Четыре года – достаточно сложный для ребёнка возраст, когда он внутренне чувствует себя достаточно взрослым, но при этом остаётся ещё маленьким. Он ещё не дошкольник, но уже далеко и не младенец. В этот период происходит самосознание ребёнка как личности, становление его характера, так что от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы мягко и ненавязчиво направлять его.
Физическое развитие
В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг. При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см. К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.
Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша. Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость.
Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:
- ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
- бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
- быстро пробегать расстояние 10-20 м;
- непрерывно бежать в течение 1 мин;
- уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
- прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
- несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
- спрыгивать с высоты 15-20 см;
- прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
- перешагивать через предметы;
- перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
- подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
- держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
- лазать по гимнастической стенке;
- уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
- попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
- прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
- кататься на велосипеде;
- не бояться воды, учиться плавать.
Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:
- запускать юлу маленького размера;
- делать «фонарики» кистями рук;
- нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
- завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
- застегивать крючки, молнии, пуговицы.
Умственное развитие
Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.
Математика
В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:
- знать цифры до 5;
- уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
- сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
- сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
- знать и показывать правую или левую руку;
- владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
- знать порядковый счёт до десяти.
Развитие речи
В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.
В норме ребёнок 4-х лет должен:
- членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
- воспроизводить многосложные слова;
- согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
- понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
- отвечать на простые вопросы;
- употреблять в речи предложения с однородными членами;
- уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
- произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
- делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
- правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
- понимать термины «звук», «слово», «буква».
Окружающий мир
Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.
Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:
- знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
- знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
- знать свой возраст;
- знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
- знать названия детенышей этих животных и птиц;
- знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
- знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
- знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
- знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
- различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
- уметь различать и называть различные погодные явления;
- знать названия нескольких профессий.
Изобразительная деятельность
В 4 года ребёнок должен:
- знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
- правильно работать карандашами и кисточкой;
- проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
- ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
- аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- изображать простейшие предметы и явления;
- уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
- лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
- делать аппликации из готовых форм, используя клей.
Конструирование
В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:
- знать и называть основные детали конструктора;
- уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
- изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
- различать части постройки по высоте и величине.
Музыкальное воспитание
В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.
Психическое развитие
В этом возрасте активно развивается психика малыша, он начинает испытывать разнообразные эмоции и становится очень восприимчивым к реакциям взрослых. Родители и воспитатели должны понимать, что их уважительное и одобрительное отношение к четырёхлетнему ребёнку формирует у него правильное позитивное представление о себе. В этот период поведение ребенка определяет уровень его самоуважения. Если взрослые считают его хорошим, то и ребёнок считает себя таковым, и ведёт себя соответствующим образом. И наоборот, капризничает и хулиганит, если считает себя плохим.
Основные психические функции развиваются в этом возрасте следующим образом.
Внимание
В 4 года ребёнок должен:
- самостоятельно находить и называть признаки сходства и различия между игрушками или картинками;
- удерживать в поле зрения не менее 4-5 предметов;
- самостоятельно находить одинаковые предметы;
- не отвлекаясь, выполнять определённые задания в течение 6-7 минут;
- суметь повторить движения в определенной последовательности, например: поднять или опустить руки, хлопнуть в ладоши и т.д.
- хлопать в ладоши или топать ножкой во время произнесения взрослыми определённого слова;
- суметь сконструировать простые постройки из деталей конструктора по предложенному образцу;
- самостоятельно складывать картинку или открытку, разрезанную на 3-4 части.
Мышление
- самостоятельно в правильном порядке собирать пирамидку из 6-7 колечек;
- знать и использовать обобщающие слова;
- находить соответствующую пару любому предмету;
- находить в каждой группе лишний предмет и уметь объяснить свой выбор;
- подбирать слова-антонимы;
- находить несоответствия на картинке, изображающей нелепицы;
- решать простые логические задачи.
