Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.
1. Методика "Нелепицы".
Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет.
Для организации обследования заранее готовится картинка:
Инструкция испытуемому.
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
- Стимулирующая . Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь"",
- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",
- Обучающая . Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".
Оценка выполнения задания.
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней,
самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.
1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.
3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.
4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Еще примеры заданий подобного типа:
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация):
Развиваем мышление
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Пословица
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
■ Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
■ Наглядно-образное мышление - основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.
■ Логическое мышление - это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Тест «Заселение домика»
Этот тест позволяет оценить особенности мышления ребенка. Выявляет комбинаторные умения и навыки. С его помощью можно выявить, насколько ребенок умеет планировать свою деятельность и контролировать ее результат.
Задание ребенку:
- Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.
Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.
Результат
Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
Если он выполнил правильно только два-три варианта - это тоже неплохой, результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
Идеальный вариант выполнения:
Упражнения на развитие мышления (логики)
У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
В данном разделе приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:
описывать признаки предметов;
классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
сравнивать предметы между собой;
узнавать предметы по заданным признакам;
определять последовательность событий;
обобщать;
давать определения тем или иным понятиям, другие.
Полезный совет
Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыслительные процессы.
Сядьте так, чтобы вам было удобно.
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед.
Медленно качайте головой из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию груди по мере расслабления шеи.
Выполнять 30 секунд.
1. Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение 1. «Третий пишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
Полезный совет
При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
Не забывайте: главный вопрос - почему ты так думаешь?
Упражнение 2. «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
Лиса - нора, медведь - ... (берлога)
Больница - лечение, школа -.... (обучение)
Сахар - сладкий, лимон - ... (кислый)
Рыба - вода, птица - ... (небо)
Утка - утенок, курица - ... (цыпленок)
Птицы - перья, звери - ... (шерсть)
Осень --зима, дождь - ... (снег)
Кастрюля - половник, тарелка - ... (ложка)
Куртка - замок, шуба - ... (пуговица)
Тепло - вода, морозно - ... (лед)
Упражнение 3. «Путаница»
Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?
Упражнение 4. «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
- Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб - целое, а части - ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.
Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей - столько же и палочек.
■ Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.
Упражнение 5. «Домик»
Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.
Помните: правильно расположить рисунок на листе - означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).
Упражнение 6. «Сравни»
Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?
Найди одинаковые чашки.
2. Упражнения на развитие образного представления (мышления)
Упражнение 1. «Отгадывание загадок»
Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) - своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.
Отгадывание загадок - задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «увидеть» предмет по словесному обозначению его признаков.
Учить детей отгадывать загадки - значит учить их соотносить речевую форму описания с графической формой.
При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый должен дополнить его ответ.
Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку проанализировать смысл загадки.
Задание ребенку:
- Узнай предмет по заданным признакам.
Угадай, что это:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Полезный совет
Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.
Примерный перечень загадок для
детей-дошкольников
Явления природы
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)
Туча скрыла солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет.
(Радуга)
Поднялись ворота,
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!»
(Радуга)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)
Через речку лег,
Пробежать помог.
(Лед)
В синей чаще - алый мяч,
Он и светел, и горяч.
(Солнце)
Растительный мир
Круглая, да не лук,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь.
(Репа)
Сидит дед,
В шубы одет,
Кто раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
(Колос)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья)
Золотая голова
Велика и тяжела,
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)
Круглое, румяное
С дерева достану я.
(Яблоко)
Рос шар бел,
Ветер дунул -
Жар улетел.
(Одуванчик)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Земляника)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)
Шапочка да ножка -
Вот и весь Ермошка.
(Гриб)
Стоят в поле сестрицы:
Платья белены, шапочки зелены.
(Березы)
Белая корзинка -
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда он и глянет.
(Подсолнух)
Стоит лепешка Н
а одной ножке,
Сам маленький,
А шляпка большая.
(Гриб)
Животный мир
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног - без копыт.
Летит - воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает
(Курица)
Летит птица,
Кто убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не воин, а со шпорами,
Не караульщик, а кричит.
(Петух)
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь.
(Рыба)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
У кого глаза на рогах,
А дом - на спине?
(Улитка)
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)
Пятак есть,
А ничего не купишь.
(Свинья)
С бородой, а не старый,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица.
(Козел)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
На дне, где тихо и тепло,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(Собака)
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка,
На спине - щетинка.
(Поросенок)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(Петух)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает.
(Бабочка)
С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Маленький мальчишка.
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки
(Гусь)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Мягкие лапки,
А в лапках - царапки.
(Кошка)
С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык.
(Коза)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот)
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Предметы для дома
С ногами - без рук,
С боками - без ребер,
С сиденьем - без живота,
Со спиной - без головы.
(Кресло)
На окошке пруд,
В нем рыбки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
(Аквариум)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Четыре брата
Одним кушаком
подпоясаны,
Под одной крышей стоят.
(Стол)
Идут, идут,
А все тут да тут.
(Часы)
Кто в дом ни идет,
Меня за руку берет.
(Дверная ручка)
Кричит горлан
Через море-океан.
(Радио)
Два брюшка,
Четыре ушка.
(Подушка)
Гладкое,
стеклянное,
В него смотрятся.
(Зеркало)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Растянулась, как гармошка,
Чудо печка под окошком.
(Батарея)
Гладко, душисто,
Моет чисто.
(Мыло)
Есть у нас в квартире робот.
У него огромных хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
Хвостик из кости,
А на спине - щетинка.
(Зубная щетка)
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.
(Пылесос)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Транспорт, машины
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь.
(Самолет)
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезд не вьет,
Людей и груз везет.
(Самолет)
Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой.
(Экскаватор)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут - положу,
Человеку я служу.
(Подъемный кран)
Дом чудесный - бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд.
(Ракета)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
(Санки)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса,
Сядь верхом да мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Какой конь
Землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)
Продукты
Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)
Белый камень
В воде тает.
(Сахар)
Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша)
Белый - как снег,
В чести у всех.
(Сахар)
Стоит бочка -
Без замочка
И без зарубинки.
(Яйцо)
Черненько, горяченько,
А все любят.
(Чай)
Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Меня одну не едят,
А без меня мало едят.
(Соль)
Инструменты
Зубов много,
А ничего не ест.
(Пила)
Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(Топор)
Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит «тук, тук, тук».
(Молоток)
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Игла с ниткой)
Бьют Ермилку
По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
(Гвоздь)
Из железа тучка,
А у тучки ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку.
(Лейка)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(Лопата)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
(Иголка)
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
На два пальца меня надевают
И - что нужно, мною разрезают.
(Ножницы)
Полезный совет
Малыши очень любят игру «Кто больше знает?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет признаков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).
Играя в эту игру, вы развиваете образное мышление ребенка.
Упражнение 2. «Собери картинку»
Разрежьте любые картинки на части, пусть ребенок соберет, « полечит ».
Полезный совет
Очень полезно для развития образного мышления, памяти, внимания ребенка следующее упражнение: попросите малыша перечислить окружающие вас предметы, которые имеют круглую форму (квадратную, треугольную и т. д.).
Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень маленькие и т. д.).
Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте.
3. Упражнения на развитие логического мышления
Упражнение 1. «Определение последовательности событий»
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?
2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).
Полезный совет
Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.
Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.
Подобные беседы будут способствовать формированию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.
Упражнение 2. «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
Март, апрель, май, июнь... - месяцы .
Хлеб, молоко, колбаса, макароны... - продукты .
Стол, стул, шкаф, диван... - мебель .
Ромашка, василек, одуванчик, лютик... - полевые цветы .
Туфли, сапоги, валенки, сандалии... - обувь.
Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... - бытовые электроприборы.
Роза, гвоздика, астра, тюльпан... - садовые цветы.
Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... - школьные принадлежности.
Компот, каша, борщ, хлеб... - еда.
Тарелка, чашка, ложка, стакан... - посуда.
Машина, кукла, кубики, пирамидка... - игрушки.
Молоток, топор, пила, лопата... - инструменты.
Дуб, береза, осина, клен... - деревья.
Вариант 2.
Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.
Вариант 3.
Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.
Вариант 4.
Продолжить узор (ряд).
Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»
Примерные вопросы:
Чем отличается чашка от стакана?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Как зовут маму вашей мамы?
Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)
Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?
Какие слова являются противоположными по значению:
Большой - начало - высокий - брать - ... и т. д.
Когда ты завтракаешь - утром или вечером?
Сколько концов у двух палок?
Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?
Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.
Примерные ситуации:
1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», - сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, - в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
Упражнение 4.
Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.
Упражнение 5. «Соотношение количества предметов с цифрой»
Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.
Упражнение 6. «Пословицы»
Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.
Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.
Пословица развивает и обогащает речь.
В пословицах мудрость и красота.
Примерный перечень пословиц для детей дошкольников
Об учении
Ученье - свет, неученье - тьма.
Красна птица оперением, а человек ученьем,
Ученье - красота, неученье - простота.
Повторенье - мать ученья.
Где ученье, там и уменье.
Ученье и труд вместе живут.
По одежке встречают, а по уму провожают.
Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
Ум без книги, что птица без крыльев,
Сперва думай, а потом делай.
О труде, работе
По работе и мастера знать.
Сломать легко, сделать трудно.
Каждое дело любовью освещается.
Кто первый в труде, тому слава везде,
Глаза боятся, а руки делают.
Без дела жить - только небо коптить,
Терпенье и труд - все перетрут.
Больше дела - меньше слов.
Не ленись, а трудись.
Веселись, играй, да дело знай.
Об умении
Умелые руки работы не боятся.
Над чем постараешься, тому и обрадуешься.
Работа хвалит мастера.
Есть терпение, будет и умение,
Дело мастера боится.
Лицом в грязь не ударит.
Делу - время, потехе - час.
Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
О книге и пользе чтения
Дом без книги - что без окон.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
В книге ищи не буквы, а мысли.
Книга - твой друг, без нее как без рук.
Знание - солнце, книга - окно.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Игры на развитие мышления
«Назови соседей»
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т. д.) десятка.
«Составим букет»
Игра развивает у детей умение различать предметы по размеру и цвету.
Для игры понадобятся рисунки цветов разных размеров (их можно вырезать из открыток, цветной бумаги).
Правила игры.
Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше - мелкие.
- число цветов в каждом букете;
- число белых (красных) цветов;
- число ромашек (роз, гвоздик);
- число больших (маленьких) цветов и т. д.
«Разноцветные мячи»
Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водящий бросает синий мяч, дети называют неодушевленные предметы.
Аналогично провести игру «Цифры и буквы».
«Один - много»
Игра направлена на развитие быстроты мышления.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его водящему, называя это слово во множественном числе.
«Камень - вата»
Правила игры.
Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинаются на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».
Диагностика мышления младших школьников.
1. Методика "Простые аналогии"
Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок исследования.
Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,
о хорошем 6-7 ответов,
о достаточном - 4-5,
о низком - менее чем 5.
2. Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению .
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин
.
Порядок исследования.
Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов.
Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;
хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;
средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;
низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
3 . Методика "Изучение скорости мышления"
Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
д-р-во | п-и-а | п-сь-о |
|
з-м-к | |||
к-м-нь | ф-н-ш | з-о-ок |
|
п-с-к | х-кк-й | к-ш-а |
|
у-и-ель | ш-ш-а |
||
к-р-ца | п-р-г |
||
ш-о-а | б-р-за | ш-п-а |
|
к-и-а | п-е-д | б-р-б-н |
|
с-л-це | к-нь-и |
||
д-с-а | в-с-а | д-р-в- |
Порядок исследования.
В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов:
25-30 слов - высокая скорость мышления;
20-24 слова - хорошая скорость мышления;
15-19 слов - средняя скорость мышления;
10-14 слов - ниже средней;
до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:
19-16 слов - высокий уровень мышления;
10-15 слов - хороший;
5-9 слов - средний;
до 5 слов - низкий.
4. Методика "Изучение саморегуляции"
Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.
Порядок исследования.
Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.
В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности
(старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.
Обработка и анализ результатов .
Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.
1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.
3 уровень . Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.
4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.
5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.
5. Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления , ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения.
Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Картинка к методике «Нелепицы».
6. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»
Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах - это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу
днем и вечером? (Правильный ответ - обедают и ужинают).
3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ - темно).
4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ - зеленая).
5. Черешня, груша, слива и яблоко - это... (Правильное продолжение - ягоды и фрукты).
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ - города).
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время). (Правильный ответ - такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ - щенок и ягненок).
10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это - инструменты, выполняющие в чем - то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это - животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги).
14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп - нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп - конический, а винт и гвоздь - круглые).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный ответ - это виды спорта, виды физических упражнений).
16. Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы - для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы - потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
Обработка результатов
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.
Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно -логического мышления детей, поступающих в школу . Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.
Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.
Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19- го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому, что не все дошкольники по- настоящему знают, что это такое.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
7. Исследование рефлексивности мышления
Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.
Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.
Процедура исследования.
Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами:
1. л б к о
2. р а я и
3. у п к с
4. г и а р
5. т и г о
Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого за столом, а самому контролировать время решения им каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе.
Протокол исследования
Экспериментатор
Испытуемый | ||
№ анаграммы | Самоотчет испытуемого о решении анаграмм: |
|
1. |
Инструкция испытуемому:
"Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!"
После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.
Обработка результатов . В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решенных анаграммы.
Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы.
Правильность решения анаграмм можно установить по таблице-ключу. В ней порядок перестановки букв обозначен соответствующей цифрой, означающей номер буквы анаграммы.
Таблица-ключ к решению анаграмм
№/п анаграммы
Порядок перестановки букв |
|
№№ 1 – 5 | 2 1 4 3 |
Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.
Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. А показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.
Анализ результатов
При анализе результатов исследования в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить, как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть:
хаотической, неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;
формально-алгоритмической, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование – в смысловом;
свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.
Рефлексия мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, выявленном при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.
Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития свойств мышления, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Этот уровень рефлексивности выполняет функции контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В исследовании об этом уровне свидетельствует показатель ранга, если он не ниже 12 – 13.
Уровень сформированности рефлексивности мышления устанавливают по таблице, в которой буквой "К" обозначен коэффициент сформированности рефлексии.
На основе данных об уровне сформированности рефлексивности мышления, анализа стратегии решения анаграмм и показателя скорости мыслительных процессов составляют рекомендации испытуемому для улучшения его учебной деятельности, но при этом учитывают индивидуальные особенности темперамента, свойств характера и навыки работы с буквенным материалом.
8. Методика «Выявление общих понятий»
Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.
Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.
Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы :
Оценка в баллах
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).
Газета (правда, приложение, телеграммы, 6умага. редактор).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Воина (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).
Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).
Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы.шум, наполнение).
Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).
Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Инструкция :«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
9. Тест Липпмана «Логические закономерности»
Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7
6, 9, 12, 15, 18, 21
1, 2, 4, 8, 16, 32
4, 5, 8, 9, 12, 13
19, 16, 14, 11, 9, 6
29, 28, 26, 23, 19, 14
16, 8, 4, 2, 1, 0,5
1, 4, 9, 16, 25, 36
21, 18, 16, 15, 12, 10
3, 6, 8, 16, 18, 36
Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по "ключу".
"Ключи" и интерпретация результатов
Предъявленные ряды
Оценка результатов
Время выполнения задания (мин, с)
Количество ошибок | Уровень развития логического мышления |
||
2 мин и менее | Очень высокий уровень логического мышления |
||
2 мин 10 с - | Хороший уровень, выше, чем у большинства людей |
||
4 мин 35 с - | Хорошая норма большинства людей |
||
4 мин 35 с - | Средняя норма |
||
4 мин 35 с - | Низкая норма |
||
2 мин 10 с - | Ниже среднего уровня развития логического мышления |
||
10 мин - 15 мин | Низкая скорость мышления, "тугодум" |
||
более 16 мин | Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое пепеутомление |
МЕТОДИКА «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»
ЦЕЛЬ: Изучить способность ученика устанавливать логические связи между понятиями.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. специальный бланк (образец см. ниже),
ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк и сообщается следующая инструкция: «Посмотрите, под № 1 слева написано два слова – сверху ЛОШАДЬ, внизу ЖЕРЕБЕНОК. Какая между ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А справа под №1 тоже сверху одно слово КОРОВА, а внизу 5 слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно, которое будет так же относиться к слову
КОРОВА, как ЖЕРЕБЕНОК к ЛОШАДИ, т. е. чтобы оно обозначало детеныша КОРОВЫ. Это будет теленок. Подчеркиваем слово
ТЕЛЕНОК. Итак, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева и затем установить такую те связь справа. Так же решаются все задачи».
БЛАНК К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИЙ»
1. Лошадь | Корова |
Жеребенок 2. Школа | Пастбище, рога, молоко, теленок, бык Больница |
Обучение 3. Яйцо | Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной Картофель |
Скорлупа 4. Ложка | Курица, огород, капуста, суп, шелуха Вилка |
Каша 5. Коньки | Масло, нож, тарелка, мясо, посуда Лодка |
Зима 6. Ухо | Лед, каток, весна, лето, река Зубы |
Слышать 7. Собака | Видеть, лечить, рот, щетка, жевать Щука |
Шерсть 8. Пробка | Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя Камень |
Плавать 9. Чай | Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик Суп |
Сахар 10. Дерево | Вода, тарелка, крупа, соль, ложка Рука |
Сук 11 Дождь | Топор, перчатка, нога, палец, работа Мороз |
Зонтик 12. Песня | Палка, холод, сани, зима, шуба Картина |
Глухой 13. Нож | Хромой, слепой, художник, рисунок, больной Стол |
Сталь 14. Рыба | Вилка, дерево, стул, пища, скатерть Муха |
Сеть 15. Утро | Решето, комар комната, жужжать, паутина Зима |
Ночь 16. Птица | Мороз, день, январь, осень, сани Человек |
Гнездо | Люди, птенец, рабочий, зверь, дом |
КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»
1. Теленок 2. Лечение 3. Шелуха 4. Мясо 5. Лето 6. Жевать 7. Чешуя 8. Тонуть 9 Соль 10. Палец 11. Шуба 12. Слепой 13. Дерево 14. Паутина 15. Осень 16. Дом.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
По ключу проверяется правильность подчеркивания слов. Подсчитывается количество правильных ответов.
ВЫВОД. На основе сравнения результатов изучаемого ученика со среднегрупповыми результатами, полученными в одновозрастной группе, делается вывод об уровне развития у данного школьника изучаемой способности.
МЕТОДИКА ЛАЧИНСА
ЦЕЛЬ: Выявить индивидуальные особенности проявления ригидности (т. е. костности) и подвижности мышления (т. е. пластичности).
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. бланк с десятью арифметическими задачами (образец см. ниже),
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и сообщает инструкцию: «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте арифметические действия, использованные Вами для решения каждой задачи. Решайте задачи последовательно от 1-ой до 10-ой. Последовательность решения задач изменять нельзя. Если вы не можете решить какую-либо задачу, пропустите ее и решайте следующую. Время решения не ограничено».
