В течение последних лет продолжается реализация широкого комплекса мер, направленных на защиту и поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная политика в отношении детей была направлена на: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание новых механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей.
В русле этих направлений государственной политики определялись и внедрялись в жизнь особые стратегии, ориентированные на разные категории детей, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.
Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это:
Дополнительные гарантии права на образование (ст. 6);
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7);
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8);
Дополнительные гарантии права на труд (ст. 9);
Рассмотрим их поподробнее.
Гарантии права на образование
К основным дополнительным гарантиям в области образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся следующие:
1. Во-первых, для данной категории детей предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы. «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»
2. Во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования.
3. В-третьих, данные лица, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом под полным государственным обеспечением понимается:
Предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания;
Предоставление им бесплатного комплекта одежды и обуви;
Предоставление бесплатного общежития;
Предоставление бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
4. В-четвертых, обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
5. В-пятых, дети - сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, получают:
Стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении:
Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
Сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
При этом размер и порядок увеличения данных выплат устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится данное образовательное учреждение.
6. В-шестых, выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
7. В-седьмых, все выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.
Данные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;
По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения, одежды, обуви и т.д. или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
8. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Помимо данного перечня гарантий, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует еще ряд гарантий, установленных государством. Например, Закон РФ «Об образовании» устанавливает норму о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
При сдаче вступительных экзаменов в форме ЕГЭ успешной признается сдача каждого экзамена, если абитуриентом получены баллы, которые при использовании шкалы перевода баллов в отметки соответствуют отметкам «3», «4» или «5». Шкала перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ устанавливается на каждый год по каждому предмету отдельным распоряжением Министерства образования Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
(см. текст в предыдущей редакции)
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем , при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке , которые установлены жилищным законодательством;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Сироты требуют максимальной поддержки от государства в разных сферах жизни. Для предоставления им максимальной защиты прав и интересов правительство разработало дополнительные социальные гарантии.
Главные аспекты
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Основные меры для социальной поддержки детей-сирот указаны в государственном законодательном нормативном акте.
Эти меры касаются разных аспектов жизни и направлены на то, чтобы сделать жизнь ребенка более полноценной.
Кроме федеральных нормативных актов существуют и региональные, которые направлены на поддержания данной категории граждан.
Что это такое
Чтобы лучше разобраться в проблеме необходимо знать некоторые понятия:
Социальные гарантии | Комплекс мер, которые направлены на обеспечение и реализацию прав и свобод граждан |
Дети-сироты | Несовершеннолетние, оставшиеся без одного или двоих родителей. Этот статус можно получить и без официальных данных о смерти отца или матери, если такое решение примет судебный орган, в ситуациях когда родители были признаны пропавшими без вести или погибшими |
Дети, которые остались без родительского попечения | Несовершеннолетние, родителей которых ограничили или лишили родительский прав либо суд признал их недееспособными. Другими словами, у ребенка родители живы, но они отстранены от выполнения своих обязанностей в качестве родителя, в итоге ребенок формально считается сиротой и находится под государственной опекой. Иногда такие дети имеют статус социальной сироты |
Только судебный орган имеет право лишать родителей их законных прав. Спустя некоторый срок возможно восстановление родительских прав, но в таком случае ребенок теряет все полученные льготы и компенсации от государства.
Кто относится к данной категории
Детьми-сиротами являются следующие субъекты:
- ребенок, у которого родители или один из родителей скончались;
- совершеннолетние до 23 лет, которые потеряли родителей или одного из них, и при этом получают образование в техникуме, колледже или университете;
- ребенок, родители которого были лишены родительских прав;
- ребенок, у которого родители являются недееспособными или частично дееспособными, находятся в местах лишения свободы или в медицинских учреждениях.
Законодательная база
В Российской Федерации моменты, касающиеся сирот, регулируют:
- Семейный кодекс;
- закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей» от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ.
Кроме основных законодательных актов права сирот могут устанавливаться и регулироваться региональными или местными нормативными актами.
В них могут быть указаны дополнительные льгот, выплаты и другие социальные гарантии. Законодательные акты не имеют право сужать права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они могут их только увеличивать.
Как получить государственную компенсацию
Чтобы получить государственную компенсацию лицо, которое является опекуном или попечителям должно обратиться за помощью в органы социальной защиты и предоставить следующие данные:
- паспорт лица, который является опекуном или попечителем ребенка;
- свидетельство о рождении;
- документ, который подтверждает наличие льготной категории;
- банковский счет.
Для получения бесплатного медицинского обслуживания или учебы в образовательном учреждении ребенок-сирота должен предъявить специальное .
Перечень госпомощи
Согласно федеральному закону установлены дополнительные государственные льготы и компенсаций:
- бесплатное образование;
- получение жилья;
- бесплатное медицинское обслуживание во всех государственных клиниках;
- возможность бесплатно получить необходимую юридическую помощь;
- право на труд.
Для основных сфер определена помощи для граждан страны:
Категория | Описание |
Образование |
|
Жилье | Жилье, которые выделяется детям-сиротам, определяется местными органами власти. Квадратные метры даются при достижении совершеннолетия на пять лет. Договор может быть продлен. Предусмотрена сдача жилья в социальный найм на длительный срок или переход в собственность сироты |
Медицинское обслуживание |
|
Юридическая помощь | Ребенок-сирота имеет право обратиться за бесплатной юридической консультацией, как по уголовным, так и гражданским вопросам. Отказ от оказания бесплатной правовой поддержки свидетельствует о нарушении прав ребенка |
Труд |
|
Местными органами могут быть назначены дополнительные компенсации детям-сиротам.
Региональные отличия для оформления выплат близнецам
На региональном уровне разработаны специальные пособия и льготы для семей, в которых появилось на свет сразу двое детей.
Регион | Описание |
Нижний Новгород | Единовременная поддержка семей составляет 1,08 миллионов рублей. Если в семье более пяти детей, то им предоставляется дополнительные выплаты. Семьям оказывается поддержка в предоставлении бесплатного питания в учебных заведениях, учебников и так далее |
Оренбург | Выплаты при рождении детей-близнецов равны 25 000 рублей на каждого малыша |
Ханты-Мансийск | Семья, которая воспитывает двойню, получает на пособия в размере 30 000 |
Москва | При рождении двойня в молодой семье, предоставляются выплаты в размере на — первого малыша – 86 000 или 121 000, если в семье уже были дети, второго ребенка — 121 000 или 173 000 соответственно |
Как предоставляют дополнительные гарантии по социальной поддержке жилыми помещениями детям-сиротам
Если у ребенка-сироты есть собственное жилье, то он может им воспользоваться при возвращении из воспитательных или учебных заведений.
Ребенку-сироте полагается благоустроенное жилье с установленной нормативными актами площадью. Период действия договора о социальном найме — пять лет.
По окончанию срок он может быть продлен еще на пять лет, если гражданин, который проживает в социальной квартире или доме, оказался в затруднительном положении.
Договор может быть пролонгирован одни раз. Вопрос, относительно предоставления жилья сиротам возникает:
- при достижении ими совершеннолетними;
- признание их полностью дееспособными в порядке, установленном законом;
Если ребенок-сирота не воспользовался своим правом, на получение полагающихся им квадратных метров до 23-х лет, то он это право теряет.
Согласно закону гражданам этой категории должно предоставляться отдельное жилье, а не комната в коммунальной квартире.Порядок предоставления жилья разработан органами региональной власти, так как именно они являются единственными исполнителями данного права.
Для получения жилого помещения необходимо подать:
- заявление;
- паспорт;
- справку о составе семьи;
- документы с места учебы или работы;
- справку об отсутствии в собственности недвижимости;
- свидетельство о браке или рождении детей, если они имеются.
Это основной перечень документов, но в зависимости от региона проживания он может быть изменен. Форма написания заявления также может быть разная в каждом регионе, так как на федеральном уровне она не закреплена.
Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.
Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.
В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.
Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.
Особенности статуса
С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:
Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:
- отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
- попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.
Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.
Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.
Законодательное регулирование вопроса
Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.
Ее принципы регулируют :
- Семейный Кодекс РФ;
- ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
- ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях
Как оформить данный статус
Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.
Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.
Для чего это нужно
Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:
- во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
- Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.
Как присвоить статус
Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.
Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.
Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :
- решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
- подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
- предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
- справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.
При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.
Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:
- Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
- Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
- При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.
Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.
Действия госорганов
Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:
- принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
- информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.
Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).
Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.
Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений
После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.
При себе нужно иметь пакет документов:
- паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
- свидетельство о рождении опекаемого;
- документы, подтверждающие льготный статус.
Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.
Государственная поддержка данной категории граждан
Пенсия по потере кормильца
Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.
Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.
Образовательные льготы
Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.
Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.
Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.
Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.
Обеспечение жильем
По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.
Но только при соответствии условиям :
- у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
- родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
- если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.
«Коммуналка» и ЖКХ
Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.
В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.
Медицина
В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.
Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.
Социальная помощь
Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:
- жилищные вопросы;
- получение образования различных ступеней;
- трудовые гарантии;
- медицинское обслуживание.
Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.
Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.
О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете: