Цель : создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.
Методические приёмы : показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.
Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".
Ход экскурсии
I. Организационная часть.
Воспитатель (в группе ) : Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?
Дети: Осень!
Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?
Дети: Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:
Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев?
Дети: Птицы, белка, лось:
Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"
Цель : создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.
Методические приёмы : показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.
Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".
Ход экскурсии
I. Организационная часть.
Воспитатель (в группе ) : Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес. Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?
Дети: Осень!
Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?
Дети: Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:
Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев?
Дети: Птицы, белка, лось:
Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.
II этап - изучение нового материала
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети : Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная.
Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? Вот полянка, а ней несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитаем весточки осени. Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени: Паутина стелется по растениям - к теплу. В сентябре гром - это к тёплой осени. Рябины в лесу много - осень дождливая.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок. Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Воспитатель: Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Дети: Медведь готовится к спячке.
Воспитатель: Заяц.
Дети: Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
Воспитатель: Еж.
Дети: Еж готовится к спячке.
Воспитатель: Белка.
Дети: Белка делает запасы.
Воспитатель: На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски. Сбор опавших листьев необходим в дальнейшем для работы с природным материалом.
III этап – закрепление.
Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Осень можно отличить от других времен года по каким явлениям?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?
Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.
Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен года на земле (Роль солнца). Задачи: закрепить знания детей об осенних месяцах, о периодах осени; расширять знания о приметах осени; познакомить с различными народными приметами; воспитывать любовь к родному краю; развивать умение делать выводы. Интеграция ОО: познавательно развитие, Художественно-эстетическое, физическое развитие. Материал: запись хороводной песни «Осень по садочку ходила», глобус, картинки осени разных этапов, запись П.И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь», фонарик, свеча.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема недели: Краски осени
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» (О, Меремьянина, стр16, РК)
Цель: продолжать давать детям представление о смене времен года на земле (Роль солнца).
Задачи: закрепить знания детей об осенних месяцах, о периодах осени; расширять знания о приметах осени; познакомить с различными народными приметами; воспитывать любовь к родному краю; развивать умение делать выводы.
Интеграция ОО: познавательно развитие, Художественно-эстетическое, физическое развитие.
Материал: запись хороводной песни «Осень по садочку ходила», глобус, картинки осени разных этапов, запись П.И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь», фонарик, свеча.
Ход НОД:
- Вводная часть. Разминка.
Хоровод «Осень по садочку ходила»
После хоровода, воспитатель приглашает детей присесть на стулья.
Ребята, мы не зря водили хоровод. В нем спрятано название нашей сегодня беседы. Как вы думаете, какая это тема?
2. Основная часть.
Д/И. «Кто больше расскажет об осени» (приметы, признаки)
Когда приходит осень?
Какие вы знаете осенние месяцы?
Каким становиться день?
Погода?
Почему становиться прохладнее? (отношение солнца и земли)
Какие осадки характерны для осени?
Какие явления природы мы наблюдаем в осенние месяцы? (туман, перепады температуры, осадки, заморозки)
Какие периоды осени вы знаете?
Какой из периодов вам нравится? Почему?
Показ картинок трех периодов.
Д/У «Три периода Осени»
Дети, посмотрите на эти картинки. Рассмотрите их. Я расположила их по очереди, но я сомневаюсь, правильно ли.
Беседа «Почему лето летом, а осень осенью…»
Как вы думаете, почему лето не длиться всегда, почему приходит осень, затем сменяется зимой…
Откуда она приходит?
Для начала вспомним, какую форму имеет планета?
Вы помните с того года, что наша земля вращается вокруг своей оси как волчок. Поэтому происходит смена дня.
Опыт с глобусом и фонариком.
А в космосе, земля еще и вращается вокруг солнца, по своей дороге – орбите.
Опыт с фонариком и свечой.
На глобусе точка – это я обозначила где мы живем. Зажигаем настольную свечу – это солнце. Вокруг свечи вращается шар. Когда лучи от «солнца» падают прямо, то у нас тепло – это лето. Если лучи падают под углом, то на земле весна или осень. Чем дальше относим от солнца (свечи), тем меньше света на него попадает, на земле наступает зима.
Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то у нас осень.
Физминутка «Осенью»
Вокруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет капать
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дорогах
Поднимай повыше ноги!
«Приметы осени»
Как может меняться погода осень в течении дня?
Что людям помогает определить погоду?
А можно ли предугадать погоду без приборов?
Раньше у людей не было приборов, они научились определять погоду по разным признакам, которые назывались – приметами.
Приметы
Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.
Гром в сентябре – к теплой осени.
Облака идут низко – к дождю и холоду.
Беседа «Почему листья желтеют?»
В листьях находятся невидимые нашему глазу желтые и зеленые зернышки – заводики.
Зеленые зернышки с утра до вечера ловят солнечный свет. Осень, когда солнца мало, зеленые зернышки тают и остаются только желтые и размножаются.
- Итог.
– Что нового узнали? Что хотели бы узнать.
В конце педагог предлагает прослушать запись из отрывка симфонии П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»
Конспект НОД в подготовительной группе
«Осень золотая.
Волшебное путешествие в мир природы»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени;
Самостоятельно находить признаки осени;
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным;
Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы, навыки рисования красками.
Планируемые результаты: выражать свои эмоции (интерес, радость, восхищение осенними красками природы) при прочтении стихотворений З. Федоровской, К Шабановой, У. Лукина; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: осенние листья, слайды с изображением осенних пейзажей, 2 зеркальца, фонарик, акварельные краски, кисти, салфетки, альбомные листы.
Ход НОД.
Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в природу. Согласны?
Путешествие не простое, а волшебное. Пешком идти далеко. Как вы думаете, на чем можно добраться до леса?
Хорошо. Поедем на автобусе. А автобус мы смастерим сами – построим его из наших стульчиков. А чтобы автобус поехал, нам нужен водитель. А водителя мы выберем с помощью считалочки. Вадим, посчитай. Итак, водителя мы выбрали. Занимаем места в автобусе.
Я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А для начала, назовем все времена года.
Правильно - это зима, весна, лето и осень. А в какое время года отправимся мы? Не знаете? Тогда отгадайте загадку и узнаете, в какое время года мы отправимся путешествовать.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень)
На экране слайд с изображением осени.
Воспитатель: - Дети, назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Молодцы! Вот теперь можно и в путь отправляться. Поехали!
Посмотрите в окна нашего автобуса. Обратите внимание, как чудесен лес осенью! Все деревья приоделись в разноцветные наряды. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А сейчас еще одна загадка и мы узнаем, как называется первая остановка.
Один костер весь мир согревает. (Солнце)
На экране слайд с изображением солнца.
Воспитатель: - Первая остановка называется «Солнечная». Нам нужно выйти, немного размяться, отдохнуть. Но двери не открываются. Чтобы открыть двери, ответьте на мои вопросы:
- Какое солнце было летом?
- Что стало с солнцем осенью?
- Почему солнце стало меньше греть?
- Какое солнце будет зимой?
Молодцы! Двери открыты, выходим на полянку. Хотите поиграть с солнечными зайчиками? Воспитатель берет 2 зеркальца, и на стене появляются солнечные зайчики.
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!
Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!
Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!
Воспитатель: - Размялись? Отдохнули? Занимаем свои места в автобусе. Едем дальше!
На экране слайд-шоу с изображением осени.
Воспитатель: - Опять смотрим в окно, любуемся осенней красотой. И опять загадка – слушаем внимательно и узнаем, как называется следующая остановка.
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю намочил. (Дождь)
На экране слайд с изображением дождя.
Воспитатель: - Остановка «Дождливая». Чтобы выйти из автобуса, нужно ответить на вопросы:
- Какой бывает дождь?
- Какой дождь бывает летом?
- Какой дождь бывает осенью?
- Какой дождь бывает зимой?
Воспитатель: - Сейчас Соня нам прочтет стихотворение Н.Гончарова про дождь. А вы определите, какой это дождь – осенний или летний.
