Квиллинг, или бумагокручение – это техника создания плоскостных и объемных изображений из скрученных полосок бумаги.
Бумажная мозаика не требует особых затрат, талантов и много времени на освоение техники. Из элементов создают панно, открытки, обложки для альбомов, декор для шкатулок и много других интересных украшений и поделок. Обязательно включите это бюджетное рукоделие в свой список хобби. Оно подходит и для взрослых, и для детского творчества.
Откуда пришла техника квиллинг
Бумагопластика появилась в Европе еще в XV–XVI веках. Тогда бумагокручение считалось высоким искусством. К XIX веку квиллинг стал занятием, достойным благородных дам. В России увлечение приобрело популярность только лишь к концу XX столетия.
Самые уточненные работы в технике квиллинг принадлежат корейским мастерам. Они не используют стрежни для скручивания бумаги, а делают это вручную. Сначала рукодельницы создают мелкие элементы, из которых создают объемные изделия или плоский декор. Получаются очень изящные поделки, напоминающие ювелирные изделия и кружево.
Из скрученных полосок бумаги можно создать живописное панно для пустующей стены или оформить потрясающую открытку для близкого человека. В любом случае вы получите массу приятных эмоций от сотворения новой красивой вещи. Это хобби подойдет романтичным творческим натурам, которые любят окружать себя красивыми вещами.
Занятие в объединении декоративно-прикладного искусства.
Педагог Ходжер Лариса Юрьевна.
Тема: Декоративная тарелка «Зеленый виноград».
Цель: развитие творческих способностей детей, создание положительного эмоционально-психологического и мотивационного настроя к занятиям ДПТ.
Задачи: 1. Познакомить детей с искусством квиллинга (бумагокручения),
научить выполнять основные элементы, используемые в технике
квиллинг.
2. Развить эстетический вкус, мелкую моторику рук.
3. Воспитать терпение, аккуратность, любовь к искусству.
Оборудование: полоски цветной бумаги, цветная бумага, декоративные тарелочки, шаблоны, клей ПВА, зубочистки, палочки, ТСО (видеопроектор, ноутбук).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка количества детей, подготовка к занятию.
II. Сообщение учителя.
Сегодня мы каждый день пользуемся бумагой. Для нас она стала привычным и обыденным материалом. Мы знаем, что бумага хорошо мнется, сгибается, скручивается. Эти свойства люди заметили ещё в давние времена и стали использовать их в искусстве квиллинга. Давайте посмотрим и узнаем, что же такое квиллинг (слайды 1 -11) . Показ слайдов.
С английского языка квиллинг переводится как рукоделие.
Квиллинг или бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей плоскостные и объёмные композиции. Искусство украшения витиеватыми кружками и завитками из бумаги предметов интерьера насчитывает около 500 лет.
Современные украшения, выполненные в технике квиллинг, имитируют традиционную филигрань.
Пасхальные яйца, оформленные бумажной филигранью красивый и необычный подарок к Пасхе.
Бумагокручение используется в декоре интерьера и украшении предметов быта.
В этой технике можно выполнить оригинальные открытки, декорировать различные предметы.
Посмотрите (слайд 12), это основные элементы, наиболее часто используемые в работе. Все они выполнены на основе плотных катушек. Показ элементов.
Давайте мы с вами скрутим такие катушки, из которых потом соберём виноградную гроздь (слайд 13) и оформим ей декоративную тарелку.
Пальчиковая разминка .
Движения прямыми ладонями вверх – вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
III . Практическая работа.
Слайд 13. Для выполнения элементов нам потребуются: бумажные полоски зеленого цвета, палочки с расщепленным концом, клей ПВА, зубочистки для аккуратного нанесения клея.
Пошаговая инструкция:
1. В расщепленный конец палочки вставляем полоску бумаги и аккуратно скручиваем в катушку, конец полоски приклеиваем. Выполняем 30 катушек. Слайды 14-17 . Показ слайдов.
2. Катушки выкладываем на декоративной тарелке в виде грозди винограда, соотнося свои действия с образцом. Слайд 18.
3. Наклеиваем нижний ряд катушек на тарелочку, затем приклеиваем верхний ряд грозди.
Физкультминутка «Сбор винограда».
Идем собирать виноград (шагаем на месте), срываем гроздья (поднимаясь на носочки, тянем руки вверх, будто собираемся сорвать виноград), складываем гроздья винограда в корзину (наклоняемся, будто кладем в корзину виноград). Повторяем в среднем темпе несколько раз.
4. ДЕКОРИРОВАНИЕ. Слайд 19 . Предложить детям, на выбор, для декорирования своей работы пайетки, бисер, бусины, цветную бумагу.
