить о плохой памяти у детей до 3-4 лет рано. Как правило, к этому возрасту и память, и внимание еще недостаточно развиты. Однако тренировать эти процессы нужно. Регулярные тренировки обеспечат вашему малышу в дальнейшем умение запоминать информацию быстро и без особых усилий. |
Как тренировать память ребенка?
Чем раньше вы начнете тренировать память своего ребенка, тем лучше. С самого рождения малышу нужно читать стишки и сказки, рассказывать потешки, петь песенки. Для младшего дошкольника полезными будут сказки с множественным повтором слов и фраз: они невольно запоминаются ребенком. Когда кроха пытается воспроизводить услышанное, не скупитесь на похвалу – это окажется лучшим стимулом для разучивания новых стихотворений.
Не менее важно общаться с ребенком на разные темы, обсуждать увиденное и услышанное. Говорите с крохой, внимательно слушайте его рассказ. Описывая новый предмет, делать это нужно эмоционально, ярко, обращайте внимание на мельчайшие детали. Спустя несколько дней закрепите результат беседы.
Ежедневно играйте с ребенком в развивающие игры: предлагайте запомнить предметы, после чего расположить их в правильном порядке, найти лишний или недостающий предмет и т.д. В детских магазинах можно приобрести настольные развивающие игры для детей любого возраста. Таким образом развитие памяти будет разнообразным и разносторонним.
Тренировка памяти – длительный и трудоемкий процесс. Поэтому ждать скорых результатов не стоит: только усердная ежедневная работа позволит получить то, к чему вы так стремитесь. Но если спустя время постоянных тренировок улучшений не заметно, стоит обратиться к неврологу за консультацией. Возможно, вам потребуется медикаментозное лечение или специальный комплекс упражнений. Помните, своевременное решение проблемы поможет исключить развитие неприятных моментов в старшем возрасте.
Часто родители подростков начинают отмечать, что их сын или дочь-подросток хуже стали запоминать какие-то события, плохо усваивают материал и прежде отличники в школе «скатываются» на тройки… Это явление называют гипомнезией – снижением памяти или дисмнезией – расстройствами памяти. Память – это особенное свойство человека, которое представлено комплексом особых процессов в коре головного мозга, благодаря которым запоминается, хранится и воспроизводится ранее изученная информация. Неполадки могут возникать на уровне запоминания, хранения или всех процессов одновременно.
Нарушения памяти у подростков имеют множество причин, и не всегда родители могут связать между собой происходящие с их ребенком события и последующие нарушения в нервной системе. Подросток уже и не совсем ребенок, требования, предъявляемые к нему, уже расширены – и в учебе, и дома, и в среде сверстников. Однако, сравнивать его с взрослым человеком тоже неправильно – это еще незрелый организм, не полностью сформированы нервные связи и неустойчива работа нервной и эндокринной системы.
Ослабление памяти у подростка, возникшее резко и сильно выраженное требует обязательной консультации у невролога. Дело в том, что расстройства памяти могут быть симптомами психических заболеваний, что к счастью встречается достаточно редко. Очень частыми причинами нарушений памяти являются травмы головы – ушибы, сотрясения головного мозга, которые требуют обязательной консультации врача и лечения.
У подростков, особенно в последнее время, чаще стали встречаться нарушения памяти, которые связаны с употреблением различных токсических веществ – алкоголя, никотина или различных психотропных веществ. Влияние компании велико. И даже дети из очень порядочных семей не застрахованы от подобного. Родителям всегда надо быть в курсе того, с кем общается и чем занимается подросток в свободное время.
Большинство проблем с памятью у подростков возникают из-за несоответствия нагрузок, возлагаемых на подростка, с его реальными возможностями. Кроме того, нарушения памяти могут быть вызваны недостаточностью кровообращения, дефицитом определенных веществ в питании в периоды активного роста и гормональной перестройки организма и гипоксией (недостатком кислорода).
Нервные клетки испытывают колоссальные нагрузки, особенно в периоды активных занятий подростка. когда он готовится к экзаменам, олимпиадам или к нему предъявляются повышенные требования (спецшколы, дополнительные занятия). Если при этом нет достаточного обеспечения их энергией в виде глюкозы из питания и регулярного поступления витаминов и минералов, может нарушаться работа некоторых отделов. Прежде всего, страдают функции коры головного мозга, так как именно она потребляет наибольшее количество питательных веществ для нормальной работы. А именно кора и отвечает за память.
Плюс ко всему, значительную роль играет малое пребывание на воздухе, и хронический недосып, из-за этого страдает обеспечение организма кислородом и развивается гипоксия, которая сказывается вообще на работе головного мозга. Подросток становится сонливым, вялым, у него отмечаются головные боли, наблюдаются сердцебиения и колебания давления. Влияет уменьшение количества активного отдыха, перевозбуждение коры ненужной, лишней информацией из телевизора, интернет. На процесс запоминания существенно влияет обстановка – если подросток учит уроки за компьютером или при работающем телевизоре, его память будет существенно страдать. Мозг одновременно анализирует и запоминает, создавая ассоциативные связи, и необходимую, и параллельно воспринимаемую лишнюю звуковую и зрительную информацию.
Чем же помочь своему ребенку?
Первое, это не надо нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий – при чрезмерности этих нагрузок, вся информация не сможет эффективно усвоиться и вместо пользы только навредит. Подросток будет расстроен тем, что не может воспринимать и запоминать все, что ему дается, и это будет приводить к неврозам, которые сами по себе снижают память.
Оградите по возможности его от просмотра телевизора, сидения за компьютером и агрессивных компьютерных игр, перевозбуждающих нервную систему. Обеспечьте его активным отдыхом, запищите на спортивную секцию – смена сфер деятельности, чередование умственной и физической нагрузок, благотворно влияет на работу нервной системы. старайтесь следить за его питанием – не допускайте как переедания, так и голодания – особенно этим грешат девушки, заботясь о фигуре. питание должно быть богато витаминами и минералами, в нем должны быть мясо и овощи-фрукты. в периоды интенсивных нагрузок полезны будут метаболические комплексы (элькар, лемонтар, глицин) и витаминно-минеральные препараты, подходящие по возрасту.