Шустрый дождь на длинных ножках
Пробежался по дорожке.
Он ладони вымыл листьям,
Птицам перышки почистил.
И с травою еле слышно пошептался, погрустил,
А потом ударил в крышу,
И в испуге отскочил.
Воспитатель: - О каком дождике рассказала Соня? Правильно, о летнем. А кто не боится осеннего дождя? Выходите из автобуса, немного поиграем.
Вот закрыли небо тучи,
(дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий,
Долго дождик будет плакать,
(прыгают на носочках, держа руки на поясе)
Разведет повсюду слякоть.
(приседают, держа руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
(идут по кругу, высоко поднимая колени)
Воспитатель: Скорее садитесь в автобус, иначе мы попадем по затяжной дождь. Едем дальше – и следующая загадка.
Падают с ветки золотые малютки. (Осенние листочки)
На экране слайд с изображением листопада.
А как называется природное явление, когда падают листья? И мы подъезжаем к остановке «Листопадная».
А теперь вопросы, чтобы выйти из автобуса:
- Почему листья желтеют и опадают?
- Что будет, если не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
- С чем можно сравнить осенние листочки?
Выходим из автобуса и немного погуляем по осеннему лесу.
Воспитатель: Дети, посмотрите-ка, какой-то грибник оставил корзинку с грибами, а в нее нападали листья. Вставайте вокруг корзинки, возьмите эти листочки – устроим листопад.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает
И летят листочки,
С веток на дорожки,
И бегут по листьям
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем
И листочки соберем!
Понравился вам листопад?
Смотрите, к нам идет кто-то!
Лесовичок: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
Я слышал, вы листочки собирали. И, наверняка, знаете, с каких они деревьев. У меня тоже много листочков, но с каких деревьев они, запутался. Поможете мне разобраться? Лесовичок показывает листочек, дети называют дерево.
Молодцы, дети! А сейчас я расскажу вам сказку о рябинке, и вы узнаете, почему у нее красивые листочки.
«В моем лесу, среди других деревьев, росла рябинка. Увидела она, что все деревья стали золотыми, а она, по-прежнему, стоит зеленая. Ей говорят другие деревья: «Пора готовиться к зиме. Нужно листья сбрасывать, а то зимой замерзнешь!» стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее. И все залюбовались ею»
На экране слайд с изображением рябины.
Лесовичок: Понравилась вам рябина? Лесовичок:
Воспитатель: Лесовичок, поедем с нами путешествовать. Вместе веселее будет!
Лесовичок: А место для меня найдется?
Воспитатель: Конечно найдется. Дети, приглашайте Лесовичка в автобус. Поедем дальше.
На экране слайды с изображением осени.
Воспитатель: Наша последняя остановка «Осенняя». Здесь мы постараемся понять, что происходит с природой с приходом осени.
Лесовичок: А можно, я задам детям вопросы?
- С чего начинается осень?
- Как изменяется долгота дня?
- Что приходит к нам с наступлением холодов?
- Что происходит, когда исчезают все насекомые?
- Что происходит с животными?
- Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?
Молодцы, ребята! Все знаете.
Воспитатель: А что делают люди осенью?
Выходите из автобуса, встаньте в ряд. Поможем сохранить собранный урожай – посолим капусту.
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Мы солили не от скуки,
Ох, устали наши руки!
Лесовичок: А мне ветерок нашептал на ушко, что Герман знает стихотворение про осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень: "Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща - золотом одета. (З. Федоровская)
Воспитатель: Дети, а вы хотели бы стать художниками, как осень. И попробовать нарисовать то, что вам больше всего понравилось в осенней природе.
Пройдите в нашу импровизированную художественную мастерскую, а Лесовичок будет нам помогать.
Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы – с помощью звуков передают характер, и свое отношение к осени. Закройте глаза и, слушая музыку П.И.Чайковского «Времена года», представьте то, что вы будете рисовать.
Дети рисуют и выставляют свои работы на магнитную доску.