Память
В 4 года ребёнок должен уметь:
- запоминать содержание сюжетного рисунка;
- пересказывать содержание услышанной сказки;
- знать и рассказывать наизусть стихи, потешки, загадки;
- воспроизводить в памяти и уметь описывать недавно происшедшие яркие события своей жизни;
- повторять услышанные различные слова, цифры или слоги (4-5 шт.);
- точно выполнять задания, состоящие из нескольких (3-4) команд;
- запоминать и самостоятельно называть 4-5 увиденных предметов.
Эмоциональное развитие
И, наконец, не менее важным фактором полноценного развития четырёхлетнего малыша является его эмоциональное становление. В этом детском возрасте ребёнок уже начинает ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, он чувствует и осознает отношение к себе, доброжелательное или недоброжелательное, способен заметить изменение настроения окружающих его людей, проявляет сочувствие и внимание, может выразить свои эмоции.
Это лучшее время для воспитания культуры поведения малыша.
Четыре года – возраст, когда ребенок, вроде бы, уже и повзрослел, но, все-таки, еще маленький. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.
Физиология ребенка четырех лет
В 4 года физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии. Если раньше ваш малыш неутомимо двигался, то теперь необходимо побуждать его к этому. Совет от всех врачей и психологов – гулять как можно больше. На улице ребенок двигается с удовольствием. Тем более, что прогулки теперь стали гораздо интереснее: у вашего чада появились друзья, и вместе они придумывают игры столь необычные, и сюжеты столь захватывающие, что время пролетает незаметно.
Если вы еще не записали ребенка ни в какую спортивную секцию, в четыре года уже пора это сделать. В идеале, малыш должен посещать спортивные занятия и развивающие классы: его личность должна быть гармоничной.Спортивная секция хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, дисциплинирует и воспитывает характер. К тому же, привычка регулярно двигаться (как, впрочем, и большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень – одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь. И, безусловно, пройдет лет десять-пятнадцать, и ребенок искренне поблагодарит вас за то, что вы научили его что-то делать хорошо. Быть в каком-то деле лучше, чем другие, всегда приятно.
Психология четырехлетнего ребенка
Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления
ного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.
Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.
Навыки и умения в четыре года
Сейчас, когда ребенку уже исполнилось четыре года, оценивать его развитие по приобретенным за год навыкам уже не очень уместно. Ребенок умеет все, чему вы его научили.
Четыре года – самое время приобщать малыша к культурной жизни. Детские концерты, елки, спектакли, мультики – все нравится и все радует. Не ленитесь обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.
Четыре года – отличный возраст для того, чтобы научить ребенка читать, преподать ему основы математики, сформировать навык выражения собственных мыслей. Малыш уже научился произносить практически все звуки (может быть, пока еще не удаются шипящие и «р»), и теперь можно работать непосредственно над грамотностью, связностью и развернутостью речи.
Этот период в жизни ребенка можно назвать «сто тысяч почему»: он постоянно задает вопросы, и родителям приходится вспоминать забытое и искать информацию в книгах и интернете. Не стесняйтесь сказать ребенку, что вы чего-то не знаете, заодно расскажите, где вы ищете ответы на его вопросы.
Ребенок вытягивается, становится худым – в этот момент родители, заметив, что у него проступают под кожей ребра, могут начать усиленно кормить сына или дочь: но, как правило, это возрастные изменения, и увеличивать число приемов пищи не нужно. В четыре года можно начать заниматься спортом – плаванием, гимнастикой, лыжами, которые полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета.
Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка лет
Если ребенок пока не ходит в спортивную секцию, для развития крупной моторики занимайтесь дома гимнастикой и играйте на улице в подвижные игры – бегайте, меняя ритм бега с быстрого на медленный и наоборот, прыгайте на дальность, предлагайте ребенку сделать «ласточку» – пусть он стоит на одной ноге 10-20 секунд, а вы придерживайте его за руки. Для развития мелкой моторики, по-прежнему, актуальны лепка и рисование: ребенок в 4 года может нарисовать человека с элементами одежды и скопировать ваш рисунок дома с трубой и забором.
Как играет ребенок в четыре года
В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью». В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.
Чему учится ребенок в четыре года
Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.
Как ведет себя ребенок четырех лет
Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.
Как развивается речь ребенка четырех лет
Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.
В чем основная задача воспитания ребенка четырех лет
Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. В этом возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.
Делитесь со своими друзьями в Facebook!
Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Алина Будыльская
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»
Занятия для детей 4 лет
Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание. Навыки у малыша 4 лет
Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:
Осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;
Знать несколько профессий, названия деревьев и животных;
Демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;
Сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;
Различать, где один предмет, а где их много;
Раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;
Уметь нанизывать бусины и пуговицы;
Определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;
Речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;
Пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;
Различать разные погодные явления, времена года и суток;
Называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;
Разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.
Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.
Развитие речи ребенка в 4 года
В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.
Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.
Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т. д.).
Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: "Где гулял сегодня?", "Что тебе купили?", "Кого видел на улице?", "Как ты был одет?"
Что еще должен уметь ребенок? 4 года - тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.
Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.
Развитие памяти, внимания, логического мышления
Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте ребенок уже может:
Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.
Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.
Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.
Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.
Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.
Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.
Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т. д.).
Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.
Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.
Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.
Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.
Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: "Зачем зимой мы надеваем перчатки?", "Для чего дома двери и окна?" И так далее.
Математическое мышление ребенка в 4 года
Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:
Перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;
Знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;
Легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;
Может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;
Понимает, что такое меньше, больше, поровну;
Постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.
Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.
Чем должен заниматься ребенок
4 года - это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна. На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки. Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.
Развитие детского творчества
Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.
Особенности детей 4 лет
Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы - это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.
Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.
Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.
Чему учить и как учить
Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.
Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.
Игры и игрушки для малышей в 4 года
Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.
Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.
Друзья в этот период
В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.
Полезные советы папе и маме
Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».
Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное - проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.
Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.
У многих детей в возрасте 4 лет происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. К тому же они все еще остаются маленькими, еще не дошкольники, но уже и не младенцы. В данный период от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы при необходимости корректировать его поведение и направлять дальнейшее развитие.
Ребенок в 4 года активный, любознательный, веселый
Особенности развития детей
В этом возрасте большую роль играет особенности детской психологии, учитывая которую взрослые могут грамотно выстраивать формирование способностей малыша. Развитие ребёнка в 4 года идет по разным направлениям.
Физическое развитие
Они становятся более самостоятельными, начинают одеваться без помощи взрослого. В норме ребенок 4 лет должен уметь нижеследующее, если у него пока не получается, тогда следует проводить корректирующие занятия.
В 4 года малыш должен много прыгать и бегать
- ходить уверенным шагом, при этом не шаркая;
- во время бега изменять темп и ускорение, сохраняя равновесие;
- выдерживать бег на расстояние от 10 до 20 метров;
- бегать на протяжении 1 минуты;
- на протяжении 3-4 секунд стоять на одной ноге;
- производить прыжки вперед от 2 до 3 метров;
- прыгать на одной ноге;
- спрыгивать с 20 сантиметровой высоты;
- перешагивать через маленькие препятствия;
- проползать через низкие предметы;
- лазать по лесенкам на шведской стенке;
- бросать и ловить мяч;
- кататься на велосипеде;
- не паниковать перед водой;
- катать мяч;
- держать равновесие на низкой скамейке.
В 4 года детей можно записывать в спортивную секцию
Социальное развитие
Ребенок 4 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих. Исходя из психических данных, было бы неплохо водить детей вместе играть во двор, к друг другу в гости. Пока у детей происходят совместные занятия и общение, у их мам тем временем появится свободное время.
В 4 года у детей появляются друзья
В данном периоде ребенок нуждается в похвале, уважении со стороны родителей, он стает обидчив на замечания.
Именно поэтому задача взрослого заключается в том, чтобы корректно подходить к формированию характера малыша. Сейчас он учится вежливому общению, вниманию, сочувствию, конечно, опираясь на пример взрослого.
Умения и навыки самообслуживания развивают родители и воспитатели
Обучение чтению
Ребенок 4 лет вполне может начинать осваивать чтение. Однако, начиная занятия дома, нужно ориентироваться на уровень его устной речи. Если у ребенка развернутая речь, и он хорошо слышит и произносит звуки, тогда можно начинать обучение.
Развитие речи в 4 года
Прежде всего, необходимо понимать, что у каждого малыша свой темп восприятия нового материала. Он способен грамотно выражать свои мысли, но на страничках букваря вполне может забуксовать. Не стоит здесь раздражаться, можно на небольшое время отложить занятия, возможно он психологически не готов к данным нагрузкам.
Совет: выученные буквы для лучшего запоминания можно нарисовать, слепить, приклеить на холодильник, чтобы они находились как можно чаще перед глазами.
Обучать дома можно по нескольким методикам. Очень популярна в настоящее время методика Жуковой. На страницах своего букваря она дает рекомендации родителям, на что лучше обратить внимание и предлагает метод перехода от простого к сложному.
Кубики Зайцева — эффективный способ обучения чтению
Не менее популярная методика Зайцева с его знаменитыми кубиками. Зайцев предлагает действовать, опираясь на ведущую для малыша деятельность – игру. Во время этих занятий дети меньше утомляются.
Родители сами могут выбрать методику для занятий, не важно традиционная она или основанная на современных подходах. Главное-ребенку должно быть интересно, веселые занятия располагают к дальнейшему интересу в обучении.
Как обучать математике ребенка 4 лет
Многие родители задумываются, как организовать занятия дома. Ведь, когда ему интересно, то урок проходит быстро и качественно. Во время обучения счету необязательно сидеть на месте. Можно проходить количественный счет составляя на кухне тарелки.
Дома хорошо закрепляется счет во время игры в магазин, для детей будет увлекателен процесс оплаты за игрушки.
В 4 года малыша можно знакомить с деньгами и так развивать умение считать
Для детей 4 лет разработано много занятий, помогающих закрепить знания об геометрических фигурах. Для этого хорошо использовать вырезанные фигуры разного цвета и размера. Если во время работы с предметами попутно собирать картинки, то можно одновременно формировать воображение. Развивать будущего математика можно собирая сюжеты из новых элементов, например, солнце из 2 полуовалов, а прямоугольник из большого квадрата и 2 маленьких.
Развитие дома математических способностей происходит во время формирования представлений о понятиях «много» и «один», «больше» и «меньше».
Можно играть в «пчелок», прячущихся от медведя. Медведь – один, а пчелок – много. На полянку вылетела пчелка – одна, еще вылетела – стало две, еще – три. Сколько стало пчелок на полянке? Снова много.
Роль сюжетно-ролевых игр
Игра- это основной вид деятельности для детей 4 лет. В процессе игры происходит формирование дисциплинированности, внимания, воображения, ловкости. Основная фишка данного занятия заключается в том, что ребенок придумывает себе роль, и сам ее играет, это важно для дальнейшей его социализации. Он в игре прорабатывает полученные впечатления и знания. К сожалению, на сегодняшний день дошкольное времяпровождение вытесняет игру, на ее место приходят компьютеры, телевизоры, смартфоны.
Совет: для того, чтобы у детей легче происходил процесс социализации, нужно находить время на игру с ними.
Сюжетно-ролевая игра в повара
Пользуются спросом у детей ролевые игры в семью, где мама может исполнять роль дочки, а дочка-мамы. Кстати, для этой игры можно использовать кукол. Данная игра способна научить взаимопониманию, усвоению домашних правил.
Поможет справиться с боязнью врачей игра «Больница». Причем, в качестве пациентов могут выступать, как зверушки, так и родители. Неплохо вначале ведущую роль доктора вести взрослому, а потом постепенно устраняться, при этом наблюдая за ходом событий.
Аналогичным способом можно играть с малышом 4 лет и в «Накрывание ужина», «Большую уборку», «Детский сад». Кстати, внимательный родитель именно во время этих игр может узнать о том, что беспокоит малыша.
Развитие мелкой моторики
Занятия на развитие мелкой моторики у ребенка 4 лет – это залог на будущий интеллект крохи.
Известные психологи утверждают, что именно в пальчиках находится ум малыша. Если у него хорошая моторика, то тогда он имеет неплохо развитую речь, память. Такие дети лучше рассуждают, строят предложения. Слабо развитая моторика 4-леток может спровоцировать неподготовленность к письму или проблемам с речью.
Развитие моторики с помощью лепкиДля развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы: шнурки, капсулы от «Киндер-сюрпризов», пуговицы, прищепки, рис, гречку. Хорошо развивают пальчики нанизывание бусин на проволоку, пирамиды на штырь, застегивание пуговиц, замочков, кнопочек, молнии.
Отдельно хотелось упомянуть про гимнастику для пальчиков. Вначале занятия можно похлопать в ладоши, причем задавая определенный темп и громкость, походить по столу указательным и средними пальчиками. Затем пусть большой пальчик поздоровается со всеми остальными по очереди. На данном моменте можно повторить и названия пальчиков. Данные занятия следует проводить ежедневно.
Пальчиковая гимнастика — упражнения
Хорошо развивает моторику лепка, рисование, обведение фигуры по точкам, в летний период-рисунок песком на пляже. Главное условие результативности – это регулярность занятий.
Знания об окружающем мире
Ребенок 4 лет должен уже многое знать о себе и об окружающем его мире. Давайте посмотрим, что он должен уметь и знать, может быть на что-то ушло от взрослого внимания.
В 4 года дети активно интересуются окружающим миром
- знать свою фамилию, имя, отчество, имена мамы, папы, бабушки, дедушки, сестер и братьев;
- называть свой возраст;
- название города, в котором он живет, домашний адрес;
- разбираться со временами года, когда летают бабочки, падает снег, когда на деревьях желтые листья, когда тает снег;
- иметь представление об основных явлениях природы, какие осадки бывают в летний период, что выпадает зимой;
- различать знакомые бытовые приборы и давать им характеристику: форма, цвет, предназначение;
- различать фрукты от овощей;
- различать домашних и диких животных;
- называть животных и их детенышей.
В данном возрасте дети стремятся к самостоятельности, они жаждут все узнать. Основная задача родителей – это не препятствовать получению новых знаний, нужно давать им больше самостоятельности, поддерживать, не зацикливаться на неудачах. Иначе может вырасти неуверенная в себе личность.
Видео. Развитие речи у ребенка 3-4 лет
В 4 года девочки и мальчики примерно одинаковы в физическом развитии. Их показатели роста и веса почти не различаются. Разница будет заметна ближе к 5 годам, когда мальчики начинают «перегонять» девочек в росте и весе.
В 4 года активно развиваются коммуникативные навыки, ребёнок общается с другими детьми, выражает эмоции, показывает характер, проявляет симпатии или антипатии к людям. Потребность в постоянном движении активно появляется на улице, когда ребёнок играет во дворе со сверстниками. Процесс общения настолько интересный, что может увлечь ребенка на весь день. Детская площадка для него – любимое место для досуга: здесь он осваивает горки и качели, бегает и прыгает. В такие моменты за ним нужен глаз да глаз, ведь дети, заигравшись, могут забыть про безопасность.
Ребёнок познаёт мир
Что касается умственного развития, то в этом плане всё зависит от среды, в которой растёт и воспитывается малыш. Одни родители уделяют внимание занятиям с ребёнком, играют, читают им книги, а другие пускают этот процесс на самотёк, особенно если их чадо посещает детский сад. Поэтому уровень знаний у разных детей различный, но, как правило, в школу все приходят примерно с одинаковым уровнем развития.
Четыре года – это пик познавательной и любознательной активности. Если в три года ребенок изучал мир по картинкам в детских книжках, то теперь он вполне готов к знакомству с окружающей средой в реальности. Смело ходите с малышом в зоопарк или в цирк, после посещения которых обязательно обсуждайте с ребёнком увиденное. Так он научится быстрее формулировать свои мысли. А на улице попутно поиграйте с ним в профессии: покажите ему продавца, водителя трамвая, строителя и т.д.