БЛАНК К МЕТОДИКЕ ЛАЧИНСА
N 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. - как отмерить 10л.?
№ 2. Даны три сосуда: 37, 24, 2л. - как отмерить 9 л.?
№ 3. Даны три сосуда: 39, 22, 2л. - как отмерить 13 л.?
№ 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л. - как отметить 9 л.?
№ 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л. - как отмерить 11 л.?
№ 6. Даны три сосуда: 28, 14, 2л. - как отмерить 10 л.?
№ 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л. - как отмерить 9 л.?
№ 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. - как отмерить 15 л.?
№ 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л. - как отмерить 12 л.?
№ 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л. - как отмерить 10 л.?
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. Первые пять задач имеют только одно решение. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего, например, задача № 1: 37–21–3–3=10. Задачи № 6–8 и 10 имеют два решения: сложное (в три или два арифметических действия) и простое (в два, одно или ноль действий). Задача № 9 может быть решена только одним способом: 7+5=12.
2. Следует обратить особое внимание на рациональное решение задач № 6–10. Если большинство этих задач испытуемый решил нерациональным способом под влиянием стереотипа, выработанного при решении задан № 1–5, то, следовательно, у него проявляется ригидность мышления. Об этом же свидетельствует отсутствие решения задачи № 9. О высокой пластичности, подвижности мышления свидетельствуют обратные результаты, а именно: использование рациональных приемов при решении задач № 6–10.
ВЫВОД: Следует указать особенность мышления испытуемого, которая проявилась в данном эксперименте: ригидность или пластичность (подвижность).
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
3. бланк задания (образец см. ниже)
4. чистый лист бумаги, ручка.
ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк задания и сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк, на котором написаны серии слов. Каждая серия состоит из пяти слов. Четыре из них являются в некоторой мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Вы должны просмотреть каждую серию, найти слово, подлежащее исключению и выписать его на своем листочке под соответствующим номером. Например, даны 5 слов: «Кирпич, глина, камень, известь, дом». Первые четыре слова можно объединить одним понятием «строительные материалы», а последнее слово лишнее. Нужно записать: «№ 1 – дом». И так по порядку нужно решить все 17 серий».
БЛАНК ЗАДАНИЯ К МЕТОДИКЕ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИИ»
1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. смелый, храбрый, отважный, злой. решительный.
3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.
4. молоко. сливки, сыр, сало, сметана.
5. Б. скоро, Быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
6. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
7. лист, почка, кора, дерево, сук.
8. лом, сарай, изба, хижина, здание.
9. береза, сосна, дерево, дуб, ель.
10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
11. темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
12. гнездо, нора, курятник, берлога, сторожка.
13. неудача, крах, провал, поражение, волнение.
14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
15. минута, секунда, час, вечер, сутки.
16. грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
17. успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. По ключу проверяется правильность исключения слов.
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
1. маленький
5. постепенно
6. светлый
10. наказывать
11. голубой
12. сторожка
13. волнение
14. гвоздь
16. землетрясение
17. спокойствие
2. На основе проверки подсчитывается количество правильно исключенных слов. Это количественный показатель.
3. Проводится беседа с испытуемым с целью выяснения причин объединения в одну группу 4-х слов в каждой серии. Делается вывод, существенные или несущественные признаки положены в основу объединения. Это качественный показатель.
ВЫВОД. На основе количественного и качественного показателей делается вывод об уровне развития у данного школьника мыслительных операций обобщения и отвлечения. Оценка уровня развития производится на основе сопоставления результатов данного испытуемого со среднегрупповыми результатами, полученными путем экспериментального изучения группы школьников одного возраста.
МЕТОДИКА «ЛОГИЧНОСТЬ»
ЦЕЛЬ: оценить индивидуальные различия в уровне развития логичности мышления у школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. бланк задания (образец см. ниже),
2. чистый лист бумаги, ручка.
ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк, на котором дано 20 заданий. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х посылок и вывода. Часть умозаключений верны, часть заведомо ложны. Испытуемому сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк с 20-ю заданиями. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х взаимосвязанных суждений и вытекающего из них вывода. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На чистом листе вы должны написать номера заданий и рядом с каждым номером одно слово: «верно», «неверно».
БЛАНК ЗАДАНИИ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ»
1. Вес металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония –капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.
4. Все Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.
6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.
7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнова изучает логику. Следовательно, Смирнова – слушатель высшей школы.
8. Некоторые студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно, Петров – бывший военнослужащий.
9. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебозаготовок.
10. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.
11. Все граждане Советского Союза имеют право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
12. Все металлы куются. Золото – металл, Следовательно, золото куется.
13. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.
14. Все студенты Ленинградского университета изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. – студент Ленинградского университета.
15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
16. Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Н. Рассел – капиталист. Следовательно, Н. Рассел стремится к развязыванию войны.
17. Все студенты III-го курса выполнили норму ГТО II ступени. В. выполнил норму ГТО II ступени. Следовательно, В. – студент 3-го курса.
18. Все коммунисты выступают против войны. Б. Джонс выступает против войны. Следовательно, Б. Джонс – коммунист.
19. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.
20. Все ученики третьего «Б» класса отличники. Петя Смирнов – отличник. Следовательно Петя Смирнов – ученик третьего «Б».
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. По ключу проверяется правильность выполнения задания школьником.
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ»
Ответы «верно»: 1,11,12.
Ответы «неверно»: все остальные.
2. Подсчитывается количество правильных ответов.
ВЫВОД. Для того, чтобы оценить уровень развития логичности мышления изучаемого школьника, необходимо провести этот эксперимент с группой учеников одного возраста, получить и обработать результаты и сравнить результаты изучаемого школьника со сроднегрупповыми.
МЕТОДИКА «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ»
ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные различия в уровне развития абстрактного мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Набор из 10 карточек, на каждой из которых написан текст одной пословицы (возможный вариант текстов см. ниже).
1. Куй железо, пока горячо.
2. Цыплят по осени считают.
3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
4. Не красна изба углами, а красна пирогами.
5. Лучше меньше, да лучше.
6. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
8. Не в свои сани не садись.
9. Не все то золото, что блестит.
10. Семь раз отмерь, а один отрежь.
ТЕКСТЫ ФРАЗ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
1. Материал разрезают ножницами.
2. Зимой ездят на санях, а летом на телеге
3. Каждое утро овец выгоняют за деревню.
4. Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо.
5. Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
6. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
7. Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно.
8. Цыплята вырастают к осени.
9. О деле судят по результатам;
10. Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
11. Если не знаешь дела, не берись за него.
12. Кузнец; который работает неторопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
13. Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать.
14. Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого карточки с пословицами одну под другой, столбиком, текстом вверх. Затем экспериментатор дает испытуемому в перемешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. Учтите, что не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице». Затем испытуемый выполняет задание, а экспериментатор параллельно фиксирует его ответы в протоколе. После выполнения задания экспериментатор просит испытуемого дать объяснение по каждой подобранной паре, в чем их сходство, в чем их общая идея.
ФОРМА ПРОТОКОЛА
1. По ключу проверяется правильность выполнения задания испытуемым.
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ»
2. Путем качественного анализа проверяется правильность объяснения решения.
ВЫВОД: Чем больше у испытуемого правильных ответов, тем более сформировано понимание переносного смысла и тем выше, следовательно, уровень развития абстрактного мышления.
МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,
2. чистый лист бумаги, ручка.
ХОД РАБОТЫ: До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов». При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:
«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».
1. Корова – лошадь
2. Трамвай – автобус
3. Утро – вечер
4. Река – птица
5. Яблоко – вишня
6. Обман – ошибка
7. Корзина – сова
8. Летчик – танкист
9. Маленькая девочка – большая кукла
1. Воробей – курица
2. Поезд – самолет
3. Дождь – снег
4. Ось – оса
5. Дуб – береза
6. Голод – жажда
7. Волк – луна
8. Учитель – врач
9. Картина – портрет
1. Ворона – воробей
2. Сани – телега
3. Вечер – утро
4. Стакан – петух
5. Озеро – река
6. Сказка – песня
7. Ветер – соль
8. Золото – серебро
9. Молоко – вода
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.
2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).
3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно).
ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Сравниваемые пары понятий | количество признаков сходства | одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме | функциональное сходство | относятся к одному классу (одному родовому понятию | количество признаков различия | различие в размере, цвете, форме | функциональные различия | Относятся к различным родовым понятиям |
Всего признаков |
ПРИМЕЧАНИЕ: Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.
ВЫВОД: Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.
МЕТОДИКА «ПОДБОР СЛОВ - АНТОНИМОВ»
ЦЕЛЬ: выявление словарного запаса школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. бланк задания (образец см. ниже).
ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор выдает испытуемому бланк задания и сообщает инструкцию: «Вот ряд слов, к каждому слову придумайте и запишите (прямо на бланке) слово противоположного значения (антоним). Вот, например,...», и экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 1-2 простых примера.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА
3. грязный
4. исчезновение
7. крупный
9. младший
10. отталкивать
11. удаление
12. высокий
13. внешний
14. твердый
16. Красивый
17. исправление
18. множить
19. громкий
20. спокойствие
21. сходство
22. меньшинство
23. поднимать
24. беречь
25. разрешать
26. скупой
27. починять
28. порицание
30. забывать
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Проверяется правильность выполнения задания по словарю антонимов.
2. Проводится качественный анализ ответов, т. е. учитывается степень дифференцированное, точности подбираемых антонимов. Большое количество ответов, построенных путем прибавления к слову приставки «не» (например, «высокий» – «невысокий», «спешить» – «не спешить» и т. д.) свидетельствуют о малом словарном запасе испытуемого. Особое внимание следует обратить на подбор трудных противоположностей (задание № 17, 18 и др.)
ВЫВОД: На основе проведенного анализа делается вывод о богатстве (бедности) словарного запаса испытуемого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гамезо, М. В. Контрольные работы по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашненко. – М.: Просвещение, 1979
2. Климов, Е. А. Как выбрать профессию? [Текст]: книга для учащихся / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1984
3. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте [Текст] / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов и др. – М.: Просвещение, 1984
4. Методики изучения психологических особенностей школьников [Текст] / сост. И. И. Скрипнюк. – Л.: изд-во ЛГПИ, 1982
5. Непрерывная школьная практика по психологии [Текст]. – Л.: изд-во ЛГПИ, 1987
6. Платонов, К. К. Психологический практикум [Текст] / К. К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1980
7. Практические занятия по психологии [Текст] / под. ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972
8. Социально-психологический климат первичного трудового коллектива: диагностика и пути оптимизации. – Пермь, 1986
9. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст] / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец набора карточек для исследования объема внимания
· | · | · | ||||||||||||||||||
· | · | · | · | |||||||||||||||||
· | · | · | ||||||||||||||||||
· | · | · | ||||||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | |||||||||||||||
· | · | · | · | |||||||||||||||||
· | · | · | · | |||||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | |||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | |||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | · | ||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | · | ||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | · | ||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | |||||||||||||||
· | · | · | · | |||||||||||||||||
· | · | · | · | · | · | · | · | |||||||||||||
· | · | · | ||||||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТАБЛИЦА К МЕТОДИКЕ «БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ЧИСЛА»
И.В. Баграмян, г. Москва
Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .
Расхламляемся
Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.
Искусство общения с родителями
Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.
Что делать?
Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.
Как не допустить измен
Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.
Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять