Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности, поэтому очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа.
Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок.
Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и так далее. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи.
От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает детей к размышлению.
Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. В процессе беседы, дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.
Примеры этических бесед:
1) Этическая беседа на тему «Дружба»
Тема: «Правила дружной игры» (5 -6лет).
Цель: в беседе объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор, послушать рассказ «Домино»: Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», - сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался; «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в
середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», - возмущенно сказал Коля, Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», - и ушла.
Ребята играли дружно?
Как вела себя Аня?
Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)
Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)
У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?
Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали.
Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?
А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?
В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:
знать правила игры и следовать им;
не злиться на проигрыш;
не дразнить проигравшего;
спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.
2) Этическая беседа на тему «Бережливость»
Тема: «Каждой вещи - свое место» (5 -6лет).
Цель: напомнить детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах.
Чтение стихотворения 3. Александровой «Что взяла, клади на место!»
Это Оленьке известно:
Что взяла - клади на место!
Только девочка мала -
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Клала ли Оленька на место свои вещи?
Что смешного в поведении Оли? Почему она так делала? (Девочка еще маленькая.)
Куда надо положить вещи, которые взяла Оленька?
А кто из вас поступает так же, как Оленька?
Часто ли мама говорит вам: «Положи на место. Убери, где взял»?
Далее показывать детям заранее подготовленные кукольные комнаты: в одной из них кукольные вещи лежат на своих местах, а в другой - разбросаны в беспорядке, предложить детям одеть кукол. Затем интересоваться, какую куклу удалось одеть быстрее.
Вывод:
Дети активно принимают участие в беседах и играх. Многие прислушиваются, оценивают свое поведение, становятся добрее по отношению друг к другу.
Дети начинают осмысливать поступки сверстников и свои собственные с позиций общепринятых нравственных норм, а, совершив ошибку, стараются её исправить.
Если использовать этические беседы систематически, то уровень поведенческой культуры у детей повысится.
Алёна Семикова
Этические беседы с дошкольниками
Этические беседы
Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому , что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы . Дошкольники узнают , что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Цель этической беседы – формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы.Дети усваивают основное правило : надо помогать другим людям, если они в этом нуждаются. Тот, кто помогает, поступает хорошо. У детей формируется понятие о добром поступке. Самостоятельно дети не могут сделать такое обобщение, конечно, помогает взрослый. Это длительный процесс,требующий решения задач :
1. Научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий.
2. Дать представление о моральной стороне человеческих отношений (опираться на жизненные образцы, образы художественной литературы) .
3. Учить соблюдать правила поведения.
4. Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
5. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо) .
Этические беседы можно начинать проводить с четырёхлетнего возраста, так как в этот период у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на воспринимаемые предметы и явления. Дети в этом возрасте уже осваивают содержание многих сказок, стихов, рассказов. В этом возрасте дети могут отвечать на вопросы, выражать своё отношение к героям произведения. Также у детей проявляется свой собственный опыт отношений с окружающими. Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных педагогических условий, которые необходимо создавать для морального воспитания детей дошкольного возраста :
1. Чёткая постановка задач морального обучения и воспитания.
2. Гуманное отношение взрослых к детям.
3. Организация активной практической и интеллектуальной деятельности детей, формирующей гуманные взаимоотношения.
Материалом для таких бесед могут служить различные факты из жизни детей, также произведения художественной литературы. В ходе такой беседы дошкольники осваивают моральные нормы, знакомятся с этическими понятиями , расширяется словарь.
Первоначально, при ознакомлении с художественными произведениями, детей не удовлетворяет неопределённая ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Положительное эмоциональное отношение к товарищу, симпатия, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и так далее) .
В процессе беседы обсуждаемым фактам , событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Дошкольники охотно подражают тому, что одобряется. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.
Взрослый должен корректировать высказывания дошкольников , помогать адекватно выражать свою мысль и поддерживать различные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов.
Детям нравится, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению со взрослым, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если взрослый не будет поддерживать эмоциональное отношение детей к беседе , не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.
Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни взрослый должен опираться на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости) .
Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно, так как дети ещё достаточно плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети не могут совладать со своими желаниями («я хочу» , иногда проявляют упрямство и так далее. Принцип построения беседы может быть довольно разнообразным. Надо заинтересовать детей, ввести их в мир сказки. Например, можно так провести игровое мероприятие по этической беседе по сказке «Жадный кармашек» .
Воспитатель приглашает всех детей сесть на коврик и передавать друг другу волшебный клубочек. Когда дети передают клубочек, они при этом должны сказать доброе пожелание друг для друга.
Сегодня к нам пришла сказка, которая живёт в кармашке у каждого из вас. Воспитатель находит у себя в кармашке звёздочку. На звёздочке написана сказка «Жадный кармашек» . Вы внимательно послушайте сказку и подумайте, случайно эта сказка не про ваш кармашек? (дети встают и садятся на стульчики) Воспитатель эмоционально читает сказку.
Сказка «Жадный кармашек»
Беседа по содержанию сказки :
Почему сказка называется «жадный кармашек» ?
Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?
Почему всё не поместилось в кармашек?
Как надо было поступить?
Что такое жадность?
Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?
Кого можно назвать жадным?
Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)
Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета) .
Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки» . Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.
Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре) . Оценить поступки детей.Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы : дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку.Воспитатель подводит итог : Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.
Можно проводить этические беседы отдельно с девочками и мальчиками.
Например, такие этические беседы с мальчиками :
Тема : «Мальчики – будущие мужчины» .
Каким должен быть мальчик?
Чем мальчик отличается от девочки?
Что должен уметь мальчик (мужчина?
Что ты ценишь в себе как в мальчике?
Что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и
Ты когда – нибудь хотел быть девочкой?
Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?
Тема : «Мальчики – защитники слабых (девочек) ».
Почему нужно защищать слабых?
Что нужно делать, чтобы стать сильным?
Можно ли доказывать правоту «не кулаками» ?
Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?
Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?
Как бороться со страхом?
Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов,
стихотворений?
Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?
Например, такие темы этических бесед с девочками :
Тема : «Девочки – маленькие принцессы» .
Можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они
Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?
Как девочка должна вести себя, чтобы понравится мальчику?
Нравятся ли тебе капризные девочки?
Похожа ли ты на маленькую принцессу?
Назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою
ценность.
Какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?
Тема : «Девочки – маленькие хозяюшки» .
Что и как ты делаешь в семье?
Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу,
вышивать, наводить порядок?
Что значит заботиться о ком либо?
Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или
Какую помощь девочка может оказать мальчику?
О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли они тебе?
Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?
Как научиться быть «хозяюшкой» ?
Подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем обычную беседу . Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями. В этических беседах с дошкольниками должны присутствовать элементы занимательности. Надо помнить, что успех этической беседы зависит от того , насколько теплым будет характер беседы , раскроют ли в ней дети свою душу.
Комплексный подход к воспитанию
Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, составляющих его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:
Воздействуют на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение.
Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.
Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп - непременное условие комплексного подхода.
15.Методы формирования сознания: определение метода воспитания, краткая характеристика этической беседы, примера как методов воспитания.
Методы воспитания - это способы воздействия воспитателей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития качеств нового человека, строителя коммунистического общества.
Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой либо нравственной проблемы.
Предметом этическойбеседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
1. Беседа должна иметь проблемный характер.
2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию.
3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.
4. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
5. Необходимо помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.
16. Методы организации деятельности: определение метода воспитания, краткая характеристика упражнения, поручения, требования как методов воспитания.
первым этапом правильно организованного процесса воспитания являются убеждения. Однако не они, а конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта поведения рассматривается как сердцевина воспитательного процесса. На данном этапе применяются методы организации деятельности воспитанников.
Одним из таких методов является упражнение . Упражнение справедливо называют матерью искусства. Кто никогда не упражняет какой-нибудь способности, тот никогда не научится ею хорошо пользоваться. И, наоборот, чем чаще упражняют какую-нибудь силу, тем более она укрепляется. Это положение справедливо как для духовных, так и для умственных, телесных способностей.
Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий. Результатом упражнений должны стать определенные устойчивые качества личности, ее навыки и привычки. Эффективность применения данного метода воспитания зависит от наличия системы постепенно усложняющихся упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции и т.п. Планируя систему упражнений, воспитатель должен хорошо продумать, какие навыки и привычки будут ими вырабатываться.Соответствие упражнений запроектированному поведению является еще одним важным условием педагогической эффективности данного метода.
Так, например, известно, что первые христиане направляли все свои усилия на то, чтобы дети усвоили веру во спасение и склонились к спасительной жизни. Одним из методов воспитания у них являлись упражнения детей в делах благочестия и молитве.
Педагогическое требование также принадлежит к группе методов упражнений. Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
Требование может выступать перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит обязательно выполнить в процессе той или иной деятельности. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения.
Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.
17. Методы стимулирования поведения: определение метода воспитания, краткая характеристика поощрения, наказания, соревнования как методов воспитания.
Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:
1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.
3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.
Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.
Проведение этических бесед включает в себя:
· подготовительный этап;
· проведение беседы;
· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:
1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.
3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
4. Продумываются вопросы беседы.
5. Подготовка учащихся к беседе:
а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;
б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;
в) определяются групповые задания.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями
В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:
1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.
2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.
5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.
Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.
При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.
Для этого можно использовать такие приемы:
а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;
б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;
в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.
Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.
При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.[Подласый, 2001: 157]
Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.[Богданова, 2007:90]
В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Проведение этических бесед включает в себя:
· подготовительный этап;
· проведение беседы;
· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:
1. В зависимости от уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.
3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
4. Продумываются вопросы беседы.
5. Подготовка учащихся к беседе:
а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;
б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;
в) определяются групповые задания.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.
В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:
1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.
2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.
5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.
Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.
При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.
Для этого можно использовать такие приемы:
а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;
б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;
в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.
Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.
При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.[Богданова, 2007: 34]
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.
Оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Предметно-практическая деятельность: понятие, роль в развитии детей младшего школьного возраста Предметно-практическая деятельность - это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Чтобы предметно-практическая...
Наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздействий, и прежде всего воспитания и обучения. 1.4 Теоретические вопросы психолого-педагогической коррекции духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения Определившись в параграфе 1.1. со значением терминов «мораль», «нравственность» и «духовность», мы можем сделать вывод о том, ...
И обмена, в индивидуальные и коллективные формы экономически и педагогически целесообразной деятельности, что позволит усилить субъективное осознание необходимости экономического воспитания. Глава II. Практическая работа по воспитанию бережливости у детей младшего школьного возраста 2.1. Диагностика уровня сформированности бережливости у детей младшего школьного возраста Исходя из того, ...
Живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами. ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Подготовка и проведение исследования Цель практической части заключается в выявлении уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Также необходимо...