Чтобы поддержать правильное развитие вашего ребёнка, начинайте знакомить его с буквами, цифрами, основами арифметики. Если малыш охотно впитывает новые знания, то не ленитесь поощрять это стремление.
Игры для развития, тренировки памяти, мелкой моторики
Речь четырёхлетнего малыша становится более чёткой и правильной. Этот период прекрасен для того, чтобы тренировать память ребёнка: заучивайте с ним маленькие детские стихотворения или песенки, помогайте выделять интонацией некоторые слова, а телом и жестами движения героев стиха. Таким образом ребёнок понимает, о чем идёт речь в стихотворении, и включает собственное воображение.
Также выученные стишки можно использовать для игры в «неоконченное предложение». К примеру, вы называете первое предложение из стихотворения, делаете паузу, а ребёнок заканчивает его.
Вообще, игровая форма – лучший вариант для изучения всего. Буквы и цифры можно лепить из пластилина, а геометрические фигуры не только рисовать на бумаге, но и выкладывать из карандашей или кухонных ложек.
Обычно в 4 года дети обожают рисовать, лепить, клеить, что важно для развития мелкой моторики. Ваша задача – создать не только творческий процесс, но и сделать его максимально полезным. Если ребёнок научился более-менее ровно рисовать фигуры и крепко держать в руке кисточку, купите ему альбомы для раскрашивания с образцами рисунков, которые нужно дорисовать самостоятельно.
Игры в ассоциации – отличное и традиционное занятие для тренировки памяти и мышления. Задайте ему пример какого-то объекта и спрашивайте об ассоциациях.
Ребёнок и спорт
Если родители посчитают нужным развивать ребёнка в спортивном направлении, то четыре года – оптимальный возраст, когда можно начать заниматься спортом. Как плавание, так и гимнастика будут полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета. По утрам выполняйте с малышом зарядку. Несколько простых движений вроде поворотов и приседаний – и ваш ребёнок получит заряд бодрости на весь день. Кстати, так вы приучите к дисциплине и тяге к физическим упражнениям не только ребёнка, но и себя.
Маленького спортсмена можно определить в какую-либо секцию, чтобы с ним занимался профессионал. Но прежде постарайтесь выявить потребности самого ребёнка. Возможно, для этого некоторое время вам придётся позаниматься с ним дома. Спортивными упражнениями начните заниматься, оборудовав в комнате у ребёнка детский спортивный уголок. Как правило, «шведская стенка» оборудована лестницей и турником. Со временем её можно дополнять кольцами и другими снарядами.
Если летом вы всей семьей выбрались на морское побережье, то у вас есть прекрасная возможность научить ребёнка плавать. Конечно, у него не сразу получится держаться на воде, и он может несколько раз «захлебнуть» в рот воды. Поэтому для начала важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание.
Психологическое развитие: эмоциональный бум
Очень важно в этот период обращать внимание на психологическое состояние вашего малыша. В 4 года у ребёнка развивается психика. Практически каждый день он испытывает множество разных эмоций: радость, грусть, стыд, страх, обида и другие. Всё это новые состояния для малыша, которые раньше были вызваны инстинктом, а теперь – сознанием и началом формирующегося характера.
Сейчас родители не должны упустить момента в воспитании у ребёнка норм и правил поведения в обществе. К примеру, если разговаривают взрослые, нельзя их перебивать. Или что нельзя обращаться к взрослому человеку на «ты», брать без разрешения чужие вещи и т.д. Но важно не только учить тем или иным вещам на словах, но и показывать собственным примером, чтобы у ребёнка в голове не возникало противоречия. Папа не должен держать в руке сигарету, и при этом внушать сыну рассказ о вреде курения.
Часто дети подражают родителям, поэтому придумывайте с ребёнком какие-то совместные дела, с которыми ему будет не трудно справиться. Можно элементарно предложить малышу собрать вместе игрушки и расставить их каким-то необычным образом. Обязательно похвалите вашего маленького помощника, даже если у него что-то не получилось, ведь он так старался! Главное, не будьте равнодушными к попыткам ребёнка наладить с вами контакт.