5. Из бумаги темно-зеленого цвета вырезаем по шаблону виноградные листья, приклеиваем их, чуть прикрывая гроздь.
6. Тонкие зеленые полоски скручиваем, приклеиваем усики.
IV . Подведение итогов.
Мини – выставка готовых работ.
Рефлексия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы «Солнышко» пос. Эльбан Амурского муниципального района
С английского языка квиллинг переводится как рукоделие. Квиллинг или бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей плоскостные и объёмные композиции. Искусство украшения витиеватыми кружками и завитками из бумаги предметов интерьера насчитывает около 500 лет.
Бумагокручение возникло в Европе, в конце 14 начале 15 веков. Первоначально бумажная филигрань была имитацией и одновременно альтернативой традиционной филиграни из золотой и серебряной проволоки и украшала предметы религиозного характера.
Затем это тонкое искусство быстро вошло в светскую жизнь. Бумажная филигрань быстро распространилось по Европе, но бумага, особенно цветная, была очень дорогим материалом. Бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно, как хобби, в странах Западной Европы, на востоке – в Южной Корее, где созданы специальные школы.
В нашей стране бумажная филигрань находит все больше последователей. Чайная пара из бумажных кружков и завитков ажурна и эффектна.
Современные украшения выполненные в технике квиллинг, имитируют традиционную филигрань.
Пасхальные яйца оформленные бумажной филигранью красивый и необычный подарок к Пасхе.
Бумагокручение используется в декоре интерьера и украшении предметов быта
В этой технике можно выполнить оригинальные открытки, декорировать различные прдметы.
Снежный квиллинг в полной мере отражает воздушность и ажурность этого искусства.
Основные элементы используемые в работе
Тема урока: «Квиллинг. Чудесные превращения бумаги !»
Цель:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Методическое оснащение занятия:
Образцы работ в данной технике;
выставка иллюстраций и книг;
Инструменты и материалы:
двусторонняя цветная бумага, канцелярский нож, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщиплённым концом, клей ПВА, салфетки, резиновые коврики, на которых можно резать.
Методы обучения:
интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).
Форма организации занятия:
Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).
Словарная работа:
Квиллинг;
бумагокручение;
бумажная филигрань;
бумажное кружево.
План занятия.
1. Организационный этап (3 – 5 мин.)
2. Основной этап (10 мин.)
3. Контрольный этап (30 мин.)
4. Итоговый этап (5 мин.)
5. Рефлексивный этап (5 мин.)
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Задача:
подготовка участников занятия к работе на занятии.
организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.
Сообщение темы урока:
Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
2. Основной этап.
Задача:
освоение новых знаний и способов действий (участники знакомятся с историей возникновения искусства “квиллинг”).
установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками мастер – класса.
История квиллинга. (слайды).
На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.
Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Инструменты для квиллинга.
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:
Шило . Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет . Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
3. Контрольный этап.
Задача:
выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция.
применение устного опроса, выполнение творческого поискового задания.
Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квилинга.
Инструктаж по технике безопасности:
Правила работы с ножницами:
Храните нож в определённом месте;
кладите его в сложенном виде.
Техника квиллинга.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.
Практическая работа. (слайды).
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают в группе, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж педагога. (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Физминутка.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
4. Итоговый этап.
Задача:
дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы.
после выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение.
5. Рефлексивный этап.
Задача:
мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы.
Заключительное слово учителя.
Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение?
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.
Задачи:
Учить детей делать из 2 склеенных между собой полосок бумаги «свободные ролы» определённого размера, используя при этом измерительные линейки с кругами. Продолжать учить придавать ролам базовые формы «капля», «изогнутая капля», «глаз», «полумесяц», «треугольник». Упражнять в умении делать тугие ролы для хвоста зайчика; глазок, носиков животных. Развивать интерес к занятию, желание доводить начатое дело до конца.
Расширить и активизировать словарь детей по теме: лубяная, ледяная
Оборудование и материалы:
картинки лубяной и ледяной избушки, цветной картон с силуэтами - заготовками домиков, образцы разных вариантов выполнения зайчика, лисы, ёлочки, домиков в технике квиллинг, полоски белого, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего цвета, аппарат для квиллинга, зубочистки, клей ПВА, салфетки.
На доске картинка со следами зайца и лисы. Педагог: «Ой, ребята, чьи это следы? Смотрите, следы ведут к домикам. Как вы думаете, кто в них живёт и почему?» (Дети рассуждают).
Правильно, в одном из них живёт заяц, у него избушка лубяная, а в другом, ледяном - лиса. И мы с вами попали в сказку «Заюшкина избушка».
Читает стихотворение:
У лесочка на опушке,
В лубяной своей избушке
Мирно заяц жил косой,
Рядом с рыжею лисой.
Но ленивая лисица
Не желала потрудиться -
Дом построить лубяной,
И вселилась в ледяной.
Ребята, когда зайчик жил в своем домике, как себя чувствовал? Какое у него было настроение? Когда лиса жила в своем домике, как она себя ощущала? Какая лиса? (хитрая, рыжая). Какое было настроение у лисы, когда она выгоняла зайца? Правильно, злая, сердитая. А зайка испугался лису, какое у него было настроение? Правильно, печальное (зайка был грустный, плакал).
Элементы ТРИЗ
Воспитатель: Как нам помирить лису и зайца? Как сделать так, что бы всем было хорошо и настроение у всех было веселое, радостное, как на этой картинки? (Ответы детей). Сегодня мы изобразим этих животных в технике квиллинг. Рассматривание вариантов изготовления лисы и зайца. Уточнение деталей. Напоминание способов их изготовления. Напоминание правил работы с инструментом.
Последовательность работы:
Для зайца:
1. Из 2-х, склеенных между собой полосок белой бумаги скрутить «свободный рол», придать ему базовую форму «капля» (туловище).
2. Из полосок белого цвета скрутить свободные ролы и придать им базовые формы «капля», «изогнутая капля», «полумесяц» (голова, лапки).
3. Из 2-х, склеенных между собой полосок белого и розового цвета скрутить «свободный рол», начиная работу с полоски розового цвета, придать ему базовую форму «глаз» (ушки).
4. Из половинки полоски белого цвета скрутить «тугой рол» (хвост).
5. Из половинок полосок чёрного и розового цвета скрутить «тугие ролы» (нос, глаз).
Для лисы:
1. Из 2 склеенных между собой полосок оранжевой бумаги скрутить «свободный рол», придать ему базовую форму «капля» (туловище).
2. Из полосок оранжевого цвета скрутить свободные ролы и придать им базовые формы «капля», «изогнутая капля», «полумесяц», «треугольник» (голова, шея, лапки, хвост).
3. Из половинок полосок чёрного и розового цвета скрутить «тугие ролы» (нос, глаз).
Дети под музыку делают квиллинговые заготовки, приклеивают их.
Игра малой подвижности «Звериная семья»
Скажите, из кого состоит семья животных? (Мамы, папы и детёныша)
Я превращу вас в детенышей разных животных, а вы немного поиграете, а потом расскажете, кто ваши папа и мама. (Одеваю детям шапочки с изображением детёнышей животных.)
Шапочку одеваю, в зайчонка превращаю… и т. д.
Воспитатель:
Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки.
Стали весело кружиться,
Стали звери веселиться.
Раз - прыжок, два - прыжок.
Замирай скорей, дружок (дети двигаются в соответствии с текстом)
Педагог, обращаясь к одному из детей: «Ты кто? Кто твоя семья?» (Я - лисенок. Моя мама - лисица, а папа - лис.) Отомри, садись. Шапочки снимаю, в детишек превращаю.
В конце педагог с ребятами анализируют работы, выделяют характерные особенности выполненных персонажей.
По снежку зимой бежала,
и следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост - краса!
Ах ты, лисонька-лиса!
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами заяц
Тема: «Заюшкина избушка» (II )
Задачи:
Учить детей украшать домики животных, скручивая из полосок бумаги базовые формы «свободный рол», «глаз», «завиток». Упражнять в составлении элементов квиллинга в единую композицию «Заюшкина избушка», дополнять работу квиллинговыми и аппликационными деталями. Развивать интерес, воображение, творческие способности.
Оборудование и материалы: картинки лубяной и ледяной избушки, цветной картон с силуэтами - заготовками домиков, образцы разных вариантов выполнения ёлочек, домиков в технике квиллинг, полоски белого, жёлтого, зелёного, синего цвета, аппарат для квиллинга, зубочистки, клей ПВА, клеевые кисти, клеёнки, салфетки, снежинки, выполненные с помощью креативного панча, голубой песок для снега, блёстки.
Воспитатель: Сегодня мы украсим ледяную и лубяную избушку наших животных. Как можно показать, что избушка ледяная? Можно сделать сосульки, украсить снежным узором. Какие базовые формы можно для этого применить? (Глаз, свободная спираль, завиток и др.)
Читает стихотворение:
Заяц по лесу скакал
Заяц корм себе искал.