Конспект занятия
по развитию связной речи
для подготовительной к школе группы на тему:
"Составление описательного рассказа с использованием схемы".
Составила:
Рязанова Н. В.,
Воспитатель МКДОУ «д/с №26»,
г. Еманжелинск
2016 г
Цель: Формировать навыки связной речи у детей.
Задачи:
· Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
· Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
· Упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.
· Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование:
· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты.
· схема для составления описательных рассказов; мяч.
Предшествующая работа:
· Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта».
· Чтение В.Маяковский «Кем быть?».
· Игра «Загадки о профессиях».
· Игра « Кто, что, для кого?».
· Игра «Доскажи словечко».
Ход занятия .
Воспитатель:
Ребята, нам сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите, узнать от кого письмо.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка. Я со своими друзьями живу в Цветочном городе. У моих друзей разные профессии и у них получился спор, чья профессия лучше и важней. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему. В письмо я вложил картинки с профессиями и заданиями».
1. Игра «Отгадай названия профессии».
По мере отгадывания показываются картинки с изображением людей разных профессий.
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
- Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
- Кто вас с ножницами встретит, пышно локоны завьёт? (Парикмахер ).
- Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
- Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)
- Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
2. Игра «Исправь ошибку».
(Воспитатель зачитывает, а дети исправляют)
· Повар лечит, а врач готовит.
· Строитель стрижет, а парикмахер строит.
· Полицейский тушит, а пожарный арестовывает.
· Маляр рисует, а художник красит.
· Космонавт ездит, а шофёр летает.
Воспитатель: Молодцы!!!
Вставай в круг ребята, мы поиграем в другую интересную игру.
3. Игра с мячом «Кто, где работает?».
Рабочий – на фабрике, учитель – в школе, повар – в столовой, строитель – на стройке, доктор – в больнице, портной – в ателье, продавец – в магазине, парикмахер – в парикмахерской, пожарный – в пожарной команде, полицейский – в участке, воспитатель – в садике.
Воспитатель: Молодцы, проходим на стульчики.
4. Игра «Кому, что нужно для работы?».
(Нужно выбрать инструменты для определенной профессии).
– доктору нужен градусник, шприц, фонендоскоп;
– полицейскому нужна рация, оружие, наручники;
– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен;
– повару нужно половник, кастрюля, ножик;
– строителю нужно молоток, мастерок, дрель.
Физкультминутка.
Много профессий | Руки на поясе – повороты туловища вправо- |
О них поговорим сейчас: | Развести руки в стороны. |
Вот швея рубашки шьет, | Движения воображаемой иглой. |
Повар варит нам компот, | «Мешаем» поварешкой. |
Самолет ведет пилот - | Руки – в стороны, |
На посадку и на взлет. | Опускают их вниз, поднимают вверх. |
Доктор ставит нам уколы | Скрестить ук. пальцы над головой. |
И охранник есть у школы. | Руки – согнуты в локтях «силовой жест» |
Каменщик кладет кирпич, | Попеременно кладет кисти рук одна на другую |
А охотник ловит дичь | Делают бинокль из пальчиков. |
Есть учитель, есть кузнец, | Загибают пальцы, перечисляя профессии |
Балерина и певец. | |
Чтоб профессии иметь, | Разгибаем пальцы. |
Надо много знать, уметь | Повороты кистями (тыльная сторона ладошки). |
Хорошо дружок учись! | Погрозить пальчиком. |
И, конечно, не ленись! | Отрицательное движение указательным пальцем. |
5. Игра «Кем ты будешь?». Дети отвечают предложением:
– Я хочу быть строителем, буду строить дома, школы.
– Я хочу стать поваром, буду готовить вкусную еду.
6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
· Название профессии.
· Место работы.
· Что делает человек данной профессии.
· Спецодежда. Головной убор.
· Что нужно ему для работы.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Он носит специальный фартук. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Я людей этой профессии уважаю.
(Самостоятельные рассказы детей).
7. Итог занятия.
Какие профессии вы сегодня узнали?
Ребята, как вы думаете, какая профессия самая лучшая и нужная?
Конспект ННОД по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Страна волшебников».
Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей об окружающем мире;
Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;
Развивающие:
Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содержание произведения;
Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, отзывчивость, чувство коллективизма; умение слушать ответы сверстников;
Формировать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Эмоции», панно русских народных сказок «Заюшкина избушка» и «Теремок» с героями произведений, запись музыки: «Солнечная капель» муз. С. Соснина, картинки цветов и божьих коровок, вода в кружках на каждого ребенка и блюдечки, листы бумаги, карандаши, фломастеры или мелки восковые на каждого ребенка.
Ход деятельности:
1.Приветствие «Круг радости»
Воспитатель: Давайте вместе встанем в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)
Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса и волшебство? Хотите стать волшебниками? А какими волшебниками вы хотите быть? (Ответы детей: добрыми). Тогда закрывайте глаза, начинается волшебство! Потихоньку, с закрытыми глазами поворачивайтесь во круг себя, пока я говорю волшебные слова
Воспитатель: Крибли – крабли – крабли – бимс,
В волшебника превратись!
Воспитатель: Мои добрые волшебники, мы можем совершить много добрых чудес! Вы готовы? Тогда в путь!
Присаживайтесь на ковер и посмотрите на экран. По-моему здесь побывала злая Фея. Нам нужно исправить положение, все вернуть на свои места! А для этого нужно найти причину, почему все произошло. Давайте, волшебники, приступим к работе!
2. Игра «Рассуждалки»
1 слайд «Девочка плачет»
Воспитатель: Кого вы видите на картинке? Что мы можем сказать о девочке, какая она? (Ответы детей: девочка грустная, обиженная) Что случилось, как вы считаете? Подумайте и ответьте. Если мы найдем ответ, то девочку расколдуем! (Ответы детей: поссорилась с подружками, её кто-то обидел, у неё забрали игрушку и т. п.)
Что нужно сделать, чтобы девочка опять стала веселой.
2 слайд «Девочка смеется»
Воспитатель : Видите, значит, вам удалось расколдовать картинку! Молодцы! Какая девочка стала? (Ответы детей: весёлая, радостная)
Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку.
3 слайд «Грустный клоун»
Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке? Как вы думаете, что с ним могло случиться? (Ответы детей: дети не пришли на представление, кто-то обидел и т. п.)
4 слайд «Клоун веселый»
Воспитатель: Ай да волшебники, ловко вы справились, картинки расколдовали! Тогда пойдем дальше, у нас еще много дел!
(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с персонажами сказок)
Воспитатель: Волшебники, для нас новое задание! Кажется, здесь тоже злая Фея побывала! Посмотрите, все герои в сказках перепутаны! Надо нам здесь поколдовать, да в сказках порядок навести, чтобы дети могли слушать сказки такими, какими их народ придумал!
(Дети раскладывают сказочных героев по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка»)
Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут героев сказки «Теремок»! Чем закончилась сказка? Как вы считаете, какой поступок совершил медведь? Почему?
А теперь назовите героев сказки «Заюшкина избушка». Кто помог Зайчику дом свой вернуть? Какими словами лиса всех прогоняла? Как вы считаете, хорошо поступила Лиса, когда Зайчика выгнала? Почему? Какую песенку пел Петушок?
Воспитатель: Молодцы, волшебники! И с этим заданием вы справились! Можно дальше идти, добро творить! Подойдем к следующему столу, где побывала злая Фея. Что вы видите здесь? (цветы и божьих коровок). Злая фея заколдовала ромашки, и божьи коровки не могут найти свой домик. Посмотрите, Божья коровка выбрала этот цветок. Найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково) . Это поможет вам рассадить других божьих коровок.
Молодцы волшебники! Пора и нам волшебникам отдохнуть и немного поиграть.
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Отдохнули, волшебники? Посмотрите, что это такое, злая Фея, заколдовала воду, а котенок не может понять, что ему делать, он хочет пить и боится. Нужно ему доказать, что вода это жидкость и ее можно пить. Где это мы с вами можем сделать. (В лаболатории) Для этого мы с вами пройдем в нашу волшебную лаболаторию. Как мы будем с вами доказывать, ваши мысли господа волшебники.
3. Эксперимент: «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (Ответы детей). Совершенно верно. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Какой мы с вами сделаем вывод: вода – это жидкость
Где еще можно встретить воду? Правильно, если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. Сейчас мы с вами зарисуем свой опыт. Пожалуйста, садитесь на стульчики и оформите на листе бумаги свой опыт, что вода – это жидкость.
Воспитатель: Ай да волшебники! Молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте на ковер, закрывайте глаза и медленно поворачивайтесь вокруг себя,
Крибли – крабли – крабли – блимс, Ты в ребенка превратись!
Воспитатель: Понравилось вам, ребята быть волшебниками? Скажите, а кому было трудно? А какие чудеса совершать понравилось больше всего?
Научить всех играть в нашу игру «Найди слово»
Игра рассуждалки
*Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. -Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
*Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
* Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
*
На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?
Ответ: На старом. Потому, что дятел питается насекомыми под корой и дерево стареет и портится и из старого легче добыть насекомых и личинки.
*Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?
Ответ: Нет. Потому. Что берёза сезонное дерево, а все сезонные деревья, не зависимо от ухода сбрасывают листву.
Сертификат:
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания :
Тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.
Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
-- интонационная выразительность речи,
-- достаточная громкость,
-- отчётливость произношения.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.
Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Выделяют типы монологов:
Описание
– это характеристика предмета.
Повествование
– это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение
– это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ
– это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ
– это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе . Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).
Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
Последовательность работы над связной речью:
Воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.
Приёмы работы по формированию связной речи.
1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
Пример «усложнённой» беседы.
Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
4. Составление описательного рассказа.
Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
Пример составления описательного рассказа по схеме.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».
Примеры серии сюжетных картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.
Примеры сюжетных картин:
7. Пересказ.
В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.
Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.
Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ . Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание . Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность .
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие критерии:
Полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
Рассказ о дне, проведенном в детском саду;
рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.
Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказываения
Цель занятия |
Виды заданий |
Обучение пересказу |
Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам. Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений, Составление "творческих пересказов" с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. |
Обучение рассказыванию по картинам |
Придумывание названия к картине или серии картин". Придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента). |
Обучение описанию предметов |
Игра-упражнение "Узнай, что это!" (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.) Составление описания предмета по собственному рисунку. Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и т. д.). |
Т.А. Ткаченко предлагает методику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства , облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания:
Наглядность;
- моделирование плана высказывания.
В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.
Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
Примеры занятий
Занятие № 1
Тема: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом - фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.
Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.
Рассказ «игра»
Рассказывает взрослый по окончании спектакля.
Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.
Вопросы к рассказу
Ответ дается полным предложением.
Кто вошёл в группу? - Куда вошли дети? - Что взял Миша? - Кого взяла Катя? - Что катал Миша? - Кого причёсывала Катя?
В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.
Упражнения
1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ
Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно кэтому рассказу или нет.
Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.
Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.
У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.
Миша любит машинки.
2. Установление порядка предложений в рассказе
Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.
Катя взяла куклу. - Катя вошла в группу.
Катя причёсывала куклу. - Катя взяла куклу.
Миша взял машинку. - Миша катал машинку.
Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности
Взрослый предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова - названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже:
причёсывала - вошли
взял - катал
играли - вошли
причёсывала - взяла
4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки
Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.
5. Итоги занятия.
Занятие № 2
Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.
Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».
Вопросы
(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)
Куда вошли Маша и Витя? - Что открыл Витя? - Что достал Витя?
- Что надевал Витя? - Что открыла Маша? - Что достала Маша?
- Что надевала Маша? - Что завязывала Маша?
И т. п. в соответствии с произведенными действиями.
Упражнения
1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие воп-росы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку соста-вить рассказ.
Образец рассказа
Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.
Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.
2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ
У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед.
Маша села на скамейку. Витя выпил сок.
Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку.
Витя надел сапоги. И т.п.
3. Словарная работа
Уточнение значения некоторых глаголов:
завязывать, одел (кого-то),
застегивать, надел (на себя, на кого-то),
зашнуровывать, поддел (что- то).
Подбор слов.
Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?
Кого можно одевать? На кого - надевать? Что - поддевать?
4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим опорным словам:
вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуро-вала.
5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим
Витя открыл шкафчик. ... Маша достала ботинки. ...
Маша и Витя вошли в раздевалку. ... Витя застегнул молнию. ...
6. Итоги занятия.
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.
Библиография
1. Ткаченко Т.А., Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. Москва, Гном и Д, 2001.
2. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
3. Ткаченко Т.А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
4. «Нарушения речи и голоса у детей», под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской, Москва, 1969 г.
5. Эльконин Д.Б., «Развитие речи», Москва, 1964 год.
6. Леонтьев А.А., «Исследования детской речи» // Основы теории речевой деятельности, Москва, 1974 г.
7. Тихеева Е.И., «Развитие речи детей», Москва, 1964 год.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
9. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
10. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.
11. Ястребова В.Я., «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, 1985 г.
12. Ефименкова Л. Н., «Формирование речи у дошкольников», Москва, 1985 г.
13. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.
14. Нищева Н.В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Совершенствование связной речи», Москва, 1994 г.
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., «Основы логопедии», Москва, 1989 г.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение», Москва, 1999 г.
19. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. I, II, III периоды», Москва, 2000.
Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №70
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский
Образовательные цели:
закрепление знания признаков осени, представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы»;
расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
Развивающие цели:
развитие речевой активности, связной речи при составлении описательного рассказа, используя схему Ткаченко, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Предметные картинки перелётных птиц, картинки с изображением перелётных птиц «ошибка художника», мольберт, схема Ткаченко, цветные карандаши, мяч.
1 Организационный момент (мотивация)
(дети стоят возле стульчиков)
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали,
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться.
(садятся на стульчики).
2 Введение в тему (развитие связной речи по схеме Ткаченко)
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Осень какая? (Поздняя)
- Назовите признаки поздней осени.
- Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в тёплые края?
- Назовите перелётных птиц.
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Первыми улетают на юг птицы, которые питаются… (насекомые прячутся)
Кукушка не высиживает своих птенцов… (не вьёт себе гнезда)
Все люди любят слушать соловья… (красиво поёт, заливается)
Последними улетают птицы… (замерзают водоёмы)
Весной птицы возвращаются назад… (выводить птенцов)
Птиц называют друзьями человека… (радуют своим щебетаньем, сохраняют урожай)
- Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне будете возвращать его с ответом.
Дидактическая игра «Подбери действие»
Птицы что делают? (летают, вьют гнёзда, поют, клюют, ловят насекомых, кормят птенцов, откладывают яйца).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Птица - перо - хвост - птенец - клюв - журавль –
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
У цапли длинные ноги. Она какая?
У аиста длинный клюв. Он какой?
Ласточка любит тепло. Она какая?
У стрижа острые крылья. Он какой?
У гуся красные лапы. Он какой?
- Молодцы. Вы уже много знаете о перелётных птицах. Подойдите к столу и возьмите каждый по предметной картинке перелётных птиц (садятся на стульчики). Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о перелётной птице по схеме (Ткаченко) (Первый описательный рассказ – образец воспитателя).
3 Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме Ткаченко.
Динамическая пауза «Игра – подражание»
Вокруг себя повернись и в … (цаплю, ласточку, утку, детей) превратись.
4 «Художественное творчество» Поможем птицам улететь в тёплые края.
На столе предметные картинки перелётных птиц с недостающими частями тела (клюв, крыло, лапки и т.д.)
- Ребята, давайте их дорисуем и поможем птицам улететь в тёплые края.
5 Пальчиковая игра «Выпустим птицу»
Накрыть ладонью с широко расставленными пальцами рисунок с птицей (клетка), поочерёдно приподнимать пальцы, выпустить птицу, произнося слова «Я из клетки выпущу… (название птиц).
Пока дети рисуют, воспитатель беседует с детьми о перелётных птицах.
- Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно?
- Птицы улетели и вернутся они к нам когда? (весной)
- Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной? (ответы детей). Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен. Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
Запомни
Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)
Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей.
Журавли – клином.
Кукушки – поодиночке.
Итог занятия
- О чём мы сегодня беседовали на занятии?
- Что интересного и нового вы узнали?
- Как птицы находят дорогу в тёплые края и обратно?
Список использованной литературы:
1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»
Подготовительная группа.
2.С.И.Карпова В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет»
3.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»
4.Т.Г.Кислова «По дороге к азбуке»(Методические рекомендации)
5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой М.А Васильевой.
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему
Цели:
Формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему);
Формирование у детей навыка связности, развернутости, непрерывности высказывания;
Расширение и активизация словаря по лексической теме: «Домашние животные»;
Совершенствование психологической базы речи: увеличение объема кратковременной линейной памяти до шести элементов, развитие внимания;
Развитие общей и мелкой моторики;
Воспитание доброты, отзывчивости;
Оборудование: разрезные картинки по количеству детей , наборное полотно, фотография кошки, схема для составления описательного рассказа.
Лексический материал:
- имена существительные: кошка, пятна, грудь, лапы, уши, глаза, усы, хвост, шерсть, молоко, мясо, рыба, дом, котята, мыши;
Имена прилагательные: рыжая, белые, маленькие, острые, большие, зеленые, пушистый, длинный, полосатый, короткая, гладкая;
Глаголы: мяукает, мурлычет, шипит, ест, ловит, играет.
I.Организационный момент
Логопед : Подойдите к столу и сложите разрезные картинки. Кто у вас получился? (Кот)
Какое это животное, дикое или домашнее? (Домашнее). Сейчас сядет тот, кто назовет домашнее животное и детеныша.
II. Ход занятия
1. Сообщение цели занятия.
Логопед: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то встретила девочку Таню, которая потеряла свою любимую кошку Мурку. Давайте ему поможем. Вы хотите ему помочь?
Дети : Да.
Логопед : Девочка Таня дала мне фотографию этой кошки. Вот она. (Логопед показывает изображение кошки. Фото представлено на рисунке 2.). Нам нужно дать объявление и написать его так, чтобы люди узнали, какая точно кошка потерялась.
Логопед : Найдите, какие признаки являются особенными для этой кошки. Подумайте, как лучше о них рассказать.
2. Составление предложений по пунктам схемы и вопросам.
На наборном полотне логопед располагает схему.(Представлена на рисунке 3.)
Логопед : О ком будем рассказывать?
Дети: О кошке Мурке.
Логопед: Что вы расскажите о Мурке? Какого цвета она была?
Дети : Рыжая с белыми пятнами.
Логопед:
А что у неё белого цвета?
Дети
: Грудь и лапы.
Логопед: А что ещё есть у кошки?
Дети: Уши у Мурки маленькие, острые.
Логопед: А что можно сказать о глазах?
Дети : Глаза большие, зеленые.
Логопед : Что еще есть у Мурки?
Дети : А еще есть усы и пушистый длинный полосатый хвост.
Логопед: Потом о чем будем рассказывать? (по схеме)
Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?
Дети: У Мурки короткая пушистая гладкая шерсть.
Логопед: Какие звуки издает кошка?
Дети : Она мяукает, мурлычет, шипит.
Логопед: А что любит есть кошка?
Дети: Молоко, мясо, рыбу.
Логопед: А где живет кошка Мурка?
Дети : Дома у девочки Тани.
Логопед
: А как называются детеныши у кошки?
Дети
: Котята.
Логопед:
Какие они, расскажите о них?
Дети
: Маленькие, красивые, глупые, беспомощные.
Логопед: Какую пользу приносят кошки человеку?
Дети: Они ловят мышей, их приятно гладить, играть с ними.
Логопед : А теперь вспомните и назовите, в каких мультфильмах вы видели кошек и книгах читали?
Дети : Мультфильм « Трое из Простоквашино» - кот Матроскин, кот Леопольд и др.
3. Динамическая пауза.
Упражнение «Кошечка».
4. Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему.
Логопед : Вспомните и назовите по порядку, как вы будете рассказывать о кошке Мурке.
(Вначале о внешнем виде, затем, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто детеныши, какую пользу приносит людям).
А теперь, кто из вас расскажет о кошке?
(2-3 ребенка составляют рассказ с опорой на схему).
5. Динамическая пауза.
Игра-развлечение « Бедный котенок».
Водящий изображает котенка: переходя от одного играющего к другому, он становится на колени или на четвереньки. Мяукает, урчит, мурлычет и при этом без конца строит рожицы - чем уморительнее, тем лучше. Тот, к кому обращается «котенок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький - бедный, черненький - черный котенок. Кис!» Если же кто-то улыбнулся на слова водящего, он становится «котенком», и игра продолжается. Помочь ребенку рассмешить может педагог, сказав что-то смешное или превратившись в маму-кошку.
6. Развитие психологической базы речи.
Логопед : (Зачитывает рассказ-объявление) Все ли я правильно записала? Ничего не пропустила? (Пропущены основные моменты в описании – цвет кошки, полосатый пушистый хвост).
Дети добавляют недостающие признаки внешнего вида кошки (Коллективное рассказывание)
Логопед : А теперь кто-нибудь хочет рассказать про кошку Мурку?
(Рассказ ребенка)
Образец описательного рассказа. Это кошка. Её зовут Мурка. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.
III. Итог занятия
Логопед : Ребята, как вы думаете, поможет наше объявление найти девочке Тане её кошку Мурку?
Дети: Да.
Логопед : Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Мы с вами написали объявление, с помощью которого, я надеюсь, девочка Таня очень скоро найдет свою любимую кошку Мурку.
Оборудование к занятию
Рисунок 1. Образец разрезных картинок.