Светлана Степаненко
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка
Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знаниях анатомо физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей . Научно доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребёнка . Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т. д. Нельзя не отметить связи физического воспитания с эстетическим . Красивое тело, ловкие движения, правильная походка- всё это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания .
Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является индивидуальный подход в физическом воспитании . В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребёнку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно- гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.
Решая задачи физического воспитания дошкольников , воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, принимать профилактические меры, соблюдать гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий.
Приведём пример.
Юля болезненная девочка, имеет недостаточный вес, робкая, не проявляет инициативы. Ребёнок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача ; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочке необходимо проводить процедуры закаливания
Ирасамая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у неё плохой сон из-за возбудимости. Эти особенности требуют привлечения её к спокойным занятиям.
У некоторых детей отмечается нарушение аппетита. Установить причину плохого аппетита необходимо. Однако чаще плохой аппетит является следствием неправильного режима питания. Здесь необходим тесный контакт с семьёй в организации питания. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями .
Оправдывают себя такие приёмы подхода к детям с пониженным аппетитом : им дают уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд, можно придумать обыденным блюдам сказочные названия, как «заячьи блины» «лисичкин суп» .
Дети старшей группы дошкольного возраста наиболее подвержены нарушению осанки. Причин может быть много : несоответствие мебели росту ребёнка ; отсутствие систематического контроля за позой во время занятий, игр и трудовой деятельности; слабое общее физическое развитие. Установление причины отклонений в осанке даёт возможность наметить профилактические меры : точнее подобрать мебель по росту детей, пометить специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его. Рассаживать детей за столами следует с учётом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами. Необходимо проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат.
У некоторых детей наблюдается плоскостопие. С детьми, страдающими плоскостопием, врач должен проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Таким детям нужно носить ортопедическую обувь.
Во всех возрастных группах рекомендуется систематически проверять зрение у детей. Факты нарушения зрения можно предупредить : освещение в групповых комнатах должно быть достаточным, оборудовать уголки книг в светлых местах комнаты, если дети носят очки, воспитатель должен следить за тем, чтобы они не причиняли не-удобств (не перекашивались, не сползали) .
Е. А. Аркин подчёркивал важность «интимного контакта» при изучении ребёнка . Он отмечал, что часто за несносным поведением таится отсутствие «психических витаминов» неудовлетворённая потребность во внимании, ласке. Радостная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействует укреплению их здоровья.
Вот пример. В детский сад поступил Вадик М. с родимым пятном на лице. И хотя он был общительный, развитой, дети не хотели с ним играть, становиться в пары. Тогда воспитатель стал привлекать внимание к его положительным поступкам, похвала его была всегда кстати, неназойливой. Вадику он поручал в чём-нибудь помочь товарищам. Дружелюбие мальчика расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.
Роль индивидуального подхода в физическом воспитании детей приобретает особое значение, он выступает как необходимое условие для подготовки к успешному обучению.
Индивидуальный подход к детям на занятиях .
Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. На занятиях дети получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении выражать свои мысли, словесно оформлять накопленные впечатления и наблюдения. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка , которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества при усвоении нового материала.
Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе , молчаливые - застенчивые, замкнутые, робкие- дети выявляют такие качества, которые за ними раньше не замечались. Прежде всего они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости воспитатель должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они хорошо уже усвоили, и постепенно переходит к новому, более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приёмы, которые способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.
Очень важен индивидуальный подход к детям , которые медленно соображают. В своё время на таких детей обратил внимание Н. А. Добролюбов в работе «Ученики с медленным пониманием» . Он утверждал, что нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. В индивидуальном подходе к таким детям следует соблюдать терпение, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность .
Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы. Их следует посадить поближе. При рассаживании необходимо учитывать дружеские взаимоотношения детей.
Занятия по развитию речи.
При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непрерывно обнаруживает особенности их речевого развития : образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.
На занятиях по родному языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления , обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно учавствующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, безразличные к занятиям, пассивные. Обычно и речь у них плохо развита.
Активность некоторых детей на занятиях объясняется тем, что предлагаемая им умственная нагрузка, вопросы и задания слишком лёгкие. В результате дети привыкают несерьёзно относиться к занятиям. Они готовы отвечать на любой вопрос, не выслушав его до конца, не любят размышлять и обосновывать свои ответы. Но если требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход . Их надо настойчиво учить обдумывать свои ответы.
Приведу пример. Витя был активен : он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы детей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при ответах товарищей бросал иронические реплики. Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный ответ, по его мнению. Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но ещё долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, преодолению самоуверенности.
Пассивность детей на занятиях объясняется различными причинами : физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье . Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их за-думаться над своим ответом, приучать размышлять.
Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание – таким должен быть подход к пассивным и робким детям.
Все дети нуждаются в дифференцированном подходе в процессе занятий по развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия , надо запланировать индивидуальную работу : наметить, кого из детей спросить, кому дать лёгкое или трудное задание. Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников , применявшиеся приёмы индивидуального подхода к ним и отметить всё то, что можно будет использовать впоследствии.
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На этих занятиях у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, формируется лаконичность и точность речи. Задача воспитателя детского сада- включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счётных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей , уровень их математического развития и степень понимания нового материала.
Индивидуальный подход в проведении занятий по математике даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развивать интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Педагог может условно, в целях удобства планирования и организации занятий разделить их на несколько подгрупп. К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать его, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования. Активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности . Бывает, что ребёнок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо : размахивает поднятой рукой, выкрикивает : «Я скажу» , он старается оповестить всех о том, что знает больше всех. Такие факты нельзя оставлять без внимания.
Ко второй подгруппе отнесём тех детей, активность которых внешне не про-является. Они не поднимают рук, но всегда внимательны, отвечают правильно. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач. Например, если воспитатель даст задачу и после решения её предложит придумывать другую задачу, то при ответе такой ребёнок в своей задаче изменит только названия предметов, условие же и ход её оставит без изменений. У этих детей рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания, укреплять уверенность в своих силах, давать дополнительные поручения в повседневном быту.
Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается внешняя, ложная активность. Покажу это на конкретном примере.
Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на неё обратили внимание. Она заботится лишь о внешнем эффекте. Её ответы не всегда правильны, часто девочка вообще не может ответить на вопрос, потому что не слышала его. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях
В подобных случаях педагог должен проводить одновременно работу по воспитанию у ребёнка скромности , сдержанности, и по воспитанию внимания . С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия , широко используя наглядность (мелкий счётный материал, картинки) . На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители смогут позаниматься с ребёнком дома . Но поручать родителям эту работу можно в том случае, если воспитатель предварительно объяснит содержание работы, будет уверен, что проведут её методически правильно.
Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, даже затрудняются повторить их условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается сообразительность - ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенностью и отсутствием индивидуального подхода к ним . Упущения такого рода влекут за собой неровное поведение ребёнка , отрицательно влияют на формирование его личности. С такими детьми необходимо проводить дополнительные индивидуальные занятия . Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями : измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин и т. д. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям. Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в навыках счёта в повседневной жизни, а не только на занятиях. Например, можно попросить детей помочь воспитателю навести порядок в шкафу с дидактическими пособиями и материалами и при этом дать задание : коробки поставить в стопки по пять или шесть и т. д.
Индивидуальный подход к детям должен быть заранее предусмотрен в плане, составленном на основе предыдущего занятия. И все достижения должны быть зафиксированы в дневнике и в журнале.
ЗАНЯТИЯ ПО ИЗБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей . Наряду с проведением фронтальных занятий необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками , которые в этом нуждаются. Воспитатель не должен забывать , что «изобразительная деятельность осваивается дошкольниками по- разному. Одни приобретают навыки скорее, и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании и т. д. Педагог должен активно помогать ребёнку , давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки».
Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя . Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют на выполнение трафаретных работ, похожих одно на другую, не развивают у них активности и творческой инициативы. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания.
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют на методику осуществления индивидуального подхода к детям , начиная с момента подготовки к занятию.
Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребёнка . При этом полезно просмотреть записи в дневнике, а также рисунки детей, отметить в них то, что в дальнейшем следует развивать, и недостатки. Которые должны быть устранены. Рисунки детей по каждому занятию надо сохранять с указанием даты, темы занятия, программного содержания. Целесообразно после занятия проанализировать их : определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже а кто совсем не справился. Такой анализ помогает наметить индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.
Если на занятиях по родному языку и математике воспитатель наряду с про-ведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам , то на занятиях по изобразительной деятельности эти возможности расширяются, благодаря специфической форме их организации и методике проведения : воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребёнку , посмотреть его работу, дать совет, помочь в овладении техническими навыками.
Пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе. Дано задание нарисовать красками грузовую машину. В подготовительной беседе воспитатель задаёт детям вопрос : «Какие вы знаете автомашины?» . Среди детей замечается оживление, почти все поднимают руки. Дети называют разные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на лицах отражён интерес. Они внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они нуждаются в поддержке, в поощрении взрослого. Воспитатель спрашивает у Иры : «Ирочка, а ты какие видела машины?» . Ира тихо отвечает : «Мусорную» . Дети начинают смеяться, и Ира ещё больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила полезную машину. Вызванный воспитателем Коля говорит , что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто. После показа и пояснений как нужно рисовать машину, дети приступают к рисованию.
Часто в детских садах приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу, из-за того, отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем как другие рисуют или лепят. Эти дети нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитатель не должен слишком опекать их. Лучше, если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребёнка . На его умения. Следует напоминать им о времени. Некоторые дети не успевают вовремя закончить, и каждый по- своему выражает своё огорчение. Иногда доходит до слёз. Как быть? В каждом отдельном случае следует подходить индивидуально . Если отставание связано с медлительностью ребёнка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то окончание работы после занятия поможет ребёнку овладеть навыками , обрести уверенность в себе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребёнка , пренебрежением к замечаниям воспитателя , то разрешать заканчивать её после занятия не следует.
Можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку , для развития у них не только художественных способностей но и внимания, настойчивости.
Индивидуальный подход в игровой деятельности.
Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. В играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, принимают участие все дети группы, но проявления их в игре далеко не одинаковы.
Во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются стать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя осторожность, стремление выбрать себе безопасное место. Во всех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать лёгкие пути, другие находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании.
В сюжетно-ролевых, творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, это своего рода режиссёры, умеющие развернуть своё творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве играми. Дети по-разному относятся к коллективным играм. Многие дети на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. У них необходимо развивать инициативу, организаторские способности. Развивать чувство уверенности в себе. Следует обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают притягательной силой. Они привлекают робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а инициативные дети находят в них возможности для проявления организаторских и творческих способностей.
«Приход» новой куклы в группу - радостное событие в жизни детей. Важно определить в групповой комнате место для кукол. Недопустимо прятать их в шкаф. Устройство кукольной комнаты – это уже начало игры. Воспитатель должен поощрять ласковое, заботливое отношение детей к кукле, со временем это перерастает в доброжелательность к окружающим.
Очень важен индивидуальный подход к старшим дошкольникам при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять только главные роли, то создадутся предпосылки для развития у него зазнайства и пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется. Как же должен поступить педагог? Время от времени желание ребёнка нужно удовлетворять , но необходимо давать возможность и другим детям пробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что они справятся со своими обязанностями в игре. Ребёнку активному , не получившему главной роли, найти привлекательное при выполнении и второстепенной роли.
Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации её зало-жены возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. Воспитатель , совместно с семьёй, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка .
Индивидуальный подход в воспитании детей
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенциалов личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
Знание и понимание детей.
Любовь к детям.
Основательный теоретический баланс.
Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского –великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…». При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей. Проблема формирования личности включает учение о характере.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека- формируется в процессе его воспитания и обучения,в трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность. В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим его интересам.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно- эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать дружественные отношения с товарищами.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Творческая задача воспитателя–отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. Работа педагога требует постоянного повышения педагогической и общей культуры, чтобы правильно воспитывать детей.
Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
Разделы: Общепедагогические технологии
Одной из проблем современного общества является проблема внимания к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств.
Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.
В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с давних времен. В ХХ веке А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Решая ряд педагогических проблем он обосновал важнейшие положения индивидуального подхода к детям. Также проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка, нужно начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не может быть решена успешно.
Современная психология занимается проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Всем известно, что личность – это индивидуальность, неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от всех других детей.
Для формирования личности, имеет большое значение темперамент ребенка, он помогает ему приспособиться к изменяющимся условиям, сказывается на активности, работоспособности, уравновешенности поведения. В процессе воспитания и обучения у ребенка формируется характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности. Характер не врожденная черта, его необходимо воспитывать и развивать. Основными условиями становления характера являются – целенаправленная деятельность и единые требования поведения ребенка, как в публичном месте, так и дома, в семье.
Для развития психических процессов, формирования умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, ее способностей и характера необходима активная деятельность. Можно выделить следующие основные виды деятельности ребенка: игра, посильный труд, как физический, так и умственный, а также учебная деятельность.
Эффективным индивидуальный подход будет в тех случаях, когда существует опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.
Одним из условий осуществления правильного индивидуального подхода к ребенку, является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности.
Знания анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей являются основой индивидуального подхода в воспитании детей. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка.
Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребенка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.
Дошкольный возраст и младшие школьники это начало формирования и всестороннего развития личности.
В нравственном воспитании у детей данного возраста формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля. Нравственное воспитание, также, как и физическое, формирует характер ребенка. Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Эстетическое воспитание - это важнейшая часть развития ребенка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Важнейшей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализация замыслов и желаний. Игры формируют добрые чувства, смелость, уверенность, решительность.
В шестилетнем возрасте у ребенка первая перемена в жизни - это переход в школьный возраст. У ребенка появляются новые обязанности, новые отношения с окружающим миром, изменяется уклад жизни. У ребенка идет интенсивное развитие мышечной системы, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок быстро овладевает навыком быстрого письма, может приступить к занятиям на музыкальных инструментах. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, развиваются функции большого полушария головного мозга, быстро развивается психика ребенка.
Познавательная деятельность младшего школьника проходит в основном в процессе обучения, у ребенка расширяется сфера общения. Восприятие отличается остротой и свежестью, но в тоже время оно неустойчиво и не организовано. Восприятие постепенно усложняется и углубляется. Внимание младшего школьника ограничено по объему, не достаточно устойчиво. Произвольное внимание развивается с функцией мотивации учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. В познавательной деятельности младшего школьника имеет большое значение память, которая имеет наглядно-образный характер. Под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения происходит становление личности.
Средний школьный возраст от 11-12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Этот период обучения в школе (сV по IX классы) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, укрепление костей, возрастает сила мышц, а развитие внутренних органов не равномерно, кровеносные сосуды отстают от роста сердца, легочный аппарат развивается не достаточно быстро. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение.
Половое созревание – характерная особенность подростка, она вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, вносит новые переживания, нарушает внутреннее равновесие. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Восприятие детей среднего школьного возраста более организовано, планомерно, целенаправленно.
Специфическая избирательность - это характерная черта внимания подростков. Мышление становится зрелым, последовательным, систематизированным. Меняется речь подростка, появляется логическое обоснование, доказательное рассуждение, точные, правильные определения.
В среднем школьном возрасте идет нравственное и социальное формирование личности. Педагогу необходимо нравственно осмысливать особенности развития и поведения современного подростка.
В старшем школьном возрасте завершается физическое развитие организма идет его общее созревание. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий.
Юношеский возраст - это период активного осмысления будущего, жизненного самоопределения, самоутверждения, бурного роста сознания, убеждений, период выработки мировоззрения. У старшеклассников формируется избирательное отношение к предметам. Интенсивно формируются нравственные и социальные качества. Жизненные планы, выбор профессии старшеклассников, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – занять достойное место в жизни, получить хорошую, интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
Изучая индивидуальные способности детей необходимо обращать внимание на физическое состояние и здоровье, от которых зависит работоспособность и внимание ребенка. Нужно знать ранее перенесенные заболевания, хронические болезни, состояние зрения, склад нервной системы. С учетом свойств памяти, склонностей, интересов, познавательной деятельности детей, предрасположенности к изучению отдельных предметов, осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении.
Педагог должен быть знаком с условиями домашней жизни и воспитания ребенка, его контакты, которые оказывают влияние на его развитие.
В завершении хотелось бы отметить, что индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:
Знание и понимание детей;
Любовь к детям;
Основательные теоретические знания;
Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Разделы: Работа с дошкольниками
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода мы найдем “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности. Выделение индивидуальных особенностей и специфических способов развития ребенка – это основное в работе педагогов и психологов. Основной документ в котором фиксируются индивидуальные особенности детей – это психолого-педагогическая характеристика, она же является и формой изучения индивидуальных особенностей.
Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Так, муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка-Детский сад № 21” особую роль отводит индивидуальному подходу в воспитании детей.
Этапы планирования индивидуальной работы с детьми:
I этап.
Составление паспорта группы.
Цель: Провести анализ контингента родителей и детей.
В паспорте группы отражается:
- Количество детей
- Состав семьи
- Возраст родителей
- Образование родителей
- Место работы родителей
II этап.
Изучение педагогом основ личностно-ориентированного воспитания, установление контакта с детьми. Наблюдение и изучение детей в ходе разнообразной деятельности: игровой, трудовой, творческой.
III этап.
Составление индивидуально-образовательных маршрутов на детей.
По результатам педагогической и психологической диагностики выявляются дети с низким и высоким уровнем освоения программы. Педагог вместе со специалистами подбирают игры и задания для детей. Для детей с высоким уровнем освоения программы подбирают игры и задания повышенной сложности. Большую часть обследуемых детей составляют дети со средним уровнем освоения программы. Для них используют план психопрофилактической работы, разработанный педагогом-психологом детского сада.
Большую роль на этом этапе играет ПМПк дошкольного учреждения. Отслеживает детей с низким уровнем освоения программы, проводит с ними определенную работу, подключает к участию родителей воспитанников, дает рекомендации как педагогам так и родителям.
IV этап.
Включение специалистов в индивидуальную работу с детьми. Специалисты оказывают адресную помощь педагогам. В каждой группе ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми, где специалисты дают рекомендации по каждому конкретному ребенку.
V этап.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.
Формы работы с родителями:
- Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и причин формирования индивидуальных качеств детей.
- Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для выявления причины поступать именно так.
- Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых детей” и т.п.
- Подбор рекомендаций статей, книг, журналов, в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей.
- Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.
В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания.
Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.
Список литературы
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение, 1981.
Применение индивидуального подхода в трудовом воспитании дошкольника. В решении задач дошкольного воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение в формировании у дошкольников трудовых навыков. В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества. Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании. Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества. Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда. Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других. В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию у детей трудовых навыков. Однако в основном во всех программах учитываются только возрастные особенности и не принимаются во внимание индивидуальные проявления развития каждого ребенка. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения. В процессе игровой деятельности. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности детей,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. При обучении При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.