Воспитатель: Какие красивые рисунки! Что вы на них изобразили?
Может, подарим эти рисунки Лесовичку, на память о нашем путешествии?
Лесовичок: Спасибо, ребята, за подарок! Я тоже хочу подарить вам подарок – «золотые» листочки с сюрпризом.
Лесовичок раздает детям сладости. Дети благодарят его.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с гостями.
Воспитатель: Здравствуйте ребята.Сегодня мы с вами отправимся в гости к волшебнице.
Отгадайте, кто же она?
В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакал здесь кто-то по лесам и нивам,
Добрая волшебница всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Дети: Осень
А попасть к волшебнице нам помогут наши гости.
Входят дети – ноты.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, давайте знакомиться.
Сценка с нотами:
Кто очень любит музыку, тот встретит нас везде,
Мы ноты- звуки музыки, расскажем о себе.
Нота До: Вот я,к примеру, нота До, известна всем уже давно,
Начало я всему, как дом, в котором дружно мы живём.
Нота РЕ: Я- нота Ре- соседка До, известна тоже всем давно.
Нота Ми: Громче музыка звени- перед вами нота Ми,
Хоть и третья я в ряду, самой первой в пляс пойду.
Нота Ре к Ноте Ми: Ничуть не удивлюсь я, что выскочкой зовут тебя.
Нота Ми: За то, что я, наверное, уж очень современная!
Нота Фа: Хвастливей ноты не сыскать, а я хочу себя назвать:
Я- нота Фа, живу в серёдке, я- замечательная нотка
Нота Соль: Соль- нота основная, и в песне ключевая,
Если петь с меня начать, будет здорово звучать.
Нота Ля: Прошу внимания,друзья, ведь перед вами нота Ля
Люблю и петь и веселиться, и в пляске в парах покружиться!
Нота Си: Кого хочешь здесь спроси, прекрасней нет, чем нота си
Живу я очень высоко, почти совсем как нота До
Нота Ля: Это что за глупый спор, может влезешь на забор,
Чтоб казаться выше всех, то-то будет громкий смех!
Нота До: спорить нам друзья нельзя, ноты все-одна семья,
Если нам дружить начать, будет музыка звучать.
Воспитатель: Посмотрите ребята. Всего лишь семь ноток. А сколько разнообразных мелодий можно из них сочинить. Ребята, а кто сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Воспитатель: Ребята, нотки сейчас перенесут нас в королевство осени. . Давайте закроем глаза
Звучит сказочная мелодия. Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, мы с вами оказались в лесу. Как вы думаете, в какое время года нас перенесли волшебные звуки.
Дети: Осень
Воспитатель: А почему вы решили, что это осенний лес?
Дети: Потому, что листья на деревьях разноцветные.
Воспитатель: А какие еще признаки осени вы знаете?
Дети: Становится холоднее, листья на деревьях желтеют и опадают, меньше солнечных дней, чаще идет дождь, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: У волшебницы –осени есть три сына, три месяца. Знаете как их зовут?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: , ребята, раньше сентябрь называли запевалой осени, златоцветом. Как вы думаете, почему?
Дети: Сентябрь первый месяц осени. Травы на лугах высыхают и желтеют. Листва деревьев и кустарников становиться золотистой.
Воспитатель. Какие пословицы об сени вы знаете?
Ответы детей. Осенью и воробей богат.
Осенняя пора- птица со двора.
Лето- со снопами- осень с пирогами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Воспитатель: А почему октябрь называли листопадом.
Дети: Потому, что с деревьев опадают пожелтевшие листья.
Воспитатель: Да, ребята, и была в народе такая примета, если листья осыпаясь лягут на землю лицевой стороной вверх, то зима будет холодной. А если листья ложатся изнанкою, - к урожаю и теплой зиме.
Воспитатель: А какие приметы вы можете мне назвать?
Ответы детей.Много желудей на дубе в сентябре- к лютой зиме.
Тёплая осень- к долгой зиме.
Облака плывут низко- к дождю и холоду.
Поздний грибок- поздний снежок.
Много ягод рябины- к дождливой осени и поздней зиме.
Облака редкие- будет ясно и холодно.
А вот ноябрь звали чернотропом. Почему?
Дети: Потому, что в этом месяце холодно, идут дожди, опавшие листья потемнели, лес опустел, черными стали лесные тропинки.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем
Физкультминутка.. Тучи в небе кружатся,(дети плавно покачиваются с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица(ходьба на месте с высоко поднятыми ногами)
День осенний хмурится,(руки на поясе – повороты влево-вправо)
Листопад на улице (кружатся на месте)
По дороге стелется жёлтая метелица (Покачиваются с поднятыми руками)
Осень- непогодушка тополь пожелтел,(наклоны с поднятыми руками влево-вправо)
Вдруг на ветке скворушка песенку запел(повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)
Ветка чуть качается, дождик не кончается,(наклоны туловища вперёд- назад)
С нами старый скворушка до весны прощается(взмахи поднятыми руками, ладони повёрнуты вперёд)
Воспитатель: А знаете, ребята, я обнаружила, что-то очень интересное. Давайте выпишем рядышком первые буквы осенних месяцев.
Дети называют первые буквы, воспитатель пишет.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети: Сон.
Воспитатель: Как вы считаете, случайно ли это?
Дети: Осенью вся природа готовится ко сну. Растения будут спать под снежным одеялом. Некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни.
Воспитатель: Ребята, а можно назвать лес безмолвным?
Ответы детей:
Воспитатель: А давайте прислушаемся!
Дети слушают звуки леса и отгадывают услышанное.
Воспитатель Скажите, а осень это веселое или грустное время года?
Дети: грустное, потому, что становится холоднее, идут дожди, нельзя долго играть на улице.
Воспитатель: Но ведь в начале осени стоят теплые, солнечные деньки, небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Разве не прекрасна золотая осень?!
Воспитатель: Значит, осень бывает и грустной и веселой. Как же называют первую половину осени?Дети: ранней осенью, а вторую поздней
Воспитатель Многие поэты посвящали свои стихи волшебнице осени.. Давайте послушаем стихотворение русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, Которое прочитает нам Вика Называется оно «Листопад».
«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют.
А между кленами синеют то там, то здесь в листве сквозной просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от Солнца»
Скажите, ребята, с чем сравнивает поэт осенний лес? Какие цвета он нашёл в осеннем лесу? О какой лазури голубой идёт речь? Какое настроение возникает у вас во время чтения этого стихотворения? О ранней или поздней осени это стихотворение?
А теперь послушаем стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Его нам прочитает Ева.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на полы туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
О каком периоде осени это стихотворение?
Верно, это поздняя осень, которая наступает в конце октября после листопада.А какие признаки поздней осени описаны в стихотворении? Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?» Какая осень в этом стихотворении? (Унылая, хмурая, холодная) Да ребята, листья с деревьев облетели, травы побурели, поникли, цветы завяли. Пышный, пёстрый ковёр, устилавший землю, потемнел, поблёк. Чёрными стали тропинки в опустевшем лесу.
Ребята можно с помощью наших музыкальных звуков передать осеннее настроение? Осень вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений.
Сейчас мы послушаем произведение А. Вивальди.Он создал альбом «Времена года» , а вы попробуйте отгадать, в каком произведении композитор передал настроение ранней осени, а в каком поздней. Почему?
Ответы детей.
Ребята, поэты выражают свои чувства и переживания в стихах, композиторы- в музыке, а художники?
Дети: в картинах
Воспитатель: посмотрите, ребята, это картины двух художников: Исаака Левитана и Василия Поленова..В каком лесу вы бы хотели очутиться? Почему? Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эти картины? Ребята, а может и не нужна осень раз она бывает такой ненастной, хмурой. Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?
Дети: Птицы не успели бы улететь на юг, животные не приготовились к зиме и погибли, насекомые не успели бы спрятаться, люди не сумели бы убрать урожай с полей и садов
Воспитатель: Правильно, ребята, в природе всё идёт по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень- очень важный период года, Потому что и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, готовимся осенью к зиме.
Ребята, а ведь мы с вами в волшебном осеннем лесу. Давайте познакомимся с его хозяйкой.
Входит осень. Здравствуйте, ребята
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я- осень.
Воспитатель: Спасибо тебе, осень, за то, что пригласила нас к себе в лесное царство.
Осень:Ну, ребята, недолго мне осталось у вас погостить. Совсем скоро наступит зима. Встретимся с вами через год.
Воспитатель: А мы, ребята, давайте подарим осени на прощанье нашу песню
Песня об осени.
Задачи. Систематизировать знания детей об осени, подвести к пониманию необходимости каждого времени года, закономерности их чередования, учить выразительно читать стихотворения наизусть, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения, развивать поэтический слух, воспитывать любовь к поэзии, живописи, музыке и к родной природе, развивать фонематический слух, показать возможность изображения ранней и поздней осени в стихах, музыке и картинах на примере произведений известных писателей, композиторов, художников, учить чувствовать настроение в музыке, анализировать картины,развивать звуковую культуру речи, учить подбирать синонимы и антонимы к словам, воспитывать познавательный интерес, внимание, активизировать речевое общение.
Материалы, оборудование. Таблицы с названиями осенних месяцев, кассета со звуками осеннего леса, рисунки детей с пейзажами поздней и ранней осени,аудиозапись музыки А. Вивальди.
Демонстрационный материал: Репродукции картин В Поленова «Ранний снег», И. Левитана «Золотая осень»
Литература.
Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи»
Н.В.Елкина О.В.Маринчева « Учим детей наблюдать и рассказывать»
Л.А. Владимирская «От осени до лета»
М.А.Рунова А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение»
В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»
Никитина Инна Александровна
Воспитатель
Программное содержание:
1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября.
2. Развивать память, речь, сообразительность.
3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы.
Словарная работа:
Ревун, листопадник, листогной.
Материал:
Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки».
Предварительная работа:
Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет.
Ход занятия:
Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям)
— Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)
(Читаем телеграмму)
Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости.
Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?»
(Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки».
Воспитатель: Посмотрите — кА, ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Появляется старичок — лесовичок.
Старичок – лесовичок: — Здравствуйте ребятки!
(Дети здороваются)
Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?»
Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку.
Воспитатель: Попробуем ребята!
(усаживаем детей полукругом)
Старичок — лесовичок: — Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как — то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой — темным — темно.
Старичок — лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая — белая?»
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает?
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень:
— Осень, осень золотая (идем по кругу)
Приди осень с радостью (поклон)
С великой милостью
С караваем высоким (подтянуться)
С корнем глубоким (наклониться)
С дождями сильными (в ладоши)
С дарами обильными (руки вперед)
(Повторяем 2 раза)
(Входит осень)
Осень: Я леса разукрасила
Паутинки развесила
Землю к празднику прибрала
Я из далека шла, много радости, веселья принесла.
Осень: — Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали?
Воспитатель: — А кто твои ребятки?
Осень: — У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки)
Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун.
Старичок – лесовичок: — Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель: — А как его еще можно назвать?
(Ответы детей)
Осень: — Средний сын — это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то — же имя ласковое дал – листопадник.
Старичок – лесовичок: — А почему его так назвали?
Воспитатель: — А как вы бы его назвали?
(Ответы детей)
Осень: — А самый младший сын — это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. (воспитатель задает тот же вопрос))
— У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки)
(Старичок отбирает фотографии и путает)
Осень: — Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду?
Воспитатель: — Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии.
(Дети ищут)
Осень: — А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки?
(Ответы детей)
Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку)
— До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете.
(Осень и лесовичок уходят)
Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня?
(ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем.
-А вы все запомнили?
(Ответы детей)
Усаживаем детей за стол
Воспитатель: Дети что вы нарисовали?
(Ответы детей)
— А как в народе их называют?
(Ответы детей)
— А почему же их так называют?
(Ответы детей)
— Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.