Обучение, будь то компьютерное обучение или обучение 1С - это организованный процесс, направленный на то, чтобы слушатель смог понять и усвоить учебный материал, а затем применить полученные знания при осуществлении своей дальнейшей практической деятельности. Таким образом, учебный процесс направлен на развитие у слушателя знаний, навыков и умений.
В настоящее время существует несколько форм организации обучения, каждая из которых имеет свои особенности и характеризуется конкретными преимуществами и недостатками. Любой человек может самостоятельно выбирать форму обучения лично для себя, руководствуясь собственным или чьим-то опытом, учитывая все положительные и отрицательные стороны определённой формы организации учебного процесса.
Чаще всего применяются две формы обучения: индивидуальные занятия , во время которых слушатель работает самостоятельно, и обучение в группах , направленные на групповое осмысление учебного материала. Для выбора той или иной формы обучения необходимо выделить преимущества и недостатки групповых и индивидуальных занятий.
Индивидуальная форма обучения - это старейшая форма учебного процесса, используемая ещё с античных времён. Суть ее состоит в том, что слушатель осваивает новый материал, выполняя конкретные задачи индивидуально с помощью преподавателя. На индивидуальных занятиях слушатель чувствует себя максимально комфортно, поскольку он может высказать любые свои соображения, записывая то, что считает нужным, и принимая активное участие в обсуждении ответа на определённый вопрос.
Преимуществами индивидуальных занятий для преподавателя является то, что:
- во-первых, такая форма обучения позволяет ему подбирать индивидуальные методы и темпы обучения слушателя;
- во-вторых, преподаватель не имеет никаких препятствий для наблюдения за каждым действием и реакцией своего слушателя при рассмотрении тех или иных вопросов;
- в-третьих, преподаватель может в процессе изложения материала вносить нужные поправки и коррективы в обучение слушателя;
- в-четвертых, преподаватель следит за дисциплиной не всего коллектива, а лишь одного человека, что минимизирует затраты времени на подачу учебного материала.
В свою очередь, индивидуальные занятия для слушателя также имеют свои преимущества:
- индивидуальный график учебного процесса позволяет самостоятельно выбирать оптимальное время занятий;
- даёт возможность следить за расходованием собственных сил;
- позволяет чувствовать себя комфортно;
- способствует высказыванию своего мнения, не заботясь о его верности;
- даёт возможность задавать преподавателю то количество вопросов, которое интересует слушателя в наибольшей степени.
Однако индивидуальная форма организации учебного процесса, в некоторой степени, не совершенна, поскольку имеет ряд недостатков:
- сотрудничество - это умение, навык, который можно получить лишь, обучаясь в группе или коллективе;
- индивидуальный процесс - неэкономный, поскольку он ограничивает влияние преподавателя из-за необходимости доведения до понимания слушателя учебного материала и проверки исполнения поставленных задач;
- при индивидуальном обучении возникает ограниченность сотрудничества с другими представителями учебной группы, что, в свою очередь, негативно влияет на формирование у слушателя навыков работы в коллективе.
Другой, не менее популярной, формой организации учебного процесса, является обучение в группах , т.е. групповое обучение. Суть этого вида обучения состоит в том, что преподаватель проводит обучение не с одним слушателем, а с целой группой. Уровень подготовки отдельного слушателя может быть разный, поэтому во время проведения групповых занятий преподавателю необходимо создавать определённые условия, позволяющие слушателям получать максимальное количество информации.
Групповая форма организации обучения также имеет свои преимущества. К наиболее существенным из них можно отнести:
- изложение преподавателем структурированного по темам материала;
- стремление слушателей к взаимодействию между собой в процессе обсуждения какого-либо вопроса;
- экономичность обучения, поскольку преподаватель одновременно работает с определённым количеством слушателей;
- обеспечение последовательности и систематичности в процессе приобретения знаний.
Групповая форма обучения имеет ряд недостатков:
- эта система рассчитана на слушателя, имеющего средние способности к обучению, при этом групповые занятия создают трудности для слабого слушателя и почти останавливают развитие способностей у сильных слушателей;
- групповая форма обучения сложна также и для преподавателя, ведь она создаёт трудности в организации индивидуальной работы со слушателями;
- групповое обучение - это обучение, которое имеет спланированный темп, оно лишает слушателя возможности работать в силу своих способностей;
- несмотря на то, что преподаватель прикладывает при этой форме обучения значительные усилия, результаты не всегда могут быть высокими.
Если обучение в группе не принесло ожидаемого результата, то необходимо провести коррекцию знаний слушателей, что, в свою очередь, требует дополнительного учебного времени и педагогических усилий.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы :
- лучшей формой организации обучения является групповая форма, поскольку каждый слушатель учится взаимодействовать, идти на компромисс, искать правильные ответы не сам, а с группой, а это является важной составляющей саморазвития и самореализации;
- вместе с тем, индивидуальное обучение также имеет свои преимущества, ведь каждый слушатель - это индивидуальность, имеющая свои отдельные черты характера, стремление к обучению и развитию.
Однако следует помнить, что должны быть взаимосвязаны желание слушателя научиться и желание преподавателя научить. Преподаватель должен донести до слушателей тот факт, что учиться - означает, что необходимо заниматься саморазвитием, самообучением, а не ждать, пока тебя научат, и в данном случае неважно, какую из форм организации учебного процесса для себя выбрал слушатель.
Специфические особенности и различия индивидуальной и групповой психологической работы – в чем они? Часто приходится сталкиваться с сомнениями, что же лучше выбрать – психолога или группу. Возможно, эта статья поможет вам определиться и осознанно выбрать то, что будет наиболее актуальным на данном этапе вашей жизни. Мы рассмотрим, как эти отличия проявляются в ключевых точках нашей работы, а также в динамике происходящих процессов.
Что же выбрать – психолога или группу?
Часто человек находится в затруднении – что предпочесть: индивидуальную работу с психологом или участие в психологической группе. Общепринятый взгляд на этот вопрос заключается в том, что индивидуальная работа предпочтительней при решении личностных проблем и внутренних конфликтов, а групповая более эффективна при работе с межличностными проблемами, проблемами общения, построения отношений, в решении конфликтов, связанных с взаимоотношениями.
Также принято считать, что индивидуальная работа предполагает большую основательность, тщательность, глубину погружения и проработки конфликтов пациента. Участие в группе подразумевает большую интенсивность, экспрессию, динамику, здесь больше разнообразия опыта для исследования, больше неопределенности, которую мы учимся выдерживать.
В целом, с этим можно согласиться. Но современный подход в психологии все-таки предполагает, что внутриличностные проблемы и проблемы межличностного взаимодействия имеют один источник и связаны настолько, что мы не можем четко разграничить это. Хотя, действительно, в индивидуальной работе мы акцентируем внимание на внутренних проблемах человека, но при этом предполагая все-таки, что проявляются эти проблемы именно в общении с другими людьми. И по сути, в основании любого запроса к психологу, как правило, лежат именно неудовлетворенные потребности в отношениях.
Также и в группе – когда у участника проявляются проблемы во взаимодействиях с другими, конечно же, речь идет, прежде всего, о внутриличностных неразрешенных конфликтах. Т.е. в этом аспекте мы можем говорить, скорее, не о кардинальных и принципиальных различиях, а о смене главных акцентов и фокуса рассмотрения проблем человека, или, как говорят в гештальт психологии, фигура меняется на фон и наоборот.
Но, несмотря на некоторую размытость обобщенных целей работы индивидуально и в группе, мы можем выделить важные, ощутимые различия между ними, которые могут значительно повлиять на результаты нашей работы.
Свободная ассоциация и групповая дискуссия – от монолога к дискурсу
В индивидуальной психологической работе используется свободная ассоциация – вы говорите о том, что для вас важно, актуально в текущий момент, а психолог следует за вами, давая вам возможность максимально выразиться, высказать самое наболевшее, и именно под тем углом, как это видится вам. Это ситуация монолога, изредка перемежающегося диалогом. Пациент, особенно на начальных этапах работы, говорит исключительно монологами. Это разговор и отношения двух людей.
В группе аналогом свободной ассоциации является групповая дискуссия, т.е. мы попадаем в довольно непростую для многих людей ситуацию дискурса. Можно представить ощущения, когда вы говорите исключительно для одного слушателя (психолога), и он внимательнейшим образом вас выслушивает, его внимание принадлежит только вам. И сравните теперь это с групповой встречей. Группа в этом отношении создает более сложную ситуацию, она задает движение от монолога не просто к диалогу, но даже к дискуссии, когда свое мнение и отношение высказывают несколько человек.
Вы сразу же сталкиваетесь с тем, что сказанное вами может не встретить реакции, а может быть подхвачено другими участниками, использовано и развернуто в совершенно непредвиденном, вроде бы неподразумеваемом и непредполагаемом Вами направлении. Но кто знает… Именно в этом и лежит фокус внимания работы группы – в таких «как бы недоразумениях».
Многозвучие групповой беседы создает ситуацию множественности и гораздо большей неопределенности, чем разговор с психологом один на один. Группа задает мощный вектор развития в сторону других людей, в сторону взаимодействия, коммуникации и отношений, развивая способность к диалогу и дискурсу, к большей устойчивости и гибкости в ситуации множественности, полифонии взглядов, мнений, разного рода взаимоотношений. Индивидуальная работа, конечно, в данном аспекте уступает групповой.
От интерпретации к групповой метафоре – от точности к богатству возможностей
(В контексте данной статьи понятие «интерпретация» используется в широком смысле, речь идет о высказываниях психолога).
При общих теоретических основах формы взаимодействия и подходы к исследованию проблем в индивидуальной и групповой работе значительно различаются. И там, и там мы имеем дело с интерпретациями, но с весьма характерными отличиями.
На индивидуальной сессии мы можем говорить об интерпретации, направленной на раскрытие и понимание личной драмы человека. Речь идет об уникальном жизненном опыте. На групповой сессии все совершенно иначе – мы имеем дело с историей нескольких человек, зачастую совершенно не похожих друг на друга, иногда конфликтующих, соперничающих. Поскольку мы имеем дело с коллективом людей, поэтому групповая интерпретация направлена на расширение индивидуального до группового (но все-таки одна перспектива не исключает другую). Можно сказать, что групповая интерпретация позволяет увидеть больше, но в меньшем разрешении.
В индивидуальной работе интерпретации могут оказаться более тонкими и точными, т.к. они адресуются единственному человеку, чей опыт жизни и внутренний мир помещены в центр рассмотрения. В группе в центре исследования – групповая ситуация, групповая история, которая раскрывается в множественности перспектив, ведь участников несколько. В условиях группы интерпретация проливает свет на те аспекты, которые существуют в группе, и мы можем говорить не столько об интерпретации, сколько о создании эффективной групповой метафоры.
При всех своих достоинствах все-таки нужно отметить, что личная интерпретация имеет шанс оказаться статичной для пациента, стать чем-то незыблемым, трудно сдвигаемым. Групповая интерпретация дает нам возможность обнаруживать множество перспектив видения, трактования, т.к. мы не столь сильно обусловлены конкретной историей человека.
Итак, в аспекте интерпретационных воздействий и у индивидуальных сеансов, и у групповых имеются свои специфичные преимущества. Кратко их можно обозначить так: индивидуальная сессия – стремление к точности и ясности толкования, последовательность, определенность, при этом гораздо меньше возможностей для вариативности, смены ракурсов, исследования разных контекстов проблем и отношений. Групповая метафора - меньше точности, но больше смыслов, игры, многообразия и подвижности, создающие для нас богатство возможностей, дающие гибкость нашему поведению и нашему сознанию.
Диадическое пространство и Групповое окружение – проблемы языков
Пространство отношений, в которых мы оказываемся и участниками которых становимся, на индивидуальной сессии или на групповой сильно различается.
Представим себе индивидуальную сессию – перед нами два участника событий. Психолог – единственный человек, к кому обращена речь пациента. Благодаря этому мы можем глубоко исследовать ассоциации пациента, достичь максимальной близости к его субъективному опыту. В контексте диадных отношений нам легче понять его жизненную ситуацию, обнаружить то, что происходит на сессии, найти общий язык и понимание происходящего.
Но на индивидуальной сессии присутствуют два камня преткновения, свойственные диадным отношениям: оппозиционность и слияние. И если в этом пространстве по тем или иным причинам не появляется символический третий, позволяющий как пациенту, так и психологу, т.е. этой паре вместе справляться с возникающими напряжениями, противоречиями, трудными отрезками пути – то обязательно один из камней преткновения даст о себе знать, что может разрушить процесс работы. Это разрушительное влияние может проявиться или в ощущении непреодолимого застоя в работе, либо в преждевременном ее прерывании.
А теперь мысленно окунемся в групповую среду. Это совершенно другой вид общения, символический третий здесь задан изначально, присутствуя в самой структуре группы – ведущий, каждый участник и группа в целом. Поэтому вхождение в группу дается нам сложнее, чем установление контакта с психологом в сеттинге один-на-один. И чем больше группа, тем сложнее этот опыт.
В чем особенность группового процесса? Этот вид общения требует от нас совершенно иного вида сотрудничества в сравнении с индивидуальной работой. Каждый из участников имеет свою историю, жизненный опыт, представления, свои собственные реакции на происходящее. В этом пространстве перспективы и ритмы постоянно меняются, здесь хорошо вам известное, можно сказать даже незыблемое, может представать в совершенно неожиданных контекстах.
И мы пытаемся, несмотря на все сложности, удерживаться на плаву канвы общения и улавливать связи во всем этом зачастую довольно пестром и противоречивом многообразии. Мы ощущаем, что попали в своего рода лабиринт разных языков, мыслей, чувств, переживаний, историй многих людей. Здесь найти общий язык гораздо сложнее, чем в индивидуальном сеттинге, поэтому, скорее, можно говорить о формировании нового языка данной группы с целью понимания друг друга. Вспомним миф о строительстве Вавилонской башни, когда люди что-то строили, не имея общего языка, - это похоже на первые шаги группы, когда она только начинает работу.
В своей основе каждый участник движим двумя потребностями – выразить свои переживания, освободиться от негативных и тяжелых чувств, разделить с другими эмоциональный опыт и сложности, чтобы стало легче. С другой стороны, каждый хочет, что называется, выглядеть хорошо - быть социально приятным, принятым, адекватным, разумным, компетентным, знающим. Эти две потребности, как правило, в каждом человеке находятся в довольно конфликтных отношениях, что очень мешает в жизни. Но групповой процесс устроен так, чтобы помочь разрешить это противоречие. И именно группа в максимальной степени может помочь разрешить эту дилемму.
Два камня преткновения – слияние и оппозиционность, о которых мы говорили, обсуждая отношения один-на-один, здесь проявляются и действуют иначе, поскольку символический третий изначально заложен в самой структуре группы, но бывает игнорируем участниками.
Эти камни преткновения любой психологической работы, порождая групповое напряжение и конфликты, обладают огромной потенциальной ценностью, т.к. могут обогащать опыт каждого участника группы. Слияние имеет шанс переродиться в чувство общности, когда участники способны разделять между собой травматический опыт, сложные чувства, и переживаемое отдельным участником становится опытом для всей группы в целом. Это обогащает нас чувствами сопереживания и поддержки.
А оппозиционность задает групповую динамику, дает возможность выйти из диадического слияния, дает нам возможность развития и роста, задает вектор от монолога в сторону диалога и дискуссии с окружающими. Там, где раньше диалог ощущался немыслимым, он становится вполне возможным.
Специфические проблемы, которые можно исследовать только в группах
Существуют и специфические проблемы, которые можно исследовать только в группах.
Разрешение дилеммы – нарциссизм и социальность – быть собой и быть с другими
Я уже упоминала о двух основополагающих потребностях человека – в самовыражении и в отношениях, и о том, что они могут конфликтовать друг с другом. Из желания сохранения отношений люди часто не решаются выражать свое мнение, чувства, переживания, скрывая свои реакции, что может лежать в основе чувства неудовлетворенности отношениями. Исследовать и разрешить это противоречие мы можем именно в групповом взаимодействии.
Способность принимать вариативность, разность, множественность перспектив, находиться в неопределенности
В группе человек обретает психологическое пространство большее, чем его собственное. И это связано с взаимодействием с другими участниками группы в атмосфере, где создается эмоциональное пространство для всех без исключения. Мы приходим в группу, встречаясь с мирами разных участников. Мы учимся раскрывать свой мир среди людей, учимся и оставлять свой мир, позволяя себе исследовать миры других. Что происходит при этих взаимодействиях? Участники могут раскрывать в себе такие же неизведанные миры, разные способы понимания, видения, поведения, коммуникации.
Способность к пониманию и поиску общего языка в групповых взаимодействиях
Проблема понимания друг друга в групповых взаимодействиях прорабатывается гораздо интенсивнее. Поскольку участников много, и мы изначально попадаем в более сложную историю – историю мифа о Вавилонской башне, мы вынуждены обратиться к корням этого непонимания, к самым его истокам, из-за которых и рушатся отношения. Это совместный поиск новых возможностей для понимания, поиск и формирование нового языка – языка данной группы, который позволит нам суметь понять друг друга. Мы начинаем больше доверять, меньше обесценивать, ценить отношения, не утрачивая чувства самоценности.
Развитие гибкости нашего сознания и нашего поведения
В индивидуальной работе психолог определенным образом настраивается на волну пациента и от того, насколько ему это удалось во многом зависит успех процесса (хотя это двустороннее движение, от самого пациента зависит очень много). В группе участники сами учатся ловить эти волны, помогая и самим себе и другим. В этом состоит целительный потенциал группы.
Достижение свободы в коммуникации
В групповой работе цель достижения свободы в коммуникации имеет двоякий характер – с одной стороны, в душе каждый хочет этого, с другой стороны, без этого мы не сможем получить максимальный эффект от групповой работы. Т.е. мы поставлены в ситуацию, когда желаемое нами становится условием нашего существования в группе. Ну, собственно, так и развиваются способности в нас. Во всяком случае, для этого появляется шанс. Шанс, которого нет в индивидуальной работе.
Восстановление эмоциональных связей с миром
И, наконец, именно в групповом взаимодействии мы получаем возможность обрести самого себя в контексте других людей. Постепенно у нас развивается способность быть самим собой среди других, доверяя себе, своим чувствам, не страшась собственных реакций и реакций других людей.
В группе мы получаем возможность переживать и выражать любые чувства, и рядом находятся люди, которые испытывают похожие переживания вместе с нами. Вместе с чувством доверия мы начинаем допускать контакт со сложными переживаниями, с собственной болью, страданием без ощущения разрушения и чувства преследования. Это то, чего нам не хватало в прежних отношениях. И группа помогает нам пережить, справиться, раскрыть смысл этой боли, который мы постоянно переносим в свою сегодняшнюю жизнь. И это уже не только ваша боль, но и всей группы. Группа работает таким образом.
Часто родители задаются вопросом: лучше заниматься индивидуально или в группе? Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте сравним эти две разновидности занятий:
Индивидуальные занятия | Групповые занятия |
Учебный материал подбирается под конкретного ребенка, исходя из его потребностей. Берется во внимание материал, который ребенок плохо усвоил. | В группе все дети занимаются по установленной программе. У тренера нет возможности уделить больше внимание теме, чем дано часов в программе. |
Позволяют поставить индивидуальный дебютный репертуар, в соответствии с характером ребенка и психологии его игры. | В группе все учат одинаковый дебютный репертуар, без учета особенностей ребенка. |
При индивидуальных занятиях есть возможность более глубоко проанализировать все сыгранные ребенком партий. Это очень важно, так как при анализе тренер выявляет ошибки допущенные в различных стадиях партии. Есть вероятность, что в следующем турнире ребенок будет меньше допускать подобные ошибки. Также тренер, на основании выявленных ошибок может корректировать план занятий с ребенком. | Не все партии представляется возможность проанализировать. Так как за турнир каждый ребенок играет 9 партий, а детей в группе не менее 15 человек. Проанализировать за 2 часа 135 партий невозможно и психологически они просто не выдержат. |
При индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя более комфортно, так как он не боится высказываться. Что позволяет тренеру увидеть степень овладения материалом, своевременно указать на ошибочность его суждений. | Многие дети бояться высказывать свое мнение из-за насмешек со стороны одногруппников и предпочитают отмолчаться. |
Идет активный диалог между тренером и ребенком. | При занятиях в группе тренер не имеет достаточно времени выслушать всех детей в группе, так как ему нужно вычитать программу. |
Индивидуальные занятия исключают игровую практику, позволяющую ребенку применить на практике полученные знания. | На каждом занятии выделяется время для тренировочных партий. |
Отсутствие общения с коллективом. | Имеют возможность общаться с единомышленниками. |
Для того, чтобы компенсировать недостатки одного или другого вида занятий необходимо их комбинировать. Тогда возникает вопрос: Сколько и каких занятий нужно?
Групповые занятия нормируются программой, а индивидуальные занятия регулируются исходя из:
1.Возрастных особенностей ребенка.
Для возрастной группы от 4 до 6 лет лучше индивидуальные занятия не более 30-40 минут по 2-3 раза в неделю. Это необходимо, из-за того, что данная категория детей не усидчивая и быстро забывает материал. Для успеха нужны регулярные занятия.
— Для возрастной группы от 7 до 9 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 1-2 раза в неделю не более 60 минут. Если не получается посещать групповые (учеба, болезнь), тогда лучше увеличить количество индивидуальных занятий, чтобы ребенок догнал материал.
— В возрастной группе от 10 до 12 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 2-3 раза в неделю от 1час 30 мин. и более.
— В возрастной группе от 13 до 17 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 2 раза в неделю от 3 часов и более.
2.Уровня игры. Чем выше уровень игры, тем больше материала необходимо усвоить. Иногда дети за 1 год обучения успевают выполнить три разряда, а перекомплектование групп идет в следующем учебном году. Чтобы не терять драгоценное время можно добавлять знания ребенку путем индивидуальных занятий.
3.Индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок индивидуален и каждому необходимо разное количество времени на освоение того или иного материала.
Варианты заданий для парной и групповой работы
1 этап.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ""школоведение"" (Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1990.). в это время закладываются навыки взаимопонимания, ""клише"" для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.
В 1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.
2 этап: парная работа.
Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:
1) Работа ""хором"": учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…
2) По операциям: 1-й ученик называет слово,
2-й ученик кладет карточку,
1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.
Сначала учитель сам говорит парам. Каким образом они должны работать. Позже пары выдирают тот вариант, который им удобнее.
Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма,
счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.
Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний учащихся. ""Открытие"" нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под руководством педагога осуществляет совместное ""открытие"". При этом учитель использует технологию деятельностного подхода.
3 этап: групповая работа.
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.
Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия . Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфликты. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.
Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.
В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).
Варианты ""негативных"" образцов:
1) задания с выходом на вопрос: ""Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?""
2) задания с выходом на вопрос: ""что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?""
3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.
4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.
Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения что эта разница очевидна даже самому эгоцентрическому сознанию.
Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:
1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.
2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать микродискуссии.
3) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.
4) Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.
5) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.
Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Образование групп.
Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5. Как объединять детей в группы?
На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.
Лото. Дети берут картинки лото и ищут ""свое место"" на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
При изучении нового материала лучше объединять в пары ""сильного"" и ""слабого"" учеников, ""среднего"" и ""сильного"".
При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый.
При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.
Ролевые функции членов группы
Возможны следующие ролевые функции:
Начальная школа:
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
4) планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;
5) исполнитель – осуществляет попытки решения;
6) критик -контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.
Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:
1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.
2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.
3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.
Задания для групп:
1) Все группы выполняют одинаковое задание;
2) Группы отличаются по типу работы, т.е.
1-ая группа – проектирует,
2-ая группа – проводит исследование;
3-я группа – решает проблему.
Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру
3) По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных природных зон и т.д..
4) По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.
5) По интересам.
Русский язык.
Парная работа | Групповая работа |
Запись слов со взаимопроверкой. Составление звуковых схем слов. Составление схем предложений. Работа с карточками в парах сменного состава Разбор слов по составу. | Составление слов по звуковой схеме. Составление предложений по схеме. Проверка орфограмм. Выбор способа проверки орфограмм. Деление текста на логические части. Составление плана. Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным текстом. |
Математика.
Приложение 3
Как организовать работу детей в парах сменного состава
Организовать работу в парах сменного состава поможет карточка-""посредница"", которая состоит из теоретической и практической частей. Например:
Карточка №1.
Лицевая сторона:
На обороте:
Карточка №2.
Лицевая сторона:
На обороте:
Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.
Один из вариантов алгоритма работы:
1. Получил карточку – поставь крестик в листе учета (см. таблицу ниже).
2. Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.
3. Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.
4. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.
5. Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.
6. В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил.
7. Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.
Лист учета.
№ п\п | Фамилия, имя | Существительное | Прилагательное | Глагол |
||||
Атеян Анна | ||||||||
Звир Лев | ||||||||